Ратифицировал ли иран конвенцию о правовом статусе каспия

Обновлено: 02.07.2024

В минувшее воскресенье лидеры пяти стран – России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана – подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, работа над которой велась 22 года. Согласно документу, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов всеми странами в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

Эксперт КФУ, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Альберт Белоглазов рассуждает о том, какие шаги необходимо будет принять прикаспийским государствам для окончательной установки добрососедских отношений в регионе, почему для России Каспийское море – это стратегический объект с военной точки зрения и станет ли гипотетическое строительство Транскаспийского газопровода реальной проблемой для российской экономики.

Проблема правового статуса Каспия возникла в 1991 году, после распада Советского Союза, ранее море и шельф делили между собой две страны – СССР (до этого Российская империя) и Иран. Она осложнялась тем, что ученые до сих пор спорят о классификации Каспия: одни называют водоем озером, другие — морем. В пользу первой версии говорит отсутствие выхода в Мировой океан, главный аргумент в пользу второй - огромные размеры. Кроме того, вода в Каспии соленая, а его дно сложено земной корой океанического типа. И эта проблема из сугубо географической плавно перетекает в политическую, ведь море между странами делится по одним принципам, а озеро по другим. Если считать Каспий морем, то к нему применима Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой для определения долей необходимо провести воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоема. Если Каспий - озеро, то все пять стран получают равную долю - по 20% каждому со всеми нефтяными и газовыми месторождениями на дне. Вопрос о принципах разделения водоема становился особенно острым ввиду богатства шельфа. Так, объем разведанных запасов углеводородов для каспийского региона составляет 12 млрд тонн, а объем предполагаемых запасов нефти и газа достигает 50 млрд тонн.

Попытки прийти к консенсусу в формате переговоров продолжались с 1996 года. За это время состоялось 52 заседания рабочей группы и на высшем уровне были проведены четыре саммита. Саммит в Актау – пятый по счету. И вплоть до минувшего воскресенья поставить точку в определении правового статуса Каспийского моря не удавалось. В чем причина столь долгого пути? Поначалу в 90-е годы прошлого столетия каждое из прикаспийских государств пыталось тянуть одеяло на себя, захватить как можно большую часть водоема. Затем, когда в начале 2000-х годов Россия предложила в качестве основы для разделения водоема принцип модифицированной срединной линии, ряд государств саботировали эту инициативу. В частности, главным противником такого принципа разделения Каспийского моря был Иран, ведь в этом случае к нему отходит лишь чуть более 13% Каспия, в то время как у остальных стран будет значительно больше. К примеру, Казахстан станет обладателем 29% водоема. Однако Иран теперь оказался не в том положении, чтобы диктовать условия, и пошел на уступки.


К минувшему воскресенью стороны смогли найти необходимые точки соприкосновения и подписать конвенцию, подведя итог длительному историческому периоду. Однако необходимо отметить, что это рамочная конвенция, она не определяет все границы между государствами, а лишь вырабатывает общие правила игры в регионе, общие юридические моменты, с учетом которых будут вестись дальнейшие переговоры между государствами. Кроме того, все пять государств для вступления конвенции в силу еще должны ее ратифицировать. Немаловажным вопросом, как понятно из вышесказанного, остается вопрос согласования границ между соседними государствами, ведь он не решен. Напомню, согласно документу, размер территориальных вод каждой страны равен 15 морским милям, их внешняя граница приобретает статус государственной. К территориальным водам примыкает десятимильная рыболовная зона, где каждая страна получила исключительное право на промысел, за исключением вылова осетрины. Основная площадь водной поверхности акватории моря остается в общем пользовании сторон. А вот дно и недра акватории Каспийского моря страны еще поделят между собой путем заключения двусторонних соглашений. Кроме того, пользование акваторией будет регулярно обсуждаться на уровне заместителей министров иностранных дел, как было заявлено, уже в течение полугода состоится первая встреча. Все это – большой труд. И предстоит решить еще множество проблем. Если бы все процессы были завершены уже сейчас, то, наверное, не понадобился бы следующий саммит, проведение которого уже анонсировали в 2019 году в Ашхабаде.


В свете обсуждения торгово-экономических вопросов и влияния региона на экономику прикаспийских государств важно отметить и тот факт, что отсутствие статуса у Каспийского моря и многочисленные споры прикаспийских государств мешали развитию региона, препятствовали инвестированию в него. Если регион не урегулирован, его статус непонятен, то крупные инвесторы, да и транспортные компании не стремятся работать в нем. Теперь же более понятные правила игры привлекут в регион различных инвесторов, и если даже Запад будет бойкотировать его, то придут инвесторы с Востока – Ближнего Востока, Южной Азии. Это, несомненно, будет интенсифицировать работу в регионе во всех отраслях, что также потребует заключения новых договоренностей и поиска консенсуса по различным вопросам.



Таковы основные плюсы подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Главным же ее минусом в СМИ называют то, что она позволяет Туркменистану и Азербайджану построить Транскаспийский газопровод для транспортировки среднеазиатских углеводородов в Евросоюз. Если Транскаспийский газопровод будет построен, то, конечно, газ Туркменистана может попасть на рынки Европы, что создаст конкуренцию с нашими проектами, в частности с Турецким потоком, который будет поставлять газ как в Турцию, так и, предположительно, дальше в Южную Европу. Но не стоит забывать о том, что газопровод должен пройти по центральной части моря, которая находится в общем ведении, и ее маршрут должен быть согласован всеми прикаспийскими странами, включая и Россию. Следовательно, есть масса вариантов для того, чтобы при необходимости задерживать процесс его строительства, либо дать согласие при соблюдении каких-либо определенных выгодных для нас условий.

Прецеденты в мире есть: Дания сейчас таким образом препятствует началу реального строительства Северного потока, при условии наличия согласия со стороны Германии, Швеции, Финляндии. Это первый важный момент. Второй заключается в том, что Китай построил из Туркменистана четыре трубопровода огромной мощности – порядка 65 млрд кубометров. Эти трубопроводы сейчас забирают львиную долю туркменского газа, и на сегодняшний день с учетом также газопровода, ведущего в Иран, разработанных месторождений Туркменистана недостаточно, чтобы составить реальную конкуренцию российскому газу. Для этого нужно открывать новые месторождения, вкладывать инвестиции, согласовывать действия по строительству Транскаспийского газопровода – на это уйдет много лет, за это время ситуация изменится, наши трубопроводы уже будут построены, поэтому сейчас плюсов от подписания конвенции для России гораздо больше, нежели минусов в лице этой этой гипотетической проблемы.


1102

В казахстанском Актау на восточном побережье Каспия встретились президенты России Владимир Путин, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, Азербайджана - Ильхам Алиев, Туркмении - Гурбангулы Бердымухамедов и Ирана - Хасан Роухани. Этот, пятый по счету Каспийский саммит, по общему признанию, носил особый характер, поскольку в ходе него была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Документ стал результатом более чем двадцатилетней работы и своеобразным итогом четырех предыдущих встреч "каспийской пятерки".

Во время существования СССР Каспий фактически был внутренним морем Советского Союза, ведь Ирану принадлежит лишь около 14 процентов побережья. Соответственно освоение региона велось на основе двусторонних договоров между Москвой и Тегераном. Однако после смены геополитических реалий количество прикаспийских государств выросло до пяти и возникла необходимость в регулировании статуса моря на основе многостороннего соглашения. Тем более что Каспий как замкнутый водоем не подпадает под действие норм международного морского права.

Таким документом и стала подписанная лидерами Конвенция. Работа над ее проектом была начата специальной группой на уровне заместителей глав МИД пяти прикаспийских государств в 1996 году. "Не секрет, что некоторые эксперты скептически оценивали перспективы переговорного процесса, сомневались, что мы сможем договориться", - напомнил глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Однако в результате совместной работы нам удалось прийти к общему знаменателю и взаимопониманию. Мы с уверенностью можем сказать, что нам удалось превратить Каспий в море дружбы и взаимного доверия", - добавил он.

"Наш саммит действительно имеет неординарное, если не сказать - поистине эпохальное значение", - заявил президент России Владимир Путин. "Подготовленная в ходе длившихся более 20 лет переговоров Конвенция о правовом статусе Каспия закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования", - подчеркнул глава российского государства.

В основу проекта Конвенции положены принципы, закрепленные в совместном заявлении IV Каспийского саммита (прошел в сентябре 2014 года в Астрахани). В нем, в частности, было зафиксировано положение о том, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства: национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 примыкающих к ним "рыболовных". В соответствии с Конвенцией основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. Причем в случае прокладки трубопровода по морскому дну согласие всех стран "пятерки" не требуется, детали согласовывают те государства, по чьим участкам проходит магистраль. В документе также отмечается, что при реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует и положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, а также определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

"Принципиально важно, что Конвенция закрепляет за пятью государствами исключительные и суверенные права на Каспийское море, ответственное освоение и использование его недр и других ресурсов, надежно гарантирует решение всех актуальных вопросов на принципах консенсуса и взаимного учета интересов, обеспечивает по-настоящему мирный статус Каспийского моря", - подчеркнул Путин. По его мнению, подписание этого документа может служить хорошим примером успешной работы разных стран в сложных внешнеполитических условиях.

Иранский лидер Хасан Роухани считает, что работа по определению правового статуса Каспия должна быть продолжена, поскольку в документе, по его словам, "не урегулирован важный вопрос - разграничение дна".

В настоящее время действует два документа в этой сфере. В 2003 году Россия, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о точке стыка линии разграничения сопредельных участков морского дна. В 2014 году аналогичное соглашение заключили Казахстан и Туркмения. Южная часть каспийского шельфа остается предметом споров между Ираном, Азербайджаном и Туркменией. Роухани надеется, что вопрос о разграничении дна "будет урегулирован дополнительно в ходе договоренностей между соответствующими сторонами".

По мнению Ильхама Алиева, подписание Конвенции - шаг в этом направлении. "Определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права", - полагает азербайджанский лидер.

С несколькими инициативами о направлениях дальнейшего сотрудничества в регионе выступил Владимир Путин. Он предложил разработать совместный документ "по взаимодействию в пресечении наркотрафика на Каспии", а также заняться развитием туристического потенциала региона, который, по его данным, оценивается в один миллион отдыхающих в год.

Помимо Конвенции, стороны заключили три пятисторонних межправительственных соглашения: о сотрудничестве в торгово-экономической сфере; в области транспорта; о предотвращении инцидентов на Каспии. Также подписано три протокола к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 2010 года. Они касаются борьбы с терроризмом, с организованной преступностью и взаимодействия пограничных ведомств. Традиционно большое внимание стороны уделили сохранению биоразнообразия Каспия, где сосредоточено 90 процентов мировых запасов осетровых видов рыб. В последние годы объявляется нулевая квота на промышленный лов осетровых видов рыб в Каспии с целью восстановления их популяции. Лидеры "каспийской пятерки" после подписания Конвенции приняли участие в церемонии фотографирования и совершили прогулку по набережной Актау. А после прогулки они выпустили мальков осетра в Каспийское море.

В минувшие выходные главы прикаспийских государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, работа над которой велась более двадцати лет – Казахстан получил наиболее богатый участок с точки зрения природных ресурсов

АСТАНА, 13 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Подписание Конвенции о правовом статусе Каспия не только закрепляет договоренности по размежеванию дна, но и открывает перспективы для интенсивного сотрудничества Казахстана с другими странами региона, отметил директор Казахстанского института стратегических исследований Булат Султанов.

В воскресенье, 12 августа, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а также его коллеги из Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана провели саммит в казахстанском Актау, в ходе которого был подписан исторический документ – Конвенция о правовом статусе Каспия.

Актау

Султанов обратил внимание на принципиальную позицию президента России Владимира Путина, который заявил, что Каспийское море должно объединить прикаспийские государства. По словам эксперта, необходимость совместно решать вопросы транзита и социально-экономического сотрудничества назрела давно.

"Пять стран каспийского региона – очень разные страны. И то, что руководители этих государств договорились, является примером лидерам других стран искать и находить подходы к решению вопросов в поиске компромиссов не в ущерб национальным интересам. Это крупная дипломатическая победа", – считает эксперт.

Размежевание дна и баланс интересов

Руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин в интервью Sputnik также отметил, что при согласовании документа каждая страна пошла на уступки и отошла от своих первоначальных позиций. Раздел дна водоема, богатого углеводородами, долгое время считался главным препятствием для подписания итогового документа.

В 1991 году Туркменистан и Азербайджан выступали за разделение водоема по срединной линии, Казахстан призывал разделить Каспий в соответствии с Конвенцией ООН, в то время как Россия – согласно правовому режиму, установленному договорами между СССР и Ираном. Иран же предлагал разделить море на пять равных частей: в этом случае страна получила бы почти в два раза больше.

Лидеры каспийской пятерки на историческом саммите в Актау

В соответствии с подписанным договором акватория моря разделена на внутренние воды, территориальные воды (15 морских миль), рыболовецкие зоны (25 морских миль) и общее водное пространство. В соответствии с документом разграничение дна и недр осуществляется по договоренности государств.

"Азербайджан и Казахстан получили наиболее богатые сектора с точки зрения природных ресурсов. Российский сектор ими менее наделен. Площадь азербайджанского участка также больше. Однако для РФ важно, что только прикаспийские государства обеспечивают безопасность в регионе. Здесь баланс интересов", – заявил Притчин.

Подписанная накануне Конвенция не вносит полной ясности в вопрос о размежевании дна, однако дает юридические предпосылки для будущих переговоров.

"Азербайджан, Казахстан и Россия разделили северную часть Каспийского моря по принципу срединной модифицированной линии. Какой принцип делимитации южной части каспийского моря выберут Иран и Азербайджан – уже вопрос двусторонних переговоров. Возможно разделение по прямой линии или совместное использование ресурсов", – уточнил эксперт.

Военное сотрудничество

Страны "каспийской пятерки" не только разделили биологические и нефтегазовые ресурсы Каспия, но и договорились о более тесном сотрудничестве во многих сферах, в том числе и военной.

Яхтклуб в Актау

Притчин объяснил, что ранее в сфере военного сотрудничества прикаспийских государств не было координации – практики регулярных совместных учений нет – и это пробел, который необходимо восполнять.

"Между странами заключено соглашение по обеспечению безопасности, но каждое государство развивает вооруженные силы так, как считает нужным, – сказал Притчин. – Договоренность о неприсутствии на море вооруженных сил других стран была достигнута еще в 2007 году, но сейчас это обозначено в Конвенции".

Более того, Россия предложила подготовить документ для совместной борьбы с терроризмом и противодействия наркотрафику. Султанов, в свою очередь, напомнил, что Афганистан сегодня обеспечивает 95% мирового объема опиатов, и часть наркотических веществ попадает в Европу по Каспийскому морю через Туркменистан и Россию.

Строительство трубопроводов

Страны прикаспийских государств получили возможность прокладывать кабели и трубопроводы по морскому дну при условии соблюдения экологических стандартов при их строительстве и согласования маршрута со страной, через сектор которой они проходят.

Совещание министров иностранных дел прикаспийских государств в Актау

Султанов подчеркнул, что Европа заинтересована в строительстве трубопроводов для транспортировки туркменского газа и нефти из Центральной Азии через Каспий на территорию Азербайджана.

"Может ли Транскаспийский газопровод стать альтернативой поставкам российского газа? Нет, здесь нет необходимых объемов. Но принятое решение успокоит чиновников в Брюсселе, мол, Россия не желает быть монополистом поставок энергоносителей", – объяснил эксперт.

Теперь ратификация

Окончательное принятие Конвенции зависит от прохождения процедур ратификации в прикаспийских странах. Притчин напомнил, что подписанная конвенция будет опубликована, после чего ее должны рассмотреть и ратифицировать парламенты всех государств.

"Как только все государства ее ратифицируют, будет назначена очередная встреча, на которой объявят, что Конвенция вступила в силу. Сколько времени потребуется? Это зависит от политической воли президентов. Вероятно, Россия согласует документ достаточно быстро, а в парламенте Ирана его ратифицировать будет сложнее – там сейчас есть оппоненты любых решений правительства", – пояснил политолог.

Все ли проблемы решены?

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря не разрешила все противоречия, отметил в интервью Sputnik руководитель Центра международных и общественно-политических исследований "Каспий – Евразия" Андрей Сызранов.

Нурсултан Назарбаев посетил новую набережную в Актау и смотрел амфитеатр под открытым небом

Он напомнил, что государства 22 года не могли прийти к единому видению будущего водоема из-за проблемы разделения недр. Азербайджан, Туркменистан и Иран имели претензии на месторождения углеводородов в центре водоема. Теперь точки соприкосновения найдены, но предстоит еще много работы в процессе разделения дна.

"Все разногласия еще придется решать в формате двусторонних или трехсторонних переговоров. Возможно, государства договорятся о строительстве Транскаспийского газопровода. Конвенция – не итог, а основание для дальнейшего обсуждения по кругу вопросов", – заключил он.


Конвенция родилась в результате длительного и весьма сложного переговорного процесса, сопровождавшегося упорными и принципиальными дебатами по каждому вопросу, требовавшему правового урегулирования.

Достижению согласия способствовали общее стремление к решению имевшихся задач, конструктивизм и взаимопонимание участников переговоров. Политические и территориальные компромиссы сложились в итоге пяти каспийских саммитов, семи Совещаний министров иностранных дел прикаспийских государств, пятидесяти двух заседаний Специальной рабочей группы по разработке Конвенции (СРГ), не считая регулярно проводившихся консультаций, официальных и неформальных встреч сторон в различных форматах.

Делегациями каспийских государств была проделана большая кропотливая работа над фундаментальным документом, учитывающим интересы всех сторон. При его подготовке стороны обращались к существующему мировому опыту. Применимые нормы международного морского права адаптированы к Каспию и инкорпорированы в текст Конвенции о его правовом статусе. Широко использовались в поиске приемлемых формулировок предложения экспертов и вовлеченных в переговорную проблематику национальных органов.

Примечательно, что многолетний переговорный процесс в формате СРГ стартовал в январе 1997 года в Алматы, а его итоги были подведены на казахстанском побережье в Международный день Каспийского моря. Теперь долгожданный документ неофициально именуется Актауской Конвенцией.

Этим международным договором закреплены базовые принципы деятельности, определены права и обязательства сторон в отношении использования Каспия, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над ним. Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря разграничены национальные зоны юрисдикции и суверенитета; установлены порядки осуществления суверенных прав на недропользование, мореплавания, рыболовства, проведения морских научных исследований в зонах с различным правовым режимом; урегулированы вопросы сотрудничества в сфере безопасности, а также по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и защите морской среды.

В соответствии с Конвенцией, решение вопросов, касающихся Каспийского моря, отнесено к исключительной компетенции сторон и осуществляется на основе уважения суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга.

Непростые переговоры по разделу водного пространства Каспия завершились достижением взаимоприемлемых договоренностей, согласно которым морская акватория разграничивается на внутренние, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство, где будут действовать различные правовые режимы.

Прикаспийские государства согласились установить морские государственные границы по внешнему пределу пятнадцатимильных территориальных вод. При этом разграничение внутренних и территориальных вод между государствами со смежными побережьями должно осуществляться по договоренности между ними с учетом принципов и норм международного права.

Определены также десятимильные рыболовные зоны, примыкающие к территориальным водам. Здесь каждое государство получило исключительные права на промысел биологических ресурсов. Рыболовство будет осуществляться на квотной основе. В отношении так называемых совместных водных биологических ресурсов, таких как осетровые виды рыб, тюлени и кильки, применяются согласованные нормы и правила по воспроизводству и регулированию их использования. В качестве основы для сохранения водных биологических ресурсов, а также управления совместными биоресурсами, служат научные исследования. Сторонами приняты и взаимные обязательства по борьбе с незаконным промыслом совместных биологических ресурсов.

Удалось условиться о том, что в границах своих секторов дна Каспия каждое государство реализует суверенные права на недропользование. По дну можно прокладывать магистральные трубопроводы и кабели, причем строго должны соблюдаться существующие экологические требования и стандарты в целях ненанесения ущерба уникальной морской среде. Важным обстоятельством является необходимость согласования трассы для прокладки трубопровода только со стороной, через сектор которой будет пролегать его маршрут.

При работе над экологическим разделом Конвенции стороны прежде всего исходили из того, что любая деятельность в Каспийском море не должна наносить ущерба окружающей морской среде и биологическому разнообразию. Экологическая система Каспия и все ее компоненты должны всемерно защищаться и сохраняться. Прибрежные страны уже давно активно сотрудничают в этой сфере на основе Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной пятнадцать лет назад в Тегеране, сообща и комплексно регулируют антропогенное воздействие на морскую среду, решают проблемы, связанные с загрязнением моря из различных источников, в том числе расположенных в прибрежной зоне.

Кроме изложенного, в Конвенции досконально прописаны исключительные права стран-участниц регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своих территориальных водах, рыболовных зонах и секторах. Морские научные исследования в пределах территориальных вод, рыболовных зон и секторов прибрежных государств могут осуществляться только с их письменного разрешения и на установленных ими условиях.

В Коммюнике Пятого каспийского саммита общее понимание глав прибрежных государств по обеспечению интересов в сфере безопасности отражено тезисом о необходимости разработки и принятия согласованных мер доверия в области военной деятельности на Каспии.

Нам удалось достичь консенсуса по важному принципу о неприсутствии на море вооруженных сил, не принадлежащих каспийским странам.

В развитие вышеупомянутых принципов, в Актау заключено Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море, определяющее правила плавания военных кораблей и полетов воздушных судов вооруженных сил.

В Конвенции имеется договоренность о коллективном противодействии любой неправомерной деятельности на Каспии. В целях ее практической реализации на полях Актауского саммита подписаны три межправительственных протокола о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а также о взаимодействии пограничных служб.

Говоря о значении Конвенции, на саммите в Актау Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что она создает не только эффективный правовой режим, но также открывает новую страницу в истории пятистороннего сотрудничества и будет способствовать кооперации каспийских государств в новых условиях.

К сегодняшнему дню прибрежными государствами сообща выстроен крепкий каркас системы взаимоотношений в различных областях деятельности на Каспийском море. В совокупности с Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря, мы имеем значительную правовую базу из семнадцати пятисторонних международных договоров. Очевидно, что она будет расширяться, пополняясь новыми необходимыми документами. В ближайшем времени сторонам предстоит ратифицировать Конвенцию, поскольку это является необходимым условием ее вступления в силу.

Заключив Конвенцию, прикаспийские государства продемонстрировали миру сплоченность в создании эффективного механизма, позволяющего расширить перспективы реализации их потенциала. Созданы благоприятные условия для углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества, развития новой транзитно-транспортной инфраструктуры. Урегулирование комплекса территориальных и ресурсных вопросов нацелено на устранение потенциальных разногласий. Это будет содействовать устойчивому развитию и стабильности в регионе, благотворно скажется на всех аспектах жизни в наших странах.

Читайте также: