Разрешается ли принимать и отправлять поезда а также осуществлять маневровые передвижения

Обновлено: 28.06.2024

«Манёвры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника — дежурного поста централизации, на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера (дежурного поста централизации — при местном управлении электрической централизацией стрелок и сигналов).

2.1. Маневровая работа на станциях должна проводиться в соответствии с графиком движения поездов.

При необходимости задание на маневровую работу может быть изменено поездным диспетчером или дежурным поста централизации.

Задание на маневровую работу должно быть дано чётко и ясно и доведено до каждого причастного к этому работника. Если в процессе манёвров возникает необходимость изменить намеченный план работы, то с этими изменениями должны быть заблаговременно ознакомлены все работники, причастные к манёврам.

2.2. Машинисты (локомотивные бригады) должны знать порядок маневровой работы на станции, указанный в техническо-распорядительном акте станции. Порядок ознакомления машинистов (локомотивных бригад) с условиями маневровой работы, указанными в техническо-распорядительных актах станций, устанавливается начальником метрополитена.

2.3. На станциях и на парковых путях с электрической централизацией стрелок и сигналов основным средством передачи указаний о выполнении маневровых передвижений служат сигналы светофоров (на линиях, оборудованных АЛС-АРС — сигналы светофоров и сигнальные показания автоматической локомотивной сигнализации). Манёвры производятся при разрешающем показании светофора, а при его неисправности — порядком, установленным в пп. 17.15 и 17.16 Правил технической эксплуатации.

На парковых путях с нецентрализованными стрелками основным средством передачи указаний о выполнении маневровых передвижений служат ручные и звуковые сигналы. Подаваемый ручной или звуковой сигнал машинист обязан продублировать звуковым сигналом.

Если машинист не уверен в правильности восприятия сигнала или распоряжения, он должен остановить подвижной состав и выяснить обстановку.

2.4. Если при манёврах запрещающее показание светофора не сменится на разрешающее и не открыт пригласительный сигнал, а также в случае вынужденной остановки после проезда светофора с запрещающим показанием, машинист должен сообщить об этом дежурному поста централизации или поездному диспетчеру и далее действовать по его указанию порядком, установленным Правилами технической эксплуатации.

2.5. Для производства маневровых передвижений при запрещающем показании маневрового светофора (красный огонь, погасшие огни, непонятное показание) и при неисправности пригласительного сигнала даётся распоряжение:

а) поездным диспетчером — на линии, оборудованной диспетчерской централизацией (при диспетчерском управлении);

б) дежурным поста централизация — на линии, не оборудованной диспетчерской централизацией, а также на линии, оборудованной диспетчерской централизацией (при местном управлении);

в) дежурным поста централизации — на парковых путях.

Распоряжение поездного диспетчера или дежурного поста централизации передаётся по форме:


При необходимости для производства маневровых передвижений при запрещающем показании маневрового светофора дежурным поста централизации даётся распоряжение на подачу ручного или звукового сигнала:


Распоряжение поездного диспетчера, дежурного поста централизации на маневровое передвижение или распоряжение дежурного поста централизации на подачу ручного или звукового сигнала должно быть повторено получившим его работником.

При нахождении головного вагона или локомотива за маневровым светофором распоряжение передаётся по форме:


Если распоряжение на маневровое передвижение или на подачу сигнала не фиксируется устройствами звукозаписи, то дежурный поста централизации регистрирует его в Журнале осмотра.

2.6. Распоряжение на маневровое передвижение может быть дано поездным диспетчером, дежурным поста централизации на проследование нескольких попутных маневровых светофоров, имеющих запрещающее показание.

2.7. До передачи машинисту распоряжения на маневровое передвижение поездной диспетчер, дежурный поста централизации обязан убедиться порядком, установленным в техническо-распорядительном акте, в свободности пути, правильности установки стрелок в маршруте.

2.8. До подачи ручного или звукового сигналов на маневровое передвижение подающий его работник обязан проверить свободность пути, правильность положения стрелок в маршруте и при подаче сигнала находиться в поле зрения машиниста (локомотивной бригады). Подаваемые ручной или звуковой сигналы при манёврах дают право следовать только до следующего светофора.

2.9. Манёвры электроподвижного состава производятся со скоростью, не более установленной в п. 17.26 Правил технической эксплуатации, а подвижного состава хозяйственного назначения — не более установленной в пп. 6.22 и 6.75 настоящей Инструкции.

2.10. Запрещается производить манёвры одновременно с обеих сторон станции на один и тот же путь. Маневровые передвижения на один и тот же путь должны производиться поочерёдно, после уведомления обоих машинистов о производстве таких манёвров и об очерёдности движения.

2.11. Маневровые передвижения на занятый путь станции допускаются с разрешения поездного диспетчера и производятся со скоростью не более 20 км/ч по пригласительному сигналу, а при его неисправности — по распоряжению поездного диспетчера, дежурного поста централизации или по ручному или звуковому сигналу дежурного по станции, оператора поста централизации, дежурного по приёму и отправлению поездов.

Маневровые передвижения на занятый парковый или прочий путь производятся по пригласительному сигналу, а при его неисправности — по распоряжению дежурного поста централизации, по ручному или звуковому сигналу дежурного поста централизации, дежурного стрелочного поста или оператора поста централизации со скоростью не более 15 км/ч, а при управлении не из головной кабины — не более 10 км/ч.

О маневровом передвижении на занятый путь машинист (локомотивная бригада) предупреждается порядком, установленным в техническо-распорядительном акте станции.

2.12. Возвращение маневрового состава, локомотива, хозяйственного поезда на прежнее место стоянки после вынужденной остановки за маневровым светофором разрешается по распоряжению поездного диспетчера или дежурного поста централизации с разрешения поездного диспетчера порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции.

2.13. Одновременное движение маневровых составов разрешается в количестве не более двух при условии, если они следуют по невраждебным маршрутам.

2.14. Порядок и условия обеспечения безопасности при перестановке подвижного состава с одного пути на другой устанавливается в технически-распорядительном акте станции.

2.15. Руководитель манёвров перед началом маневровой работы обязан:

— убедиться, что все работники, участвующие в манёврах, в том числе машинист (локомотивная бригада), в полном составе находятся на месте;

— ознакомить локомотивную бригаду (машиниста) и других работников, участвующих в манёврах, с планом предстоящих манёвров и порядком их выполнения;

— проверить, нет ли препятствий для передвижения подвижного состава (тормозных башмаков под колёсами и др.).

2.16. В процессе работы руководитель манёвров обязан организовать маневровую работу с обеспечением безопасности движения и безопасности работников, занятых на манёврах, работающих на путях, а также с обеспечением сохранности подвижного состава и грузов.

2.17. Машинист (локомотивная бригада) в период маневрового передвижения обязаны:

— внимательно следить за сигналами, правильностью положения стрелок по маршруту следования, свободностью пути и людьми, находящимися на путях;

— повторять вслух показания светофоров и положение стрелок по маршруту следования, не превышать установленные скорости движения;

— в случае, если показание маневрового светофора, маршрутного указателя или положение стрелок не соответствует полученному ранее указанию по маневровому передвижению, остановить подвижной состав и выяснить обстановку у поездного диспетчера, дежурного поста централизации или руководителя манёвров;

— в местах производства работ проявлять бдительность.

Глава 2. Работа с фотоаппаратом

Глава 2. Работа с фотоаппаратом Теперь, когда вы знаете основы теории фотографии, пришло время взять в руки фотоаппарат. Различные модели фотокамер управляются по-разному, однако общие принципы везде одинаковы. Рекомендуем вам держать под рукой инструкцию от вашего

Глава 5 Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге

Глава 5 Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге Понятие об инфекционном очаге. Общие принципы работы в инфекционном (эпидемическом) очагеЭпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заразных болезней в человеческом

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Глава 7 Санитарно-просветительская работа Понятие о санитарно-просветительской работеОсновные принципы санитарно-просветительской работыСанитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий,

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА «Движением на линии должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемой им линии.Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ Технологический прогресс, осуществляемый, главным образом, путем внедрения новейших достижений технологии в производство, повышает созидательную мощь

Глава 5 Работа с конфликтами


Машинист поезда

Регламент переговоров при маневровой работе: общие положения

Упомянутым документом определяется последовательность действий и переговоров экипажа поезда (машинист и его помощник) или иного транспортного железнодорожного средства, а также порядок радиопереговоров экипажа поезда с сотрудниками транспортного хозяйства. Переговоры осуществляются при производстве маневровых работ на станции и при движении состава транзитом через транспортный узел.

Выполнение всех положений Регламента строго обязательно для всех сотрудников железной дороги, чья деятельность связана с организационной работой и обеспечением безопасной эксплуатации транспортного хозяйства.

Железнодорожный узел

Общие положения о маневровых работах

Любой маневр, как в пределах железнодорожной станции, так и вне ее, должен осуществляться по заранее составленному плану. Подача вагонов и формирование составов, перевалка грузов и посадка (высадка) пассажиров планируются соответствующими логистическими подразделениями железной дороги. Существует определенный порядок маневровой работы, который не может нарушаться и обязателен к выполнению всеми должностными лицами и служащими железной дороги.

Крупные железнодорожные узлы делятся на районы, за которыми закреплены дежурные маневровые локомотивы. Данные тягачи должны быть в идеальном и технически исправном состоянии, с рабочими сигнальными и габаритными огнями, с радиостанцией.

Практически вся сеть железных дорог Российской Федерации прошла модернизацию, стрелки в основном переключаются оператором с централизованного пульта управления в автоматическом режиме. Однако на некоторых отдаленных станциях движение поездов до сих пор регулируется дежурным сотрудником, который вручную переключает стрелки. Прежде чем переключить направление дороги, ответственный сотрудник должен убедиться в том, что путь не занят другим составом. Несоблюдение мер предосторожности грозит катастрофой и может обойтись жертвами среди людей.

Ответственность за планирование маневровых работ возлагается на дежурного по станции. На него же, а также на машиниста и его помощника возлагается ответственность за проведение работ и обеспечение бесперебойного движения поездов.

В тех случаях, когда видимость ограничена плохими погодными условиями, все маневры должны осуществляться с особой осторожностью и повышенным вниманием всех без исключения сотрудников.

Работа всего вспомогательного транспорта курируется начальником соответствующей службы. Любое перемещение таких локомотивов должно проходить согласование с диспетчером и дежурным по станции.

Для проведения работ по составлению вагонов и подсоединению коммуникаций (в том числе тормозных рукавов) привлекаются соответствующие бригады. А вот присоединение и отсоединение коммуникаций к локомотиву входит в обязанности экипажа (бригады) тягача.

Локомотив на станции

Руководство маневровыми работами

Право отдавать приказ (указание) на проведение маневровых работ имеет только одно лицо – дежурный по железнодорожной станции. В некоторых случаях (при наличии соответствующего распоряжения вышестоящего руководства) правом отдавать подобные распоряжения могут наделяться диспетчер маневровых работ либо дежурный по сортировочному отделу.

Сами работы осуществляются составителем. На многих крупных узлах железной дороги составителю выделяется помощник. Это позволяет более оперативно формировать составы и минимизировать нежелательные простои подвижного состава.

Нередко бывают ситуации, когда в ходе маневров приходится по тем или иным причинам отступать от заранее намеченного плана. Ведь обстоятельства в реальной жизни бывают самые разные. В таком случае о внесенных изменениях незамедлительно должны быть проинформированы все сотрудники и участники этого сложного процесса. История знает множество случаев, когда самовольство работников на местах обернулось гибелью людей и крупными авариями.

Любые передвижения локомотива, осуществляющего маневровые работы, допускаются лишь при прямом указании на то дежурного по станции. Причем дежурный, прежде чем дать разрешение на передвижение, обязан согласовать все действия с дежурным станции, на которую отправляется состав.

Перед тем как заступить на дежурство, составитель обязан ознакомиться с расстановкой подвижного состава на вверенном ему участке пути и выслушать своего сменщика, лично убедиться в надежности крепления составов. В любом случае, даже если все идеально, составитель обязан доложить обстановку дежурному по железнодорожной станции.

Служащий, руководящий маневровыми работами на железной дороге, перед осуществлением любых действий обязан лично убедиться в том, что сотрудники, участвующие в работах, в полном составе находятся на посту. Также руководитель должен ознакомить весь персонал, который планируется задействовать, с подробным планом предстоящих работ, лично убедиться в отсутствии препятствий для передвижения составов.

Обязанности руководителя маневровых работ:

  • заблаговременная подача сигналов и указаний для обеспечения безопасности и эффективности работ;
  • контролировать и проверять подготовку путей (своевременность и правильность переключения стрелок), подачу сигналов другими задействованными в операции сотрудниками железной дороги;
  • при стыковке вагонов должен находиться на специальной подножке (площадка для перехода) крайнего вагона;
  • в том случае, если нет возможности находиться на площадке, должен сопровождать движения состава пешим ходом;
  • в плохих погодных условиях должен предпринимать дополнительные меры по обеспечению безопасности (подача специальных звуковых и визуальных сигналов при маневровой работе).

Движение железнодорожного состава

Правила стыковки и крепления вагонов

Все вагоны, которые стоят на путях и не участвуют в погрузке-разгрузке, должны быть закрыты на замок.

Если предполагается поставить вагоны на длительную стоянку, то угол уклона путей, отведенных под такую стоянку, не может превышать 25 десятитысячных одного градуса. Причем такой путь должен быть изолирован от магистральных путей. Для фиксации вагонов используются башмаки, на которые накатываются колеса.

Железнодорожные сфетофоры

Скоростные режимы маневров

Скорость при маневровой работе строго регламентирована. Машинисту позволено развивать высокую скорость (25, 40 или 60 километров в час) лишь в том случае, если диспетчер станции дал на то разрешение и подтвердил информацию о том, что пути свободны. Если экипаж маневрового поезда не располагает информацией о свободности путей, то любое, пусть даже самое незначительное его действие должно производиться с особой осторожностью. Скорость при этом должна быть минимальной, чтобы иметь возможность остановиться в любой момент с минимальным тормозным путем.

Скорость в 60 километров в час разрешено развивать одиночным локомотивам при движении по свободным путям и с исправной системой торможения. Причем локомотив должен двигаться впереди вагонов (тянуть их за собой). Если же локомотив толкает вагоны, то скорость движения ограничена 25 километрами в час (и это при условии, что состав перемещается свободным путям).

В тех случаях, когда в вагонах находятся люди, или же осуществляется перевозка негабаритных грузов, допустимый скоростной режим составляет 15 километров в час.

Ну и, наконец, если осуществляется маневр толчками, то скорость движения локомотива не должна превышать пяти километров в час. При этом при подъезде локомотива к вагонам с целью стыковки не допускается развивать скорость более трех километров в час.

Переговоры и действия экипажа перед началом движения

Перед тем как состав тронется со станции (при разрешающем сигнале жд светофора), машинист и его помощник обязаны, в соответствии с Регламентом, провести диалог с сотрудниками станционных служб на предмет готовности и отсутствия препятствий для перемещения состава. Причем диалог должен состояться в любом случае. При этом совершенно неважно, выполняется ли маневровая работа на станциях, или же поезд должен проследовать транзитом без остановки на большой скорости.

В том случае, если на станции к составу были присоединены или отсоединены вагоны, то перед тем, как поезд тронется с места, машинист и его помощник должны провести между собой диалог, в ходе которого они сообщают друг другу о наличии всей необходимой документации и бланка для предупреждений. Кроме того, машинист в обязательном порядке должен убедиться в наличии упомянутой документации, а помощник обязан ее предоставить своему начальнику. В ходе данного диалога, в соответствии с инструкцией по движению поездов и маневровой работе, машинист и его заместитель (помощник машиниста) обязаны также сообщить друг другу об исправности приборов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию оборудования, а также об исправной работе радиостанции, о положении тормоза-ручника, о наличии документации, подтверждающей результаты испытаний тормозной системы состава и свидетельствующей о ее полной исправности, о соответствии нумерации вагонов заявленной в путевой документации, о разрешенной скорости движения на протяжении всего предстоящего участка пути.

Как только поезд тронулся с места, машинист и помощник машиниста обязаны в открытые окна визуально осматривать сам состав и дорожную обстановку на предмет наличия сигналов, запрещающих дальнейшее движение, а также состояние самого состава. В соответствии с действующими правилами, при выполнении маневровых работ разрешается проводить осмотр через зеркала заднего вида, не открываю окон и не выглядывая в них.

Кроме того, помощник должен контролировать правильность подготовки пути со стороны станционных служб. Когда помощник лично убедится в том, что маршрут поезда проложен правильно, он обязан доложить об этом машинисту. Последний, в свою очередь, обязан перепроверить информацию, поступившую от помощника, и подтвердить получение сведений.

Маневровые работы на станции

Переговоры экипажа при движении поезда

После того как состав проедет станцию, помощник в обязательном порядке сообщает машинисту о скорости (фактической и установленной) на конкретном перегоне. Если на рассматриваемом участке пути установлены какие-либо ограничения по скорости (как временные, так и постоянные), то помощник машиниста локомотива обязан сообщить об этих обстоятельствах машинисту.

Правила движения железнодорожных составов лишь на первый взгляд кажутся предельно простыми. На самом же деле, движение состава регулируется множеством дорожных знаков и жд светофоров. Обо всех обстоятельствах и изменениях в дорожном движении, а также о нетипичных знаках помощник обязан незамедлительно сообщать машинисту. Этого требуют должностная инструкция и регламент переговоров при маневровой работе. Машинист подтверждает принятие и проверку информации повторением слов своего помощника.

Если состав приближается к участку пути, на котором должна проверяться тормозная система поезда, то помощник обязан сообщить своему начальнику о предстоящем испытании. При этом он указывает необходимые параметры испытания: скорость перед торможением, километр пути и так далее.

Кроме всего прочего, в обязательном порядке машинист поезда должен быть проинформирован своим помощником о приближении состава к пересечениям с автомобильными дорогами (переездам), к местам с ограничениями по скорости. Более того, когда состав преодолеваем участки пути, на которые распространяется действие ограничивающих скорость знаков, то помощник машиниста, в соответствии с общепринятыми международными правилами движения поездов, обязан находиться непосредственно на своем рабочем месте.

Внешний осмотр поезда посредством смотровых окон или зеркал заднего вида должен производится не только во время начала движения состава. Такой осмотр машинист со своим помощником обязаны проводить и при преодолении криволинейных участков маршрута поезда.

Когда по встречной железнодорожной ветке движется состав, то помощник машиниста обязан также осматривать и встречный поезд на предмет наличия неисправностей и всевозможных нарушений. Если таковые будут обнаружены, то машинист встречного состава предупреждается по рации о наличии неисправностей и нарушений в работе вверенного ему состава.

Если по ходу движения встречается светофор с горящим желтым сигнальным огнем, то помощник машиниста докладывает об этом и указать допустимую скорость состава.

Помощник машиниста не может покинут кабину управления локомотивом в период перемещения поезда по станции, в моменты снижения скорости (при приближении состава к соответствующему светофору), при проезде строительных сооружений (прежде всего тоннелей и железнодорожных мостов).

Узел железной дороги

Действия и переговоры экипажа поезда при осуществлении маневровой работы

В соответствии с Регламентом переговоров при маневровой работе, машинист обязан сообщать и согласовывать со своим помощником все действия и план маневров. Осуществлять любые действия разрешено лишь при соответствующем распоряжении дежурного железнодорожной станции.

Перед тем как приступить к маневру, помощник должен напомнить машинисту о необходимости осуществить проверку работы и надежности системы вспомогательного торможения. Именно вспомогательный тормоз поезда используется при осуществлении маневровых работ на железной дороге. Испытание предшествует началу маневра. Скорость осуществления маневровых работ не должна превышать пяти километров.

Правила ведения переговоров посредством узла радиосвязи поезда

Человек, к которому обращались, должен представиться и подтвердить, что он на связи. В любом случае участники разговора должны представляться и озвучивать занимаемую должность.

В ответ человек, который инициировал обращение, также представляется (называет свою должность и фамилию) и воспроизводит текст обращения или приказа (в зависимости от конкретного случая).

Работа системы радиосвязи проверяется в обязательном порядке перед каждым отправлением состава со станции жд. Маневровые работы не допускается осуществлять при нарушении в работе радиоузла. Это может привести к аварии и гибели людей.

Подача сигнала о возникновении аварии или неисправности в системе управления

В данной форме производится обращение в случае обнаружения посторонних предметов и повреждения железнодорожного полотна, в случае поломки или неисправности тормозной системы поезда, а также в случае остановки железнодорожного состава в результате схода с рельсов.

Читайте также: