Самое неприятное что иногда я начинаю думать что она права что вопрос этот совершенно неразрешим

Обновлено: 03.05.2024

Богословие прекрасно, но занятия им тщетны, поскольку спасение доступно всем – и знающим его, и незнающим.

Одна математика, по мнению Декарта, обладает достоверным и очевидным знанием, но достойного применения не имеет, служа лишь ремёслам. Странно, замечает философ, что на столь прочном и крепком фундаменте не воздвигнуто чего-либо более возвышенного.

В итоге, Декарт принимает решение избавиться раз и навсегда от взглядов, воспринятых им ранее, с тем, чтобы впоследствии заменить их взглядами, согласованными с требованиями разума.

Но обнаружить эти начала не так то легко. И науки, и философия опираются на опыт, то есть чувственное знание, и умозрение. Опытное, чувственное познание вызывает у Рене Декарта весьма сильное сомнение. Чувства часто обманывают нас, представляя нам вещи не такими, какие они есть на самом деле.

Вы можете падать с крыши высокого дома, чувствовать свое ускорение, слышать свой крик и с ужасом наблюдать приближающуюся землю, и за секунду до удара проснуться, вскочив с постели с чувством облегчения и осознания, что это был сон. Но, при этом, у вас был полный набор чувственных восприятий, связанных с падением. Можно вспомнить феномен фантомных болей, когда ампутированная часть тела все еще болит. Или можно вспомнить феномен миража. В качестве крайнего примера, можно обратиться к наркотическим состояниям. Сам я, к счастью, их не испытывал, но читал и слышал от других, что реальность в этих состояниях предстает совсем иной.

Остается лишь математика. Она, как кажется Декарту, есть знание, основывающееся на очевидностях разума. То, что два плюс два равно четырем, представляется Декарту с очевидностью данным в нашем мысленном созерцании. Так не можем ли мы в математике найти искомые твердые, абсолютные основания для науки как таковой? Нет – отвечает Декарт. Нам ничто не мешает вообразить, что мы находимся во власти не всеблагого Бога, а во власти злобного и коварного демона, который внушает нашему разуму математические очевидности. Вероятность этого, конечно, крайне мала, но полностью исключить ее мы не можем. Следовательно, и очевидность математических аксиом также не может рассматриваться как искомая точка опоры.

Но, вынося за скобки данные всех наук, мы выносим за скобки весь мир и большую часть самих себя. Ведь сомневаясь в существовании других вещей, мы должны усомниться и в существовании собственного тела – оно также дано нам посредством чувственных восприятий. А сомневаясь в очевидности математических аксиом, мы можем усомниться и во всем остальном содержании нашего сознания. Все сущее выносится за скобки.

Из этого трудного положения Декарт выходит весьма ловко, я бы даже сказал – весьма жульнически, хотя я ни в коей мере не сомневаюсь в его искренности. Полагаю лишь, что он чрезмерно увлекся своим методическим сомнением и слишком усугубил собственное положение. Он сам себя загнал в тупик. Мотивация его мне понятна, ибо определена философией знания того времени. Из этой философии исходят все рационалисты. И даже Иманнуил Кант, который отказался от рационализма, подчиняется ей. Они все приемлют научное знание, лишь как знание аподиктическое, то есть знание всеобщее и необходимое, знание абсолютное. Опыт, базирующийся на чувственных восприятиях и неполной индукции, представляется им неподходящей основой для такого знания. И они ищут некие очевидности разума, которые бы смогли стать незыблемым основанием этого абсолютного знания. Претензия чрезмерная и, с моей точки зрения, бесперспективная. Наше, так называемое, вероятностное научное знание, базирующееся на опыте, неплохо работает и подтверждается практическими результатами. Необходимо обрести смирение и удовлетвориться этим вероятностным знанием. Поиск интеллигибельных (духовных, идеальных) оснований абсолютной науки есть игры разума, которые погружают нас в куда более зыбкие пески, нежели вероятностный характер опыта. Говоря образно, не стоит лечить лихорадку чумой.

Фактически, Декарт воспроизводит знаменитое онтологическое доказательство бытия Божьего Ансельма Кентерберийского, жившего в XI веке. Кроме того, здесь отчетливо заметно влияние Блаженного Августина, с трудами которого Декарт основательно ознакомился во время своего обучения в иезуитском колледже. С современной точки зрения, это доказательство ошибочно, ибо существование здесь рассматривается, как один из признаков, атрибутов понятия. Но существование не может быть признаком, атрибутом понятия. Уже в XVIII веке Иманнуил Кант ехидно заметил, что наличие в уме ясной и отчетливой идеи ста талеров (весьма симпатичная серебряная монета) еще не означает присутствие этой суммы в нашем кармане. Из анализа содержания понятия мы не можем вывести факт существования предмета, который обозначает это понятие.

Но Декарт не видит, или, возможно, не хочет видеть этой проблемы. Бог ему крайне необходим. Без Бога его гносеология превращается в декларацию скептицизма. А это имеет не только неприятные последствия теоретического характера, но и практического. У Декарта и так были серьезные проблемы с церковью. Если же в его системе не нашлось бы места для Бога, эти проблемы многократно умножились бы. Кроме того, после полуторатысячелетней тотальной промывки мозгов христианской идеологией, не стоит удивляться тому, что европейский ум способен усмотреть разумность, логичность и истинность там, где нет и их следов, если дело касается Бога.

Фактически, Бог выступает в системе Декарта как высший гарант истинности нашего познания. Сверхсовершенство Бога с необходимостью предполагает его характеристику как всеблагой сущности. А всеблагая сущность не станет развлекаться тем, чтобы создавать человека лишенного способности к истинному познанию. Следовательно, Бог создал человека способным к эмпирическому и рациональному познанию истины.

Декарт разрешает эту проблему указанием на то, что причиной заблуждения является давление воли на разум. Наша натура содержит в себе много страхов, тревог, желаний и надежд. Все это не имеет никакого отношения к нашему рациональному познанию. Но все это властно влияет на него.

«…причиной моих ошибок не может быть сама по себе та сила воли, которую я получил от Бога, ибо сила эта велика и в своем роде совершенна; не является этой причиной и моя способность понимания (vim intelligendi), ибо, поскольку я получил ее от Бога, все, что я понимаю, я, несомненно, понимаю правильно и не могу в этом ошибаться. Так от чего же происходят мои ошибки? А лишь от того, что, поскольку воля обширнее интеллекта, я не удерживаю ее в тех же границах, что и интеллект, но простираю ее также на вещи, которых не понимаю; когда она безразлична к этим вещам, она легко отклоняется от истины и добра, и таким образом я допускаю ошибки и погрешности…

Стоит отметить, что учение Декарта о давление воли на разум восходит к христианской доктрине о злой воле и грехопадении, которую философ хорошо усвоил, обучаясь в иезуитском колледже. Так, парадоксальным образом, новая рациональная философия Рене Декарта смыкается с архаическим учением церкви. Впрочем, Декарта это ни в коей мере не смущало, поскольку он сам совершенно искренне неоднократно подчеркивал свою приверженность учению церкви. И его огорчало нежелание церкви признать безопасность его философии для веры.

Впрочем, в этом пункте философ заблуждался, а церковь оказалась права. Философия Декарта стала важнейшим источником того полноводного и бурного потока науки, который в последующие столетия смел монополию религии на знание и мировоззрение.

Но при этом в суждении Декарта относительно источников заблуждения заключена глубокая, перспективная идея. Говоря о воле к истине, о выработке привычки к верному и надлежащему использованию нашего интеллекта, философ, фактически, требует создания особой дисциплины научного ума, без которой какой-либо поиск истины невозможен. И в этом требовании он абсолютно прав. Интеллект ученого отличается от ума профана не только наличием значительно большего объема знаний и навыками обработки информации, но и особой дисциплиной интеллекта, позволяющей ему делать суждения в тех случаях, когда к этому есть надежные основания, и воздерживаться от суждений тогда, когда таких оснований нет.

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Где кончается любовь, там начинается ненависть.

Глаза - зеркало души.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека.

Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.

Знание - орудие, а не цель.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Из всякого положения есть выход. Нужно решиться.

Алкоголь и никотин сбивают с людей верхи мыслей и чувств.

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.

Если хочешь узнать всю радость доброго дела, то делай добро тайно.

Если хочешь быть спокоен, угождай совести, а не людям.

Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет.

Знание — орудие, а не цель.

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

Истинно неверующий тот, кто думает и говорит, что верит в то, во что не верит.

Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди.

Метафизика - это наука о мыслях, не подлежащих выражению словами.

Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди.

Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним.

Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их.

Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.

Люди разделяются на два рода: для одних мысль управляет жизнью, для других - наоборот. В этом причина отсутствия взаимопонимания людей, в этом ключ к объяснению безумия мира.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать. А спокойствие - душевная подлость.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения.

Любить всю жизнь одну или одного - это всё равно, что сказать, что одна свеча будет гореть всю жизнь.

Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге.

У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.

Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно.

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.

Есть что-то значительнее воли человека - это неизбежный ход событий.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Вера учит людей тому, как понимать жизнь. Люди за многие тысячи лет до нас не знали и не понимали того, что понимают люди нашего времени, и потому многое из той веры, которую исповедовали в древности, уже не годится для нас.

Грехи, соблазны и суеверия скрывают от человека его душу.

Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями.

Перемены в нашей жизни всегда бывают от перемен в наших мыслях.

Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви.

Старайся держать свою жизнь так, чтобы не бояться смерти и не желать её.

Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным.

Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости.

Разум и ум - два совершенно различных свойства. Ум есть способность понимать и соображать жизненные мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей её отношение к миру и к Богу.

Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь.

Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.

Тот, кто заботится о том, что говорят про него люди, никогда не будет спокоен.

Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет.

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Сомнения не разрушают, но укрепляют веру.

Кто доволен собой, тот всегда недоволен другими.

Человеку, для того, чтобы узнать зло, надо вкусить плода его.

Прошедшее было, будущего нет, есть одно настоящее.

Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас.

Жизнь - это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы.

Большая часть бедствий людей происходит от злоупотребления разумом.

За дурными мыслями следует дурная жизнь.

Грешить - дело человеческое, оправдывать свой грех - дело дьявольское.

Соблазны - не случайное явление. Идти в жизни всегда приходится среди соблазнов, как по болоту, постоянно погрязая в них и выбираясь.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Определять жизнь временными и пространственными условиями - это всё равно, что определять высоту предмета его длиной и шириной.

Ограничивать свои обязанности пределами семьи или родины - это более или менее глубокий эгоизм.

Надо соблюдать разум в чистоте, чтобы он всегда мог отличать истину от лжи.

Чем умнее и образованнее человек, тем ложь его вреднее и опаснее.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего.

Для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т.е. несправедливым к себе, если же будешь желать быть только справедливым, то будешь пристрастен к себе и несправедливым к другим.

В периоды упадка духа надо обращаться с собой, как с больным, - главное, не шевелиться, ничего не предпринимать.

Желать в прошедшем - это сожаление, раскаяние; желать в будущем - это мечты, планы; желать в настоящем - это сама жизнь.

Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же.

Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.

Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его.

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.

Среди добрых и трудолюбивых людей надо стыдиться своей бедности. Среди злых и праздных - своего богатства.

Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской.

Как только устраиваешь жизнь других людей насилием, непременно устраиваешь её для своей выгоды.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования.

Музыка — это стенография чувств.

Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше.

Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости жизни разумной.

Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.

Самое обычное изречение гордого человека: "Меня не понимают". А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: "Не понимают моего величия".

По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное.

Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность.

Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её.

Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.

Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться.

Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума.

Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла.

Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно.

Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении.

Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности.

Воспитание стирает индивидуальность.

Один из самых трудных переходов - это переход от жизни хорошенькой к жизни хорошей.

Бараны прыгают в воду, а ты стоишь отмахиваешь, а они всё так же прыгают, и представляется, что они - делают дело, а ты мешаешь им.

Недовольство собой есть трение, признак движения.

Роскошь не есть ли приготовление лучшего, когда есть достаточное.

Совесть и есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим.

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой.

Истина приобретается как золото - не тем, что она приращивается, а тем, что отмывается от него всё то, что не золото.

Материализм - это есть ограниченное, узкое учение, долженствующее объяснить всё и исключить всякое разумное понимание жизни.

Сдерживать гнев ещё хуже. Надо его победить.

Нарушать нравственный закон для здоровья - все равно, как разламывать дом, в котором живешь, чтобы топить им.

В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями.

Книги, которые пишутся с целью найти много читателей, - это не сочинения, это произведения Авторского ремесла.

Попробуйте встать совершенно на уровень с народом, и он станет презирать вас.

Отчаяние есть слабость веры и надежды.

Свобода состоит в отсутствии принуждения делать зло.

Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал.

Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения.

Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость.

Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении.

Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда.

Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельствами, то есть даёт выбор из тысячи фактов.

Всё, что делают люди - делают по требованию всей природы, а ум только подделывает под каждый поступок свои мнимые причины, которые для одного человека называет убеждения, вера, а для истории - идеи.

Если люди действуют безумно, то наверно они будут и говорить безумное.

Самая беда - это компромисс, принимаемый за принцип.

Мы вскоре начинаем чувствовать то, про что очень много думаем.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость.

Если кто сомневается в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как на другом конце всегда сходятся глупость и эгоизм.

Тело - это пища души, это леса, посредством которых строится истинная жизнь.

Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.

Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо.

Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.

Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу.

Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других.

Путём сомнений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству.

Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

Тот, кто ничего не делает, делает дурное.

Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках.

Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

Человек испортил себе желудок и жалуется на обед.

Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу.

Читайте также: