Самосознание можно определить как 1 балл уровень притязаний образ себя повышенное внимание к себе

Обновлено: 04.07.2024

САМОСОЗНАНИЕ - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (==> Я-концепция).

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания - это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (-> самосовершенствование; самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития:

Предпосылки самосознания: единство организма как целого, реальная самостоятельность его органической жизни.

Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений.

Начало ходьбы, самостоятельного передвижения.

Начало трудовой деятельности и т.д.

Эти и другие события вызывают изменения не только в поведении, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также влияет на внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутренне отношение и к другим людям и к самому себе.

Этапы развития самосознания.

1 этап - пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности, автоматическое следствие.

2 этап - активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.

Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Я – концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Когнитивный – характеризует содержание представлений о себе.

Эмоционально-ценностный – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Поведенческий – возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением.

Исторический аспект развития Я – концепции

Идея Я – концепции принадлежит американскому психологу и философу Уильяму Джеймсу (1842-1910). Согласно его мнению, Я, как объект, состоит из четырех компонентов: духовного, материального, социального и телесного. Которые и образуют для каждого человека уникальный и неповторимый образ о самом себе.

В дальнейшем на развитие идей о формировании Я – концепции большое влияние оказала гуманистическая психология, в частности идеи К.Роджерса. Которым проводились исследования, с целью выявления взаимосвязи между самооценкой человека и особенностями его поведения.

Согласно наиболее общепринятой точки зрения Я – концепция включает в себя следующие компоненты:

физическое Я – схема собственного тела;

реальное Я – включает представление о себе в настоящем времени;

динамическое Я – то, каким индивид собирается стать;

социальное Я – компонент соотносимый со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой др.);

экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти;

идеальное Я – то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;

фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Становление Я – концепции происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. В первую очередь родителей. Считается, что опыт первых человеческих отношений, усваиваемый ребенком в семье, является для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Все многообразие Я – концепции так или иначе выполняет регулятивную функцию. То есть служат регуляторами поведения человека в ходе взаимодействия с другими людьми. Следовательно, чем более адекватной является Я – концепция, тем легче человеку управлять своим поведением.

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;

2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Это осознание человеком и оценка своих качеств, своих действий и их результатов, интересов, мыслей, чувств, мотивов поведения. Формами самосознания являются самопознание, самооценка и самоуважение.

Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности и поведения посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами. Во-вторых при осознании человеком отношения других людей к нему (оценок, даваемых другими людьми результатам его деятельности, поступков, черт характера). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, мотивов поступков.

На основе самопознания возникает самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств. Самооценка может быть адекватно (объективной) и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. Завышенная самооценка приводит к формированию самоуверенности, высокомерия, некритичности. Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самооценка тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, при неуспехе – снижается. Уровень своих притязаний человек обычно устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Результатом самопознания человека является “образ Я” или система представлений о самом себе.

“Образ Я” включает в себя три компонента. Во-первых, это когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, самоуничижение т.д. это отношение к самому себе. Человек может относиться к себе так же, как и другим – с уважением или презрением, любовью или ненавистью. В-третьих, поведенческий компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание уклониться от критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Характеристики “образа Я”:

а) когнитивная сложность и дифференцированность – число и характер осознаваемых человеком своих качеств. Чем больше качеств человек осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания;

б) степень устойчивости во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно подвержено колебаниям;

в) степень внутренней цельности. “Образ Я” может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления человека о самом себе. Непоследовательность “образа Я” вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания;

г) конкретный состав. Люди могут отличаться по предмету осознания6 одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.

Самопринятие и самоуважение личности. Благополучное становление человеческой личности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера. Своего места среди других людей. Установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

По утверждению американского психолога У.Джемса, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха (неуспеха) в деятельности.

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Успех в деятельности повышает самоуважение человека. Поэтому для сохранения самоуважения надо либо приложить максимум усилий и добиться успеха, что является трудной задачей; либо снизить уровень притязаний, вследствие чего самоуважение не будет потеряно даже при самых скромных успехах.

Самосознание развивается постепенно в течение жизни человека. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира, он осознает свои части тела как принадлежащие ему. Так годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем ребенок отделяет себя от других людей, осознает свою самостоятельность, обособленность от окружающих. Так в возрасте 2-3 лет он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков. Младший школьник осознает причины своих успехов и неудач. В подростковом возрасте начинается осознание своих психических особенностей, характера, нравственных качеств. В этом возрасте начинает формироваться “идеальное Я” - осознанный личный идеал.

Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты [13]:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточный уровень развития мышления.

4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе общения и деятельности.

Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые он выдвигает, обосновывает перед другими людьми и перед самим собой далеко не всегда отражают побуждения человека, реально определяющие его действия.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью. Полученный результат может удовлетворить или не удовлетворить ее. Это зависит от уровня притязаний.

В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притязание – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным он относится к достижению в отдельных областях деятельности (напр., в музыке, спорте и т.д.) или личностных отношений (занять определенное место в системе отношений: дружеских, семейных, производственных и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить и более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого притязания лежит оценка себя как личности.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Ожидаемая оценка также может быть высокой, средней, низкой. Экспериментально установлено, что ожидаемая оценка, являясь довольно устойчивой в привычном коллективе, может существенно изменяться, становиться неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые взаимоотношения.

Литература

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 39-123,54-91,91-104.

3.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

4.Зейгарник Б.Ф. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6-30, 35-57.

5.Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. С. 159-189, 206-230.

7.Платонов К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. М., 1966.

9.Немов Р.С. Психология. Т. I., M., 1994.

10.Петровский В.А. Личность в психологии. М., 1997.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 г. М., 1989. Т. II. С. 103-122, 236-249.

12.Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. С. 75-145.

13.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

15.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет (см. §1, план-задание п.1), для чего дайте определение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность

Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга. Результаты представьте в виде таблицы.

2. Познакомьтесь и изложите в виде тезисов различные подходы понимания личности – чья позиция на ваш взгляд наиболее правильна. Аргументируйте свою точку зрения [1; 4; 6; 11; 14].

3. Проанализируйте соотношение биологического и социального в структуре личности. Докажите, что личность биосоциальна. Аргументируйте выдвигаемые положения. Приведите примеры. Задание выполните письменно как контрольную работу.

4. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское и неофрейдистское понимание источников активности. Подготовьтесь к выступлению по данному вопросу на семинаре [4; 8; 10; 12; 15].

5. Важной характеристикой личности является умение сознавать и оценивать самого себя, свои возможности, мотивы и цели своего поведения, моральные качества, само отношение к другим людям и себе.

Читайте также: