С возрождением принципов римского права проявились интересы такой заинтересованной группы как

Обновлено: 04.07.2024

Факультет: подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине (модулю): РИМСКОЕ ПРАВО

(Вариант № 1)
Выполнила:

обучающийся 1 курса

заочной формы обучения

Меджидова Екатерина Юрьевна

Кофанов Леонид Львович

Ответ: Предпосылки всеобщей кодификации права. Развитие юридической науки в первые века н. э. вызвало к жизни первые частные систематизации правовых источников. Так, в конце II - начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах. Примерно в то же время другой известный юрист - Юлий Павел - свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. Тогда же была обнародована официальная кодификация преторского эдикта.

Дело кодификации правок видно, было взаимосвязано с правовой политикой императоров, и обобщение именно императорских постановлений рассматривалось как главное в этой работе. В начале IV в. был составлен Кодекс Григориана, в котором обобщались конституции императоров за 196-295 гг. Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Кодекс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охватывая постановления за 291-365 гг. Но и тот, и другой были теми же частными кодификациями, правда, получившими официальное признание.

В V в. при императоре Феодосии был издан (по образцу предыдущих) уже официальный сборник императорских конституций - Кодекс Феодосия (438 г.). В кодексе впервые был произведен отбор только действующего законодательства. Все впоследствии изданное императорами обобщалось в виде собраний -. новелл - Novellae leges.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Сorpus juris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готфридом и вошли в историческую традицию. Подлинные тексты Свода не сохранились.

1) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах,

2-3) общие институты вещного права и обязательственного

4) учение об исках и принципах право-применения в суде.

Собрание Новелл (Novellae), которые считаются условно дополнительной четвертой частью Свода Юстиниана, было связано уже с частной систематизаторской деятельностью после смерти императора. Сохранились три сборника, первый из которых был составлен в 556 г. и включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI в. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций и вообще многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.

Задание 3. Кратко прокомментируйте содержание следующих понятий:

Caput habere; status libertatis, status civitatis, status familiae; ius conubii, ius commercii; capitis deminutio; intestabilitas, infamia, turpitudo; tutela, cura.; paterfamilias; patria potestas; persona sui iuris, persona alieni iuris; matrimonium cum manu mariti, matrimonium sine manu mariti; dos, donatio; peculium; legitimatio, adoptio, arrogatio, emanсipatio.

В чем состоит отличие опеки от попечительства? Над кем они назначались?

Ответ: Caput habere; status libertatis, status civitatis, status familiae; ius conubii, ius commercii; capitis deminutio; intestabilitas, infamia, turpitudo; tutela, cura.; paterfamilias; patria potestas; persona sui iuris, persona alieni iuris; matrimonium cum manu mariti, matrimonium sine manu mariti; dos, donatio; peculium; legitimatio, adoptio, arrogatio, emanсipatio.
caput habere значило быть правоспособным.

а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом(status libertatis);

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев(status civitatis);

в) в семейном положении (status familiae): не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

capitis deminutio -умаление правоспособности римского гражданина

ius conubii - право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью,

ius commercii - право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Intestabilitas поражала лицо, которое было свидетелем при совершении соответствующих гражданских сделок а затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки. В более позднее время intestabilitas поражала также лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Infamia заключалась в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией.

Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями, например, актера и др., и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности.

Опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними и женщинами; попечительство (cura) - над безумными, расточителями, лицами, не достигшими 25 лет.

Опека и попечительство устанавливались только над лицами sui iurris, т.е. не находившимися ни в чьей власти.

Paterfamilias - отец семейства, лицо, имеющее над другими родительскую власть.

Persona sui iuris - это лицо, которое никому не подвластно. Persona sui iuris обладает полным объемом гражданских прав, которые состоят из трех статусов -status libertatis, status civitatis, status familiae.

matrimonium cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом.

matrimonium sine manu mariti оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Dos - ad matrimonii onera sublevanda, особое приданое передаваемое мужу, в целях облегчения бремени семейных расходов.

donatio ante nuptias предбрачный дар,

Peculium - часть собственности в пользовании: отца семейства (pater familias), у подвластного, рабовладельца, у раба или землевладельца, у колона.

Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio.

Arrogatio производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении.

Adoptio (в отношении persona alieni iuris) совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. paterfamilias мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio.

Ответ: Владение (possessio) – это такое общественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessionis – то есть тело владения, фактическое обладание вещью- это телесный момент. И animus possessionis –душу владения, то есть наличие желания, намерения владельца иметь вещь. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите.
Защита владения обеспечивалась публичной властью в административном или полицейском порядке. Публичная защита основывалась на власти- auctoritas –магистрата. Их цель – удержать существующее владение, запретить посягательство на его нарушение.
Владение прекращалось:
1) утратой хотя бы одного из условий владения;
2) в результате гибели вещи;
3) за смертью владельца;
4) в случае изъятия вещи из оборота;
5) если лицо само желало прекратить владение путем отчуждения вещи.

Владение могло быть приобретено лично или через представителя.
Римское право различало понятия владение и держание - detentio.
Держание — это фактическое обладание вещью без намерения относиться к ней как к своей. Держание возникало на основе договора с владельцем вещи. Юридическое различие между владением и держанием:
— владельцы могли самостоятельно от своего имени защищать вещь от всяких публичных посягательств на нее;
— держатель же вещи вынужден обращаться за защитой к собственнику, так как не мог самостоятельно подавать иск.

Задание 5. Прокомментируйте понятие и сущность обязательства в римском праве.

Obligatio est iuris vinculum, quo necessitate adstringimur alicuius solvendae rei, secundum nostrae civitatis iure

Юстиниан, Институции. III. 13 pr.: Обязательство есть оковы права, в силу которых мы по необходимости должны выполнить известное действие согласно законам нашего государства.

D.44.7.3 pr. (Paul. 2 Inst.): Obligationum substantia non in eo consistit, ut aliquod corpus nostrum aut servitutem nostram faciat, sed ut alium nobis obstringat ad dandum aliquid vel faciendum vel praestandum.

Павел (D.44.7.3 pr.): Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал, или предоставил.

Кто являлся сторонами в обязательстве? Допускалась ли замена сторон?

Ответ: Из анализа этих определений можно сделать вывод, что под обязательством римские юристы понимали правовую связь двух лиц - кредитора и должника, в силу которой кредитор имеет право требовать, а должник обязан совершить какое-либо полезное действие в пользу кредитора.

Право кредитора и соответствующая ему обязанность должника составляют содержание обязательственного правоотношения.

Первоначально по Законам XII таблиц "правовая связь" дополнялась физической.

Должник в случае неисполнения обязательства отвечал своей личной свободой.

Задание 6. Схематично изобразите систему контрактов в римском праве. Чем отличался договор займа от договора ссуды?

В преторский период развития права в области наследования по закону происходят существенные перемены: агнатское родство вытесняется когнатским родством. Cognati – родичи по крови, то есть лица, связанные общностью происхождения. Именно когнатическое родство становится основой наследственного права.

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников:

2. unde legitimi– наследники по старому цивильному праву;

3. unde cognati– кровные родственники наследователя вплоть до шестой степени родства;

Если не оказывалось никого из родственников или супруга наследодателя, то имущество считалось выморочным- bonum vacans.Позднее, в период принципата, было установлено, что выморочное имущество принадлежит фиску. В ряде случаев таким правом стали обладать церковь и монастыри.
Задание 8. Схематично изобразите систему исков в римском праве. Что представлял собой легисакционный процесс? Какой форма процессуальной защиты пришла ему на смену и почему?

Ответ: Иск (actio) – это обращенное в суде требование истца к ответчике. «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование. (Цельс, Дигесты).
Понятие иска в римском праве включало в себя, на языке современной юриспруденции ипроцессуальный,и материальный смысл: право на иск в процессуальном смысле – требование истца к ответчику и право на иск в материальном смысле – требование к претору поре.
Виды исков:


Вещный иск (actio in rem)

Отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на данную вещь (абсолютный характер)

Личный иск (actio in personam)

Требование исполнении обязательства конкретным должником. Ответчик заранее известен (относительный характер).

Иск строгого права (actio stricti iuris)

Судья связан буквой договора и не имел права принимать возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости.

Иск на добросовестности (actio bonae fidei)

Положение судьи свободнее, он имеет право принимать во внимание возражения ответчика, основанные на требованиях справедливости.

Иск по аналогии (actio utilis)

Иск по аналогии позволил применять к новому случаю той же, уже применявшей формулы и в том случае, когда они прямо не распространялись на данный случай.

Иск с фикцией (actio ficticia)

В тех случаях, когда претор признавал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое, не предусмотренное в законе отношение, он иногда предлагал (в формуле) судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.

Штрафные иски (actiones poenalis)

Направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф.

Actio arbitrariae

Иск, границы удовлетворения которого определялись по усмотрению судьи.

Смешанные (actiones mixtae)

Осуществляющие возмещение убытков и наказание ответчика.

Ординарный процесс времен республиканского Рима отличался от ординарного процесса периода принципата. Первый осуществлялся действиями, носившими общее обозначение per legis actionum, и потому носил название легисакционный процесс. Второй осуществлялся посредством составления претором условного приказа судье - формулы (per formulae) , и потому назывался формулярный процесс. Предполагают, что данное название коренится в словах legis actio - приведение в действие самого закона, иск из закона. Для легисакционного процесса необходимо было личное присутствие перед судом истца и ответчика. Но государство тогда не вызывало ответчика и не принуждало его к явке: доставить ответчика в суд было заботой самого истца. Законы XII таблиц давали истцу особые средства для этого: истец был вправе потребовать от ответчика явки в суд там и тогда, где и когда он его заставал, причем ответчик обязан был подчиниться этому требованию. В случае необоснованного отказа, истец опротестовывал отказ перед свидетелями и задерживал ответчика силой; при сопротивлении или при попытке к бегству ответчик подлежал manus iniectio (наложению рук). Это значило, что он как бы по приговору суда передавался в полное распоряжение истца.

Эта реформа осуществлялась в период от 149-126 гг. и по 17 г. до Р.Х. Законом Эбуция вводился в практику формулярный процесс, при этом основная идея его – использование формулы, как главного инструмента засвидетельствования спора, была заимствована из опыта претора по делам перегринов (или из провинций). До поры до времени обе формы прцесса сосуществовали. Но в 17 году до н. э. законом Юлия о частных судах легисакционный процесс был отменен.
Задача 9. D.41.3.4.19 (Paulus libro LIV ad edictum): Lana ovium furtivarum si quidem apud furem detonsa est, usucapi non potest, si vero apud bonae fidei emptorem, contra: quoniam in fructu est, nec usucapi debet, sed statim emptoris fit.

а) Опишите своими словами фактическую ситуацию, которую рассматривает римский юрист. Изложите при этом только фактические обстоятельства дела, не касаясь правовых проблем.

Ответ: Вор, своровавший овцу, продавал состриженную с нее шерсть. Доход с проданной шерсти не принадлежит вору. Принадлежит ли шерсть добросовестному покупателю.

б) Сформулируйте правовой вопрос, ответ на который дает автор фрагмента.

Ответ: Является ли доход с приобретённой овцы законным

в) Кто является собственником шерсти, если она сострижена в период пребывания овец во владении вора?

Ответ: Владелец овцы

г) Может ли добросовестный покупатель такой шерсти приобрести на нее право собственности по давности?

д) На какой момент приобретатель ворованных овец должен быть добросовестным, чтобы получить право собственности на состриженную им шерсть?

Ответ: На момент покупки

е) Имеет ли значение, в какой момент добросовестный покупатель состриг шерсть с овец – до того как выяснилось, что овцы ворованные, или после этого?

Ответ: конечно имеет

Задача 10. D.18.1.16.pr. (Pomponius libro IX ad Sabinum): Suae rei emptio non valet, sive sciens sive ignorans emi: sed si ignorans emi, quod solvero repetere potero, quia nulla obligatio fuit.

Купля своей вещи является недействительной вне зависимости от того, купил ли я зная (об этом) или не зная; но если я купил по незнанию, то я смогу истребовать обратно уплаченное, так как не было никакого обязательства.

а) Изложите своими словами фактические обстоятельства дела.

б) Сформулируйте правовую проблему, рассматриваемую римским юристом.

в) Почему Помпоний считает куплю недействительной?

г) С помощью какого иска добросовестный приобретатель может истребовать назад уплаченные деньги?

д) Отказывает ли Помпоний недобросовестному приобретателю в праве истребовать уплаченные деньги?

Римское право – правовая система существовавшая на территории Римского государства, и оказавшее влияние на последующие системы права, в том числе и Новейшего времени.

Римское право содержит ряд основных принципов, на которых оно и построено.

Это принципы развития, единения, свободы и гармонии. Рассмотрим их.

Принцип развития

Принцип развития права и правовой системы, которое не останавливается и продолжает развиваться является также и принципом применения римского По данной теме мы уже выполнили реферат Владение в римском праве подробнее права. Данный принцип считается как основное правило всей системы рассматриваемого нами римского права.

Что, имели в виду под принципом развития римские По данной теме мы уже выполнили реферат Владение в римском праве подробнее юристы?

Они видели смысл существования права в спокойном и сбалансированном развитии общества и государства, что бы взаимоотношения их были гармоничными. При этом, главным действующим лицом считался римлянин, его права, под интерес гражданина Рима и должно было подстраиваться государство.

Такое понимание функций права вело к постоянной практике толкования и интерпретации созданных правовых норм.

В результате одним из проявлений римского права стала его прецендентность, как реакции на применение правовых норм в зависимости от случая, казуса, произошедшего в жизни римлянина. В результате истинным смыслом права стало принятие справедливого и честного решения, в каком либо случае, что влекло толкование нормы права, в том ключе, в каком это было нужно, несмотря на логические противоречия.

Готовые работы на аналогичную тему

А поскольку жизнь неисчерпаема на всевозможные казусы и преценденты, то и развитие римского права остановить невозможно. Это приводит к ситуации, когда норма становится общепринятым правом, когда полностью удовлетворяет интересы гражданина.

Отметим также следующий момент. Римские юристы также считали, что право кроме удовлетворения интересов человека, должно также служить и духовному его развитию. Это было связано с соединением правовых и религиозных сакральных представлений и практик древних римлян.

Следующей особенностью принципа развития, является, то, что он мог выступать основой всего применения права в римской жизни.

Такое применение права было выражено в развитии у римского гражданина его материального положения и духовного роста.

Таким образом, римские юристы, пользуясь принципом хозяйственной пользы, принимали во внимание не только то, что является верным, справедливым, а что нет, но и то, что будет полезным римлянину как человеку и гражданину.

Связанным с принципом правоприменения, является принцип соглашения как главной возможности достичь единства всех жителей римской общины.

Римский юрист Ульпиан пишет, что претор обязуется охранять и беречь такое соглашение, которое не нарушение ни ранее принятых постановлений и ни содержит угрозы для стабильности и безопасности Рима.

Принцип свободы

Принцип свобод в римском праве означал то, что любой свободный гражданин Рима мог совершать любое действие, которое бы ни противоречило бы установленным правовым нормам и традициям.

В тоже время римские юристы четко разграничивали свободу действий гражданина направленных на пользу, как самому человеку, так и общине и городу, с проявлениями эгоистичными и антисоциальными человеческой сущности.

Римской юридической мыслью четко разделялась свобода социально полезных проявлений личности, и наоборот, свобода эгоистических и антисоциальных проявлений. Такое понимание идеи свободы находило свое выражение в необходимости некоторых, порой весьма серьезных, ограничений личности, наличие которых и есть основная предпосылка качественной реализации субъективных прав участников имущественного оборота.

Таким образом, римские юристы понимали под принципом свободы своего рода определённый баланс между интересами различных субъектов основанных на применении установленных правовых норм. При этом отступление и нарушение установленных римскими властями законов является преступлением и соответственно карается законом Рима.

Принцип гармонии

Согласно достижениям римской юридической мысли под гармонией полагалось стремление к воплощению адекватности и справедливости в применении правовых норм в регулировании отношений имущественного и личного характера. Таким образом, под гармонией имелось в виду стремление к достижению истины и справедливости, как строгого целесообразного критерия в применении норм права.

Согласно данному принципу приоритетом перед правами индивида являются интересы римского общества и государства. В тоже время человек может совершать, то, что не запрещено законодательством Рима, и тем самым соблюсти уже собственные интересы.

Принцип единения

Под принципом единения понималось организация римской правовой системы таким способом, что бы гарантировать стабильность и жизнеспособность римского общества.

Отметим, что такой принцип предусматривал, с целью укрепления общины перед внутренними и внешними опасностями, с одной стороны некий минимум единства общества, а с другой некий минимум разъединения индивидуумов друг от друга и от остального общества.

В роли такого средства единения и разъединения интересов в правовой системе Рима выступали контракты, обязательства, пакты, мировые соглашения и т. д.

Итак, римское право имело в своем составе как минимум четыре основных принципа. Это принципы:

  • развития,
  • единения,
  • свободы,
  • гармонии.

Данные принципы стали детищем всего общего развития римской цивилизации и римского права.

Наследие этой цивилизации осталось в том числе и в виде правовой систем сложившейся уже после падения Римской империи По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Римской Империи подробнее , в период Средних веков, и особенно в период Нового и Новейшего времени.

Читайте также: