Рекомендательное пособие для детей как форма библиографического информирования

Обновлено: 02.07.2024

1. Информационно-библиографическое обслуживание – это стратегическое направление работы библиотеки. Чем выше уровень этого обслуживания, тем полезнее и актуальнее библиотека. Сейчас, во время широкого использования информационных технологий и формирования информационных библиотечных ресурсов, ее роль возрастает многократно.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерным технологиями, на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

Нормативные документы информационно-библиографической деятельности:

Новые правила по составлению библиографического описания в издании.

2. Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм. Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии. Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

Малые формы библиографии оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что может оказаться интересно пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Чаще всего библиотеки выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, памятки, списки, планы чтения.

3. Библиографическая закладка — разновидность рекомендательного библиографического пособия в форме краткого списка литературы, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую).

На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

В закладке может быть использована не только художественная литература, могут быть включена и научно-популярную литература по этой же теме, иллюстрации.

Обычный формат закладки: ширина – от 5 до 8 см, высота – 25 – 30 см. В закладке дается до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка.

4. Памятка (библиографическая) – жанр рекламно-библиографического пособия малой формы.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров.

В памятке библиографическая информация предоставляется в виде списка или беседы о книгах, а также фактические сведения по теме. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

– предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

– обзор основных произведений;

– список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом)

– краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Таким же образом составляется библиографическая памятка о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Часто памятки оформляют в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.

При оформлении списка литературы по каждому изданию указывается фамилия и инициалы автора (авторов), точное название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц.

Библиографические списки бывают информационные и рекомендательные.

Библиографический информационный список включает сведения о произведениях, как правило, по конкретной теме или вопросу, то есть более узкий по объему. В информационном списке библиографические записи составляются из библиографического описания и (не всегда) справочной аннотации.




В рекомендательном – библиографического описания и рекомендательной аннотации (более объемной).

Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный).

5.1 Аннотации должны быть чёткими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причём вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2-3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов. Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку даётся краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

7. Краеведческое библиографическое пособие. Библиотеки широко практикуют составление списков, памяток, планов чтения краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае. Поэтому в первую очередь просматривают краеведческие каталоги, картотеки, базы данных, основные краеведческие библиографические пособия.

Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций местной периодики.

Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.

8. Листовка – один из самых предпочитаемых типов печатной продукции. Как правило, это одностороннее либо двустороннее малоформатное издание без сгиба. Достоинство листовок – относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, пользоваться её традиционными и новыми услугами. При этом лаконично говорят о её ресурсах.





10. Дайджест — это издание, призванное донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др.


Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируются документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов. Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и Интернет-публикации.

Ирина Борисовна Хриенко, главный библиограф центральной городской библиотеки

Никитина Людмила Николаевна,

гл. библиограф методико-библиографического отдела Тамбовской областной детской библиотеки Редактор:

Гребенникова Елена Васильевна, зам. директора Тамбовской областной детской библиотеки Ответственный за выпуск:

Ушакова Татьяна Павловна, директор Тамбовской областной детской библиотеки Современная система пособий рекомендательной библиографии [Текст] :

библиодайджест / Упр. культуры и архивного дела Тамб. обл.; ТОГБУК «Тамб. обл.

Обращение к библиотекарю Детские библиотекари регионов постоянно совершенствуют формы и методы справочнобиблиографической работы, осваивают новые библиотечные технологии, в том числе и по созданию библиографических пособий. Данный материал познакомит вас с опытом работы библиотек России по созданию рекомендательных библиографических пособий.

В библиотеках издаются пособия: отраслевые, тематические, персональные, страноведческие и краеведческие. В последнее время отмечен рост интереса людей к краеведению: краеведческий аспект присутствует в ряде школьных предметов. Многие детские библиотеки работают по долгосрочным патриотическим и краеведческим программам.

Традиционными типами рекомендательных библиографических пособий, создаваемых для читателей-детей и руководителей детским чтением, по-прежнему, являются библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор.

Библиографический указатель – это библиографическое пособие довольно значительного объёма со сложной структурой и справочным аппаратом. Основная его часть – библиографические записи на книги и статьи, часто аннотированные, которые организованы определённым способом. Чаще всего в указателях, рассчитанных на детей и подростков, материал группируется по темам, которые располагаются в логическом порядке в зависимости от освещаемой проблемы. Справочный аппарат указателя включает предисловие (определение значимости темы пособия, его целевое и читательское назначение, принципы отбора и группировки материала), вспомогательные указатели (предметные, тематические, персоналий, заглавий и т. д.).

Библиографический список – это библиографическое пособие незначительного объёма с простой структурой без вспомогательных указателей. Списки для детей часто бывают аннотированными.

Библиографический обзор – библиографическое пособие, в котором библиографические записи объединены логически выстроенным текстом. Обычно это повествование с краткими характеристиками содержания приводимых в нём документов. Данный тип пособия чаще всего состоит из двух частей: текста обзора и списка рассматриваемой в нём литературы.

В настоящее время наблюдается разнообразие типов рекомендательной библиографии.

Не так давно в рекомендательной библиографии появились путеводители (по литературе, книжным сериям, памятным местам родного города или села и т. д.). Основную часть путеводителя занимает текст: рассказ, характеристика, раскрывающие тему;

биографические, исторические, страноведческие блоки. Определённое место в путеводителе занимают списки литературы. Они приводятся за текстовой частью, либо перемежаются ею.

Возможности рекомендательной библиографии для детей значительно расширились в связи с развитием информационных технологий. Библиографические пособия в электронном формате могут быть стационарными (например, представленными на сайтах детских библиотек) и переносными (записанными на отдельном, самостоятельном носителе). Преимущества стационарных электронных библиографических пособий заключаются в возможности доступа и поиска, постоянного пополнения новыми материалами, в более широком круге пользователей.

Сориентироваться в большом количестве информации читателю-ребёнку помогают сейчас помещённые на сайтах крупных детских библиотек не только рекомендательные указатели и списки, но и электронные путеводители по книгам и журналам. Если библиотека избирает электронную форму для создания библиографического пособия, то она не должна повторять книжную, а использовать все возможности мультимедиа.

В современных условиях необходимость в рекомендательной библиографии несомненно возрастает. Библиотекари разнообразием форм библиографических пособий стараются привлечь внимание читателей к книжным фондам, периодическим изданиям, привить основы культуры чтения и информационно-библиографической грамотности.

Надеемся, что опыт работы библиотек страны, изложенный в данном материале, пригодится вам при работе над составлением библиографических пособий для читателейдетей и руководителей детским чтением.

Автор рассказывает о проведённом в детских библиотеках города Новокузнецка конкурсе на лучшее библиографическое пособие. На конкурсе были представлены библиографические пособия различных форм: списки литературы, рекомендательные указатели, памятки, закладки и др.

Автор статьи считает, что подобные конкурсы нужны не только читателям, но и самим библиотекарям. Конкурсы разбудили их инициативу и послужили толчком к дальнейшему творчеству.

путеводитель по миру литературы [Текст] / И. Баркова // Библиотека. – 2013. – № 2. – С.

Данная статья познакомит с информационной средой детской библиотеки: системой информационных выставок, системой каталогов и картотек, стендовой информацией, электронными играми и рекомендательными пособиями, раскрывающими книжный фонд.

Автор отмечает, что один из шагов, который выводит рекомендательную библиографию на уровень обеспечения информационных потребностей, соответствующих XXI веку, – создание пособий, предназначенных для распространения в Интернете.

Ганзикова, Г. С. Играть, творить, читать [Текст] / Г. С. Ганзикова // Библиография. – 2011. – № 5. – С. 43–50.

Игровая рекомендательная библиография без давления на ребёнка втягивает его в чтение.

Через библиографические игрушки ребёнок быстрее понимает, почему надо читать не всё подряд, а предпочтительнее – хорошие книги; как найти книгу на библиотечной полке, книги по одной теме, одного автора и т. д.

Автор рассказывает об опыте работы Пермской ОДБ по созданию новых форм рекомендательных библиографических пособий для детей и их родителей.

Девяткина, Т. Победный май [Текст] : о рекомендательной библиографии в новом формате / Т. Девяткина, Т. Быстрова // Библиотечное дело. – 2010. – № 13. – С. 18–19.

Данная статья знакомит с изданиями информационно-библиографического отдела Мурманской областной детско-юношеской библиотеки, посвящёнными Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: информдосье «Великая Отечественная война. Факты.

Елисеева, Т. Р. Библиотрансформер по-алтайски [Текст] / Т. Р. Елисеева // Современная библиотека. – 2012. – № 8. – С. 26–27.

Библиотрансформер – это максимально полно представленная факто- и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно сформировать другие формы библиографических пособий.

В Алтайской краевой детской библиотеке им. Н. К. Крупской составлен библиотрансформер, посвящённый алтайской писательнице Анне Никольской. Он состоит из следующих модулей: книжная закладка, информационная листовка, информационнобиблиографический словарик, мультимедийный урок-презентация, биобиблиографический указатель, видеовикторина и видеоурок.

Звягина, Ю. Чтение с увлечением [Текст] / Ю. Звягина // Библиотечное дело. – 2008. – № 2. – С. 7–9.

Автор статьи, сотрудник Пензенской областной библиотеки для детей и юношества делится опытом по созданию библиографических пособий для тинейджеров и для самых маленьких.

Знаменщикова, О. Библиография – ориентир в мире литературы [Текст] / О.

Знаменщикова // Библиополе. – 2008. – № 2. – С. 31–35.

В статье рассматриваются вопросы справочно-библиографического обслуживания школьников. Автор знакомит с различными типами и видами библиографических пособий и их значением в формировании информационной культуры юных читателей.

Библиограф ЦГДБ им. Пешкова из Нижнего Новгорода делится опытом создания рекомендательных списков литературы, библиографических очерков, пособий малых форм для разных возрастных групп читателей-детей и руководителей детским чтением и рассказывает о том, как сделать эту библиографическую продукцию интересной и привлекательной.

Драгунского, В. Сотника, Н. Носова и др. с красочными иллюстрациями.

Киселёва, Е. Савиновская // Мир библиографии. – 2009. – № 4. – С. 21–23.

Авторы статьи делятся опытом работы по составлению библиографических пособийигрушек, и как с их помощью библиотекари привлекают к чтению дошкольников и младших школьников.

Библиотекари подходят к их составлению с выдумкой, фантазией и изобретательностью.

Помимо списка в такое библиографическое пособие добавляются для занимательности загадки, пословицы, скороговорки, песенки, стихи, прибаутки, викторины, фактографическая информация.

Корнаухова, Л. Обучающий семинар [Текст] / Л. Корнаухова // Мир библиографии. – 2007. – № 1. – С. 77–79.

Корнаухова, Л. Ф. Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации [Текст] / Л. Ф. Корнаухова // Библиография. – 2010. – № 6. – С. 64–69.

Автор статьи рассматривает работу Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака по созданию рекомендательной библиографии для детей и руководителей детским чтением.

Данная библиотека, являясь центром создания рекомендательной библиографии в республике, занимается изданием пособий краеведческой тематики. Это связано с усилением внимания школы к краеведению и незначительным количеством изданий краеведческой литературы для детей, особенно научно-популярной. Для системы рекомендательных краеведческих пособий характерны три направления: универсальные и тематические пособия о Коми крае; о творчестве писателей края; о знаменитых земляках.

Библиотекари считают что, для пособий, адресованных детям, обязательны:

привлекательная обложка и интересное оформление; актуальная тема; занимательное вступление; красочные иллюстрации; использование познавательных фактов, игровых элементов; сотрудничество с детьми при составлении пособий.

– 2009. – № 9. – С. 47–49.

Рабович, Г. В. Школа мудрости и доброты [Текст] / Г. В. Рабович // Мир библиографии. – 2010. – № 4. – С. 11–12.

В нём собрана литература по различным аспектам семейного чтения. С её помощью можно познакомиться с рядом методик обучения детей чтению, овладеть способами привлечения к нему, приёмами и навыками работы с книгой, сформировать круг чтения для себя и своих детей.

Смотрова, Е. Живая библиография, или В поисках жанра [Текст] / Е. Смотрова // Библиотечное дело. – 2011. – № 16. – С. 42–44.

Подробно рассказано о библиографическом пособии – Библиотрансформере, посвящённом Году химии (2011 год). Библиотекари, ориентируясь на состав фондов своей библиотеки, могут использовать его целиком или отдельные его части, могут моделировать на его основе собственный информационный продукт.

Например, в состав библиотрансформера о Марии Склодовской-Кюри вошли: досье, персональная памятка, закладка, листовка, шорт-лист. Библиотрансформер выполнен в электронной форме.

В библиотеке создаются библиографические пособия с использованием мультимедийных технологий. Информация в таких пособиях перемежается ярким иллюстративным материалом: медиареклама, мультимедийные презентации для популяризации творчества известных писателей-юбиляров и книг-юбиляров.

Чернецкая, О. Библиографические пособия по краеведению для работы с детьми [Текст] / О. Чернецкая, А. Олейникова // Библиография. – 2007. – № 5. – С. 50–57.

Авторы рассказывают об опыте работы Крымской республиканской детской библиотеки им. В. Н. Орлова по созданию краеведческих библиографических пособий, о разнообразии их форм и тематики. Библиотекой подготовлены указатели и списки литературы, обзоры, памятки, беседы о книгах, закладки.

Эти библиографические пособия ориентированы на образовательную деятельность пользователей библиотек: рекомендательный указатель литературы по экологии; словарьсправочник о народах, проживающих на территории края, об их культуре, обрядах и обычаях; краеведческие путеводители; дайджесты о природе края и знаменитых людях, побывавших в крае.

Данные библиографические издания рекламируют и продвигают к читателю лучшие книги местных писателей, прививает любовь к родному краю.

Петербургские библиотекари создали универсальный путеводитель по современным детским книгам, предоставляющим читателям возможность познакомиться с новыми именами в отечественной литературе.

Данное издание является не только необходимым шагом в ориентировании детей и родителей в выборе качественного чтения, но и знакомит с перспективными полиграфическими проектами ведущих детских издательств.

Создание электронных библиографических ресурсов Современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения детей и подростков к чтению. Необходимы рекомендательные библиографические пособия, предназначенные для распространения в Интернете, которые становятся доступными практически всем одновременно.

Создание электронных библиографических ресурсов рассматривается библиотечными специалистами как перспективное направление раскрытия фондов, предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

Баркова, И. Путеводитель для детей [Текст] : библиографические пособия, предназначенные для распространения в сетевом пространстве / И. Баркова // Библиотека.

– 2012. – № 8. – С. 34–37.

Автор статьи отмечает, что формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, нежели традиционные. Среди неоспоримых преимуществ электронных библиографических изданий – наличие широкого круга пользователей и экономичность создания.

Баркова, И. В. Электронная библиография для детей [Текст] : многообразие тем, разнообразие форм / И. В. Баркова // Библиография. – 2012. – №3. – С. 58–64.

Статья посвящена электронным библиографическим изданиям для детей, подготовленным сотрудниками Детской централизованной библиотечной системы города Новокузнецка.

Среди них электронные обзоры литературы, виртуальные книжные выставки, электронные путеводители и энциклопедии и другие формы рекомендательных библиографических пособий.

Панкова, Е. Электронное библиографическое пособие [Текст] : этапы и методика создания / Е. Панкова // Библиотечное дело. – 2011. – № 8. – С. 21–22.

В статье рассказывается об основных этапах создания библиографического пособия:

традиционное (представленное в отсканированном виде) и электронное библиографическое пособие, имеющее признаки гипертекстового документа (например, оглавление и гиперссылки, средства навигации по страницам). Использование современных информационных технологий позволяет создавать библиографические пособия качественно нового уровня.

Семилет, Н. В. Стоит ли спорить об очевидном? [Текст] / Н. В. Семилет // Мир библиографии. – 2009.– № 5. – С. 12–15.

Автор статьи отмечает необходимость помощи читателю-ребёнку сориентироваться в большом количестве разнообразной информации. С этой целью библиотекари обратились к веблиографии, которая позволяет использовать библиографические подходы к организации ресурсов Интернета для облегчения поисковой деятельности пользователей Сети.

Федоренко, Н. Н. Электронная галерея [Текст] / Н. Н. Федоренко // Современная библиотека. – 2010. – № 1. – С. 96–99.

Заместитель директора Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького рассказывает о формировании собственных электронных ресурсов библиотеки, развитии современных информационных сервисов, переводе информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: