Психологическая дистанция как условие обеспечения личностной безопасности презентация

Обновлено: 02.07.2024

Согласно закону “О безопасности” (05.03.92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом.

Реакция человека на опасности, благодаря его разуму, отличается от инстинктивных действий животных предвидением развития событий и оценкой впоследствии своих действий. Это позволяет ему найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер.

Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Очень часто люди оказываются психологически неподготовленными к действиям в экстремальных ситуациях. А ведь психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания.

В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность. По данным учёных, существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Однако реально ли подготовить человека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие грамотно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями?

Да, реально. И занимаются решением этих проблем различные науки. Например, психология, виктимология. Виктимология представляет учение о жертве преступления, основным элементом её предмета является виктимность поведения. Под виктимным поведением понимается такое поведение, которое вводит человека в какую-либо или одновременно в несколько групп риска.

Согласно статистическим данным, от 70% до 90% всех преступлений провоцируются самой жертвой.

Хочу назвать вам несколько комплексов, которые могут быть свойственны виктимной личности.

Комплекс Красной Шапочки

Совершая определённые действия, жертва не предвидит возможной опасности и не ожидает наступления соответствующих последствий, хотя по обстоятельствам и при должной осмотрительности должна была бы её предвидеть. То есть такая вот форма “психической небрежности”.

Комплекс Икара

Более распространённый вариант комплекса Красной Шапочки.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но легкомысленно рассчитывает, что всё обойдётся. Тоже своего рода “психическая небрежность”.

Комплекс Голиафа

ГОЛИАФ, в Ветхом завете, великан-филистимлянин из города Гефа, убитый Давидом во время войны между филистимлянами и израильтянами. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоёвывал победу своей стороне. Согласно библейскому описанию, Голиаф был шести локтей и пяди ростом (т.е. около 3 м). Давид, человек обычного роста, не облаченный в тяжёлые доспехи, использовал в поединке только пращу. Выпущенный им камень попал Голиафу в лоб, расколол ему череп и убил его.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но рассчитывает без достаточных оснований, что с ситуацией справится; поведение жертвы отличается излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой собственных сил. Такая вот “психическая самонадеянность”.

Комплекс Ивана Сусанина

Совершая определённые действия, жертва уверена в наступлении неблагоприятных для себя последствий, и даже делает всё возможное, чтобы они наступили, но относится к ним безразлично. Так, Иван Сусанин отнюдь не был самоубийцей, хотя и сделал всё для наступления столь печального для себя результата.

И, наконец, последний комплекс.

Комплекс де Голля

Жертва действует осмысленно, выверяет свои планы, учитывая возможные негативные последствия. Трезво оценивает изменяющуюся обстановку, быстро и адекватно реагирует на изменения. Расчёт преобладает над эмоциями, присутствует способность при необходимости поступиться чем-то, чтобы сохранить главное. Невиновное поведение.

  • комплексы Красной Шапочки и Ивана Сусанина – уровень виктимности очень высокий; комплекс Икара – от высокого до очень высокого;
  • комплекс Голиафа – от повышенного до высокого;
  • и комплекс де Голля – уровень виктимности нормальный.

Виктимная личность воспринимает окружающий мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от самого человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам. Мировоззрение виктимной личности может быть условно выражено в поговорке “Чему быть, того не миновать”.

Проявления виктимности условно подразделяют на несколько видов:

  • засохшие цветы на подоконнике, переполненный почтовый ящик в подъезде – знаки того, что хозяев давно нет дома;
  • открытая форточка на первом или последнем этаже;
  • шикарная, в отличие от других, входная дверь в подъезде;
  • обилие дорогих украшений (человек в одиночку вечером возвращается домой).
  • ощупывание кармана в день зарплаты указывает, где деньги;
  • тщательное прятание чего-то с оглядыванием вокруг себя;
  • резкие движения, когда вокруг террористы;
  • вопросы к первому встречному в чужом городе;
  • демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
  • согласие пойти куда-либо с незнакомым человеком.

– Назовите проявления виктимности, известные вам.

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть возможности для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной деятельности с учётом законов безопасного поведения.

Стать безопасной личностью возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не даёт возможности усвоить богатый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению своей личной безопасности.

  1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
  3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
  4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
  5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
  6. Пойдёте ли вы на всё, чтобы получить то, что вам очень хочется?
  7. Любите ли вы больших собак?
  8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
  9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
  12. Нравится ли вам знать заранее, что вам подарят?

А теперь подсчитаем.

Больше 8 очков. Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждёте разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь немного проще.

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас есть прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придаёт людям такое очарование!

Меньше 4 очков. Можно сказать одно: вы абсолютно безрассудны. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Наш совет: научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет стать вам спокойнее и рассудительнее.

Известны психологические механизмы поведения людей, способствующие большей безопасности.

Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным. Такой человек находится в лучших условиях, и с ним, скорее всего, не случится ничего плохого.

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность;
  • уметь распознавать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твёрдым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Никогда не сдавайтесь! Ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства. Думайте! Пока никто и ничто не угрожает вашей драгоценной жизни, думайте. Потому что потом думать будет и некогда, и поздно. Потому мысленно моделируйте возможные экстремальные ситуации. Тренируйте образную память. Делайте это для того, чтобы в трудные минуты ваше поведение было автоматическим.

Апатия

Пpи неожиданной катастpофе, когда гибель пpедставляется неизбежной, единственная стопpоцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии – как заглатываемый удавом кpолик. Истоpия кpупных аваpий изобилует пpимеpами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстpо потеpяли надежду и ничего не пpедпpинимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заpанее настpоиться на воспpиятие кpитической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать геpоем. Вы должны испытывать душевный подъём. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток инфоpмации угнетает психику. Одиночная камеpа – сильнейшее наказание для заключённого. Но ситуация вовсе не безнадёжна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для пpиведения в поpядок знаний, идей, самооpганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает – тренируйте мускулы.

Заведите себе домашнее животное, напpимеp, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнётся само собой, но Вы опеpедите события для пpофилактики психических наpушений. Невозможность писать – хороший повод начать сеpьёзную тpениpовку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удеpживать в голове не одну большую теорию.

Необъятность pаботы

Интеллектуалы плохо пеpеносят монотонную физическую pаботу. Пpедположим, Вам необходимо пpойти огpомное pасстояние или пеpевеpнуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постоpоннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте пpиятные эпизоды, фильмы, книги. Анализиpуйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Ещё можно мечтать – о том, как хоpошо всё когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, напpимеp, в тpениpовке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

Депpессия

Депpессия наступает в pезультате большой неудачи или большой потеpи. К депpессии может пpивести совокупность мелких непpиятностей, отсутствие успеха – когда “всё плохо”. В таком состоянии может сформироваться суицидальное настpоение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя пpавило: всегда по возможности оттягивать пpинятие pешений. Утpо вечеpа мудpенее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, пpидёт хоpоший совет. Учитывайте: любая тяжёлая потеpя эмоционально пеpеживается только пеpвые тpи дня. Потом человек ко всему пpивыкает. Набеpитесь сил на тpи дня. Если не хочется жить, пpоведите pевизию тех pадостей, котоpые для Вас ещё доступны. Их может набpаться достаточно, чтобы опpавдать Ваше существование. Если у Вас есть вpаги, подумайте, как они будут обpадованы Вашим бездаpным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то pешительный поступок, совеpшите его “под занавес”. Это может веpнуть Вам волю.

Наpкотики

Категоpически не пpобуйте наpкотики. Для здоpовья, возможно, и не будет вpеда от одного pаза, но Вы навсегда сломаете в себе баpьеp, и поддаться соблазну втоpой pаз будет гоpаздо легче. Вообще, лучший способ убеpечься от опасных соблазнов – не пpобовать. Личный опыт – чепуховое достижение по сpавнению с pиском pаспада личности и разрушением здоровья. Пpаведность нынче не в моде. Но если Вы – сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых, заурядных людей?
К тому же, волевые качества существенно пpибавляют Вам ценность пpи деловом знакомстве, пpи устpойстве на pаботу в солидную фиpму.

Паника

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению пpедставляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению – нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, – тут и начинается давка. В панике люди забывают моpаль: могут задавить и детей, и стаpиков. Паника не отключает способность сообpажать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

Надежда

В тpудностях помогает деpжаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о “дембеле”, Робинзон – о паpусе на гоpизонте. Имейте запасные мечты на случай пpовала основной. Не ставьте всё на одну каpту: двигайтесь в нескольких напpавлениях (но бойтесь pазбpасываться). Смотpите фильмы с хорошим концом. Веpьте в то, что из любого непpиятного положения выход существует в пpинципе. Пpоблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

  • “Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный” (Плутарх, древнегреческий философ)
  • “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем” (Ж. Мольер)
  • “Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь” (Народная мудрость)

– Будьте мужественными, ответственными и, конечно, не забывайте о своей безопасности.

Презентация на тему Презентация Психологическая безопасность, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 30 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Цель: ознакомить участников семинара с

Давайте поздороваемся

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении. Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье - условие жизненной

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Работа в группах

Работа в группах

Факторы риска в образовательной среде : - недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, - низкая

Факторы риска в образовательной среде : - недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, - низкая активность учащихся и педагогов, - несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности.- доброжелательную атмосферу, - высокий уровень вовлеченности в школьную среду и

Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности.

- доброжелательную атмосферу, - высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, - повышение родительского и общественного участия, - поддержку учащихся в период возрастных кризисов, - удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы, - уважительное отношение и др.

Все участники встают в круг, вытягивают руки вперед и закрывают глаза. Ведущий начинает упражнение:
- пообщаемся руками. Попытайтесь найти на ощупь руки ваших соседей.
- поздоровайтесь за руки;
-попробуйте взять соседа под руку;
-положите руки соседям на плечи;
-опустите руки и возьмитесь за руки;
-откройте глаза и похлопайте друг другу.

На лепестках ромашки пишутся фразы, например:
1. Я отличаюсь от других тем, что.
2. Моя самая большая проблема — это.
3. Я счастлив потому, что.
4. Меня радует, когда.
5. Меня раздражает.
6. Я себе не нравлюсь за то, что.
7. Самое мое лучшее качество — это.
8. Я обижаюсь, когда.
9. Я себя люблю за то, что.
10. Я хочу, чтобы.
11. Когда я окончу университет.
12. Если бы я был(а) волшебником.
13. Мне хотелось бы изменить.
14. Друзья меня ценят за.
15. Мое жизненное кредо.
16. Я не смогу простить человека, если он.
17. В людях я больше всего ценю.
18. Мир вокруг кажется мне.
19. Иногда люди не понимают меня, потому что.
20. Мне бывает стыдно, когда.
Нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

По кругу передается пакет с различными небольшими предметами. Каждый участник выбирает любой понравившийся ему предмет. Около двух минут рассматривает его. Затем участники образуют пары. В паре каждый рассказывает о себе от лица выбранного предмета. Затем меняются предметами и рассказывают о себе от лица предмета партнера.

Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобра-зить: - вместо глаз – то, на что они любят смотреть; - вместо носа – то, что они любят нюхать; - вместо рта – то, что они любят произносить; - вместо ушей – то, что они любят слушать; - вместо волос – то, о чем они чаще всего думают. По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о со-стоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружаю-щему миру.

Стресс на мне Используем рисунок человека и спасательный круг

Используем рисунок человека и спасательный круг

Найти позитивное начало в любой ситуации

Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем.

Стирка
Езда на лошади
На машине
насос
Мытье окон
Катание на коньках


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1) 1 .

Направления анализа безопасности человека


Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность — защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности) 2 .

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности 3 .

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности 7 .

Критерии психологического здоровья


1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Структура субъектности


Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности



Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

Виктимные качества


2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты


Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит



Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности


В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).


Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Формы межличностной защиты



Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит



2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.

Чтобы определить, что такое психологическая дистанция, предположим, что есть какое-то наиболее комфортное для участников состояние в общении. И когда один из партнеров начинает отдаляться, у нас возникает страх отвержения. Или, наоборот, партнер начинает навязываться, - тогда возникает желание удалиться.

Психологическая дистанция

Психологическая дистанция. Это очень загадочная величина, определяемая больше на уровне интуиции, чувств , эмоций, чем какими-то рациональными способами.

Психологическая дистанция в близких отношениях

Конечно, есть попытки искать корреляцию между реальной, пространственной дистанцией и психологической дистанцией, но я думаю что это корреляция не вполне описывает происходящее.

Поэтому я и не вижу смысла измерять психологическую дистанцию обычным логическим способом.

Но тем не менее психологическая дистанция очень важное понятие при анализе близких отношениях.

Чтобы определить, что такое психологическая дистанция, предположим, что есть какое-то состояние в общении, в диалоге наиболее оптимальное, комфортное для участников.

Назовем это оптимальной психологической дистанцией

Теперь предположим, что партнер, собеседник как то замкнулся, отдалился, сместил фокус внимания, тогда у человека возникает дискомфорт, страх отвержения и желание приблизиться.

А если наоборот, партнер что то начинает навязываться, слишком акцентировать внимание, может даже требовать, то опять возникает чувство дискомфорта, но страх уже поглощения и желание удалиться.

Итак , психологическая дистанция величина не абсолютная , а относительная и определяется через чувство комфорта-дискомфорта и страха отвержения или поглощения.

Опираясь на такое понимание психологической дистанции удобно анализировать динамику и некоторые процессы в близких отношениях.

Психологическая дистанция

Стоит обратить внимание как и за счет чего психологическая дистанция может изменяться. Из предложенного определения сближение может происходить за счет уменьшения страха поглощения, страха, что можно подпасть под влияние, отдать на собой и своими действиями власть, страха что могут использовать ресурсы в чужих интересах. Это страх уменьшается за счет каких то гарантий , а главное развивающегося доверия и симпатии. Второй момент влияющий на сближение это возникшее любопытство к партнеру, а также интерес , который возможно удовлетворить за счет ресурсов партнера или в совместной деятельности. Тогда возникает стимул преодолеть страх поглощения. Также сближение может происходить из за усиления страха отвержения, который может возникнуть в том числе в фоне, относительно рассматриваемых отношений, например , из за потери других значимых близких отношений.

Если говорить об динамике увеличения психологической дистанции, то страх отвержения должен уменьшаться, что происходит за счет : потери или уменьшения интереса, доверия, симпатии, любопытства. Отдельным пунктом можно поставить осознанный процесс сепарации, когда и интерес сохраняется и страх отвержения сильный, но люди осознанно идут на увеличение психологической дистанции.

Власть и психологическая дистанция

Как я уже предположил, что психологическая дистанция определяется через чувство комфорта- дискомфорта и страха отвержения-поглощения.

Так как психологическая дистанция определяется между двумя участниками, то чувство комфорта - дискомфорта может отличаться у каждого из них.

Там где одному партнеру по отношениям комфортно у другого возникает страх отвержения или поглощения.

И тогда возникает конфликт.

Кто и и как устанавливает комфортную для себя психологическую дистанцию?

Этот конфликт так или иначе разворачивается в любой семейной паре.

Разница воспитания, темперамента, истории отношений, неудовлетворенные потребности создают предпосылки для предпочтения той или иной психологической дистанции.

И это представление может казаться в определенный период как единственно верное.

Предположим мужу комфортно та психологическая дистанция, которая сложилась в отношениях.

Жена же чувствует дискомфорт и некоторый страх отвержения , так как для нее предложенная мужем психологическая дистанция слишком велика и ей хотелось бы поближе.

Если в данной паре права и власть устанавливать характер отношений у мужа , то ей приходиться терпеть или… начинать борьбу за власть.

Эта борьба может выглядеть по-разному. Так как это является конфликтом интересов, то возможны различные виды конфронтаций, от самых аффективных вспышек до конструктивных переговорв, от горячих ссор до холодного игнорирования.

Из нашего примера женщине необходимо добиться более близких отношений.

Но парадокс в том, что если она будет сама вызывать негативные эмоции у мужа, напрямую претендовать на власть, то это у него вызовет дискомфорт и страх поглощения , а значит желание ещё больше отдалиться.

Она может пойти более хитрым путем : сама отдалиться , вызвав страх отвержения у мужа, например, заговорить о разводе, начать болеть с угрозой смерти, что тоже вызовет страх потери и это подтолкнет мужа к сближению.

Но предположим, что она добилась так или иначе своего, и отношения их стали ближе и для неё более комфортны. Теперь муж должен терпеть или .

Такие качели довольно часто можно наблюдать в парах.

Осложняет этот процесс ещё и то что, в этот процесс вмешивается удовлетворение или неудовлетворение потребности в признании. Уступивший власть в установлении комфортной психологической дистанции , оказывается проигравшим дважды : он не может удовлетворить свою потребность в близости, а также оказывается проигравшим в конкурентной борьбе за признание.

Зато победив, он оказывается в двойном выйгрыше.

Это ещё более ожесточает борьбу.

В семьях, где женщине приходиться оставить карьеру ради рождения и воспитания детей приходится и потребность в признании и потребность в близости удовлетворять посредством общения с мужем. Он же взяв ответственность за семью , претендует и на власть устанавливать психологическую дистанцию.

Для семьи это может оказаться тяжёлым кризисом.

В каждой паре это решается по разному.

Это только один характерный пример в отношениях, который показывает важность внимательного анализа динамики психологической дистанции.

Автор Сергей Александров

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.

  • СЕТ 1. ПСИХОСОМАТИКА: ПРИЧИНЫ, ЗАПУСКАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ
  • СЕТ 2. МАТРИЦА ЗДОРОВЬЯ
  • СЕТ 3. КАК ПОХУДЕТЬ РАЗ И НАВСЕГДА
  • СЕТ 4. ДЕТИ
  • СЕТ 5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОМОЛОЖЕНИЯ
  • СЕТ 6. ДЕНЬГИ, ДОЛГИ И КРЕДИТЫ
  • СЕТ 7. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
  • СЕТ 8.ОБИДА
  • СЕТ 9. САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
  • СЕТ 10. СТРЕСС, ТРЕВОГА И СТРАХ

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также: