Произведения российской литературы где в деталях описывается незаконная деятельность

Обновлено: 16.06.2024

Я 13 лет занимаюсь авторским правом и 10 лет веду блог по этой тематике. Но за всё это время я ни разу не останавливался подробно на одном из основных объектов авторских прав – на книгах и вообще на литературных произведениях.

Сегодня мы этот пробел восполним и будем говорить об авторских правах на литературные произведения.

Что такое литература?

В ст.1259 ГК РФ, среди других объектов авторских прав, литературные произведения указаны первыми. Закон РФ не раскрывает, что именно относится к литературным произведениям, поэтому мы прибегнем к помощи Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г (да, не удивляйтесь – документ XIX века действует до сих пор).

Согласно подп.1 ст.2 Бернской Конвенции, литературные произведения охватывают любую продукцию в области литературы, включая книги, брошюры и другие письменные произведения.

Состав авторских прав

Литературное произведение – типичный объект авторских прав.

  • исключительного имущественного права
  • и личных неимущественных прав.

Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы и автор не вправе отказаться от них.

А исключительное имущественное право может переходить от автора к другим лицам.

Таким образом, даже если автор книги произведёт отчуждение исключительного права на книгу в пользу какого-то третьего лица, он всегда будет обладать правом авторства и правом на имя, т.к. эти права являются личными неимущественными и не отчуждаются по закону.

Объективная форма

Стоит также помнить, что авторские права распространяются как на обнародованные произведения, так и на необнародованные.

При этом необнародованное произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме (ст1256 ГК РФ).

Объективная форма литературного произведения может быть разной: это может быть письменная форма книги, рукописи, машинописи, может быть форма звукозаписи и др. Но для распространения исключительного права объективная форма обязательно должна быть .

Другими словами, если Вы написали сонет, но он существует только у Вас в голове, и Вы не зафиксировали его ни в какой объективной форме, то на этот сонет исключительное право распространяться не будет.

Авторские права на книги (и другие литературные произведения) не подлежат какой-либо государственной регистрации. Как известно, согласно п.4. ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Однако, автору стоит понимать, что ему нужно быть готовым доказать, что литературное произведение было создано именно им.

В РФ действует так называемая презумпция авторства. Это означает, что автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано и при этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное (ст.1257 ГК РФ).

При возникновении спора, касающегося литературного произведения, автор в ходе рассмотрения спора обязан доказать, что именно он является втором. Так как регистрации авторских прав не существует, в ход идут любые возможные способы. Одним из самых действенных является депонирование (мы говорили об этом способе обеспечения доказательств в отдельном материале ).

Срок охраны авторских прав

Исключительное право на литературные произведения действует в течение всей жизни автора (вне зависимости от того, кому принадлежит исключительное право на литературное произведение) и еще 70 лет после его смерти (при этом вести отсчет следует с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

Исключительное право на книгу, созданную в соавторстве , действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Стоит также учитывать, что если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на 4 года .

Интересный нюанс связан с литературными произведениями, издаваемыми под псевдонимами. На книгу, обнародованную под псевдонимом , срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования. То есть срок уже не привязан к жизни автора. Однако если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного под псевдонимом, раскроет свою личность, исключительное право будет действовать в течение всей его жизни, а потом в течение срока, привязанного уже к дате смерти автора.

Издание литературного произведения

Процессу взаимодействия с издательствами посвящен целый отдельный материал .

В данной статье стоит только отметить, что издание книг (и любых других литературных произведений) происходит на основании договора . Такой договор заключается в письменной форме. Только в одном случае договор на издание может быть в устной форме: это договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании – он может быть устным, если Вы того захотите.

Многие издательства лукавят (а если быть откровенным – попросту обманывают) и подсовывают авторам на подписание вместо лицензионного договора, предусматривающего издание, договор об отчуждении исключительного права. Зачастую автору сложно отличить один вид договора от другого, ведь их наименования можно запросто замаскировать сложными юридическими словами или вовсе исключить. Поэтому рекомендуется перед заключением договора с издательством обращаться к юристу.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022, а по отношениям, возникшим ранее, - к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 01.01.2022.

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1274 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Какие произведения не являются объектами авторского права? Разберемся подробнее в этом вопросе.

объектами авторского права в рф не являются

В таких областях деятельности человека, как литература, наука и искусство, существуют объекты, которые охраняются правом на авторство. Законодательство не предусматривает определение подобного понятия. Априори считается, что право на авторство очевидно, и нет необходимости давать отдельные разъяснения о том, что это такое. Намного важнее в данном случае дать определение и критерии причисления к объектам авторского права. Не являются таковыми все те, которые не входят в данный перечень.

Критерии

Законодательство предусматривает два основных критерия, по которым определяется необходимость охраны права на авторство. Также существует примерный список произведений, которые в случае соответствия критериям входят в состав объектов авторского права. Кроме того, закон устанавливает область действия прав на авторство.

Таким образом, к авторским правам относятся произведения литературы, науки и искусства по следующим критериям:

  1. Произведения являются результатом деятельности в творческой сфере.
  2. Существование произведений в любой объективной форме.

Если один из критериев отсутствует, говорить о наличии права на авторство произведения нецелесообразно. Следует учитывать, что объектом авторского права может быть не только целое произведение, но и отдельные его части, например, название, если оно отвечает заданным критериям и обладает способностью использоваться отдельно.

Итак, разберемся, что же не является объектом авторского права.

Определение творчества

произведения не являющиеся объектами авторского права

Обычно творческая деятельность определяется как умственная, то есть духовная, интеллектуальная или мыслительная. Ее результатом становится создание самостоятельного творческого произведения искусства, науки и литературы. Иногда подобную деятельность называют продуктивной, и она является противоположностью репродуктивной, которая выражается в обработке уже готовых мыслей или образов согласно формальным правилам логики.

Естественно, творчество представляет собой субъективное понятие. Если для одного человека вывод по научной работе является плодом сильного творческого напряжения, то для других это стандартный итог работы специалиста определенной квалификации. По этой причине, даже несмотря на то, что было написано много статей и книг на эту тему, найти общепринятый критерий для определения творческой деятельности не удалось.

Что на практике?

На практике творческий критерий небезосновательно сводится к самому факту создания результата интеллектуальной деятельности самостоятельно. Проще говоря, общепринято считать творческой деятельностью любую умственную работы, результат которой должен охраняться правом на авторство. Однако он потеряет свой статус в случае, если доказано, что произведение было создано путем копирования, плагиата или пиратства. Также оно может быть не признано содержащим авторское право по закону или преобразовано в объект патентной сферы. Можно сказать, что в данном случае существует своего рода творческая презумпция не только отдельной интеллектуальной деятельности, но и любого полученного в ее процессе результата.

Если установлен факт пиратского копирования, суд как орган, рассматривающий конфликт, как правило, назначает экспертизу. Специалисты, квалификация которых распространяется на соответствующие творческие области, выносят решение о самостоятельности создания произведения или его незаконном частичном или полном копировании у другого автора. Не являются объектами авторского права чужие произведения.

Если будет доказан факт использования чужих материалов, объект перестанет относиться к авторскому праву. Кроме того, будут также приняты соответствующие меры по защите прав реального автора.

Определение творчества как создания самостоятельного произведения является оправданным еще и потому, что для авторского права не имеют значения литературные, научные или художественные характеристики. Область авторских прав предусматривает охрану всех самостоятельных творческих произведений вне зависимости от их достоинства и назначения. История знает много примеров резкой критики и неприятия современниками определенных достижений литературы, науки и искусства, вплоть до гонений их авторов. В дальнейшем авторов этих произведений восхваляли. Так, например, картины некоторых абстракционистов, раскритикованные ранее, затем признавались шедеврами живописи и продавались на аукционах за баснословно большие деньги. Иногда случались и обратные ситуации. Однако на авторское право все эти моменты никак не влияют. Является ли архитектурный проект объектом авторского права? Об этом ниже.

Объективная форма произведения

Законом описывается приблизительный перечень форм произведений, являющихся объективными:

  1. Письменная. Это может быть машинопись, рукопись, нотная запись и т.д.
  2. Устная. Например, исполнение, публичное выступление и т.д.
  3. Аудио- и видеозапись. Производится на магнитные, механические, цифровые, оптические и другие носители.
  4. Объемно-пространственная. То есть модель, скульптура, макет и т.д.

какие произведения не являются объектами авторского права

Запись предполагает фиксирование изображения и звуков посредством различных технических средств, выражающееся в материальной форме. Необходимо иметь возможность неоднократного воспроизведения записи. К устной форме также относятся речи, произносимые на публике, например, в суде, на лекции, проповеди или во время доклада.

Как правило, объективная форма произведения выражается посредством различных носителей, будь они материальные или телесные. Это может быть холст, бумага, мрамор, диски и т.д. При этом на сам материальный носитель также существует вещное или право собственности. Подчеркивается, однако, что это не превращает литературные и художественные образы, а также научные понятия в объекты материального плана.

Объектом авторского права большинства стран являются творческие произведения. Способ выражения не играет никакой роли. Многие поэты, к примеру, любили записывать свои стихи на папиросных коробках, манжетах или клочках бумаги. Высоцкий предпочитал записывать стихи на карточках монтажных лент в периоды киносъемок. Подобные способы фиксации творческих произведений не имеют значения. Если произойдет попытка опубликовать стихи под чужим именем и данный факт будет доказан, авторские права поэта будут восстановлены, а действия второй стороны рассмотрены в суде как плагиат.

Обнародование произведения

Как и объективная форма, такой аспект, как обнародование произведения, также не имеет значения. Авторское право признается как за обнародованными, так и необнародованными произведениями в случае, если они выражены в объективной форме. Иначе говоря, авторское право закрепляется как за произведением, лежащим в столе у писателя, так и за опубликованной работой.

Под обнародованием произведения понимается действие, осуществленное с согласия автора, которое делает его работу доступной для широкой общественности. Обнародование может выражаться в различных формах, а именно в виде опубликования, публичного исполнения или показа, передачи в эфир и т.д. Обнародованным называют произведение с того момента, когда оно становится доступным для неопределенного круга лиц, вне зависимости от фактически воспринимавшего его количества людей.

не являются объектами авторского права варианты ответа

Опубликование представляет собой выпуск в обращение некоторого количества экземпляров, разумеется, с согласия автора. Авторами объекта авторского права являются те, кто создал эти произведения.

Количество должно удовлетворять разумные потребности публики, потенциально заинтересованной в произведении автора. В такой форме обнародуется множество произведений литературы, включая научные, и издаются они тиражами с учетом спроса у читателей.

Показом произведения называется представление оригинала или копии произведения лично или посредством записи, телевидения или других современных технических средств. Чаще всего посредством показа обнародуются произведения живописи или кинофильмы. Произведения, не являющиеся объектами авторского права, рассмотрим ниже.

Исполнение предполагает презентацию произведения с помощью декламации, игры, пения, танца вживую и т.д. Также исполнение осуществляется посредством различных технических средств, например, кабельного телевидения, радиовещания и т.д., а также показа аудиовизуального произведения, сопровождающегося кадрами в определенной последовательности.

Разновидности объектов авторского права

Так как все произведения, которые отвечают критериям, указанным выше, относятся к объектам авторского права и должны охраняться законом, их перечень примерный и содержит самые распространенные объекты. При этом учитывается не только объективная форма этих произведений, но и предназначение, сфера применения, жанр и связь с другими творческими произведениями. Является ли фотография объектом авторского права? Разберемся.

Список

Так, объектами авторского права можно считать:

  1. Произведения литературы.
  2. Произведения и пантомимы, входящие в группу драматических, сценарных, музыкально-драматических, хореографических, музыкальных и т.д.
  3. Произведения аудиовизуальной категории. Сюда входят теле-, кино-, видеофильмы, диафильмы, слайды и остальные произведения подобного рода. Они состоят из серии кадров, связанных между собой, и могут сопровождаться аудиодорожкой. Предназначены подобные произведения для слухового и зрительного восприятия посредством необходимого технического оборудования. Что еще входит в список объектов авторского права?
  4. Являются таковыми произведения изобразительного искусства, включая графические рассказы, комиксы, графику, дизайн, скульптуру и живопись.
  5. Произведения сценографического и декоративно-прикладного искусства. Последнее предполагает двухмерное или трехмерное произведение, которое было перенесено на предметы быта, в том числе речь идет о промышленном промысловом производстве.
  6. Произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства.
  7. Произведения фотографического искусства и аналогичные ему.
  8. Геологические, географические и иные виды планов, карт, эскизов и пластических произведений. А какие произведения не являются объектами авторского права?

объектом авторского права большинства стран являются

Все перечисленные выше объекты авторского права могут подразделяться по множеству разновидностей и подвидов. Так, например, произведения литературы могут быть предназначены для учебной, научной или художественной сферы. Некоторые виды произведений напрямую описаны законом, например, в случае комиксов. Однако все виды, даже не включенные в список выше, могут стать объектами авторского права только в том случае, если они возникли в результате творческой деятельности и имеют объективную форму.

Из перечисленных произведений являются объектами авторского права все без исключения.

Каждый автор обладает индивидуальными и неповторимыми способностями, он самостоятельно создает свое произведение, что делает его оригинальным. Однако некоторые самостоятельные произведения могут также связываться с другими, дополняя их или обладая новой формой выражения. Подобные произведения часто называют производными. Это могут быть обработки, переводы, рефераты, аннотации, обзоры, резюме, аранжировки, инсценировки и т.д.

Но какие же произведения не являются объектами авторского права? Варианты ответа интересуют многих.

Кроме производных произведений, объектами авторского права справедливо считаются сборники в виде антологии, энциклопедии, базы данных и т.д., а также иные произведения, которые представляют собой результат творческой работы, заключающейся в подборе и систематизации собранных материалов.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Помимо вышеперечисленных произведений, в законе содержится также перечень тех, что не входят в состав объектов авторского права. В частности:

является ли архитектурный проект объектом авторского права

Причина

Следует учесть, что творческая работа по систематизации судебных решений, законов, а также административных и иных актов – повод для отнесения результата подобного труда к авторскому праву.

Авторское право, помимо прочего, не относится к методам, идеям, процессам, способам, системам, принципам, концепциям, фактам и открытиям. Подобное ограничение обусловлено не государственной принадлежностью произведения, а тем, что авторское право не имеет возможности обеспечить необходимый контроль над перечисленными достижениями.

Область действия авторских прав

Российское авторское право осуществляет охрану произведений литературы, искусства и науки в зависимости не только от их объективной формы и характера творчества, но и с учетом их местоположения, способа обнародования и гражданства создателей. Совокупность этих факторов является определяющей для сферы действия права на авторство.

не являются объектами авторского права

Право на авторство имеется у всех обнародованных и необнародованных произведений, представленных в объективной форме в пределах территории России. Гражданство авторов и их правопреемников не имеет значения. Вне пределов нашей страны авторское право признается за создателями произведений только в том случае, если у них есть российское гражданство. Признание авторских прав за произведением иностранных граждан происходит только на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции.

Впервые опубликованным в России считается произведение, которое было представлено в течение 30 дней после международной презентации на территории РФ.

Следует учитывать, что нарушение авторских прав является уголовно наказуемым и может преследоваться по закону. Чаще всего речь идет о материальной и моральной компенсации за использование произведения, являющегося объектом права на авторство.

Какие произведения объектами авторского права не являются? Ответ на данный вопрос мы рассмотрели.

Добрый день. У меня вопрос по авторскому праву. Некоторое время назад мной был написан сценарий по рассказу писателя, который умер в 2002 году. У него есть правопреемник, его сын, но к наследству имеет формальное отношение. По сути делами по наследству писателя занимается другой человек. Мной было принято решение опубликовать вышеуказанный сценарий. Однако издательство запросило у меня не договор, но формальное согласие правопреемника на переделку и публикацию произведения. Я обратилась с письмом к правопреемнику, однако ответил мне тот самый человек, который на практике занимается наследством писателя. Его юрист счел документ, запрашиваемый редакцией, неоднозначным и порекомендовал исполняющего обязанности правопреемника отказать мне в публикации моего сценария. Теперь вопросы. 1. Имеет ли право и.о. правопреемника чинить мне препятствия к публикации моего сценария, 2. Вправе ли издательство требовать от меня формальное разрешение (не договор!) от правопреемника на публикацию моего сценария, 3. Как мне защитить авторское право право моего сценария, который вследствие первоначального согласия правопреемника дать разрешение на публикацию получил мой текст в полном объеме, а потом по причине неясности запрашиваемого редакцией документа в этом согласии мне отказал, но на данный момент по-прежнему владеет моим текстом. Спасибо.

Добрый день, Мила. Не могли бы вы выложить текст документа, который имеется у вас от автора рассказа или его правопреемника, разрешающий изменение рассказа (в частности, преобразование в сценарий), а также текст вашей переписки с правопреемниками автора

Денис, прочтите внимательнее мной написанное, пожалуйста. Никакой текст от правообладателя я как раз и не получила. В этом и проблема. А редакция требовала от него текст в свободной форме. Дескать, осведомлен и разрешаю. Текст переписки я выкладывать в интернете, разумеется, не буду. Разве что могу процитировать какие-то относящиеся к конкретному вопросу детали. Вкратце: правообладатель принципиально не возражал, потом, когда получил требование редакции написать в свободной форме разрешение, начал крайне сомневаться, звонить своему юристу. В результате я получила отказ.

2. Вправе ли издательство требовать от меня формальное разрешение (не договор!) от правопреемника на публикацию моего сценария

Что касается следующего вопроса, поскольку Вы являетесь по ГК РФ автором аудиовизуального произведения:

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из
зафиксированной серии связанных между собой изображений (с
сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для
зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с
помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные
произведения включают кинематографические произведения, а также все
произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим
(теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от
способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального
произведения.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение
изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его
использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями
или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность
произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим
не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия
произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной
им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Использованием произведения независимо от
того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли
или без такой цели, считается, в частности:
9) перевод или другая переработка произведения.
При этом под переработкой произведения понимается создание производного
произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому
подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы
данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой
программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за
исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых
исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных
на конкретных технических средствах пользователя или под управлением
конкретных программ пользователя;

Основываясь на вышесказанном, требование предоставить согласие наследника автора произведения является правомерным.

Что касается формы, то данное согласие будет открытой лицензией на использование произведения науки, литературы или искусства

Как мне защитить авторское право право моего сценария, который
вследствие первоначального согласия правопреемника дать разрешение на
публикацию получил мой текст в полном объеме, а потом по причине
неясности запрашиваемого редакцией документа в этом согласии мне
отказал, но на данный момент по-прежнему владеет моим текстом.

Иметь доказательства создания данного сценария (черновики, файлы на компьютере, записи, подверженный факт обращения в издательство) и так далее.


В этом смысле следует признать удачным введение в п. 7 ст. 1259 ГК РФ новой формулировки охраны части произведения, без указания на необходимость ее самостоятельного использования. В современном отечественном авторском праве критерии охраноспособности произведения и его части совпадают.

могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора;

Второй критерий дифференцирует авторские права на одну и ту же часть произведения в зависимости от формы ее выражения. Например, когда речь идет о персонаже, мы будем иметь разных правообладателей в зависимости от избранной формы выражения. Поэтому и персонажи могут быть различными: литературными, изобразительными, музыкальными, звуковыми и т. д.

В своей работе Д. Борисенко приводит следующую классификацию персонажей:

- вымышленные персонажи, в том числе создаваемые артистами (так называемые одушевленные персонажи);

- нечеловеческие анимационные персонажи, в том числе из комиксов или кинофильмов (так называемые неодушевленные персонажи) и

- реальные лица – знаменитости.

Итак, гражданское законодательство, устанавливая правовую охрану весьма востребованных в настоящее время отдельных частей произведения, таких как название и персонаж, обеспечивает еще более обширную защиту прав авторов от незаконного использования результатов их творческой деятельности, тем самым создавая предпосылки для вовлечения в гражданский оборот всех охраняемых частей произведения отдельно от него самого.

Агарков М.М. Право на имя. В сб. статей по гражданскому и торговому праву памяти профессора Габриеля Феликсовича Шершеневича. М., 1915.

Борисенко Д. Персонаж как законодательно признанная часть произведения, на которую распространяется авторское право// Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права – № 2, 2011.

Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). – М.: Экзамен, 2009.

Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юридическая литература, 1963.

Кравец Л. Знаменитости и предприниматели: общность и столкновение интересов // Интеллектуальная собственность. – № 2, 2000.

Рахмилович А.В. Название произведения как объект авторского права//Журнал российского права, N 11, ноябрь 2002 г.

Cергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2004.

Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. – М.: Дет. лит., 1966.

Филин Д. Имя, образ, внешний вид: персонаж как новый объект авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. – № 6, 2007.

Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: Автореф. на соиск. ученой степ. канд. юрид. наук. М., 2005.

Энтин В., Клишина А. Персонаж как охраняемая часть произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – № 5, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, персонаж, Часть произведения, творческий труд автора, правовая охрана, ГК РФ, литературное произведение, самостоятельный результат, творческая деятельность, творческий труд.

Похожие статьи

Произведения фанатского творчества как объекты авторского.

Ключевые слова: произведение фанатского творчества, оригинальное произведение, производное произведение.

Сравнительный анализ объектов авторского права российского.

Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и.

Авторское право: свобода и ответственность

Так что же является произведением? Наиболее популярное определение сформулировал В. И. Серебровский: «Произведение — это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая.

Само авторское право распространяется на результаты творческой деятельности, вне зависимости от произведения (достоинства и назначения) и самого способа выражения данного объекта. А в ст. 1259 ГК РФ перечислены объекты авторского права: произведения дизайна.

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта.

творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, признак новизны, презумпция авторства, объективная форма, область музыки, музыкальное произведение, юридическая литература.

Особенности реализации государственными служащими авторских.

ГК РФ, Президент РФ, служебное произведение, публично-правовое образование, произведение, президентское выступление, обращение, интеллектуальная деятельность, авторское вознаграждение.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий собой художественные образы, выраженные в звуковой форме [6, с. 70].

База данных как объект авторского права | Статья в журнале.

Именно в этом должен проявиться творческий характер деятельности автора. Характер материалов, включенных в базу данных, для оценки

Литература: 1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.

Похожие статьи

Произведения фанатского творчества как объекты авторского.

Ключевые слова: произведение фанатского творчества, оригинальное произведение, производное произведение.

Сравнительный анализ объектов авторского права российского.

Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и.

Авторское право: свобода и ответственность

Так что же является произведением? Наиболее популярное определение сформулировал В. И. Серебровский: «Произведение — это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия.

Интеллектуальная собственность в сфере рекламы: правовая.

Само авторское право распространяется на результаты творческой деятельности, вне зависимости от произведения (достоинства и назначения) и самого способа выражения данного объекта. А в ст. 1259 ГК РФ перечислены объекты авторского права: произведения дизайна.

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта.

творческая деятельность, произведение, ГК РФ, признак творчества, признак новизны, презумпция авторства, объективная форма, область музыки, музыкальное произведение, юридическая литература.

Особенности реализации государственными служащими авторских.

ГК РФ, Президент РФ, служебное произведение, публично-правовое образование, произведение, президентское выступление, обращение, интеллектуальная деятельность, авторское вознаграждение.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий собой художественные образы, выраженные в звуковой форме [6, с. 70].

База данных как объект авторского права | Статья в журнале.

Именно в этом должен проявиться творческий характер деятельности автора. Характер материалов, включенных в базу данных, для оценки

Литература: 1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.

Читайте также: