Роман а камю чума как свидетельство этих изменений

Обновлено: 04.07.2024

Чума (французский: La Peste ) - роман Альбера Камю . Опубликованный в 1947 году, он рассказывает историю с точки зрения рассказчика о чуме, захлестнувшей французско-алжирский город Оран . Рассказчик остается неизвестным до начала последней главы, главы 5 части 5. Роман представляет собой снимок жизни в Оране, увиденный через характерную абсурдистскую точку зренияавтора.

Камю использовал в качестве исходного материала эпидемию холеры, которая убила большую часть населения Орана в 1849 году, но относила роман к 1940-м годам. Оран и его окрестности несколько раз поражались болезнью, прежде чем Камю опубликовал свой роман. Согласно академическому исследованию, Оран был уничтожен бубонной чумой в 1556 и 1678 годах, но все более поздние вспышки (в 1921 году: 185 случаев; 1931 год: 76 случаев; и 1944 год: 95 случаев) были очень далеки от масштабов описанной эпидемии. в романе.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные персонажи

Второстепенные персонажи

Краткое содержание сюжета

Часть первая


В городке Оран тысячи крыс, изначально незамеченные населением, начинают умирать на улицах. Вскоре после этого возникает истерия, в результате чего местные газеты сообщают об инциденте. Власти, реагирующие на давление общественности, приказывают собрать и кремировать крыс, не подозревая, что сбор сам по себе стал катализатором распространения бубонной чумы .

Главный герой, доктор Бернар Рье, комфортно живет в многоквартирном доме, когда, как ни странно, консьерж этого дома, месье Мишель, доверенное лицо, умирает от лихорадки. Доктор Риэ консультируется со своим коллегой доктором Кастелем по поводу болезни, пока они не приходят к выводу, что город охватила чума. Они оба обращаются к коллегам-врачам и городским властям со своей теорией, но в конечном итоге их увольняют на основании одной смерти. Однако по мере того, как быстро наступает больше смертей, становится очевидным, что существует эпидемия. Тем временем жену Риэ отправили в санаторий в другом городе лечить от не связанного с ней хронического заболевания.

Часть вторая

Один персонаж, Рэймонд Рамберт, разрабатывает план побега из города, чтобы присоединиться к своей жене в Париже после того, как городские власти отказали ему в его просьбе. Он оказывает поддержку некоторым подпольным преступникам, чтобы они могли тайно вывезти его из города. Другой персонаж, отец Паню, использует чуму как возможность повысить свой статус в городе, предполагая, что чума была действием Бога, наказывающего греховную природу горожан. Его обличительная речь доходит до ушей многих жителей города, которые массово обращались к религии, но не сделали бы этого при нормальных обстоятельствах. Коттард, преступник, достаточно раскаявшийся, чтобы покончить жизнь самоубийством, но опасающийся быть арестованным, становится богатым контрабандистом. Тем временем, Жан Тарру, отдыхающий; Джозеф Гранд, инженер-строитель; и доктор Риэ, исчерпывающе лечат пациентов дома и в больнице.

Рамберт сообщает Тарру о своем плане побега, но когда Тарру говорит ему, что в городе есть другие, в том числе доктор Риэ, у которых есть близкие за пределами города, которых им не разрешено видеть, Рамбер сочувствует и предлагает помочь Рье в борьбе. эпидемия, пока он не уедет из города.

Часть третья

В середине августа ситуация продолжает ухудшаться. Люди пытаются бежать из города, но некоторых расстреливают вооруженные часовые. Насилие и грабежи происходят в небольших масштабах, и власти в ответ объявляют военное положение и вводят комендантский час. Похороны проходят быстрее, без церемоний и без особой заботы о чувствах родственников умершего. Жители пассивно переносят нарастающие чувства изгнания и разлуки. В подавленном состоянии они угасают не только физически, но и эмоционально.

Часть четвертая

После продолжительных переговоров с охранниками у Рамбера наконец появляется шанс сбежать, но он решает остаться, говоря, что ему будет стыдно, если он уйдет.

Ближе к концу октября новая противочумная сыворотка Кастеля испытывается впервые, но она не может спасти жизнь маленькому сыну Отона, который сильно страдает, так как Панно, Риэ и Тарру в ужасе склоняются к его постели.

Панно, присоединившийся к группе добровольцев, борющихся с чумой, читает вторую проповедь. Он обращается к проблеме страданий невинного ребенка и говорит, что это испытание веры христианина, поскольку оно требует от него либо отрицать все, либо верить всему. Он призывает собрание не прекращать борьбу, а сделать все возможное, чтобы бороться с чумой.

Через несколько дней после проповеди Панно заболевает. Его симптомы не соответствуют симптомам чумы, но болезнь все равно оказывается смертельной.

Тарру и Рамберт посещают один из изоляционных лагерей, где встречаются с Отоном. Когда период карантина Отона заканчивается, он решает остаться в лагере в качестве волонтера, потому что это заставит его чувствовать себя менее разлученным со своим мертвым сыном. Тарру рассказывает Рье историю его жизни, и, чтобы отвлечься от эпидемии, двое мужчин вместе купаются в море. Гранд подхватывает чуму и приказывает Риэ сжечь все свои бумаги. Однако Гранд неожиданно выздоравливает, и количество смертей от чумы начинает снижаться.

Часть пятая

К концу января чума полностью отступила, и горожане начинают праздновать скорое открытие городских ворот. Отон, однако, не избежал смерти от болезни. Коттард огорчен окончанием эпидемии, от которой он нажился на теневых сделках. К нему подходят два государственных служащих, и он убегает. Несмотря на то, что эпидемия закончилась, Тарру заражается чумой и умирает после героической борьбы. Позже Риэ получил телеграмму, что его жена тоже умерла.

Критический анализ

Томас Л. Ханна и Джон Луз отдельно обсуждали темы, связанные с христианством в романе, особенно в отношении отца Панно и доктора Рье. Луи Росси кратко обсуждает роль Тарро в романе и чувство философской вины, стоящее за его персонажем. Элвин Стерлинг проанализировал роль Коттарда и его последние действия в конце романа.

В популярной прессе

Роман был прочитан как аллегорическая трактовка французского сопротивления к нацистской оккупации во время Второй мировой войны.

Адаптации

  • 1965: La Peste , кантата Роберто Герхарда
  • 1970 Вчера, сегодня, завтра , гонконгский фильм режиссера Патрика Лунга.
  • 1992: Ла Песте , фильм режиссера Луиса Пуэнцо
  • 2017: Чума , пьеса по адаптации Нила Бартлетта . Бартлетт заменяет доктора Риэ на чернокожую женщину, а Тарру - на черного мужчину.
  • 2020: Чума , радио-адаптация пьесы Нила Бартлетта 2017 года. Премьера состоялась 26 июля на BBC Radio 4 во время пандемии COVID-19 . Спектакль был записан актерами дома в период карантина. С Сарой Пауэлл в роли доктора Риэ, Билли Постлтуэйтом в роли Раймонда Рамбера, Джо Алесси в роли мистера Коттарда, Джудом Адувудике в роли Жана Тарро и Колином Херли в роли мистера Гранда.

История публикации

Есть произведения, дающие интересный сюжет – для пересказа и воспоминаний. Но есть художественные тексты, сталкивающие с иной логикой, с таким пониманием жизни, которое, возможно, и приходило тебе на ум, но никогда не оформлялось в ясный образ др

В двухсоттысячном Оране стали умирать крысы, потом – люди. Сначала думали: просто инфекция, потом пришлось признать: чума. Город закрыт, мертвых все больше. Нельзя спрятаться от реальности массовой гибели за высокими словами и былыми учениями о четко сформулированной защите от зла. Сознание должно запылать, когда проясняется: люди обречены, нет им спасения. Автор наращивает ужас, чтобы появился хоть какой-то свет. Так бывает в литературе. Камю видит вокруг себя миллионы бездумных современников, заброшенных в существование невидимой рукой и не задающих лишних вопросов. В унынии и радости они барахтаются в повседневности и вскоре навсегда уходят в небытие. Так нельзя, так плохо. Быть человеком – значит, бороться со смертью, не соглашаться с предписанной участью. Чума – не во французском Оране, она повсюду, где культура и цивилизация. Роман написан в 1944 году, поэтому сопоставление чумы и фашизма обязательно.

Эпидемия проверяет героев: что выберут, кем будут? Имя Камю прочно связано с философией экзистенциализма. Обойдемся без теории, но небольшой тест предложить стоит. Ты уверен, что все большие идеи, объясняющие мир, лишь элегантно выстроенные слова? Чувствуешь, что смерть – предел, за которым совсем нет ничего, никаких следов человека?

Есть произведения, дающие интересный сюжет – для пересказа и воспоминаний. Но есть художественные тексты, сталкивающие с иной логикой, с таким пониманием жизни, которое, возможно, и приходило тебе на ум, но никогда не оформлялось в ясный образ другого существования. Камю предлагает нам роман-идею – большой рассказ об абсурде. В чем этот абсурд? В том, что мыслим и творим, как боги. А умираем и сгниваем в земле, как жалкие, обреченные звери.

Служащий мэрии Жозеф Гран – стареющий аутсайдер, давно брошенный женой, так и не дождавшийся повышения по службе. Он считает, что во всем виновато его косноязычие, неумение сказать нужное слово, которое все изменит, все решит. Наверное, поэтому он задумал написать потрясающее произведение. И уже который месяц переделывает первую фразу, так и не найдя идеальной формы. Он тоже борется со смертью. Скромно, бессловесно, борется, как умеет – в составе добровольной дружины.

Жозефу трудно, но легче, чем безымянному старику, который выходил на балкон, ласковым голосом созывал кошек и смачно, вкладывая всю ненависть к миру, плевал в них, шумно радуясь каждому попаданию. С началом чумы кошки исчезли. Худо старику, ведь единственная мания, ставшая смыслом, теперь не может быть реализована. А желания помочь ближнему у страшного дедушки совсем нет.

Вспомним Жану Тарру, приехавшего в город незадолго до страшных событий и ставшего их летописцем. Тарру хорошо понимает проблему времени – оно постоянно сжимается, вытесняя нас. Можно пытаться замедлить его: проводить дни в приемной зубного врача на жестком стуле, сидеть на балконе в воскресенье после обеда, слушать доклады на непонятном для себя языке, выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты. Или без многословия, не смотря на часы, биться за человека. Зная, что судьба одна. Именно так и поступает Жан Тарру, создавший первую добровольную дружину.

Долго всматриваясь в то, что считал абсурдом, писатель столкнулся с ним в последние мгновения своей жизни. В расцвете славы, в январе 1960 года он ехал в машине из Прованса в Париж. Автомобиль вылетел с дороги и врезался в платан. Альбер Камю погиб на месте катастрофы. Ему было 46 лет.

Цитаты:

- Все всегда стоит труда. - В мире всегда была чума, всегда была война. И однако ж, и чума и война, как правило, заставали людей врасплох. - Кто возьмется утверждать, что века райского блаженства могут оплатить хотя бы миг человеческих страданий?

- Когда невинное существо лишается глаз, христианин может только или потерять веру, или согласиться тоже остаться без глаз. - Стоит только обзавестись привычками, и дни потекут гладко.

- Лгать слишком утомительно. - Бесплодна жизнь, лишенная иллюзий.

- Тревога - это легкое отвращение перед будущим. - Когда ждешь слишком долго, то уже вообще не ждешь. - Мужчины и женщины или слишком быстро взаимно пожирают друг друга в том, что зовется актом любви, или же у них постепенно образуется привычка быть вместе. Между двумя этими крайностями чаще всего середины нет. - Самый удобный способ познакомиться с городом — это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. - Любая радость находится под угрозой.

Интересные факты

- Камю очень увлекался Достоевским. В одном из театров он даже играл Ивана Карамазова.

Тема: борьба человеческого сообщества против конкретного зла (жителей алжирского города Оран против чумы); в символическом смысле: борьба против нацизма и фашизма.

Проблематика

  • зло, абсурд в жизни человека и добро;
  • активное противостояние злу;
  • ответственность за свой выбор;
  • нравственность и безнравственность;
  • жизнь и смерть.

Сюжет

Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча "Чума". В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом "Чумы" является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.

Роман "Чума" составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.

В алжирское город Оран приходит чума. На улицах города и в домах находят дохлых крыс, но никто еще не замечает опасности. Доктор Рие провожает свою больную жену (не чума) на лечение в санаторий, к нему переезжает мать. Первым умирает привратник в доме, в котором живет доктор. Количество умерших растет каждый день. Доктор Рие заказывает в Париже сыворотку, которая может незначительно помочь больным, а через несколько дней префектура объявляет город закрытым. Однажды вечером доктора вызывает его пациент Гран, чей сосед Коттар пытался покончить жизнь самоубийством. Еще в начале эпидемии Рие знакомится с журналистом Рамбером, который в течение карантина постоянно предпринимает попытки сбежать из города к любимой в Париж, и с таинственным Жаном Тарру, подробно записывает все свое наблюдение по жителей Орана. Местные жители чувствуют, что они находятся в тюрьме, и начинают сжигать свои дома, в городе заканчиваются продукты. Похоронные обряды уже происходят не в соответствии с правилами. Зимой чума отступает: больные все чаще выздоравливают. Но именно в это время чума убивает друга доктора Рие Тарру. Коттар, который единственный не ждал окончания чумы, начинает стрелять из окна в прохожих, полиция задерживает его. Доктор Рие получает телеграмму, из которой узнает, что его жена умерла. Город радуется.

Композиция

Роман состоит из 5 частей.

Главная метафора

Базовая метаформа – чума. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе "скорее добрые, чем злые", но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои "Чумы" — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.

Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе "Чума" эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.



А может, все дело в описываемом явлении. Ремарк писал о войне и ее последствиях для общества, для каждого конкретного человека. И, как ни крути, Камю тоже ведь под моделированием истории с чумой подразумевал совсем другое. В такой иносказательной форме он пытался изобразить, как проникает вглубь самого общества фашизм, как его стараются не замечать и игнорировать, думая, что он пропадет сам собой, а затем приходится всем вместе бороться с последствиями.

Казалось бы, писал эту историю Камю о поколении 40-х годов ХХ века, а все реакции, паттерны поведения идентичны нынешним.


Сюжетная канва такова. В приморский городок Оран в Алжире нежданно-негаданно приходит чума. Казалось бы, откуда в ХХ веке взяться этой заразе с отголоском Средневековья? Но в жизни все бывает, а потому жителям приморского города французской колонии приходится жить в новых условиях, учиться бороться, набираться сил, чтобы противостоять, а затем учиться жить заново. И в ходе повествования можно четко проследить все реакции и поведение общества: от самого первоначального неверия и несогласия жить в новых условиях до буквально механического существования после длительного уничтожающего действия эпидемии. Когда уже мало что важно, мало чего хочется, отвык от всего и, кажется, что нормальная жизнь тебе просто приснилась и ее никогда и не было на самом деле.

Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. Вообще-то глупость – вещь чрезвычайно стойкая, это нетрудно заметить, если не думать все время только о себе.

Главные персонажи, казалось бы, абсолютно не связанные между собой люди. Это доктор местной больницы, журналист, случайно оказавшийся в Оране во время наступления карантина, работник городской управы – и всем им по своим персональным или по причинам долга приходится ежедневно бороться с чумой. В описываемых этих усилиях персонажей, в их мыслях и пояснении, почему они делают так, а не иначе, мне видится главная идея Камю, заложенная в этот роман.

В этом отношении наши сограждане вели себя, как и все люди, – они думали о себе, то есть были в этом смысле гуманистами: они не верили в бич Божий. Стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие – это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности. В этом отношении наши сограждане были повинны не больше других людей, просто они забыли о скромности и полагали, что для них еще все возможно, тем самым предполагая, что стихийные бедствия невозможны. Они по-прежнему делали дела, готовились к путешествиям и имели свои собственные мнения. Как же могли они поверить в чуму, которая разом отменяет будущее, все поездки и споры? Они считали себя свободными, но никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия.


Пример доктора Риэ и других персонажей, ставших ему друзьями, хотя бы на этот ограниченный срок показывает, что даже в самом скверном положении стОит уповать не на воздаяние, которое будет когда-то потом, в лучшем мире или после какого-то знакового события, а просто поступать по совести, по человечески и мыслить категориями не государства, обстоятельств или общественной морали. Эта гуманистическая идея прослеживается во многих произведениях Камю.

. Придавая непомерно огромное значение добрым поступкам, мы в конце концов возносим косвенную, но неумеренную хвалу самому злу. Ибо в таком случае легко предположить, что добрые поступки имеют цену лишь потому, что они явление редкое, а злоба и равнодушие куда более распространенные двигатели людских поступков. Вот этой-то точки зрения рассказчик ничуть не разделяет. Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена. Люди — они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения.

В течение всего романа меня поражало, как человеку, наверное, никогда не оказывавшемуся в такой эпидемии, карантине, удалось так четко, глубоко и откровенно описать чувства людей, ограниченных чем-либо. Потому что такие чувства испытывают и другие люди, которые ждут чего-то, что-то потеряли или пережили какой-то трудный жизненный период. Вот от первой до последней реакции всё так, всё верно. И когда читаешь о таком (как про себя), есть ощущение откровенного разговора и какое-то маленькое облегчение оттого, что хотя бы кто-то тебя понимает.

Ибо именно чувством изгнанника следует назвать то состояние незаполненности, в каком мы постоянно пребывали, то отчетливо ощущаемое, безрассудное желание повернуть время вспять или, наоборот, ускорить его бег, все эти обжигающие стрелы воспоминаний…

Поэтому, конечно же, о прочтении этого романа я не пожалела. Я не буду лукавить, он не шел у меня взахлеб, порой рассуждения Камю были путаными и сложноватыми, но в наших нынешних реалиях прочесть его нужно просто обязательно.


Роман поделен на 5 частей и в общей сложности в моем издании (к слову, богатом на опечатки и даже ошибки) составил примерно 250 страниц. А вот каждая из 5-ти частей на главы не делится, идет целиком. От этого порой было сложно вернуться к мысли автора, на которой прервала чтение. Ну это такое…субъективные замечания.

Эх, кабы землетрясение! Тряхнет хорошенько — и дело с концом. Сосчитаю мёртвых, живых — и всё тут. А вот эта стерва чума! Даже тот, кто не болен, всё равно носит болезнь у себя в сердце.

Тема: борьба человеческого сообщества против конкретного зла (жителей алжирского города Оран против чумы); в символическом смысле: борьба против нацизма и фашизма.

Проблематика

  • зло, абсурд в жизни человека и добро;
  • активное противостояние злу;
  • ответственность за свой выбор;
  • нравственность и безнравственность;
  • жизнь и смерть.

Сюжет

Известнейшее произведение Альбера Камю — роман-притча "Чума". В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Главным смыслом "Чумы" является борьба со всяким злом вообще. Нужно признать, что, в отличие, скажем, от Советского Союза, где борьба с фашизмом была действительно вопросом жизни и смерти, для жителей Европы участие в Сопротивлении было скорее делом чести и совести. Поэтому одной из основных проблем романа является проблема выбора между равнодушием и конформизмом, с одной стороны, и отчаянным стремлением к свободе, освобождению — с другой.

Роман "Чума" составлен в виде хроники. Автором этих событий является врач — доктор Рие. Он признает только факты, поэтому в его изложении события теряют примесь каких-либо художественных приукрашиваний. Вообще-то борьба с чумой — дело практически безнадежное. Трезво понимая это, доктор Рие ни на секунду не прекращает своей работы, рискуя собственной жизнью. Благодаря логике и серьезности доктора, мы видим реальную картину эпидемии.

В алжирское город Оран приходит чума. На улицах города и в домах находят дохлых крыс, но никто еще не замечает опасности. Доктор Рие провожает свою больную жену (не чума) на лечение в санаторий, к нему переезжает мать. Первым умирает привратник в доме, в котором живет доктор. Количество умерших растет каждый день. Доктор Рие заказывает в Париже сыворотку, которая может незначительно помочь больным, а через несколько дней префектура объявляет город закрытым. Однажды вечером доктора вызывает его пациент Гран, чей сосед Коттар пытался покончить жизнь самоубийством. Еще в начале эпидемии Рие знакомится с журналистом Рамбером, который в течение карантина постоянно предпринимает попытки сбежать из города к любимой в Париж, и с таинственным Жаном Тарру, подробно записывает все свое наблюдение по жителей Орана. Местные жители чувствуют, что они находятся в тюрьме, и начинают сжигать свои дома, в городе заканчиваются продукты. Похоронные обряды уже происходят не в соответствии с правилами. Зимой чума отступает: больные все чаще выздоравливают. Но именно в это время чума убивает друга доктора Рие Тарру. Коттар, который единственный не ждал окончания чумы, начинает стрелять из окна в прохожих, полиция задерживает его. Доктор Рие получает телеграмму, из которой узнает, что его жена умерла. Город радуется.

Композиция

Роман состоит из 5 частей.

Главная метафора

Базовая метаформа – чума. Камю окончательно и бесповоротно утверждает: чума калечит не только тело, но и душу. Чума — это образ мышления, замкнутый на самом себе. При этом писатель соглашается, что люди по своей природе "скорее добрые, чем злые", но духовная ценность также способна к разрушению. Единственно правильным должно быть противостояние злу, даже когда нет никаких перспектив и надежды на будущее. Вокруг доктора Рие собираются другие герои "Чумы" — Тарру, Рамбер, Гран. Эти люди тоже выполняют свой профессиональный и гражданский долг, пренебрегая собственной безопасностью, покоем в родном доме. Особенно интересна судьба парижского журналиста Рамбера, который, очутившись в зачумленном городе, сначала порывается выехать из него, вернуться домой, к любимой, но вскоре понимает, что может быть очень полезен именно здесь, в очаге эпидемии. Поэтому Рамбер остался работать в санитарной бригаде.

Альбер Камю был участником французского движения Сопротивления, и имел возможность на собственном опыте проследить закономерность развития эпидемии фашизма. Не зря писатель решил описать именно эпидемию чумы, так как возбудитель этой опасной болезни может в течение многих лет спокойно ждать своего часа, чтобы послать крыс издыхать на улицах счастливого города. В романе "Чума" эпидемия закончилась более или менее благополучно и жизнь пошла своим чередом. На самом же деле, каждый, кто остался жив, каждый, кого не коснулось черное крыло болезни, теперь до самой смерти будет помнить о чуме в этом городке и в своей жизни.

Читайте также: