Реформы какого правителя россии положили начало новому периоду в развитии семейного права

Обновлено: 04.07.2024

Семья на протяжении тысячелетий являлась многофункциональным социальным институтом, основной задачей которого было воспроизводство человеческого рода и сохранение жизни.

История семейного права позволяет проследить не только изменения системы семейного права, но и самой семьи, ее структуры, связей с другими социальными общностями, правового статуса членов семьи, ее места в обществе и значения для государства. Исторически первые формы правового регулирования семейных отношений решали задачу воспроизводства государства как способа организации социальной жизни, поэтому история становления семейного права тесно связана с историей становления Российского государства.

В последние годы, когда российское общество приобретает новый облик в экономике, политике, социальной сфере, семья становится все более самостоятельным и значимым объектом правового регулирования государства.

Кризисные явления в обществе наиболее ощутимо проявляются в сфере брачно-семейных отношений.

Современная семья пересматривает систему ценностей, на первый план выдвигает личную карьеру членов семьи, материальное и социальное благополучие.

Декларируемые веками идеи брака приобретают новое прочтение, меняется не только идеальное представление о желаемой семье и браке, но и традиционные нормы морали, ритуалы брачно-семейного поведения и в целом правовая культура семейных отношений.

Именно поэтому изучение исторического союза морали и семейно-правовых норм в решении задач воспитания, просвещения и образования нового поколения актуально для России XXI века.

Становление правового государства, развитие российского общества существенно зависит от прочности семейного союза, стабильности семейных отношений, которые, в свою очередь, находятся под влиянием социальной политики государства, таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые определяют возможность семьи воспроизводиться как социальной общности и транслятору норм морали и права.

В России до сих пор не выработана единая семейная политика и не осуществляются программы укрепления семьи.

Исследование истории семейного права России позволяет не только обобщить и систематизировать теоретические воззрения на правовую природу брака, семьи и его законодательного определения, но и понять основные тенденции, лежащие в основе современного семейного законодательства.

Развитие семейного права в России до 1917 г.

Семейное право России как самостоятельная отрасль в системе отечественного права является сравнительно молодым, причем оно больше известно как советское семейное право.

Это обстоятельство, однако, вовсе не означает, что брак и семья в человеческом обществе - явления новые и их правовое регулирование произошло недавно.

Брак и семья являются достаточно древней формой социальной жизни людей.

По историческим источникам они прошли различные стадии развития. Как древнейшая ячейка организации людей семья издавна подвергалась определенной социальной регуляции.

В первобытном родовом обществе семейные отношения регулировались обычаями.

Средством обеспечения обычаев служили табу - запреты, нарушение которых влекло наказание по коллективному решению.[1] С возникновением государства семейные отношения регулируются нормами права, обеспечиваемыми мерами государственного принуждения.

Этим же закономерностям подвластны семейные отношения в России. С учетом особенностей развития российского государства и правового регулирования семейных отношений развитие правового регулирования семейных отношений и его источников можно условно разделить на три этапа:

  • семейное право России с древнейших времен до Октябрьской (7 ноября 1917) революции 1917 года;
  • семейное право России советского периода (1917-1995) в составе СССР и после распада СССР;
  • семейное право России на современном этапе развития государства.

Сведения о брачно-семейных отношениях славянских племен, населявших территории нынешней России и Украины, до принятия ими христианства незначительны. Известно из летописей, что отношения по вопросам брака и семьи в те времена регулировались обычаями, связанными с культами язычества: похищение невесты без ее согласия, многоженство, которые были общеприняты и существовали повсеместно и после принятия христианства. Правда, с образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются нормами писаного права: церковными уставами князей Владимира Святославича, Ярослава Владимировича и других, которые содержали нормы о браке, семье, нравственности. Так, в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой.

С введением христианства на Руси стало вводиться и культивироваться византийское каноническое (церковное) право.

Устанавливаются новые принципы семейного права: отказ от многоженства, единобрачие (моногамия), затруднительность развода, неравенство мужа и жены, бесправие внебрачных детей. Эти принципы были основаны на византийском каноническом представлении о браке, внедренном в русское право.

На Руси начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских. Совершение брачных обрядов происходило только в церкви. По этим правилам заключению и регистрации брака предшествовало обручение (брачный сговор).[2]

Брачный сговор оформлялся в письменной форме, и за его нарушение одной из сторон предусматривалась неустойка. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния: рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.[3]

Следует также заметить, что в полной мере византийское семейное церковное право в России, особенно простым народом, не было воспринято. Впоследствии Номоканон был переведен на русский язык и дополнен постановлениями русских князей и более известен специалистам под названием Кормчая книга.

Отдельные положения, регулирующие семейные отношения, содержались в Русской Правде.

Одним из источников церковного (канонического) права, регулирующего семейные отношения, стал Стоглав, утвержденный в 1551 году на церковном соборе с участием представителей высокопоставленной русской феодальной знати.

Стоглав определил брачный возраст (для мужчин 15 лет, для женщин 12 лет), порядок оформления брака.

Другой источник - Соборное Уложение 1649 года - установил, что брак заключается только с согласия самих брачующихся и родителей лиц, вступающих в брак.

Браки крепостных крестьян заключались лишь с разрешения их господ-помещиков.

Среди источников семейного права известное место занимает Домострой (свод этических правил, наставлений), который определял взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми.

Каноническое право отрицательно относилось к внебрачным связям женщины с мужчиной, к незаконнорожденным детям. Это обстоятельство повлияло на светское законодательство.

Так, в Соборном Уложении 1649 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае последующего брака родителей. Расторжение брака, в принципе, каноническим правом не исключалось. Однако было возможно в крайне редких случаях.

Основанием для этого могли служить прелюбодеяния жены, длительное безвестное отсутствие одного из супругов, вступление в монашество, неизлечимая болезнь и другое. Вопросы брака и расторжения брака, как уже указывалось выше, относились к юрисдикции церковных судов, которые рассматривали дело на основании правил канонического (Правосудье митрополичье) права. В регионах, население которых составляли лица, не исповедующие христианскую веру, брачно-семейные отношения регулировались нормами обычного (адет) права, а у мусульман - законами шариата.

В начале XVIII столетия политические, экономические преобразования коснулись также положения церкви в государстве.

Петр I последовательно проводил курс на подчинение церкви светской власти.

В 1721 году был создан Святейший правительствующий Синод, управляющий церковными делами, как государственный орган. В этот же период было принято несколько государственных актов, регулирующих брачные и семейные отношения.

Петр I своим Указом от 3 апреля 1702 года отменил совершение сговорных записей, засвидетельствование их крепостным порядком и взимание неустойки за отказ от заключения брака.

В Указе отмечалось, что если "после обручения жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет и в том быть свободе".

Указ подчеркивал принцип добровольности вступления в брак и свободу развода.

Кроме развода, предусматривалось временное разлучение супругов путем отправки их в монастырь при несогласной их жизни.

Указом от 1714 года "О единонаследии" был повышен брачный возраст: для мужчин до 20 лет, для женщин до 17 лет.[4]

Кроме этого, Указ попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак.

С 1721 года были разрешены браки между православными и христианами других концессий (лютеране, католики).

Указом от 6 апреля 1722 года "О свидетельствовании дураков в Сенате" было запрещено женить дураков, которые "ни в науку, ни в службу не годятся".

После смерти Петра I часть из этих положений была отменена. Однако наиболее существенные из них продолжали действовать, впоследствии были развиты и включены в Свод законов от 1832 года.

Синод также издавал Указы, касающиеся брачно-семейных отношений. Так, Указом Синода от 1744 года были запрещены браки лиц старше 80 лет.[5]

В 1753 году специальным актом была закреплена раздельность имущества и обязательственных прав супругов. Поэтому ни один из супругов не был обязан отвечать за долги другого. С 1825 года была разрешена купля-продажа имений между супругами. В начале XIX столетия в брачно-семейном законодательстве России происходят определенные, но незначительные изменения.

Так, по Закону от 21 сентября 1815 года свободная женщина, вступающая в брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, жена низшего сословия приобретала положение мужа. Существенные вопросы заключения брака, вопросы взаимоотношений супругов, родителей и детей по-прежнему оставались без изменений.

В 1832 году был утвержден Свод законов, вступивший в действие в 1835 году, в который были включены все действующие нормативные правовые акты, принятые по 1825 год, в том числе по вопросам брака и семьи.

В первой части тома X Свода "О правах и обязанностях семейственных" речь шла об условиях и порядке заключения брака.

Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей (опекунов, попечителей) лиц, вступающих в брак, а в отношении военнослужащих и гражданских служащих - согласие начальства. Законным считался только церковный брак между лицами христианского вероисповедания.

Личные отношения супругов определялись законом так: "жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании".

Жена была обязана следовать за мужем при его переездах. Муж мог понудить к этому жену через полицию. Паспорт в полиции она могла получить лишь с согласия мужа. Дети, рожденные в законном браке, наследовали права родителей.

Дети, рожденные вне брака, никакими правами на имущество родителей не обладали.

Для узаконения детей, родившихся вне брака, требовалось, чтобы их родители узаконили свой брак и добились через суд узаконения ребенка. Родители были обязаны содержать своих детей.[6]

В отношении детей родители обладали деспотическими правами, могли их наказывать, применять иные исправительные меры, вплоть до передачи под суд.

Для имущественных отношений между родителями и детьми характерен принцип раздельности их имущества.

Взрослые дети были обязаны содержать своих нуждающихся родителей.

Указом императора от 19 июля 1830 года брачный возраст был установлен для мужчин 18 лет и для женщин 16 лет.[7] С 1841 года порядок расторжения брака регулировался Уставом духовных консисторий, утвержденным в том же году.

Решение утверждалось архиереем епархии. В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она "представляется для него невыносимой".

Жена сохраняла право на содержание мужа, если отказалась от совместного проживания по его вине.

К институтам семейного права, замещающим собой кровное родство, относились усыновление, опека и попечительство. Усыновление устанавливалось в судебном порядке.

Отмена в 1861 году крепостного права и судебная реформа 1864 года существенно не повлияли на семейные правовые отношения, так как Законы гражданские, к которым относились нормы семейного права, не были реформированы.

Российский законодатель упорно отказывался от проведения реформ в правовом регулировании брачно-семейных отношений.

В 1902 году Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.

Причина заключалась в том, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах и не допускались браки между христианами и представителями других религий. Однако Устав гражданского судопроизводства 1864 года имел определенное регулирующее воздействие на семейные отношения.

В разделе III Устава "О судопроизводстве по делам брачным и законности рождения" указывалось, что суды гражданские рассматривают дела о законности браков, сопровождаемые гражданскими личными или имущественными правами как самих супругов, так и от рожденных от их брака детей (ст. 1337 УГС).

В остальных случаях дела брачные подлежали духовным (церковным) судам.

Гражданские браки в порядке исключения допускались между раскольниками и лишь с 1906 года допускались церковные браки между ними.[8]

В связи с этим УГС был дополнен главой "О производстве дел брачных и законности рождения у раскольников" (ст. 13561-13563 УГС). Дела о правах, вытекающих из браков, заключенных между старообрядцами или сектантами, а также дела о расторжении этих браков и о признании их недействительными подлежали суду гражданскому.

Законодательство о браке в последующие годы не претерпевало существенных изменений, хотя были в этом направлении попытки. Так, в мае 1917 года Временное правительство создало специальное совещание для подготовки Закона "О поводах к разводу", которое, однако, не смогло принять определенного решения по этому вопросу. В итоге следует сказать, что семейное право России, безусловно, хотя и медленно, но продвигалось вперед.[9]

Однако без отделения религии от государства решительные изменения в этом вопросе не были возможны.

История становления и развития брачно-семейного законодательства в том, что она позволяет на основании анализа историко-правовых памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.

В период становления русского государства как формы социальной организации жизни семья стала объектом его правового воздействия. Регулируемые нормами светского права отношения в семье обеспечивали условия воспроизводства государством своей власти.[10]

Таким образом, как показывает анализ истории источников семейного права, возникновение семейного права и его развитие связано с уровнем развития экономического строя и общественного сознания. Оно возникло как результат объективной потребности общества и само стало взаимодействовать с обществом, способствуя развитию общественного сознания.

До революции 1917 года семейное право находилось в неразвитом застойном состоянии.

Первые декреты о браке и семье Советской власти были популярны, но в последующем права и свободы граждан были урезаны, интересы государства ставились выше личных интересов.

В настоящее время Конституция РФ отдает предпочтение правам и свободам граждан, что нашло отражение в действующем Семейном кодексе РФ.

[1] Емелина Л. А. История развития института семьи // Адвокатская практика. 2006. № 2

[2] Емелина Л. А. Формирование правовых основ семейного права России: исторический аспект // Семейное и жилищное право. 2004. № 2

[3] Емелина Л. А. Особенности правового регулирования брачных договоров // Вестник Государственного университета управления. 2004. № 2

[4] Емелина Л. А. Институт заключения брака в российском законодательстве XVIII века // Семейное и жилищное право. 2005. № 3

[5] Емелина Л. А. История семейного права России: проблемы правового регулирования института развода в XVIII веке // Семейное и жилищное право. 2004. № 3

[6] Емелина Л. А. Эволюция правового регулирования института усыновления в семейном праве // Вестник Российской академии образования. 2005. № 3

[7] Емелина Л. А. Правовые основания невозможности заключения брака в XIX веке // Семейное и жилищное право. 2005. № 1

[8] Муратова С. А. Семейное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 448 с.

[9] Чефранова Е.A. Исторический аспект правового регулирования имущественных отношений супругов в российском праве. // История государства и права. 2006. № 11

[10] Тищенко Л.А. История развития института семьи // Адвокатская практика. 2006. № 2.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы к зачету
    • Тема 1. Семейное право как отрасль права
    • Тема 2. Семейное законодательство
    • Тема 3. Семейное право как наука и учебная дисциплина
    • Тема 4. Семейное правоотношение
    • Тема 5. Осуществление и защита семейных прав
    • Тема 6. Заключение и прекращение брака
    • Тема 7. Права и обязанности супругов
    • Тема 8. Права и обязанности родителей и детей
    • Тема 9. Алиментные обязательства
    • Тема 10. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Тема 11. Особенности правового регулирования семейных отношений с участием иностранного элемента

    § 1. Этапы развития семейного законодательства России

    Выделяют несколько этапов развития семейного права: дохристианский (до 988 г), допетровский (988 – 1700 г), имперский (1700 – 1917 г), советский (1917 – 1991 г), российский (1991 – настоящее время).

    Источниками регулирования семейных отношений в дохристианский период были обычаи, традиции, вера. Так, существовало правило хоронить вместе с умершим знатным мужчиной его живую жену, были широко распространены обычаи покупки или похищения невесты. Начиная с эпохи возникновения первых государств религиозная доктрина и, как следствие, церковное право чаще всего выступали апологетами моногамии.

    В допетровский период основным источником семейных норм стала служить православная религия (988 год – год Крещения Руси). Семейные отношения стали строится по Византийской модели. Начали появляется первые правовые нормы семейного права: Кормчая книга, Русская правда, Стоглав (1551 г.), Соборное уложение (1649 г.).

    Согласно данным нормам, брачный возраст для мальчиков устанавливался в 15 лет, для девочек в 12 лет. Юридически закреплялась власть мужа над женой и отца над детьми, необходимо было согласие на брак родителей. Юридическая ответственность в виде штрафа за бесчестье (прелюбодеяние) жены была вдвое выше аналогичной ответственности мужа.

    В советский период первоначально семейные отношения регулировались декретами ВЦИК и СНК РСФСР, затем в 1918 и 1926 годах были приняты первые кодифицированные акты.

    С изданием Кодекса спешили еще и по другой причине. В это время кое-где на местах развились левацкие течения, искажавшие семейно-правовую политику, провозглашенную первыми декретами о семье. Анархисты, возглавившие Совдепы в ряде губерний (в Саратовской, Владимирской и др.), издали в 1918 г. так называемые декреты о социализации женщин.

    Подобные увлечения некоторых Советов представляли угрозу для государства не меньше, чем нападки со стороны церкви. Все это требовало от Советского государства более развернутого разъяснения политики в области регулирования отношений между полами. Это и было сделано изданием КЗАГС.

    Кодекс не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей, а лицам, состоявшим на военной или гражданской службе, не требовалось испрашивать дозволения начальства. В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз. Нарушение условий вступления в брак влекло за собой его недействительность. Новое право перестало рассматривать как преступные многие прежде каравшиеся деяния: прелюбодеяние, так называемое кровосмесительство и др.

    Кодекс установил единый возраст для вступления в брак - 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.

    В отличие от Кодекса 1918 г. новый вводил институт общей собственности супругов (ст. 10). При прекращении брака помимо раздела имущества предусматривалось алиментирование нуждающегося нетрудоспособного супруга в течение одного года после прекращения брака, а также алиментирование безработного супруга в течение полугода.

    В отличие от первого Кодекса, который предусматривал обязательность общей фамилии супругов, Кодекс 1926 г. предоставил право супругам остаться при своих добрачных фамилиях. Точнее, это право было предоставлено еще в 1924 г. и закреплено в новом Кодексе.

    По Кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной массы беспризорных, порожденной гражданской войной.

    В СССР 27 июня 1968 года были приняты Основы законодательства о браке и семье, на базе которого в 1969 году был принят Кодекс о браке и семье в РСФСР, который продолжал действовать и после распада Советского Союза, вплоть до 1 марта 1996 года (дата введение в действие Семейного кодекса РФ).

    Очень важным было возрождение института установления отцовства, начисто запрещенного упомянутым Указом. Основы предусматривали судебный порядок такого установления и критерии для признания мужчины отцом, причем исчерпывающие. Их три: совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; совместное воспитание либо содержание ими ребенка; доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства (ст. 16). Закон допускает и добровольное признание мужчиной своего отцовства, что раньше исключалось.

    Большое место законодательство отводит установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей по их воспитанию и обязанностей детей в отношении родителей. В Конституции СССР подчеркивается (ст. 66), что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

    В декабре 1995 г. - был принят Семейный кодекс Российской Федерации. Впервые в СК РФ появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

    Семейный кодекс вслед за Гражданским зафиксировал раздельность имущества детей и родителей: ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка.

    Исходя из интересов детей, Кодекс ввел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. При лишении родительских прав родители не освобождались от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.

    Семейный кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Так, в России супругам при заключении брака была предоставлена возможность носить двойные фамилии. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из них уже является двойной. Новшеством данного акта являлось также установление наряду с законным договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или контракта.

    Семейный кодекс по сравнению с предыдущим периодом установил неограниченные возможности доказывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал вопрос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

    § 2. Задачи науки жилищного права

    Семейное право как наука и учебная дисциплина представляет значительный теоретический и практический интерес. И дело не только в том, что положения, рассматриваемые в рамках семейного права, чрезвычайно близки каждому человеку и поэтому интересны, что семейное право за долгий период своего развития эволюционировало от безусловно императивных форм правового регулирования к диспозитивным, но и в том, что современное семейное право имеет ряд достаточно сложных, не решенных в юридической литературе и правоприменительной практике проблем, рассмотрение которых и делает семейное право таким интересным для изучения.

    Цели семейно-правового регулирования так или иначе сформулированы в п.1 ст.1 СК РФ. Так, семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

    Наиболее проблемными вопросами в рамках семейного права остаются следующие:

    1. До сих пор четко не определено место семейного права в системе права Российской Федерации. Вопрос об отраслевой принадлежности семейного права имеет важное методологическое значение - в зависимости от того, считаем ли мы семейное право самостоятельной отраслью или частью гражданского права, должен решаться вопрос о возможности применения в рамках семейного права гражданско-правовых институтов (обязательство, договор) и принципов (равенство субъектов, автономия воли и т.п.).

    Дискуссия о месте семейного права в системе права Российской Федерации насчитывает не одно десятилетие. В разное время этим вопросом занимались лучшие представители отечественной (дореволюционной, советской и современной российской) цивилистики. В результате было сформулировано два противоположных мнения: семейное право - это самостоятельная отрасль права и семейное право - это специфическая часть гражданского права.

    2. Не менее важная проблема современного семейного права - отсутствие нормативного закрепления достаточно распространенных в обществе явлений (в частности, фактического сожительства). Основная задача права как регулятора общественных отношений состоит в том, чтобы вовремя откликаться на потребности общества (при условии, что эти потребности не противоречат уже существующим правовым нормам и общепринятым правилам морали и нравственности). Не секрет, что отношения фактического сожительства в современной России очень широко распространены.

    3. Еще одна проблема современного семейного права - отсутствие сопутствующего законодательства, т.е. нормативных актов, раскрывающих те положения, которые Семейный кодекс РФ закрепляет лишь схематично (например, суррогатное материнство).

    4. Еще одна важная проблема современного семейного права - многочисленные проблемы и пробелы в правовом регулировании семейных отношений. Отсутствие в законе необходимых положений, явные противоречия правовых норм приводят к невозможности полноценно регулировать такую важную сферу общественных отношений.

    • п. 4 ст. 30 СК РФ определяет право добросовестного супруга, чьи права нарушены недействительным браком, требовать компенсации морального вреда. Других упоминаний о моральном вреде СК РФ не содержит.
    • СК РФ ввел в российскую практику институт брачного контракта. Статья 40 СК РФ определяет брачный договор как соглашение будущих или действующих супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов. Ограничение содержания брачного контракта не отвечает реалиям современной российской действительности - возможность включить в брачный контракт положения о личных неимущественных отношениях супругов (такая правовая возможность есть у граждан США) позволит более полно регулировать семейные отношения и ряд других правовых проблем.

    В настоящее время перед наукой семейного права стоят достаточно серьезные задачи, направленные на дальнейшую кодификацию и систематизацию семейного законодательства, а также выработки единой социально-ориентированной и экономически оправданной семейной политики в Российской Федерации. Необходимо найти такие формы и методы правового регулирования семейных отношений, которые бы наилучшим образом содействовали выполнению семьей ее социальных функций.

    Кроме того, наука решает и такие традиционные задачи как изучение практики применения норм семейного права, выявление сущности и содержания семейных отношений, изучение мирового опыта регулирования данных отношений. При этом используются как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, в т.ч. метод сравнительного правоведения, метод системного анализа, историко-правовой метод, анализируются статистические данные.

    Изучение истории семейного права представляет немалый интерес для исследователя, поскольку корректное применение различных методов исследования, в частности исторического и сравнительно-правового, позволяет:

    • установить время возникновения и хронологию развития институтов семейного права;
    • определить причины появления и закрепления институтов семейного права;
    • охарактеризовать динамику семейно-правового регулирования;
    • спрогнозировать наиболее вероятные сценарии развития семейного права.

    Этапы развития семейного права России

    Прежде чем называть конкретные временные рамки и давать им характеристику, следует определить, какие критерии лежат в основе их выделения.

    Выделение периодов развития семейного права осуществляется по совокупности показателей:

    • особенности содержания и субъектного состава конкретных семейных правоотношений (брачных, родительских, алиментных);
    • принципы семейно-правовых институтов (например, добровольности брачного союза, признания или непризнания прав детей, рожденных вне брака);
    • источники семейного права;
    • сложившаяся практика семейных правоотношений, тесно связанная с этапом развития общества (родовой или общинный строй, период сословно-представительной монархии и пр.).

    Традиционно выделяются следующие этапы развития семейного права.

    1. Семейное право до принятия христианства (до X в.).
    2. Семейное право допетровской эпохи (X – XVII вв.).
    3. Семейное право Российской империи (XVIII – начало XX вв.).
    4. Семейное право периода Революции (1917 – 1926 гг.).
    5. Семейное право советского периода (1927 – 1969 гг. и 1969 – 1996 гг.).
    6. Семейное право современной России (с 1996 г. по настоящее время).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Семейное право до принятия христианства

    Семейное право данного периода характеризовалось:

    • источниками: брачно-семейные отношения регулировались обычным правом4
    • раздробленностью: каждое из населявших современную Россию По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы обеспечения безопасности РФ подробнее племен имело собственные обычаи в сфере брака и семьи;
    • разнообразием форм заключения брака (похищение невесты, в том числе с ее согласия, выкуп невесты);
    • зависимостью семейно-правового статуса жены от способа заключения брака.

    Таким образом, главная характеристика брака в дохристианскую эпоху – это его частноправовой, во многом договорной характер.

    Семейное право допетровской эпохи

    Главным фактором развития семейного права было утверждение христианства в качестве государственной религии:

    • на смену языческим обычаям заключения брака пришло церковное венчание;
    • семейные отношения стали регулироваться письменными источниками, первым из которых был византийский Номоканон.

    Отличительной особенностью брачных отношений было:

    • заключение брака проходило в два этапа: обручение и венчание, в которых значимую роль играли родители и родственники жениха и невесты;
    • нарушение обещания вступить в брак влекло обязанность уплатить заряд (неустойку);
    • венчание производилось только священником в присутствии не менее чем двух свидетелей;
    • устанавливался возраст вступления в брак (15 лет для жениха и 13 – для невесты);
    • устанавливался запрет на браки близких родственников (в том числе крестных родителей и их крестников), полигамию, запрет браков с нехристианами;
    • усложнение процедуры расторжения брака (право инициировать расторжение брака предоставлялось мужу в случае прелюбодеяния жены; другими поводами были неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие супруга, принятие им монашества).

    Супружеские отношения характеризовались тем, что:

    • брак рассматривался как духовный и физический союз, при этом нередки были злоупотребления властью мужа и отца (так, муж мог заложить свою жену);
    • супруги в браке не были равны: за одни и те же деяния к ним применились различные меры ответственности;
    • при этом супруга имела большую самостоятельность в имущественных отношениях (в первую очередь, по распоряжению своим приданым).

    Регламентировались и родительские отношения:

    • главой семьи являлся муж, которому принадлежала власть и над женой, и над детьми, при этом муж не имел права жизни и смерти в отношении членов своей семьи (как это было, например, в Древнем Риме);
    • права главы семьи осуществлялись непосредственно, без применения правовых средств защиты (иска, обращения к властям);
    • родители имели право применения к детям домашних наказаний, при этом дети не имели право жалобы на действия родителей;
    • по мере укрепления христианства все большее значение начинало придаваться законности происхождения детей (ранее было значимо только признание ребенка отцом).

    Семейное право Российской империи

    Отличительными чертами данного периода были:

    • усиление роли светского законодательства при сохранении значимой роли церкви в семейных отношениях (заключение брака, крещение детей, регулирование браков с иноверцами);
    • дифференцированное регулирование брачных отношений для лиц различных вероисповеданий и конфессий (например, применение законов шариата к бракам между мусульманами);
    • установление принципа добровольности брачного союза;
    • закрепление возможности расторжения обручения, запрет взимания при этом заряда (неустойки), что в дальнейшем привело к слиянию во времени обручения и венчания.

    Брачные отношения претерпевали следующие изменения:

    • повышение брачного возраста (18 лет для мужчин и 16 – для женщин), установление предельного возраста вступления в брак (80 лет);
    • установление обязательности получения согласия на брак родителей под угрозой лишения детей наследства (брак при этом признавался действительным);
    • дальнейшая регламентация запрещенных степеней родства и оснований недействительности брака (принуждение к вступлению в брак, сумасшествие);
    • дальнейшая формализация оснований и порядка расторжения брака (становится невозможен развод по взаимному согласию).

    В сфере супружеских отношений также происходили значимые перемены:

    • изменение положение женщины в семье вследствие изменения ее роли в обществе (муж не имел права подвергать жену телесным наказаниям), однако до середины XVIII в. сохранялась обязанность жены следовать за мужем (исключение составляла ссылка мужа на каторгу);
    • постепенная отмена обязанности следовать состоянию супруга (для лиц несвободных сословий);
    • признание полной дееспособности замужней женщины в имущественной сфере (супруг не имел права не только распоряжаться, но и пользоваться добрачным имуществом супруги);
    • установление режима раздельной собственности супругов на имущество, приобретенное в браке, и режима раздельной ответственности по обязательствам;
    • право на содержание в браке признавалось только за женой и только при исполнении ею семейных обязанностей (следовать за мужем, вести совместную жизнь).

    Родительские отношения характеризовались:

    • формализацией правового статуса детей, рожденных вне брака (они следовали состоянию матери и находились под ее родительской властью, однако отец был обязан содержать и ребенка, и мать в качестве возмещения причиненного вреда);
    • частыми изменениями процесса узаконения детей (в XVIII в. – только в индивидуальном порядке, в XIX в. стало возможным узаконение детей, рожденных до брака);
    • сохранением права родителей применять телесные наказания в отношении ребенка, однако оно ограничивалось запретом калечить и ранить детей;
    • сохранением права родителей жаловаться на детей, однако дети не имели право жалобы на родителей;
    • сохранением родительской власти над детьми, которая ослабевала при поступлении сыновей на службу и выходе дочерей замуж;
    • возложением на родителей обязанности воспитывать своих детей и предоставлять им содержание (как законнорожденным, так и незаконнорожденным).

    Также в конце XIX в. было внесено существенное изменение в правовое регулирование усыновления. Если ранее усыновлены могли быть только родственники (для дворян существовали дополнительные ограничения), то впоследствии свобода усыновления была предоставлена всем сословиям.

    Семейное право периода 1917 – 1926 гг.

    На данном этапе была предпринята коренная перестройка правового регулирования брачно-семейных отношений:

    • заключение брака стало возможным только в органах государственной власти (отмена церковного брака);
    • развитие семейного законодательства (Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния 1918 г.; Декрет о расторжении По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Заключение договора, изменение и расторжение договора. подробнее брака 1918 г., Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.);
    • закрепление судебной формы защиты семейных прав;
    • пересмотр оснований, препятствующих заключение брака (из их числа были исключены различие в вероисповедании, монашество);
    • упрощение бракоразводного процесса (через органы ЗАГСа По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике учебная практика в органах ЗАГС подробнее и суд);
    • правовое регулирование алиментных отношений;
    • отмена института усыновления;
    • возникновение института лишения родительских прав.

    Семейное право периода 1926 – 1969 гг.

    Важнейшим источником семейного права были Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., в который вносились многочисленные изменения, в том числе концептуального характера.

    Важнейшими переменами на данном этапе стали:

    • выделение семейного права в самостоятельную отрасль права (ранее оно рассматривалось лишь как отрасль законодательства в рамках гражданского права);
    • признание юридической силы фактических брачных отношений (сожительства);
    • отмена возможности признания брака недействительным;
    • повышение брачного возраста для женщин до 18 лет (этот единый брачный возраст сохраняется и поныне);
    • введение только юрисдикционной формы развода (в органах ЗАГСа), которая затем была изменена на исключительно судебную с рассмотрением дела в двух инстанциях;
    • увеличение размера взыскиваемых алиментов и упрощения порядка их взыскания.

    Семейное право периода 1969 – 1996 гг.

    Источником правового регулирования брачно-семейных отношений стал принятый в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР По данной теме мы уже выполнили реферат Законодательство о семье и браке РФ подробнее .

    Его концептуальные положения сводились к следующему:

    • действительным признавался лишь брак, заключенный в органах ЗАГС;
    • устанавливался режим общей совместной собственности супругов с возможностью в установленных законом случаях иметь личную собственность;
    • возможность расторжения брака и в органах ЗАГСа, и в судебном порядке;
    • возможность установления отцовства в добровольном и судебном порядке.

    С вступлением в силу Семейного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Коллизионные нормы в семейном кодексе РФ. подробнее , принятого в 1995 г., начался новый этап развития российского семейного права.

    Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, содержатся в летописях, которые говорят о том, что у отдельных славянских племян сложилась моногамная семья, у других - еще сохранялась полигамия.

    Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. Способами заключения брака являлось похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как пишет летопись, похищали тех невест, с которыми они сговорились. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. Согласие невесты на брак не имело существенного значения. Личные отношения между супругами зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.

    С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон - собрание византийского семейного права. Впоследствии Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.

    В XI в. было введено церковное венчание. Согласно установлениям Кормчей книги, венчанию предшествовало обручение - сговор. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак: нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния. Возраст вступления в брак был установлен: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Взаимное согласие было необходимо. Запрещались браки с близкими родственниками. Нельзя было вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака.

    Основой отношений между мужем, женой и детьми является власть мужа и отца.

    Семья в тот период напоминает маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Она является социальной организацией, "внутри которой действуют . начала социально организованного строя, как и в государстве". Права власти, принадлежащие главе семьи, осуществлялись с помощью непосредственного принуждения без помощи иска или обращения к публичным властям. Домострой подробно наставляет мужа, как можно и как нельзя бить жену.

    Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

    Родительская власть на Руси была весьма сильна, а убийство детей не рассматривались в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Родители имели право отдавать детей в холопство, а также было возможным насильственное пострижение детей в монахи.

    СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

    Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Российской Империи. Указом 1722 г. было запрещено женить "дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся".

    В 1721 г. православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. В 1810 г. Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. Светское законодательство распространило ограничения только до четвертой степени бокового родства и свойства. В 1744 г. Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет.

    В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты.

    Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни.

    Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак.

    Если брак заключался с лицом, не достигшим брачного возраста, установленного светским законодательством (16 и 18 лет), но достигшим канонического брачного возраста (13 и 15 лет), супруги разлучались до наступления возраста, предусмотренного светским законом. После этого они могли снова выразить свою волю и продолжать брак, который признавался действительным.

    Развод в период империи становится все менее свободным. Развод по взаимному согласию прямо запрещается. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния.

    Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий.

    Прелюбодеяние являлось одновременно уголовным преступлением и могло рассматриваться также уголовным судом по жалобе другого супруга.

    Виновному в прелюбодеянии супругу после развода разрешалось вступить в новый брак только после церковного покаяния.

    Дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство (и светское, и каноническое) всегда строилось на основании религиозных правил.

    Прежде всего с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в обществе.. С 1845 г. муж не вправе подвергнуть жену физическому наказанию. Насильственное пострижение в монахини также становится невозможным.

    Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. Только ссылка мужа освобождала жену от этой обязанности.

    Начиная с ХVIII в. жена получила право требовать судебного разлучения в случае жестокого обращения. Только в начале ХХ в. в Свод Законов была введена ст.1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она "представляется для него невыносимой".

    С петровских времен приданое жены рассматривается как ее раздельное имущество, которым муж не может даже пользоваться. Указ 1715 г. давал жене право свободно продавать и закладывать свои вотчины без согласия мужа.

    Муж мог распоряжаться имуществом жены только по ее доверенности как обычный представитель.

    Право на содержание признавалось только за женой, которую муж обязан был содержать "по состоянию и возможностям своим" (ст. 106). Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла своих супружеских обязанностей, в частности, отказывалась следовать за мужем.

    Особенно негативным было отношение законодателей к введению гражданского брака.

    В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

    Право родителей применять физические наказания в отношении детей так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с ХVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства.

    Правовая связь с матерью ребенка устанавливалась на основании признания ею ребенка своим.

    Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадлежала матери. Фамилия ребенку давалась по фамилии матери, но только если она выражала на это согласие. Отчество записывалось по имени крестного.

    © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

    Читайте также: