Прокурор ссср кем назначался на свою должность

Обновлено: 27.04.2024

чению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях Союза ССР.

Высококвалифицированные прокуратуры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1 946 года.

Главным обвинителем от СССР выступал Р. А. Руденко, занимавший в тот период пост Прокурора Украины, назначенный на пост Генерального прокурора

Одновременно с общим надзором совершенствовались и другие отрасли надзора, а также производство расследования совершенных преступлений. Приказом Генерального прокурора СССР № 131 от 28 июля 1949 года. Вводится участковая система работы следователей органов прокуратуры. За каждым из следователей закрепляется определенный участок района или города, практически эти участки соответствовали территориям отделений милиции. Все уголовные дела принимались следователем к производству по территориальности.

Следователь был тесно связан с органами дознания и оперативно-розыскной службой органов внутренних дел, дислоцированных на его участке. Это способствовало более полному и быстрому раскрытию преступлений, а также их полному, объективному и всестороннему расследованию. Расследование наиболее сложных по доказательствам и степени социальной опасности преступлений поручалось старшим следователям или следователям по особо важным делам.

Необходимость реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в период культа личности, потребовала расширения надзорных полномочий местных судебных органов, а вместе с этим и активизации деятельности прокуроров в этом направлении.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 4 августа 1 954 года в совете Верховных судов союзных республик, краевых, областных судов, судов ав-

тономных областей образованы президиумы, полномочные рассматривать надзорные протесты соответствующих прокуроров и председателей судов.

Установленный порядок рассмотрения президиумами судов надзорных протестов прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное начало их деятельности - все это впоследствии нашло закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1 958 года и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1 960 года.

Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших граждан в период культа личности.

Разработка и принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.

В Положении содержалось весьма важное требование к организации деятельности прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, исходя из закрепленных в Положении отраслей надзора. Это способствовало организации четко отлаженной деятельности прокуроров по каждой из отраслей надзора, установлению параллелизма в работе прокуроров различных подразделений и повышению ответственности прокуроров за качество выполненной работы.

Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли быть назначены следователями и прокурорами только с согласия Генерального прокурора СССР. Речь шла о тех, кто обучался заочно в высших правовых учебных заведениях. Для прокуроров краев, областей, городов и районов был определен возрастной ценз - 25 лет.

В связи с принятием Положения о прокурорском надзоре в СССР, когда был закреплен правовой статус следственного аппарата и прокуроров различного профиля, потребовалось более четко определить структуру центрального аппарата

Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных и автономных республик, краев и областей, объем полномочий прокуроров по различным отраслям их деятельности.

Вопросы правового, оперативного и кадрового характера решались в органах Прокуратуры СССР, прокуратурах республик и нижестоящих прокуратурах на оперативных совещаниях при руководителе прокуратуры.

Фактически решение по обсуждаемому вопросу принимал не состав оперативного совещания, а сам руководитель. С учетом требований демократизации, коллегиальности и гласности в деятельности государственного аппарата в органах прокуратуры учреждаются коллегии. Коллегии были образованы при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик.

На заседания коллегий выносятся вопросы, связанные с подбором, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров, выполнением приказов и указаний Генерального прокурора СССР, организацией контроля исполнения в органах прокуратуры, отчеты прокуроров, подчиненных Генеральному прокурору, о проведенной работе по укреплению законности и организации борьбы с преступностью и другие важные вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры. Решения коллегий проводятся в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

В качестве совещательного органа при генеральном прокуроре СССР создается Методический Совет, возглавляемый заместителем Генерального прокурора СССР. Состав Методического Совета утверждается Генеральным прокурором СССР. В него входят прокуроры, следователи и ученые-юристы. Решения Методического Совета имеют рекомендательный характер. На заседания Совета выносятся наиболее сложные вопросы законодательного, организационного и теоретического характера, относящиеся к деятельности органов прокуратуры.

Важное значение в укреплении трудовой и исполнительской дисциплины в органах прокуратуры имело Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1 964 года. В Положении подчеркивается, что советские прокуроры и следователи должны быть образцом высокой сознательности, принципиальности и трудолюбия: в нем установлен перечень поощрений и взысканий и порядок их объявления. Приказ о поощрении или взыскании приобщается к личному делу каждого работника прокуратуры.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1 977 года.

Следует подчеркнуть, что ни одна из прежних Конституций нашего государства не уделяла такого большого внимания и не отводила такого значительного места прокуратуре как одному из государственных органов страны. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная глава - глава 21, в которой были раскрыты основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры.

Весьма значительно, что Конституция возложила на органы прокуратуры осуществление высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов. Если Конституция СССР 1 936 года возлагала высший надзор только на Генерального прокурора СССР, то Конституция 1 977 года эту обязанность возложила как на Генерального прокурора СССР, так и на всех подчиненных ему прокуроров (разумеется, что осуществление высшего надзора каждым из прокуроров реализовыва-лось в пределах его компетенции). Понятие высшего надзора означало, что он осуществляется прокурорами от имени держателя верховной власти в государстве -Верховного совета СССР на основе принципов законности, централизации и независимости прокуроров от различного рода местных влияний.

Устанавливается единый для прокуроров всех уровней прокурорской системы - Генеральной прокуратуры СССР, прокуроров союзных, автономных округов, районов и городских прокуроров - пятилетний срок пребывания в должности (по Конституции СССР 1 936 года срок полномочий Генерального прокурора СССР составлял семь лет, других прокуроров - пять лет).

Важной конституционной новеллой было включение в Основной Закон СССР положения о том, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Законом о прокуратуре

Закон о прокуратуре СССР был принят 30 ноября 1979 года. По этому закону работала российская прокуратура в последующие годы вплоть до распада СССР. Закон состоит из четырех разделов: 1 . Общие положения;

2. Система органов прокуратуры и их организация;

3. Прокурорский надзор;

надзора за исполнением органами дознания и предварительного следствия;

надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений Прокуратуры СССР и нижестоящих прокуратур.

Для прокуроров и следователей было важно, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание и реквизиты. Это обеспечивало единство в реагировании прокуроров на установленные нарушения закона.

В деле упорядочения работы следственного аппарата имело значение то обстоятельство, что в Законе нашел отражение правовой статус следователя - от следователя районной (городской) прокуратуры до следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР. При этом в Законе подчеркивалась процессуальная самостоятельность следователя в вопросах раскрытия и расследования преступления и его ответственность за законностью и обоснованность принятых решений.

Закон закрепил императивный характер полномочий прокурора по устранению установленных нарушений закона, подчеркнув при этом, что требования прокурора об устранении выявленных им нарушений закона, предъявленные в законном порядке, обязательны для исполнения.

Отныне Генеральному прокурору СССР было предоставлено право самому в пределах установленной законом штатной численности и фонда заработной платы определять структуру и штаты Главных управлений и отделов Прокуратуры

С распадом СССР и образованием СНГ Прокуратура Союза СССР преобразуется в межреспубликанский орган прокурорского надзора _ Прокуратуру Союза суверенных государств. Правовой основой деятельности прокуратуры СНГ являлось общесоюзное и республиканское законодательство о прокуратуре, а также законодательство по различным отраслям права.

Для выработки совместных с прокурорами республик решений образовалась федеральная коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором СНГ. В состав коллегии входили его заместители и генеральные прокуроры республик. Были преобразованы некоторые отрасли надзора и основные направления деятельности Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов в СНГ. Было ликвидировано Второе управление, осуществлявшее надзор за законностью на режимных объектах, его функции были переданы прокурорам республик.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и на основании ст. 1 79 Конституции РСФСР (1 978 года) Верховный Совет РСФСР образовал на базе действующих на территории РСФСР органов прокуратуры единую систему органов прокуратуры, подчиненную Генеральному прокурору РСФСР.

Генеральному прокурору РСФСР было предложено принять в свое ведение расположенные на территории Российской Федерации органы прокуратуры Союза ССР, учреждения, в том числе ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров, Институт усовершенствования следственных работников.

Определена численность единой системы органов Прокуратуры РСФСР в количестве 39,5 тысяч человек. Правительству РСФСР предложено перевести с 1 января 1 992 года органы Прокуратуры РСФСР на централизованное материально-техническое обеспечение. Принято решение об устранении кратности должностных окладов для следователей и прокуроров относительно минимальной заработной

Существенно снизился престиж, авторитет и влияние органов прокуратуры в вопросах укрепления законности и правопорядка. Заметно снизился профессионализм и квалификация прокуроров и следователей.

11. Развитие прокуратуры Российской Федерации (1992-н/в).

Распад Союза, новые политико-правовые условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, становлением подлинного федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений существенно изменили место и роль прокуратуры.

ционный срок, после истечения пятилетнего. Неопределенность конституционной нормы привела к тому, что отказываться на назначение предложенной Генеральным прокурором РФ кандидатуры стали президенты республик или главы администрации субъектов Федерации, а не органы представительной власти.

Согласно ч. 4 статьи 129 Конституции РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяется федеральным законом.

В Конституции Российской Федерации 1 993 года прокуратуре посвящается ст. 1 29, где устанавлено, что она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокурору вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из содержания ст. 1 29 следует, что Конституция не определяет функции (полномочия) прокуратуры Российской Федерации, относя этот и другие вопросы организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций

прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Из содержания Конституции Российской Федерации следует, что прокуратура не может относиться к органам судебной и исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными органами -звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 1 29 Конституции).

До принятия конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации на должность, его подотчетность только высшим законодательным органам. Таким образом, прокурор был ориентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти - законодательной, только ей был подконтролен и только её решения обязан был выполнять.

Этим законом в положение прокуратуры внесены существенные изменения и дополнения, расширены ее функции и круг поднадзорных органов в статье 1 ч. 1 этого закона говорится, что на прокуратуру наряду с надзором за исполнением закона возложен надзор за соблюдением Конституции РФ. Согласно внесенным дополнениям прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов также коммерческими и не коммерческими организациями и учреждениями, судебными приставами, расширен и перечень мер прокурорского реагирования, в частности, восстановлена такая мера прокурорского предостережения о недопустимости нарушения закона (статья 25 Закона) и ряд других изменений.

Согласно этому закону прокуратура сохранила свой статус, свое положение как орган надзора, который выполняет эту функцию в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (статья 1 ч. 2 Закона).

В настоящее время Президент, будучи главой государства, берёт на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

300 лет прокуратуре России

12 января 2022 года исполнится 300 лет со дня образования прокуратуры России. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ

Российская прокуратура прошла сложный исторический путь своего становления, который условно можно разделить на три этапа: дореволюционный (ХVIII в. — октябрь 1917 г.), советский (октябрь 1917 г. — конец 80-х гг. ХХ в.) и современный (90-е гг. ХХ в. — по настоящее время).

Приказом Генерального прокурора СССР от 28 июля 1949 г. вводится участковая система работы следователей прокуратуры, что способствовало более быстрому раскрытию преступлений, а также объективному, полному и всестороннему расследованию.

После XX съезда КПСС потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестовыванию незаконных и необоснованных решений судов и внесудебных органов, провели огромную работу по реабилитации невинно пострадавших.

В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой отрасли надзора.

В Конституции СССР 1977 г., в отличие от прежних конституций, прокуратуре уделяется больше внимания и отводится самостоятельная глава. Конституцией на прокуратуру возлагается обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов.

Важно отметить, что ни в Конституции 1936 г., ни в Положении о прокурорском надзоре 1955 г. не было указания на осуществление надзора за единообразным исполнением законов. Эту обязанность Конституция 1977 г. возложила как на Генерального прокурора СССР, так и подчиненных ему прокуроров.

Постоянно увеличивающееся количество принимаемых нормативных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях, развитие экономики и динамичное внедрение многочисленных политических курсов постоянно расширяют границы прокурорского надзора.

Вместе с тем, неизменно приоритетными задачами органов прокуратуры являются защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны, борьба с преступностью и коррупцией.

По материалам военного прокурора 313 военной прокуратуры Западного военного округа Русина Александра Николаевича об истории становления прокуратуры России.


В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.

image_pdf
image_print

В России прокуратура была учреждена на основании Именного Высочайшего Указа Петра I от 12 января 1722 г. А 29 декабря 1995 года Указом Президента РФ от № 1329 эта дата была провозглашена в качестве профессионального праздника всех работников прокуратуры, который отмечается с 1996 года.

Прокуроры блюли интересы казны, осуществляли надзор арестантских дел и мест содержания заключенных под стражей. Они могли вносить предложения по мерам устранения различных нарушений закона.

После смерти Петра I в период дворцовых переворотов и частой смены правителей в Российской империи прокуратура не осуществляла активно свою деятельность. Надзор за осуществлением государственных интересов усилился во время царствования Екатерины П. Это связано с Учреждением о губерниях от 1775 года.

В непродолжительное время правления Павла I активность прокуратуры снова снизилась. По сути дела, Павел взял на себя роль прокурора и пытался разобраться во всех делах сам, все контролировать.

С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр занял должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры были введены в штат соответствующих губернских органов юстиции.

В 1862 году Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, которые определяли ее основную задачу – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Этот акт закреплял принципы организации прокуратуры и ее деятельности и независимости прокуроров от местных органов при принятии решений.

При этом Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались или освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры – Генерал-прокурором Российской Империи.

В результате судебной реформы 1864 года прокуратура из надзорного органа стала органом уголовного преследования. Прокурору уже было подчинено полицейское дознание, он был обязан наблюдать за производством предварительного следствия. Прокуроры имели право присутствовать во время осуществления всех следственных действий, проводить дополнительное расследование. А после окончания предварительного следствия они могли представлять заключение о том, должен ли обвиняемый быть предан суду.

В то же время, будучи в составе суда, прокуроры были неподконтрольны ему. Они были обязаны наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства. Прокуроры принимали участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, могли приносить кассационные и апелляционные протесты по отношению к необоснованным решениям суда. После вынесения приговора они контролировали его исполнение. Кроме этого, они были обязаны осуществлять надзор соблюдения законности в местах отбывания заключенными наказания. При рассмотрении гражданских дел прокуроры только надзирали за соблюдением закона.

Прокуратура в России возродилась с утверждением Положения о прокурорском надзоре, принятым 28 мая 1922 года на 3 сессии ВЦИК. Она являлась частью Народного Комиссариата Юстиции. Во главе ее стоял Прокурор Республики, являвшийся одновременно Народным Комиссаром Юстиции. Он имел право назначать прокуроров на должность или отстранять от нее, перемещать их. На прокуратуру были возложены задачи:

— осуществление от имени государства надзора за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;

— надзор за деятельностью органов, которыми производится расследование;

— поддержание государственных обвинений в суде;

— опротестование постановлений и распоряжений, противоречащих закону;

— наблюдение за правильным содержанием заключенных.

Следует отметить, что на протяжении многих лет структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров регулировались законодательством о судоустройстве.

После образования Союза ССР была учреждена Прокуратура СССР. Она была выделена из органов юстиции и являлась самостоятельным государственным органом. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местной власти.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму и Совнаркому СССР.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

С построением развитого социализма в СССР появляются и новые законодательные акты, регулирующие деятельность прокуратуры в стране. Однако, основными направлениями деятельности, как и прежде, остались: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление; разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, а также участие в совершенствовании законодательства.

Доминирующим в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Одновременно приоритетными направлениями остаются обеспечение единого правового пространства страны, борьба с преступностью и коррупцией. От качества выполнения этих задач во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан России, безопасность и интересы государства.

Служитель закона

Роман Андреевич Руденко (1907-1981 гг.) был типичным представителем советской номенклатуры, сумевшим сделать впечатляющую карьеру благодаря недюжинному уму, работоспособности и решительности. Простой черниговский парень, продвинувшись по комсомольской линии, быстро нашел свое призвание в работе следователя.

Судьба этого человека действительно изобилует интересными событиями, расследованиями и громкими делами. В 1945-1946 году он был главным обвинителем от СССР в ходе Нюрнбергского процесса над высокопоставленными нацистскими преступниками. В 1953 году возглавлял следственную работу по делу Л. П. Берии и его пособников. Практически не было ни одного крупного разбирательства, в котором Р. А. Руденко не принял бы участия.

Он занимал должность генерального прокурора СССР с 26 июня 1953 по 23 января 1981 года, столько у руля этого ведомства не стоял никто. Не случайно Романа Андреевича называют основоположником отечественной следственной школы.

Воркутинское восстание

После смерти Сталина и ареста Берии карьера Романа Андреевича достигла наивысшей точки. И тут произошло Воркутинское восстание, которое могло серьезно поколебать позиции новоиспеченного генерального прокурора СССР. Поэтому не стоит удивляться, что чиновник такого ранга принял личное участие в подавлении протеста заключенных.

Все эти люди содержались в тяжелых условиях, работали на угольных шахтах и других производствах, у них были огромные сроки заключения. 27 марта 1953 года Верховный Совет СССР принял Указ об амнистии, который заключенные встретили с воодушевлением. Но их надежды не оправдались: почти никого из обитателей лагеря на свободу не выпустили. Разочаровавшиеся люди принялись саботировать работу, требуя пересмотра своих дел.

Убийство и кровавая бойня

Воркутинское восстание продолжалось не один день. Еще в июне 1953 года отдельные группы заключенных Речлага отказывались выходить на работу, не выполняли требования администрации. И она пошла на уступки.

24 июля участникам восстания объявили о существенном смягчении режима: был введен 9-часовой рабочий день; разрешены свидания и переписка с родственниками; с лагерной одежды разрешили снять унизительные номера. Еще один важный момент – заключенные теперь могли переводить своим семьям заработанные деньги.

Вскоре большинство лагерных отделений прекратили саботировать работу. Кое-где сознательные сидельцы даже сами связали зачинщиков забастовки и передали их в руки охраны. И лишь лагерное отделение No 10, трудившееся на шахте No 29, упрямо продолжило забастовку.

Несмотря на то, что Р. А. Руденко совершил умышленное убийство на глазах своих подчиненных и спровоцировал кровавую бойню, никакой ответственности за свое преступление он не понес.

Согласно официальным данным МВД СССР, 1 августа погибли 53 человека, раны различной степени тяжести получили 135 бастующих, остальные разбежались. Правда, А. С. Смыкалин и ряд других авторов утверждают, что погибших было намного больше – несколько сотен. Говорят, их тела сотрудники охраны тайно захоронили прямо там, в шахте No 29.

Выжившим организаторам восстания добавили новые сроки и отправили в разные лагеря. Администрацию лагеря обвинили в том, что протест заключенных не был жестко подавлен в самом зародыше.

Как написал А. Г. Звягинцев, главный военный прокурор, Борис Алексеевич Викторов, приходил к Роману Андреевичу, чтобы посоветоваться. Сотрудники недавно сформированной комиссии хотели удостовериться: действительно ли есть твердое политическое решение руководства страны о реабилитации всех несправедливо осужденных.

То есть, Роман Андреевич действовал, опережая события, на свой страх и риск. Р. А. Руденко также включил в списки подлежащих реабилитации лиц те категории заключенных, которые составляли костяк Воркутинского восстания: побывавшие в плену солдаты и офицеры Красной армии; обвиненные в госизмене сотрудники НКВД; украинские и прибалтийские коллаборационисты, лично не совершавшие военных преступлений.

Читайте также: