Развитие института гражданства в россии что означает понятие признание гражданства

Обновлено: 18.05.2024

Само это понятие говорит о том, что лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеет не только права, защищающие его как гражданина, но и определенный круг обязанностей, который тесно связан с правами лица как гражданина своего государства.

Признание гражданства говорит о том, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления. Само государство обязано признать всякое лицо своим гражданином и не вправе ему отказать в этом, если такое признание выполняет определенные государством условия.

Признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, когда не требуется согласия лица, приобретающего гражданство – не однозначные понятия. Признание гражданства – это признание факта наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего закона. При признании гражданства имеется в виду, что все лица приобрели его или были признаны гражданами до вступления в силу нового закона, на основании ранее действовавшего. Поэтому при рождении лица оно становится гражданином по основаниям вновь принятого закона.

Признание гражданства отличается от принятия лица в гражданство тем, что обычно в случае признания одно гражданство не заменяется другим, а принятие в гражданство, как правило, означает замену одного гражданства другим.

Статья 5 Закона о гражданстве 2002 г. признает гражданами Российской Федерации лиц, которые уже имеют российское гражданство на день вступления указанного Закона в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации на основании этого Закона.

Причем признание за лицом гражданства взаимосвязано с сохранением им этого гражданства. Государство само оговаривает условия, при которых лица сохраняют свое гражданство.

1) при вступлении в брак с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также при расторжении этого брака граждане СССР сохраняли свое гражданство (ст. 4 и ст. 7 соответственно);

2) утрата советского гражданства одним из супругов не влечет за собой утрату гражданства СССР другим супругом (ст. 4 и ст. 7);

3) проживание граждан СССР за границей не влечет автоматической утраты гражданства СССР (ст. 5 и ст. 8).

Подобные положения были установлены и в Законе о гражданстве 1991 г. Так, в ст. 4 определялось, что проживание российского гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. В ст. 6 этого Закона так же говорилось о том, что заключение или расторжение брака российским гражданином с лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Статья 8 Закона о гражданстве 2002 г. в своей основе повторяет ст. 6 Закона о гражданстве 1991 г., но с некоторыми изменениями.

Сохранение гражданства за лицами, которые живут за пределами страны, имеет целью поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Таким образом, само по себе проживание граждан за границей не может считаться в чем-то предосудительным, постыдным, разрушая годами принимаемый стереотип мышления. Ведь вполне ясно, что пребывание граждан за границей имеет причины и объективные, и сугубо субъективные, поэтому не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям.

Однако названная Конвенция, признавая значение брачного союза для каждого человека, предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. Существенно условие, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка.

Кроме того, ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. так же указывает, что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Таким же образом происходит и охрана интересов родившихся в этом браке или усыновленных детей: расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Законодательство РФ, а именно ст. 2.6 КоАП, предусматривает административную ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации на общих основаниях. Исключение составляют иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом (главы дипломатических представительств, дипломатический персонал, члены их семей, главы консульских представительств и некоторые консульские должностные лица, а также члены государственных делегаций, осуществляющие официальные визиты в Российскую Федерацию). Однако это не говорит о том, что за совершение административного правонарушения они не несут никакой ответственности: она наступает на основании норм международного права. Кроме того, этот иммунитет не распространяется на иностранных юридических лиц, т. е. они несут административную ответственность на общих основаниях.

1.2. Приобретение российского гражданства

Если исходить из вышеописанных признаков, то все отношения по приобретению гражданства можно разбить на две группы:

1) по рождению (происхождению);

2) прием в гражданство (натурализация, укоренение) и восстановление в гражданстве.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Общими принципами российского гражданства являются:
а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;
б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;
в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;
е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;
ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;
з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.


Приобретения гражданства РФ по рождению
Приобретение гражданства по рождению предусматривается в следующих случаях:
а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;
б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;
в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;
г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;
д) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;
е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.


Прием в гражданство РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию;
г) владеют русским языком.
Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:
а) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
б) предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в) признания лица беженцем.
В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:
а) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином РФ;
в) имеют дееспособных совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ;
г) имеют ребенка – гражданина РФ, - в случае, если другой родитель, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель - гражданин РФ, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях РФ на ее территории и осуществляют трудовую деятельность;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет;
и) осуществляют не менее одного года трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
к) имеют хотя бы одного родителя - гражданина Российской Федерации и проживающего на территории РФ;
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.


Важно!
С 1 сентября 2017 года гражданам Украины также предоставляется упрощенный порядок получения гражданства РФ, при котором обращаться к полномочным органам Украины для отказа от гражданства и ждать их ответа не требуется.

Восстановление в гражданстве РФ
Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.


Основания прекращения гражданства


Для всестороннего анализа понятия гражданства необходимо изучить основные этапы возникновения и развития данного института, который наполнялся содержанием в процессе исторического развития государства. Истоки данного института обнаруживаются уже в племенной и родовой организации общества. Определяющим условием членства в племени, роде было кровное родство (социальной единицей являлась община из 50–60-ти человек — кровных родственников). Но возможно было и принятие в племя, род новых членов, преимущественно путём усыновления или заключения брака. Совершение членом таких общностей преступлений против них, переход в другой род, племя, членство прекращали [1].

Непосредственно генезис гражданства (подданства) большинство исследователей связывают с возникновением права и государства, когда родовые связи подверглись интенсивному распаду. И это закономерно, т. к. гражданство — значительный юридический институт, формирующий специфические правовые связи государства и личности. Но зарождение первых государств ещё не привело к появлению гражданства в современном понимании, возникла (в ходе становления взаимоотношений между, с одной стороны, публичной властью, а с другой стороны, — с территориально организованным населением, с конкретным человеком) лишь категория принадлежности к государству, как исторический прототип гражданства.

Таким образом, в античный период гражданство было статусом привилегированной части населения. Античный гражданин — лицо, имеющее большой круг прав в обществе и определённые обязанности перед ним.

Эпоха Великой французской революции (1789–1799) в противовес концепции подданства выдвинула концепцию гражданина как лица, активно участвующего в политической жизни страны и народа, как общности равноправных граждан. Вопросы приобретения и утраты французского гражданства были регламентированы революционными декретами от 3 ноября и 22 декабря 1789 г., а также разд. II Конституции Франции 1875 г.[7]. Считается, что именно во Франции сразу после Великой революции впервые появляется современное понятие гражданства. Политические права признаются общегражданскими. Реализуется идея Ж.-Ж. Руссо, понимающего гражданство как выражение определённой совокупности лиц в государстве, которое даёт им право на участие в осуществлении государственной власти.

Говоря об историческом развитии гражданства, нельзя не сказать и о лицах, которые являются не гражданами, т. е. иностранцами и лицами без гражданства. Мировая история показывает: отношение к иностранцам прошло эволюционный, длительный путь. Он простирался от всеобъемлющей нетерпимости их, восприятия исключительно в качестве врагов (так, законы древних Египта и Индии воспрещали любые отношения с иностранцами, те полагались врагами и прав не имели абсолютно) до — ступень за ступенью — изжития предубеждений. Кардинально ситуация в данной сфере стала видоизменяться только в XIX в. — под воздействием экономических развивающихся международных связей. Именно в данный период иностранцы стали подпадать под действие специального режима. Он был в одних случаях более ограниченным, нежели положение граждан государства. В других же — более благоприятным (последнее распространено в зависимых, особенно колониальных странах). На Ближнем Востоке, в Китае имел место режим, определяемый, как режим капитуляций (т. е. базирующийся на нормах договора, именуемых капитулами). Иностранцы местной подсудности часто вообще не подлежали [8].

Более прогрессивный период в эволюции правового режима иностранцев начался вслед за принятием Устава ООН [9] сформулировавшем цели Объединённых Наций, выразившем подлинно гуманистические устремления. Права человека приобретают на этом этапе (с середины ХХ в.) двухуровневое строение — не только национальное, но и международное. В значении соблюдения прав личности международные нормы положения неграждан стали формироваться именно в этот период — после 1945 г. (ведь в связи с событиями Второй мировой войны миллионы людей стали вынужденными мигрантами). Кроме того, универсальное развитие межгосударственных связей, интернационализация социальной жизни постепенно привели к значительному росту в большом количестве государств мира численности иностранцев. Под влиянием закрепления прав человека, прежде всего — общепризнанных, широкое применение получил национальный режим (он сегодня является фактически традиционным). По нему иностранцы, в принципе, уподобляются местным гражданам в правах. Но — за определёнными исключениями. Кроме того, при заключении договоров, государства могут внести модификации в национальный режим, при этом давая, как правило, своим гражданам дополнительные права (обычно, это права в сфере налогов, торговли, таможенных правил и т. п.). В целом, иностранцы правовой защиты удостаивались постепенно и также постепенно наделялись определённой широтой прав и обязанностей.

В последующем отдельные вопросы подданства регулировались постановлениями, обобщёнными в изданном при Николае I Своде законов Российской Империи. Предусматривались весьма льготные условия приобретения иностранцами российского подданства. Каждый из них, прибыв в Россию, имел право обратиться к местному губернатору с соответствующей просьбой. Дети иностранца, принятого в российское подданство, становились подданными России автоматически.

Русское подданство приобреталось, в первую очередь, в связи с происхождением от лиц, приписанных к одному из русских сословий (дворяне; духовенство; городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховные); крестьяне, финляндские обыватели). Сословные различия были очень глубоки. То есть, подданство Российской Империи не означало равенства граждан перед законом. Основные привилегии имели дворяне. Также в России ввиду обширности территории и разнообразия населения, помимо подданных, каковыми были все представители одного из сословий, и иностранцев, имелась ещё и многочисленная группа инородцев; к ним относились киргизы, башкиры, калмыки, самоеды, прочие народы, населявшие восточную и северо-восточную части страны, а также евреи. Условия приёма в русское подданство инородцев были немного проще, чем иностранцев.

Законы Российской Империи молчали о двойном подданстве, но отдельные учёные рассуждали об этом институте, причём некоторые считали, что первоначальное подданство прекращается натурализацией в другом государстве, а другие (например, В. М. Гессен) полагали, что ни одно государство не вправе натурализовать иностранца, пока он не будет освобождён от первоначального подданства.

Норм о выходе из русского подданства также не было. Лишь Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г. предусмотрел, что мужчины могут выйти из русского подданства, отбыв воинскую повинность. Самовольное вступление в подданство иностранной державы русского подданного, если затем он вернулся в Россию, наказывалось строго — ссылкой на поселение в Сибирь.

V Всероссийский съезд Советов принял 10.07.1918 Конституцию РСФСР, установившую единый правовой статус для всего населения страны — граждане Российской Республики. Е. Н. Изотова отмечает, что в данном акте была сформирована административная юрисдикция по вопросам правовой связи государства и человека. Так, местные Советы могли рассматривать вопросы принятия в гражданство иностранцев — рабочих и крестьян.

В законах советского периода, посвящённых вопросам гражданства, выделяются 2 периода: 1) досоюзный — вопросы гражданства регулировались законодательными актами республик; 2) союзный — регулирование проводилось преимущественно актами власти союзного уровня. Началом союзного периода стала Конституция СССР 1924 г., которая закрепила в ст. 7 принцип, установивший единое союзное гражданство для граждан союзных республик, что во внешней сфере давало каждому советскому гражданину ощущать себя под защитой государства. Такой подход не умалял суверенитета союзных республик, т. к. сохранилось их собственное гражданство. Вместе с тем, изменилась концепция местной административной юрисдикции: вопросы принятия в гражданство были подняты на уровень центра — вынесение постановлений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранцев на территории республик было отнесено к числу полномочий ВЦИК и Всероссийского съезда Советов. Учёные считают, что такой подход был связан с необходимостью законодательного закрепления возможности лишения гражданства в отношении нежелательных элементов.

Итак, исторически для развития законодательства, регулирующего гражданство (подданство), были характерны подъёмы и упадки, вызванные переменами в политической, экономической, социальной сферах. Становление института гражданства в нашей стране прошло длительный путь, в котором выделяются три временны́х периода: 1) до Октября 1917 г.; 2) в советскую эпоху; 3) в современной России. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, присущие конкретному историческому отрезку времени отечественной государственности.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, гражданин, гражданство, подданство, русское подданство, государство, иностранец, подданный, Российская Империя, СССР.

В каждом государстве существуют собственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оформления гражданства, а также иные правовые действия в отношении граждан своей страны.

Гражданство в РФ - это закрепленная правовая связь физического лица с государством, которая выражается совокупностью взаимных обязанностей и прав. Гражданство – юридический статус населения. Гражданство отображает устойчивую правовую и юридическую связь государства с человеком, что выражается в комплексе взаимных прав и обязанностей, основанных на признании и уважении прав и свобод человека.

Физическое лицо, обладающее гражданством РФ, что подтверждено соответствующим документом (паспорт, свидетельство о рождении), имеет статус гражданина РФ. Физическое лицо, не имеющее подтверждающих гражданство документов, приравнивается к статусу иностранца.

Обладание гражданством – это необходимое условие полного распространения на физическое лицо абсолютно всех прав и свобод, предусмотренных законом, обязательной защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Регулирование института гражданства происходит в соответствии с нормами, прописанными в ст. 6 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Гражданские отношения не зависят от факта проживания или нахождения в определенный момент на территории РФ. Данные отношения образуют юридический характер связи государства с человеком. Гражданство – это в большей части правовое, а не просто фактическое состояние.

Существует большое число граждан РФ, проживающих на постоянной основе за пределами Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее . Также на территории нашей страны проживают граждане других стран. Подобные категории лиц вместе с гражданами, проживающими на территории России, составляют демографическое население РФ.

Юридическую численность населения составляют все граждане РФ, не зависимо от места проживании. Такие отношения основаны на юридическом оформлении гражданских отношений и связей, основанных на содержании гражданства.

В законе установлены определенные основания, касающиеся гражданства в РФ:

  • любое физическое лицо может быть признано гражданином страны при соблюдении ряда условий;
  • приобретение гражданского статуса или его прекращения, порядок решения подобных вопросов;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, который заключается во взаимной ответственности человека и государства, заложенной в основе гражданских отношений и означает признание данных субъектов равноправными и равнообязанными друг к другу.

Принципы гражданства в Российской Федерации

Конституция РФ устанавливает общие основы отношений гражданства, суть которых заключается в следующих принципах:

Основания приобретения гражданства

На сегодняшний день в мире существуют разные основания для получения гражданства:

Лица, которые желают получить российское гражданство, должны обратиться в отделение Федеральной миграционной службы По данной теме мы уже выполнили реферат Правовой статус Федеральной миграционной службы подробнее по месту постоянного проживания на территории Федерации. В случае, если лицо проживает на территории зарубежного государства, то необходимо обращаться в российское консульство по месту проживания. Заявление должно подаваться на имя Президента РФ и может рассматриваться сроком до одного года.

Прием гражданства облегчают следующие обстоятельства:

  • если лицо являлось гражданином СССР;
  • усыновление ребенка, который является гражданином РФ;
  • владение профессией, представляющей интерес для страны;
  • наличие заслуг в области техники, культуры и науки;
  • получение убежища на территории России;
  • состояние лица в российском гражданстве по рождению в прошлом, а также по прямой восходящей линии одного из родственников.

Основания для отклонения ходатайства в предоставлении российского гражданства лицам, которые: пропагандируют и поддерживают насильственное изменение конституционного строя России; состоят в организациях и партиях, деятельность которых несовместима (или противоречит) с основным законом страны – Конституцией РФ; отбывают наказание и осуждены за действия, преследуемые по законам РФ.

Восстановление в гражданстве представляет собой упрощенный порядок получения гражданства РФ. Формы восстановления в гражданстве: признание факта восстановления; в порядке регистрации; по ходатайству лица. Регистрацией могут воспользоваться лица, утратившие российское гражданство в связи с установлением попечительства, опеки, усыновлением, в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление гражданства распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства насильственным путем без учета их волеизъявления (во время коммунистического режима).

Оптация – это выбор гражданства. Применяется при изменении принадлежности территории как части государства, при постоянном проживании лица на этой территории. При оптации изменяется часть государственной границы, вследствие чего часть населения оказывается за пределами государства. Лица, проживающие на таких территориях, могут или оставить прежнее гражданство, или получить новое.

Читайте также: