Рене декарт основатель онтологической позиции утверждающий что все в сводится к двум ответчикам

Обновлено: 10.05.2024

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ (ныне Лаэ-Декарт) в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе, переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Для раннего периода жизни Декарта важно, что он учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет. Там, пишет Декарт в Рассуждениях, он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. В качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Декарт сразу же столкнулся с практической проблемой: как сделать, чтобы отрицание авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии, и каким образом не превратить самого себя во врага в глазах католической церкви. Эта проблема встала еще более остро, когда инквизиция осудила Диалог Галилея (1633). Декарт, живший в то время в Голландии, работал над произведением, получившим название Мир, или Трактат о свете (Le Monde, ou Traité de la Lumière, опубликовано в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; однако ввиду случившегося отложил работу над книгой, посчитав ее (как следует из его переписки) опасной. После этого Декарт стал бывать только в странах с высокой степенью интеллектуальной свободы: в Голландии, которая стала ему вторым домом и куда он перебрался в 1628, Англии и Швеции. Но даже в протестантской Голландии он подвергся своего рода религиозному преследованию со стороны голландских гугенотов. Декарт всячески пытался убедить католическую церковь в благонамеренности своей философии и даже в том, что ее следует принять в качестве официальной доктрины церкви. Хотя его усилия в этом направлении не увенчались успехом, они, по-видимому, какое-то время сдерживали неодобрительную реакцию церкви.

РЕНЕ ДЕКАРТ. IGDA/G. Dagli Orti

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (Discours de la Méthode pour bien conduire la Raison, & chercher la Verité dans les Sciences. Plus La Dioptrique, Les Météores et La Géométrie, qui font des effaies de sette Méthode) с приложением метода в трактатах Диоптрика, Метеоры и Геометрия. В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени.

Если эти достижения действительно были продуктом нового метода, то Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность; однако в Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано, разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно, располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii), который остался наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был опубликован только после смерти философа.

Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко изложена в Рассуждении, в более полном виде – в Размышлениях о первой философии (Meditationes de prima philosophia in qua Dei existentia et Animae immortalitas demonstratur, 1641; второе издание с Objectiones Septimae, 1642; парижское издание на французском языке с исправлениями Декарта в 1647) и с несколько другой точки зрения в Первоначалах философии (Principia philosophiae, 1644; французский перевод 1647).

Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

И Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких-то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство: из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента (который правильнее было бы назвать космологическим доказательством), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая (поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по-видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия. То, что я существую, не может быть объяснено тем, что меня произвели на свет мои родители. Во-первых, они сделали это посредством своих тел, однако мой ум или мое Я вряд ли можно считать следствием причин телесного характера. Во-вторых, объяснение моего существования через родителей не решает принципиальную проблему последней причины, которой может быть только Сам Бог.

Существование благого Бога опровергает гипотезу о всемогущем обманщике, и поэтому мы можем доверять нашим способностям и усилиям, которые должны привести к истине при правильном их применении. Прежде чем перейти к следующей ступени мышления по Декарту, остановимся на понятии естественного света (lumen naturalis, или lumiere naturelle), интуиции. Для него она не составляет какого-то исключения из законов природы. Скорее, это часть природы. Хотя Декарт нигде не дает пояснений к этому понятию, по его предположению, Бог, создавая Вселенную, имел некий план, который полностью воплощен во Вселенной в целом и частично – в отдельных ее частях. Этот план также вложен в человеческий ум, так что ум способен познавать природу и даже обладать априорным знанием о природе, потому что как ум, так и объективно существующая природа суть отражения одного и того же божественного плана.

Итак, продолжим: уверившись в том, что можем доверять нашим способностям, мы приходим к пониманию, что материя существует, поскольку наши идеи о ней являются ясными и отчетливыми. Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется, или перемещается, в этом пространстве. Это существенные свойства материи. Все другие ее свойства вторичны. Подобно этому, сущностью разума является мышление, а не протяжение, поэтому разум и материя совершенно различны. Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.

Дуалистическая философия сталкивается с тремя трудностями: онтологической, космологической и эпистемологической. Все они обсуждались мыслителями, которые развивали идеи Декарта.

Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.

Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине.

В эпоху нового времени в философии начинает происходить разрушение той связи между человеком и Богом, которая была характерна для средних веков. Разрушение этой связи повлекло за собой становление рационального субъекта, автором которого стал Рене Декарт.

Рене Декарт исходит из того, что мир может познаваться как нашими чувствами, так и человеческим умом. Однако, человеческие чувства, зачастую могут его обманывать. Следовательно, всё в мире является не таким, как нам это представляется. Поэтому возникает необходимость введения другого источника знания. Таким источником знания, у Декарта, становится – человеческий ум. Поэтому Декарта и называют рационалистом.

Таким образом, Декартовский человек– это человек, осуществляющий мыслительную деятельность.

Высшим критерием истины для человеческого ума выступает очевидность идеи.

В человеческом уме, Рене Декарт выделяет три вида идей: врождённые, приобретённые и сотворённые.

•Врождённые идеи обнаруживаются в сознании человека, как изначально содержащиеся в нём. Так называемые a priori, которые мы встретим дальше у Иммануила Канта.

•Приобретённые идеи приходят в человеческое сознание извне, посредством связи субъекта с объектами, находящимися вне сознания мыслящего субъекта. Это так называемые a posteriori.

•Сотворённые идеи – это идеи сотворённые самим человеком, т.е. его умом. По Декарту, субъект, способен конструировать не существующие в природе вещи.

Мыслящий человек – человек, способный конструировать вещи, которые не имеют места быть в природе.

Поразительный момент философии Декарта – переживание тождества субъекта как чуда: ниоткуда не следует, что я должен существовать сейчас, если я существовал пять минут назад. Но я есть сейчас!

Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви.Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака.

Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.

С точки зрения Мамардашвили, Декарта можно отнести к основоположникам ранней экзистенциальной традиции .

Декарт, как и Хайдеггер, выделял два модуса существования, в его терминологии — прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.

Несмотря на кажущийся парадокс, это наиболее экологичная форма жизнедеятельности, поскольку через необходимость она определяет оптимальное аутентичное состояние здесь-и-сейчас. Равно как Бог в процессе творения не имел над собой никаких законов, объясняет Декарт, так и человек трансцендирует то, что не может в этот момент, на этом шаге быть другим.

Хайдеггер отмечает, что Декарт, подробно рассматривая “cogito ergo sum” в качестве основания познания, не вникает в структуру самого “sum”. Последнее составляет один из предметов “Бытия и времени”.

3.1. Декарт и греки.

1) характер и способ, каким человек является человеком и, стало быть, самим собой; сущностный образ самости, никоим образом не совпадающий с Я, но определяющий из отношения к бытию как таковому;

2) сущностное истолкование бытия сущего;

3) проект сущности истины;

4) смысл, в котором человек там и здесь оказывается мерой.” (Европейский нигилизм.)

Ответ Хайдеггера на поставленный вопрос отрицательный: человек Протагор никоим образом не приближался к трансцендентальному субъекту. Четыре приведенных выше пункта, по мысли Хайдеггера, дают надежный критерий для сравнения онтологий. Итог – то, что я уже упоминал в начале работы: “. человек здесь никогда не может быть субъектом; он не может им стать потому, что бытие есть здесь присутствие, а истина — непотаенность”(ibidem). Смысл онтологии Декарта Хайдеггер видит в ее активной позиции, преобразовательной и наступательной по отношению к “объекту”, ее главная черта – “… наступательное продвижение в безграничную сферу потенциального опредмечивания, посредством вычисления всякому доступных и для всех обязательных представлений” (ibidem).

3.2. Декарт и свобода.

3.3.1. Рождение субъекта.

Метафизическое освобождение приводит не только к “оправданию науки”. Хайдеггер пишет, что “. меняется вообще существо человека и человек становится субъектом. Это слово subiectum надо понимать, конечно, как перевод греческого upokeimenon. Так называется под-лежащее, то, что как основание собирает все на себе. В этом метафизическом значении понятия субъекта нет вначале подчеркнутого отношения к человеку и тем более к Я.”

«Если теперь человек становится первым и подлинным субъектом, то это значит: он становится тем сущим, на которое в роде своего бытия и виде своей истины опирается все сущее. Человек становится точкой отсчета для сущего как такового. Такое возможно лишь с изменением восприятия сущего в целом. В чем это изменение обнаруживается? Каково в его свете существо Нового времени?

3.3.2. Исключительный статус субъекта.

3.4. Абсолютизация человека в качестве субъекта. Критика Декарта Хайдеггером.

Хайдеггер указывает на то, что европейская метафизика, начиная с того же Декарта, узурпировала понятие “субъект” исключительно за представителями человеческого рода: “. быть субъектом становится теперь исключительной характеристикой человека как мысляще-представляющего существа”. По мысли Хайдеггера, “субъект” следует понимать ни в коем случае как противопоставлению “объекту” в процессе познания. В примечаниях к “Бытию и времени” он пишет, что разделение на субъект и объект неуместно в принципе. Субъект для Хайдеггера, как уже отмечалось – под-лежащее, суб-страт бытия, или, как он часто любит говорить греческим словом, upokeimenon. Upokeimenon – аристотелевское понятие, которое не входит в 10 категорий, но является ключевым для определения такого важного понятия, как ousia (essentia, сущность): “. первые сущности, ввиду того, что они подлежащие для всего другого, называются сущностями в самом основном смысле” (Категории, 5). Первые сущности – это “например, отдельный человек, или отдельная лошадь”(ibidem). То есть, смысл аристотелевского термина upokeimenon – быть конкретным и самостоятельным в бытии, быть почвой, суб-стратом, суб-станцией для “вторичных сущностей”, быть подлежащим для всех предикатов. Поэтому терминологический выбор Хайдеггера очень уместен. Непонятно, впрочем, почему Хайдеггером совершенно забыт весьма уместный термин upostasiV, который в греческой патристике как раз и означает основание для индивидуального (личного) бытия (неточно переводится на русский язык как “лицо”).

3.5. Конкретизация sum – работа, дополнительная к гуссерлевской.

Следующий мыслитель эпохи нового времени, которого следовало бы рассмотреть – это Бенедикт Спиноза. В своих гносеологических воззрениях, Спиноза, как и Декарт, занимал позицию познаваемости мира. Однако, Спиноза, отвергая идею a priori Декарта, разрабатывает своё учение о модусах и атрибутах, которое становится стержнем его теории познания.

В познавательном процессе человека как субъекта познания Спиноза выделяет четыре вида познания: мнение, чувственное познание, рациональное познание и интуитивное познание.

Источником такого познания как мнение являются рассказы других людей, т.е. данный вид познания характерен тем ситуациям, когда мы узнаём о чём-либо понаслышке от людей.

Чувственное познание – по мнению Спинозы, несёт субъекту познания смутное и неясное знание, создавая в его уме беспорядочные образы. Объектами познания здесь выступаю конкретные единичные вещи (например, именно эта книга) и общие понятия (например, человек).

Рациональное познание – в теории познания Спинозы – это научное познание. Объектами такого познания могут являться идеи количества, движения и т.д., а также связи между идеями и причинно-следственные связи.

Источником интуитивного познания является интуиция субъекта познавательной деятельности. Интуитивное познание, по мнению Спинозы, носит характер ясности и отчётливости. Объектом данного познания выступают сущности вещей и явлений.

Стоит также отметить, что Спиноза считал интуитивное познание высшим и более достоверным источником знания, т.к. при интуитивном познании происходит видение вещей в том виде, в каком они исходят непосредственно от самого Бога, под которым Спиноза понимает Природу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Бенедикт Спиноза понимал субъекта познания, как человека способного совершать познавательную деятельность относительно окружающего мира, посредством мнения, своих органов чувств, разума и интуиции.

Таким образом, по Лейбницу, всё существующее в мире есть либо монада, либо совокупность монад, причём их существование зависит исключительно от Бога. Также стоит отметить, что Лейбниц наделяет монады активностью, их деятельность состоит в смене перцепций (восприятий) и стремлении к новым перцепциям.

Интеллект человека, по мнению Лейбница, относится к тем монадам, которые способны не только к перцепциям, но и апперцепциям (самосознанию).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Лейбниц под субъектом познания понимал человека, состоящего из монад и способного к восприятию вещей и явлений. Более того, субъект наделяется интеллектом, который имеет не только функцию восприятия, но и функцию самосознания. А для того, чтобы субъект мог познавать объект, необходима тождественная степень развития монад субъекта и объекта.

Относительно идей, Локк утверждает, что они существуют в сознании человека и только.

Весь человеческий опыт Локком делится на внешний и внутренний. Внешний опыт – это процесс прихода ощущений, а внутренний опыт – это внутренняя деятельность души, движение мыслей, другими словами это рефлексия над собой.

По мнению Д. Локка, познание истинно только в том случае, если идеи соответствуют вещам. Более того, ощущения Локк делает не просто источником познания, но и критерием истины.

Что касается непосредственно самого процесса познания, то он рассматривается как восприятие и понимание согласованности или же несогласованности между человеческими идеями. Однако стоит заметить, что в процессе познания немало важна также согласованность или несогласованность человеческих идей с объектами внешнего мира.

Таким образом, под субъектом познания у Джона Локка понимается человек, который оперирует информацией содержащейся исключительно в рамках разума. При этом вся информация берётся из опыта, полученного в течение жизни, познающего субъекта.

На мой взгляд, последним ярким философом эпохи нового времени стал Д. Юм. Юм признаёт существование внешнего мира, но при этом отрицает существование того или иного знания относительно этого мира. Гносеологические проблемы в философии Давида Юма занимают центральное место в его философии.

В гносеологических воззрениях Юма, различие между чувствованием и мышление сводится до минимума. Это объясняется тем, что человек, посредством чувств, имеет яркие образы, т.е. впечатления, а посредством мышления, человек имеет слабые образы, т.е. идеи. Другими словами, изначально в наше сознание попадают впечатления, на базе которых формируются идеи.

Память человека позволяет ему воспроизводить впечатления и идеи из прошлого, более того она помогает создавать новые комбинации уже знакомых идей.

Таким образом, субъект познания Д. Юма, есть ничто иное как пучок представлений. При этом следует понимать, что объект познания не может повернуться спиной к субъекту.

Подводя итоги рассмотренной эпохи Нового времени, можно сказать, что философия данного периода сыграла очень значительную роль в дальнейшем развитии философской мысли. В этот период многие направления философии получили структурированную и систематизированную на то время форму. Относительно проблемы человек как субъект познания, эпоха Нового времени совершила кардинальный поворот от догматизма к рациональному поиску истины. На основании этого историко-философского периода будет сформирована одна из современных концепций человека как субъекта познания – психологический субъект познания.

(1596 - 1650) - французский математик, физик и физиолог, философ. Декарт разработал курс аналитической геометрии. Этот человек является автором нынешней алгебраической символики. Более того, философ в своих работах заложил метод радикального сомнения.

Декарт был младшим сыном в семье старинного дворянского рода. Будущий философ родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ, его воспитанием мальчика занималась бабушка со стороны матери. В детстве мальчик обладал довольно хрупким здоровьем. Однако это не мешало ему быть очень любознательным. Иезуитский колледж Ла Флеш (который Декарт закончил в 1612 году) стал местом получения Декартом начальной ступени образования.

Полученное им религиозное образование укрепило в юноше сомнение к философским авторитетам того времени - чуть позже Декарт обозначит свой метод познания, который будет включать дедуктивные рассуждения.

Основные труды Р. Декарта: "Рассуждение о методе…" (1637 год), "Размышления о первой философии. " (1641 год), "Начала философии" (1644 год).

В 1649 году философ поддался уговорам шведской королевы Кристины. Декарт переезжает в Стокгольм. Однако этот город принес Декарту серьезную простуду, от которой знаменитый философ и умер (предположительно от пневмонии). Однако выдвигается и гипотеза об его отравлении.

"Начало философии" - обширное произведение Декарта

Оно увидело свет в 1644 году. Этому сочинению предшествовала еще одна работа, изданная в 1641 году, "Размышления о первой философии". "Начало философии" включило в себя размышления философа о космосе (мире); здесь он представил обширную программу создания теории природы. Декарт использовал разработанное им же методологическое правило в основу размышлений закладывать самые простые и очевидные положения.

Философия Декарта отличается простотой

Так ни в коем случае нельзя утверждать. Наоборот, взгляды этого философа достаточно сложны и иногда не совсем ясны. Философский взгляд на мир Декарта дуалистичен. В его философии допускается существование двух субстанций. Первая - материальная. Для нее свойственна протяженность, но не характерно наличие мышления. Декарт говорит, что вся безграничная глубина, длина, ширина нашей Вселенной являются составляющими материального пространства, частицы которого пребывают в постоянном движении. В отличие от средневековых философов, которые утверждали о конечности мира, Декарт настаивает на беспредельности мирового пространства. Более того, философ заявляет о однородности мировой материи (в этом состоит еще одно отличие от средневековых представлений). Каждая частица материи представляется Декартом в качестве пассивной и инертной массы. Движение философ рассматривал как передвижение, имеющее место лишь после толчка, который сообщается извне. Вторая субстанция - духовная. Для нее свойственно обладание мышлением, но не характерна протяженность. Материальная и духовная субстанции в принципе являются независимыми друг от друга. Однако человек способен совместить в себе эти два продукта деятельности Бога.

Декарт разработал несколько правил, по которым материальные частицы взаимодействуют друг с другом

Первое правило заключается в том, что любая отдельно взятая часть материи будет оставаться в определенном состоянии на протяжении того времени, пока не произойдет встреча с другими частицами, способными изменить это состояние. Второе правило Декарта состоит в том, что при взаимодействии (столкновении) двух тел одно из них теряет столько движения, сколько при этом передается второму телу. Третье правило Декарта сводится к тому, что любая взятая частица определенного тела стремится к его продолжению по прямой линии. В то время как путь тела, как правило, можно представить лишь кривой линией. В этих формулировках Р. Декарта видится описание закона сохранения количества движения, а также закона инерции.

Декарт меньше внимания уделяет закону тяготения

Этот закон философ тоже рассматривает в аспекте движения и взаимодействия частиц. Кроме того, Декарт все-таки говорит и о направлении инерционного движения по прямой. Однако в этом плане философ рассуждает состоянии движения в целом. При этом не уточняется содержание данного понятия. Величина является важнейшей характеристикой состояния частей материи. Не менее важными характеристиками представляются скорость движения и возможность ее изменения, форма частей материи и т. д. Способность изменения скорости движения при воздействии внешних частиц можно отождествить с таким понятием как инерция, причем философ говорит о связи инерции какого-либо тела с его скоростью. Дуалистическая концепция философа предполагает, что именно Бог является общей и главной причиной движения тел. Бог создал матери. Бог создал покой и движение. Философские взгляды Декарта на человека дуалистичны. В этом плане человек представляет собой связь телесного механизма с душой. Для телесного механизма характерны безжизненность и бездушность. Душа же обладает волей и способностью мыслить. Тело и душа, по мнению философа, могут взаимодействовать благодаря специальному органу. Этим органом Декарт считает шишковидную железу. Сложные движения человеческого тела возможны только посредством механических воздействий, поскольку тело состоит лишь из материальных элементов.

Вопрос о методе познания - один из важнейших в философском воззрении Декарта

Этот философ рассматривал главную задачу знания в последовательном познании природы (от более простого к более сложному). Результатом подобного познания должно было стать получение права господства человека над окружающей его средой.

Сомнение - основная позиция философских поисков Декарта

Философ сомневается во всем, и это своеобразный подготовительный метод. "Мыслю, следовательно, существую" - это утверждение Р. Декарт положил в основу своего философского учения. Фраза "мыслю, следовательно, существую" не подлежит сомнению. Она включает в себя две идеи: первая - "я мыслю". Вторая - "я существую". Первым же предметом познания человека становится его душа, в которой хранятся как врожденные, так и приобретенные идеи.

Декарт - основоположник рационализма

Рационализм признает главенство разума над опытом и ратует за развитие математических наук. Истины, доказанные математикой, по мнению философа, абсолютно достоверны. Для этих истин свойственна необходимость и них и всеобщность. Эти характеристики выводятся из природы интеллекта. Ввиду этого Р. Декарт особенно подчеркивал значимость дедуктивного метода. Суть данного метода заключается в том, что если исходные принципы достоверны, то из их небольшого числа можно получить разнообразные выводы и следствия, которые также будут достоверны. Сам по себе дедуктивный метод зародился в Древней Греции. Однако именно Декарт связал метод дедукции применительно к естествознанию. Признавая дедуктивный метод, философ тем не менее не отрицал и индуктивный. Философ отлично осознавал значимость опыта, необходимого в процессе познания. Кроме того, опыт является и критерием истины.

Картезианство - это учение Декарта

А также направление в философских взглядах, которые продолжали идеи философа. Слово картезианство связано с именем Декарта, которое по-латински переводится не иначе как Картезий. Картезианство сильно повлияло на дальнейшее развитие как философии, так и физики. Причем это касается как идеалистического направления в философии, так и материального. Опорой для идеализма послужили следующие элементы учения Декарта. Это учение о врожденных идеях и интуиции, о достоверности самосознания человека и т. д. Материалистическое мировоззрение частично основывается на учении философа о природе, а также о движении тел и частиц.

Рене Декарт, по свидетельству современников, был веселым и оживленным человеком

Но только в кругу самых близких друзей. В большом обществе же философ был очень ненаходчив и большую часть времени молчалив. Это нередко случается у тех людей, для которых свойственно поддержание уединенного образа жизни. Декарт был неспособен любить окружающих, поэтому тяжелое впечатление исходит от его отношения к близким людям. Декарт, наделенный высокомерием и надменностью, слыл угодливым царедворцем.

Период, начавшийся в девятнадцатом веке, был эпохой утверждения и постепенной победы капитализма как нового способа производства в Западной Европе, эпохой бурного развития науки и техники. Под влиянием точных наук, таких как механика и математика, механизм утвердился в философии. В таком мировоззрении природа рассматривалась как гигантский механизм, а человек — как инициативный и активный деятель.

Главной темой философии Нового времени была тема знания. Существовало два основных течения: эмпиризм и рационализм, которые по-разному трактовали источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверных знаний о мире является человеческий опыт и восприятие. Сторонники эмпиризма призывали к тому, что все должно основываться на данных человеческого опыта и практики.

В идеологическом плане наступление нового века было подготовлено творческой деятельностью, прежде всего — философов эпохи Возрождения. И добавим: бурные процессы прогрессивных изменений в политической, экономической, культурной, научной и всей духовной жизни нового времени основывались, прежде всего, на состоянии и уровне развития философии того времени.

Философия была не только идеологической основой прогрессивных изменений Нового времени, но и предшествовала этим изменениям. Нью Эйдж сначала пришел в духовную сферу философии, а затем в реальный мир.

Цель данной работы — рассмотреть идеологию и мысли великого философа Нового времени Рене Декарта.

Основная цель работы — понять специфику философии Декарта, определить, в чем заключается ее рациональность и как она может быть применена к современной жизни.

Предпосылки для развития новых философских течений

Философия Нового времени охватывает период с семнадцатого по первую половину девятнадцатого века и делится на несколько этапов: Просвещение семнадцатого и начала восемнадцатого веков, которое рассматривается в данном учебнике, и немецкая классическая философия восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. В это время человечество вступило в новый период своей истории, ознаменованный грандиозным цивилизационным прорывом. За эти три столетия изменились экономические, политические и культурные формы человеческого существования. В экономической сфере утвердилось мануфактурное производство и связанное с ним индустриальное разделение труда, и все больше людей стали использовать машины. В политической сфере начали развиваться новые представления о правах и свободах человека, о конституционном государстве, о методах реализации этих идей на практике. В сфере культуры на первый план стали выходить научные знания. Выдающиеся открытия в области естественных наук и математики подготовили почву для научно-технической революции. Философия была в авангарде всех этих изменений. Она предвосхищала, стимулировала и обобщала их.

Одним словом, семнадцатый и восемнадцатый века по праву можно считать веками рационализма. Но в то же время не стоит относить самосознательный рационализм к современности, поскольку философы этого периода объективно рассматривали недостатки и ограничения человеческого разума.

Рационализм как основная черта философии Нового времени

Рационализм можно понимать как уверенность в силе и способности разума (особенно просвещенного разума, руководствующегося правильным методом) постигать тайны природы, познавать окружающий мир и самого человека, решать практические проблемы жизни с помощью здравого смысла и, наконец, строить общество на рациональных основах. И, конечно, с помощью разума понять Бога.

Рене Декарт: основатель западной философии

Рене Декарт (1596-1650) является основателем современной западной философии, что признается многими учеными в области истории философииФилософия.

Он родился во Франции в городе Лаэ. Он учился в иезуитском колледже Ла Флеше, в 1616 году получил образование юриста. Он много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Некоторое время он служил сначала в протестантской, а затем в католической баварской армии. Во время пребывания в Ульме у него была возможность сидеть в жарко натопленной комнате во время суровой зимы, чтобы размышлять и развивать свой подход к философии.

Он был одновременно математиком и философом, перед которым стояла задача создать новую философию и основать ее на незыблемом фундаменте беспримесного знания.

Он был совершенно неудовлетворен всей совокупностью знаний, полученных им в университете, которая отражала состояние философии того времени, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но, в отличие от Бэкона, он обратился к разуму, а не к опыту. Он рассматривал математику как основу для преобразования философии и поэтому интенсивно занимался ею.

Друзья, с которыми он интенсивно общался в течение своей карьеры, особенно Мерсенн, также поддерживали его в этом начинании. Вокруг него собрался круг друзей с общими интересами, из которых впоследствии сформировалась Французская академия наук.

В 1629 году он переехал в Нидерланды, где прошла основная часть его жизни и творчества и где он прожил около 20 лет.

В истории философии и науки есть интересная особенность. Система Декарта начинается с научного наследия Декарта: Декарт был математиком, написавшим аналитическую геометрию; он был физиком, внесшим значительный вклад в создание учения о механическом движении, новой оптики, концепции вихревого движения и космогонии; Декарт был физиологом, заложившим основы учения о рефлексах. И только потом переходите к философии. Отличительной особенностью картезианского (декартовского) учения, однако, является то, что его философские аспекты, включая метафизику, эпистемологию, учение о научном методе и этику, не только тесно переплетаются с естественными науками и математикой, но и в некотором смысле превалируют над последними.

Таким образом, Декарт получает первое определение cogito в соответствии с правилами метода. Но эта уверенность — не просто одна из многих истин. Это истина, которая, будучи постигнутой, сама формирует правила, поскольку раскрывает природу человеческого сознания как res cogitans, прозрачного для самого себя. Любая другая истина воспринимается лишь постольку, поскольку она приравнивается и сходится с этой предельной самоочевидностью. Первоначально очарованный ясностью и очевидностью математики, Декарт теперь подчеркивает, что математические науки являются лишь одной из многих областей знания, которые основаны на методе, имеющем универсальное применение. Отныне все знания находят опору в методе, не потому, что они математически достоверны, а потому, что метод подтверждает математику, как и любую другую науку.

Доктрина метода

Правила просты; они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые разбивается любое тщательное расследование. Они являются образцом знания именно потому, что ясность и точность предохраняют от возможных ошибок или поспешных обобщений. Для этого, как при решении сложных проблем, так и при объяснении непонятных явлений, необходимо выделить простые элементы, которые далее неделимы, чтобы они могли быть полностью освещены лучом разума.

Поэтому, чтобы продвигаться без ошибок, необходимо в каждом исследовании повторять процесс упрощения и строгого сцепления частей — операции, характерные для геометрии. В чем преимущество такой модели? Во-первых, в общих чертах, отказ от всего неопределенного или несовершенного, фантастического или просто похожего на истину, что уклоняется от этого необходимого процесса упрощения. Простота, по мнению Декарта, не является универсалией традиционной философии, так же как интуиция не является абстракцией. Всеобщее и абстракция, два основных пункта аристотелевской схоластической философии, заменяются простотой и интуицией. «Руководствоваться математикой, — отмечают некоторые ученые, — означало для Декарта заменить сложное простым. Познать что-то — значит разложить его на простые элементы, сделать объектом непосредственной интуиции, а затем вновь собрать его с помощью непосредственно распознаваемых связей.

Здесь раскрывается важнейший принцип не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Она воплощает кардинальный сдвиг, произошедший в философии Нового времени в понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в понимании природы в целом, в построении философского и одновременно научного взгляда на мир, а следовательно, в философском обосновании естествознания и математики.

Заключение

Один из основателей философии Нового времени, французский мыслитель Рене Декарт, стоял у истоков рационалистической традиции. Его рационализм поставил разум в центр эпистемологии и свел роль опыта только к практической проверке данных рассудочной деятельности. Не отвергая чувственное знание как таковое, Декарт считал, что оно должно быть подвергнуто детальной (скептической) критике. Он считал, что исходной действительностью всякого познания является мыслящее Я, сознание, постигающее окружающие вещи и явления через свою деятельность.

Если Ф.Бэкон считал индукцию основным методом получения истинного знания, то для Декарта таким методом была дедукция, которая предполагает движение идей от общего к частному. Французский мыслитель считал аксиомы отправными точками всей науки. Он считал, что в логической цепи дедукции, которая следует за аксиомами, каждое из их отдельных звеньев также истинно.

Согласно Декарту, разум, вооруженный дедукцией и интуицией, может прийти к достоверному знанию только в том случае, если он исходит из следующих четырех предпосылок:

  • никогда не принимать за истину то, что не известно с уверенностью, что это так, включать в свои суждения только то, что представляется настолько ясным и отчетливым для нашего понимания, что уже нет причин сомневаться в том, что включено;
  • необходимо разделить каждую из рассматриваемых нами трудностей на столько частей, сколько возможно для ее лучшего преодоления;
  • желательно придерживаться определенного порядка мышления, начиная с самых простых и легко узнаваемых предметов, постепенно поднимаясь к осознанию самых сложных;
  • всегда разумно составлять настолько полные списки и настолько общие обзоры, чтобы не допустить пропусков.

Короче говоря, Декарт считал, что только сам разум может служить источником достоверности знания. Для него критерий истины заключался в ее очевидности. Для Декарта, чтобы обнаружить очевидность истины, необходимо подвергнуть сомнению соответствующие пропозиции. Это методологическое сомнение мыслитель рассматривал как обязательную процедуру познавательной деятельности, как ее предварительный прием.

Характерной особенностью философии Декарта является ее двойственность. Мыслитель считал, что все вещи представляют собой две независимые самостоятельные субстанции — душу и тело (психическое и материальное). Он считал духовное неделимым, материальное — неделимым до бесконечности.

Их главными атрибутами, соответственно, являются мысль и протяженность. Более того, согласно Декарту, психическая субстанция имеет внутри себя идеи, которые изначально присущи ей, а не приобретены в опыте — так называемые врожденные идеи.

Роль Декарта и его философии невозможно переоценить. Его влияние на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные течения в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианства (от латинизированной формы его имени — Cartesia).

Список литературы

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия. Учебник для технических направлений и специальностей высших учебных заведений. -Новочеркасск.-2006.-С.78.
  2. Канка В.А. Основы философии. Учебник для студентов. — М.: Логос.- 2013.- С. 150.
  3. Курс лекций по философии под редакцией В.А. Калашникова.-М.,Высшая школа.-1999.
  4. А.Ф.Лосев, История философии. — М.: Мысль, 1989.
  5. Светлов В.А. История философии -М.: Питер.-2012. -С.256.
  6. Философия. Учебник. Под редакцией Фролова И.Н. — М., Высшая школа. -2010.
  7. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: учебник для вузов / — 3-е переработанное издание — М.: Республика — 2010 г. — С.134-140.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Лекция 15:
Рене Декарт

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Рене Декарт (фр. René Descartes) появился на свет 31 марта 1596 года, в маленьком французском городке Лаэ, в провинции Турень, ныне носящем имя самого Декарта.

Декарт получил образование в иезуитском колледже Ла Флеш, далее жил некоторое время в Париже, а в 1617 году поступил на военную службу – сначала в Голландии, затем в Германии.

10 ноября 1619 года ему привиделись три сна, содержание которых Декарт счел указывающими цель в его дальнейшей жизни – обнаружить ключи к тайнам природы на базе новой философии, созданной на математической основе.

С 1628 года Декарт проживал в Голландии, где и написал свои наиболее известные работы.

В 1649 году он имел несчастье перебраться по приглашению королевы Швеции Кристины в Стокгольм, где суровый климат и неожиданно жесткий распорядок дня, которого придерживалась королева (она требовала уроков ранним утром, в то время как Декарт любил поспать до 11), окончательно уморили философа. В результате Декарт заболел и скончался 11 февраля 1650 года.


Метод сомнений

Декарт сравнивает это с перебором яблок в корзинке – если есть шанс, что в корзинке гнилое яблоко, то наилучший способ найти этого это не копаться в корзинке, а вытряхнуть из нее ВСЕ яблоки, и класть их обратно одно за другим, после тщательного осмотра.
Как вскоре выясняется, подвергнуть сомнению можно следующее:

1. Данные органов чувств

2. Отчетливые ощущения (такие, как наше убеждение, что мы находимся в определенном месте, как то в кресле у камина, и заняты определенным делом, как то чтением книги),

3. Математические истины

Основание уверенности

Иными словами, мы вынуждены признать вне всякого сомнения, что если некто в состоянии мыслить, и, в частности, сомневаться в чем-либо, то уже сам этот факт доказывает, что этот некто существует.

Природа сущности

Поскольку доказательством его существования стал для Декарта факт его собственного мышления, он, на этом основании, делает следующее заявление:

Критерий истины

Ясное и отчетливое восприятие

Поскольку Декарт убежден, что ясное и отчетливое восприятие может быть дано только Богом, он переходит к главному вопросу медитаций: есть ли Бог? И, если есть, может ли он нас обманывать?

Метафизика Декарта: Бог, Мир, Ум и Тело

Для того, чтобы ответить на вопрос о существовании и правдивости Бога рассуждения переходят от эпистемологической проблемы (что мы знаем?) к проблемам метафизического характера, в том числе:

1. Существование Бога
2. Существование Мира
3. Отношения между телом и душой

Идея Бога не появляется из ничего

Хотя Декарт считает, что конечный субъект в состоянии сконструировать идею другого конечного субъекта (такую, как идеи русалки или единорога, например), он не может себе представить, чтобы конечный субъект мог самостоятельно сконструировать идею бесконечного, каким является Бог. Ибо, говорит он,


В причине должно быть как минимум столько же реальности, как и в ее действии

Следуя за Платоном, Декарт приводит тезис, что

Но если идея совершенства не может исходить от самого Декарта, следовательно, есть и Бог:

Первое доказательство существования Бога Декартом, таким образом, можно суммировать следующим образом (аргумент от причинности):

1. Ничто не может происходить из ничего. Иными словами, у всего должна быть причина.
2. Причина должна иметь как минимум столько же реальности, как и ее следствие.
3. У меня есть идея Бога (бесконечного и совершенного существа)
4. Идея Бога в моем уме — это следствие, вызванное какой-то причиной.
5. Я сам конечен и несовершенен, следовательно, я не могу быть причиной появления идеи бесконечного и совершенного Бога.
6. Только бесконечное и совершенное существо может стать причиной появления такой идеи.
7. Следовательно, Бог (бесконечное и совершенное существо) существует.

Обратите внимание, что, в отличии от Фомы Аквинского, Декарт говорит не о причине мира, а о причине идеи. Однако этому есть простое объяснение - он подверг уже мир сомнению, и не может говорить о его существовании на данном этапе, а, следовательно, не может говорить и о причинах его существования.

Критика аргумента от причинности Декарта

В этой связи возникают следующие вопросы:


Сам Декарт делает разделение на:

Даже некоторые теологи-современники Декарта подвергали сомнению тот факт, что мысли о бесконечности и совершенстве должны обязательно превосходить мысли о конечном и несовершенном. Как заметил один из них,

Бог и основание разума

Если совершенный Бог существует, из этого естественно следует, согласно Декарту, что этот Бог не может быть обманщиком, поскольку это сделало бы его морально несовершенным.

Но если Бог создал наши органы чувств, и, в то же время, не является обманщиком или злодеем, то Декарт делает вывод, что, при условии правильного применения нашего разума, наш разум не может не привести нас к истине.

Картезианский круг

Однако, его же собственный метод сомнений этого не позволяет!

Откуда же вообще берутся ошибки?

Но, если Бог, как выяснилось, нас никогда не обманывает, то логично возникает вопрос – откуда же вообще берутся ошибочные мнения? Почему мы, все же, иногда ошибаемся?

Ответ Декарта прост:

Существует ли тело?

Рациональный метод Декарта вывел его из тьмы сомнений на свет истины.

Теперь он может быть уверен в следующем:

1. Он существует как мыслящее существо
2. Бог существует

Однако остается еще один вопрос, ответ на который пока не получен: существует ли остальной мир? Реален ли он? Реально ли собственное его тело?

Существование мира

Декарт задается вопросом – что вызывает идеи физических тел в его уме?

Одна из возможностей – он сам является источником этих идей.

Но это явно ложно, поскольку мое восприятие совершенно пассивно – холод ветра заставляет меня ежиться, а жар огня, наоборот, вызывает ожоги. Сам я не имею никакого контроля над этими ощущениями.

Более вероятно, что сам Бог производит во мне идеи окружающего материального мира.

Но раз так, если бы материальный мир на самом деле не существовал, и Бог вызывал бы лишь его иллюзию, он был бы обманщиком! Мы же уже установили, что Бог не обманщик, и, следовательно, не может давать нам иллюзии мира.

Следовательно, мир существует на самом деле, и он более-менее таков, каким я его испытываю.

Отношения души и тела.

Поскольку в ходе рассуждений он выяснил, что наличие тела может быть подвергнуто сомнению, а наличие мышления, и, следовательно, ума, не может, то Декарт заключает, что ум и тело — это разные субстанции.

В целом, Декарт дает определение двух категорий и трех типов субстанций:

Категория 1: мыслящие субстанции (Бог и человеческий ум)
Категория 2: телесные субстанции (материя)

Ум и тело являются разными категориями субстанций поскольку у них разные атрибуты.

Дуализм — это теория, согласно которой есть два различных и несоотносимых друг с другом типа элементов или принципов.

Проблема интеракции

1. Если мы состоим одновременно из ума и тела, которые являются разными субстанциями, каким образом они меж собой сообщаются?
2. Как мой ум двигает телом, и как тело сообщает что-то моему уму?

В целом, как можно догадаться, сам Декарт вошел в историю не столько своими ответами на поставленные вопросы, сколько постановкой вопросов.

Читайте также: