С какого возраста могли голосовать граждане в античных афинах

Обновлено: 02.07.2024

С 17 по 19 сентября 2021 года в России пройдут выборы депутатов Государственной Думы. Впервые сразу в нескольких регионах страны избиратели смогут проголосовать не только опустив бюллетень в урну, но и через систему дистанционного электронного голосования.

Электронное голосование пройдет в Москве, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях и Севастополе.

Наиболее продвинутая система онлайн-выборов работает в столице. Тайну и достоверность выборов здесь обеспечит система блокчейн — та же технология, которая используется при майнинге биткоинов и других криптовалют.

Преимущества такого подхода очевидны: в блокчейне голоса хранятся в зашифрованном виде, благодаря чему их невозможно подделать или раскрыть личность конкретного избирателя.

Шифрование производится с помощью ключа, который публикуется в открытом доступе. Однако с помощью этого же ключа расшифровать результаты голосования нельзя. В итоге сохраняется тайна голосования и полностью исключается любая подтасовка.

Прием заявок на участие в онлайн-голосовании осуществляется со 2 августа по 13 сентября.

Как ни парадоксально, но лучшим методом выбора чиновников тогда считался жребий.

Выбор проводили, среди прочего, с помощью бобов. В один сосуд клали определенное количество черных и белых бобов, а в другой — жетоны с именами кандидатов. Жетон и боб вынимались из сосудов одновременно. Если боб оказывался белым, то кандидат считался избранным.


В Древних Афинах выбор по жребию имел сакральный смысл. Согласно древнегреческой мифологии, именно жребий помог трем главным богам-олимпийцам Зевсу, Посейдону и Аиду выбрать свои области правления. Первый стал хозяином неба, грома и молний, второй — верховным морским правителем, третий — главным богом подземного царства мертвых.

Вдобавок такой способ голосования позволял практически любому гражданину принимать активное участие в управлении полисом — городом-государством.

Вера греков в эффективность жеребьевки была столь высока, что так выбирали кандидатов почти на все должности

Эти люди могли отвечать за чрезвычайно разнообразные области жизни общества и государства — например, проверять правильность весов на местном рынке или отслеживать, чтобы на муку и зерно не устанавливались слишком высокие цены.

Впрочем, не стоит думать, что древние греки не отдавали себе отчета в очевидных недостатках подобного метода. По поводу избрания некомпетентных и не представляющих интересы большинства шли неизменные споры. Отчасти проблема эта компенсировалась тем, что выбранный магистрат занимал должность всего один год, в течение которого находился под постоянным контролем остальных граждан.

Кандидаты проходили особо тщательную проверку, гарантирующую, что гражданин достоин занять должность, на которую он претендует. По истечении сроков полномочий каждый магистрат был обязан предоставить отчет о проделанной работе, который подвергался проверке.


Вдобавок обязанности должностного лица могли приостанавливаться после обращения граждан, что и делалось с завидной регулярностью. Случалось, что после рассмотрения обращения народным собранием дело против магистрата направлялось в суд, который принимал окончательное решение о судьбе обвиняемого.

К слову, участники суда присяжных опять же выбирались по жребию. Процедура была ежегодной.

Каждый гражданин должен был сам защищать себя в суде, что требовало не только знания законов, но и владения ораторским искусством. Все заседания судов были открытыми, и чем значимее было рассматриваемое дело, тем большее число присяжных принимало в нем участие. Например, в разбирательстве против Перикла, которого обвинили в растрате государственных средств, участвовал 1501 присяжный, а смертный приговор философу Сократу выносил суд из 501 гелиаста.


По сути остракофория была одной из самых ранних форм тайного голосования. В день голосования пространство, где проходила процедура, огораживали. Перед входом на участок каждый голосующий оставлял подписанный остракон, при этом его следовало перевернуть надписью вниз. После этого голосующий оставался внутри участка до самого конца голосования, тем самым исключая возможность повторной подачи голоса.

Право голоса в те времена имели далеко не все, а только те, кто имел статус гражданина. Таковыми считались достигшие 20 лет и отслужившие два года в армии сыновья родителей-граждан. Списки голосующих регулярно обновлялись. Лица, не отвечающие определенным требованиям, например, не заботящиеся о своих пожилых родителях, уклоняющиеся от участия в военных походах или растратившие собственное имущество, права голоса лишались.


В итоге из 100 тысяч жителей полиса право голоса было у 15-20 тысяч. Именно им и позволялось участвовать в народном собрании (экклесии), отвечающем за законодательную, исполнительную и судебную власть. Экклесии проходили четыре раза в месяц. В особо важных случаях, например, во время войны, они собирались чаще. Участие в экклесии было одновременно правом и обязанностью гражданина Древних Афин.

Обычно в работе народного собрания принимали участие две-три тысячи граждан. Для решения особо важных вопросов требовался кворум, предполагающий участие не менее шести тысяч человек

Вот как Аристотель описывает докимасию — проверку молодого афинянина на предоставление ему полноценных гражданских прав или кандидата на его соответствие выборной должности.


Повестка народного собрания определялась буле — советом, заседавшим в специальном здании, получившем название булевтерий. Подготовленные им предложения утверждались или отвергались голосованием всех граждан. В период расцвета Древних Афин буле выполнял функции, свойственные правительству. В то время совет народного собрания состоял из 500 членов-булевритов. Каждый из них был одним из пятидесяти представителей одной из десяти фил — территориальной единицы (общины) города-государства. Изначально в буле выбирались посредством голосования поднятием руки, затем — при помощи жребия. Членом совета народного собрания мог стать любой гражданин, достигший 30 лет. Чтобы сделать работу в буле доступной для всех, булевритам выплачивали зарплату.

Совет народного собрания включал пританию — постоянно действующий орган буле, состоящий из 50 пританов одной из фил, выбираемых по жребию. Перевыборы пританов проходили каждый месяц. Прекращающая свои полномочия притания отчитывалась перед следующей. Таким образом каждая из десяти общин Древних Афин в течение года (в календаре древних греков было десять месяцев) успевала занимать пританию. Постоянно действующий орган буле собирался практически ежедневно — 260 дней в году, за исключением праздничных и неблагоприятных, согласно мнению древнеафинских жрецов, периодов. Совет народного собрания со всеми его 500 булевритами созывался реже — по мере необходимости.


Выборы в Древней Греции были не только демократическими, но и технологичными. По крайней мере для своего времени. Для голосования часто использовался специальный инструмент — клеротерион. Он представлял собой каменную плиту с прикрепленной к ней трубкой и столбцами горизонтальных вырезов. В прорези вставлялись бронзовые жетоны с нанесенными на них именами кандидатов.

В каждом из столбцов в прорезях должны были располагаться жетоны с именами представителей только одной древнеафинской общины. В трубку подавались случайные камешки белого или черного цвета. Номер камешка отвечал числу ряда с жетонами. В зависимости от окраски жребия все жетоны, расположенные в одном ряду, побеждали или проигрывали.

Древнегреческая система жеребьевки признавалась современниками как действенный инструмент демократического общества, позволяющий каждому полноправному члену принимать участие в управлении государством.

Одной из основ демократического строя является замещение должностей по жребию, олигархического же — по избранию

Древняя Греция – это множество античных греческих государств существовавших на территории Балканского полуострова, Малой Азии и ряда других территорий.

В Древней Греции со временем выделились два центра, два города государства – Афины и Спарта. Если Спарта стала символом не только самой сильной пехоты того времени, но и уходящих в прошлое, патриархальных политических традиций, связанных с фактическим правлением совета старейшин – герусии. То Афины стали символом начала развития нового политического строя, развитие которого повлияло как античную историю, так и будущую историю Европы и всего мира. Таким политическим строем стала демократия.

Особенности демократии в Афинах

Преобладание одного из двух наиболее распространных политических устройств (олигархии или демократии) в Элладе зависели от ряда условий социально – экономического и политического характера.

Итак, к демократическому способу устройства тяготели полисы (города-государства) в том числе и Афины с их особенностями развития экономики, сельского хозяйства, ремесел и торговли.

Основой греческого демократического строя была община граждан, которая выступала своеобразным коллективом, отстаивающим свои права на участие в политическом процессе по управлению полисом.

В результате Афинская демократия была создана именно для служения интересам самих афинских граждан и регулировала их взаимоотношения на основе соблюдения определенных норм и традиций.

Готовые работы на аналогичную тему

Гражданами в Афинах считались те жители Афин и владений близлежащих, чьи родители также имели гражданские права, причем юноши и девушки, соответствующие этим условиям, должны были достичь 18 лет.

После занесения в специальные списки молодые люди проходили специальное обучение воинским искусствам и подвергались моральному воспитанию, что должно было способствовать нравственному и гражданскому развитию нового поколения афинских граждан.

В результате к 20 годам юноши, которые носили названия эфебов, проходили полный курс обучения и получали возможность пользоваться следующими своими гражданскими правами:

  1. Право на свободу от другого человека.
  2. Право на земельный участок на территории самого полиса.
  3. Право на получение материальной помощи в случае материальных проблем гражданина.
  4. Ношение оружия и участие в народном ополчении.
  5. Участие в народном собрании выборных органах, право быть избранным на должность – что соответствует праву на активное участие в политической жизни полиса.
  6. Возможность защиты самого гражданина и его прав со стороны законов Афин.

Также гражданин обладал обязанностями, которые должен был неукоснительно выполнять.

В частности, афинский гражданин был обязан:

  • Быть готовым прийти на помощь родному полису в трудную минуту
  • Сражаться за свободу и интересы своего полиса
  • Подчиняться принятым в полисе законам и свято соблюдать их
  • Быть активным участником политической и общественной жизни родного полиса
  • Чтить родных богов своего города

В идеале афинский гражданин должен был быть физически развитым и здоровым, иметь свой земельный надел, обеспечивающий его потребности и разумеется свободным.

Органы управления Афинской демократии

Народное собрание. Этот орган был главным и решающим в политической системе античных Афин.

На народном собрании могли присутствовать все свободные граждане, независимо от их имущественного положения. Однако, в собрании как и в любых формах политической и общественной жизни не могли принимать участие женщины.

В компетенцию Народного собрания входили обязанности по принятию тех или иных законов регулирующих общественные отношения, избрание на должностные постны граждан, объявление войны и заключение мира, подписание договоров с иными полисами и государствами.

Также народное собрание следило за воспитанием юношей, а также охрана гражданского порядка от покушения на него со стороны желающих свергнуть демократический строй Афин.

Совет 500 и Ареопаг. Сопоставимую роль с Народным собранием в Афинах играл Совет 500 и Ареопаг. Самыми главными задачами Совета 500 была организация народных собраний. Также в полномочия Совета 500 входили дела связанные с формированием повестки дня на проводимых собраниях, строительством военных кораблей, главной силы Афин, строительство зданий в городе.

Совет 500 формировался из афинских граждан. Срок полномочий ограничивался одним годом. Избрание на повторный срок было возможно лишь через несколько лет. Так, то собрание обновлялось полностью.

Ареопаг – являлся старейшим органом афинского управления и восходил к IX—VIII вв. до н. э., ко временам ещё родоплеменного строя. Ареопаг состоял из представителей аристократии

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его корни восходят к совету родовых владык. Члены Ареопага в отличие от Совета 500 избирались на пожизненный срок и должны были заниматься судебными делами.

Управление в самом городе осуществлялось при помощи высших магистратов. К таким магистратам принадлежали коллегии архонтов и стратегов.

Коллегия архонтов состояла из 9 человек и восходила к VIII в. до н. э., будучи столь же древней управленческой структурой, как и Ареопаг. В обязанности архонтов входил контроль за религиозными церемониями, а также наделение правом гражданства, судебные разбирательства

Коллегия стратегов состояла из 10 человек и отвечала за военную сторону жизни Афин. В случае военных действий стратеги сосредотачивали в своих руках заметную политическую власть. Видные государственные деятели занимали в период войн должности стратегов, а не архонтов.

Афины после греко-персидских войн, наряду со Спартой, стали центральным полисным государством Древней Греции. Еще никогда прежде порт Пирей не был так популярен среди торговых судов. Торговля расцветала, и многие люди наживали на этом целые состояния. Процветало также и рабство. Огромное количество рабов из различных регионов наполняли Афины: они выполняли практически всю работу, были задействованы везде, где только можно.

Свободами и правами обладали только граждане полиса, рабы были лишены прав, а иноземцы были в них ограничены. Под полисом стоит понимать коллектив граждан или некое духовное сообщество, которое живет и действует в интересах своего отечества.

Чтобы являться гражданином в Афинах, нужно:

- родиться в семье граждан;

- входить в сообщество граждан, то есть соблюдать определенные социальные правила и установки (в противном случае, могли быть применены определенного рода санкции, вплоть до изгнания из полиса и лишения гражданских прав);

- воспринимать себя гражданином (позиционировать и ощущать себя частью единого целого);

Ключевым моментом является именно самосознание, гражданин должен ощущать себя гражданином и делать все ради своего полиса. Более простыми словами – быть патриотом своей родины.

Как осознать то, что ты гражданин?

Нельзя просто родиться и сразу любить свою родину. Понятное дело, что основообразующим элементом в данной ситуации являлось образование. С этой целью греки ставят в основу учебного процесса воспитания чувства любви. Конечным результатом должно было быть то, что некий юноша ставит задачи полиса, родины, выше собственных интересов.

Молодой грек идет в школу, где проводит все свое свободное время со своим учителем, который постепенно становится самым близким и дорогим человеком, потому что делится знаниями, дает ответы на все вопросы и воспитывает. Невольно возникает желание добиться расположение своего наставника, произвести впечатление. В результате непроизвольного влечения происходит половой акт. По сути, результат обучения достигнут, так как мальчик обожествляет учителя, во всем старается ему подражать и впитывает в себя качества необходимые для того, чтобы стать истинным гражданином своего полиса, способным поставить интересы отечества выше своих собственных.

Чем занимались женщины?

Пока мужчины занимались своими обычными делами: обсуждение общественных дел, диспуты, философствование, участие в политической жизни полиса, культурное просвещение в театрах и т.п. – женщины должны были создавать им ситуацию комфорта и удобства. Гражданками полиса они не являлись, только мужчины могли считать себя таковыми.

Характерно то, что очень редко в этот период среди греков бывала бисексуальность. Процесс воспитания, прежде всего, ориентирует юношей на мужскую любовь. В большинстве случаев их не тянет к женщинам, потому что с юных лет они приучены к иному влечению, поэтому женам приходилось вступать в половые связи с рабами, чтобы выполнять репродуктивную функцию и рожать наследников, будущих граждан полиса.

Гетеры

Греческих мужчин к женам не влечет, и общих тем для разговоров у них нет, поэтому смысл в общении отсутствует, за исключением мелких бытовых бесед. Постепенно формируются институт гетер. Их задача – помогать сохранять ясность ума, стареющим грекам. Они не являются детьми граждан: либо иноземки, либо вольноотпущенные из рабов. Их обучают по такой же программе, по которой учат мужчин. Гетеры образованы и являются интересными собеседниками.

Пожилой мужчина ищет друга, с которым ему будет комфортно и приятно, и находит в лице образованной женщины, которая не станет спорить с ним и демотивировать его, потому что имеет другую задачу – развлекать ум, давать возможность выговориться на любые интересующие темы. Благодаря гетерам греки сохраняют интерес к жизни и творят

Результат труда

Древняя Греция оставила миру неизмеримое наследие, как в культурном, так и в научном плане. Благодаря идее, которую воспитывали в юношах, удавалось создавать тех самых граждан, которые были необходимы Афинам для того развития и расцвета, о котором история доносит нам свои сведения. Настраивая мышление с малых лет, греки входили в возраст зрелости уже с четким осмыслением себя и своих задач. Огромное количество свободного времени давало почву для размышления и занятий спортом и творчеством. Состоялась система ценностей, в которой интеллектуальный труд – единственный смысл жизни. Жены управлялись по хозяйству, что освобождало грека думать о финансах, давая ему возможность, полностью отдаться прославлению своего полиса, путем поиска и создания чего-то, что будет полезно обществу.

какой была демократия в афинах

Греческий город Афины расположен на юго-восточном побережье исторической области Аттика, довольно узкой полосой вдающейся от основной части Балканского полуострова к югу. На запад от района Афин протягивается перешеек, соединяющий Балканский полуостров с полуостровом Пелопоннес. В древние времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из множества независимых полисов: городов с подчинявшимися им прилегающими сельскими районами, такое географическое положение было очень выгодно для Афин. Во-первых, будучи защищенными с двух сторон морем, Афины избежали завоевания массово переселявшимися на юг Балканского полуострова и Пелопоннес в XIII — XII вв. до н.э. северогреческими племенами дорийцев, и Аттика осталась населенной преимущественно потомками ахейцев — архаичного населения Южной Греции. Во-вторых, Афины контролировали сухопутные торговые пути, ведшие в Пелопоннес, а с развитием мореплавания афиняне стали активно заниматься морской торговлей. Качество морских транспортных средств того времени делало опасным долгое плавание в открытом море, поэтому античные корабли бóльшую часть времени были вынуждены двигаться вдоль берегов. Таким образом, Афины фактически контролировали и морской путь из Средиземного моря в Эгейское, за плату принимая на постой корабли других полисов и стран. Афинские корабли могли легко достичь большого острова Крит к югу от Балканского полуострова, а оттуда уже побережья Северной Африки.

почему и как в афинах установилась демократия

Карта Древней Греции

кто такие греческие олигархи

Активное занятие торговлей способствовало экономическому процветанию древних Афин, а также сильному имущественному расслоению населения Аттики. Афинская купеческая верхушка, разбогатев, стала оказывать прямое влияние на государственную политику; богатые купцы просто покупали себе высшие государственные должности, и постепенно прежде сосредотачивавшая в своих руках всю власть афинская родовая аристократия была вытеснена из властных структур полиса наиболее зажиточными гражданами — олигархами. Олигархи господствовали как в исполнительной власти Афин, так и в народном собрании, которое как бы выражало волеизъявление жителей полиса, но для участия в нем существовал высокий имущественный ценз. Принятие законов, упрочивавших политическое и экономическое господство олигархов, сильно ухудшало положение не обладавших значительным состоянием афинян. Особенно тяжелым был институт долгового рабства: если человек, взявший долг, не мог вовремя расплатиться с кредитором, он становился рабом того. А широкие массы населения Аттики были вынуждены систематически брать займы у олигархов, поскольку хозяйства простых граждан не могли конкурировать с мощными земельными латифундиями богатой верхушки афинского общества. Однако дальнейшее экономическое развитие Афин все же в конце концов стало способствовать и росту материального благополучия простых граждан, которые, хотя и не могли потеснить влияние олигархов в политике и на рынке, все же начинали сами обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к займам. Тогда народные массы — демос, стали все решительнее бороться за свое равноправие с богатой элитой. В начале VI в. до н.э. архонт (высший должностной руководитель) Солон провел ряд реформ, которые упразднили долговое рабство и расширили представительство в исполнительной власти и народном собрании простого народа. В народном собрании получили возможность участвовать все свободные граждане, независимо от имущественного положения, и все, кроме самых бедняков, получили право занимать определенные государственные должности. Однако в конце концов реформы Солона только обострили внутренние противоречия в Афинах: олигархи были недовольны ограничением своего влияния, а демос требовал полного уравнения в политических правах. На волне острого политического кризиса и борьбы за власть разных партий в 560 г. до н.э. в Афинах захватил власть тиран (правитель с неограниченными полномочиями) Писистрат, который с перерывами правил до своей смерти в 527 г. до н.э. О нем мы на history-thema говорили в предыдущей статье этой рубрики. Писистрат, установивший свою единоличную власть, сумел навести в полисе внутренний порядок. Он покровительствовал развитию культуры и искусства, и при нем Афины приобрели свою знаменитую славу культурного центра Древней Греции. После смерти Писистрата власть перешла к его сыну Гиппию, который вначале продолжал дело отца по упрочению внутренней стабильности в Афинах, но к концу правления установил жестокий репрессивный режим, вызвавший массовое недовольство в Афинах и в итоге приведший к свержению Гиппия вошедшим в Аттику спартанским войском. В 508 г. до н.э. при поддержке Спарты власть в Афинах перешла к олигархической партии во главе с Исагором, который был избран архонтом. Однако против Исагора сразу же выступил представитель афинского аристократического рода Алкмеонидов Клисфен, который стал искать поддержку у демоса.

Клисфен обещал народу провести реформы, которые дали бы демосу то, чего он так давно желал: всеобщее политическое равноправие граждан. Понимая, что власть олигархической партии повисал на волоске, Исагор вновь обратился за помощью к спартанскому царю Клеомену I. Спартанские послы прибыли в Афины и потребовали изгнания Клисфена и его сторонников. Чтобы предотвратить спартанское нашествие, Клисфен сам покинул город, однако спартанское войско все равно вошло в Афины, после чего из города было изгнано семьсот семей противников олигархической группировки. Однако этого спартанскому царю показалось мало, и спартанцы попытались разогнать постоянный представительный орган афинского полиса — Совет Пятисот, в который входили выборные представители от разных районов Аттики, и вместо него учредить совет трехсот олигархов. Такая грубая попытка возродить упраздненные почти сто лет назад олигархические порядки привела к массовому восстанию в Афинах. Спартанский гарнизон оказался блокирован, после чего Клеомен I был принужден покинуть Афины вместе со снискавшим всеобщую ненависть Исагором. Олигархическая партия была разгромлена, а вернувшийся в Афины Клисфен был избран архонтом и провел ряд реформ, направленных на установление политического равенства свободных граждан.

Коллегиальности в управлении всюду отводилась особая роль. Это отразилось и на военной реформе. Была упразднена должность архонта-полемарха (высшего военачальника), и вместо нее учреждена коллегия десяти выборных стратегов.

какие реформы провел клисфен

Высшим органом власти в Древних Афинах эпохи демократии считалось Народное собрание (Экклесия), в котором имели право и даже обязанность участвовать все граждане полиса мужского пола (в среднем их насчитывалось 20 — 30 тыс. человек). Народное собрание созывалось раз в 8 — 9 дней и решало все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Впоследствии за участие в Народном собрании афинянам стали платить, поскольку это отрывало их от хозяйственных дел.

Государство весьма глубоко контролировало жизнь всего общества. Государственных должностей было так много, что до трети всех совершеннолетних афинян-мужчин занимало какую-нибудь государственную должность. Женщины и рабы политических прав не имели. К концу V в. до н.э. гражданские права перестали даваться тем, у кого хотя бы один из родителей не был афинским гражданином. Однако чужеземцы, сумевшие чем-либо высоко выслужиться перед афинским полисом, могли рассчитывать на получение гражданства. Вообще, иноземцев-неграждан, называемых метэками, в Аттике проживало много, так как многих привлекали богатство и свобода торговли в афинском полисе. Достаточно многочисленную прослойку населения составляли рабы, происходившие в основном из военнопленных. На рабском труде была основана деятельность целых мастерских. В богатых домах всю хозяйственную работу делали рабы, в домах простых людей рабы трудились наравне со своими хозяевами. Однако вне зависимости от того, кем были его хозяева, раб считался фактически живой вещью, его права были минимальны. Рабы продавались, переходили к новым хозяевам по наследству. Обращением в рабство карались попытки незаконно присвоить афинское гражданство.

как жили в афинах в эпоху демократии

Каждый гражданин должен был приносить какую-то пользу обществу. Тунеядцев, не желавших заниматься какой-либо деятельностью, строго штрафовали. Сыновья, родители которых не обучили их в детстве какому-либо ремеслу, освобождались от обязанности содержать родителей в старости.

Хотя в Народном собрании и голосованиях по демам имел одинаковое право участвовать каждый гражданин мужского пола, на занятие высших государственных должностей существовали определенные ограничения. Архонты — высшие должностные лица, могли занимать по-прежнему только зажиточные афиняне, а представители низшего имущественного класса — феты, не могли занять даже доступную для представителей других классов должность стратега. Однако деятельность всех высших должностных лиц и органов все равно находилась в прямой зависимости от воли Народного собрания.

Судебная власть находилась в руках гелиэи — многочисленной коллегии выборных присяжных заседеталей, общее число которых составляло 6 тыс. Гелиэя разделялась на дикастерии — судебные коллегии по 500 человек. Каждое судебное дело рассматривалось в одном дикастерии. Подкупить судей из-за их многочисленности было просто невозможно.

Читайте также: