Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого

Обновлено: 30.06.2024

Пропорционирование (нем. Proportionierung , от лат. pro-portio — соотношение, сразмерность) — способ гармонизации формы на основе равенства количественных отношений её частей. Пропорциональностью называют равенство (постоянство) отношений двух или более переменных величин. В математике пропорцией называется такое отношение (зависимость) величин, которое при увеличении или уменьшении одной величины в несколько раз (удвоении, утроении, уменьшении вдвое, …) другая увеличивается или уменьшается во столько же раз. Например, 1 : 2 = 3 : 6. Отношение таких величин называется коэффициентом пропорциональности или константой пропорциональности [1] .

В философии культуры это понятие рассматривают более широко, как способ установления оптимальной и целостной формальной структуры применением метода количественного согласования частей и целого, но отличают это понятие от категории содержательной целостности — композиции [3] .

В архитектурной теории, напротив, используют более узкое определение: пропорция — это соотношение между длиной, шириной и высотой здания, фасада или его частей. Теоретическое изучение пропорций в архитектуре известно как теория пропорций [4] .








Квадратура. Схема пропорционирования фасада собора Нотр-Дам в Париже. По О. Шуази. Чертёж В. Г. Власова. 2005

Все развитие архитектуры показывает, что гармоничность и целостность ее сооружений во многом определяется выбором пропорций. Удачно найденные пропорции - один из главных факторов, определяющих художественно-эстетическую ценность любого архитектурного сооружения. Следует отметить, что в силу законов зрительного восприятия первоначально мы знакомимся именно с пропорциями архитектурного произведения, и от того, каковы они, во многом зависит наше дальнейшее отношение к нему. Наконец, эстетический потенциал архитектурных пропорций оказывает активное влияние на эмоциональную сферу человека. Однако надо сказать, что у нас до сих пор отсутствует цельная, научная теория архитектурного пропорционирования, отвечающая реалиям современного архитектурного творчества. Безусловно, это одна из серьезных причин появления архитектурных произведений, имеющих случайные, маловыразительные пропорции.

пропорции Парфенона

Канон пропорций Парфенона (447 - 438 гг. до н.э.) Западный фасад.

Если посмотреть на проблему архитектурного пропорционирования в целом, то с достаточной уверенностью можно сказать, что развитие пропорциональности в архитектуре вплоть до наших дней базируется на античном наследии, где были заложены теоретические основы пропорциональности. Однако с высказыванием А.А. Тица, что "теория архитектурного пропорционирования как бы замерла на уровне эпохи Возрождения", полностью согласиться нельзя. Начиная с эпохи Возрождения, с появления строительного чертежа, теория архитектурного пропорционирования, действительно, несколько отступает на второй план. Исследование пропорциональности постепенно приобретает фрагментарный характер. Тем не менее ее отдельные, часто глубокие, разработки свидетельствуют о том, что она не "замерла" , а продолжает эволюционировать. Свидетельство тому интересные исследования Ф. Блонделя, К. Перро (XVII в.); И. Винкельмана, У. Хо-гарта (XVIII в.); Виолле ле Дюка, Е. Генчельмана, Ф. Гофштадта, Р. Рейнгардта, А. Тирша, В. Шульца, А. Цейзинга (XIX в.) и др.

Развитие архитектурного пропорционирования в XX в. имеет свою историю. Были периоды, когда архитектурное пропорционирование развивалось интенсивно, и были, когда имел место определенный спад. Наибольший подъем наблюдался в 20—30-е годы, что проявилось в работах Н.И. Брунова, А.К. Бурова, В.Н. Владимирова, Г.Д. Гримма, И.В. Жолтовского, В.Ф. Кринского, Г.И. Покровского и др., а также в трудах зарубежных авторов - М. Гика, Ле Корбюзье, Э. Месселя, Д. Хэмбиджа, О. Шаузи и др. Последующее развитие пропорциональности связано с исследованиями К.Н. Афанасьева, Н.И. Болотина, Г.Б. Борисовского, М.С. Булатова, Я.Д. Гликина, Н.Н. Годлевского, А.В. Иконникова, Л.И. Кирилловой, Б.П. Михайлова, В.И. Орлова, А.А. Пилецкого, Б.А. Рыбакова, Ю.С. Сомова, А.А. Тица, В.Н. Федерякина, Д.Б. Хазанова, И.Ш. Шевелева и др.

Анализ работ по архитектурному пропорционированию показал, что исследования в этой области ведутся в трех основных направлениях: изучение пропорционально-метрологического построения памятников архитектуры и использование полученных данных в современном архитектурном пропорционировании и в реставрационных работах для реконструкции утраченных или приблизительно сохранившихся частей и элементов исторических архитектурных сооружений, не имеющих подлинных чертежей;
исследования архитектурной гармонии, создание пропорциональных систем и выявление закономерностей;
комплексное, всестороннее изучение проблем архитектурного пропорционирования с активным использованием рекомендаций психофизиологии.

Последнее направление, связанное - в самом широком смысле - с всесторонним исследованием архитектурного пропорционирования, наиболее точно отражает реальную роль пропорциональности в архитектуре. Оно рассматривает пропорциональность не только как средство композиции, направленное в основном на гармонизацию архитектурной формы, как средство, выполняющее лишь пассивную, формально-композиционную функцию, но и в ее содержательном, ее активном, целенаправленном воздействии на человека.

Вместе с тем данное направление не получило пока глубокого теоретического выражения. В настоящее время еще мало изучены принципы и правила архитектурного пропорционирования, его эстетическая и утилитарная стороны, а также психофизиологические закономерности зрительного восприятия пропорциональности. Почти не затронуты вопросы технологии и методики построения пропорций архитектурных форм. Возможно, это связано с тем, что отечественные и зарубежные исследователи продолжают концентрировать свое внимание на пропорционально-метрологических анализах памятников архитектуры, а не на теоретических проблемах архитектурного пропорционирования современных зданий. Одной из причин сложившейся ситуации правомерно считать и то, что многие исследования велись в основном в направлении поиска "идеальных" пропорций, замыкаясь, как правило, на законе золотого сечения. Однако - независимо от тех или иных причин - перед архитектурной наукой стоит проблема, требующая проведения новых фундаментальных исследований в области архитектурного пропорционирования.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное бюджетное учреждение

Первомайского района города Ростова-на-Дону

Дом детского творчества

педагог дополнительного образования
Щукина Лилия Витальевна

Компози́ция в изобразительном искусстве ( по мат. Википедии ) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Итак, под композицией мы понимаем строение (структуру) любого изделия или художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности.

Композиция - это единство и целостность формы изделия или художественного произведения, обусловленные его содержанием.

Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как решение конкретной композиционной задачи и как ее реализацию.

Качества и свойства композиции.

Это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера форм, колористическое и тональное единство. Именно эта группа качеств обеспечивает своего рода комплексное качество композиции - гармоничную целостность формы.

Динамичность

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Динамичная форма свойственна как неподвижным объектам (архитектурным сооружениям, станкам и пр.), так и движущимся (различным транспортным средствам и т. п.).

Статичность

Это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.

Симметрия

Симметрия (от греч. - соразмерность) - закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга, при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос.

Зеркальная симметрия состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

Осевая или симметрия вращения состоит в том, что линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии.

Асимметрия

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы. В асимметричных композициях большое значение имеет органичность связей между частями формы.

Гармония асимметричной формы раскрывается постепенно и строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции и простые и сложные с точки зрения эстетической ценности, не уступают симметричным композициям. Вместе с тем работа над изделием асимметричной формы сложнее, так как она требует развитой интуиции и мастерства.

Средства композиции

Тектоника

Пропорции

Пропорция (лат.) - соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Понятие пропорция употребляется в трех основных значениях.

- означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какого-либо предмета (здания, картины, книги и т. д.).

- под пропорцией понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях и в математической форме записывают как a/b = c/d.

- под пропорцией понимают любую закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в единое целое и таким образом отражает однородность изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом.

Золотое сечение - разновидность геометрической пропорции. Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382. На рис. Золотое сечение выражают обычно числом 1,618 или обратным ему числом

hello_html_5cfbedb5.jpg

Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему. Например, система пропорционирования на основе вписанных квадратов давала геометрический ряд с отношением 1/2, в котором чередовались иррациональные и целые простые числа.

Масштабность

Масштабностью называют не столько абсолютную величину объекта, сколько его соотнесенность с человеком, размерами его тела и его способностями восприятия. Представления о человеке как мере всех вещей были неотъемлемой частью жизни людей с древнейших времен. Каноны древних египтян предполагали довольно глубокое осмысление частей человеческого тела, единицей измерения которых был “локоть”. Древнерусские меры длины (сажени) также основывались исключительно на свойствах человеческого тела.

Масштаб используется как средство художественной выразительности, так как он служит не только регулятором требуемой меры соответствия восприятия человека и его деятельности с окружающим пространством, но и намеренно искажаясь, может вызвать то или иное эмоциональное отношение к объекту.

Тождество, контраст, нюанс

Тождество - исходное состояние при отсчете различия, состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности. Примерами применения повторяющихся элементов могут служить орнамент, окна фасадов зданий, а также создаваемые светотехническим оборудованием направленные световые пучки равные по форме и яркости. Тождественные отношения в композиции выражают некую массовость, множество, протяженность или создают объем.

Контраст — это такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие. Низкое - противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким.

Нюанс - это такое отношение между сравниваемыми объектами, когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между композицией и окружающим пространством (или формой и фоном), между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между композицией и ее деталями.

Ритм это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов - в нарастании или убывании элементов, объема или площади, в сгущении или разряжении структуры, силы тона и т.п.

Изменяя порядок нарастания ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность, можно усиливать или ослаблять динамичность композиции.

В качестве средства композиции ритм используется и к тону, и к цвету, и к пластике.

Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов, хотя в некоторых трудах указывается, что как метрический, так и ритмический ряд могут быть созданы и тремя элементами.

Метрический повтор

Метрический повтор - частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора.

Этот повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Вкрапления ритма должны быть не случайные, но строго закономерные, композиционно развивающие всю систему.

Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и, прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию.

Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов. В этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И, наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельно контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль.

Форма

Формой обладает любой предмет, но только если форма устройства создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция есть организованная форма.

Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид, величина, фактура, цвет и светотень. Каждое из этих свойств может меняться в определенных пределах и иметь бесконечное количество состояний.

Геометрический вид формы. Вид формы композиционного элемента определяется: стереометрическим характером очертания поверхности фигуры и соотношением размеров формы по трем координатам пространства.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания можно разделить на группы. - формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, - куб и параллелепипед.

- формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

- тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, - шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями.

- сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам может быть:

- Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы - куб и шар.

- Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчиненной третьей.

- Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.

Единство и целостность.

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак - целостность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. В связи с этим форма приобретает единство, и ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции .

В законе единства и целостности композиции получили отражение природные принципы организации объектов окружающего мира: соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела животных, гармонию природных ландшафтов, где все части расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, пропорциональных соотношений.

Основные виды композиции

По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем можно выделить три основных вида объемно-пространственной композиции:

1. Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчиненной глубинной координатой. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней.

2. Объемная композиция имеет равномерное развитие по трем координатам пространства и характеризуется замкнутостью поверхностей элементов, воспринимается при движении зрителя вокруг нее. Она определяется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства.

3. Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над элементами, формирующие его, воспринимается и оценивается качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Примером могут служить интерьеры и градостроительные ансамбли.

Читайте также: