Ремонт жилого дома за счет жильцов законно ли

Обновлено: 28.06.2024

Законно или нет

За уборку подъездов в Барнауле платят по 50−75 рублей с квартиры (реже — по 30 рублей) много лет. Однако, как рассказал общественник и председатель ТСЖ Константин Емешин, прокуратура обратила внимание руководителей барнаульских управляющих компаний и ТСЖ на то, что такой способ начислений неправомерный.

Как правильно? Оплата за уборку подъезда должна производиться по тарифу на 1 кв. метр общей площади квартиры, пояснила Юлия Хорева, и.о. заместителя руководителя краевой инспекции стройжилнадзора.

Справедливо или нет

Но ведь загрязняют подъезд люди, а не квадратные метры. Разве это справедливо?

Увы, не все, что кажется несправедливым, незаконно. Жилищный кодекс предусматривает только один вариант оплаты: с квадратного метра.

Тамбуры, лестничные площадки и марши, подоконники в подъездах — все это относится к общему имуществу. И расходы на его содержание обязан нести собственник квартиры (или нежилого помещения) соразмерно занимаемой площади, пояснила Юлия Хорева со ссылкой на Жилищный кодекс.

Правомерна ли отдельная строчка

Между тем, уборка подъездов включена в минимальный перечень работ, необходимых для содержания общего имущества, утвержденный правительством России (постановление № 290 от 3 апреля 2013 года). Минимальный — это значит, что меньше услуг оказывать нельзя.

Что из этого следует? Общественный защитник Геннадий Приградов полагает: из этого следует, что услуга должна быть оказана за счет тарифа на текущее содержание. И никакой дополнительной платы за уборку клининговым фирмам.

Приградов ссылается также на постановление президиума Высшего арбитражного суда от 29 сентября 2010 года. Там сказано, что обслуживать жилфонд надо в соответствии с постановлением Госстроя № 170 от 2003 года, которое включает уборку лестничных клеток.

При этом все перечисленные Госстроем работы (в том числе уборка) являются обязательными и не зависят от того, включены ли они в договор с управляющей компанией или нет, указано в постановлении президиума ВАС.

Судебная практика противоречивая

Другие же суды полагают: если жильцы хотят оплачивать дополнительную услугу, если им нужно, чтобы она оказывалась более качественно, то почему бы им этого не позволить?

Проводить ли собрание

Юлия Хорева также поясняет: если собственники на общем собрании утвердили тариф на содержание без учета работ по уборке, на очередном собрании они могут принять решение:

В любом случае без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме тариф на содержание помещения измениться не может.

Стало быть, изменить тариф просто по объявлению нельзя — надо проводить общее собрание.

Однако в инспекции строжилнадзора растолковали, что в Жилищном кодексе РФ отсутствует деление собственников на подъезды, этажи и прочее. Так что, если собрание будет проведено в одном подъезде, оно будет считаться нелегитимным.

Тариф на содержание помещения, в том числе на уборку подъездов, должен быть одинаковым для всех собственников помещений в многоквартирном доме, сказали в инспекции. Значит, и общее собрание надо проводить не по подъездам, а во всем доме сразу. На то оно и общее.

Это не общее собрание

Надо сказать, что клининговые фирмы, которые занимаются уборкой подъезда, иногда существенно нарушают Жилкодекс. Голосование они проводят упрощенно и с большими нарушениями. Как, например, в деле, по которому в феврале 2019 года Железнодорожный райсуд Барнаула вынес решение.

Во-первых, собственник, обозначенный инициатором голосования за фирму, утверждал, что в протокол его вписали, не спросив. Никаких подписей он не ставил, инициатором не был. А по Жилкодесу, инициировать общее собрание могут только собственники и управляющие организации (по просьбе собственников с 10% голосов его может провести также правление ТСЖ).

Во-вторых, в ходе судебного процесса выяснилось: представитель фирмы просто ходил по подъездам с листом регистрации и спрашивал, не возражает ли собственник против того, чтобы фирма убирала подъезд за 50 рублей в месяц. Не возражает? Распишитесь.

Напомним, требования к оформлению протокола общего собрания сегодня весьма высокие.

Не всегда за услуги сантехника, электрика или плотника, которых вы вызываете, нужно платить. Некоторые их работы вами уже оплачены. Разбираемся, что должна и не должна делать бесплатно ваша управляющая компания.

Управляющая компания (УК) — это организация, которая отвечает за обслуживание общего имущества многоквартирных домов (подвалы, лифты, лестницы, холлы крыши, инженерные системы и так далее).

Что должна делать управляющая компания

Управляющая компания выполняет работы исключительно по обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме. Работы по замене розетки в квартире, например, УК производить не должна, так как к общедомовому имуществу они отношения не имеют. А вот розетку в колясочной заменить обязана — эти помещения предназначены для пользования всех жильцов дома.

Что управляющая компания должна делать бесплатно

Все услуги и другие обязательства УК перед жильцами дома прописаны в договоре управления. Но минимальный список обязательных работ УК определён законом . Вот некоторые из них:

обследование технического состояния фундамента дома (например, для выявления и устранения коррозии или гнили);

проверка подвалов и крыш (в том числе для предотвращения загромождения таких помещений или их затопления);

контроль состояния стен, перекрытий и покрытий в многоквартирном доме, перегородок, пола, а также колонн, столбов, балок, лестниц (для выявления и устранение следов коррозии, деформаций, трещин и др.);

обследование фасадов дома (выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, контроль работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды и др.);

содержание в надлежащем состоянии фасадов дома и его внутренней отделки, а также окон и дверей в общедомовых помещениях (колясочных, комнатах консьержа и др.);

работы, необходимые для содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения (вентиляция, системы водоснабжения и др.);

контроль работы лифтов, в случае неисправности — проведение аварийных работ;

регулярная санитарная уборка (влажная уборка, мытьё окон, очистка придомовой территории от наледи или мусора).

Всего в этом перечне значится около 30 видов обязательных работ при управлении многоквартирными домами, которые УК обязана брать на себя. Работы различаются по срочности их исполнения (аварийные работы и текущий ремонт) и периодичности (сезонные и регулярные работы), но объединяет их одно — они касаются исключительно общедомового имущества.

Впрочем, часть этого имущества может быть расположена и внутри квартир. Например, это трубы с холодной и горячей водой, которые проходят через квартиру (стояки), и даже в некоторых случаях радиаторы отопления. А это значит, что их ремонт и замену управляющая компания обязана выполнить за счёт денег, собранных со всех жильцов. Без каких-либо доплат от собственника.

Как заменить батарею в квартире бесплатно

Ремонт радиатора отопления в Москве стоит в среднем от 2 тысяч ₽. Но в большинстве случаев заменить изношенное оборудование можно бесплатно, за счёт управляющей компании.

По его словам, если на системе отопления в квартире нет отключающего устройства (оно располагается на ответвлении от стояка), то в случае поломки управляющая компания обязана заменить радиатор без дополнительной платы. Если отключающее устройство есть, то его замену оплачивает сам собственник.

За какие услуги управляющей компании придётся заплатить дополнительно

В этот перечень входят все работы, которые не прописаны в договоре с УК. Например, услуги по замене розеток в квартире, установке нового смесителя или ремонту старого. Это личное имущество собственника жилья. Потому и контролировать исправность такого оборудования он должен сам.

Стоимость допуслуг управляющая организация устанавливает на своё усмотрение. Обычно прайс-лист можно посмотреть на сайте УК, на информационном табло в подъезде дома или узнать в диспетчерской службе.


Но не всегда жильцы дома понимают, какие услуги УК считаются основными, а какие — дополнительными, требующими доплаты. Поэтому лучше заранее, прежде чем вызвать мастера в управляющей компании, узнать о стоимости его работы.

По его словам, потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ или услуг, в том числе и по причине отсутствия информации об их стоимости. А если они уже оплачены, он может потребовать возврата уплаченной суммы.

Как объясняет эксперт, согласие собственника квартиры на выполнение дополнительных работ за плату должно быть оформлено в письменной форме.


Как узнать свою управляющую компанию

В моем многоквартирном доме у многих собственников долги по оплате услуг управляющей компании. Директор УК постоянно приводит этот аргумент, когда заходит речь о ремонте в подъездах или содержании придомовой территории. На вопросы о взысканиях по суду он многозначительно разводит руками и говорит, что это не так просто.

Действительно ли есть подводные камни при взыскании УК задолженностей по платежам? Какие есть рычаги влияния на ситуацию у собственников, кроме как пойти лично поговорить с неплательщиками?

Директор вашей управляющей компании и прав и не прав одновременно.

Действительно, взыскивать долги за жилищно-коммунальные услуги сложно. Но это обязанность УК, а не жильцов. Кроме этого у УК есть прямые обязанности: присылать по графику дворников и уборщиц и ремонтировать то, что разваливается. И к этим обязанностям она должна относиться добросовестно — заменять выбитые стекла и сломанные перила, даже если денег на балансе не хватает. А вот стены в подъезде в этом случае может и не перекрашивать.

Жильцы дома вправе контролировать действия УК — знать, сколько у УК денег и какие у нее планы на ремонт. Вот какие еще есть права у жильцов и что можно сделать в вашем случае.

Почему трудно взыскивать долги по ЖК

У УК есть два основных способа взыскать долг — судебный и внесудебный. Внесудебный — это отключить коммунальные услуги после того, как должник проигнорировал претензию компании. Подразумевается, что это должно мотивировать жильцов заплатить долги.

УК формально может отключить коммунальные услуги за долг больше двух номинальных начислений. Номинальные начисления — это усредненная норма, по которой считают плату за свет, газ и воду, если нет счетчиков.

Порядок следующий: УК сначала предупреждает должника, что через 20 дней отключит конкретную услугу частично. А еще через 10 дней — спустя в общей сложности месяц — может отключить услугу полностью. Но на практике сложно сделать, чтобы вода или электроэнергия поступали частично, поэтому первый этап чаще всего исполняют номинально.

Есть еще другая проблема. Нельзя отключать холодную воду и отопление, зато можно горячую воду, газ и свет. Но должник может все это заменить: воду — нагреть, вместо газа использовать электроплиту. По свету начисления небольшие, поэтому легче заплатить, чем жить со свечкой. Получается, самые дорогие услуги — отопление и содержание жилья — ограничить никак нельзя. А именно из платы за содержание УК получает деньги на ремонт и уборку. В итоге схема работает плохо.

В судебном порядке долг за ЖКУ взыскивают в формате судебного приказа и искового производства. Разница между ними в том, что приказное производство проходит без вызова сторон, а значит, быстрее, и госпошлина в два раза меньше. Поэтому чаще всего долги по квартплате взыскивают именно через подачу заявлений на выдачу судебного приказа. Заявление суд рассматривает пять дней, а судебный приказ становится исполнительным документом сам по себе, если должник получил копию и не возразил в течение десяти дней.

Реже долг за ЖКУ взыскивают в исковом порядке — когда у должника есть возражения по сумме или по самому факту взыскания. В исковом порядке больше госпошлина. Например, минимальная госпошлина при взыскании долга до 20 тысяч рублей в исковом порядке — 400 рублей, а в приказном — 200 рублей. Расходы на оплату госпошлины должны быть заложены в бюджет УК, но никто не гарантирует, что получится реально взыскать госпошлину с жильца-должника.

Исковой порядок дольше: на принятие заявления к рассмотрению, представление письменных возражений, рассмотрение дела и вступление решения в законную силу уходит больше месяца.

Впоследствии УК нужно дополнительно запросить в суде исполнительный лист. Когда она его получит, начинается самое сложное: нужно взыскать деньги с жильца-неплательщика. Если ваши соседи не вносят квартплату потому, что у них нет денег, после появления исполнительного документа им по-прежнему нечего будет отдать коммунальщикам.

Да, к соседям-должникам придет судебный пристав. Если он не найдет нужной для полного погашения долга суммы на банковских счетах соседей, то будет искать принадлежащие соседям вещи, которые можно продать.

Забрать можно не всё. Мебель, одежду, обувь, продукты не забирают: это вещи обычного пользования. Даже при миллионном долге за ЖКУ соседей не выгонят из их собственной квартиры: из единственного жилья не выгоняют вообще. А если оно не единственное, квартиры лишат только за долг в размере стоимости этой квартиры — вряд ли у них столько накопилось за ЖКУ.

Приставы забирают стиральные машины, микроволновки и пылесосы. Допустим, должник купил стиральную машину десять лет назад, а работает она как новенькая. Но приставы все равно оценят ее в пару тысяч рублей, потому что фактически она старая и ее никто не купит. Возможна ситуация, когда из квартиры соседа вынесут всю технику, а на счет управляющей компании поступит всего 5000 рублей.

Бывает, что у должника нет ни денег, ни имущества и исполнить судебное решение невозможно. В этом случае судебный пристав просто вернет в управляющую компанию судебный приказ или исполнительный лист вместе с актом о невозможности взыскания.

Иногда УК даже не пытаются взыскивать долги за ЖКХ в судебном порядке. Например, если в компании всего один юрист, которого загрузили другой работой, и у него нет времени судиться с должниками.

Еще более удивительная, но реальная ситуация: УК не хочет или не может оплатить государственную пошлину. Без нее суд не будет рассматривать требование о взыскании долга с вашего соседа.

Если УК в течение трех лет не пойдет в суд, закончится срок исковой давности по долгам за коммуналку и их придется просто списать. На практике это означает, что у УК хватит денег на ремонт только одного подъезда, а не двух.

Как добиться ремонта в подъезде

Подъезд — общая территория всех собственников квартир, а УК обязана следовать решениям собственников по ремонту общих территорий.

Раз в год, а если собственники захотят, можно и чаще, проходит общее собрание собственников многоквартирного дома. Так должно быть по правилам. На собрании УК отчитывается, куда потратила деньги жильцов в прошлом году, и предлагает план, сколько и на что потратить в наступающем. Если собственники дома хотят перекрасить стены в подъезде или поставить новую горку на детской площадке, они вправе большинством голосов обязать УК это сделать. Точно так же владельцы квартир вправе отказаться от ремонта, предложенного УК. Например, не красить поручни пандуса, если не считают это необходимым.

УК обязана содержать дом в порядке: поддерживать безопасность дома для здоровья и имущества людей и постоянную готовность инженерных систем для энергоснабжения. Подробный перечень услуг по содержанию жилья, текущему и капитальному ремонту, а также их оплату определяют собственники квартир.

Если срок действия старого договора истек, новый не подписан, а деньги УК продолжает собирать, можно через суд потребовать, чтобы УК исполняла свои обязанности по истекшему договору. Собственникам придется дополнительно доказывать суду, что договорные отношения между ними и УК существуют.

Если с датами все в порядке, в иске можно сразу перейти к требованиям к УК.

Это как раз то, что вас интересует: вы сами можете посмотреть, сколько денег у вашей УК, какой долг у соседей на самом деле и как компания потратила ваши деньги.

Также на собрании мы договорились, что УК от нашего имени будет заключать договоры с рекламодателями и полученные с них деньги тратить на благоустройство. За счет средств с рекламных стендов в лифтах УК установила на ступеньках противоскользящие резиновые коврики и огородила детскую площадку.

Если УК плохо работает, по общему решению собственников квартир ее можно сменить, а заодно и взыскать деньги, которые не потратили на благоустройство вашего дома.

Мы уже писали о проверке работы управляющей компании. Важно проявлять инициативу и уговаривать соседей воздействовать на УК через решения общих собраний собственников квартир. Тогда большинством голосов вы заставите УК действовать. В одиночку это почти невозможно.

Если воздействовать на УК вы не хотите, прочитайте, как можно благоустроить двор за государственный счет. Также можете поговорить с соседями-должниками. Вдруг вы будете достаточно убедительны, когда расскажете им про реструктуризацию долга, субсидии на ЖКУ и пособие по безработице.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

ВС РФ указал управляющим компаниям на обязанность содержать подъезды

Каждый житель многоквартирного дома так или иначе сталкивался с проблемами, которые управляющая компания решать не торопилась. Это могла быть плохая уборка подъездов, отсутствие ремонта или его ненадлежащее выполнение и многое-многое другое. Не многие доходят до суда с подобными проблемами, но случаи, всё же, встречаются.

Так, в суд обратились трое жителей дома, обслуживаемого УК №1. Они требовали взыскать с управляющей компании излишне выплаченные средства за содержание и ремонт общего имущества, штраф и компенсацию морального вреда.

Иск связан с тем, что управляющая компания длительное время не реагирует на обращения жильцов дома, как письменные, так и устные, производит коммунальные начисления по работам, которые невозможно выполнить, уборка общих площадей дома и придомовой территории не производится, уборка и вывоз мусора осуществляется нерегулярно, не участвует по приглашению жильцов в общих собраниях.

При этом ненадлежащее указание услуг отражено в соответствующих актах. Записи сопровождаются и фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома.

Позиции судов

Суд первой инстанции, чьё решение не изменялось апелляционным судом, удовлетворил исковые требования. Он исходил из того, что факт оказания управляющей компанией услуг ненадлежащего качества подтверждён. Однако суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов в части взыскания с управляющей компании штрафа.

Кассационный суд указал, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли. Соблюдение досудебного порядка, по мнению кассационного суда, являлось обязательным. Заявителей такое положение дел не удовлетворило и они направились в Верховный Суд.

Позиция ВС РФ

Заключая договор с многоквартирным домом, управляющая компания принимает на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома, оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, а также по предоставлению иных услуг, предусмотренных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Судами установлено, что за спорный период заявители исправно вносили деньги на ремонт и содержание общего имущества дома, что нашло своё подтверждение в материалах дела.

Верховный Суд указал, что согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Кроме того, имущество должно содержаться в состоянии, которое обеспечивает соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, что установлено Правилами содержания общего имущества. В тех же правилах и указано, что УК отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Также Верховный Суд сделал вывод о том, что из содержания приведенных норм права не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке в установленный срок влечет взыскание судом штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным, равно как и не установлена какая-либо обязательная форма такого требования. Из материалов дела видно, что истцы не раз обращались к УК с требованием о проведении ремонта, перерасчёте платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, Верховный Суд указал на необходимость удовлетворения иска в части взыскания с управляющей компании штрафа.

Читайте также: