Религиозный фанатизм как основа религиозного экстремизма

Обновлено: 30.06.2024

Версия сайта для слабовидящих

Статьи

Религиозный экстремизм

Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

1. Признаками религиозного экстремизма являются:

1) фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей;

2) показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же;

3) отказ от следования общепризнанных норм морали и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;

4) грубая и резкая манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе;

5) идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах общественной жизни;

6) общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда;

7) деятельный характер, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений.


2. Проявления религиозного экстремизма

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию противоправных актов как к средству достижения своих целей.

Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент, когда одна изолированная группа, следующая вышеперечисленным установкам, начинает угрожать безопасности большинства, разрешая применение физического насилия. Это становится возможным, когда радикально настроенная группа людей считает всех людей – за исключением своих последователей – вне своей религии, объявляя их неверными. Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и обществом.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.

В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее:

1) распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма;

2) благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности;

3) организация платных курсов по профилю и направлению организации экстремистского характера;

4) создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам;

5) создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др.


3. Методы профилактики религиозного экстремизма

Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе. Религия — это мощное орудие и надо помнить, что, религиозный фанатизм является серьезным препятствием в профилактики экстремистских действий.

Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения.

Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

2) выявление и пресечение экстремизма;

3) международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению (а может и к счастью) у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого.

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан), должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия.

Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.

Заключение

В светском обществе должно допускаться только такая религиозная деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм".

ВложениеРазмер
prezentatsiya_-_sushchnost_religioznogo_ekstremizma.pptx 341.75 КБ
sushchnost_religioznogo_ekstremizma_-doklad.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сущность религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям.

Базу экстремизма составляют: Маргинальные слои населения Представители националистических и религиозных движений Недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества Некоторые группы военных

ОСНОВА РЕГИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война, тактика информационного терроризма и кибернетических войн.

Формы проявления современного экстремизма.

Экстремисты в принципе отрицают

Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране.

Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений.

Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц , так называемой третьей силы.

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно назвать некоторые нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускавшиеся должностными лицами. Особо следует отметить деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленную на создание новых сект с антигосударственными интересами, разжигание межконфессиональных противоречий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой.

Для ее решения необходим комплекс мер

В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением феномена экстремизма и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников

общество должно при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п., противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы гражданского мира и согласия.

Предварительный просмотр:

Воспитатель Омского кадетского военного корпуса МО РФ

Салтыков Сергей Александрович

Сущность религиозного экстремизма.

В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, поскольку глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления на религиозной почве, которые происходят в политической сфере общества.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. При этом широко используются силовые методы – террористические акты, партизанская война и т. д. Экстремисты в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках. Добившись революционных уступок и реформ, массы людей как по команде снова выходят на улицы и требуют все новых изменений, порой противоречивых и недостаточно целесообразных. Но таков почерк экстремистов – не дать покоя никакому правительству, пока оно не падет. Такой способ передачи (перехода) власти недемократическим путем всегда бьет по экономической ситуации в стране. Народ это предчувствует и снижает активность выступлений, как это было в Египте. Тогда и появляются религиозные лозунги и разные провокации против верующих, чтобы оживить гаснущую гражданскую войну. Вплоть до неуловимых снайперов-убийц, так называемой третьей силы. (это наводит на некоторые аналогии).

Идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Причинами религиозного и иного экстремизма в обществе являются:

  • социально-экономические и политические кризисы,
  • деформация политических структур,
  • падение жизненного уровня значительной части населения,
  • подавление властями инакомыслия и оппозиции,
  • национальный гнет, или неравенство,
  • амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить достижение своих задач, и т. д.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести – важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, расширенное толкование ее как вседозволенности действий религиозных объединений (в том числе международных) неправомерно, но позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая человека и общество права выбора и свободы вероисповедания. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения социальных явлений на светские и религиозные и попытка интерпретировать религию исключительно как власть над человеком – в духовном и в политическом отношении.

Противодействие религиозному экстремизму является сложной социальной проблемой. Для ее преодоления необходим комплекс мер, включающих политические и экономические решения, направленные на благосостояние общества, укрепление института семьи, повышение уровня гуманитарного образования, просвещение населения и воспитание молодежи в традиционной культуре. В связи с этим системе образования нужно постоянно заниматься изучением этого феномена и разработкой эффективных методов борьбы за души и жизни учащихся и воспитанников.

Государство также должно вести работу по устранению социально-экономических и политических условий, способствующих возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму противопоставляя ему гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия.


В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки [1-с.12].

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Религиозно-политический экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т. е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий [4-с.45].

Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, — в применении насилия к инакомыслящим. Религиозный экстремизм — это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозной фанатической идеологией.

Роль ислама в общественно-политической жизни республик Северного Кавказа с каждым годом усиливается, соответственно увеличивается политическое влияние традиционных исламских институтов. Вместе с тем, мы вынуждены констатировать, что ислам не стал консолидирующим фактором для северокавказцев, среди которых по-прежнему преобладающим является фактор этнической и общинной принадлежности, что также сыграло свою роль в развитии и эскалации религиозно-политического конфликта.

Взаимосвязь этнического и религиозного факторов способствовала тому, что в ходе многочисленных конфликтов ислам на Северном Кавказе используется для упрочения своих позиций и усиления политического влияния различными политическими, в том числе сепаратистскими и другими деструктивными силами.

Законодательство РФ о свободе вероисповедания и религиозных объединениях запрещает пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Закон о противодействии экстремисткой деятельности определяется правовые и организационные основы целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности России.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

В целях противодействию и профилактике распространений идей религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма Департаментом юстиции совместно с Департаментом внутренней политики, Православной церкви и правоохранительными органами проводится ряд профилактических мероприятий.

Мощным средством противодействия распространению экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями [6-с.83].

Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.

органы государственной власти РФ должны расширить взаимодействие государственных органов и религиозных объединений по всем направлениям сотрудничества, в первую очередь в активизации борьбы с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма, борьбе с преступностью, в духовно-нравственном оздоровлении общества;

муниципальные органы власти должны уделять особое внимание воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, непринятия идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма;

главный упор в стратегии противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму следует делать на улучшении социально-экономической ситуации в регионе, так как это способствует урегулированию социально-политических конфликтов и существенно сужает социальную базу религиозно-политических экстремистов и террористов;

одновременно следует принимать решительные меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов и террористов из-за рубежа и из местных источников;

в плане блокирования терроризма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять и совершенствовать деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу;

укрепить международные аспекты этноконфессиональной политики РФ, предпринять энергичные меры, препятствующие распространению различных экстремистских течений ислама, питающих сепаратизм, терроризм;

Противодействие религиозному экстремизму, терроризму и сепаратизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует от органов государственной власти всех уровней, а также объединения усилий всего мирового сообщества в принятии решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма.

Для решения проблемы профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, мечетях и церквях, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу среди верующих, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Авцинова Г. И. Экстремизм политический: реалии и мифы // Мир современной науки. № 4. — С. 12.

Амирокова Р. А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 6. — С. 58.

Залужный А. Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений //Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. — С. 91.

Бурковская В. А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России // Мир юридической науки. 2009. — С. 45.

Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и

практики // Евразийский юридический журнал. 2012. — С. 68.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, религиозный экстремизм, терроризм, экстремизм, действие, религиозный фанатизм, государственная власть, государственный строй, массовая информация, Северный Кавказ.

Похожие статьи

Религиозно-политический экстремизм и терроризм.

На Северный Кавказ религиозно-политический экстремизм и терроризм активно начинает проникать около двадцати лет тому назад, в первую очередь на территорию Дагестана и Чечни.

Современный религиозно-политический экстремизм

Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на

религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский радикализм, Чечня, Пакистан, терроризм.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной.

Религиозно-политический экстремизм и терроризм.

религиозный экстремизм, религиозная экстремистская деятельность, Россия, радикальный ислам, государственный строй, интерес, культурный уровень, процесс глобализации, российское общество.

Религиозный экстремизм: истоки и тенденции возникновения

Религиозный экстремизм — не исключение. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.

Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения

Религиозный экстремизм: история и настоящее.

Религиозный экстремизм: история и настоящее. Российская Федерация, Испания, Северный Кавказ, Россия, Санкт-Петербург, Ватикан, Римско-католическая Церковь, Опус, Москва, Церковь.

К вопросу классификации экстремизма | Статья в журнале.

религиозный экстремизм, религия, экстремизм, экстремистская деятельность

Религиозно-политический экстремизм и терроризм. Религиозно-политический экстремизм и терроризм на Юге России представлен в основном в виде ваххабизма.

Влияние экстремисткой деятельности религиозных объединений.

Религиозно-политический экстремизм и терроризм. На Северный Кавказ религиозно-политический экстремизм и терроризм активно начинает проникать

Дагестан, государственная национальная политика, Россия, Северный Кавказ, Рамазан Абдулатипов.

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

Религиозно-политический экстремизм и терроризм. Налицо проявление национального мародерства в поведении политических руководителей, которые объявили своим кредо строить благополучие своей.

Религиозный экстремизм: история и настоящее

Религиозный экстремизм: история и настоящее. Автор: Инаева Джамиля Джамбулатовна. Рубрика: Государство и право.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Испания, Северный Кавказ, Россия, Санкт-Петербург, Ватикан.

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого — в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.


Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Значение понятия

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе — деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.

религиозный экстремизм и терроризм

История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная — неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.

Нидерланды включат в списки террористов детей от 9 лет // НТВ.Ru

Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

религиозный экстремизм и терроризм

Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

религиозный экстремизм

Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма — нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты — люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.

Террористы совершили нападение в Иране

Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма — возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних — распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный , или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки — уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах — от бытовой этнофобии до шовинизма.

О профилактике экстремизма в молодежной среде — Кубанский молодежный .

Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм — это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности — трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера — это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.

религиозный экстремизм и терроризм

Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео — кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Читайте также: