С помощью какого учебного пособия моделируется число в дошкольном возрасте

Обновлено: 04.07.2024


В настоящее время педагоги дошкольного образования, активно используют в своей деятельности технологию моделирования. Эффективность применения моделирования в обучении дошкольников формировании математических представлений была доказано Л. А. Венгер, Е. Е. Сапогова, Г. А. Глотова и другими педагогами — психологами в ходе исследований. А также положительное влияние данной технологии на формирование перцептивных, интеллектуальных и практических действий, развития мышления, легкого и быстрого совершенствования ориентировочной деятельности.

Актуальность применения технологии моделирования подчеркивается развитием государственной политики в сфере образования — воспитание и формирование интеллектуально-развитого, успешного человека, с большим потенциалом умственных возможностей. Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных способностей. Существенным аспектом современного подхода к формированию математических способностей дошкольника является то, что развитие моделирующих представлений является предпосылкой последующего овладения теми видами моделирования, которые выступают в качестве учебных действий. Метод моделирования используется во многих науках, на всех этапах научного познания.

Основываясь на экспериментально изученном генезисе моделирования, учитывающем возрастные психологические особенности детей, педагогами была опробована методика поэтапного введения моделей в процесс познания:

1 этап. Ознакомление детей с самыми простыми моделями, обеспечивающими начальную систематизацию или дифференциацию сенсорных ощущений. Учитывая, что при использовании моделей, детей привлекает сам способ замещения, а не использование модели в познании свойств.

2 этап. Освоение замещения и операции означения, предшествующих овладению математическим знаково-символическим языком.

3. Развитие моделирования как знаково-символической деятельности; освоение детьми различных моделей (изменение их обобщенности, системности); их самостоятельное применение в познании различного содержания.

Первый этап реализуется в младшем дошкольном возрасте (3–4 года). На данном этапе решаются следующие задачи:

– овладение разрозненными действиями замещения;

– накопление опыта использования простейших форм символизации;

– развитие мыслительных операций.

Основное средство познания — сенсорные эталоны, именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов: цвет, форма, размер и т. д. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, выделение каждого из них, установление связи функционирования между ними.

Второй этап реализуется в среднем дошкольном возрасте (4–5 лет). На данном этапе моделирование из процесса замещения предметов, становится средством познания.

На втором этапе решаются следующие задачи:

– выделение наглядных структур и структурных связей с помощью моделей;

– развитие умственных способностей путем усвоения действий с наглядными символами;

– формирование различных форм символизации (графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач и графический план, используемый при ознакомлении с пространственными отношениями);

– развитие мыслительных операций.

Третий этап реализуется в старшем дошкольном возрасте (5–7 лет). На данном этапе развитие у детей моделирующих способностей происходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитие моделирования как знаково-символической деятельности; освоение детьми различных моделей; их самостоятельное, осознанное применение в познании различного содержания. Средства познания: использование графических и знаковых моделей, схем и таблиц.

На данном этапе решаются следующие задачи:

– освоение детьми моделирования как способа познания;

– целенаправленное развитие различных форм: знаково-символической, графической, схематической, символической деятельности;

– использование модели как опоры действий для выделения и удерживания основания группировки предметов и установления связей;

– использование схем для обозначения действий сложения и вычитания, равенства-неравенства, определение с помощью символов групп с большим-меньшим количеством предметов;

– развитие мыслительных операций;

– формирование предпосылок универсальной учебной деятельности.

Результаты четырехлетней работы показали, что применение метода наглядного моделирования при систематизации знаний дошкольников по ознакомлению с математическими способностями дает ощутимые положительные результаты:

– наблюдается способность детей строить и использовать модельные образы для изучения объекта, его структурных связей и взаимосвязей между объектами;

– наблюдается развитие знаково-символической деятельности;

– наблюдается формирование и развитие мыслительных операций: классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

– наблюдается улучшения в развитие словесно-логического мышления;

– наблюдается улучшения в развитие высших форм образного мышления;

– наблюдается улучшения в развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи, восприятия;

– наблюдается формирование предпосылок универсальной учебной деятельности;

– наблюдается развитие интеллектуальных способностей, самостоятельности в познавательной деятельности воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, этап, знаково-символическая деятельность, освоение детьми, технология моделирования, формирование, наглядное моделирование, организованная образовательная деятельность, различное содержание, универсальная учебная деятельность.

Похожие статьи

Наглядное моделирование как эффективное средство развития.

Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе.

Методы моделирования и мнемотехники используется в любых науках, на всех этапах научного познания.

Моделирование (моделирующая деятельность) – этосовместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

Применение знаково-символических систем при обучении.

Знаково-символическое моделирование учебного материала, ведет к существенной концентрации и укреплению комплексных единиц

Одномоментное освоение школьниками учебной информации в виде знаково-символической модели обеспечивает перестройку.

Моделирование как коррекционное средство обучения детей.

Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР. Одним из средств, используемых на коррекционно-развивающих занятиях по развитию произвольного внимания, может выступать моделирование.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной.

Математическое моделирование в детском саду

Моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне. Технологии моделирования на плоскостных и.

К вопросу о формировании знаково-символических УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, знаково-символические УУД

Нацеленность процесса обучения на формирование приемов умственной деятельности

Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет.

Использование моделирования способствует осознанию дошкольниками структуры деятельности, освоению действий по ее планированию, организации рефлексии. Наглядные модели могут широко применяться при организации совместной деятельности.

Характеристика метода моделирования в формировании.

Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого

- Усвоение и анализ сенсорного материала; - Перевод его на знаково-символический язык.

Главная Развивающие занятия с детьми

Наглядное моделирование как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Харченко Анна Владимировна, Шатохина Марина Геннадьевна
01.03.2021 08:02

Наглядное моделирование как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

Наглядное моделирование как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

  • Харченко Анна Владимировна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75;
  • Шатохина Марина Геннадьевна, Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 75

Современный мир очень быстро меняется. Вместе с ним меняется всё, в том числе и мышление. Задача нынешних воспитанников заключается не в простом овладении знаниями, а в умении добывать их самостоятельно и оперировать ими. Поэтому современная педагогика ищет возможности использовать скрытые резервы умственной деятельности детей, пути наиболее эффективного обучения. Процесс обучения, несомненно, должен быть как можно более наглядным и максимально динамичным. Следует отметить, что один из таких путей, развивающий детский интерес к познанию, — это моделирование.

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Модель это обобщенный образ значимых свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дошкольной педагогике выделяют три вида моделей:

  • Предметная модель. Это может быть физическая конструк-ция, предмет либо предметы, закономерно связанные друг с другом. Модель является аналогом предмета и воспроизводит его основные связи и особенности.
  • Предметно-схематическая модель. В данном случае сущест-венные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Такая модель показывает связи в обобщенном виде.
  • Графическая модель. Обобщенно передает разные виды от-ношений, представляет собой график, схему, карту и т. д.

К приемам наглядного моделирования относятся: заместители, пикто-граммы, мнемотаблицы.

При замещении одни объекты заменяются другими. В качестве заместителей используют, как правило, бумажные квадраты, круги, овалы, различные по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии.

Пиктограмма – это символическое изображение, которое заменяет слово. Данный прием моделирования относится к невербальным средствам общения, и может использоваться в следующих случаях:

  • когда ребенок пока не говорит, но вскоре овладеет речью;
  • для постоянного общения с ребенком, неспособным говорить вообще;
  • для облегчения развития речи;
  • как подготовка к освоению письма и чтения;
  • в качестве средства, помогающего изложить мысли в устной форме.

Мнемотаблицы представляют собой схемы, в которых заложена какая-либо информация. Суть мнемосхемы такова: на каждое слово или маленькое словосочетание нужно придумать какую-либо картинку; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок гораздо быстрее запомнит информацию, глядя на эти схемы-рисунки. Поэтому можно сказать, что мнемосхемы – это своеобразное средство для запоминания.

Многие исследователи считают, что использовать метод моделирования можно в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др.).

Действительно, моделирование можно использовать везде – в математическом и речевом развитии, при ознакомлении с художественной литературой, в изобразительной деятельности и при знакомстве с окружающим миром. Педагог всегда ищет новые способы, приёмы, которые помогают облегчить усвоение детьми нового материала. Наглядное модели-рование – прекрасный помощник воспитателя. Оно развивает познавательный интерес, учит детей выделять главную мысль, систематизировать свои знания, а также способствует предотвращению утомляемости.

Использование метода наглядного моделирования в дошкольном образовании очень эффективно. Ведь различные схематические изображения дети понимают легко и быстро и успешно пользуются ими в дальнейшем. Старшим дошкольникам достаточно всего лишь одного объяснения, чтобы понять, что такое план помещения, и они свободно найдут спрятанный в комнате предмет, ориентируясь на отметки в плане. Дети легко узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. д.

Известно, что многие виды знаний ребенку легче усвоить в виде действий с моделями, нежели на основе словесного объяснения взрослого. Например, при формировании математических представлений чрезвычайно трудно происходит ознакомление детей с отношениями части и целого. Словесные методы в данном случае не столь эффективны, как схематические изображения: при использовании наглядного моделирования дети легко понимают, что целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

Какие цели должен преследовать педагог, используя в своей работе на-глядное моделирование? В первую очередь, развивать познавательный интерес, научить детей самостоятельно добывать информацию. Метод наглядного моделирования позволяет дошкольникам проводить исследование, делать сравнения, умозаключения.

Практика показывает, что использование моделирования помогает детям без затруднения ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствует устную речь, способствует развитию логического и образного мышления, памяти, внимания. Также формирует представления об окружающем мире, труде и т.д.

Таким образом, можно сказать, что моделирование — один из наиболее эффективных методов умственного воспитания детей дошкольного возраста, поскольку мышление их характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью. Поэтому использовать метод моделирования в практике дошкольного образования можно и нужно. Педагоги не должны бояться применять эту методику, так как она даёт ощутимые результаты.

Читайте также: