Различие организационно правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика

Обновлено: 17.05.2024

Дополнительно отметим, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (предусмотрено ч. 1 ст. 192 ЖК РФ). Статьей 193 определен исчерпывающий перечень лицензионных требований.

В данной статье разберем употребляемые в новой норме понятия, а также последствия введения нового лицензионного требования для управляющих организаций.

Фирменное наименование

Более подробно требования, предъявляемые к фирменному наименованию раскрыты параграфе 1 главы 76 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г. № 230, а в частности в ст. 1473. Рассмотрим некоторые из них.

В соответствии с положениями ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Соответственно, и право на фирменное наименование (грубо говоря – название) у юридического лица возникает с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Тождественность и схожесть до степени смешения

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.

Таким образом, конкретные критерии схожести до степени смешения не установлены, и каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально.

Отдельно стоит отметить, что признание схожести возможно независимо от организационно-правовой формы юридического лица. Так, например, различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2011 г. № 2133/11 по делу № А45-6990/2010).

Запрет на тождественность и схожесть фирменного наименования

Управляющая организация, как и любое иное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, независимо от вида осуществляемой деятельности, должна соблюдать положения, установленные ГК РФ, касающиеся фирменного наименования. И, соответственно, действие норм ГК РФ направлено на реализацию прав юридических лиц на то же фирменное наименование. Иными словами, не соответствует закону прежде всего государственная регистрация нескольких юридических лиц, имеющих один вид деятельности (в нашем случае – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) и тождественное (или схожее) фирменное наименование.

П. 3 ст. 1474 ГК РФ установлено, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Выявление тождественности или схожести до степени смешения с фирменным наименованием в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами имеет свои особенности.

Кроме действий, связанных с переоформлением лицензии в случае выявления факта тождественности, первоначально необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица и ЕГРЮЛ (в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ размер госпошлины составляет 800 рублей), а это повлечет и внесение изменений в печати, бланки и прочую документацию. А затем, в том числе на основании этих документов, необходимо переоформлять лицензию.

Управляющая организация должна поменять свое фирменное наименование, поскольку управление многоквартирными домами ранее осуществлялось иной организацией, наименования с которой тождественны или схожи до степени смешения. Это представляется вполне логичным.

Получается, что, вводя такую норму, законодатель возложил на управляющую организацию фактически обязанность по проверке всех организаций субъекта Российской Федерации и их фирменных наименований, которые когда-то до него имели право на управление многоквартирными домами на случаи совпадения фирменного наименования.

Расходы, связанные с переоформлением лицензии

Отметим, что пп. 34 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию лицензии за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 000 рублей; переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей; предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей.

При этом стоит иметь ввиду, что лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ). То есть, каждые пять лет, продляя лицензию, необходимо уплачивать госпошлину на предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в размере 30 000 рублей.

В случае, если выявлена тождественность или схожесть до степени смешения наименования, необходимо внести изменения путем переоформления лицензии, госпошлина за переоформление, как указано выше, составляет 5 000 рублей.

Последствия нарушения нормы

В случае, если юридическое лицо не хочет менять фирменное наименование, которое тождественно (совпадает) или сходно (до степени смешения) с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее, или не знало об этом, то возникает риск привлечения такого лица к следующим видам ответственности:

1. Гражданская ответственность.

Пункт 4 ст. 1474 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, нарушившее установленные законом правила, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

В случае, если фирменному наименованию лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее, и деятельности такого лицензиата из-за незаконных действий буду причинены убытки, то он сможет в законном порядке потребовать их возмещения.

2. Административная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ).

Соответственно, возможно варьирование размер штрафа (от 50 до 100 тыс. рублей) и вида административного наказания (штраф или дисквалификация) для руководителя управляющей организации (должностного лица). Если к ответственности будет привлечена управляющая организация как юридическое лицо, то размер штрафа возрастает и варьируется от 250 до 300 тыс. рублей.

Заключение

В настоящей статье проанализированы последствия введения в жилищное законодательство дополнительного лицензионного требования. Как следует из анализа, введение новой нормы в Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на фирменное наименование, принято во исполнение положений гражданского законодательства, и защищает интересы собственников помещений от подмены одной управляющей организации на другую. Новое лицензионное требование введено с той целью, чтобы у населения (собственников и нанимателей помещений) была достоверная информация о настоящей организации, которая управляет их многоквартирным домом. Например, если наименования управляющих организаций совпадают или сходны до степени смешения, то обычные собственники или наниматели могут не увидеть различий и будут полагать, что действует предыдущая управляющая организация.

Новая редакция законодательства позволяет органам государственного жилищного надзора признавать наличие нарушений лицензионных требований у лицензиатов и соискателей лицензии на право управления многоквартирными домами по признаку тождественности или схожести фирменных наименований таких лицензиатов и соискателей лицензии с фирменными наименованиями лицензиатов, получивших лицензию на право управления многоквартирными домами ранее.

Положения данного закона действуют с 11 января 2018 г., при этом лицензиаты, не соответствующие новому лицензионному требованию, в течение шести месяцев со дня его вступления в силу обязаны внести изменения в свои учредительные документы, то есть, все мероприятия, начиная от выявления несоответствий, изменений в учредительных документах до переоформления лицензии, нужно успеть провести до 11 июля 2018 года.

Читайте также: