С какого возраста логопед имеет право диагностировать функциональную дислалию

Обновлено: 02.07.2024

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение иои затруднение в произношении любых фонем родного для ребенка языка.

Для дислалии характерна замена, смешение, искажение или отсутствие звуков в устной речи ребенка. Диагностика дислалии предполагает логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, а также диагностику состояния текущего звукопроизношения и фонематического слуха. В некоторых случаях необходима консультация узкопрофильных специалистов (стоматолога, невролога, отоларинголога).

Причинами данного речевого нарушения могут послужить органические, наследственные, врожденные или приобретенные факторы.

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Причины дислалии

Возникновение нарушения речи у ребенка может быть обусловлено рядом причин. Соматические причины возникновения включают в себя физическую и неврологическую ослабленность (обусловленную длительными хроническими заболеваниями).

Механическая дислалия, как правило, возникает из-за органических или врожденных дефектов артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, челюсти).

Социальные причины (при функциональной дислалии) возникновения речевого нарушения следующие:

Кроме того, на формирование речевой патологии могут оказывать такие факторы, как:

  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха (при это физический слух может быть сохранен).

Обследование дислалии

Диагностика речи при дислалии у детей начинается со сбора следующих данных:

  • особенности течения беременности и родов у матери;
  • перечень перенесенных ребенком заболеваний;
  • имеет ли место быть раннее психомоторное и речевое развитие;
  • состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ребенка.

После сбора необходимых сведений, логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (визуальный осмотр и оценка выполнения серии упражнений по подражанию).

Диагностика устной речи в Первом детском медицинском центре включает в себя обследование состояния звукопроизношения и выявление неправильно произносимых звуков. Логопедическое обследование при данной речевой патологии позволяет выявить характер нарушения в различных позициях, словах, фразах, текстах.

Коррекция и устранение дислалии

Методы устранения дислалии зависят от формы и вида нарушения и включают в себя:

  • работу, направленную на устранение анатомических дефектов (при механической дислалии);
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальные занятия с логопедом.

Специалисты Первого детского медицинского центра определяют методику лечения индивидуально для каждого маленького пациента. Все занятия с логопедом направлены на развитие речевой моторики малыша, а также на развитие фонематических процессов.

Обращаем Ваше внимание, что логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться на регулярной основе. Кроме того, для достижения положительного результата, важно выполнять задания логопеда дома и заниматься артикуляционной гимнастикой.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

Речевая дислалия: классификация нарушения

В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

Выделяют три формы дислалии:

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

По характеру нарушения дислалия бывает:

В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

Выделяют две формы дислалии:

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

Причины возникновения дислалии

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

Причины функциональной дислалии следующие:

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

Симптомы нарушения звуковосприятия

Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.


Дислалия у детей – расстройство речи, которое характеризуется неправильным воспроизведением отдельных звуков во время разговора при отсутствии проблем со слухом или иннервацией артикуляционного аппарата. При таком нарушении ребенок постоянно меняет, искажает, смешивает или совсем пропускает одни и те же определенные звуки.

Общие сведения

Дислалия у детей дошкольного и младшего школьного возраста препятствует нормальному обучению и при отсутствии должной терапии в дальнейшем способна привести к стойкой дисграфии (расстройству письменной речи) и дислексии (расстройству чтения).

Причины возникновения дислалии у малышей

Специалисты выделяют механические и функциональные факторы, способствующие развитию заболевания. К механическим относятся органические нарушения артикуляционного аппарата. В их число входят:

  • укороченная уздечка языка или верхней губы;
  • слишком массивный или маленький язык;
  • утолщенные, малоподвижные губы;
  • аномалии развития губ;
  • патологии зубочелюстного аппарата (аномальный прикус, уплощенное небо, диастема, мелкие и/или разреженные зубы).

Механические причины могут быть как врожденными, когда патология обусловлена индивидуальными особенностями развития организма, так и приобретенными в результате перенесенных инфекционных заболеваний или травм лица и головы.

Функциональные факторы обусловлены негативными социальными и биологическими обстоятельствами, при этом нарушений со стороны артикуляционного аппарата не наблюдается. К функциональным биологическим причинам дислалии у детей относятся:

  • общее физическое истощение организма вследствие длительных заболеваний, тяжелого протекания инфекционных патологий, дефицита физического развития;
  • минимальная мозговая дисфункция, когда у ребенка имеется комплекс психоэмоциональных нарушений (задержка психического развития, СДВГ, социальная дезадаптация);
  • несформированность фонематического слуха.

Социальными предпосылками становятся:

  • билингвизм, когда в ближайшем окружении малыша говорят на двух или более разных языках;
  • косноязычие родителей и близких родственников, которому ребенок начинает подражать;
  • постоянное сюсюканье с малышами;
  • недостаток живого речевого общения;
  • педагогическая запущенность.

Нередко признаки дислалии появляются у детей, родители которых говорят быстро, неразборчиво, проглатывая окончания и другие части слова, используя различные сокращения и сленговые обозначения. Специалисты настоятельно рекомендуют общаться с малышами просто, но доходчиво, употребляя полные формы слов без искажения.

Классификация

С учетом основных причин возникновения логопеды-дефектологи выделяют у детей механическую дислалию, когда нарушения вызваны аномалиями артикуляционного аппарата, и функциональную дислалию, что связано с социальными факторами или нейродинамическими сдвигами. В свою очередь функциональная форма патологии подразделяется на три подвида:

  • моторную дислалию, когда у детей из-за нейродинамических нарушений язык с губами двигаются и работают неправильно, что отражается на качестве произношения звуков;
  • сенсорную дислалию, когда из-за проблем со слуховым восприятием ребенок неточно слышит звуки, с трудом различая схожие по звучанию фонемы, и переносит это на разговорную или письменную речь;
  • сенсомоторную дислалию, когда имеется комплекс нарушений со стороны нейродинамических процессов и сенсорного восприятия.

Симптомы

Симптомы дислалии у детей

Речь ребенка с дислалией сопровождается разнообразными пропусками, заменами букв, искажением и реже смешением звуков. Родителей должны насторожить следующие признаки:

Характерное отличие этой патологии от других речевых нарушений – достаточно развитая лексико-грамматическая база. Дети с симптомами дислалии знают, что такое правила русского языка, успешно ими пользуются, правильно употребляют склонения, падежи, окончания, имеют обширный словарный запас и не испытывают трудностей с чтением. Ребята с расстройством звукопроизношения общаются вполне грамотно построенными распространенными предложениями, связно отвечают на вопросы, способны воспроизводить письменную речь без ошибок.

Диагностика

Обследование детей с дислалией начинают с подробного выяснения особенностей протекания беременности у матери и первых лет жизни малыша. Большое значение в диагностике имеет анамнез: как протекали роды, как рано ребенка начали обучать буквам, какие он перенес заболевания, имелись ли аналогичные проблемы у ближайших родственников – все это помогает специалистам точно определить причину патологии и подобрать соответствующую терапию.

Кроме общего психолого-логопедического осмотра и специфических упражнений на звуковое подражание проводят оценку:

  • психомоторного развития;
  • работы органов зрения и слуха;
  • строения и подвижности артикуляционного аппарата;
  • состояния опорно-двигательного и зубочелюстного аппарата.

В некоторых случаях может понадобиться консультация неврологов, ЛОР-врачей, стоматологов-хирургов и ортодонтов.

Коррекция дислалии

Коррекция дислалии

Цель всех методов коррекции дислалии у детей – максимально полное устранение ее симптоматики и постановка правильного воспроизведения звуков. Ребенок в процессе терапии должен научиться распознавать фонемы, не путая, не смешивая и не заменяя их другими звуками.

Коррекция происходит по определенным этапам:

  • подготовка, в рамках которой специалисты устраняют анатомические и физиологические дефекты артикуляционного аппарата, развивают слуховое восприятие, мелкую и речевую моторику, проводят занятия по правильному речевому дыханию;
  • формирование первичных навыков произношения, в процессе которого логопеды с применением различных техник и механических приспособлений (зондов) устанавливают автоматизацию звуков при воспроизведении слогов, слов и предложений;
  • развитие коммуникативных навыков, в ходе которого дефектологи многократно прорабатывают с детьми безошибочное употребление правильных фонем в различных жизненных ситуациях.

Основной принцип успешного лечения дислалии у ребенка – систематичность. Занятия должны проходить регулярно с периодичностью не менее 2–3 раз в неделю, при этом большое значение имеют домашние самостоятельные упражнения и артикуляционная гимнастика. Длительность коррекции зависит от формы расстройства и выраженности симптомов: сложная дислалия займет не менее 3–5 месяцев, простая – от 1 до 3 месяцев.

Профилактика

Предотвратить развитие патологии помогут:

Очень важно регулярно проходить логопедическое обследование в дошкольном возрасте и не отказываться от занятий с логопедом в детском саду или начальной школе.

Врачи:


Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)

Григорьев Дмитрий Анатольевич

Кулешова Светлана Владимировна

Мягкова Ирина Васильевна


Детская клиника м.Марьина Роща

Савченко Ольга Борисовна

Сыч Лариса Александровна

Фомина Марина Владимировна

Михайлюк Анна Вячеславовна

Анисимова Татьяна Александровна


Детская клиника м.Войковская

Механическая дислалия чаще всего бывает связана с аномальным развитием артикуляторного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нѐбных расщелин. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту и т. п.

Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляторных органов могут лежать в основе механической дислалии, то есть приводить к расстройствам звукопроизношения?

Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространѐнным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5—3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причѐм у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек.

Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.

Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаѐтся щель большей или меньшей величины;

Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаѐтся щель:

Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперѐд верхней челюсти (греч. pro — вперѐд, gnathos — челюсть).

Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперѐд нижней челюсти (греч. pro — вперѐд, geneion — подбородок).

Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.

Перекрѐстный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещѐнными вбок по отношению друг к другу. Перекрѐстный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей. Наиболее распространѐнными аномалиями зубов являются следующие:

редкое расположение зубов;

расположение зубов вне челюстной дуги;

слишком мелкие или деформированные зубы (или их полное отсутствие);

наличие диастемы (щели между верхними резцами).

Аномалии в строении языка:

слишком большой язык;

слишком маленький язык;

короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая языку подниматься вверх.

Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при общем физическом и умственном недоразвитии ребенка.

Аномалии в строении мягкого и твѐрдого нѐба:

расщелины мягкого и твѐрдого нѐба;

слишком высокое (готическое) твѐрдое нѐбо;

слишком низкое твѐрдое нѐбо.

Аномалии в строении губ:

расщелина верхней губы.

Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нѐба) нарушают произношение практически всех звуков речи.

Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.

Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребѐнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.

Однако дефекты в строении артикуляторного аппарата играют роль лишь предрасполагающего момента и только в 33% случаев приводят к неправильному произношению звуков. Чаще же всего физически и психически здоровые дети самостоятельно находят пути компенсации имеющихся у них анатомических дефектов. Особенно большое компенсирующее воздействие в этих случаях оказывает благоприятное речевое окружение и должное внимание со стороны взрослых к речи ребѐнка. (Мы не имеем здесь в виду случаи врождѐнных нѐбных расщелин, о которых речь пойдѐт в соответствующей главе).

При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В еѐ основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребѐнка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остаѐтся. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

При одновременном наличии у ребѐнка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребѐнок произносит искажѐнно, а другие — заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха.

Обязательно необходимо провести консультацию нейропсихолога, чтобы исключить или подтвердить участие в коррекции нарушения стоматолога, невролога или отоларинголога.

Воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.

В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора).

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков).

Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют:

– общую физическую ослабленность у часто болеющих детей,

– минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития,

– несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения:

– особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка,

– раннего психомоторного и речевого развития,

– состояния биологического слуха и зрения,

– опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации).

Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения :

искажение звуков в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

Обязательно проводится обследование высших психических функций – памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Логопедическое занятие по коррекции дислалии направлено на исправление дефектов звукопроизношения: искажения звуков, их замен или смешения. На подготовительном этапе для развития подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ) проводят артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Логопедический массаж стимулирует артикуляционную мускулатуру, а также оказывает необходимое расслабляющее действие, улучшает кровоснабжение тканей, тренирует мышцы, отвечающие за формирование речи, заставляет их работать правильно и согласованно. Он не только улучшает кровоток, но также оказывает стимулирующее, укрепляющее и терапевтическое действие. В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

В нашем центре логопед, дефектолог, речевой терапевт проводят занятия с малышами. Для этого в арсенале специалистов нашего центра есть всё необходимое:

  • более 18.000 развивающих, обучающих речевых и логопедических игр;
  • сенсорная комната;
  • Монтессори среда;
  • зал сенсорной интеграции;
  • интерактивная гигантская песочница;
  • световые и водные столы;
  • уникальное Инновационное оборудование;
  • нейроакустические программы (Метод Томатис и INTime)
  • ритмотерапия и цветотерапия;

– и все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов логопедов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х – 4-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, грамотность подхода, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Читайте также: