Пускают ли в реанимацию близких родственников по закону в россии 2021

Обновлено: 18.05.2024

Дата публикации: 16 сентября 2020 . Категория: Правила внутреннего распорядка.

I Информирование родственников о состоянии пациента, находящегося в ОРИТ.

В ОРИТ данные факты касаются детей старше 15 лет.

1.2 В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ФЗ № 323 информация о состоянии здоровья пациента, предоставляется лечащим врачом пациента или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента: заведующий отделением, дежурный врач-реаниматолог (в выходные и праздничные дни), лечащий врач профильного отделения (по заболеванию пациента).

В соответствии с пунктом 1.1 настоящего Порядка вышеуказанные специалисты должны получить согласие пациента (законного представителя) на предоставление о нём информации в устной или письменной форме, если пациент может выразить свою волю.

1.3 Информация о состоянии здоровья в доступной форме предоставляется законным представителям пациента (родителям, усыновителям, опекуну, попечителю, представителям учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний), если пациент (с 15 лет и старше) не запретил сообщать об этом и (или) не определил лицо, которому должна быть передана такая информация. Информация о состоянии здоровья может предоставляться при личной беседе и (или) краткая по телефону.

1.4 Лечащий врач-реаниматолог при предоставлении информации о состоянии здоровья пациента в личной беседе и (или) по телефону должен представиться и убедиться, что гражданин, желающий получить от него информацию, является законным представителем (путём уточнения сведений о пациенте).

В медицинской карте стационарного больного фиксируется ФИО, контактный телефон законных представителей.

1.5 При личной беседе законному представителю предоставляется полная информация о состоянии здоровья пациента, находящегося в ОРИТ; по телефону — только краткая информация о динамике состояния (стало лучше, без изменений, стало хуже).

1.6 В случае летального исхода пациента, находящегося в ОРИТ, заведующий ОРИТ (в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни — дежурный реаниматолог) в течение часов информирует по телефону законного представителя. Телефонный звонок осуществляется только с городского телефона.

II Посещение родственниками пациента, находящегося на лечении в ОРИТ.

2.1 В соответствии со статьёй 6 ФЗ № 323 при оказании медицинской помощи должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность посещения пациентов в медицинской организации с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2.2 Возможность посещения законными представителями пациента, находящегося в ОРИТ, определяется в индивидуальном порядке заведующим ОРИТ (с учётом соблюдения противоэпидемического режима и прав других пациентов).

2.5 Перед допуском к пациенту, находящемуся в ОРИТ, лечащий/дежурный реаниматолог должен лично в доступной форме (без применения специальных медицинских терминов) предоставить следующую информацию законному представителю пациента:

— о состоянии здоровья пациента на данный период времени, основных методах лечения,

— о возможности возникновения у пациента после посещения тревожного состояния за счёт потери стереотипа поведения,

— о возможности неправильного понимания текущей ситуации, так как большинство процедур и манипуляций для неподготовленного человека выглядят жестокими.

— о необходимости соблюдения врачебной тайны в отношении других пациентов, находящихся в ОРИТ,

— что их посещение повышает напряжённость работы среднего медицинского персонала и не должно препятствовать профессиональному уходу за пациентом,

— о возможности возникновения у законного представителя после посещения ОРИТ инфекционного заболевания за счёт контакта с госпитальной флорой.

— о том, что их посещение может создать опасность для жизни пациента за счёт случайного нарушения ими работы жизнеобеспечивающей аппаратуры в процессе посещения пациента,

— о недопустимости проведения посетителем в ОРИТ фотосъёмки и видеосъёмки, записи на диктофон, разговоров по мобильному телефону.

2.6 В целях соблюдения противоэпидемического режима при посещении пациента в ОРИТ законные представители находятся в отделении в сменной обуви, а администрация обеспечивает халатами, масками, шапочками.

III Правила посещения родственниками пациентов в ОРИТ.

Настоящие Правила разработаны на основании:

3.1 Разовый пропуск, действующий в день поступления больного, выдаётся дежурным врачом-реаниматологом при предъявлении паспорта законного представителя.

3.2 Законными представителями несовершеннолетнего являются: родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний.

3.3 Беседы законных представителей с врачом и заведующим отделением осуществляются по пропускам и графику времени, указанному в пропусках, на стендах и официальном сайте больницы.

3.4 Родственники не должны иметь признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, насморка, кашля, жидкого стула, сыпи).

Медицинские справки об отсутствии заболеваний не требуются.

3.5 Перед посещением необходимо прослушать медицинский персонал об обязательном выключении любых электронных устройств.

3.6 Посетители в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с агрессивным поведением в ОРИТ не допускаются.

3.7 Посетитель обязуется соблюдать тишину, не затруднять оказание медицинской помощи другим пациентам, выполнять указания медицинского персонала, не прикасаться к медицинским приборам.

3.8 Не разрешается посещать пациентов детям до 14 лет.

3.9 Одновременно разрешается находиться в палате не более чем двум посетителям.

3.10 Разрешается посещение пациента в ОРИТ только прямым родственникам, другие посетители допускаются в ОРИТ только в сопровождении законного представителя.

3.11 Посещения не разрешаются во время проведения в палате инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки и т. п.), проведения сердечно-легочной реанимации.

3.12 Родственники могут оказать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа.

3.13 В соответствии с ФЗ № 323 медицинскому персоналу следует обеспечить защиту прав всех пациентов, находящихся в ОРИТ, (защита персональных данных, соблюдение охранительного режима, оказание своевременной помощи).

В целях обеспечения безопасности и защиты, а также соблюдения права на неприкосновенность частной жизни других пациентов, посещение пациента может быть прервано.

IV Памятка для посетителей перед посещением ОРИТ.

Ваш ребёнок находится в нашем отделении в тяжёлом состоянии, мы оказываем ему всю необходимую помощь. Перед посещением больного ребёнка просим Вас внимательно ознакомиться с этой памяткой. Все требования, которые мы предъявляем к посетителям нашего отделения, продиктованы исключительно заботой о безопасности и комфорте пациентов, находящихся в отделении.

1. Ваш ребёнок болен, его организм сейчас особенно восприимчив к инфекции. Поэтому если у Вас имеются какие-либо признаки заразных заболеваний (насморк, кашель, боль в горле, недомогание, повышение температуры, сыпь, кишечные расстройства) не заходите в отделение- это крайне опасно для Вашего ребёнка и других пациентов в отделении.

2. Перед посещением ОРИТ надо снять верхнюю одежду, надеть бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно вымыть руки.

3. В ОРИТ не допускаются посетители, находящиеся в алкогольном (наркотическом) опьянении, с агрессивным поведением.

4. В палате ОРИТ могут находиться одновременно не более родственников, дети до 14 лет в палату не допускаются.

5. В ОРИТ следует соблюдать тишину, не брать с собой мобильных и электронных устройств (или выключить их), не прикасаться к приборам и медицинскому оборудованию, общаться с ребёнком тихо, не нарушая охранительный режим отделения, не подходить и не общаться с другими пациентами и их родственниками, неукоснительно выполнять указания медицинского персонала и не затруднять оказание медицинской помощи другим больным.

6. Вам следует покинуть ОРИТ в случае необходимости проведения в палате инвазивных манипуляций. Вас об этом попросят медицинские работники.

7. Посетители, не являющиеся прямыми родственниками (мать, отец, взрослые братья и сестры), допускаются в ОРИТ только в сопровождении законных представителей.

8. Категорически запрещены киносъемка, фотосъёмка, звукозапись и видеозапись.

С памяткой ознакомлен (а). Обязуюсь выполнять указанные в ней требования.

ФИО________________________ Подпись ________________ Дата: _____________

Степень родства (подчеркнуть) мать, отец, брат, сестра, иное ________________

При желании родственников посетить пациента в отделении анестезиологии – реанимации они должны обратиться к заведующему отделением или дежурному реаниматологу. Получить памятку для посетителей, ознакомится на стенде с правилами посещения. Получить разъяснения и расписаться в памятке. При выполнении всех требований могут быть допущены в отделение в присутствии медработника.

1. Родственники не должны иметь признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, проявлений респираторной инфекции, диареи). Медицинские справки об отсутствии заболеваний не требуются.

2. Перед посещением медицинскому персоналу необходимо провести с родственниками краткую беседу для разъяснения необходимости сообщить врачу о наличии у них каких-либо инфекционных заболеваний, психологически подготовить к тому, что посетитель увидит в отделении.

3. Перед посещением отделения посетитель должен снять верхнюю одежду. Надеть бахилы, халат, маску, шапочку (иметь с собой).

4. Мобильный телефон и другие электронные устройства должны быть выключены.

5. Посетители в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения в отделение не допускаются.

6. Посетитель обязуется соблюдать тишину, не затруднять оказание медицинской помощи пациентам, выполнять указания медицинского персонала, не прикасаться к медицинским приборам.

7. Не разрешается посещать пациентов детям в возрасте до 14 лет.

8. Одновременно разрешается находиться в палате не более, чем двум посетителям в течении 5- 10 минут.

9. Посещения родственников не разрешаются во время проведения в палате инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки и т.п.), проведения сердечно-легочной реанимации.

10. В соответствии с Федеральным законом № 323 ФЗ, медицинскому персоналу следует обеспечить защиту прав всех пациентов, находящихся в отделении реанимации (защита персональной информации, соблюдение охранительного режима, оказание своевременной помощи).

11. Посещение родственниками разрешается при отсутствии в палате других пациентов.

12. Допускаются в ОРИТ посетители, являющиеся прямыми родственниками (муж, жена, отец, мать, взрослые дети).

ПАМЯТКА

для посетителей, с которой они должны ознакомиться перед посещением своего родственника в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ)

Ваш родственник находится в нашем отделении в тяжелом состоянии, мы оказываем ему всю необходимую помощь. Перед посещением родственника просим Вас внимательно ознакомиться с этой памяткой. Все требования, которые мы предъявляем к посетителям нашего отделения, продиктованы исключительно заботой о безопасности и комфорте пациентов, находящихся в отделении.

1. Ваш родственник болен, его организм сейчас особенно восприимчив к инфекции. Поэтому если у Вас имеются какие-либо признаки заразных заболеваний (насморк, кашель, боль в горле, недомогание, повышение температуры, сыпь, кишечные расстройства) не заходите в отделение - это крайне опасно для Вашего родственника и других пациентов в отделении. Сообщите медицинскому персоналу о наличии у Вас каких-либо заболеваний для решения вопроса о том, не представляют ли они угрозу для Вашего родственника.

2. Перед посещением ОРИТ надо снять верхнюю одежду, надеть бахилы, халат, маску, шапочку, тщательно вымыть руки.

3. В ОРИТ не допускаются посетители, находящиеся в алкогольном (наркотическом) опьянении.

4. В палате ОРИТ могут находится одновременно не более 2-х родственников, дети до 14 лет к посещению в ОРИТ не допускаются.

5. В отделении следует соблюдать тишину, не брать с собой мобильных и электронных устройств (или выключить их), не прикасаться к приборам и медицинскому оборудованию, общаться с Вашим родственником тихо, не нарушать охранительный режим отделения, не подходить и не разговаривать с другими пациентами ОРИТ, неукоснительно выполнять указания медицинского персонала, не затруднять оказание медицинской помощи другим больным.

6. Вам следует покинуть ОРИТ в случае необходимости проведения в палате инвазивных манипуляций. Вас об этом попросят медицинские работники.

7. Посетители, не являющиеся прямыми родственниками пациента, допускаются в ОРИТ только в сопровождении близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, взрослых детей).

С памяткой ознакомился. Обязуюсь выполнять указанные в ней требования.

ФИО _______________________________________ Подпись___________

Степень родства с пациентом (подчеркнуть) отец мать сын дочь муж жена иное__________________ Дата _____________

До изменений, внесенных в законодательство в мае 2019 года, в палату реанимации к больному родственники могли попасть далеко не в каждом медицинском учреждении. На уровне законодательства такого запрета не существовало. Правила посещения устанавливались администрацией больницы, поэтому в большинстве случаев вход в палаты реанимационного отделения и интенсивной терапии был закрыт руководством для посторонних. Медицинские работники ссылались на соблюдение требований санитарных норм.

Нормативно-правовое регулирование

21 мая 2019 года Госдума в третьем чтении приняла Закон № 119-ФЗ о внесении изменений в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", который 29 мая 2019 года был подписан президентом.

Данный законодательный акт устанавливает общие для всех медицинских организаций правила относительно посещения пациентов больницы, включая тех, которым оказывается реанимационная помощь. То есть с момента вступления в силу данного закона руководство медицинского учреждения не вправе отказать близким родственникам, другим членам семьи навестить тяжелобольного человека, если они не нарушают правила, установленные Минздравом РФ для получения такого разрешения.

На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов можно отследить историю формирования документа, в котором будут отображаться общие требования в соответствии с принятым Законом №119-ФЗ. До момента его принятия в медицинских учреждениях действуют Правила Минздрава от 30.05.2016 № 15-1/10/1-2853.

Такие изменения в законодательстве введены с целью оказания поддержки тяжелобольным пациентам со стороны близких людей. Также, имея допуск в палаты интенсивной терапии, родственники могут удостовериться, что больному оказывается необходимая медицинская помощь.

Ранее запрет на посещение вызывал множество споров относительно достаточного оказания медицинской помощи, особенно если пациент умирал, находясь в реанимации.

Кому можно посещать больных в реанимации и как получить такое разрешение

Разрешение на визит к больному в реанимационное отделение могут получить:

  • родственники, другие члены семьи;
  • законные представители (опекуны, попечители и т. д.);
  • адвокат для защиты прав, если у больного имеется в этом необходимость (пп. 10. п. 5 ст. 19 Закона №323-ФЗ);
  • священнослужитель (пп. 11 п. 5 ст. 19 Закона №323-ФЗ).

В Правилах не оговорен конкретный круг лиц, имеющих право на визит к больному, поэтому отказ администрации больницы навестить пациента не может основываться на отсутствии близкой родственной связи. Но в Правилах указано, что непрямые родственники могут посещать пациента только в сопровождении близких людей (родители, супруги, совершеннолетние дети).

Если у больного нет других близких, кроме сестры или брата, которые в Правилах не отнесены к списку близких родственников, их допуск разрешается без сопровождения по разрешению главного врача.

Чтобы получить разрешение на визит к больному, родственник или другой законный представитель должен получить согласие лечащего врача, а также заведующего реанимационным отделением.

Если возникает какая-либо конфликтная ситуация, то для решения спора необходимо обратиться с жалобой к главврачу больницы.

Правила посещения пациента, находящегося в реанимационном отделении

Близкий или дальний родственник, опекун или адвокат - для всех действуют единые правила посещения больного, без соблюдения которых в допуске в реанимацию будет отказано. Так, установлены следующие требования:

  • у посетителей не должны наблюдаться симптомы острых инфекционных заболеваний (повышенная температура, кашель, насморк, диарея), так как это может негативно отразиться на ослабленном организме больного, но при этом требование справки о состоянии здоровья является незаконным;
  • родственники (другие лица) перед визитом к больному должны побеседовать с медперсоналом, который подготовит их психологически и ознакомит с правилами поведения;
  • посетитель допускается в палату только без верхней одежды, в халате, бахилах, шапочке, маске и с тщательно вымытыми руками;
  • во время нахождения в отделении реанимации и интенсивной терапии необходимо выключить все мобильные и электронные устройства;
  • во время визита должна соблюдаться тишина, нахождение посторонних не должно препятствовать оказанию медицинской помощи больному и другим пациентам;
  • посетители должны выполнять все указания медперсонала;
  • за один визит в палату к больному могут войти не более двух человек;
  • дети младше 14 лет не могут навещать пациентов в реанимации.
  • родственники могут ухаживать за больным по собственному согласию, но только после проведения полного инструктажа медперсоналом.

Родственники и прочие лица, которые планируют навестить больного в реанимации, должны изучить памятку для посетителя. В ней четко прописаны все пункты, которые необходимо соблюдать, находясь с больным в палате интенсивной терапии.

В качестве подтверждения того, что посетитель ознакомлен с информацией и обязуется соблюдать все правила, он ставит личную подпись в предоставленной ему медицинским сотрудником памятке.

В каких случаях родственника могут не пустить в палату

Посетителю будет отказано в допуске к больному в реанимацию, если он находится под воздействием алкоголя или наркотических веществ.

Навестить пациента не получится во время проведения в палате инвазивных манипуляций (интубация трахеи, катетеризация сосудов, перевязки, проведение сердечно-легочной реанимации). Если во время визита возникла необходимость в проведении инвазивных манипуляций, посетители должны покинуть палату по просьбе медицинских работников.

Отказ в посещении больного, аргументированный требованиями внутреннего распорядка медицинского учреждения, является незаконным. Визит к больным осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными в пп. 15 ст. 79 Закона № 323-ФЗ.


Photo: Sharon McCutcheon / Unsplash

Юрист Анна Повалихина рассказывает, как реализуется право на посещение родственника в ОРИТ, какие правила следует соблюдать и что делать, если в реанимацию все-таки не пускают

Время чтения: 5 мин.


Photo: Sharon McCutcheon / Unsplash

Врач утверждает, что в больнице карантин, и вообще — правила внутреннего распорядка запрещают приходить родственникам. Что делать?

19 августа 2020 года Минздрав России приказом № 869н утвердил общие требования к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий.

Приказ вступит в силу 21 сентября 2020 года.

Посетителям запрещается пользоваться мобильным телефоном и другими электронными устройствами.

По-прежнему сохраняется правило, по которому одновременно находиться в палате могут не более двух посетителей.

А вот ограничения, касающиеся внешнего вида посетителей, сняты. Теперь перед входом в отделение не нужно надевать бахилы, халат, маску, шапочку. По крайней мере, таких требований в документе нет и вам не могут отказать в посещении, если у вас нет бахил или халата.

Перед посещением реанимации ознакомьтесь с Правилами, а лучше распечатайте их, чтобы в случае разногласий показать медицинским работникам.

Нет. В Правилах перечислены все условия, при выполнении которых родственникам разрешается навещать пациентов в реанимации, и среди них нет требования предоставлять врачам справки об отсутствии заболеваний или результаты каких-либо анализов.

Кто может навещать пациента в отделении реанимации? Могут ли отказать в посещении двоюродной сестре или племяннику?

Согласно принятым требованиям пациента старше 18 лет могут посещать не только родственники и члены семьи, но и иные лица, например, друзья, но только с согласия пациента.

Теперь пациента в стационаре, даже в ОРИТ, могут посещать дети без ограничения возраста.

Для посещения пациентов в тяжелом состоянии, находящихся в палате, в том числе в ОРИТ, а также пациентов, которые не могут выразить согласие на посещение и/или отсутствует законный представитель, нужно согласие.заведующего отделением или дежурного врача / ответственного за посещения.

К сожалению, в приказе нет никаких четких критериев, которыми должны руководствоваться должностные лица медицинской организации, согласовывая посещение тяжелого пациента.

Право на посещение священнослужителя, адвоката или законного представителя для защиты прав пациента предусмотрено статьей 19 Федерального закона № 323 , оно остается неизменным.

Какие-либо конкретные ситуации в требованиях не обозначены. Указано лишь то, что посетители не должны препятствовать оказанию медицинской помощи.

Врач утверждает, что в больнице карантин, и вообще – правила внутреннего распорядка запрещают приходить родственникам. Что делать?

Запрещено посещение пациентов, находящихся в инфекционных боксированных отделениях и инфекционных боксированных палатах, а также в период введения в медицинской организации (ее структурном подразделении) ограничительных мероприятий (карантина).

Правила внутреннего распорядка – не повод вам отказать. Подобных ограничений не предусмотрено ни законом, ни Правилами посещения. Любые медицинские инструкции, указания и какие бы то ни было документы, не разрешающие посещение родственника, нарушают федеральное законодательство и не могут применяться.

Однако, в новых правилах есть оговорка о том, что посещение пациента осуществляется с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации. К сожалению, нигде не указано, какие требования по соблюдению противоэпидемического режима могут стать поводом запретить посещение, какие интересы и каких лиц будут основаниями отказа.

Если лечащий врач отказывает в доступе в реанимацию, обратитесь к заведующему ОРИТ. Поставьте его в известность, что в случае отказа обратитесь с жалобой к главному врачу.

Если проблема не решена, необходимо подать жалобу на имя главного врача учреждения (см. форму жалобы) .

Жалобу необходимо распечатать или написать от руки в двух экземплярах. Один экземпляр отдаете секретарю, на втором экземпляре вам должны поставить отметку о регистрации обращения (входящий номер, дату принятия и подпись принявшего лица) - этот экземпляр оставляете себе (см. инструкцию по подаче обращений) .

Позвоните на горячую линию Минздрава РФ 8 800 200-03-89 и подайте обращение через сайт Росздравнадзора или на горячую линию Росздравнадзора 8 800 550 99 03.

Можно также обратиться с жалобами в территориальный орган Росздравнадзора, территориальный Фонд ОМС по вашему субъекту и прокуратуру на нарушение права на посещение родственника в стационаре.

Минздрав/департамент здравоохранения региона вправе принять приказ, регулирующий порядок посещения отделений реанимации в подведомственных учреждениях, который не должен противоречить нормам Федерального закона и приказа Минздрава РФ. Региональный или локальный правовой акт может расширять права граждан по сравнению с федеральным законодательством, но не ущемлять их.

Если ваш родственник находится в ОРИТ медицинского учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы, и вас к нему не пускают, в обращениях можно ссылаться и на Приказ № 451 (см. форму жалобы) .

Врач, как обычно, из-за этого окажется между молотом и наковальней, так как при любом его действии (пустил/не пустил) он неизбежно что-то нарушит, а следовательно, может быть наказан.

Министерство здравоохранения представило требования медикам, которые обязаны по новому закону пускать родственников к пациентам, находящимся в реанимационном отделении.

Минздрав представил требования к больницам для организации исполнения закона о допуске родственников к пациентам в реанимационные отделения.

В них почему-то никак не учитывается, что существуют очень разные лечебные учреждения, и, соответственно, очень разные палаты интенсивной терапии, а в них – разный контингент больных. Значит, и требования для посетителей (регламент посещений) в них не может быть едиными для всех.

К слову, и материальный аспект: кто будет отвечать за разбитую (повреждённую) аппаратуру или даже разбитое учётное лекарство, если это произошло по вине посетителя или им непосредственно?

Предложенные Минздравом “общие требования” никак эти (впрочем, как и ряд иных) обстоятельства не учитывают.

Вот, к примеру, упоминается вскользь о необходимости обеспечения сохранения врачебной тайны (персональных данных пациентов). Но как это возможно выполнить, когда посторонние люди находятся непосредственно в рабочей зоне? Таблички на кроватях с диагнозами и фамилиями, медицинские документы в открытом доступе (лежат открыто на столе, да ещё в раскрытом виде), общение персонала друг с другом, осмотры консультантов и разговоры по телефону о больных и т. д.
Права других пациентов неизбежно нарушаются.

К примеру, что делать с необходимостью испражнения на судно в присутствии посторонних лиц? “Требования” Минздрава предписывают удалить родственников при “инвазивных манипуляциях”. Испражнение к ним не относится.
Кстати, как и … непосредственно реанимационные мероприятия. Больной уже на ИВЛ, массаж сердца, введение лекарства в УЖЕ стоящую капельницу, дефибрилляция – где тут “инвазия”?
Да и c родственниками, в основном, некогда будет спорить. А они как раз захотят удостовериться, что всё делалось “как надо”. Ещё и под запись видео придётся работать.
Не будешь же силой их удалять?

Но это всё ЧАСТНЫЕ вопросы, которых, на самом деле, гораздо больше. Это пример недодуманности и скороспелости, “сырости” министерского документа.

Давайте возьмём более общие моменты.

Медицинский персонал работает, прежде всего, в интересах пациента, а не его родственников. В этом смысле никакие проблемы близких пациента медицинский персонал вообще никак не затрагивают, и находятся вне сферы их профессиональной деятельности и компетенции.
Медперсонал абсолютно ничего не должен родственникам больного, и совершенно не должен что-либо делать для решения их проблем психологического свойства.

Теперь смотрим на сам факт посещения больного в реанимации.
Кому он нужен? Если родственнику больного – то это не относится к работе персонала лечебного учреждения вообще. Если самому пациенту, то оцениваем его способность участвовать в этом акте посещения. Если пациент, скажем, без сознания, он оценить то, что его “навещают”, не может, а само посещение превращается в простое удовлетворение желания родственника “посмотреть”.
Но какое отношение это желание “просто посмотреть” относится к лечению больного и работе реанимации?

Так что, по факту, если больной неадекватен или без сознания, то смысла его посещения нет никакого. А вот потенциальный вред такого визита есть. В чём он заключается?

От санэпид вопросов до пусть даже случайных, но наносящих вред действий неадекватных “посетителей”. Причём вред может быть по отношению к другим пациентам.

То есть, пользы для больного нет, а потенциальный вред для него – есть. Тогда о каких визитах в реанимацию мы говорим в этом случае вообще?
В интересах больных реанимации следовало бы запретить посещение больных с нарушенным сознанием.

Возьмём пример, когда больной в сознании и адекватен. Навещающий его родственник адекватен, здоров, вежлив, “тише воды – ниже травы”.
В целом, некий идеальный вариант – как правило, на практике недостижимый.

Что там предписано минздравовскими “требованиями”?

Персонал должен провести беседу/инструктаж (ответить на вопросы), расспросить посетителя на предмет имеющихся у него заболеваний, осмотреть его на этот же предмет (измерить температуру, осмотреть зев. кожные покровы).
Делает это какой персонал? Персонал реанимации! Который, вообще-то, должен заниматься совершенно другими делами – лечением пациентов реанимации, включая и всякие сопутствующие действия, о которых часто забывают: аптека, прачечная, пищеблок и т.д.
Всё это требует времени и сил.
Я уж скромно умалчиваю, что работа с посетителями не входит в работу персонала реанимации, а следовательно и никак не оплачивается. Скажете: “Мелочность и меркантильность”?

А не надо забывать, что посетителей теперь будет не один за сутки. Предположим, имеет место “стандартная” небольшая реанимация на 6 коек. Если к каждому пациенту хотя бы один раз в день придут двое посетителей – то это уже 12 человек, с которыми надо беседовать, проводить инструктаж, проводить осмотр и всё прочее. А кто сказал, что их придёт лишь двое и лишь один раз? Время посещения не регламентируется; т.е. посетителей может быть и 20 и 30 человек за сутки. Пусть в теории, но ведь может?

Затем такой тихий и адекватный посетитель проходит в реанимацию.

– А где можно взять салфетку, вытереть лицо?
– А где можно её намочить?
– А где можно помыть руки?
– А какое мыло?
– А чем можно вытереть руки?
– А можно я ему на время руку отвяжу?
– А можно сухой бинтик ему руку заново привязать?

И на каждый такой вопрос персонал должен бросить свою работу и заниматься посетителем.

Силы и время персонала, потраченные на посетителей, по сути, украдены у пациентов, к которым меньше внимания, меньше действий. Усталость персонала выше, рассеянность внимания и концентрации выше, вероятность ошибок – растёт также. И это, повторюсь, при самом “идеальном варианте” посещения.
И ради чего всё это? Ради “хочу посмотреть”?
А если нет, если вариант не идеальный? Если скандал? Если угроза? Персонал реанимации тоже люди – как им работать дальше?

Автор: врач Игорь Семёнов

Как сообщалось ранее, министерство здравоохранения представило требования к руководителям медучреждений, которые обязаны по новому закону организовать беспрепятственный допуск родственников с пациентам, находящимся в реанимационном отделении. Однако к формулировкам Минздрава возникли вопросы. В частности, московский кардиолог Алексей Эрлих назвал новые требования министерства жестокими и бесчеловечными. Врач уверен, что текст в нынешнем виде даёт основание для его побуквенного использования, а это лишит родственников возможности посещать реанимацию. Подробнее читайте: Минздрав составил правила посещения отделения реанимации – их назвали жестокими

Читайте также: