Регламент диплом как стартап

Обновлено: 02.07.2024

Со следующего учебного года более 40 российских вузов планируют внедрить новую форму защиты выпускных работ

Основное достоинство новой программы ― шанс попробовать себя в предпринимательской деятельности еще будучи студентом и сформировать портфолио для дальнейшей профессиональной деятельности. То есть получить тот самый стартовый опыт, на недостаток которого так часто жалуются молодые специалисты при трудоустройстве. Кроме того, успешную разработку, вполне возможно, удастся выгодно продать.

Где это уже работает

С 2021 года такую практику планируют ввести сразу 40 российских вузов, среди которых РАНХиГС при президенте РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Новосибирский государственный технический университет, Южный федеральный университет и другие. Хорошая новость еще и в том, что в новом формате заинтересованы не только технические университеты: еще в прошлом году в Минобрнауки отметили повышенный интерес со стороны гуманитарных вузов.

Кто может выбрать для себя эту опцию

На начальной стадии защищать стартапы имели право только студенты ограниченного круга специальностей. Теперь такую возможность планируют предоставить всем. Правда, не факт, что так и будет, ведь бизнес-проекты актуальны не для всех профессий.

Что касается уровней образования, то программа доступна всем: и последним курсам бакалавриата, и магистрантам.

Как это работает

Групповая работа. Прежде всего, будущим выпускникам необходимо собрать свою команду стартапа и распределить роли. Они могут быть разнообразными: CEO (основатель), сооснователь, CTO (главный технический директор), маркетолог, IT-специалист, финансист и так далее. Состав группы получается аналогичным тому, каким он бывает в современных компаниях.

Выбор направления. Возможность разработать свой стартап есть у всех специальностей и направлений обучения. Каждый университет также может устанавливать свои приоритетные сферы. Например, в ИТМО программа прежде всего нацелена на пересечение четырех технологий (большие данные, робототехника, новые материалы, биотехнологии) и семи секторов инновационной экономики, среди которых есть и медицина, и сельское хозяйство, и транспорт с логистикой.

Заявка. После формирования команды необходимо подать письменное заявление в администрацию вуза, которое подписывается будущими супервайзерами проекта и руководителем образовательных программ.

Задачи. Руководители будущего проекта должны выдать каждому члену команды определенное задание, которое состоит из двух частей: общей и индивидуальной. Первая одинакова для всех и заключается в непосредственной презентации проекта. А вторая определяется с учетом специфики специальности, по которой обучается конкретный представитель проектной группы.

Что должно получиться. Итоговый результат должен представлять из себя одну глобальную презентацию стартапа, а также индивидуальные тексты каждого члена команды, согласно тем индивидуальным заданиям, которые они получили. Причем проект может быть как реально существующим (с оформленным юридическим лицом и прочими формальностями), так и учебным, или представлять из себя пока только идею.

Кто поможет. Для поддержки команд стартапов обычно назначается экспертный совет, который сопровождает проект все время, а также участвует в любых мероприятиях и обсуждениях, связанных с ним. Как правило, он формируется из внутреннего университетского пула, но по мере необходимости к работе могут быть привлечены и внешние консультанты, например, из общественных организаций, бизнеса или СМИ.

Как защищать проект. Процедура защиты стартапа мало чем отличается от привычного процесса, который работает с классической выпускной квалификационной работой. Команда должна подготовить совместное выступление и электронную презентацию (и, возможно, другой наглядный материал). После краткого доклада представители рабочей группы должны ответить на вопросы комиссии.

Особенности. Помимо прочей документации, проект сопровождает так называемый лист верификации, в котором экспертный совет выставляет баллы по различным направлениям. Например, в ИТМО в документе четыре позиции, за которые суммарно можно получить 100 баллов: технология, интеллектуальная собственность, рынок и инвестиционная привлекательность. Каждый из этих разделов имеет собственный подробный лист верификации, где эксперты ставят баллы по различным показателям.

Финансы

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Реформа высшего образования – дипломная работа в виде стартапа

Мир меняется на глазах, и сегодняшним выпускникам ВУЗов приходится всерьез задумываться о карьерных перспективах уже со студенческой скамьи. При этом многие из них понимают, что диплом и знания – это, конечно же, хорошо, но гораздо лучше, если появится возможность их материализовать. То есть, наглядно продемонстрировать потенциальному работодателю свое креативное мышление и организаторские способности в конкретном и востребованном проекте.

Как утверждают специалисты, ВУЗ – это идеальное место для создания стартапа. Именно на базе высшего учебного заведения на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует много умных людей, которые буквально фонтанируют новыми идеями: это и сами студенты, и умудренные опытом преподаватели, и молодые, но уже добившиеся успеха ученые. Такая среда, а также постоянный доступ к интеллектуальным ресурсам ВУЗа, позволяет экспериментировать и исследовать новые технологии. И это не пустые слова. Многие крупные компании зародились именно в стенах ВУЗов: например, Facebook и Microsoft, ABBYY и Timepad.


В чем заключается суть стартапа?

В отличие от традиционной дипломной работы, в которой рассматриваются преимущественно теоретические аспекты изучаемой темы, стартап – это по сути уже готовый бизнес-проект.

Стартап (startup – стартующий) – направление бизнеса, основанное на реализации принципиально новой и востребованной идеи (чаще всего в его основе лежат технологические ноу-хау). Естественно, конечной целью любого стартапа является получение прибыли. Однако при этом важно чтобы стартап был не просто единоразово прибыльным, но и:

Для продвижения собственной идеи студенту необходимо собрать и организовать сплоченную команду единомышленников и управлять ее работой. Причем в одной команде могут работать студенты самых разных направлений: менеджеры, биологи, программисты, социологи и т.д. Приступая к практической части, начинающий специалист должен самостоятельно найти инвесторов и заинтересовать их, убедив не только в научной и технологической полезности разработки, но и в материальной выгоде от вложений. Естественно, чтобы доводы и аргументы выпускника звучали убедительно, ему необходимо провести серьезные экономические расчеты.

В ходе подготовки стартап-проекта у студента есть возможность лично убедиться в его востребованности. А во время защиты, на которой присутствуют представители бизнеса, увеличить шансы на продвижение и реализацию своей идеи, или усилить собственные позиции на рынке труда.

Кроме того, участие в программе "Стартап как диплом" позволит выпускнику ВУЗа:

  • "прокачать" свои soft и hard skills;
  • получить свой первый доход от продажи созданного им продукта;
  • сформировать портфолио;
  • получить профессиональные компетенции.

Термин "стартап" впервые был использован в 1976 году в публикации журнала Forbes. Однако закрепился в языке и получил широкое распространение он только в 1990 годы, когда возникли экономические пузыри доткомов.


Как реализуется внедрение стартапов в систему высшего образования?

На данный момент, внедрение новой практики – защиты бизнес-проектов, как выпускных квалификационных работ, находится на стадии апробации. В этом году в пилотном проекте примут участие 10 ВУЗов, в 2021 году – сразу 30 технологических ВУЗов, так как проект нацелен преимущественно на обеспечение кадрами цифровых отраслей экономики.

Министерством науки и высшего образования в рамках проекта объявлен тендер по подготовке программ сопровождения для высших учебных заведений, а также курсов подготовки преподавателей. Победитель тендера пока не объявлен, но по итогам, которые были подведены 7 мая нынешнего года, он получит из федерального бюджета 105 млн. рублей на реализацию проекта.

Первый стартап был реализован в 2017 г. Дальневосточным Федеральным университетом, где выпускнику удалось привлечь для реализации проекта в области медицины 10 млн. рублей. Обязательное условие для участников программы – соответствие изучаемой специальности занимаемому месту в команде. В будущем, по мере развития квалификационных стартапов, планируется вовлечение в работу и ВУЗов гуманитарного направления.

  • Основные положения;
  • Регламент защиты стартапов, как дипломных работ, и необходимую документацию;
  • Возможность ведения учета студенческих работ, которые не должны затеряться в общем потоке, особенно, если представляют научную и технологическую ценность, но их реализация по каким-либо причинам отложена;
  • Критерии отбора студенческих работ;
  • Порядок защиты стартапа;
  • Вопросы, связанные с коммерческой тайной бизнес-проектов, вынесенных на защиту.

Стратегия нового формата может быть интересна представителям бизнеса, которым необходимы квалифицированные кадры. Также в подобном формате дипломных работ заинтересованы НИИ, если речь идет о реализации более глобальных научно-исследовательских проектов, требующих значительных вложений и пристального внимания государства – среди молодежи немало талантов, которым нужно помочь раскрыться.


Проблемы нового формата дипломных работ

Специалисты отмечают, что внедрение нового формата дипломных работ - это не только преимущества, но и возникновение целого ряда проблем, среди которых можно выделить:

  • формальные соответствия нормативным документам и ФГОС – жесткие требования к дипломной работе на уровне факультета/направления могут стать причиной того, что студенты придется защищаться дважды: с "формальной работой" и со стартапом;
  • отсутствие теоретической и инструментальной базы в подавляющем большинстве российских ВУЗов;
  • низкая популяризация программы "Стартап как диплом" как среди студентов, так и среди преподавателей.

Истоки возникновения программы "Стартап как диплом"

Первым в России университетом, который начал практиковать защиту дипломов в виде стартапов, стал ДВФУ. В 2017 году на базе этого ВУЗа выпускник Школы экономики и менеджмента защитил первый диплом-стартап – его медицинский проект привлек инвестиции на сумму 10 млн рублей. Запустить в 2017 такую инициативу пытались и в РАНХи ГС, однако "Положение о ВКР в формате стартапа" в этом институте появилось только в 2019 году.

В 2019 году в качестве итоговой квалификационной работы в ДВФУ засчитано уже семь стартапов: четыре проекта представили выпускники Инженерной школы, два проекта – студенты Школы естественных наук, один проект – учащийся Кафедры экономики предприятия. В РАНХиГС защищать свои проекты вышли 14 студентов.


В современном быстро меняющемся и неопределенном мире к знаниям и навыкам будущих выпускников Университетов предъявляются новые требования. Важным фактором успешного развития лидерских и предпринимательских навыков выпускников является возможность попробовать себя в роли предпринимателя и руководителя проекта еще во время обучения в Университете.

С 2019 года в Университете ИТМО была запущена программа “Бизнес-тезис”: Технологический прорыв и глобальный трансфер технологий, в рамках которой всем обучающимся Университета ИТМО предоставляется возможность подготовки собственного инновационного бизнес-проекта в качестве выпускной квалификационной работы (далее ВКР) и соответствующего прохождения процедуры защиты данного бизнес-проекта на государственной итоговой аттестации. Реализацию программы “Бизнес-тезис” в Университете ИТМО осуществляют сотрудники Факультета технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ).

Для понимания отличий между стартапом и бизнес-тезисом в программе “Бизнес-тезис” используются следующие термины:

Стартап — структура (организация) с короткой историей операционной деятельности, действующая в условиях неопределенности, с целью создания инновационного продукта или услуги

Бизнес-проект — учебный проект, создаваемый студентами в период обучения по разработке и/или коммерциализации результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, позволяющий оценить уровень подготовки выпускника к профессиональной деятельности.

Бизнес-тезис — выпускная квалификационная работа в форме бизнес-проекта – выполненная и представленная к защите обучающимися, демонстрирующая уровень подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности по профилю образовательной программы.

Бизнес-тезис выполняется обучающимся в составе команды и представляет собой самостоятельно выполненную работу, демонстрирующую уровень подготовленности обучающегося(-ихся) к самостоятельной профессиональной деятельности по профилю образовательной программы.

За время обучения в Университете ИТМО обучающиеся, выбравшие формат защиты ВКР в форме бизнес-проекта готовят три основных документа:

  1. Текст выпускной-квалификационной работы в соответствии с требованиями образовательной программы по теме, связанной с защищаемым бизнес-тезисом и направлением подготовки обучающегося.
  2. Презентацией бизнес-проекта, подготовленной в соответствии с требованиями программы “Бизнес-тезис”
  3. Лист верификации бизнес-проекта на основе отзывов наставников, в котором подтверждается целесообразность и востребованность данного бизнес-проекта.

В команду бизнес-проекта могут входить студенты ИТМО, студенты и аспиранты других образовательных учреждений, а также другие компетентные участники, в том числе сотрудники российских и иностранных частных и государственных организаций.

Для студентов выбравших защиту ВКР как бизнес-проект предусмотрены следующие дополнительные возможности:

  • Возможность принять участие в интенсивной образовательной программе для технологических проектов ранней стадии “Advance your Business Thesis”
  • Отдельный коворкинг для работы над проектами в корпусе на Чайковского 11/2
  • Возможность консультаций с ведущими специалистами в области технологического предпринимательства по тематике своего проекта
  • Приоритетное рассмотрение проект

Дедлайн подачи заявки: 15 ноября

Таймлайн разработки диплома как бизнес-проект


Более подробно ознакомиться с программой "Бизнес-тезис": Технологический прорыв и глобальный трансфер технологий Университета ИТМО можно в регламенте “Сопровождения и защиты ВКР в форме бизнес-проектов (бизнес-тезисов) в Университете ИТМО”, а также в презентации:

Читайте также: