С чем никколо макиавелли сравнивал коррупцию

Обновлено: 02.07.2024

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть неотделима от управления как выражения власти. Цель власти — господство над обществом и государством. Власть как многогранное явление имеет свои стороны. Основными компонентами власти являются: ее субъект и объект.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Это может быть один человек, организация или сообщество людей. Субъектом власти может быть, например, народ или даже мировое сообщество, то есть тот, кто обладает властью. В контексте теории власти Макиавелли, государь был бы субъектом власти. Субъекты политической власти сложны по своей природе. Субъект определяется содержанием властных отношений через команду (указание, приказ). Приказ предписывает поведение объекта власти, устанавливает (или подразумевает) санкции, вступающие в силу в случае выполнения или невыполнения приказа. Власть — это всегда двустороннее явление, она невозможна без подчинения. Если нет подчинения, то нет и власти. Объектом власти является общество, индивиды, группы, классы, все те, на кого направлена власть.

Субъективно власть — это способность подчинять своей воле. Объективно, это подчинение воле человека, находящегося у власти.

Тема политической власти является противоречивой. Некоторые ученые считают, что это рычаги, на которых происходит взаимодействие по поводу власти, но большинство определяет объект власти как отношения людей по поводу власти.

Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли - Биография Макиавелли

Биография Макиавелли

В 1498 году Макиавелли был принят на должность секретаря Второй канцелярии, Коллегии десяти и Магистрата Синьории, которую он с большим успехом занимал до 1512 года. Макиавелли посвятил себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 году он добавил к своим многочисленным обязанностям организацию флорентийского ополчения и контроль над Советом Девяти, созданным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что необходимо создать гражданскую армию, чтобы заменить наемников, которые были одной из причин военной слабости итальянских государств. Во время службы Макиавелли выполнял дипломатические и военные поручения во флорентийских странах и собирал информацию во время путешествий за границу. Это было время постоянного кризиса для Флоренции, которая продолжала профранцузскую политику Савонаролы: Италия была раздираема внутренними противоречиями и подвергалась иностранным вторжениям.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя он не имел права вести переговоры или принимать решения, порученные ему миссии часто были деликатными и очень важными. Среди них были посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 году Макиавелли посетил двор короля Франции Людовика XII, чтобы договориться об условиях его поддержки в продолжении войны против мятежной Пизанской Флоренции. Дважды он был при дворе Чезаре Борджиа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы присматривать за герцогом Романьи, растущее могущество которого беспокоило флорентийцев. В Риме он руководил выборами нового папы (Юлия II) в 1503 году, а при дворе римского императора Максимилиана I в 1507 году обсуждал размер флорентийской дани. Он также принимал активное участие во многих других мероприятиях.

Его карьера пошатнулась в 1512 году, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, созданной Юлием II в союзе с Испанией против французов. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден оставить государственную службу. Он подвергался преследованиям, в 1513 году был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи и подвергся пытке веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в скромное поместье, унаследованное им от отца, Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашиано, по дороге в Рим. Некоторое время спустя, когда умер Юлий II и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал навещать друзей в городе, активно участвовал в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 году он получил должность государственного историографа, на которую его назначил Флорентийский университет).

Шок от увольнения Макиавелли и крах республики, которой он так верно и ревностно служил, заставили его взяться за перо.

Макиавелли закончил свой труд словами поэта Франческо Петрарки:

«Доблесть превратится в безумие,

И борьба будет короткой.

Ведь храбрость еще не умерла

Макиавелли рекомендует правителю, когда ему нужны средства, всегда иметь возможность защитить население за высокими стенами, осада которых покажется завоевателю изнурительным делом, и обеспечить народ продовольствием, чтобы избежать недовольства в армии. Поскольку враг безуспешно атакует город и люди не нуждаются в пище, они даже соглашаются на разрушение домов за пределами крепостных стен. После успешной обороны государь прославляется и обретает уважение к себе как к полководцу.

Концепция власти Никколо Макиавелли

Макиавелли основывает свою теорию власти на принципе оправдания средств, используемых политиком.

Политическая доктрина Макиавелли — это учение, которое впервые

Политических проблем и впервые отделил рассмотрение политических проблем от религии и морали.

В целях продвижения абсолютистских национальных государств.

Это было использовано идеологами абсолютизма и вызвало лютую ненависть защитников феодализма и феодального строя.

На первый взгляд, многое в его теории кажется беспринципным, но, с другой стороны, в условиях полного хаоса единственным надежным способом удержать непокорные города-государства от дальнейшего разделения было применение жестких политических мер. Макиавелли основывал свои идеи на многолетних наблюдениях за политиками разных стран и на глубоком изучении политической истории. Не следует забывать, что теория Макиавелли родилась из глубокого анализа исторических фактов, ошибок и решений проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно верных государственных решений.

После анализа теории власти Макиавелли и ее критики стали четко вырисовываться причины такого восприятия общества. На мой взгляд, теория итальянского мыслителя была лишь отражением политической реальности, а она по своей сути жестока и коварна. В произведениях Макиавелли мы встречаем реальные действия конкретных исторических личностей, его произведения — это лишь описания, своего рода зеркало, в котором отражаются реальные действия высокопоставленных государственных деятелей, и стоит отметить, что зачастую они не самые нравственные. Возможно, именно в этом кроется источник столь рьяной критики Макиавелли? Возможно, многие люди просто видели себя в фигурах из произведений итальянского мыслителя или боялись увидеть отражение того, кем они сами являются? Человеку по своей природе трудно признать свои недостатки, поэтому легче критиковать то, что не отражает наиболее правдоподобную сторону человеческой натуры, чем признать ее. Как известно, отличительной чертой идей Макиавелли был реализм, он показал, что на протяжении многих веков было принято скрывать, а не выставлять напоказ и приукрашивать несуществующими красками. Ведь так легче скрывать свои действия и интересы, особенно находясь у власти и прикрываясь благородной маской своих целей, которые зачастую далеки от интересов общества. Макиавелли не только отражает стремления и природу человеческих действий, но и раскрывает, так сказать, изнанку политических процессов, показывая, как на самом деле ведется борьба за власть (интриги, предательство). Если мы посмотрим на историю, то увидим, что из века в век происходило обожествление правителя, и Средние века не были исключением, где правление правителя приписывалось божественному провидению.

Теория власти Макиавелли в контексте современной политики.

Как уже говорилось выше, власть и государство имеют тесную взаимосвязь. Борьба за политическую власть всегда была актуальной проблемой и всегда останется таковой. Россия в этом отношении не является исключением. За свою многовековую историю наша страна прошла сложный путь. Было много войн и смутных времен, смена существующей формы правления и полная смена ценностей и жизненных ориентиров. Поэтому было бы неправильно опустить в данной работе тему политической ситуации в нашей стране. В качестве верховной власти выдвигаются монархия, затем коммунизм, который, к сожалению, воплотился в тирании и деспотизме, и, наконец, демократия. Это обусловлено определенным психологическим состоянием нации, к которому наиболее подходит тот или иной принцип власти.

Суверенитет устанавливается как бы гражданским, он устанавливается по воле народа. Собственно, именно такая ситуация сложилась в нашей стране в 90-е годы. Старая идеология исчерпала себя, общество почувствовало необходимость перестроить существующий порядок, то есть происходит то, о чем предупреждал правителя Макиавелли — власть превратилась в тиранию и неизбежно потеряла свою силу. «Государство неприкосновенно, когда правительство не вызывает недовольства, когда страх подданных не перерастает в ненависть. Целью государства и основой его постоянства Макиавелли считал безопасность личности и неприкосновенность собственности. В условиях Советского Союза страх был основой власти. В какой-то момент она переросла в ненависть, что, конечно же, привело к краху существующего порядка. Если бы руководство страны помнило наследие Макиавелли, многих ошибок можно было бы избежать. В результате этих ошибок произошла не только смена идеологии, формы правления, власти, но и изменение всех ценностей общества. Народ выдвинул, поддержал новую власть, то есть власть была установлена за счет поддержки народа, который и привел новое правительство к власти.

В нашей стране оружейная промышленность всегда находилась на высоком уровне и финансировалась в первую очередь. Политика нашей страны направлена на укрепление нашей военной мощи. В настоящее время армия реформируется, чтобы сделать нашу собственную армию боеспособной, современной и сильной. Это еще одно отражение концепции Макиавелли в современном государстве.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Кто лучше - избранник народа или избранник знати? Советы Николо Макиавелли

Мы уделяем большое значение выборам, считая, что это должно в корне не только изменить нашу жизнь, но и наше общее развитие, ведь мы должны избрать президента-государя.

Не мы первые, читаю книгу Николо Макиавелли "Государь", она прославила его имя в истории. Вот отрывок

. Перейду теперь к тем случаям, когда человек делается государем своего отечества не путем злодеяний и беззаконий, но в силу благоволения сограждан — для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость. Надобно сказать, что такого рода единовластие — его можно назвать гражданским — учреждается по требованию либо знати, либо народа. Ибо нет города, где не обособились два эти начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении; столкновение же этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо беззаконием, либо свободой.

Чезаре, сын Папы Римского, твердой рукой и тонкой, а порой и очень жестокой политикой завоевал и построил себе новое государство. Флоренция тогда была хоть и маленьким, но независимым государством. Чезаре погиб в бою, а его новое государство не состоялось, но Николо Макиавелли многому у него научился.

Единовластие учреждается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что он не может сопротивляться знати, возвышает кого либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту. Поэтому тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.

Помнил Николо и времена Лоренцо, из рода Медичи, правивших тогда Флорентийской республикой. Лоренцо называли тираном, он фактически присвоил себе всю казну Республики и правил железной рукой. Он казнил всех заговорщиков, которые в Кафедральном соборе Флоренции устроили на него покушение и убили его брата. Он отнял у флорентийцев свободу, но обеспечил их безопасность, он присваивал все, что можно и что нельзя, но он положил конец гражданским раздорам и заговорам. Флоренция Лоренцо - это наивысший расцвет культуры и искусства, это Микеланджело и Ботичелли. Лоренцо отлучали от церкви, монах - выслушавший его исповедь, не дал умирающему отпущение грехов, но он был одним из великих Государей своего времени.

Лоренцо Великолепный, а наследовал ему сын, оставшийся в истории, как Пьеро Глупый.

нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворять притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью — можно, ибо она малочисленна. Народ, на худой конец, отвернется от государя, тогда как от враждебной знати можно ждать не только того, что она отвернется от государя, но даже пойдет против него, ибо она дальновидней, хитрее, загодя ищет путей к спасению и заискивает перед тем, кто сильнее. И еще добавлю, что государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале.

Николо видел и правление Савонаролы, того самого монаха, кто не дал отпущение грехов Лоренцо Медичи. Савонарола боролся с роскошью, изгнал Пьеро Глупого, как изменника и объявил королем Флоренции Иисуса Христа. После казни Савонаролы у Николо Макиавелли начнется взлет карьеры.

если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту.

Первым в истории Флоренции, Николо, сформировал из собственных граждан народное ополчение. Он отвечал за безопасность Флоренции. Его потом назовут "Вооруженным пророком", но вскоре французские войска покинули Италию и в Флоренции с благословения Папы Римского вернулись Медичи.

Николо Макиавелли свободно высказывал свои мысли по злободневным вопросам, что шло вразрез с проводимой внутренней политикой новой власти и оказался в камере для смертников. Лишь благодаря амнистии он оказался на свободе и занялся написанием книг.

если в народе ищет опоры государь, который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье, не упускает нужных приготовлений для обороны и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает, он никогда не обманется в народе и убедится в прочности подобной опоры.

Эта статья не имеет отношения ни к Арцаху, ни к Армении, все совпадение имен и событий случайны, но если исключить из общего контекста мои слова и оставить только советы Николо Макиавелли, то согласитесь, что они и теперь уместны и нужны.

Осталось только понять, кто из наших претендентов в государя-президента является избранником народа, а кто избранником знати. Сегодня первый день весны, воскресенье, возможно, ровно через месяц мы узнаем ответ на этот вопрос.

Скажу лишь в заключение, что государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут.

550 лет назад родился человек, имя которого стало нарицательным - и далеко не в самом приятном смысле. Речь идет о Никколо Макиавелли. Однако личность эта вовсе не однозначна.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли называют первым политологом нового времени. Взглянуть на эту личность с неожиданной стороны предлагает профессор Дирк Хёгес (Dirk Hoeges), автор вышедшей в Германии книги "Власть и иллюзии".

Главный труд Макиавелли - "Государь" - широко и скандально известен. Один из советских словарей иностранных слов толкует "макиавеллизм" как политику, основанную на культе грубой силы, на пренебрежении нормами морали, как коварство, вероломство, двуличие и лицемерие. Однако в высокой нравственности, честности, личном благородстве Макиавелли, как считает не только профессор Хёгес, сомневаться не приходится. Это был очень умный человек, обладавший многочисленными талантами, политик, дипломат, философ, историк, поэт, драматург, театральный режиссер и композитор.

Министр и ссыльный

О жизни Никколо Макиавелли известно довольно много. Он родился в 1469 году, вырос во Флоренции, был ее гражданином и патриотом. Знатное происхождение и незаурядные способности позволили Никколо Макиавелли быстро сделать карьеру. Он присоединился к политическим противникам правившего во Флоренции семейства Медичи и, когда его Медичи были изгнаны, стал исполнять обязанности министра иностранных дел республики.

Но в 1512 году Медичи при поддержке испанских и швейцарских войск вернулись к власти. Макиавелли долго и с пристрастием допрашивали, пытали на дыбе, посадили в тюрьму и не казнили лишь потому, что он в свое время спас от смерти нескольких известных приверженцев Медичи. В конце концов, Макиавелли сослали в деревню Сант-Андреа, в его небольшое поместье. Восемь лет длилась эта ссылка, невыносимая для столь деятельного человека, каким он был.

Семья Макиавелли (у него было шестеро детей) едва сводила концы с концами. Однако, как это порой бывает, ссылка оказалась самым плодотворным периодом его литературного творчества. Именно тогда были написаны "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия", знаменитый трактат "Государь", биографическое повествование "Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки" о собирателе итальянских земель, комедия "Мандрагора" (кстати, много раз ставившаяся на сценах российских театров), теоретический труд "О военном искусстве".

Макиавелли на портрете Санти ди Тито. Фрагмент

Макиавелли на портрете Санти ди Тито. Фрагмент

Лишь в 1520 году, после смерти Лоренцо Медичи, Макиавелли разрешили вернуться ко двору и даже поручили написать историю Флоренции. Власть как будто снова начинала благоволить к нему. Но в 1527 году произошел новый переворот. Этого удара Никколо Макиавелли уже не выдержал. 21 июня 1527 года он скончался в возрасте 58 лет.

До нас дошел портрет Макиавелли работы итальянского художника Санти ди Тито. На ней изображен худой, коротко остриженный человек с живым, проницательным взглядом. Высокий лоб с залысинами, темные глаза, нос с горбинкой, сжатые как будто в полуулыбке губы. Никакой жестокости, свирепости, коварства в его облике нет. Ничего, что позволило бы предполагать в нем человека, который в трактате "Государь", как говорят, учил политиков забывать о честности, справедливости, верности слову, исповедуя принцип "цель оправдывает средства".

Но что значит: "учил политиков"? Никколо Макиавелли, как напоминает в своей книге "Власть и иллюзии" Дирк Хёгес, адресовал "Государя" вполне конкретному человеку - "его светлости Лоренцо де Медичи". Это было не просто традиционное для тех времен посвящение и не просто подхалимская попытка опального философа вновь снискать расположение своего давнего покровителя.

Контекст

Флоренция – город с восклицательным знаком

Почти тысячелетняя история Флоренции знает взлеты и падения. Но мало найдется в мире городов, которым человечество было бы стольким обязано.

Виктор Ерофеев: Дикие страсти по Ивану Грозному

Нападение на картину "Иван Грозный убивает своего сына" - это не только вандализм, но и символический акт, вызывающий большую тревогу. Так считает писатель Виктор Ерофеев. (28.05.2018)

Мирные протесты: ужас для тиранов

Создатель Международного центра ненасильственных конфликтов (ICNC) Петер Акерман убежден в большей эффективности мирных акций протеста в сравнении с революциями. (27.05.2013)

Биография Макиавелли получила первую премию Голо Манна

Расположенное в Любеке Общество Голо Манна, сына писателя Томаса Манна, вручило свою первую премию. (23.07.2013)

За что народ любил императора Нерона

Жуткая личность, тиран и убийца, - таким мы знаем императора Нерона. Но чем же он тогда завоевал, по крайней мере, в начале своего царствования, любовь народа и уважение сенаторов? (03.06.2016)

Георгий Сатаров: Борьба с коррупцией не в интересах вертикали власти

Почему в России не может быть сейчас последовательной антикоррупционной политики, политолог Георгий Сатаров объяснил в интервью корреспонденту DW Никите Жолкверу. (22.03.2013)

Древнеримские страсти: Как император Нерон убивал свою кельнскую мать

2000 лет со дня рождения справляют только, когда речь идет о великих исторических личностях. Юлию Агриппину вряд ли назовешь великой. Но она оставила неизгладимый след в истории. (02.12.2015)

Макиавелли мечтал покончить с раздробленностью Италии, очистить ее от иноземных завоевателей - испанцев, французов, швейцарцев и немцев, создать сильное государство. Именно эта цель (а не вообще всякая цель) оправдывала в его глазах "средства". Созданию сильной, самостоятельной Италии, по мнению Макиавелли, можно и должно было приносить в жертву всё - в том числе мораль и добродетель. К тому же представления о морали и добродетели были в те времена (полтысячи лет назад), мягко говоря, несколько иными, чем сегодня.

Наставления тиранам

И, тем менее, можно возразить: Макиавелли написал то, что написал. А именно: "Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли". "Надо действовать так, чтобы тех, кто больше уже не верит, заставить верить силой". "Надо побеждать силой или хитростью, внушать народу любовь и страх, устранять людей, которые должны или могут повредить…" Впрочем, высказывания Макиавелли далеко не всегда однозначны. Судите сами: "Есть два способа борьбы: один, опираясь на закон, другой - действуя силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю. Государь должен уметь пользоваться обоими".

Как бы там ни было, но Дирк Хёгес пытался реабилитировать не книгу, а ее автора. Поэтому важно понять, почему Макиавелли все это писал. В той ситуации он был убежден, что тирания является "горьким, но необходимым лекарством". Кроме того, Макиавелли просто называл вещи своими именами, показывал, что природа власти имеет вовсе не божественный характер, что политику определяют не Бог или церковь, а реальные, земные интересы и человеческие слабости. Именно за последовательный антиклерикализм Макиавелли его произведения (не только "Государь", но и фривольные пьески, в которых он насмехался над религией и монахами) вплоть до 1929 года были запрещены католической церковью.

Всё так. Но что касается тиранов, то для очень многих из них "Государь" Макиавелли стал настольной книгой, а его так называемые наставления правителю, данные полтысячи лет назад, принимались как практические рекомендации. Наполеон говорил, что Макиавелли - "единственный писатель, которого стоит читать". Владимир Ильич Ленин очень одобрительно отзывался об "умном флорентийце". Что касается Сталина, то в его времена в СССР книги Макиавелли выходили несколько раз. Причем, в предисловии к изданию 1939 года Макиавелли был объявлен "великим прогрессивным писателем".

Можно, однако, усомниться в том, что Сталин и другие тираны, увлекавшиеся Макиавелли, действительно внимательно читали "Государя". Во всяком случае, они весьма односторонне воспринимали рекомендации автора, совершенно игнорируя, например, такое: "Государь не должен быть … скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив". Или такое: "Государь должен проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду". Очень актуально, не правда ли?

Экспонат выставки о Медичи

Медичи: олигархи Флоренции

Власть и страсть

Более 300 лет европейская культура и политика формировались под воздействием клана Медичи. Флорентийские правители - богатейшие банкиры и купцы, щедрые покровители искусства и жаждущие власти политики - создали могущественную сферу влияния, в том числе и в Германии. Выставка ''Медичи - люди, власть и страсть'' в музейном комплексе Мангейма Reiss-Engelhorn-Museen рассказывает о жизни семейства.

Портрет Анны Марии Луизы де Медичи руки Яна Франса ван Дувена

Медичи: олигархи Флоренции

Курфюрстина Пфальцская

Мало кто даже из немцев знает о том, что последняя представительница прямой линии рода Медичи, Анна Мария Луиза (1667-1743), заключила в 1691 году брак с курфюстом Пфальцским Иоганном Вильгельмом II (Johann Wilhelm von der Pfalz). 270-летие со дня ее смерти послужило поводом для выставки. Но не только это. Было обнаружено много новых любопытных фактов.

Копия головного убора, а также трехмерная модель черепа Анны Марии Луизы.

Медичи: олигархи Флоренции

Шапка курфюрста

В 2012 году провели эксгумацию останков Анны Марии Луизы. При этом ученые сделали необычное открытие: на покойнице была надета шапка курфюрста, а не семейная корона Медичи. Для выставки в Мангейме была создана точная копия головного убора, а также трехмерная модель головы Анны Марии Луизы. Эти и другие экспонаты можно будет увидеть до 28 июля 2013 года.

В одном из залов экспозиции

Медичи: олигархи Флоренции

Не функция, а личность

Инициаторы проекта хотели показать представителей рода Медичи, прежде всего, не как меценатов, банкиров и политиков, а как живых людей, полных противоречий. Информация для выставки была почерпнута из результатов различных исследований. В Мангейме знакомят и с особенностями работы ученых.

Мраморный бюст Лоренцо, 19-й век

Медичи: олигархи Флоренции

Лоренцо Великолепный

Пожалуй, он - самый знаменитый из Медичи. Лоренцо Великолепный (1449-1492) был и прожженным политиком, и ценителем прекрасного. Он оказывал поддержку Сандро Боттичелли и сам сочинял стихи. Благодаря ему Флоренция превратилась в центр культуры Возрождения. На снимке - мраморный бюст Лоренцо Медичи, созданный в 19-м веке.

Портрет папы римского Климента VII на выставке в Мангейме

Медичи: олигархи Флоренции

Понтифик Медичи

Зал экспозиции, посвященный Козимо I

Медичи: олигархи Флоренции

Великий герцог тосканский

Козимо I (1519-1574) - символ влиятельности семейства Медичи. Жесткий властитель и абсолютист, он лишил флорентийских патрициев права голоса и подчинил себе почти всю Тоскану. Но лишь незадолго до своей смерти Козимо I удалось добиться звания великого герцога тосканского. Впрочем, в историю он вошел и как благодетель, осушивший, например, болота в окрестностях Пизы - рассадник малярии.

Реконструкция телескопа Галилея

Медичи: олигархи Флоренции

Покровитель Галилея

Медичи были не только крупными меценатами и коллекционерами произведений искусства, но и покровителями ученых. В числе их протеже - легендарный Галилео Галилей (1564-1642). В честь своего покровителя герцога Тосканского Козимо II ученый назвал открытые им спутники Юпитера ''светилами Медичи''. На выставке можно увидеть и реконструкцию телескопа Галилея, воссозданого в 1906 году.

Предметы искусства из коллекции Медичи на выставке в Мангейме

Медичи: олигархи Флоренции

Город-наследник

О величии и значении рода Медичи сегодня напоминает великолепие и роскошь Флоренции. Все семейные сокровища, произведения искусства и драгоценности, накопленные целыми поколениями, Анна Мария Луиза де Медичи завещала в наследство городу-музею на реке Арно.


Никколо Макиавелли был итальянским философом, писателем, политическим деятелем, который выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в своем труде "Государь", опубликованном в 1532 году. Отвечает ли современная модель политического уклада Западной цивилизации проповедуемым ей гуманистическим принципам? И есть ли моральная политика сегодня? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Шафран: Никколо Макиавелли – миф или реальность?

Соловьев: Никколо Макиавелли говорит какие-то вещи, которые, в принципе, довольно примитивны.

Шафран: Ну, какие вещи примитивные, на Ваш взгляд?

Соловьев: "Войны начинают, когда захотят, но заканчивают, когда могут". В принципе это пошлость. "Наименьшее зло следует почитать благом". "Не отклоняться от добра, если это возможно, но всегда вставать на путь зла, когда это необходимо". Да это же ничего не дало! Кому насоветовал-то? В тюрьме же оказался! Не правил, не стал правителем, армия не победила.

Шафран: А как Вам это: "Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне".

Соловьев: Замечательная фраза, но это на уровне житейской мудрости.

Шафран: Не угодил Макиавелли сегодня Соловьеву.

Соловьев: Нет, дело не в этом. Но мы читаем поговорки… "Цель оправдывает средства". "Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника". Ну, правильно, давай, лезь неподготовленным. Разобьют в пух и прах! Ну, кто написал? Хоть одну войну выиграл?

Шафран: Действительно, к войне надо готовиться. Военная мощь всегда останавливает!

Соловьев: Ань, но фраза "Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника". Ну как это осуществлять? Покажи своим примером.

Шафран: Вы хотите сказать, что принципы его не работают в политике?

Соловьев: Я хочу сказать, что в нашем мире очень странно выбирают за модели тех, которые, на самом деле, рассуждают, но не добиваются. Смотри, у нас с большим интересом слушают наших политологов, которые ни одних выборов не выиграли. Ни одних! "Мы подготовили…". Если вы такие умные, то идите, выиграйте сами выборы! Нет же, не могут! Дают советы… Имеются в виду те, которые работают с политиками, рассказывают. Что вы знаете про народ? Ну, выйдите, поговорите!

Но у нас же были люди, которые реально управляли государством, и оставили после себя блестящие записки. Я тебе об этом много раз рассказывал, начиная от Гая Юлия Цезаря, основоположника жанра военной мемуаристики. У нас же есть и Август, и мой любимый Троян, которые, в отличие от Макиавелли, не собственным пупом управляли, а гигантскими империями. Есть Карл V, практически неизвестный в России. Именно тот самый, при котором была империя, над которой никогда не заходило солнце. Неужели ты считаешь, что если бы они пользовались вот такими примитивными, на уровне авоськи, советами, они бы смогли управлять империями? Неужели ты считаешь, что на полном серьезе: "Люди по натуре своей таковы, что они не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им". Вау! Это может написать любой человек с пятью классами образования.

Шафран: Но основной постулат Макиавелли заключается в том, что политика всегда аморальна.

Соловьев: Что тоже вранье. Потому что Карл V был дико морален. Мало того, он считал, что он выполняет волю бога по созданию Священной Империи. И именно на морали он завоевал весь мир. Христианский мир. И попробуй сказать, например, Трояну, что он аморален, хотя, как известно, папа шел, шел, увидел колонну Трояна и подумал, что как же, он же не успел окреститься, и такой хороший император, такой человек хороший сейчас в аду. И он упал, и стал молиться, и отмолил Трояна, и он теперь в раю. Христианская легенда. С этим как быть?

"Тяжелую болезнь в начале легко вылечить, но трудно распознать. Когда же она усиливается, ее легче распознать, но уже труднее вылечить". Ну да, Волга впадает в Каспийское море, а лошади едят овес.

Шафран: А Вам не кажется, что можно взять любое высказывание любого человека…

Соловьев: На таком уровне, конечно, потому что это уровень примитивного сознания.

Шафран: А что уровень не примитивного сознания?

Соловьев: Когда ты читаешь Трояна, то там, конечно, гораздо сложнее. Там есть очень серьезные темы.

Шафран: А Вам не кажется, что, может быть, цепляет потому, что все достаточно просто, четко и понятно?

Соловьев: Да, только ведет не к цели. Четко, ясно, просто и понятно, но не дает результата. Ведь вот же в чем проблема. Потому что если бы это сказал человек, который просто, четко, ясно и понятно и добился, я понимаю, почему надо слушать. Но когда четко, просто, ясно и понятно проиграл – тогда давайте последуем его совету и проиграем тоже. Он говорит: "Я проанализировал!"

Шафран: Ну, немножечко не сложилось. Что Вы, тоже мне, к человеку привязались, Владимир Рудольфович? Это сила обстоятельств!

Соловьев: И не говори! Нет, есть, конечно, вещи, про которые всегда хочется сказать: "Клево!"

Шафран: На что?

Соловьев: Например: "Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым". А для меня это вообще идиотизм, потому что уважение и щедрость – вещи не связанные. А если щедрый - бандит, его за это надо уважать?

Шафран: А тогда не было щедрых бандитов, тогда все щедрые были правильными людьми.

никколо макиавелли скульптура

В 1559 году церковь включила этот томик, поставивший политику над верой, в список запрещенных изданий.

К чему призывал бунтарь и реформатор Джироламо Савонарола, аскетичный доминиканский монах? И какие выводы сделал Макиавелли после сожжения на костре этого пламенного проповедника? Чем вообще отличается республика от монархии?

Что за авантюрный план придумал Макиавелли совместно с крупнейшим деятелем эпохи живописцем Леонардо да Винчи? Чему научился у Катерины Сфорца, правительницы городов Имола и Форли? Зачем добивался расположения высокомерного французского короля Людовика XII? Что нового узнал из общения с императором Священной Римской империи Максимилианом I?

Какие отношения связывали дипломата Макиавелли с Чезаре Борджиа, прославленным тираном и военачальником, перед которым трепетали все, в том числе и Флоренция?

Как же так получилось, что в 1513 году Макиавелли был заключен в тюрьму? За что его пытали?

Стремился ли Макиавелли диктовать миру свои законы?

Вдали от тайн и событий

Не у дел он остался в одночасье. В августе 1512 года испанские войска по приказу Папы свергли правительство Флорентийской республики. Власть в городе вернулась к семье банкиров Медичи, потерявших ее восемнадцатью годами ранее.

Макиавелли, преданный служитель республики, покинул пост государственного секретаря, приносивший ему двести флоринов годового дохода. Ему было запрещено в течение года переступать порог синьории – органа самоуправления Флоренции.

Утром он шел в лес. Чтобы прокормить жену Мариэтту и детей, ловил дроздов, обмазывая ветки клеем. С Мариэттой ди Луиджи Корсики они были вместе с 1501 года. Брак их, заключенный, как тогда было принято, по расчету, перерос в нежную любовь, подарившую им пятерых детей.

Злые языки утверждали, что в поездках Макиавелли обзавелся еще несколькими отпрысками, но сам он об этом ни в одном письме не обмолвился, хотя о любовных похождениях в переписке с друзьями откровенничал часто.

В политике можно все, или 18 основных заповедей Никколо Макиавелли

Свои советы Макиавелли собирал в книгу — о вероломстве, насилии и лицемерии власти, обо всем том, без чего власти быть не может. Что же за крамольные мысли были изложены в этой книге? Читаем первоисточник.

В политике можно все, к такому выводу пришел Макиавелли. Нет границы между добром и злом — есть уместные и неуместные средства. Недопустим лишь недостаток решимости — неспособность человека ни к подлинной жестокости, ни к высшей доброте. Право на злодейства определяется тем, находят ли они достойное применение. И выбором правильного момента: насильственные деяния следует совершать все разом, чтобы каждое в отдельности слабее ощущалось и меньше ожесточало. А благодеяния, напротив, расточать по крупицам — так сильнее их эффект…

Великая власть денег

В 1469 году, когда Макиавелли появился на свет, банкир Лоренцо де Медичи, прозванный Великолепным, стал неофициальным правителем Флоренции. В духе своего деда Козимо он превратил республику в негласную монархию. Расставил своих родственников на ключевые посты. Науки и искусства, празднества и турниры поставил на службу пропаганде. И не скрывал, что правит не Божьей милостью, а осязаемой силой денег.

Никколо уже в десять лет — даже по флорентийским меркам рано — умел обращаться со сметной доской и писал по просьбе отца письма, в которых речь была все больше о деньгах. Потому что на деньгах было сосредоточено все существование республики — и Генуи, и Венеции, и Флоренции.

Те, кто был облечен властью, использовали ее, чтобы налогами разорять конкурентов. Взяточничество перестало быть преступлением. Кандидаты на государственные посты щеголяли своей продажностью как полезным профессиональным качеством, не стесняясь рассказывать о своих крупных долгах.

Война — тоже поле для бизнеса. Кондотьеры, предводители наемных дружин, уподобились предпринимателям — ведут дела по своему усмотрению, поставляют отряды на службу то одному, то другому правителю.

Видимость стала важнее сути. Внешний блеск — идеал эпохи, в которой рос Макиавелли. Королевская пышность затмила собой финансовое неблагополучие банкирского дома Медичи, давшее о себе знать в конце 1460-х годов. Не прервись господство Медичи во Флоренции вторжением французов, их ждал бы, полагают историки, куда более бесславный — финансовый — крах.

Вскоре после смерти в 1492 году Лоренцо де Медичи его сын, Пьеро, получивший прозвище Глупый, сдал город французам. Он согласился на унизительные условия мира, за что и был изгнан раздосадованными согражданами.

Однако 23 мая 1498 года отлученный от церкви проповедник был сожжен на костре на Пьяцца делла Синьория.

Жизнью управляет расчет, или От мелкого писаря до секретаря республики

Ровно через месяц после этого Никколо Макиавелли, мелкий писарь из государственной канцелярии, получил назначение на должность секретаря республики, главы внешнеполитического и военного ведомств. Конец фундаменталиста Савонаролы открыл путь прагматику Макиавелли.

Натиск лучше, чем осторожность

Однако своевольная река не желала отклоняться от привычного русла, и в октябре 1504-го синьория постановила прекратить неудавшийся эксперимент. Потом не один год Макиавелли пришлось устранять последствия половодья. Что ж, так распорядилась судьба — ветреная фортуна, чьи капризы Ренессанс объяснял не волей небес, а колебаниями конъюнктуры. Конъюнктуру же можно приручить, вскрыв ее законы.

Сила риторики Катерины Сфорца

У прославленной графини Катерины Сфорца, трижды вдовы, правительницы городов Имола и Форли, возбуждавшей обожание и дурные толки, Макиавелли познал силу риторики. Отрядив сына Оттавио во Флоренцию кондотьеро, она потребовала за его сомнительные услуги астрономический годовой доход — 15 тысяч дукатов. Макиавелли предстояло умерить гонорар, не допустив, однако, чтобы союзники перекинулись на сторону миланцев, с которыми также вели переговоры.

Французский король Людовик XII преподал Макиавелли урок высокомерия. В обмен на 24 тысячи дукатов месячного содержания он предоставил флорентийцам 4 тысячи швейцарских и 2 тысячи гасконских солдат для войны с Пизой. Но вояки сочли плату низкой и, еще не дойдя до города, затеяли бунт. Захватив флорентийского парламентера, они обменяли его на крупный выкуп. После чего разбежались на все четыре стороны.

Целых пять месяцев Макиавелли добивался расположения Людовика и компенсаций за потери. Ему приходилось следовать за Его Величеством через всю Францию, дни и ночи проводить в седле или трястись в экипажах по скверным дорогам. Средства, выделявшиеся ему мелочными флорентийскими господами, не покрывали даже дорожных расходов.

Как поступать не следует

От императора Священной Римской империи Максимилиана I Макиавелли узнал, как поступать не следует. Государь требовал от Флоренции средств для войны с Францией — полмиллиона дукатов. Макиавелли отправился в Инсбрук и сторговался с придворными казначеями до 50 тысяч. В донесениях во Флоренцию он нарисовал портрет предводителя, который экономным начальникам Макиавелли показался, должно быть, старомодным.

24 июня 1502 года Макиавелли впервые оказался лицом к лицу с Чезаре Борджиа — военачальником, сыном Папы Александра VI. За триумфальным шествием к власти прославленного тирана Макиавелли следил завороженно, словно за разбушевавшейся стихией. С помощью французских солдат и отцовского авторитета он одного за другим лишал власти многочисленных правителей Папской области. Перед ним трепетала и Флоренция: бандиты Чезаре регулярно прибирали к рукам дорогостоящие флорентийские ткани.

Лишь спустя несколько лет флорентийцы поймут, что новый понтифик, стремившийся распространить светскую власть Римской курии на всю Среднюю Италию, был куда опаснее для их независимости, чем некогда свирепый Борджиа.

Триумф Медичи

В 1506 году Макиавелли был в первый раз отправлен послом к новому Папе Римскому, Юлию II. Дело было в том, что Папа желал завербовать одного флорентийского кондотьера для участия в войне с Францией.

Макиавелли устроил настоящую охоту на Папу. Прерывал его обеденную трапезу в военном лагере в Чивита Кастеллана. Сопровождал папскую свиту в Перуджу, Урбино и Чезену. Умасливая понтифика, доставлял ему из Тосканы вино, угрей и белые трюфеля.

Тем не менее война между папским лагерем и Францией — защитником Флоренции, гибельная для республики, становилась все реальнее.

Во Флоренции между тем Медичи отпраздновали собственное возвращение как при-шествие золотого века. Они сравнивали себя с возродившимся из пепла фениксом. Празднования и торжественные шествия следовали одно за другим. Над декорациями к этому спектаклю работали посменно тысячи рабочих и ремесленников. Церкви переоборудовали под мастерские, где художники изготавливали аллегорические композиции. Город сверкал роскошью наряженных триумфальных арок и величественных статуй, прославляющих Медичи.

В его преданности и честности не могло быть сомнений, ведь о них, в конце концов, свидетельствовала его бедность. И доброе имя — пятнадцать лет, проведенные им в государственных делах, не прошли даром.

В тюрьме

Макиавелли не терял надежды добиться расположения Медичи своими непрошеными советами. Но в феврале 1513 года некий юный заговорщик уронил на улице листок с именами двадцати граждан, которые в случае убийства Джулиано де Медичи должны были занять ключевые посты в городском управлении. Среди этих двадцати значился и Макиавелли, который, узнав, что выписан ордер на его арест, добровольно явился в тюрьму Баргелло, чтобы рассказать о своей невиновности.

Лишь бы поручили хоть камень в гору катить

Время от времени перепадала случайная работа. Однажды по поручению флорентийских коммерсантов он поехал выбивать долги в Геную, В другой раз ему поручили вести торги о возмещении ущерба для земляков, ставших в Венеции жертвами избиения.

Но надежду, что его мысли будут кому-то нужны, он по-прежнему не терял.

Поэтому свою надежду он покрывал лаком отточенных сентенций: «Судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям. Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь, все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать.

Но хотя бы и так, разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?

Но элита, похоже, утратила веру в лучшее будущее. Люди торговли, чей коммерческий пыл когда-то служил мотором для развития Флоренции, все чаще возвращаются в феодальную идиллию. Буржуа питают слабость к аристократизму. Уединяясь в загородных резиденциях вроде виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, они ведут созерцательную жизнь.

Прошло еще семь лет, прежде чем Медичи, наконец, одарили его своей милостью: в 1520 году Макиавелли было поручено написать историю Флоренции. Он не упустил этого случая, чтобы расшаркаться перед Медичи, воспев деяния Лоренцо Великолепного. И не напрасно: год спустя Макиавелли был официально реабилитирован.

В 1526-м город поручил ему руководство работами по укреплению городских стен. По слухам, за него похлопотала бывшая любовница, знаменитая певица.

Спустя несколько дней Макиавелли свалила лихорадка. Лечился, как всегда, по науке: приготовил испытанное средство из алоэ, кардамона, шафрана, мирры, бетоники и красноголовника. Но 21 июня 1527 года, в возрасте всего лишь 58 лет, Макиавелли умер. Флорентийцы язвили — от преданности.

Литература:

Его произведения:
1. Макиавелли Н. Сочинения и письма/ Никколо Макьявелли.- М.: АСТ, 2004. — 820 с.
2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения на первые три книги Тита Ливия. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Никколо Макиавелли/Пер. Г.Муравьевой и Р. Хлодовского. — М.: Художественная литература, 1982.

Читайте также: