Проследите диалог чацкого и молчалина права ли софья в оценке молчалина 3 действие

Обновлено: 02.07.2024

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю.

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом.

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Противоречивый образ героини

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи


Влияние фамусовского общества


Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Сочинение 2

Фамусов в силу занимаемого им высокого поста уважаем в обществе и достаточно богат. Он вдовец, в одиночку воспитывающий дочь Софью, поэтому изначально принимает Молчалина с подозрением, так как тому Софья нравится. К тому же Молчалин ‒ всего лишь безродный дворянин, получивший чин секретаря при Фамусове только благодаря своему умению услужить.

Несмотря на разное положение в обществе, Фамусов и Молчалин очень схожи между собой. Самым важным в жизни Фамусов считает репутацию в обществе, причем не имеет значение то, как именно она приобретается. Он не считает чинопочитание и подобострастное отношение к вышестоящим унижением, а лишь ловким умением устраиваться. А Молчалин следует этому убеждению. На балу можно увидеть, как он старательно выслуживается перед гостями. Молчалин уверен, что в его возрасте рано жить собственным умом, как это делает Чичиков, а важно лишь слушать старших и угождать им.

Подражая Фамусову, Молчалин также с гордостью говорит и собственных карьерных достижениях. Не удивительно ли, получил уже три награждения! Не упускает Молчалин и возможности похвастаться своими связями со знаменитыми в светском обществе людьми.

Тем не менее, Молчалин не так прост, как кажется на первый взгляд. Он неплохой актер, ведь его романтическая связь с Софьей ‒ просто игра на публику. В угоду Фамусову он притворяется заинтересованным в его дочери, но сам не видит в возможной женитьбе никаких перспектив. И Фамусов оказывается обманут, ведь таковы условия мира высшего света, которые он сам поддерживает.

Трагический образ героини

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.


Два противоположных полюса

Прежде всего стоит отметить одну из важнейших деталей в этом споре — Чацкий и Молчалин являются принципиально разными личностями с разными жизненными позициями; если бы была возможность задать абсолютно любой вопрос этим персонажам, получилось бы два кардинально разных ответа. А диалог между ними вообще вряд ли возможен. Таким образом, автор показывает, что герои являются настоящими антиподами друг другу, и между ними не может быть ничего общего. Ничего, кроме желания заполучить признание Софьи. Поэтому в сочинении о Чацком, Молчалине и их сражении за Софью нужно раскрыть, что привело к конфликту между ними.

Софья и её выбор


После встречи с Молчалиным Софья вспоминает о Чацком только как о друге детства, с которым было приятно проводить время тогда, давно, ещё до отъезда героя за границу. Сейчас же для неё он практически чужой человек, скорее даже лишний на фоне её позитивного будущего с Молчалиным, с которым она недавно затеяла любовную игру с расчётом на брак.

Чацкий — старый приятель

Приехавший в Москву молодой и современный Чацкий сразу же начинает заметно выделяться на фоне обывателей столицы: он признаёт отличные от общепринятых ценности, следует далёким от москвичей принципам и, вообще, относится к жизни иначе.

Всё это сразу, так или иначе, завоёвывает неприязнь со стороны всех остальных, представителей класса Фамусовского общества. Потому Фамусов сразу для себя решает, что Чацкий точно не подходит его дочери, и готов запретить Софье любить героя. Однако ему даже не приходится этого делать, ведь его дочь сама знает, что между ним и Чацким ничего и не может быть — она его не любит.

Одной из целей возвращения героя в Москву, конечно, была любовная история между ним и Софьей, он помнил, что они как минимум симпатизировали друг другу, и надеялся продолжить общение с ней в том же духе. Но ему приходится столкнуться с далеко не приятной правдой — он уже не так интересует свою возлюбленную, ведь она за время его отсутствия переключилась на другого.

Если говорить о Чацком несколько обособленно, сконцентрировавшись на исключительно его чертах его характера, то можно выделить следующие особенности:

Таким образом, можно подвести вывод, что несмотря на всю свою стойкость, рассудительность, иронию и способность думать и анализировать, Чацкий всё равно не может остаться в стороне от всемогущих сил чувства любви. Они смогли зазвать его в свои туманы.

Настоящее лицо Молчалина

В отсутствие Чацкого Софья переключает своё внимание на Молчалина, который сразу успешно завоевал весь её рассудок, так как девушка начиталась сентиментальных романов и стала видеть в нём одного из героев подобных книжек. Эта деталь очень волновала героиню, она представляя себя частью масштабной любовной истории со счастливым концом, а Молчалин всячески поддерживал такого рода проявления любви, намекая, что она будто не ошибается, и они, правда, внутри романа.

При помощи брака с Софьей Молчалин стремился стать частью влиятельной семьи Фамусова, на состояние которой он давно положил глаз, и получить, следовательно, значимое место в обществе. Тема любви к Софье его совершенно не интересует, всё это только для того, чтобы получить связи, влияние и деньги, а если говорить о любви, то здесь Молчалин заинтересован Лизой, но никак не дочерью Фамусова.

Для более цельного и детального восприятия образа Молчалина не помешало бы составить своего рода его характеристику в виде небольшого списка:

  • Говорящая фамилия указывает на молчаливость героя, которая является неотъемлемой его частью из-за его стремления угодить тем, кто стоит выше него.
  • Отсутствие собственного мнения для людей, подобных Молчалину, помогает сделать успешную карьеру.
  • Считает своим главным инструментом в достижении цели способность найти общий язык.
  • Лицемерный и безнравственный человек.
  • Беспринципный и готовый на подлости.
  • Не имеет представлений о чести и долге.

Довольно несложно сформировать мнение об этом персонаже, ведь почти всё уже сделано самим автором. Поступками и речами Молчалина Грибоедов даёт прекрасно понять, что этот человек является по-настоящему жалким, мелочным и ничтожным, однако почему же всё-таки Софья делала свой выбор именно в его пользу, отвергнув распрекрасного друга детства — Чацкого?

Просто потому, что она его не любит. Её сердце принадлежало исключительно Молчалину до того момента, как раскрылся его истинный замысел. Никакие заслуги и объективные положительные черты Чацкого не в состоянии разрушить чужую любовь, привлекши внимание к себе. Если подводить своего рода итог и давать ответ на вопрос, кому принадлежало сердце Софьи, то, несомненно, герой этой истории только Молчалин — он, вовсе не Чацкий, влюбил в себя девушку по-настоящему.


Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина?

Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть образ Молчалина.

Молчалин происходит из небогатой семьи. Его отец, очевидно, был мелким чиновником и поэтому, отправляя сына на службу, дал ему ценный совет, о котором тот помнил все время. Молчалин говорит об этом совете служанке Лизе:

Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику для избежанья зла Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин, чтобы угодить Софье, принимает вид влюбленного. Он понимает, что Софья, прочитав немало французских любовных романов, воображает себя героиней такого же романа. Ей хочется, чтобы по ней тайно вздыхал скромный, благородный юноша, а она бы покровительствовала ему. Молчалин прекрасно играет такую роль:

Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного…

Софья полюбила Молчалина

Сочинение Что за Софья полюбила Молчалина

Софья получила хорошее образование, от природы она наде­лена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положитель­ные черты ее характера не могли должным образом развиться в Фамусове ком обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.

Когда в произведении искусства нет основной идеи, то и характеры действующих лиц не могут быть верны, по крайней мере все. Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак. Кроме Чацкого, ни на что не похожего, все прочие лица живы и действительны; но и они частенько изменяют себе, говоря против себя эпиграммы на общество.

—Я пред родней, где встретится, ползком, Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки. Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как будешь представлять к крестишку иль местечку, Ну как не порадеть родному человечку?

Но нигде не высказывается он так резко и так полно, как в конце комедии; он узнает, что дочь его в связи с молодым человеком, что ее, следовательно, и его доброе имя опозорено, не говоря уже о тяжелой, жгучей душу мысли быть отцом такой дочери — и что ж? — ничего этого и в голову не приходит ему, потому что ни в чем этом он не видит существенного: он весь жил и живет вне себя: его бог, его совесть, его религия — мнение света, и он восклицает в отчаянье:

Моя судьба еще ли не плачевна: Ах, боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна.

Но этот Фамусов, столь верный самому себе в каждом своем слове, изменяет иногда себе целыми речами.Берем же побродяг и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить — всему: И танцам, и пенью, и нежности, и вздохам. Как будто в жены их готовим скоморохам.

Это говорит не Фамусов, а Чацкий устами Фамусова, и это не монолог, а эпиграмма на общество..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Кто хочет к нам пожаловать — изволь. Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас ровнехонько, про всех готов обед. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А наши старички, как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово — приговор! Ведь столбовые все, в ус никому не дуют И о правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их — беда! Не то, чтоб новизны вводили — никогда! Спаси их боже! Нет! а придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А дочки? . . . . . . . . . . . . . . . Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки; К военным людям, так и льнут, А потому, что патриотки!

Нужно ли доказывать, что Фамусов слишком глуп для таких язвительных эпиграмм и так добродушно предан пошлой стороне своего общества, что считает за грех от другого услышать против него выходку; что, наконец, все это Фамусов говорит не от себя, а по приказу автора. Мало этого: сам Скалозуб острит, да еще как! — точь-в-точь, как Чацкий. Не верите? — так прочтите:

Позвольте, расскажу вам весть: Княгиня Ласова какая-то здесь есть, Наездница-вдова, но нет примеров, Чтоб ездило с ней много кавалеров — На днях расшиблась в пух: Жокей не поддержал — считал он, видно, мух И без того она, как слышно, неуклюжа; Теперь ребра недостает, Так для поддержки ищет мужа.

Каков Скалозуб! Чем хуже Чацкого. Впрочем, Лиза не без основания так остроумно, такою эпиграммою заметила о нем:

Шутить и он горазд — ведь нынче кто не шутит!

Но нигде субъективность автора не проявилась так резко, так странно и так во вред комедии, как в очерке характера Молчалина, который он заставляет делать самого же Молчалина:

Мне завещал отец, Во-первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику — для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!

А Лиза отвечает ему на эту оригинальную выходку эпиграммою, которая сделала бы честь остроумию самого Чацкого:

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Скажите, бога ради, станет ли какой-нибудь подлец называть себя при других подлецом? — Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах; но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах. Он живет в доме знатного барина, допущен в его светский круг и совсем не болтлив, но очень молчалив: так кстати ли ему подавать оружие на себя горничной, так простодушно хвастаясь своею подлостию.

Проанализируйте диалог Чацкого с Молчаниным в 3 действии комедии.

Что представляет собой жизненная философия избранника Софьи и прав ли Чацкий в своем утверждение : "Молчалины блаженствуют на свете"?


В диалоге Молчалина с Чацким выступающим с позицией своего интелектуального превосходства, из 3 явления 3 действия на высоте как раз оказывается избранник Софьи.

Понимая, с каким презрением к нему относятся, как выставляются перед ним, Молчалин, не имея возможности отвечать прямо, весьма исскусно издевается над соперником и задевает его.


Что Софью привлекает в Молчалине а Чацкого отталкивает?

Что Софью привлекает в Молчалине а Чацкого отталкивает?


Молчалин блаженствует на свете?

Молчалин блаженствует на свете.

Почему к такому мнению приходит Чацкий?


Комедия горе туман?

Комедия горе туман.

Вопрос : Чем неожиданен для нас молчанин, диалог с Чацким?


Как можно быстрее пожалуйста?

Как можно быстрее пожалуйста.

1)Судьба комедии 2)Сценическая история 3)Комедия нравов 4)Образ Чацкого 5)Взаимно отношение Чацкого и Софьи 6)Комедия Московского света 7)"Мильон терзаний" 8)Софья - Молчалин или Молчанин не понял!

9)Драма Софьи 10)Не понял 11)Онегин - Печорин - Чацкий 12)Кто Чацкий?

- победитель, жертва Комедия горе от ума мильон терзаний.


Анализ диалога Софьи и Чацкого?

Анализ диалога Софьи и Чацкого.

Диалог Чацкого и Молчалина в комедии Горе от ума.


Говорил ли Чацкий софье о молчалине : "Вы помиритесь с ним по размышлению зрелом"?

Говорил ли Чацкий софье о молчалине : "Вы помиритесь с ним по размышлению зрелом".


Почему Чацкий не может поверить , что Софья влюблена в Молчалина?

Почему Чацкий не может поверить , что Софья влюблена в Молчалина?

В комедии горе от ума.


Помогите написать сочинение по комедии "Горе от ума" - любовь в понимании Чацкого и Софьи - моё отношние к чацкому - молчалин в представлении софьи в действительности?

Помогите написать сочинение по комедии "Горе от ума" - любовь в понимании Чацкого и Софьи - моё отношние к чацкому - молчалин в представлении софьи в действительности.


Чацкий в системе образов комедии.

Конфликт Чацкого с обществом.

Чацкий и Молчалин.


Чацкий Молчалин и Софья не и Интернета пожалуйста?

Чацкий Молчалин и Софья не и Интернета пожалуйста.


Учит - Любви, милосердию, способностью жертвовать собой ради близкого человека. Повесть заставляет задуматься об этих свойствах человеческой души. Пётр и Феврония - образы идеальных супругов, которые, поборов собственные пороки, сумели в конце жизн..


Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству. Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Ран..




1 - когда он по дороге в крепость заблудился из - за метели, и Пугачев помог найти дорогу. За это он подарил Пугачеву заячий тулуп. Правда, Гринев тогда не знал, что это пугачев. 2 - в крепости. Пугачев остановился в одном из домов, а Гринев туда..


Но я назову некоторые из них, такие как, алчность, страх и гордыня.


Напиши пожалуйста поподробнее, я просто так не совсем понимаю.


В этом мире, где несчастных собак постоянно подстерегают опасности : падающие холодильники, ревущие автомобили, ловцы бродячих животных и просто злые люди, выжить – уже большое дело. Но просто выжить – этого мало. У каждой настоящей собаки есть в ж..



Глава 1 Сержант гвардии Глава 2 Вожатый Глава 3 Крепость Глава 4 Поединок Глава 5 Любовь Глава 6 Пугачёвщина Глава 7 Приступ Глава 8 Незваный гость Глава 9 Разлука Глава 10 Осада города Глава 11 Мятежная слобода Глава 12 Сирота Глава 13 Арест Глава 1..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

ВложениеРазмер
gore_ot_uma.docx 27.21 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок

Формировать умение определять отношение автора к событиям , героям, на основании развития действия, поступков героев , их речи, ремарок

Подготовка к восприятию нового материала.

– Попробуйте сформулировать цель урока.

Знать содержание 3 действия комедии;

Знать развитие любовного конфликта;

Знать развитие общественного конфликта;

Уметь анализировать, давать оценку героям;

Выяснить позицию автора.

3.Актуализация знаний. Беседа с учащимися:

- Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?

(узнать причину холодности Софьи)

-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?

- Чего же он добился?

(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз (3) приедет в дом Фамусова)

Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.

- Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.

(Читают заранее подготовленные ученики)

-Об этой сцене существуют противоречивые мнения. Прочитаем их (с.110-111 учебника).

Таким образом, режиссер говорит о правдивости сцены, в которой развертывается диалог между Чацким и Софьей.

-Теперь слово за вами. Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование? С чьим истолкованием этих явлений вы согласны? С какими мыслями готовы спорить?

-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?

Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.

Беседа с учащимися после чтения диалога:

- О ком размышляет Чацкий в начале сцены?

(О Молчалине как возможном муже Софьи)

-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?

-Что скрывается за этими вопросами?

(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)

-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?

-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)

-Разные мнения сложились и о монологе Чацкого, в котором он признается в любви Софье.

-Каково ваше мнение об этом монологе?

(Мне кажется, что Чацкий объясняется в любви Софье. Об этом говорит та страсть, с которой он произносит этот монолог.)

-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?

(ум бойкий, гений смелый, смирение)

-Каких достоинств он не находит в Молчалине?

(Страсть, чувство, пылкость)

-За что же тогда Софья любит Молчалина?

(«Он «чудеснейшего свойства……)

-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?

(Молчалин за других себя забыть готов

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит….

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит)

-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека

-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:

-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).

-Что, кто изображается в 4-14 явл?

(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)

-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.

-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.

(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).

-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,

проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:

к чинам, богатству, карьере,

отношение к иностранному,

отношение к московским нравам,

отношение к уму.

— Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?

В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.

-Какова его цель на этот раз?(

добиться признания Софии)

-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?

В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.

-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.

-За что София ценит Молчалина?

-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина

? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).

— Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?

-Что сам в себе ценит Молчалин?

(умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).

-Каким вы видите Молчалина?

Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем. Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.

С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.

-Кто приезжает первым?

-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).

-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?

-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?

-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?

С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.

-Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

-Нарочно ли Софья это сделала?

-Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?

-Почему все подхватывают сплетню?

(сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).

— Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения

Чтение монолога.

-Каких тем он касается в своем монологе?

(культуры, морали, воспитания, судьбы России).

-В чем заключается комизм данной ситуации?

–Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?

Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .

Ответим на вопросы Что представляет собой дворянская Москва 20-х годов XIX века? Каковы нравы высшего общества Москвы? Чем можно объяснить предательство Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеёмся в сцене бала и что нам кажется трагичным?

Также мы постараемся определить: как автор выстраивает второстепенных персонажей, для чего он это делает, как он строит развитие действия, как конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своей вершины.

Окунёмся в атмосферу бала XIX века Бал — это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Поэтому, чтобы сохранить изысканность и восхитительность, необходимо соблюдать правила бального этикета.

На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода.

К ужину подавали ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В XIX веке бал превратился в образ жизни, сочетая в себе клуб, салон мод, брачную контору и игру.

Важно! В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. Внесценические персонажи, о которых говорили и Чацкий, и Фамусов, и Софья, и Скалозуб в первых действиях комедии, и эпизодические персонажи впервые представляют собой не фон личной драмы героев, а становятся прямыми участниками комедии.

Гости Второстепенные герои очерчены резко и воплощают в себе различные московские типы и нравы. Грибоедов придал им одну или две оригинальные черты.

Почему Фамусов собрал у себя именно такое общество? Вечер назначен ради Софьи и Скалозуба. Именно его так ждёт хозяин дома, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену! Днём шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хочет закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб мог убедиться, что Софья – хорошая партия для него. Именно поэтому он стремится представить Скалозуба своей влиятельной свояченице. Выбор остальных гостей также не случаен. Есть ли среди женщин соперница Софьи? Нет! Наталья Дмитриевна с мужем, Графиня Хрюмина-внучка – злая старая дева, у княжон Тугоуховских приданое значительно меньше, ведь в семье шесть девиц на выданье. Вывод: Фамусов – хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный расчётливый человек.

Кульминация — наиболее напряжённый момент в развитии сюжета, решающий переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке. К кому обращены слова Чацкого? Почему? В чём смысл данного эпизода? Опишите состояние героя в конце этой сцены.

Этот монолог героя – единственная во время бала. Где говорится о вещах высоких и значительных: — об обманутых надеждах на любовь, -о потере веры в изменение общества, нравов. Чацкий всё ещё обращает свой монолог к Софье, не замечая её насмешливости. И опять в пьесе – сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

Перечитать IV действие. Образ Репетилова и его значение в комедии. (Индивидуально)

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 9 класс

28.03.2013 18711 3366

проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Беседа по прочитанному.

– В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи).

– Как встречает его Софья?

– Что отталкивает ее от Чацкого?

– Проследив диалог Чацкого и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

– С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?

– Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, – опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

– Появляются Тугоуховские. Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

– Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

– С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это нарочно?

– Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?

– Почему все подхватывают сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие.)

Домашнее задание:

2) обратить внимание на язык персонажей;

3) выписать из текста 10 крылатых выражений;

Для подготовки доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов, О. Л. Театр А. С. Грибоедова. – М., 1983.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Читайте также: