Расскажите о событиях смутного времени на территории ивановского края какие свидетельства

Обновлено: 04.07.2024

Живой журнал

Федор Боборыкин — человек-легенда, наш земляк, воевода, возглавивший во время смуты кинешемское ополчение и вставший на защиту нашего города. Погиб в неравном бою с отрядом пана Лисовского на подступах к Кинешме 26 мая 1609 года. Имя Федора Боборыкина неразрывно связано с историей не только нашего края, но и всей земли русской. Поэтому повествование о герое мы начнем с рассказа о событиях тех времен.

В начале XVII столетия Россия погрузилась в хаос Смутного времени. Это был серьезный вызов не только государственным структурам, но и всей русской цивилизации. В этот период именно наши предки смогли выбить неприятеля из Москвы и восстановить верховную власть.

Ополчение из Нижнего Новгорода двинулось вверх по Волге через Балахну, Городец, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль. Осенью 1612 года Москва была освобождена. В память об этих событиях был установлен осенний праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, 4 ноября по новому стилю. Вот уже несколько лет он отмечается как День народного единства.

Подвиг князя Пожарского и гражданина Минина, увековеченный во многих памятниках, безусловно, очень важен для нас. Однако как возможен стал сам освободительный поход на Москву? Почему Пожарский избрал для ополчения не прямой путь через Суздаль, а двинулся вдоль берега Волги?

Причиной тому стали события, происходившие в нашем крае в 1608 — 1609 годах, которые напрямую подготовили победу ополчения Пожарского и Минина. Но вернемся к тем далеким годам.

Суздаль присягнул самозванцу Лжедмитрию II в. числе первых в начале октября 1608 года. Однако, уже в декабре 1608 года, в целом ряде городов и сел Верхневолжья — Ярославле, Костроме, Кинешме, Юрьевце, Городце, Балахне, Шуе, селах Решма и Мыт началось грандиозное восстание крестьян, посадских людей и части местного дворянства, направленное против поляков и тушинцев. Восстание стало результатом четко организованного взаимодействия различных земств и городов.

В декабре 1608 года против самозванца Лжедмитрия II восстал город Шуя. Никоновская летопись свидетельствует об этом выступлении так:

Среди вождей восстания были и представители простонародья — решемский крестьянин Григорий Лапша, посадский человек Иван Кувшинников, холуйский откупщик Илья Деньгин, но были среди них и люди с дворянским происхождением, хотя их социальный статус авторами Нового Летописца был почему-то принижен. Это, прежде всего, воевода Федор Боборыкин, бывший летом 1608 года письменным головой и командиром костромского отряда в осажденной тушинцами Москве, а затем, очевидно, посланный со специальной миссией для военного руководства объединенными силами восставших. Кроме того, восставших жителей Городца возглавил губной староста Федор Наговицын, а юрьевчан, носивший придворный чин чарочника Федор Красный, поименованный в различных редакциях Нового Летописца сотником и сытником.

11 февраля 1609 года объединенное ополчение патриотов под командованием кинешемского воеводы Федора Боборыкина наголову разбило под селом Дунилово отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым. На месте славной победы Свято-Успенским женским Дуниловским монастырем сегодня восстановлена старинная часовня в честь святителя и чудотворца Николая.

Плещеев укрылся в укрепленном Суздале. Боборыкин уже подходил к Суздалю, но на помощь изменникам по приказу польского полководца Яна Сапеги поспешил польский карательный отряд под командованием пана Александра Лисовского, численностью около 2000 конных и пеших воинов. Они были прекрасно вооружены и имели большой боевой опыт. Это были самые элитные части из всего, что имели поляки в России. Лисовский успешно подавил восстания в Галиче, Костроме и Ярославле. Прибытие в регион мощной польской военной силы переломило ситуацию в пользу поляков.

17 февраля под стенами Суздаля соединенными отрядами Лисовского, Плещеева и Юрьев-Польского воеводы Ф. М. Болотникова повстанцы были разбиты, потеряв многих людей и всю артиллерию. После этого Лисовский штурмом занял Шую и Лух. А отряд пана Мартина Собельского, дислоцировавшийся в селах Иваново и Кохма, вместе с казаками пана Чижевского из отряда Лисовского в те же дни захватил Плес.

Отряды восставших отступили к Кинешме и Юрьевцу. А часть под началом И. Деньгина отошла к Холую и Стародубу Ряполовскому, продолжая угрожать Суздалю. Это обстоятельство не позволило Плещееву выступить для подавления восстания в Костроме и вынудило его запросить у Сапеги подкрепление. 6 марта 1609 года польские и казацкие отряды панов Жичевского и Собельского, а также Петра Апухтина захватили и выжгли Холуй и Стародуб, двинувшись затем на подавление восстания в Ярославле. Жители Холуя дали бой противнику на Стекольной горе, но силы были неравны.

30 апреля недалеко от Нерехты в ожесточенном бою поляки разгромили еще одно русское ополчение.

В конце марта восстали жители Владимира, которые с помощью подоспевших отрядов нижегородцев, кинешемцев и шуян захватили город. Тогда же вновь восстали ярославцы. Попытка Лисовского отбить Владимир, предпринятая в начале апреля успеха не имела. Между тем, в Костроме продолжалось восстание против поляков. Польский гарнизон оказался блокирован в Ипатьевском монастыре. Теперь в задачи Лисовского входила переправа на левый берег Волги и деблокирование поляков, запертых в Ипатии. Однако в тылу у него оставались кинешемские отряды патриотов, которыми командовал Федор Боборыкин. Эту угрозу полякам необходимо было ликвидировать. После неудачной осады Ярославля, в обороне которого принимали участие и кинешемские ополченцы, посланные Федором Боборыкиным для спасения города даже ценой ослабления обороны Кинешмы, Лисовский не решился сразу идти на Кострому и двинулся к Кинешме.

Кто же он был — враг, угрожавший отечеству?

Н. М. Карамзин одного из наиболее ярких персонажей Смутного времени в России начала XVII века — литовского (белорусского) шляхтича, польского полковника Александра-Иосифа Лисовского, который с 1608 по 1610 год возглавлял наиболее боеспособный отряд армии Лжедмитрия II, а затем перешел под знамена короля Сигизмунда III.

На фоне незаурядной личности этого польского военачальника становятся особенно заметными мужество и героизм простых российских крестьян и посадских людей, которые, несмотря на явное превосходство противника в военных навыках и вооружении, нашли возможность дать ему отпор и в конечном итоге одержали победу.

Стремясь помешать походу войск Лжедмитрия II к Троице, царь Василий направил против Я.-П. Сапеги войско во главе со своим младшим братом И. И. Пуговкой-Шуйским. Решительное сражение произошло 22 сентября (2 октября) 1608 г. у с. Рахманцева. Это был первый большой бой с правительственной армией, в котором участвовал А.-И. Лисовский. Он завершился тяжелым поражением московских ратников, которое надолго лишило правительство царя Василия возможности активно действовать за пределами осажденной столицы.

В этих условиях важной стратегической задачей тушинских военачальников стало подавление земского движения в Верхнем Поволжье, что позволило бы не допустить объединения правительственных войск.

Эту задачу взялся решить А.-И. Лисовский. В начале июня 1609 г. его полк, усиленный полками Й. Будилы, Пузелевского и ростовского воеводы И. Ф. Наумова выступили в поход на Кострому из лагеря под Ярославлем. Но первый удар они нанесли по расположенному в 85 верстах ниже по течению Волги городу Кинешме.

Появление Лисовского близ Кинешмы для горожан было полной неожиданностью. Но никто не думал о сдаче посада и города врагам. Решено было идти навстречу отряду и преградить ему путь к городу.

К тому времени кинешемское ополчение еще не было составлено (оно готовилось для похода на Кострому). Вот тут-то и проявил воевода Федор Боборыкин весь свой опыт в ратных делах. Он незамедлительно отправил гонцов в близлежащие слободы — Решму и Солдогу за подкреплением, а сам поспешил составить ополчение.

Отряд Лисовского насчитывал не менее 2000 отборных вооруженных воинов, имевших за плечами большой опыт ведения военных действий, обученных убивать, мобильных, беспощадных и жадных до наживы. О численности Кинешемского ополчения точных сведений не имеется. Известно лишь, что в 1646 году в Кинешме проживало 505 человек (мужского населения). Вероятно, что в 1609 году его было вдвое больше.

Мы можем только предположить, что кинешемское ополчение не превышало 1000 человек. О вооружении говорить не приходится. Кинешма всегда была мирным городом.

И так 26 мая 1609 года кинешемские ополченцы, вооруженные в основном тем, что нашли у себя во дворах, преградили путь профессионально обученному, хорошо вооруженному, в два раза превышающему их по численности конному отряду Лисовского. Врага встретили в двух верстах от Кинешмы на Лухском тракте. Бой был жестоким и кровавым. Отчаянно и упорно сражались кинешемцы, преграждая дорогу врагу, известному своей беспощадностью и насилием над местными жителями. Но, к несчастью ополченцев, их доблестный воевода Федор Боборыкин во время этого боя геройски пал на поле сечи.

Рассеянное ополчение, лишившись своего славного воеводы, отступило. Спустившись к речке Кинешемка, ополченцы сумели собраться вместе и, оправившись от первого поражения, они вновь вступили в бой с неприятелем, но вновь потерпели поражение. Оставшиеся в живых, раненые, ополченцы по берегу Кинешемки пробрались в посад. На посадской площади, оставшиеся в живых снова собрались для последней защиты города и городского собора. Именно в соборе были собраны главные святыни города, здесь же укрылись горожане — женщины и дети.

Здесь, на торговой посадской площади, произошла последняя жестокая битва последних сил ополчения с неприятелем. Бой был неравен, защитники города пали. Разъяренный отчаянным сопротивлением, разгоряченный боем, Лисовский ворвался в город. Но город был пуст (жители укрылись в Храме).

Дорогой ценой далась победа Лисовскому. Не ожидал он встретить в Кинешме такое упорное сопротивление. Поэтому, завладев городом, он предал его страшному опустошению, беспощадно истребив жителей и их имущество.

Все историки того времени единогласно свидетельствуют, что Лисовский страшно разорил Кинешму, оказавшую ему жестокое сопротивление.:

Так как нападение Лисовского на Кинешму произошло в праздник Вознесения Господня, горожане после ухода неприятеля основали в память этого события Вознесенский женский монастырь (впоследствии, в екатерининские времена он стал приходской церковью). В этой обители нашли себе приют и церковное утешение многие вдовы и сироты убитых воинов. Обращает на себя внимание весьма характерный обычай, соблюдавшийся в Кинешме на протяжении многих столетий. На всенощное бдение и литургию в праздник Вознесения Господнего жители собирались в особом траурном уборе — серых кафтанах, темных платках и лишь по окончании обедни переодевались в цветные платья. Долгие века православный народ хранил траур по защитникам города.

В итоге Кинешемского сражения значительная часть польского отряда была уничтожена.

Мужественный пример кинешемцев возбудил и поднял на подвиг защиты отечества наших соседей решемцев и жителей города Юрьевца Поволжского. Из г. Юрьевец уже шло против Лисовского новое ополчение.

Лисовский утратил стратегическую инициативу, потерял темп, более того — оказался, фактически, заперт в Кинешме. Закрывшись в кинешемском городище, он в течении десяти дней отбивался от наседавшего на него ополчения. Оставшиеся суда были уничтожены. Теперь о переправе через Волгу не могло быть и речи.

Наконец, после нескольких вылазок, ему удалось прорваться сквозь ополчения, и Лисовский нагорным берегом Волги отправился к Костроме.

Лисовский прошел через опустошенную им Кинешму и вновь подверг ее разорению. Затем наступила очередь Решмы, которая героически защищалась, но была взята приступом.

Перелом в событиях произошел под Юрьевцем. И здесь перед нами еще более ярко выступают глубинные духовные основы борьбы за независимость и государственную целостность.

Этот святой подвизался в конце XIV — первой половине XV столетия. В селе Решма им был основан Макариев-Решемский монастырь, существующий и поныне.

В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. Сам преподобный не замедлил отозваться на эту народную веру и любовь.

Из Нижнего Новгорода под Юрьевец были направлены силы патриотов — сотня под командованием М. И. Соловцова, а также отряды стрелецких голов Богдана Износкова и Тимофея Остренева. Позже к ним присоединились отряды юрьевчан и жителей Городца под общим руководством Б.Наговицына, дворянская конная сотня письменного головы Афанасия Молвянинова и посаженные на суда казаки Посника Смагина. Общее руководство вновь было доверено М. И. Соловцову.

Таким образом, совершилось великое чудо:

Подошедший по Волге флот нижегородского воеводы Федора Шереметева завершил разгром захватчиков. Сражение окончилось победой патриотов у слободы Решма. Здесь поляки и изменники были окончательно разгромлены.

Летописный источник сообщает об этом следующее:

Местные предания о помощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского в победе над тушинцами у Решмы и Юрьевца, способствовали формированию общероссийского почитания святого. Возможно, указанные предания стали известны юному Михаилу Федоровичу Романову и его матери инокине Марфе во время их пребывания на Костромской земле в 1612—1613 гг. Это могло послужить основанием для молитвенного обращения будущего российского государя к преподобному о скорейшем возвращении из польского плена его отца — Филарета (в миру Федора) Никитича Романова и стать одним из значимых стимулов паломничества, совершенного царем Михаилом ко гробу святого Макария в 1619 г.

Героическая оборона Кинешмы, Солдоги, Решмы, победа в юрьевецком сражении, разгром элитных польских частей в 1609 году оказали решающее влияние на весь ход общероссийских событий. Защитники Родины не дали возможности полякам и изменникам напасть на Кострому и Нижний Новгород. Уничтоженный отряд Лисовского не смог принять участия в попытках врагов летом 1609 года штурмом овладеть городами Москва и Владимир. Силы врага были отвлечены и от блокированной тогда поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.

Более того, героические события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву. В 1612 году Дмитрий Пожарский повел ополчение не на Суздаль, а вдоль Волги.

Так он поступил потому, что в этих местах у патриотов был не только боевой опыт, но и четкие организационные структуры, земская солидарность, глубокая вера в Бога, дарующего победу, более того они смогли и в 1612 году оказать поддержку ополчению, дать ратников, продовольствие, в конечном счете — обеспечить успех разросшегося народно-освободительного движения.

Дата рождения Федора Боборыкина не известна. Известно лишь, что дворянский род Боборыкиных ведет свое начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых. В истории России ХVII века оставили свой след сразу пять воевод Боборыкиных, которые не только служили при дворе, но закладывали города и крепости, принимали иноземных послов и отсылали посольство.

В лице Федора Боборыкина мы имеем представителя старинной военной русской династии, верой и правдой служившей царю и отечеству.

Читайте также: