Разрешено ли управлять транспортным средством если водитель находится в болезненном состоянии

Обновлено: 02.07.2024

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 - 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.


Вождение требует от водителя не только специальных навыков и знаний, но и хорошего физического самочувствия. Есть состояния, когда автомобилист не способен должным образом реагировать на дорожную обстановку, либо притупляется скорость реакции, либо манера вождения, наоборот, становится чересчур агрессивной. Оба варианта могут привести к аварии. Мы пообщались с медиками и узнали, в каких случаях не стоит садиться за руль.

По словам руководителя отдела клинической наркологии центра психиатрии и наркологии им. Сербского, доктора медицинских наук, профессора Сергея Игумнова, снижение скорости реакции доказано психофизиологическими исследованиями.

Схожее мнение высказала заведующая отделением неврологии, врач-невролог Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Анна Мастрюкова.


Доктор уверена, что все указанные ею параметры нарушаются при сонливости. Потому что в таком состоянии мы не можем быстро сконцентрироваться и быстро принять решение. Поэтому сонливость — это однозначное противопоказание к управлению транспортным средством. Кроме того, концентрация и возможность быстрого принятия решения внимания снижается и при хронической усталости.

По словам профессора Игумнова, основной симптом, который отличает нормальную физиологическую усталость от стойкого астенического состояния (синдром хронической усталости) — это ощущение отдыха и восстановления после сна.

Люди с проблемами сна часто принимают лекарственные препараты для его улучшения. Мы выяснили, какие медицинские препараты не повлияют на вождение, а какие стоит принимать с осторожностью. Существует целый список лекарств, за которые могут лишить прав, но сегодня речь пойдет об антидепрессантах и снотворном, как о медикаментах, влияющих на усталость и сон.

По словам доктора Игумнова, большинство антидепрессантов после адаптации организма существенного влияния на вождение не оказывают. Но в первое время приема доктор рекомендовал бы с большой осторожностью наблюдать за собой.


Как объяснила врач-невролог Анна Мастрюкова, не стоит пренебрегать инструкцией лекарственных препаратов.

В этом пункте врачи сходятся во мнении. Если человек чувствует недомогание и находится на начальной стадии заболевания, то нужно опираться на собственные ощущения, насколько они неприятны. Но в любом случае нужна осторожность. Если есть другой человек, который доставит водителя в лечебное учреждение или отвезет домой, лучше такой помощью воспользоваться. При температуре 38 градусов и выше управление автомобилем точно противопоказано, даже при хороших навыках.


Часто, чувствуя симптомы болезни, водители самостоятельно принимает какие-то лекарства или витамины, тут тоже важно смотреть инструкцию.

Болевые состояния широко варьируются. От переносимой боли до болевого шока, при котором естественно управление транспортным средством невозможно. Но даже умеренные боли, такие как зубная боль, конечно, переключают на себя внимание и ухудшают состояние за рулем. Что касается мигрени, нарастающей боли, то в этом случае нахождение за рулем крайне опасно.

При любом ненормальном психоэмоциональном состоянии как правило концентрация внимания и возможность реагировать здесь и сейчас снижается. Человек становится больше погружен в свои внутренние ощущения и внимание его рассеивается. По словам доктора Мастрюковой, опытный водитель всегда знает, когда он может сесть за руль, а когда нет, а вот для новичка это может оказаться проблемой, потому что стресс будет оказывать влияние на управление транспортным средством.


В отдельную категорию профессор из института имени Сербского выделил хронические болезни в острой фазе. Например, склонность к гипогликемии, другими словами — резкое падение сахара в крови. За такими состояниями нужно пристально следить и контролировать и, если гипогликемия застанет в дороге, последствия могут быть катастрофическими как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Еще одна хроническая болезнь, которая много обсуждается в последнее время в связи с аварией на Проспекте мира в Москве, — это астма. Сама по себе болезнь хорошо контролируется и противопоказаний к вождению не имеет. Однако в случае приступа удушья в машине во время движения, необходимо четко следовать инструкциям — немедленно остановиться, применить ингалятор и продолжить движение только после устранения приступа.

img

Ведущий автоюрист сайта закончил СПБГУ Юридичекий Факультет. Более 11 лет занимаюсь изучением юридических нормативных документов и консультациями. Работал юристом в налоговой и в нескольких юридических компаниях. Сейчас занимаюсь частной практикой. За время работы выиграл несколько сотен дел по разных категориям.

Допуск к управлению автотранспортным средством получают только те граждане, которые соответствуют ряду требований. В первую очередь, это привычное всем обязательство – наличие водительского удостоверения. Немаловажным условием является состояние здоровья водителя. Наличие определенных заболеваний или состояния организма может стать причиной недопущения гражданина к управлению автомобилем.

Чем обосновано

Во время каких болезней нельзя садиться за руль

Требования к состоянию здоровья лиц, управляющих транспортным средством, регламентируются следующими документами:

Виды запретов на вождение

Правомочность водителя на управление автомобилем может быть разделена на 3 вида:

  1. Полный запрет. К такому запрету можно отнести психические расстройства, при наличии которых водитель будет нести потенциальную опасность не только для своей, но и для чужих жизней.
  2. Особое состояние здоровья. Например, лицо, имеющее определенные физические патологии.
  3. Ограничения вождения. Сюда можно отнести случаи, при которых гражданин имеет полное право на управление легковым автомобилем, но не может быть допущен за руль грузового (например, рост).

Если болезнь была выявлена при наличии прав

Иногда болезни, препятствующие вождению, выявляются у гражданина после получения им водительского удостоверения. В таком случае доступ к управлению транспортным средством должен утратить свою силу. Но страх гражданина остаться без комфорта зачастую не позволяет ему добровольно сообщить о наличии заболевания медикам или полицейским. Водителям необходимо понимать то, что на их плечах лежит большая ответственность за здоровье и жизнь свои и других участников дорожного движения.

Лишение прав в обязательном порядке в таком случае возможно следующими способами:

  1. Если водитель будет лишен прав на иных основаниях. В таком случае медицинская комиссия, которую обязан пройти лишенный прав водитель, даст отрицательное заключение на доступ к управлению ТС.
  2. По истечению срока действия водительского удостоверения. Процедура по продлению срока действия прав так же предусматривает прохождение медкомиссии, очевидный результат которой был рассмотрен выше.
  3. Досрочное лишение прав на основании возникших медицинских противопоказаний в судебном порядке ( ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения ). В суд такая информация может быть направлена правоохранительными органами (например, из числа лиц, стоящих на учете у нарколога, но при этом неправомочно имеющих водительские права).

При каких особенностях здоровья ездить можно, а при каких – нельзя

При каких хронических заболеваниях нельзя управлять автомобилем

Перечислим наиболее распространенные случаи особых состояний организма и уточним, подпадают они под запрет вождения или нет.

Особые состояния организма и запрет на вождение при них

Правила дорожного движения накладывают запрет на управление автомобилем в утомленном или болезненном состоянии. Если такие болезни, как слабоумие или астма, сотрудник ГИБДД сможет определить, то с усталостью или недугом будет сложнее.

Итак, при каких состояниях водителю необходимо повременить с вождением, а какие не несут опасности, рассмотрим подробнее:

  1. Головная боль. Этот недуг можно с легкостью отнести к запрету, прописанному в ПДД. Но водители, как правило, пренебрегают этим предписанием, т.к. сотрудник полиции, скорее всего, не сможет определить такое состояние организма.
  2. Дальтонизм. Особенность организма, которая вызывает наибольшее количество споров. Многие сайты ссылаются на Приказ №302 Минздрава, твердя о том, что водитель-дальтоник не допускается к вождению. Но на самом деле содержание этого постановления немного о другом. Полный запрет на вождение будет наложен только при такой форме дальтонизма как ахроматопсия, т.е. полное отсутствие цветового восприятия.
  3. Склероз. Законодатель не посчитал это состояние поводом для наложения запрета на управление ТС. Но самому водителю такой недуг может нанести определенные неудобства. Можно не только забыть все необходимые документы, но и правила дорожного движения в целом. Забыв направление, в котором водитель двигался, с легкостью можно спровоцировать аварию на дороге.
  4. Депрессивное расстройство. Речь идет не о плохом настроение, а о депрессии как о расстройстве, подтвержденном врачами-психиатрами. При наличии такого состояния гражданину придется передвигаться на общественном транспорте во избежание нанесения вреда себе или другим лицам.
  5. Температура. Повышенная температура тела делает организм человека утомленным. А об утомлении, как было рассмотрено выше, упоминается в Правилах дорожного движения. Опять-таки, представитель власти вряд ли будет прикладывать руку ко лбу водителя. Но если при наличии такого недуга водитель допустит аварийную ситуацию, то при разбирательстве в суде это может стать отягчающим обстоятельством (при наличии доказательств).
  6. Черепно-мозговая травма. Если разновидность ЧМТ подходит под определение, указанное в Постановлении №1604 (п. 34), а именно если они стали предпосылкой возникновения невралгических проблем, то в этом случае водитель будет допущен только к транспорту категории B и B1.

Когда ездить нельзя

Перечислим основные состояния здоровья, при которых вождение автомобиля запрещено. Полный их перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1604 .

  • психические расстройства (амнезия, депрессия, галлюцинации, слабоумие, тревожные состояния и пр.);
  • шизофрения;
  • болезни настроения (панические атаки, расстройство личности и др.);
  • невротические болезни (стресс, фобии и т.д.);
  • умственная отсталость (синдром Дауна, аутизм);
  • психическое воздействия при приеме лекарств (в инструкции к препаратам прописаны запреты на управление ТС при их приеме);
  • эпилепсия;
  • ахроматопсия;
  • слепота.

Когда ездить можно

Особые состояния организма, которые не отражаются в соответствующих НПА как запрещающие вождение:

  • ВИЧ;
  • гепатит;
  • онкология;
  • мигрень;
  • остеохондроз;
  • инсульт (при отсутствии осложнений);
  • аппендицит;
  • болезни кишечника (гастрит, язва);
  • пневмония;
  • бронхит;
  • сердечные заболевания;
  • прочие.

Особенности вождения при ручной коробке передач

Наличие определенных патологий требует изменения конструкции автомобиля с ручной (механической) КПП:

  • отсутствие стопы или ноги;
  • паралич нижних конечностей;
  • частичная утрата двигательной активности;
  • укорочение нижней конечности;
  • ампутация голеней или культи бедер.

Особенности управления ТС с автоматической КПП

При наличии следующих особенностей водитель допускается к управлению автомобилями только с автоматической коробкой передач:

  • отсутствие большого пальца;
  • отсутствие 3 и более пальцев на правой руке и 2 и более пальцев на левой руке;
  • гемиплегия ЦНС;
  • при существенной деформации или дисфункции всех конечностей.

Ответственность за неисполнение требований

Управление автомобилем, несмотря на наличие запретов или ограничений в связи с особым состоянием здоровья, влечет за собой наступление административных последствий в соответствии с ч. 1 с. 12.7 КоАП РФ . Статья предусматривает наложение штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Мера административной ответственности будет применена к водителю в следующих случаях:

Конечно же, если вы работаете водителем, то никакой здравомыслящий руководитель в соответствии с установленным регламентом, до руля вас не допустит. Так что, будучи вольным автолюбителем с каким-либо увечьем, конкретизировать размытую формулировку закона придется вам. Повторюсь - это дело совести и ответственности. Даже если, на первый взгляд, вы чувствуете себя бодрячком, садясь за руль с одной рукой или с какой-либо другой серьезной травмой, сто раз подумайте. Нужно ли в который раз объяснять, что дорожное движение – это бег по лезвию бритвы?

- заболевания центральной нервной системы различной этиологии, сопровождающиеся стойкими двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, тяжелыми когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

- нарколепсия и катаплексия;

- заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии, синдром обструктивного апное во сне (СОАС) и другие (вопрос о допуске к управлению наземными транспортными средствами решается комиссионно врачебной комиссией медицинской организации в индивидуальном порядке);

- психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в медицинских организациях психоневрологического профиля. В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о пригодности к управлению транспортными средствами решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача – профпатолога;

- алкоголизм, токсикомания, наркомания. Допускаются к вождению лица, страдающие алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией через 36 месяцев с даты начала профилактического наблюдения при условии отсутствия у них за период наблюдения рецидивов указанных заболеваний;

- гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;

- хронические болезни сердца и перикарда, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения функционального класса II и более;

- ишемическая болезнь сердца, в том числе: а) стенокардия функционального класса III –IV, в том числе с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); б) пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики; в) аневризмы сердца и расслоения любых отделов аорты, и артерий; г) облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; д) облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);

- варикозная и посттромбофлебитическая болезни нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени. (Решается индивидуально врачебной комиссией);

- ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени;

- болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности степени 2 и более;

- активные формы туберкулеза любой локализации;

- декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 3 степени и портальной гипертензии;

- хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 3 степени; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения для водителей, осуществляющих трудовую деятельность по найму;

- диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени;

- хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;

- хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени;

- рецидивирующая эмболия кровеносных сосудов (тромбоэмболическая болезнь).

Вождение автомобиля требует не только технического мастерства, но и некоторых медицинских знаний. Риск несчастных случаев на дороге можно уменьшить, если знать о побочных эффектах медикаментов.

ОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВА

После приема психотропных препаратов за руль лучше не садиться. Действие этих лекарств может оказаться непредсказуемым, даже в том случае, если их принимали накануне вечером. К ним относятся нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные, снотворные и препараты лития.

Кроме классических психотропных средств заторможенность вызывают некоторые гипотензивные препараты, которые снижают давление, практически все антигистаминные средства, используемые для лечения аллергий, и опиоиды — наркотические вещества, близкие к морфину. С названными препаратами также следует соблюдать осторожность.

НЕЙРОЛЕПТИКИ тормозят работу центральной нервной системы, не нарушая сознания и в обычных дозах не вызывая сонливость (АМИНАЗИН, НЕУЛЕПТИЛ, ЭГЛОНИЛ). К ним относятся препараты на основе хлорпромазина, флуфеназина, тиоридазина, галоперидола и многих других активных веществ.

АНТИДЕПРЕССАНТЫ помогают избавиться от депрессии. Широко распространены трициклические антидепрессанты (АМИТРИПТИЛИН, КЛОМИПРАМИН, ИМИПРАМИН и др.) и тетрациклические (МАПРОТИЛИН, МИАНСЕРИН), прием которых несовместим с управлением автомобилем.

Считается, что новые препараты этой группы (АУРОРИКС, ПРОЗАК, ПАКСИЛ, КОАКСИЛ и им подобные) меньше влияют на координацию движений. И все же осторожность не помешает.

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ (УСПОКАИВАЮЩИЕ) обладают успокоительным действием, снижающим эмоциональное напряжение и подавляющим беспокойство, тревогу, страхи; в то же время они замедляют реакции, расслабляют мышцы, нередко делают человека безразличным к окружающей обстановке. Более крупные дозы могут вызвать сонливость и расстройства координации, снижают способность к концентрации внимания. Неблагоприятные симптомы обычно проходят в течение 1-2 дней после приема препаратов.

В эту группу входят ЭЛЕНИУМ, СЕДУКСЕН, СИБАЗОН, ВАЛИУМ, ТРИОКСАЗИН, ТАЗЕПАМ, НОЗЕПАМ, ФЕНАЗЕПАМ, НИТРАЗЕПАМ, РУДОТЕЛЬ, МЕПРОТАН, РЕЛАНИУМ, МЕПРОБАМАТ и т.д. (в основном, это препараты на основе таких активных веществ, как алпрозолам, бромазепам, хлордиазепоксид, диазепам, медазепам, оксазепам ).

ПРЕПАРАТЫ СО СНОТВОРНЫМ ДЕЙСТВИЕМ . Снотворные препараты облегчают процесс засыпания и обеспечивают нормальную продолжительность сна. Среди них есть препараты краткосрочного (до 5 часов) и длительного действия (до 6-8 часов). Полное выведение лечебной дозы в первом случае происходит главным образом через печень, а во втором — через почки. Следовательно, при заболеваниях этих органов процесс будет происходить еще более медленно (до 10 часов и более!).

Об этим следует помнить, принимая барбитураты (БАРБИТАЛ, ФЕНОБАРБИТАЛ), бензодиазепины (РАДЕДОРМ, НИТРАЗЕПАМ, ЭУНОКТИН и др.), ДОНОРМИЛ, лекарства типа ИМОВАНА, ИВАДАЛА. Обратите внимание, что фенобарбитал входит в состав комбинированных обезболивающих лекарств типа ПЕНТАЛГИНА и СПАЗМОВЕРАЛГИНА.

СРЕДСТВА ОТ УКАЧИВАНИЯ . Как правило, содержат снотворное, что и делает их прием за рулем небезопасным.на дороге.

ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ . В число опасных для водителя лекарств входят такие обезболивающие, как ТРАМАЛ, ТРАМАДОЛ, КЕТОРОЛ, КЕТАНОВ, ПЕНТАЛГИН, СЕДАЛГИН, СОЛПАФЛЕКС, СОЛПАДЕИН, анальгетики БУПРЕНОФИН, НАЛЬБУФИН (НУБАИН), СЕДАЛГИН.

До и во время поездки нельзя употреблять препараты от головной боли, содержащие компоненты со снотворным действием (ВЕРОДОН, ДИАФЕН). Они тормозят функции центральной нервной системы, ослабляют внимание и замедляют реакции.

Затормаживающим действием обладают также АСПИРИН, АМИДОПИРИН, АНАЛЬГИН, ФЕНАЦЕТИН. Если же водитель принял более двух таблеток АНАЛЬГИНА, АМИДОПИРИНА, ФЕНАЦЕТИНА, АСПИРИНА, то его реакция на дороге, скорее всего, будет замедленной.

ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ. Стоматологическая анестезия может вызвать опасный для водителя эффект. Популярный анестетик для местного обезболивания — лидокаина гидрохлорид (алокаин, анестекаин, молкаин). В любом случае самое разумное решение после посещения стоматолога для лечения — путешествовать исключительно на пассажирском кресле. А вот пересесть на водительское место можно будет лишь через 12 и более часов.

ОПОИДЫ. К ним относится широко распространенный кодеин, содержащийся в средствах для лечения простуды и кашля. Это такие лекарства — солпадеин, панадеин, пердолан, продеин, пенталгин, каффетин и другие — продаются без рецепта. Есть кодеин в кодтерпине и кодтермопсисе, отпускаемые по рецепту.

АНТИГИСТАМИННЫЕ. Такие препараты успокаивают, предупреждают развитие и облегчают течение аллергических реакций. Опасность для водителя прежде всего представляют препараты, меняющие реактивность организма: ДИМЕДРОЛ, СУПРАСТИН, ДИАЗОЛИН, ТАВЕГИЛ, ПИПОЛЬФЕН, ДИПРАЗИН. Почти все они нарушают способность адекватного восприятия обстановки: замедляют скорость реакции, вызывают ощущение усталости и вялости, нередко вызывают сонливость.

Исключение, по мнению некоторых фармакологов, составляют лишь препараты лоратадина (кларитин, кларотадин и ломилан), цетиризина (зиртек, цетрин и аллерцет) и фексофенадина (телфаст).

В то же время практика показывает, что прием антигистаминов так или иначе сказывается на деятельности центральной нервной системы, включая современные лекарства (АСТЕМИЗОЛ, ЦЕТИРИЗИН, ФЕНИСТИЛ).

CРЕДСТВА ДЛЯ ЖКТ. Надо быть очень внимательными к лекарствам, угнетающими активность желудочно-кишечного тракта — М-холиноблокаторам.

Самые популярные средства этой группы — препараты пирензепина (гастрил, гастрозем, гастроцепин, пирен). Дело в том, что все М-холиноблокаторы влияют на зрение. Они расширяют зрачки и делают изображение нерезким. Такой эффект может сохраняться несколько дней после отмены лекарства.

Сюда же относятся препараты атропина, метацина, гиосцина (бускопан, скополамин) и все лекарства, содержащие белладонну (красавку): беллалгин, бекарбон, белластезин, бесалол, беллоид, аэрон, беллата минал. Их принимают при неврозах, сопровождающихся неприятными ощущениями со стороны органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы.

Заторжможенность могут вызвать препараты, содержащие метоклопрамид, — РЕГЛАН, ЦЕРУКАЛ, часто используемые в гастроэнетерологии для уменьшения тошноты. И только близкий к ним мотилиум быстроту реакции не угнетает.

ОТ ДИАРЕИ. В запретный список попадают диарол, диасорб и имодиум: эти препараты содержат лоперамид, который оказывает затормаживающее действие на центральную нервную систему.

СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗ. Как уже говорилось, все препараты, содержащие атропин, на какое-то время ухудшают зрение. Капли с атропином, применяемые для расширения зрачка при исследовании и лечении глаз, вызывают настолько сильное нарушение зрения, что управление автомобилем становится невозможным в течение 2-3 суток, а нередко — и в течение недели!

СТИМУЛЯТОРЫ. Стимуляторы типа КОФЕИНА и ФЕНАМИНА могут вызвать чрезмерное возбуждение, нарушить равновесие, координацию движений. По этим причинам они совершенно противопоказаны водителям.

Еще одна особенность: как только действие КОФЕИНА прекращается, у человека наступает резкий спад физической и психической активности. Следует также знать, что злоупотребление крепким чаем или кофе в течение длительного времени может привести к хронической интоксикации кофеином и общему истощению организма.

СРЕДСТВА ОТ ПРОСТУДЫ. Некоторые средства от простуды содержат противоаллергические и другие добавки, вызывающие сонливость. В этой группе КОЛДРЕКС НАЙТ, НУРОФЕН ПЛЮС, ЛОРЕЙНЕ, ГЕКСАПНЕВМИН, МИГРЕНОЛ, ФЕРВЕКС, HL-колд, ТЕРАФЛЮ и других. Перед дорогой их лучше не принимать. Противопоказаны водителю и таблетки от кашля, которые содержат кодеин. Данное вещество содержится в КОДТЕРПИНЕ, КОДЕЛАКЕ и многих других комплексных препаратах многопрофильного действия (например, в анальгетике СЕДАЛГИН).

ФИТОПРЕПАРАТЫ, БАДы. Непосредственно перед вождением автомобиля не следует принимать фитосборы и БАДы, в состав которых входят растения с успокаивающим и снотворным действием — валериана, пустырник, пион, пассифлора, шлемник, мелисса, мята. Действие этих препаратов длится некоторое время, поэтому за руль можно садиться примерно через 10-12 часов после их приема.

Из препаратов этой группы наибольшим воздействием обладают лекарства из растения кава-кава, например, антарес 120. В меньшей степени влияют на организм лекарства из пустырника, валерианы и мелиссы.

ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПРЕПАРАТЫ

ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ. На трудоспособность водителя не оказывают существенного влияния такие препараты от головной боли, как АСКОФЕН, АСФЕН, ЦИТРАМОН, НОВОЦЕФАЛЬГИН, ПИРАФЕН, НОВОМИГРОФЕН, КОФАЛЬГИН, ФЕНАЛЬГИН. Но безопасны они для водителей только о лечебных дозах.

ОТ ПРОСТУДЫ. Допустим прием ПАРАЦЕТАМОЛА или АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ без сочетания их с КОДЕИНОМ или антигистаминными средствами.

Во многих случаях предпочтение следует отдавать домашним способам лечения простуды и кашля — на основе МЕДА, РОМАШКИ, ЧАБРЕЦА, аптечного грудного сбора.

ОТ ДИАРЕИ. Быстроту реакции не угнетает МОТИЛИУМ.

Читайте также: