С какого момента гражданин приобретает статус кандидата

Обновлено: 01.06.2024

Выдвижение депутатов Государственной Думы (ГД ) и иных представительных органов производится непосредственно избирателями, избирательными объединениями и блоками.

К общефедеральным избирательным объединениям относятся:

? блок общефедеральных партий и движений на период проведения выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты проводится на съездах, конференциях с указанием округа, в котором они будут баллотироваться.

Выдвижение кандидатов в депутаты ГД (по одномандатным округам) производится на общих собраниях избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства на территории соответствующего округа. Правом это сделать обладают граждане РФ, достигшие ко дню выборов 21 года.

Кандидат имеет право:

? на ведение предвыборной агитации;

? получение от государства и общественных организаций необходимых справочных и информационных документов;

? предоставление помещения для встреч с избирателями;

? неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до опубликования результатов выборов (заработок выдает избирательная комиссия);

? бесплатный проезд в пределах территориального округа любыми видами общественного транспорта, кроме такси;

? три оплачиваемые поездки железнодорожным, водным, автомобильным транспортом или один раз на самолете в избирательный округ и обратно;

? неприкосновенность. Это касается мер уголовной и административной ответственности. Могут быть применены административное задержание, личный досмотр и проверка документов.

Кандидатам также предоставляются следующие гарантии:

? кандидат в период избирательной кампании не может быть призван на военную или альтернативную службу;

? кандидат не может быть уволен по инициативе администрации, переведен на другую работу без его согласия и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1.3. Правовой статус личности

§ 1.3. Правовой статус личности Термин "правовой статус" широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д.Под правовым

49. Правовой статус прокурора

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

Конституционно-правовой статус автономий в РФ

Конституционно-правовой статус автономий в РФ В составе РФ в качестве ее субъектов находятся одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов.Автономная область – это национально-государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом

Правовой статус жилого помещения

Правовой статус жилого помещения Правовой статус жилого помещения определяется ст. 15, 16, 17 ЖК. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным

1. Понятие, правовой статус

1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных

§ 6. Правовой статус личности

§ 6. Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО Уполномоченный имеет право:• беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;• запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и

6.2. Правовой статус безработного

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Какие организации либо их структурные подразделения имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборахФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

31. Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса

31. Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления о его выдвижении, его заявления о согласии баллотироваться по

113. Правовой статус политических партий


По мнению одного из юристов, слабым местом процедуры регистрации кандидатов на выборах всегда была проверка избирательными комиссиями документов, представляемых для регистрации. Второй посчитал, что несвоевременное уведомление кандидата о неполноте сведений является следствием бездействия самой комиссии.

Конституционный Суд вынес Постановление № 6-П от 12 марта, в котором обязал избирательные комиссии уведомлять кандидатов в депутаты о том, что их документы содержат неполные сведения или не отвечают требованиям закона к оформлению документов.

Избирательная комиссия отменила регистрацию кандидата

Суд пришел к выводу, что сведения об обязательствах имущественного характера представлены в избирком с нарушением нормативных требований, в связи с чем отменил решение о регистрации Сергея Цукасова кандидатом в депутаты. Доводы Цукасова о том, что со стороны административного ответчика допущено нарушение закона, так как он не был заблаговременно уведомлен о недостатках в представленных им документах и не получил возможность их устранить, суд отклонил как не основанные на законе, поскольку такая обязанность избирательной комиссии установлена лишь применительно к документам, которые поименованы в Избирательном кодексе г. Москвы (Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38), тогда как требования к заполнению справок регламентированы иным нормативным актом – Указом президента № 546.

Верховный Суд оставил решение без изменений. ВС сослался, в частности, на п. 2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержден Президиумом ВС 20 декабря 2017 г.), в котором разъяснено, что в случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории РФ в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок, а отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений. Судебная коллегия также отметила, что неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает его от обязанности соблюдать установленные правила выдвижения и регистрации кандидатов – иное нарушало бы принцип равенства кандидатов, сформулированный в п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.

Обращение в КС

Сергей Цукасов обратился в Конституционный Суд, указав в жалобе, что п. 1.1 ст. 38 и п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав позволяют избирательной комиссии выборочно извещать кандидатов о нарушениях в документах, представляемых ими в избирательную комиссию для уведомления о своем выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа публичной власти, а потому противоречат Конституции.

КС отметил, что п. 1 ст. 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в ст. 19 Конституции, при проведении выборов и референдумов, предполагая, в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты (на выборные должности) по тем или иным округам осуществляются на одних и тех же условиях. Как таковое это законоположение не вызывает сомнений в его соответствии Конституции, а потому производство по делу в части, касающейся проверки его конституционности, подлежит прекращению.

Тем самым, отметил Суд, п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав выступает предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании решается вопрос об обязательности извещения кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (на выборную должность) избирательной комиссией, когда ею выявлены неполнота сведений о кандидате, отсутствие каких-либо документов, представление которых предусмотрено законом, или несоблюдение требований закона к оформлению документов, а равно решается вопрос о последствиях отсутствия такого извещения при рассмотрении судом административного иска, поданного с целью отменить в связи с названными недостатками в документах решение избирательной комиссии о регистрации кандидата.

КС указал, что в силу спорного законоположения при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствии каких-либо документов или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Это направлено на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы – за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, – в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение КС от 6 июля 2010 г. № 1087-О-О).

Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение КС от 21 июня 2011 г. № 867-О-О). КС отметил, что она должна исполняться равным образом в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых предусмотрено законом.

Конституционный Суд указал, что надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов РФ такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6.

Согласно Рекомендациям, применительно к выдвижению и регистрации отдельных кандидатов, если рабочая группа выявила в представленных документах неполноту сведений, несоблюдение требований закона в части оформления или отсутствие документов, то кандидаты, управомоченные ими лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются об этом. Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения или документы отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение вручается кандидату, его представителю, а при их отсутствии – направляется в их адрес. Кроме того, заметил КС, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает СМИ о выявленных фактах недостоверности таких сведений.

Таким образом, указал Суд, п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не противоречит Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

Конституционный Суд отметил, что наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесены законом к полномочиям избирательной комиссии.

КС посчитал, что значимым способом обеспечения надлежащего исполнения избирательной комиссией своей обязанности, закрепленной п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, является введение мер правовой защиты лиц, в отношении которых эта обязанность не исполнена. По общему правилу, наиболее универсальный инструмент – судебное обжалование бездействия (как неисполнения обязанности) соответствующего публичного органа.

Таким образом, Суд признал п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не противоречащим Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.

В то же время КС признал п. 1.1 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав не соответствующим Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Конституционный Суд постановил федеральному законодателю внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование и указал, что до вступления в силу изменений, вытекающих из постановления, суды при рассмотрении соответствующих дел руководствуются непосредственно им. Это не исключает принятия ими мер к устранению таких недостатков в представленных в избирательную комиссию документах, которые создают неустранимые сомнения в соблюдении кандидатом других требований, с несоблюдением которых закон связывает отказ в регистрации.

КС также пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра дела Сергея Цукасова и отметил, что этим для него не исключается возможность использовать для защиты своих прав компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством.

Эксперты о постановлении

Кучин А.С., аспирант кафедры конституционного и международного права юридического института Томского государственного университета.

Российская газета. 2002. 15 июня; 2002. 28 сентября; 2003. 25 июня; 2003. 8 июля, 9 июля; 2004. 9 июня; 2004. 14 августа, 31 августа, 15 декабря.

Лебедева Ю.Н. Граждане как субъекты избирательного права России: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 Хабаровская государственная академия экономики и права. Владивосток, 2003. С. 21.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. М.: Издательство "НОРМА", 2003. С. 189.

Необходимо различать также статусы кандидата, выдвинутого непосредственно, и кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов. Статус кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, обладает некоторыми особенностями. Так, кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственный избирательный фонд и соответственно расходовать средства на избирательную кампанию. Такому кандидату не выделяется отдельно эфирное время и печатная площадь для предвыборной агитации. Он не вправе назначать своих собственных представителей, его интересы в избирательном процессе отстаивают представители избирательного объединения. Кроме того, анализ действующего законодательства позволяет различать статусы кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Закон провозглашает принцип равенства кандидатов - кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях, имеют равные юридические возможности. В этой связи различия в статусе кандидата в зависимости от способа и субъекта выдвижения необходимо соотнести с данным принципом. Что касается неравенства кандидатов, выдвинутых непосредственно, и кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, то здесь важно понимать, что равенство должно обеспечиваться между состязающимися субъектами. Нет никакого смысла в обеспечении равенства статусов кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, и кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу. Участвуя в одних и тех же выборах, они между собой не конкурируют, а потому закрепление за ними различного объема прав не может считаться ущемлением прав кого-либо из них. В данном случае нет нарушения принципа равенства кандидатов .

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5969.

Избирательные объединения должны иметь юридические возможности, позволяющие им участвовать в избирательных кампаниях выдвинутых ими кандидатов. Однако закрепление в связи с этим за ними соответствующих прав не должно нарушать принцип равенства кандидатов. Обеспечить это возможно только путем создания равных финансовых и информационных возможностей кандидатам. Кандидаты не должны получать за счет выдвинувших их избирательных объединений дополнительные по сравнению с независимыми кандидатами финансовые и информационные возможности. В этой связи требует пересмотра п. 13 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", допускающий возможность возврата избирательного залога кандидату в случае его отзыва избирательным объединением.

С момента выдвижения в качестве кандидата гражданин приобретает статус выдвинутого кандидата. Выдвинутый кандидат вправе назначить своих доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Кандидат имеет право в любой момент отозвать доверенное лицо, уполномоченного представителя по финансовым вопросам и назначить в качестве такого иное лицо.

Для финансирования своей избирательной кампании выдвинутый кандидат обязан создать избирательный фонд. Данная обязанность выражается в открытии специального избирательного счета в банке. Кандидат имеет право распоряжаться средствами избирательного фонда. Законом может быть предусмотрена обязанность выдвинутого кандидата представить первый финансовый отчет. Как правило, первый финансовый отчет представляется вместе с документами, необходимыми для регистрации. Федеральным законом первый финансовый отчет может быть включен в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Так, п. 1 ст. 37 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" прямо называет первый финансовый отчет среди документов, представляемых для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации.

С момента создания избирательного фонда кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в разрешенных на этой стадии формах: встречи с избирателями, участие в других массовых мероприятиях, распространение печатных и иных агитационных материалов. Выдвинутый кандидат не вправе проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Тульского областного суда" // Российская газета. 2002. 18 июня.

В целях обеспечения равенства кандидатов избирательное законодательство устанавливает ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Понятно, что лица, уже замещающие выборные должности ("incumbent" ), всегда будут иметь определенные преимущества в избирательном процессе. В этой связи необходимо отличать использование выборных должностей, являющееся простым политическим преимуществом (вполне естественным), от явного злоупотребления властью, которое должно подлежать ограничению или наказанию . Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает запрет на использование кандидатами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также должности в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, преимуществ должностного или служебного положения. Закон в п. 5 ст. 40 закрепляет перечень обстоятельств, подпадающих под действие данного запрета. Установленные избирательным законодательством ограничения целесообразно распространить на руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением общественных объединений), выдвинутых в качестве кандидатов. Руководители крупных предприятий обладают не меньшим "административным" ресурсом, чем лица, замещающие государственные или муниципальные должности. В их распоряжении имеется огромный штат сотрудников, транспорт, оргтехника, помещения и т.д. Установление ограничений в отношении указанных лиц позволит защитить права собственников и работников организаций.

Shea, Daniel M. Campaign craft. The strategies, tactics, and art of political campaign management / Daniel M. Shea. Westport, London: Praeger, 1996. P. 34.
Далл Р. О преимуществах тех, кто уже занимает выборную должность при участии в выборах // Вестник ЦИК РФ. 1996. N 8. С. 51.

При решении вопроса, относится ли та или иная государственная должность к категории "А", необходимо обратиться к легальному определению понятия "государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а также к Реестру государственных должностей в Российской Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173; 1996. N 52. Ст. 5919; 1998. N 43. Ст. 5337. В субъектах Российской Федерации имеются свои реестры государственных должностей.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает особенности производства по уголовным делам только в отношении кандидата на должность Президента Российской Федерации. Решение о возбуждении дела в отношении его принимает Генеральный прокурор Российской Федерации. Для возбуждения уголовного дела в отношении любого другого кандидата требуется согласие соответствующего прокурора. Следует отметить, что законом не запрещается задерживать кандидата, подвергать его обыску или допросу, а также личному досмотру.

Статусом избранного кандидата наделяется только кандидат, признанный избранным по результатам соответствующих выборов. Избранный кандидат обязан в срок не позднее 7 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют

в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.

Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов — также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. В случае, предусмотренном законом, кандидат, занявший

место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата[861].

Вместе с тем законодатель предусмотрел и определенные ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидата. Так, например, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Закон определяет, что следует понимать под использованием преимуществ должностного или служебного положения. Это:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума.

Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Естественно, соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими обязанностей перед избирателями.

И все-таки вопросы, связанные с правовым статусом кандидата, реализацией важнейших принципов этого статуса, например равенством кандидатов, требуют дальнейшего совершенствования. В ходе избирательной кампании значительное количество жалоб, упреков, обид связано как раз с нарушением равенства прав кандидатов, правда, судебная практика в этой части незначительна. Даже в вопросах использования должностного или служебного положения — явления, распространенного в российской электоральной практике, что, как уже отмечалось, является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов или ее отмены, аннулирования результатов выборов, — она незначительна, поскольку доказать нарушение равенства кандидатов, в том числе и в использовании отдельными из них своего должностного или служебного положения, очень трудно1. Но мы должны считаться и с электоральным мнением, которое является важным барометром справедливости выборов или их несправедливости даже при незначительной судебной практике.

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами:

1) непосредственно:

    • самовыдвижение;
    • выдвижение избирательным объединением.

    2) в составе списка кандидатов.

    Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может предусматриваться законом субъекта РФ.

    Выдвижение в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

    Если законодательством субъекта РФ предусмотрено, что в органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта РФ должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан РФ, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования.

    Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

    Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и отрешенный от этой должности Президентом РФ, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента РФ об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте РФ. (Ну и где тут пресловутая демократия? А если народ хочет выдвинуть? Это условие было принято в мае 2012)

    Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, указанного ниже.

    Гражданин РФ, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента РФ может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий в связи с отставкой по собственному желанию (на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"). (перед законом все равны, но желание Президента – выше закона)

    Гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

    При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

    Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

    Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

    Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

    О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

    Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

    Читайте также: