Пространственные данные росреестра что это

Обновлено: 02.07.2024

Управление геодезии и картографии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и сообщает.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов.

Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не уполномочен проводить правовую экспертизу представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в территориальный орган Росреестра документов, давать указания своим территориальным органам о принятии соответствующего решения по конкретному делу.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 31 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования к подготовке межевого плана), в реквизит "1" раздела "Исходные данные" включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети (далее - ГГС) и пунктов опорной межевой сети (далее - ОМС) указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 30.12.2015 N 431 "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии) установлено, что материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Закона о геодезии, являются данными федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о геодезии ведение ФФПД, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется федеральным государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД").

Порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, и порядок определения размера платы за предоставление указанных пространственных данных и материалов установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 10 Закона о геодезии.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 262 (далее - Правила), пространственные данные и материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также заявление о предоставлении таких пространственных данных и материалов, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

К заявлению о предоставлении пространственных данных и материалов ФФПД прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, если такое заявление представлено представителем заявителя, а также документ, подтверждающий право заявителя на получение пространственных данных и материалов, находящихся в фонде, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны сведения, в том числе о координатах пунктов ГГС в государственных системах координат, об отметках высот пунктов государственной нивелирной сети в государственной системе высот предоставляются заявителям единовременно на основании поступившего заявления применительно к девяти и менее пунктам.

Выписки из каталогов координат пунктов ГГС в государственных системах координат, из сводных нивелирных каталогов в государственной системе высот в количестве более девяти пунктов предоставляются при наличии документа, подтверждающего право заявителя на получение материалов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Пространственные данные и материалы, не являющиеся объектами авторского права, предоставляются после заключения договора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил в заявлении о предоставлении пространственных данных и материалов указываются, в том числе условия и срок использования пространственных данных и материалов.

Также сообщаем, что ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" начата работа по предоставлению из ФФПД заявителям сведений о координатах пунктов ГГС в местной системе координат (МСК - субъекта) на территории Новгородской и Нижегородской областей.

Информация об этом размещена на официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и на официальных сайтах Управлений Росреестра по Новгородской и Нижегородской областям.

Согласно пункту 32 Требований к подготовке межевого плана и пункту 28 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования к подготовке технического плана) в реквизите "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о ГГС или ОМС, которые применялись при выполнении кадастровых работ:

1) система координат;

2) название пункта и тип знака геодезической сети;

3) класс геодезической сети;

4) координаты пунктов;

5) сведения о состоянии наружного знака пункта.

В графе "6" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются дата выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта и слова "сохранился", "не обнаружен" или "утрачен" в зависимости от состояния такого пункта.

В реквизите "2" раздела "Исходные данные" должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах ГГС или ОМС, использованных при выполнении кадастровых работ.

При этом в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона N 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, дата обследования состояния наружных знаков не может быть ранее даты заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Сведения о пунктах ОМС указываются в разделе 12 приложения N 8 к приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 968".

В Требованиях к межевому плану установлено, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах ГГС или ОМС, а также в установленном частью 3 статьи 22 Закона о регистрации случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

При этом, учитывая положения пункта 28 Требований к подготовке технического плана и пункта 31 Требований к подготовке межевого плана, указываются сведения только об использованных при выполнении кадастровых работ пунктах ГГС или ОМС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Полномочия по нормативному правовому регулированию выходят за рамки компетенции Росреестра.

Дополнительно сообщаем, что в рамках мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7, Росреестром организованы работы по созданию государственной информационной системы Федеральный портал пространственных, обеспечивающей доступ к сведениям, содержащимся в ФФПД (далее - ГИС ФППД).

Завершение комплекса работ по созданию ГИС ФППД запланировано к концу 2020 года.

Реализация указанного мероприятия позволит осуществлять заказ и получение пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, включая оплату за их использование в электронном виде.

Начальник Управления
геодезии и картографии
Д.И.ДУДНИКОВ

Задайте вопрос юристу:


В состав ФПД НО включаются пространственные данные и материалы, полученные в результате выполнения геодезических и картографических работ, организованных органами государственной власти субъектов РФ или подведомственными данным органам государственными учреждениями, представляющие собой планы, карты, ортофотопланы разных масштабов, а также иные сведения, содержащие координатную привязку объектов, и информацию о пространственных данных (исполнитель изысканий, технические характеристики и параметры).
Пространственные данные и материалы представляет собой чертеж территории с отображением всех объектов местности в соответствии с масштабом и принятыми Условными обозначениями:

  • здания и постройки жилые и нежилые с указанием их назначения, материала (для огнестойких) и этажности;
  • промышленные объекты — комплексы строений и сооружений заводов, фабрик, электростанций, шахт, карьеров, торфоразработок и т.д.; буровые и эксплуатационные скважины, нефтяные и газовые вышки, цистерны, наземные трубопроводы, линии электропередачи высокого и низкого напряжения, колодцы и сети подземных коммуникаций, объекты коммунального хозяйства;
  • железные, шоссейные и грунтовые дороги всех видов и сооружения при них — мосты, туннели, переезды, переправы, путепроводы, виадуки и т.п.;
  • гидрография — реки, озера, водохранилища, площади разливов, приливно-отливные полосы и т.д.;
  • объекты гидротехнические и водного транспорта — каналы, канавы, водоводы и водораспределительные устройства, плотины, пристани, причалы, молы, шлюзы, маяки, навигационные знаки и др.;
  • объекты водоснабжения — колодцы, колонки, резервуары, отстойники, естественные источники и др.;
  • рельеф местности с применением горизонталей, отметок высот и условных знаков обрывов, скал, воронок, осыпей, оврагов, оползней, ледников и др.;
  • растительность древесная, кустарниковая, травяная, культурная растительность (леса, сады, плантации, луга и др.), отдельно стоящие деревья и кусты;
  • грунты и микроформы земной поверхности: пески, галечники, глинистые, щебеночные, монолитные, полигональные и другие поверхности, болота и солончаки;
  • собственные названия населенных пунктов, улиц, железнодорожных станций, пристаней, лесов, песков, солончаков, вершин, перевалов, долин, балок, оврагов и других географических объектов.

Единая электронная топографическая основа Нижегородской агломерации представляет собой цифровой топографический план (далее — ЦТП), который формируется на основании материалов ГИСОГД НО, ФПД НО и результатов инженерно-геодезических изысканий, выполненных Учреждением.
ЦТП представляет собой чертеж территории с отображением всех объектов местности в соответствии с масштабом и принятыми Условными обозначениями для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500:

  • здания и постройки жилые и нежилые с указанием их назначения, материала (для огнестойких) и этажности;
  • промышленные объекты — комплексы строений и сооружений заводов, фабрик, электростанций, шахт, карьеров, торфоразработок и т.д.; буровые и эксплуатационные скважины, нефтяные и газовые вышки, цистерны, наземные трубопроводы, линии электропередачи высокого и низкого напряжения, колодцы и сети подземных коммуникаций, объекты коммунального хозяйства;
  • железные, шоссейные и грунтовые дороги всех видов и сооружения при них — мосты, туннели, переезды, переправы, путепроводы, виадуки и т.п.;
  • гидрография — реки, озера, водохранилища, площади разливов, приливно-отливные полосы и т.д.;
  • объекты гидротехнические и водного транспорта — каналы, канавы, водоводы и водораспределительные устройства, плотины, пристани, причалы, молы, шлюзы, маяки, навигационные знаки и др.;
  • объекты водоснабжения — колодцы, колонки, резервуары, отстойники, естественные источники и др.;
  • рельеф местности с применением горизонталей, отметок высот и условных знаков обрывов, скал, воронок, осыпей, оврагов, оползней, ледников и др.;
  • растительность древесная, кустарниковая, травяная, культурная растительность (леса, сады, плантации, луга и др.), отдельно стоящие деревья и кусты;
  • грунты и микроформы земной поверхности: пески, галечники, глинистые, щебеночные, монолитные, полигональные и другие поверхности, болота и солончаки;
  • собственные названия населенных пунктов, улиц, железнодорожных станций, пристаней, лесов, песков, солончаков, вершин, перевалов, долин, балок, оврагов и других географических объектов.

Технические характеристики ЦТП:

  • формат DXF/DWG;
  • система координат МСК-52;
  • послойная организация хранения данных;
  • исходный масштаб 1:500;
  • модель пространственных данных- векторная топологическая;
  • двухмерная размерность данных (единица измерения — метр).

о предоставлении пространственных данных и материалов, не являющихся объектами авторского права, содержащихся в фонде пространственных данных Нижегородской области, заключаемый путем присоединения

28 декабря 2021 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) сообщила о создании наборов данных для анализа рынка недвижимости. В будущем бизнес получит доступ к этим датасетам для развития собственных сервисов.

Как сообщает пресс-служба Росреестра, пилотные датасеты о кадастровой стоимости объектов недвижимости, ценах сделок и размере арендной платы сформированы с помощью технологий искусственного интеллекта. По словам заместителя руководителя ведомства Елены Мартыновой, эти наборы данных будут востребованы бизнес-сообществом и органами государственной власти в целях проведения комплексного анализа и прогнозирования рынка недвижимости.



По ее словам, создание датасетов – один из проектов цифровой трансформации Росреестра, разработанный в интересах профессиональных участников рынка. Он включает наборы публичных данных, согласованных с Роскомнадзором, и не содержит персональную информацию заявителей.

Дата-сеты включают три вида данных в разрезе территориальной принадлежности:

  • о кадастровой стоимости объектов;
  • о ценах регистрируемых сделок (по отчуждению) с объектами недвижимости;
  • о размере арендной платы за объекты недвижимости (в отношении договоров аренды, подлежащих государственной регистрации).

К концу 2021 года Росреестр совместно с профессиональными участниками рынка также разрабатывает сервис, позволяющий проводить сравнение цен сделок с недвижимостью и определять оптимальные цены сделок по определенным параметрам. Проект реализуется в рамках Национальной системы пространственных данных. [1]

Мишустин утвердил создание цифровой платформы, которая объединит сведения о земле и недвижимости

В начале декабря 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ, которым утвердил создание Национальной системы пространственных данных. В рамках этого сервиса будут объединены сведения о земле и недвижимости, включая информацию о правах и кадастровой оценке, а также пространственные данные.

Ожидается, что новая система повысит эффективность использования земель, а также упростит получение государственных услуг в сфере регистрации прав на землю и недвижимость для бизнеса и граждан.



Михаил Мишустин утвердил создание цифровой платформы, которая объединит сведения о земле и недвижимости

По словам председателя Правительства РФ, в условиях сложившейся ситуации непросто получить достоверную общую картину, а спорные вопросы возникают часто.

До 2024 года предполагается создать единую цифровую платформу пространственных данных, обеспечив ее взаимодействие с 20 регионами. При этом доля услуг по государственному кадастровому учету и регистрации прав на недвижимость, предоставляемых в электронном виде на портале госуслуг, к этому сроку должна увеличиться до 95%

К концу 2030 года интеграция пространственных данных и систем с Единой цифровой платформой пространственных данных должна быть обеспечена уже на территории всех регионов страны, а уровень полноты и качества данных в Едином государственном реестре недвижимости доведен до отметки 95%, сообщили в пресс-службе кабмина. [2] [3]

Росреестр создаёт полную базу земли и недвижимости



Новая программа призвана навести порядок в сфере управления пространственными данными: сведения о земле и недвижимости содержатся в информсистемах Росреестра, Росимущества, Рослесхоза, Минсельхоза, а также в региональных системах, где учитываются и используются совершенно по-разному. А госуправление в этой сфере регулируется одновременно Земельным кодексом и рядом законов, в том числе о госрегистрации недвижимости, кадастровой деятельности и кадастровой оценке. При этом в России нет полных данных о земле и недвижимости, в том числе о границах регионов, муниципалитетов, населённых пунктов и территориальных зон. А в Едином госреестре недвижимости значится более 2 млн реестровых ошибок, говорится в публикации газеты.

Решить проблему предлагается за счёт разработки единого стратегического документа в сфере управления пространственными данными: эту работу предлагается возложить на Росреестр. Частью проекта станут единая электронная картографическая система и федеральный портал пространственных данных — фактически цифровая модель территории России, где будут собраны данные из разных ведомственных систем.

Предполагается, что кадастровые работы в регионах будут софинансироваться из федерального бюджета, а процедура регистрации прав будет максимально ускорена и упрощена. Полученные данные будут структурированы и переданы на новую платформу государственной кадастровой оценки. Предполагается, что появление в открытом доступе данных о доступных для строительства участках позволит стимулировать появление новых инфраструктурных проектов. [4]

Объект работ: Территория Республики Саха (Якутия), площадь 3 083 523 кв. км.

Цели создания регионального фонда пространственных данных Республики Саха (Якутия):


использование единых базовых геопространственных данных при территориальном планировании, землеустройстве, градостроительстве, кадастровом учете, оперативном управлении территориями и обеспечении жизнедеятельности населения Республики на всех уровнях государственного и муниципального управления;


снижение времени и упрощение процесса получения пространственных данных органами исполнительной власти Республики и органами местного самоуправления Республики за счет использования единой геоинформационной среды;


устранение дублирования работ по созданию базовых пространственных данных на территории Республики;


уменьшение и впоследствии исключение использования неточных и противоречивых пространственных данных;


снижение стоимости работ по инвентаризации объектов недвижимости, стоимости кадастровых работ и работ по межеванию земель;


снижение трудозатрат при выполнении геодезических работ и повышение производительности таких работ, что позволит потенциально снизить стоимость геодезических работ для потребителя;


снижение трудозатрат и сокращение времени на получение информации о жизнедеятельности территории, на обработку информации, на принятие управленческих решений, в том числе в кризисных ситуациях;


повышение эффективности взимания земельного налога;


повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений как на региональном уровне, так и на муниципальных уровнях;


усовершенствование механизмов контроля, учета и управления имуществом, в том числе в отношении отдельных зданий и социально значимых объектов, а также рационального использования государственных и муниципальных земель.

Направления деятельности отдела:

  • Сбор пространственных данных и материалов;
  • Формирование сведений о пространственных данных (пространственные метаданные) в отношении содержащихся в Фонде пространственных данных;
  • Предоставление пространственных данных и материалов в пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • Предоставление физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления пространственных данных и материалов, содержащихся в фонде пространственных данных, осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами (о физических, юридических лицах, органах государственной власти и органах местного самоуправления).

Основными задачами фонда являются:

  • обеспечение сохранности (хранение) материалов и данных фонда;
  • обеспечение сохранности материалов и данных, содержащих сведения составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;
  • входной контроль материалов и данных, поступающих в фонд;
  • формирование базы данных Фонда пространственных данных Республики Саха (Якутия), ведение материалов и данных фонда;
  • формирование и ведение базы данных сведений о пространственных данных (пространственных метаданных) Фонда пространственных данных Республики Саха (Якутия);
  • передача базы данных сведений о пространственных данных (пространственных метаданных) Фонда пространственных данных Республики Саха (Якутия) в Федеральный фонд пространственных данных;
  • перевод материалов и данных фонда в электронную растровую форму;

Нач. отдела: Максимова Татьяна Николаевна

Контактная информация:

Поиск данных фонда пространственных данных

На портале есть три способа поиска: быстрый, расширенный и пространственный

Быстрый поиск:

Расширенный поиск:

Пространственный поиск:

Порядок предоставления пространственных данных и материалов

С целью обеспечения доступности пространственных данных в настоящее время реализованы следующие способы подачи заявления о предоставлении пространственных данных и материалов:

Портал обеспечивает возможность решения следующих задач в режиме он-лайн:

  • получение информации о наличии тех или иных открытых пространственных данных на определенную территорию;
  • поиск открытых пространственных данных;
  • предварительный просмотр пространственных данных;
  • подача заявки на предоставление интересующего картографического материала
  • получение картографического материала в виде электронного документа через личный кабинет (для скачивания).

По всем вопросам по работе информационной системы можно обратиться на адрес электронной почты:

Для обеспечения работы регионального портала пространственных данных создается и обновляется электронная картографическая основа Республики Саха (Якутия). Также подготавливается к публикации в сети Интернет через региональный портал пространственных данных информация базы метаданных материалов и данных и осуществляется наполнение портала материалами и данными фонда открытого доступа и справочной информацией.

В систему в настоящее время загружены метаданные на цифровые проекты границ районов (улусов), населенных пунктов Республики Саха (Якутия), схемы рационального использования земель поселений, схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий, топографические карты и планы, а также цифровые ортофотопланы.

На сайте размещено руководство пользователя системы подготовки заявления на материалы, содержащиеся в региональном портале пространственных данных.

2. Предоставление при личном обращении или почтой в учреждение по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, д. 28, 4 этаж, каб. 406.

В случае необходимости получения пространственных данных и материалов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, вместе с заявлением необходимо предоставить копию документа, подтверждающего право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Для подтверждения безвозмездного предоставления пространственных данных и материалов организациям, выполняющим работы по государственным или муниципальным контрактам, необходимо предоставить копию такого контракта с приложенным техническим заданием.

Росреестр намерен создать полную базу земли и недвижимости

Проект Росреестра по цифровизации всех пространственных данных в РФ получит собственную госпрограмму, рассчитанную на 2022–2030 годы. Проект такой госпрограммы уже подготовлен ведомством — он предусматривает комплексное решение проблемы отсутствия в РФ достоверных данных о земле и недвижимости. В перспективе Росреестр обещает создать цифровую мультимасштабную карту России — предполагается, что она предоставит государству и бизнесу данные об участках под строительство, что должно стимулировать запуск новых инфраструктурных проектов. Пока же цифровизацию геоданных тормозят недостаточное финансирование и разрозненное госуправление в этой сфере.


Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В первом случае речь преимущественно идет об упрощении доступа граждан и бизнеса к услугам Росреестра за счет их цифровизации и перевода на портал госуслуг, во втором — о повышении эффективности использования земель, в том числе за счет сбора данных о доступных для застройки участках.

Документ фиксирует многочисленные проблемы в сфере управления пространственными данными — от различий в подходах госорганов к учету и использованию данных (сейчас сведения о земле и недвижимости содержатся в информсистемах Росреестра, Росимущества, Рослесхоза, Минсельхоза, а также в региональных системах) до отсутствия современных российских геоинформационных технологий. При этом по-прежнему в России нет полных данных о земле и недвижимости: в частности, сведений о границах регионов (на начало лета 2021 года уточнены лишь 41,5% границ субъектов), муниципалитетов (76%), населенных пунктов (39%) и территориальных зон (23%). Кроме того, в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН) содержится более 2 млн реестровых ошибок, что формирует экономические риски и потери для всех уровней бюджетной системы РФ, сдерживает территориальное развитие, указывают авторы проекта.

Для восполнения отсутствующих данных Росреестр планирует запуск единой электронной картографической системы и федерального портала пространственных данных — де-факто речь идет о создании цифровой модели территории России.

При этом данные из разных ведомственных систем будут консолидированы в созданном совместно с регионами едином информационном ресурсе о земле и недвижимости. Также Росреестр намерен увеличить масштаб комплексных кадастровых работ в регионах, предусмотрев софинансирование таких работ из федерального бюджета. Полученные при этом данные будут структурированы и погружены на новую платформу государственной кадастровой оценки. Предполагается, что актуализация пространственных данных стимулирует запуск инфраструктурных проектов — в частности, за счет консолидации данных о доступных для строительства участков и открытого доступа к таким данным бизнеса. Также для бизнеса и граждан ведомство создаст витрину данных ЕГРН, где будут доступны цифровые услуги ведомства.

Как Росреестр углубляется в цифровой мир

Напомним, планы по цифровизации сферы управления пространственными данными Росреестр анонсировал в конце 2020 года (см. “Ъ” от 8 декабря 2020 года). В частности, упрощение предоставления услуг и консолидация геоданных предусмотрены программой цифровой трансформации Росреестра. При этом ведомство сообщало о недостаточности в последние годы финансирования для цифровых изменений, а также о разрозненном характере госуправления в сфере национальных пространственных данных. Оно регулируется одновременно Земельным кодексом, законами о госрегистрации недвижимости, геодезии и картографии, кадастровой деятельности и кадастровой оценке, об оценочной деятельности.

Разработка единого стратегического документа в сфере управления пространственными данными должна способствовать выполнению ранее заявленных целей и позволит сфокусировать эти работы в ответственном за госпрограмму Росреестре.

Читайте также: