Развитие в людях чувства справедливости правды добра гуманности к какой функции права относится
Обновлено: 07.07.2024
Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные на рубеже XIX-XX вв. работы известных российских ученых-юристов, философов: Муромцева С.А. "Определение и основное разделение права" (М., 1879); Коркунова Н.М. "Лекции по общей теории права" (СПб., 1904); Трубецкого Е.Н. "Энциклопедия права" (М., 1906); Кокошкина Ф.Ф. "Русское государственное право" (М., 1908); Шершеневича Г.Ф. "Общая теория права" Т. 1-4 (М., 1910-1912); Михайловского И.В. "Очерки философии права" (Томск, 1914) и др.
О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии, учебники и учебные пособия по данной тематике. В числе последних работы: Денисова А.И. "Теория государства и права" (М., 1948); Каревой М.П., Кечекьяна С.Ф., Федосеева А.С. и Федькина Г.И. "Теория государства и права" (М., 1955); Мокичева К.А. "Теория государства и права" (М., 1971) и ряд других учебников и учебных пособий.
Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права было подготовлено и опубликовано отдельными авторами и коллективами авторов за последние годы. Начавшиеся в 1985 г. "перестройка" и демократизация общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали данный процесс и подтолкнули авторов на написание новых работ.
Одновременно весьма остро встал вопрос не столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного, новейшего государственно-правового материала с традиционным, ставшим классическим для отечественного государствоведения и правоведения материалом.
Не менее важной и актуальной оказалась проблема переоценки некоторых устаревших, хотя и сложившихся лишь за последние десятилетия в нашей стране государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей.
Речь идет, в частности, о необходимости "корректировки" укоренившегося в сознании юристов и специалистов в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о "чисто" классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.
Речь идет также об изменении отношения под влиянием появившихся новых фактов и обстоятельств к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность ("плюрализм" - американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное, и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее - негативном плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане.
Следует отметить, что процесс пересмотра некоторых ценностей и изменения отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в нашей стране и в других, ранее именовавших себя социалистическими, странах не всегда проходил гладко, безболезненно. Отдельные авторы, в частности, специалисты в области конституционного (прежнего - государственного) права, иногда раскаивались в совершении ими неких теоретических "грехов" в прошлом и эмоционально заявляли о том, что они будут "правильными", политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем*(1).
Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах "всплески", в целом, вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил без особых потрясений и вполне достойно.
И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-то политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или отдельные группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности, не подверженные ни конъюнктурной эрозии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе и по истечении определенного времени канущих в лету сиюминутных политических и государственно-правовых идей.
Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы.
Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к разным типам государства и права или же остаются неизменными?
Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства - таковой будет и роль права.
Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, порядок функционирования и взаимоотношений.
Но это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относятся лишь к определенному типу государства и права и не имеют общего фундаментального характера, так же, как и функции, и роль права по отношению к государству и обществу.
Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.
В этом заключаются одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности.
Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на то, что "законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории". Что "нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы". И что судья, который откажется судить "под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии".
Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая заключается в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение.
Цицерон, например, считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого - укрепить "божественный авторитет закона" и использовать страх божьего наказания для предотвращения его нарушения.
На авторитет, воспитательную роль закона и на божью кару уповали не только римские юристы и философы, но и многие мыслители более поздних времен. "Величие и ничтожность человека настолько зримы, - писал великий французский философ Вольтер (1694-1778), - что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно - некий огромный принцип ничтожества".
Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел, - с пафосом провозглашали римские юристы. - Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого". Он приказывает делать то, что "должно быть совершаемо".
Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иные функции. Данный вывод имеет не локальный, а общий, универсальный характер, не подверженный сиюминутным политическим или иным влияниям.
В предлагаемом третьем издании учебника по теории государства и права предпринимаются попытки оптимального сочетания фундаментального материала и прикладного, традиционных классических выводов и подходов к исследованию предмета с современными, новыми подходами.
При подготовке учебника широко использовался отечественный и зарубежный опыт написания подобных работ. Учтены современные научные исследования в сфере государственной и правовой жизни, а также новейшее российское и, отчасти, зарубежное законодательство. В работе представлен широкий спектр мнений по рассматриваемым проблемам.
Учебник написан в соответствии с учебной Программой по теории государства и права. В настоящем издании учебника представлены также отдельные, теоретически и практически значимые темы, которые выходят за рамки действующей учебной программы. В их числе такие темы, как "Государство и право переходного типа", "Разделение властей в государственном механизме", "Государство и право в условиях глобализации", "Правовое воздействие на экономику: понятие, формы, тенденции", "Правовой договор как источник права", и другие.
Авторы выражают искреннюю благодарность официальным рецензентам за огромную помощь в подготовке данного материала к печати.
основные направления воздействия права на общественные отношения с целью их нормативного закрепления, упорядочения развития и защиты, в которых выражается сущность и социальное назначение права.
основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Право имеет общесоциальные функции (экономическую, политическую, воспитательную) и конкретные функции (регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную, оценочную).
выражающие его сущность основные направления воздействия права на общественные отношения; общая характеристика социального назначения права, его служебной роли в обществе. Функции права образуют определенную систему: общеправовые функции (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум или более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); функции правовых институтов и правовых норм. Различаются основные функции права - регулятивная и охранительная; общесоциальные - воспитательная, информационная и др.; неосновные - ограничительная, восстановительная и т.д.
наиболее существенные (основные) направления правового воздействия, в которых раскрывается социальная природа права и роль в упорядочении общественных отношений. В литературе выделяют регулятивную и охранительную Ф.п. Особенности регулятивной функции заключается в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. Специфика охранительной функции в направленности правового воздействия на охрану общезначимых экономических, политических и иных общественных отношений, обеспечение их неприкосновенности, вытеснение негативных отношений, вредных для общества. Она осуществляется посредством правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Первая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем закрепления в тех или иных правовых институтах (определение и закрепление правового статуса граждан, компетенции государственных органов и должностных лиц, закрепление права собственности). Вторая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Значительная роль в реализации этой функции принадлежит обязывающим юридическим нормам (уплата налога, выполнение обязательства по договору и др.), а также дозволениям (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом), правовым поощрениям, льготам, рекомендациям и др.
функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства.
Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности.
Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например, считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого".
Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)
это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Признаки функций права:
- содержание и набор функций права определяются его сущностью и уровнем развития данного общества;
- представляют собой наиболее общие направления воздействия права на общественные отношения, способствуют реализации приоритетных задач, стоящих перед правом в определенных исторических условиях;
- обладают относительным постоянством и устойчивостью, но при этом подвержены изменению вслед за меняющейся социальной обстановкой;
- носят комплексный характер и реализуются посредством функционирования всей совокупности юридических явлений;
- образуют собой единую взаимосогласованную систему.
Выделяют общесоциальные и специально-юридические функции права. К общесоциальным функциям относят: 1) экономическую; 2) политическую; 3) культурно-историческую; 4) воспитательную; 5) функцию социального контроля; 6) коммуникативную. К специально-юридическим функциям относятся:
1) регулятивная функция - имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Регулятивную функцию подразделяют на две подфункции - статическую (заключается в воздействии на общественные отношения посредством закрепления их модели в соответствующих нормах права) и динамическую (реализуется путем активного стимулирования правом дальнейшего развития наиболее важных общественных отношений, а также путем поощрения перевыполнения требований юридических норм);
2) охранительная функция, заключающаяся в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав. В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).
четверг, 25 ноября 2021 г.
Искусство и его значение в жизни общества.
1.Искусство и его значение в жизни общества.
2. Виды искусств.
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ
ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В Ю РАЙТ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ
ЛЕКЦИЯ N13 Искусство и его значение в жизни общества.
Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
– биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
– игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
– магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
– трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей.
Функции искусства.
Виды искусства.
Виды искусства различны – все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.
- Изобразительное искусство:
- статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
- динамическое (например, немое кино, пантомима).
- Выразительное искусство (или неизобразительное):
- статическое (архитектура и литература);
- динамическое (музыка, танцевальное искусство, хореография).
- Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).
По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:
- прикладное (декоративно-прикладное);
- изящное (музыка).
По времени создания:
- традиционное (скульптура, литература);
- новое (кино, телевидение, фотография).
По соотношению время-пространство:
- пространственное (архитектура);
- временное (музыка);
- пространственно-временное (кино, театр).
По количеству используемых компонентов:
- простое (музыка, скульптура);
- сложное (оно же – синтетическое: кино, театр).
пятница, 19 ноября 2021 г.
ТЕМА N12 Мораль, искусство и религия как элементы духовной
1.Мораль и право как формы общественного сознания.
2.Роль правовых норм в жизни человека и общества.
3.Право как совокупность обязательных норм и правил поведения.
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОИМ
ЛИЧНЫМ КАБИНЕТОМ В ЮРАЙТ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМ.ЗАД.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ЛЕКЦИЕЙ НА ЭТУ ТЕМУ
ЛЕКЦИЯ N12 Мораль, искусство и религия как элементы духовной
Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.
Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.
Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.
На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.
Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
регулятивная
воспитательная
истиностно-ориентационная
коммуникативная
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:
первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека
второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.
+ В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.
третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленных или санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.
Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Признаки права:
1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;
2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;
3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);
4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Функции права:
право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.
устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.
право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства. граждан, исключая произвол.
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.
Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально?культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — государства — и появления нового вида социальных регуляторов — права.
В политической и юридической науке нет единства в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно принятым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от государственной воли. Социологическая школа рассматривает право как деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.
Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;
б) общеобязательностью — правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;
в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно?письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности;
г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;
д) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечена в необходимых случаях принудительной силой государства;
е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:
а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений;
б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;
в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;
г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;
д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой?либо определенный вариант действий.
Гипотеза– это те условия и обстоятельства, в которых действует норма права. Эти условия могут быть определёнными или частично определёнными.
Диспозиция – это те действия, которые должен совершать субъект в данных условиях. Диспозиция содержит указание как прав, так и обязанностей, которые закреплены за гражданином, организацией или государством.
Санкцияустанавливает наказание за нарушения тех предписаний, которые содержатся в диспозиции
Право – система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством.
Признаки права:
- Относится к государственным властным явлениям.
- Имеет общий обязательный характер.
- Регулирует общественные отношения.
- Отражает уровень и потребности развития общественных отношений.
- Принимается строго определёнными государственными органами.
- Обеспечивается системой охранительных мер.
Функции права:
- Являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя
- Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносит определённый порядок в общество и государство.
- Обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений.
- Играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
- Критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Правовое государство.
Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Признаки правового государства:
Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закон;
Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.
Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения.
Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественные и государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц.
Правоспособность – это закреплённая в нормах права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает у физических лиц с момента рождения и прекращается со смертью, у юридических лиц – с момента их государственной регистрации.
Дееспособность- это способность субъекта права своими действиями приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности.
Международное гуманитарное право – совокупность норм, обеспечивающих во время войны защиту людей, не участвующих или прекративших участие в военных действиях, а также ограничение методов и средств ведения войны.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Читайте также: