Римские юристы говорили что брак создается не сожительством но согласием супругов что это

Обновлено: 02.07.2024

Брак – Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.

Брак союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.
При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.
Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.
Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.
Характерными чертами брака признавались:
1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;
2) согласие партнера;
3) наличие половой связи между партнерами в браке;
4) желание партеров заключить брачный союз;
5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.
От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.
Формы римского брака:
1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.
2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.
В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.
Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в римском праве:
1) смерть одного из супругов;
2) утрата одним из супругов статуса свободы;
3) утрата одним из супругов римского гражданства;
4) утрата семейного статуса;
5) развод.
Смерть была достаточным основанием для прекращения брачного союза. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга, что также вело к прекращению брака.
Утрата одним из супругов статуса свободы или гражданства служила основанием расторжения брака по той причине, что они не имели права вступать в законный брак, а изменение семейного положения вело к разрыву брачных отношений.
Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов – путем развода. В период I–II вв. развод был свободным и осуществлялся либо по взаимному согласию супругов, либо по заявлению одного супруга как отказа от брачной жизни.
Оформление развода могло осуществляться только в отношении законно заключенного брака. В отношении неправового брака или в отношении брака, не оформленного должным образом, применение развода запрещалось.
Осуществление развода зависело от того, каким образом был заключен брак, – путем религиозного свадебного обряда, путем покупки жены или как неформальный брак. Но в любом случае развод представлял собой отказ одного из супругов продолжать брачные отношения.
При расторжении брака выяснялись причины развода. На виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества.
Заявления одного из супругов о разводе принимались в случае супружеской неверности, покушения на жизнь или совершения иного виновного действия. Таким образом, при разводе по инициативе одного из супругов должна была иметься уважительная причина. При отсутствии уважительной причины на лицо, желающее развестись, накладывались имущественные санкции. Если инициатором развода являлась жена, то ее приданое оставалось у мужа, а если виновным выступал муж, то предбрачный дар оставался у жены.
В 18 г. до н. э. был принят закон, который устанавливал, чтобы при объявлении о расторжении брака присутствовали семь свидетелей.
Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.
Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.



Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей.

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни ". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

Виды брака в Римском праве

Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права). В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену.

В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu.При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

    • cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой , в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

    Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой . Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

    Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой . Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

    В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат , дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

    Брак и условия его заключения

    Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

    Условия вступления в брак:

      1. достижение брачного возраста ;
      2. согласие на брак;
      3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

      Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

      Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
      Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
      Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

      Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

      Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
      В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.
      Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

      Способы заключения брака

      Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

      Способы заключения брака в римском праве:

        1. путем совершения религиозного обряда ;
        2. путем покупки женихом невесты;
        3. путем простого соглашения сторон.

        Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

        Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

        Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

        Расторжение брака и его виды

        Основания прекращения брака в римском праве:

          1. Смерть одного из супругов.
          2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.
          3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.
          4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).
          5. Воля главы семьи .
          6. Развод .
          7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором .

          Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

          Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

          Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

          Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

          Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

          Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

          Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

          Формы развода в римском праве:

            1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);
            2. письменное соглашение;
            3. фактическое прекращение совместного проживания .

            Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

            Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием сum mаnu – брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

            Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sinе mаnu) – брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (сum mаnu).

            Брак sinе mаnu – это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену сum mаnu и стала пре обладающей.

            В I в. до н. э. появилась особая форма брака – конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.

            Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

            Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

            Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (аuсtоritаs tutоris).

            Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи – дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

            Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

            Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опе куна (аuсtоritаs tutоris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца – у матери или у других близких родственников.

            Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия – с лицами сенаторского сословия.

            Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях – в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики – между лицами, матери которых были сестрами (соnsоbrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

            В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах – и в боковых линиях между зятем и золовкой.

            Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

            Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

            Брак совершался в Риме тремя способами:

            1) путем совершения религиозного обряда;

            2) путем покупки женихом невесты;

            3) путем простого соглашения сторон.

            Религиозный обряд (соnfаrrеаtiо) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

            Покупка женихом невесты (соеmрtiо) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

            Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

            Приданое устанавливалось следующим образом:

            – обещание приданого в форме стипуляции (рrоmissiо dоtis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

            – также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (diсtiо dоtis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, – глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;

            – не обещание, а непосредственная передача имущества (dаtiо dоtis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mаnсiраtiо, trаditiо).

            Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinеrе оnеrа mаrimоnii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

            Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

            С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

            Правила возврата приданого в случае расторжения брака:

            – в случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.

            Муж имел право удержать 1 /6 приданого на каждого ре бенка, но в целом не более 1 /[2] приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удержива лась еще 1 /6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1 /8;

            – если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то при даное им возвращалось.

            Предбрачный дар (dоnаtiо аntе nuрtiа) – это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял 1 /2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.

            Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.

            При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (dоnаtiо рrореr nuрtiаs), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.

            Расторжение брака и его виды. Римский брак прекращался по нескольким основаниям.

            1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tеmрus lugеndi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

            2. Утрата свободы (сарitus dеminutiо mахimа) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

            3. Утрата гражданства (сарitus dеminutiо mеdiа) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

            4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (inсеstum suреrvеniеns). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими род ственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

            5. Воля главы семьи. В браке sinе mаnu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

            6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divоrtium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sinе mаnu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (rерudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

            7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

            Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

            Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

            Возникли следующие виды разводов:

            1) развод с плохими последствиями (divоrium сum dаmnо):

            – по вине одного из супругов (rерudium ех iustа саusа) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

            – без вины супруга (rерudium sinе ullа саusа), т. е. неправильное одно стороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санк циями – от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

            2) развод без последствий (divоrium sinе dаmnо):

            – развод по взаимному согласию супру гов (divоrtium соmmuni соnsеnsu);

            – развод по воле одного из супругов (divоrtium bоnа grаtiа). Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

            присудить сколько следует . В формуле могла также присутствовать exceptio.

            - Этапы процесса посредством законных исков ( на примере legis actio sacramento in rem).

            Судопроизводство на этапе in iure и litis contestatio.

            - Процесс посредством формул . Части формулы . Formula in ius concepta. Formula in factum

            concepta. Виды condemnatio (certa, incerta). Pluris petitio. Формулы с фикцией . Исковое

            - Этапы судопроизводства в формулярном процессе . Производство до установления

            предмета тяжбы (litis contestatio). Процессуальное представительство . Отказ от защиты .

            Установление предмета тяжбы . Конкуренция исков . Судопроизводство на стадии apud

            iudicem. Судебное решение . Исполнительное производство .

            - Преторские средства защиты гражданских прав . Интердикты . Преторские возражения .

            Репликации . Наказание легкомысленно тяжущихся . Порядок вызова в суд . Договоры и

            - Из - за небрежности Стиха , который не следил на состоянием забора на участке , который он

            должен был охранять , туда проник скот его соседа Панфила . На требование Стиха выгнать

            свой скот с его участка и не пускать его больше , Панфил ответил отказом , указывая на то ,

            что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор . Не придя к соглашению , спорщики

            обратились к претору . Какого рода защиту они могут требовать , исковую или

            - Сильный ветер , сорвав с крыши дома черепицу , увлек ее на соседний двор , где ею была

            убита овца . Возможен ли иск к хозяину черепицы ? Если да , то личный или вещный ? О чем

            будет этот иск ? Каким образом будет исчисляться его сумма ? Составьте формулу иска .

            - Некий студент , изучающий право в Берите , предложил старьевщику свою хламиду для

            продажи , вложив в карман золотой солид . Нащупав деньги покупатель тотчас же заплатил

            требуемую сумму , явно превысившую обычную стоимость хламиды . Получив требуемую

            сумму , студент , не выпуская хламиду из рук , вытряхнул из нее монету , после чего отдал ее

            старьевщику . Старьевщик возопил и потащил студента к претору , обвиняя его в обмане . В

            свою защиту студент выдвинул следующую эксцепцию : " Во - первых , солид , как и любая

            другая монета , не продается , во - вторых , деньги ни в коем смысле не являются

            принадлежностью одежды , а поэтому , применительно к данному случаю , невозможен ни иск

            об обмане , ни иск о возмещении ущерба ". Будучи студентом - правоведом , студент даже сам

            составил формулу эксцепции . Составьте и вы такую формулу ( не забывайте , что в эксцепции

            " ответчик является истцом -- D. 44, 1,1"). Выслушав студента , претор с его аргументацией не

            согласился и удовлетворил иск старьевщика . Составьте формулу такого иска ,

            предварительно решив : (1) О чем должен быть этот иск ? Может ли , например , старьевщик


            настаивать на возмещении убытка , и если да , то как он должен исчисляться ? Следует ли

            потребовать возмещения разницы между действительной стоимостью вещи и уплаченной за

            нее ценой или же разницы между действительной стоимостью имущества , ставшего

            предметом купли - продажи , и той суммой , которую он за нее заплатил , или , может быть ,

            ущерб должен быть оценен в один золотой солид ? Может ли в данном случае речь идти о

            сознательном обмане (dolus), а значит о пороке соглашения ? Наконец , согласны ли вы с

            решением претора или же можете предложить какое - либо иное решение этой задачи ?

            - Марк неоднократно напоминал Туллию о необходимости возвратить долг в 100 сестерциев .

            Туллий каждый раз уклонялся , но затем сказал : " Я заплачу , но дай мне клятвенное обещание ,

            что ты не будешь мне больше напоминать об этом ". Марк поклялся , а Туллий все не платил .

            Не в силах самостоятельно разрешить создавшуюся дилемму ( если молчать , ничего не

            получишь , если напомнить , нарушишь клятву ), Марк обратился за помощью к претору . Есть

            Дигесты . Книги вторая и третья . Книга одиннадцатая , титулы 1-2. Книга двадцать вторая ,

            Гримм Д . Т . Основы учения о юридической сделке в современной немецкой доктрине

            Дрожжин В . Правосудие в Древнем Риме // Росс . Юстиция . № 10 (1994) с . 31-34.

            Загурский Л . Принципы римского гражданского и уголовного процесса . Харьков , 1874.

            Сологубова Е . В . Доказательства в римском гражданском процессе // Вест . МГУ . Серия 11.

            Сологубова Е . В . Процессуальное правопреемство в римском праве // Вест . МГУ . Серия 11.

            Римская семья . Эволюция семейных отношений . Степени родства (adgnatio,

            cognatio) и отношения между родственниками . Власть домовладыки . Брак :

            условия вступления , заключение и прекращение брака . Способы заключения

            брака . Семейно - правовые отношения супругов : браки cum manu и sine manu.

            Личные и имущественные отношения супругов и родственников . Приданое .

            Семья – familia – в римском обществе носила характер патриархальный и патрилокальный .

            Дом – это прежде всего дом мужа - домовладыки , власть которого распространена на всех

            подвластных . Отец классической семьи (pater familias), которая в древности объединяла

            представителей нескольких поколений и была хозяйственной единицей , имел

            неограниченную власть над своими домочадцами – ius vitae et necis. Родство исчислялось

            ретроспективно , по поколениям по отцовской линии (adgnatio – рожденный после ). Главой

            семьи был старший агнат , ближайший к предкам . Он считался " отцом семейства ", даже если

            сам был малолетним . Идея кровного родства (cognatio) чужда древней патриархальной

            семье . Эмансипированный сын , например , не являлся агнатом отца , приемный же , напротив ,

            Брак – nuptiae – это социально - значимый союз мужчины и женщины . Союз этот носит строго

            индивидуальный характер и определяется индивидуальной волей – affectio maritalis. Брак

            заключался или простым соглашением заинтересованных сторон , или сопровождался

            ритуалами confarreatio или coemptio, обязательными для знати и жреческого сословия , в

            результате которых женщина переходила под власть отца семейства мужа . Заключение

            брака , таким образом , отличается от процедуры перехода жены во власть мужа – conventio in

            manum mariti. Брак не означал для женщины с необходимостью переход под власть мужа .

            Эту ситуацию отражало существование двух видов брака – cum manu mariti et sine manu

            mariti. Имущественные отношения между супругами определялись не фактом брака , но

            формой его заключения . Особый режим получает то имущество , которое существует

            исключительно для данной семьи – приданое (dos). Это имущество происходит со стороны

            супруги и при прекращении брака должно быть возвращено в семейство супруги .

            Вопросы для обсуждения на семинарах по теме " Семейно - правовые отношения "

            - Патриархальная семья . Агнатическое и когнатическое родство . Степени родства и способы

            - Власть домовладыки . Власть отца над подвластными лицами и законные на нее

            ограничения . Право отца не признать новорожденного своим ребенком . Право отца

            манципировать домочадцев третьим лицам . Эмансипация и усыновление (adoptio, adrogatio).

            - Брак . Процедура и способы заключения брака . Помолвка и клятвенное обещание заключить

            брак . Обещание установить приданое . Способы перехода жены во власть отца семейства

            мужа (usus, confarreatio, coemptio). Браки cum manu mariti et sine manu mariti.

            - Законный ( или правильный ) брак и сожительство . Законные ограничения права заключить

            - Правовое регулирование личных и имущественных отношений между супругами в браке и

            при его расторжении . Развод и его правовые последствия . Разврат . Сводничество .

            - Приданое и предбрачный дар . Способы установления приданого . Право жены на приданое

            и его ограничения . Судьба приданого после расторжения брака . Предбрачный дар .

            Задания и задачи по теме " Семейно - правовые отношения "

            - У римского гражданина Тиберия было три внука . Один родился от подвластного сына ,

            жившего вместе с отцом . Другой родился в семье эмансипированного сына . Третий был

            рожден дочерью , состоящей в правильном браке cum manu. Какой из внуков находится под

            - В римском праве различались два способа усыновления : adoptio и adrogatio. В чем состоит

            принципиальное различие этих способов ? В чем вы видите их смысл ?

            - По достижении совершеннолетия усыновленный заявил , что будь его воля , он никогда бы

            не согласился на акт усыновления . Послужит ли это основанием для эмансипации ?

            - Какими способами уничтожается агнатическая связь ? В каких случаях и для чего это , по

            - Римские юристы говорили , что " брак создается не сожительством , но согласием супругов "

            (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит ? Дайте правовую оценку этому высказыванию .

            - Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима . В скором времени

            он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных

            военных походов . Случилось однако так , что он попал в плен и провел на чужбине довольно

            долгое время . Будучи выкупленным друзьями , он вернулся в свое поместье , но оказалось ,

            что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему

            новому мужу . Может ли Луций вернуть назад свое поместье ? Может ли он вернуть себе

            - В Институциях Гая сказано , что после перехода во власть мужа , жена " получает права

            - По всем признакам соглашение вступить в брак является консенсуальным контрактом и

            становится действительным только после достижения согласия всех заинтересованных

            сторон ( самих вступающих в брак и отцов их семейств ). Ответьте на следующие вопросы : (1)

            Возможно ли заключение правильного брака , если согласие родителей не достигнуто ? (2)

            Возможно ли заочное заключение брака ( то есть письменное или через посланника

            - Известно , что по общему правилу дарение между супругами ничтожно , даже если была

            произведена процедура манципации . Предположим , что после совершения развода муж дал

            нечто женщине , чтобы она вернулась . Женщина вернулась , но затем снова развелась . Имеет

            ли в этом случае дарение силу ? Как отвечали на этот вопрос римские юристы ? Что думаете

            - Lex Iulia de adulteriis coercendis устанавливал ответственность за разврат и незаконное

            сожительство . Что считалось развратом и какое полагалось наказание ? В равной ли мере по

            этому закону отвечали мужчины и женщины ? Ответьте также на более общий вопрос :

            существовало ли неравенство в правовом положении женщин в классическом римском праве

            и если да , то в чем оно выражалось ? Какие законы , защищающие права женщин , вы знаете ?

            В лучшую или худшую сторону изменило это положение христианство ?

            - В чем состоит различие между сожительством , конкубинатом и правильным браком ?

            Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла : Concubina igitur ab

            uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и

            - Какая судьба ожидала женщину , вступившую в сожительство с рабом ( своим или чужим )?

            - Римский историк рассказывает о случае , когда отец семейства , застигнув свою дочь в

            прелюбодеянии , убил ее , полагая , что он , будучи отцом , имеет право " жизни и смерти " над


            своими детьми . Законен ли такой поступок ? Влечет ли он за собой ответственность ? Что

            - Возвращается ли приданое женщины , состоящей в браке sine manu при расторжении брака

            или после смерти жены , или же остается у мужа ? Если возвращается , то кому ? Имеет ли муж

            права на какие - либо удержания из приданого ? Если да , то чем это определяется ?

            Дигесты . Книги с двадцать третьей по двадцать шестую .

            Дополнительная литература по теме " Семейно - правовые отношения "

            Гуляев А . М . Предбрачный дар в римском праве и в памятниках византийского

            Загурский Л . Брак и конкубинат у римлян . Харьков , 1883.

            Загурский Л . Учение об отцовской власти по римскому праву . Харьков , 1885.

            Казанцев Л . О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака .

            Культура Византии . Т .2 ( Часть 18: Быт и нравы ). М ., 1989. С . 593 сл .

            Универсальное преемство . Понятие наследственной массы (hereditas).

            Наследование по завещанию ( понятие и условия действительности завещания ,

            обязательная доля ближайших родственников ). Наследование по закону .

            Наследование по преторскому праву . Принятие наследства и его последствия

            (" лежачее наследство ", приобретение наследства , иски о наследстве ).

            Сингулярное преемство . Отказы по завещанию (legata), дарение (donatio) и

            Преемство (successio) – основное понятие , когда речь идет о судьбе правоотношений

            субъекта (de cuius – того , о чьем наследстве идет разбирательство ) после его смерти (mortis

            Преемство по причине смерти определенного лица может быть : (1) универсальным (per

            Универсальным преемством является наследование (hereditas) по гражданскому праву и

            Универсальное преемство по гражданскому праву осуществляется либо по завещанию (ex

            testamento), либо без него (ab intestato), либо вопреки завещанию по преторскому праву

            Открытие наследства – это юридический факт , когда у наследника появляется возможность

            принять наследство . Потенциальные наследники в этом случае в установленном законом

            порядке призываются к наследству . Право наследования для подвластных de cuius совпадает

            с обязанностью наследовать . В случае отсутствия обязательных законных наследников из

            подвластных наследство после его открытия не принадлежит никому . Добровольные

            наследники имели право воздержаться от невыгодного наследства , а также правом на

            Наследование по преторскому праву (bonorum possessio). Становление этого института

            связано с проблемой защиты прав наследника . Развитие его связано с возрастанием в

            римском обществе роли отношений , основанных на кровном родстве . Претор давал кровным

            родственникам , которые не имели наследственных прав по ius civile, интердикт для

            истребования наследства у третьих лиц . Положение лица , управомоченного на bonorum

            possessio, не сводилось просто к фактическому , он мог потребовать и получить любую вещь

            из состава наследства и имел в этом отношении преимущество перед любым владельцем ,

            кроме цивильного наследника . Однако в некоторых случаях претор мог дать преторскому

            наследнику exceptio против иска цивильного наследника .

            Наследование по закону ab intestato – древнейшая форма наследования , когда наследство

            переходило ( вместе с титулом домовладыки ) ближайшему агнату . Степень агнатского

            родства исчислялась по определенной процедуре ( первый класс – дети покойного , второй –

            законные наследники , третий – кровные родственники и т . д .).

            Наследование по завещанию . Завещание – выражение распорядительной власти лица над

            своим имуществом . Завещание можно было сделать (1) на священных комициях , (2) перед

            боем , (3) в свободной форме посредством стандартной процедуры per aes et libram в

            присутствии пяти свидетелей и весовщика . Эта процедура позволяла выбрать преемника из

            числа тех , кто не мог им автоматически стать в соответствии с древними обычаями .

            Впоследствии эта процедура была вытеснена письменным завещанием .

            Отказ (legatum) по завещанию – это дарение по завещанию , распоряжение о передаче

            отдельных вещей третьим лицам . Легат обязательно должен служить к выгоде легатария , а

            не для ухудшения положения наследника . Обременить легатом можно только наследника ,

            обязательство , наложенное на легатария – ничтожно . В римском праве существовал ряд

            ограничений на предоставление легатов по завещанию . Фидеикоммиссы – приложение к

            завещанию , содержащее просьбу завещателя к наследнику сделать что - либо в пользу третьих

            лиц . Как правило , этот текст составлялся заранее ( так наз . codicilli). Содержание некоторых

            положений кодициллов могло быть подтверждено в завещании , некоторые же положения

            могли остаться в виде приложения . Даже если завещание оказывалось недействительным ,

            кодициллы оставались в силе , и все изложенные там просьбы и приказы возлагались на

            Читайте также: