Психологическая дистанция как условие обеспечения личностной безопасности

Обновлено: 16.06.2024

Личная безопасность человека и его психология.В предупреждении криминальных событий определенное место принадлежит пониманию самим человеком необходимости обеспечения личной безопасности.

Особо важное значение имеет способность предвидеть последствия развития ситуаций, в которых оказывается человек, особенно если эти последствия окрашены чувством опасности как для него самого, так и для связанных с ним людей. Например, заключение сомнительных сделок может навлечь беду на совершенно не причастных к этому лиц. Лучшая защита от опасности — возможность предвидеть ее как в самой ситуации, так и в ее последствиях и предпринять правильные действия. Однако не менее эффективным средством защиты может быть и бездействие, т.е. отсутствие всяких или хотя бы выраженных действий в ответ на сложившуюся ситуацию.

Любое действие вносит в ситуацию дополнительные возмущения и если его последствия не осознаны, то результаты могут быть неожиданными, в том числе и опасными. Трудность несовершения каких-либо действий (бездействия) состоит в том, что некоторые ситуации как бы задевают, втягивают человека, провоцируют его к реагированию. Вместе с тем они возникают и развиваются по своим, не всегда достаточно хорошо известным человеку законам. Ситуации могут быть исчерпаны либо угаснуть сами собой, без активного вмешательства. Поэтому важно уметь оценить момент, когда действие является неизбежным и необходимым способом реагирования.

Сильным средством обеспечения личной безопасности может быть знание психологических закономерностей, управляющих поведением людей. Укажем некоторые из них.

В каждый момент своей жизни человек оказывается включенным в определенный социально-психологический контекст, в определенную систему взаимодействий и отношений между людьми, независимо от того, осознает он это или нет. Его поведение определяется степенью осознания, понимания им реальных отношений и сильно зависит от степени их субъективного искажения.

Каждый человек обладает базисной системой личных ценностей, которую он стремится сохранить, усилить и защитить. Основной из этих ценностей является чувство собственного достоинства, проявляющееся в том, как человек ведет себя по отношению к другим и чего он ожидает (или требует) от других по отношению к себе.

Основными регуляторами межчеловеческого поведения являются такие морально-психологические образования, как совесть, стыд, вина и ответственность. Все они по существу взаимосвязаны, но первичным и наиболее глубоким является чувство стыда. Сильное влияние на поведение людей оказывают неформальные социальные нормы, бытующие в том кругу, где люди воспитываются и живут.

Психологические особенности обеспечения личной безопасности в условиях материально-денежных отношений.В настоящее время одной из самых мощных сил, управляющих поведением больших масс людей, становится стремление к материальному обогащению. Само по себе вполне допустимое, оно таит в себе серьезную угрозу личной безопасности. Эта угроза связана с некоторыми свойствами денег. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги способны стать всеобщим мерилом любых ценностей, в том числе и ценности человеческой жизни.

Давно известно, что там, где начинаются деньги, кончаются человеческие отношения. Точнее говоря, где начинаются деньга, там человеческие отношения незаметно переходят в денежные, лишь закамуфлированные в форму человеческих. Деньги живут по своим законам, по ним они производятся и оборачиваются. Люди думают, что они управляют жизнью денег, тогда как на самом деле деньги управляют жизнью людей.

Включаясь в систему новых отношений, прежде всего материально-денежных, в целях обеспечения личной безопасности необходимо иметь в виду следующее:

• в любой ситуации понять, кто ею управляет, кто контролирует потоки денежных и материальных ценностей; в каком звене системы и какое место занимает человек; по каким правилам строятся взаимоотношения между окружающими людьми;

• уяснить условия и требования, которым нужно соответствовать, чтобы остаться членом системы;

• понять интересы и стремления других людей, которые могут быть затронуты определенными действиями, оценить вероятность оказаться в позиции чьего-либо конкурента и способность вступить в конкурентные отношения;

• особо внимательно надо оценить систему взаимозависимости людей, ее характер и силу, особенно зависимости материальной, родственной, дружеской, приятельской; опасность идет со стороны людей, попадающих в ситуации жесткой зависимости;

• опасными являются лица, располагающие сведениями, компрометирующими кого-либо; прямую угрозу несут действия, провоцирующие к обнародованию компрометирующей информации.

Обычно люди, дающие отрицательный ответ на перечисленные вопросы, являются повышенно виктимными, т.е. уязвимыми для негативного, агрессивного воздействия со стороны. Они плохо обучаются на собственном опыте, жизнь их ничему не учит. Из-за этих своих качеств они в определенном смысле опасны и для других, так как склонны втягивать их в неприятные ситуации.

В то же время никакая опасность не бывает глобальной (кроме, может быть, мировой катастрофы). Любые факторы, условия, обстоятельства действуют избирательно, втягивая в орбиту своего действия лишь определенных людей. Психологически это выражается в предрасположенности быть втянутым в ту или иную неприятность. Существует даже целая наука о жертвах преступлений — виктимология, одной из задач которой и является выяснение таких предрасположенностей. Знание о них служит психологическим оружием защиты от попадания в острые, конфликтные или криминальные ситуации с негативными или тяжелыми последствиями. Весьма мощными средствами психологической защиты являются следующие мировоззренческие установки:

• окружающий мир не злонамерен и не имеет целью причинить страдания;

• ни с каким отдельным человеком не может произойти ничего такого, чего уже когда-либо не происходило со множеством других людей;

• с каждым отдельным человеком происходит именно то, что должно произойти именно с ним, и не более того;

• в любой и каждой конкретной ситуации человек оказывается не случайно и не бессмысленно, но с целью решения определенной жизненной задачи, хотя понять эту задачу в большинстве случаев крайне сложно.

Состояние личной безопасности резко ослабляется, если человек утрачивает контроль над ситуацией как содержащей потенциальную угрозу для него; если он не оценивает и не предвидит последствий своих действий; если он обладает благами или правами, принадлежащими ему не по праву, несправедливо либо в результате прямого криминала.

Контроль за ситуацией состоит главным образом в понимании и точной оценке интересов людей, которые окружают человека, независимо от того, временный и краткосрочный это контакт или длительный и постоянный.

Особая ситуация возникает, если человек связан с другими людьми отношениями родственной или материальной зависимости.

Важным средством обеспечения личной безопасности является комплекс приемов и навыков, в совокупности обозначаемый визуальной психодиагностикой, т.е. способностью определения психологических особенностей человека по зрительно воспринимаемым чертам его внешности и формам поведения. Психодиагностические суждения касаются, как правило, особенностей личности другого человека, черт его характера, но главным образом — мотивов, побудительных сил поведения.

Для целей сохранения безопасной личной позиции в обыденном, ежедневном общении полезно знать некоторые признаки поведения, потенциально способствующие осложнению, повышению напряженности при взаимодействии и общении людей.

Агрессивная установка по отношению к другим людям проявляется в позе человека, особенно в скрещивании им рук и ног. Скрещивание ног в сидячем положении — это признак сопротивления, если при этом скрещены и руки на груди — то перед вами противник. Другие признаки противника — отклонение тела назад, наклон головы вперед, взгляд исподлобья, руки на бедрах или локоть левой руки лежит на колене, а правая рука опирается на бедро или колено. Характерно также приближение к сопернику, сокращение дистанции, вхождение в личное пространство другого.

Примерно то же значение имеют жесты и действия, выражающие претензию на территориальные права: человек кладет ногу на ручку кресла, стол, ставит багаж на свободные места в транспорте, зале ожидания. Могут быть и другие способы захватывания пространства. Вторжение в пространство другого человека всегда вызывает напряжение и чревато конфликтом.

Психологическая дистанция.Понятие дистанции, расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологический смысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанция определяется многими факторами, но главные — это представления людей о себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом. Определение дистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретным лицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикой для этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношение к любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признаки того социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет, и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразно держаться в общении с ним.

Существует определенный предел, барьер, за которым начинается личное пространство человека и в которое он не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждым человеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него. Бесцеремонность, отсутствие чувства такта — это и есть нарушение дистанции и системы внутренних, личных ценностей человека.

Сформулированные правила хорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотя условия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкивают их друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают его полностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространстве позицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

Билет 1.Правовая психология личности, ее структура и содержание.

В любом, а в особенности в правомерном поведении, имеющем всегда высокую значимость для личности, обнаруживается она вся, вся ее психология. Поэтому правомерное поведение личности возможно практически при полной правовой неподготовленности. Это не случайно, ибо мораль и права неразрывно связаны, и личность, разбирающаяся в вопросах морали, которой присущи честность, порядочность, добросовестность, доброжелательность, человечность, ответственность, организованность, требовательность к себе и, пр., интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет. Правда, в некоторых случаях, характерных тонкостями правового урегулирования, не поддающимися моральной оценке, возможны все же промахи, которые подпадают под квалификацию немотивированных или неосторожных.

Таким образом, личность, находящаяся на достаточно высоком уровне социального, морального, интеллектуального развития, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения. Вместе с тем надежные взаимоотношения личности с правовой системой, гарантирующие ее от всяких случайных правонарушений и обеспечивающие правильное решение ею всех правовых вопросов, возникающих в процессе жизни и деятельности, требуют, чтобы она была развита и в правовом отношении. Развитие правовой психологии — одновременно общее развитие личности, внутренний фактор, движущая сила такого развития, которые в ряде случаев могут быть и решающими.

Структура и содержание правовой психологии личности переплетаются с ее общей структурой и качественными характеристиками.

основные требования правомерного поведения к гражданину (и его психологии). Он должен:

• знать законы и их требования;

• быть убежденным в необходимости правомерного поведения;

• обладать желанием вести себя правомерно;

• уметь вести себя правомерно;

• быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования;

•обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.

Направленность личности на правомерное поведениевключает в себя ее правоориентированные побудительные силы:

• гармонично развитые духовные и материальные потребности, отсутствие криминогенных деформаций их (алкоголизма, наркомании, клептомании, половой извращенности и др.);

• правосознание — правовые взгляды, идеи, убеждения, идеалы справедливости, законности, равноправия, единства прав и обязанностей и др.

• правовые установки, выражающиеся в пристальном и устойчивом внимании и интересе к правовым вопросам жизни общества, коллектива, группы, членом которой человек является, и строго законному их решению. Ориентироваться, проявлять всегда внимание — значит создать предпосылки, чтобы осмыслить, понять, соразмерить свое поведение с правовыми требованиями;

• интересы и потребности в правомерном поведении и содействии укреплению законности и правопорядка, в личном посильном участии в такой работе, в поддержке правоохранительных органов, в принятии мер к соблюдению правовых норм и установлений в своем окружении, в семье, на работе, в оказании помощи людям, оступившимся и вступившим в конфликт с правовой системой;

Чаще всего человека побуждает не один, а несколько мотивов. Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно присутствие мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии. Подструктуре направленности принадлежит системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности. Она определяет избирательность активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая и взаимоотношения с правовой системой.

Для правомерного поведения личности необходимо и правильное понимание юридически значимых ситуаций жизни и деятельности, принятие правомерных решений, правильного построения правоотношений. Обеспечивается это наличием у личности достаточной правовой компетентности, компонентами которой выступают:

• правовая осведомленность — достаточный объем правовых знаний, необходимый для безукоризненной правовой регуляции своих поступков, отношений, принятия повседневно-бытовых и профессиональных решений. Для разных членов общества эта осведомленность колеблется в широком диапазоне: от минимума, ниже которого опускаться нельзя, до профессиональной юридической образованности, предела совершенствования которому нет;

• правовые умения и навыки, объем которых опять-таки определяется местом данной личности в правовой сфере, а поэтому может и должен колебаться в широком диапазоне. Каждому гражданину надо по меньшей мере уметь осуществлять правовую регуляцию своего поведения в различных жизненных ситуациях, на улицах, дорогах, в общественных местах, семье, при посещении государственных учреждений и пр.; уметь решать правовые проблемы — обращаться в юридические консультации и органы, оформлять юридически значимые документы, действовать правильно, когда он становится виновником или очевидцем правонарушения (например, дорожно-транспортного), обнаруживает факты или вещи (находка, обнаружение лица, объявленного в розыск, и пр.), могущие иметь юридическое значение, когда у него возникают обоснованные подозрения, которые могут оказать помощь органам правопорядка, и т.п.;

Ежедневно мы контактируем с огромным количеством людей, начиная от родственников и заканчивая прохожими на улице. С некоторыми людьми у нас очень близкие отношения, им мы позволяем подойти к нам как можно ближе и даже обнимать нас, а некоторых не хочется подпускать близко к себе, и при общении с ними мы бессознательно отдаляемся от них.

В некоторых случаях расстояние между собеседниками сильно влияет на исход общения. Если дистанция между участниками диалога значительная, собеседники ощущают отсутствие контакта. По такому расположению можно подумать, что собеседники негативно друг к другу настроены. Напротив, если расстояние короткое, может сложиться впечатление, что один вторгается в личное пространство другого.

Пространственные зоны общения

Замечание 1
Каждый представитель животного мира неосознанно защищает свое личное пространство. То, на каком расстоянии мы держимся от собеседника, говорит о том, как мы к нему расположены. Существует раздел психологии, изучающий законы, по которым живые существа располагаются по отношению друг к другу в процесса общения. Он называется проксемикой. Данный раздел был выделен в 1960-х годах американским психологом Эдвардом Холлом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Дистанция общения в психологии 480 руб.
  • Реферат Дистанция общения в психологии 280 руб.
  • Контрольная работа Дистанция общения в психологии 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принято выделять четыре пространственные зоны общения. К ним относятся:

  • интимная зона (допускает расстояние в 15-45 см);
  • личная зона (допускает расстояние в 46-122 см);
  • социальная зона (допускает расстояние в 122 – 360 см);
  • публичная зона (допускает расстояние от 360 см и больше).

Если рассматривать эти зоны более детально, можно выделить следующие закономерности:

В интимную зону допускаются только самые близкие люди – родные, хорошие друзья. Здесь допускаются прикосновения, объятия, доверительные жесты.

В личную зону входят люди, с которыми мы имеем деловые отношения – знакомые, коллеги по работе. Личная дистанция подразумевает только лишь уверенный визуальный контакт между общающимися людьми, и лишь иногда — социально обусловленные прикосновения. Здесь допустимы рукопожатия, незначительные похлопывания по плечу.

Социальная зона соблюдается на деловых встречах в обширных помещениях. Отношения в данной зоне имеют официальный характер. Примером общения людей в социальной зоне является школа или любое другое учебное заведение.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Примером публичной зоны может стать выступление перед большой группой людей, например, на митинге, концерте.

Однако существуют некоторые исключения, которые меняют допустимое расстояние в ту или иную сторону. На установленные проксемикой границы влияют многие факторы, такие, как:

  1. Самооценка человека и уверенность в себе. Человек с низкой самооценкой старается отдалиться, держаться в стороне от собеседника и даже отступать от него. Люди с адекватной или высокой самооценкой, наоборот, стараются подойти как можно ближе к собеседнику, чем нарушают допустимую дистанцию общения.
  2. Индивидуальные психологические особенности. Всем известные психотипы также по-разному ведут себя в процессе межличностного общения. Интроверты стараются держаться подальше от собеседника, чем расширяют свою интимную зону. Экстраверты, в свою очередь, бессознательно сокращают свою интимную зону.
  3. Воспитание. Общение с другими людьми во многом зависит от воспитания. Если ребенок рос и воспитывался вместе с братьями и сестрами и разделял с ними одну комнату, в зрелом возрасте они также нуждаются в небольшом личном пространстве. А если ребенок рос один, ему нужно большее личное пространство.
  4. Национальность. Такой фактор, как национальность, также влияет на границы общения. Для разных народов характерны разные дистанции для межличностного общения. Народы Кавказа, латиноамериканцы и итальянцы, например, допускают более тесный контакт с собеседником, в то время как жители Северной Европы и японцы стараются избегать прикосновений при общении.

Создание психологической дистанции

Каждый из нас переживал неприятные времена: кого-то увольняли, кто-то неудачно шутил или поступал опрометчиво, обижал других и потом жалел об этом. Да, всем хочется вернуть события вспять и что-то изменить. Но из прошлого можно только сделать только выводы, изменить его нельзя. Оно влияет на нас самым непосредственным образом и сложно сказать, хорошо это или нет. В определенных ситуациях наше прошлое может убить всю радость жизни. Для того чтобы этого не происходило и написана эта статья.

Прошлое просто так не отпускает. Мы должны создать некоторую психологическую дистанцию для этого. Таким образом мы прекратим портить себе настроение, вспоминая об этом, и научимся смотреть на картины прошлого как ученые: объективно и беспристрастно.

Вот пять советов, которые помогут создать психологическую дистанцию.

Посмотрите на свое прошлое с точки зрения другого человека

Вспомните, что плохого случилось с вами в последнее время. А теперь представьте, что то же самое случилось с кем-то в фильме или на сцене театра. Играйте с этим: перематывайте ситуацию вперед и назад, замедляйте или ускоряйте, добавляйте звуки аплодисментов.

Представьте, что вы едите попкорн, наблюдая за всем этим. Посмейтесь над своим прошлым: так как мы склонны преувеличивать негативные события, теперь можно создать позитивный гротеск на них. После того, как фильм закончен, представьте, что встаете с кресла и покидаете кинотеатр.

Измените свое окружение

Это очень простой и практичный способ создать дистанцию между собой и своим прошлым. Начните с того места, которое больше всего напоминает о прошлом — спальня, гостиная, офис, что угодно.

Теперь поработайте над ее изменением: переставьте мебель, купите новую, повесьте картину, окрасьте стены в другие цвета, купите ковер.

Музыка, которую вы слушаете ежедневно — еще одна вещь вашей среды, которую можно изменить. Мы часто ассоциируем определенную группу, песню или альбом с определенным периодом жизни, поэтому поиск новой музыки может создать непосредственную психологическую дистанцию.

Ищите новый опыт

Активный поиск нового опыта — еще один отличный способ создать психологическую дистанцию.

Один из способов, которым мы цепляемся за наше прошлое — это не пробовать ничего нового. Ведь таким образом вы словно отказываетесь двигаться дальше. Мы предпочли бы остаться в этом доме, бывать в тех же местах, следовать той же программе. Это удерживает нас в ловушке тех же паттернов, которые напоминают нам о прошлом.

Посещайте новые места, заводите новых друзей и будьте открыты новым занятиям. Сосредоточьтесь на создании новых будущих воспоминаний, а не только на тех, что у вас уже есть.

Просто продолжайте двигаться вперед.

Напоминайте себе о том, что изменилось

Большинство изменений в нашей жизни происходят медленно и постепенно. Только когда мы останавливаемся и оглядываемся на 5-10 лет, то замечаем, насколько отличаются наши жизни сегодня.

Выделите 5 минут свободного времени и просто запишите 3 значимых события, которые произошли в вашей жизни за последние 5 лет. Вспомните, какой ваша жизнь была в прошлом, и какая она сейчас, в настоящем.

Представьте ментальную дверь

Психологическая дистанция основана на нашем субъективном восприятии. Учитывая это, идея с ментальной дверью кажется не такой глупо, верно?

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Что такое убеждения и как их изменить
  • Розовая ретроспекция
  • 10 способов избавиться от апатии
  • Пособие для генерации новых идей
  • Как быть счастливым: знания и навыки
  • Топ-7 способов оставить прошлое в прошлом
  • Что такое зона личного комфорта и как не дать ее нарушить
  • Как избавиться от эмоционального багажа
  • Уроки жизни от Джима Рона
  • Упражнения для благодарности

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

(автор методики Е.И. Медведская (Медведская Е. И. Мы глазами детей: Экспресс – диагностика личностных особенностей младших школьников: Пособ. для практ. психологов, педагогов, социальных работников. – Мн.: Бестпринт, 1997.), модифицированный вариант Т.А. Заеко)

Цель методики: определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам большой семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами большой семьи. Выполнение диагностической процедуры каждым членом семьи позволяет получить представление о структуре психологического пространства каждого члена семьи и оценить сплоченность семьи в целом.

Теория и описание методики Одним из способов организации психологического пространства является психологическая дистанция. Она фиксирует относительно устойчивые границы психологического пространства и позволяет выделить существование данных устойчивых границ, как в своем пространстве, так и в психологическом пространстве другого человека. Психологическая дистанция является сложным личностным образованием, в структуру которого входят:

  • Обобщенное представление о себе, о своих возможностях и ограничениях во взаимодействии с другим человеком;
  • Обобщенное понятие о другом, о его свойствах;
  • Принятие решения о степени собственного влияния на другого и открытости (закрытости) своей психологической реальности для воздействия этого другого.

Дистанция — коуч-система пошагового развития личности

Дистанция — это система пошагового развития личности, разработанная Н.И. Козловым.

Я отвечаю на вопросы: Как работает Дистанция? Кажется, так все становится более понятным.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Работать над собой хотят все, однако у большинства попытки неуспешны: или люди бросают эти занятия, как слишком трудные, либо занимаются годами, не получая в результате ничего. Дистанция — это система простых шагов, каждый из которых сделать не сложно, а в результате человек получает впечатляющие результаты.

Программа Дистанции напоминает школу с гибкой программой. С одной стороны, на Дистанции обязательная программа — упражнения, общие для всех, по семи основным направлениям. Это:

  1. Развитие логики (четкого, конструктивного мышления),
  2. Привитие привычки к здоровому образу жизни,
  3. Развитие навыков эффективной коммуникации,
  4. Управление эмоциями,
  5. Порядок с финансами и налаженный учет времени (тайм-менеджмент и, шире — лайф-менеджмент, выстраивание жизненной перспективы),
  6. Поднятие своего статуса и влияния,
  7. Умение и привычка жить с любовью: жить с любовью к делу, к вещам, к себе и к людям.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​С другой стороны, каждый участник Дистанции вместе с ведущим из готового набора упражнений делает свою подборку, актуальную для его задач. Для людей, ориентированных на бизнес — своя программа развития, ориентированных на семью или развитие себя — свои программы. Последнее время все большую популярность приобретает корпоративная Дистанция: система обучения ключевых сотрудников организации, воспитание из них эффективных, ответственных и энергичных людей, умеющих работать в команде. Кроме того, есть специализированные программы для женщин, есть родительская Дистанция, помогающая в воспитании детей. Вы самостоятельно ставите свои цели и двигаетесь туда, куда нужно вам, а ведущий дистанции, как коуч-сопровождающий, помогает вам на этом пути двигаться максимально эффективно.
Первые результаты появятся через месяц, серьезные — через три месяца, впечатляющие — через год. Среднее время работы на Дистанции — девять месяцев, но для большинства дистантников это остается новым образом жизни.

Формат работы: встречи раз в неделю (вживую или онлайн) и ежедневная самостоятельная работа (в среднем полчаса в день). Об условиях, расписании, стоимости и других подробностях вы можете узнать на здесь.

Записаться на Дистанцию к Марине Смирновой — психологу, консультанту по деловым, личным, семейным и детско-родительским вопросам, можно по адресу

Основная плата за настоящие, качественные изменения в вас самих и вашей жизни — каждый день полчаса делать не сложные для себя вещи. Вы к этому готовы? Справитесь?



Эта мама занимается на Дистанции. А вы?

Каждую неделю Дистантники встречаются — вживую или онлайн, через скайп. На встрече обычно от 4 до 8 человек, и общие встречи — очень важная и радостная часть работы на Дистанции. Обычно на такой еженедельной встрече вы делитесь своими успехами, ведущий вам помогает (объясняет, уточняет и направляет), а другие участники вас слушают, поддерживают и делятся своими находками. Вместе работать — проще, эффективнее и веселее. Когда вы видите успехи ваших друзей, видите их реальные изменения, можете поделиться своими находками и получить помощь и поддержку — движение вперед идет быстрее. Позитивный и конструктивный настрой на общей встрече создает специально подготовленный ведущий Дистанции. Отношения дистантников и ведущего Дистанции — взаимный добровольный выбор. Дистантник выбирает следовать рекомендациям ведущего, если верит в его опыт и профессионализм, ведущий выбирает работать с дистантником, если видит, что тот работает честно и качественно, работает эффективно.

Энергичным и ответственным подходом Дистанция многим напоминает коучинг, однако методика Дистанции была разработана в синтон-подходе еще тогда, когда коучинга не было, и методика ее уникальна. Именно на Дистанции были воспитаны те, кто сегодня стоит у руководства Синтона, кто являются лучшими синтоновскими тренерами, а это — лучшие тренеры России. Дистанция — уникальный инструмент достижения целей.

Что чаще всего дистантники отмечают как свои результаты работы на Дистанции? Они об этом пишут с удовольствием и подробно. У кого-то это повышение зарплаты, карьерные успехи на работе, у других — открытие собственного успешного бизнеса, в случае корпоративной Дистанции — серьезное повышение работы отдела или организации в целом, взлет финансовых показателей. Если цели были личного плана, это создание крепкой гармоничной семьи или укрепление отношений в существующей, творческая самореализация, общественное признание и многое другое. Всё это может быть доступно и вам, если вы решите, что достойны более энергичной, успешной и результативной жизни.

На Дистанции вы поймете, что жизнь прекрасна. Что есть люди, которые любят вас, и есть люди, которых любите вы. Вы поймете, что в жизни есть смысл.

Если вы живете в Москве, вы можете работать на очной Дистанции: это самая эффективная форма работы. Если вы из другого города, вы можете работать на Дистанции онлайн, через скайп, и это также будет великолепным вариантом. Записывайтесь!

Атмосфера на Дистанции — очень теплая и очень требовательная. Одновременно. Это заряд энергии и одновременно настоящая работа, хотя бы потому, что нужно вести дневник и писать отчеты. Если вы готовы быть внимательными и честными, работать в команде и выполнять собственные обязательства, ждем вас! Рады вам, приходите!

Да, а для самых серьезных — Университет практической психологии. Это год Дистанции лично у Н.И. Козлова, новые перспективы в бизнесе, налаженное здоровье, радость в семье, порядок с детьми. Для тех, кто хочет стать психологом — диплом коуч-консультанта и тренера.

Коммуникативная дистанция в некотором смысле является переходным этапом к такой негативной форме общения, как коммуникативное запугивание.

Дистанция общения в психологии - О чем говорит дистанция в общении

О чем говорит дистанция в общении

На каком расстоянии друг от друга находятся люди, когда они общаются между собой? Человек с опытом уже может сделать из этого важные выводы о том, как люди взаимодействуют друг с другом, какие темы обсуждают и кто какой статус имеет. Дистанцию в общении люди обычно сохраняют (или строят) бессознательно, но полезно обращать на нее внимание и иногда делать это сознательно.

Когда вы разговариваете, расстояние между вами должно быть приемлемым для собеседника и соответствовать вашим целям общения. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда это решающее обстоятельство, определяющее успех или неудачу разговора. Если вы находитесь слишком далеко от собеседника чисто в пространственном отношении, он почувствует отсутствие контакта, и вы покажетесь ему человеком, который холоден или недружелюбен по отношению к нему. Напротив, слишком маленькая дистанция заставляет его чувствовать, что на него давят, что вы назойливы и навязчивы.

А как вы ответите на вопрос: где больше расстояние между собеседниками — в маленькой комнате или в большом зале? В углу комнаты или в середине комнаты? Правильный ответ здесь… (Люди сохраняют большую межличностную дистанцию в маленьких помещениях или в углу комнаты, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре комнаты).

Как на дистанцию общения влияет симпатия: мы готовы ставить меньшую дистанцию между собой и теми, кто нам нравится, и предполагаем, что у них схожие интересы и ценности. Из этого следует важный практический вывод: если вы хотите продемонстрировать близость к человеку, постарайтесь сократить расстояние между вами, но если после вашего следующего микрошага (или поклона) в его сторону он сделает такой же микрошаг назад или синхронно отклонится от вас, значит, вы находитесь на пределе приемлемой для него дистанции.

Приемлемо на данный момент. Возможно, через несколько минут его представление о допустимом расстоянии между вами изменится, особенно если вы подстроитесь под позу, жесты, дыхание или тему разговора вашего собеседника. В то же время, если в какой-то ситуации вы чувствуете сопротивление делового партнера вашему желанию сократить дистанцию, не спешите с выводами: не очевидно, что он расположен к вам мало, дело может быть в его общем отношении к людям.

Расстояние связано со статусом: Чем более важным и значимым он себя чувствует, тем больше он будет настаивать на большом расстоянии.

В кабинете первых лиц, чтобы подчеркнуть величие своего хозяина, используется самый большой по размеру стол, который обязательно будет стоять между вами.

На дистанцию разговора влияет опрятность человека, особенно его запах. Приятный запах способствует сокращению расстояния, такой человек притягивает собеседника, а если кто-то не ухаживает за собой, не чистит зубы или не лечится — расстояние общения с ним будет длиннее, а контакт — короче.

Межличностная дистанция

Холл выделяет четыре основных дистанции, которые являются индикаторами типа отношений, связывающих взаимодействующих людей, и называются интимной, личной, социальной и формальной (публичной) дистанциями.

Интимное расстояние — это расстояние между людьми, находящимися в непосредственном контакте, до 0,5 метра. Такое расстояние указывает на очень близкие отношения между собеседниками (за исключением, конечно, случаев, когда незнакомые люди оказываются невольно скопленными вместе, например, в общественном транспорте). Принудительное сокращение межличностного пространства обычно вызывает дискомфорт, поскольку в толпе происходит тесный физический контакт с совершенно незнакомыми людьми.

Личная зона устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1,25 метра. Он характерен для общения людей, находящихся в дружеских отношениях, или между близкими друзьями.

Социальная зона более протяженная и составляет примерно от 1,25 до 3,5 метров. Эта дистанция сохраняется для людей, состоящих в деловых отношениях или других социальных взаимодействиях. Эта дистанция сохраняется во взаимодействии между покупателями и продавцами, студентами и преподавателями и т.д., причем крайняя граница этой зоны указывает либо на очень формальные, либо на более напряженные отношения.

Официальная (общественная) зона составляет от 3,5 до 7,5 метров. Эта дистанция указывает на то, что общение носит очень формальный характер. Это могут быть расстояния в публичных выступлениях, общении с официальными лицами, торжественных ритуальных мероприятиях.

Этот поведенческий эффект был подтвержден в исследованиях, в частности в эксперименте Г. Розенфельда, который просил студенток общаться с собеседником (обычно студентом, научным сотрудником). В одной ситуации студенток попросили выразить привязанность, а в другой — избегать проявления привязанности. В первой ситуации студентки сидели на расстоянии от 1 до 1,5 метров от исследовательского ассистента, а во второй — на расстоянии от 2 до 2,5 метров от него (Rosenfeld, 1965).

В целом, людям с нормальным чувством дистанции удобно говорить на расстоянии, которое соответствует их восприятию степени близости и знакомства между ними и их текущему типу социальных отношений — короче говоря, их восприятию социальных норм.

Изменение зоны личного пространства

Размер зоны личного пространства может меняться под влиянием различных факторов. Один из них мы уже упоминали: близость общающихся людей. Например, понаблюдайте за тем, как окружающие вас люди общаются в интимной зоне. Любовники прижимают свои тела друг к другу и находятся в интимной зоне друг друга. Когда незнакомые люди целуются, это совсем другое расстояние. Например, кто-то поздравляет вас с Новым годом; или пришла дальняя знакомая вашей бабушки и обязательно захочет вас поцеловать. В этом случае оттолкните нижнюю часть тела как можно дальше, стремясь выйти из интимной зоны.

Другим фактором, определяющим дистанцию между коммуникантами, можно назвать социально-возрастной. Исследователи обнаружили, что чем больше разница в возрасте между общающимися людьми, тем больше расстояние между ними. Когда мы общаемся со сверстниками, мы немного ближе, чем когда мы общаемся с человеком, который намного старше нас. То же самое происходит и при общении с человеком более высокого социального статуса. Ученики общаются со своим классным руководителем на более коротком расстоянии, чем, например, с директором или завучем.

Причина этого, вероятно, в том, что рост часто ассоциируется с размерами человека. Австралийский психолог Пол Р. Уилсон показал, что рост человека в глазах посторонних не всегда совпадает с его реальным ростом и часто зависит от его социального статуса.

Так, если во время разговора вы подойдете к высокому или низкому собеседнику, он может почувствовать себя неловко. Однако если вы подойдете к миниатюрной женщине или высокому мужчине, они могут почувствовать себя несколько неловко.

Различия в дистанции общения также носят национальный характер. Если представители одной нации, например, японцы, привыкли к скученности, то другие предпочитают широкие пространства и любят держаться на расстоянии. Э. Холл утверждает, что у каждого народа есть свои нормы установления и поддержания контактов на определенном расстоянии. Эти нормы перенимаются каждым новым поколением. Э. Холл утверждает, что типичное расстояние для американца, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, составляет около двух футов. Для испаноязычных взрослых это расстояние является запредельным, поскольку они научились очень близко общаться с собеседником в своей стране.

Мы уже упоминали, что скопление людей на концертах, в кинотеатрах, на эскалаторах, в транспорте и лифтах приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга, а иногда и к конфликтным ситуациям. А. Добрович выработал ряд неписаных правил поведения современного человека в условиях скопления людей, например, в автобусе или лифте. Эти правила следующие:

1.Не разрешается разговаривать ни с кем, даже со знакомыми.

2. Не рекомендуется пялиться на других.

3. Лицо должно быть абсолютно бесстрастным — никакое выражение эмоций не допускается.

4. Когда вы держите в руках книгу или газету, вы должны быть полностью поглощены чтением.

5. Чем теснее в транспорте, тем более скованными должны быть ваши движения.

6. В лифте смотрите только на табло этажа над головой.

Важность индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникабельности учителя

— Взаимодействие факторов контроля и сотрудничества в организации образовательного процесса;

— Наличие чувства психологической общности с учителями;

— Ориентация на взрослого человека с высоким уровнем уверенности в себе и самооценки;

— Отсутствие авторитарных форм воспитательного воздействия.

— Использование интереса учащихся в качестве контролирующего фактора в образовании;

— Единство делового и личного общения;

— Вовлечение студентов в правильно организованную систему образовательного общения, в том числе через различные формы деятельности: клубы, конференции, дебаты и т.д.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям развивать навыки общения следующим образом:

1. Необходимо осознать, что школа — это часть общества, а отношение учителя к детям — это выражение требований общества.

2. Учитель не должен открыто демонстрировать свое педагогическое отношение. Дети должны воспринимать его слова и действия как выражение его собственных убеждений, а не просто как обязанность. Искренность учителя — залог хорошего контакта с учениками.

3. Адекватная оценка собственной личности. Самопознание и самоконтроль должны быть постоянной заботой каждого учителя. Умение контролировать свое эмоциональное состояние требует особого внимания: на учебный процесс влияет раздражительный тон, преобладание негативных эмоций и крик.

4. Педагогически значимые отношения должны быть основаны на взаимном уважении ученика и учителя. Необходимо уважать индивидуальность каждого ученика, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников и поддерживать развитие положительных личностных качеств.

5. Преподавателю следует обратить внимание на выгодную самопрезентацию: показать сильные стороны своей личности, увлечения, навыки, широту эрудиции, но в ненавязчивой форме.

6. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, правильно интерпретировать поведение.

7. Повышение речевой активности учащихся за счет снижения речевой активности учителя является важным показателем коммуникативных навыков учителя.

8. Будьте щедры на похвалу, даже если ученики делают небольшие успехи. Хвалить следует в присутствии других, а порицать лучше наедине. Речь учителя должна быть выразительной. Даже если ваш голос не очень хорош, ваши жесты, мимика, внешний вид могут помочь.

9. Сделайте родителей своих учеников союзниками ваших педагогических намерений.

10.Содержание разговоров должно быть интересным для обеих сторон.

Если учитель будет следовать этим советам, он/она избежит многих проблем и трудностей в общении.

Постепенно происходит стабилизация состава способов и средств реализации коммуникативной деятельности, формируется определенная устойчивая целостная структура — индивидуальный стиль педагогического общения. В процессе спонтанного развития своего стиля учитель использует и известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально подходящими.

В дальнейшем происходит стабилизация этих способов и средств общения, стихийно формируется индивидуальный стиль общения, который субъективно удобен, но не всегда профессионально оптимален, поскольку учитель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с учетом требований деятельности. Чем раньше учитель осознает необходимость формирования своего стиля, чем больше у него возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет процесс его становления как профессионала.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Дистанцирование в отношениях в психологии подразумевает отстранённость, установление и удержание психологической дистанции между людьми. Дистанцирование для человека зачастую выступает необходимой потребностью в восстановлении душевного равновесия, обретения гармонии, внутреннего комфорта, разрешения внутриличностного конфликта.

Причины дистанцирования

Базисной причиной формирования отстранённого состояния выступает воспитание в эмоционально сдержанной холодной семье. Под холодными понимаются те семьи, в которых и в помине не было проявления нежных чувств, взрослые не показывали любовь друг к другу, к детям, не учили отпрысков проявлять свои эмоции. Эмоциональная отстранённость взрослых в отношении друг друга и к крохе наносит глубокие раны душе ребёнка на всю последующую жизнь. И он впоследствии растрачивает свою жизнь на поиски любви, при этом, не умея отдавать её, поскольку его этому не научили.

Как итог нередко в семье вырастает ребёнок, который ошибочно считает, что любовь следует непременно заслужить или думает, если меня не любили, то и я никого не стану любить.

Взрослый человек серьёзно переживает эту проблему, принесённую из детства. Зачастую дети дают обещание, что как родители они поступать не будут. Но ввиду того, что другого образца отношений ребёнок не наблюдал, то он копирует своих родителей в своей взрослой жизни. Это проявляется в том, что выросший ребёнок не способен наладить эмоциональную связь уже со своими детьми, зачастую больше их ругает, чем хвалит, постоянно критикует, о хорошем промолчит.


В холодных семьях считают, что хорошее поведение является нормой, поэтому говорить об этом не так уж и важно. Излюбленная фраза родителей гласит, что каждый нормальный человек понимает, как поступать можно, а как не нужно.

Виды дистанцирования в отношениях

Одним из тяжёлых видов эмоционального дистанцирования является молчание. Поскольку человек является социальным существом, то одной из базовых потребностей выступает причастность к эмоционально значимой группе. И если родитель, друг, муж молчит, не хочет коммуницировать, то человек переживает неизвестность, ощущает себя некомфортно. И в первом, и во втором случае причиной такого поведения является личное бессилие человека, поскольку отсутствует навык установления эмоционального контакта и в результате применяются крайне деструктивные, но привычные формы поведения.

Выделяют ещё такую форму дистанцирования, как ощущение, что другие препятствуют в достижении целей, поскольку на коммуникацию с ними надо выделять время, эмоции, силы, деньги и зачастую это всё впустую. А сколько можно было бы сделать для себя полезного. Причиной этого всего является та же эмоциональная холодность взрослых.

Но иногда причиной дистанцирования выступает слияние с родителем (чаще с матерью), которая внушает, что все за исключением неё недостойные люди и не стоит на них тратить время.

Дистанцирование в отношениях между мужчиной и женщиной отмечается, когда назревают трудности в коммуникации. Например, у мужчины есть множество любовных связей, он обаятелен, но после третьего свидания, а то и первого он обрывает контакты. Женщина также может менять мужчин беспрестанно. Таких мужчин называют мачо, а женщин стервами. Им стоит посочувствовать, поскольку такие женщины или мужчины страшатся истинной близости, ведь их душа наполнена страхом и хаосом. Им боязно открываться другому человеку. Зачастую первые встречи наполнены пустяковыми разговорами, забавными случаями из жизни, но затем приходит время говорить о себе, о своих ценностях, переживаниях и происходит разрыв.

Также одной из форм дистанцирования в отношениях являются измены. Объясняются они невозможностью сохранять близость с одним человеком.

Если в приоритетность семье выступает карьера или трудоголизм, то это также выражение дистанцирования. Семья при этом есть, но занимает не первое место в жизни человека. Психологические зависимости – игромания, алкоголизм, компьютерная зависимость, наркомания также являются своеобразным способом дистанцирования в отношениях.

Пример дистанцирования в отношениях: родители откупаются от своих чад подарками, супруги ощущают себя не нужными дома, заводят любовников. В таких семьях, на первый взгляд счастливых, нередко взрослые, а также отпрыски становятся зависимыми от психоактивных веществ.

Очень часто встречаются семьи, где проявление чувств не приветствуется. В таких семьях всё спокойно, без эмоций, а если эмоции проявляются, то только негативные. Положительные эмоции отнесены в запретную категорию, взрослые не разрешают ни себе, ни детям радоваться.

Дистанцирование в отношениях после расставания

Наилучшим способом прекратить отношения является бесконтактный период. Это означает исключение переписок по электронной почте, отслеживание социальных сетей, смс, прекращение живого общения, телефонных звонков. Бесконтактный период поможет избежать эмоциональных осложнений. Как бы жёстко и мучительно не было, но это лучший способ выйти из кризиса.

Главная цель после разрыва отношений это двигаться дальше, начать новую жизнь и эмоциональное дистанцирование после расставания должно в этом помочь.

Итак, сложностей во взаимоотношениях между людьми может быть множество. Недопонимание, конфликты препятствуют возникновению желанной близости и гармонии в отношениях. Проработать страхи, эмоциональное дистанцирование в отношениях можно с психологом на очных консультациях. Семейная психотерапия помогает понять причины не умения выстраивать грамотно отношения с противоположным полом, благополучно переживать кризисы, находить правильные выходы из тупиковых ситуаций.

Важно понимать, что умение вовремя дистанцироваться это не всегда плохо. Ведь дистанцирование в отношениях мужчины и женщины это простыми словами сохранение внутренней автономности и целостности. Придерживаясь её, можно сохранить гармоничные отношения на долгие годы.

Читайте также: