Произведения дизайна как объект интеллектуального права

Обновлено: 30.06.2024

Архитектурный проект как объект авторских прав

В России произведение архитектуры, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений или макетов признается объектом авторских прав (пункт 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации), что позволяет говорить об охраноспособности архитектурного проекта.

При этом архитектурный проект является единственной охраноспособной (с точки зрения авторского права) частью документации для строительства, поскольку именно в нем выражено архитектурное решение (то есть авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте). Иными словами, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения не являются объектами авторских прав и сами по себе не могут охраняться авторским правом. Данная позиция неоднократно подтверждалась в практике арбитражных судов, например, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15, Суда по интеллектуальным правам от 08.07.2014 № С01-537/2014 по делу № А40-123518/2013, Суда по интеллектуальным правам от 22.07.2014 № С01-661/2014 по делу № А40-97747/2012.

Поскольку архитектурный проект, как указано выше, признается объектом авторских прав, то его незаконное использование (в том числе в рамках его реализации) будет квалифицироваться как нарушение исключительного права на произведение, что позволяет обладателю исключительных прав требовать возмещения убытков либо выплаты компенсации (статья 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации):

• в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
• в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
• в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

При определенных условиях нарушения авторских прав на архитектурный проект могут быть основанием для привлечения к административной (часть 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или уголовной (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственности.

Кроме того, следует учитывать, что автору произведения, независимо от факта принадлежности исключительного права, принадлежат личные неимущественные права (в том числе право авторства, право на неприкосновенность произведения), которые могут защищаться, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении (статья 1251 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Архитектурный проект как объект патентных прав

В случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (например, путем незаконного их использования) автор или иной правообладатель вправе по своему выбору требовать возмещения убытков или выплаты компенсации (статья 1406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации):

• в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
• в двукратном размере стоимости права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование соответствующих изобретения, полезной модели, промышленного образца тем способом, который использовал нарушитель.

При определенных условиях нарушения изобретательских и патентных прав могут повлечь привлечение к административной (часть 2 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или уголовной (статья 147 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственности.

Является ли дизайн сайта объектом авторского права?

В суд людей приводят абсолютно разные причины, в том числе и необходимость в защите исключительных прав на что-либо. Исключением не являются и права на дизайн сайта.

Фабула дела

Так, Общество, занимающееся приёмом металлолома, подало в суд к другому Обществу, ведущему аналогичную деятельность.

Суть спора состояла в том, что, по мнению истца, ответчик скопировал дизайн сайта и его доменное имя. В связи с этим истец просил взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб., расходы по оплате услуг представителя 50 000 руб., почтовые расходы 6 294 руб., расходы за нотариальные услуги 20 300 руб. Также общество требовало запретить ответчику использовать дизайн сайта истца.

Позиции судов

В суде Истец пояснил, что нарушение исключительных прав истца выражается в неправомерном использовании ответчиком дизайна, то есть цветовой схемы, расположения элементов сайта. Указал, что дизайн обоих сайтов схож до степени смешения.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Суд пришёл к выводу, что дизайн сайтов не являются полностью идентичными, несмотря на схожесть некоторых элементов. Кроме того, истец не предоставил доказательств использования ответчиком принадлежащих заявителю исключительных прав.

Суд счёл, что не представляется возможным говорить и о нарушении прав истца на осуществленные им подбор и расположение материалов сайта (составительство), поскольку размещённые на сайте материалы (тексты, изображения) являются различными, в связи с чем спорные сайты представляют собой подбор различных материалов.

С таким выводом согласились апелляционная и кассационная инстанции.

Позиция Верховного Суда

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) в силу ст. 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются интеллектуальные права, которые включают в себя исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность исполнения) и иные права (например, право следования, право доступа, право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на получение патента и др.).

Верховный Суд напомнил, что в соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения дизайна являются объектами авторских прав.

Далее суд отметил, что в силу общепринятого подхода объект, который удовлетворяет условию оригинальности, может получить авторско-правовую охрану, даже если его реализация была обусловлена техническими соображениями, при условии, что это не мешает автору отражать свою личность в этом объекте, осуществляя свою свободную волю, выбор; когда компоненты объекта характеризуются только своей технической функцией, критерий оригинальности не соблюдается.

Решая вопрос о предоставлении объекту правовой охраны, нужно установить, проявил ли автор свои творческие способности, отражая свою личность путём моделирования продукта. Также стоит узнать, является ли это оригинальным произведением.

При решении данных вопросов было необходимо провести экспертизу, которая могла бы дать ответ на вопрос, относится ли тот объект, который истец понимает под дизайном сайта, к объектам авторского права. Однако экспертиза не была проведена.

Также судам было нужно исследовать, является ли HTML-код результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

Судебная коллегия также обращает внимание, что разрешение вопроса о наличии либо отсутствии переработки объекта авторского права в данном случае возможно только при наличии специальных познаний, которыми сам суд не обладает. В таких случаях ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предписывает назначить судебную экспертизу, чего сделано не было.

Не секрет, что современный мир моды – поле напряжённой борьбы за любовь, признание и лояльность потребителей. В таких условиях постоянной жёсткой конкуренции дизайнеры всемирно известных модных домов, больших компаний, работающих в сегменте fast fashion, а также сравнительно небольших, но известных и популярных на тех или иных территориальных рынках фирм, стремятся обеспечить надёжную охрану своих прав на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации и активно защищают эти права в случае их нарушения. В данной статье приводятся сведения о том, каким образом на сегодняшний день дизайнеры и компании осуществляют охрану и защиту продуктов своего художественного творчества, а также приводятся некоторые наиболее резонансные и скандальные примеры нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, имевшие место в модной индустрии на протяжении последних 30 лет.


Торговые знаки


Патент, мой патент…

Второй способ охраны прав на объекты интеллектуальной собственности в модной индустрии – получение патента на промышленный образец. В данном случае, в соответствии с российским законодательством внешний вид конкретного изделия будет охраняться при условии, если оно как промышленный образец по своим существенным признакам является новым и оригинальным (п. 1 ст. 1352 ГК РФ). Так, по ГК РФ условиями патентоспособности результатов творческой деятельности дизайнеров являются следующие обстоятельства: 1) в части новизны промышленного образца – совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета; 2) в части оригинальности промышленного образца – его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия, в частности если из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета, неизвестно решение внешнего вида изделия сходного назначения, производящее на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит промышленный образец, нашедший отражение на изображениях внешнего вида изделия (п. 2, 3 ст. 1352). Аналогичные требования для установления правовой охраны продуктам модной индустрии предъявляются и зарубежным законодательством.

Будь уникальным!

Здесь необходимо обратить внимание на то, что в мире моды за всю ее богатую историю было создано просто неисчислимое множество изделий самых разнообразных дизайнов и стилей в зависимости от принадлежности к тем или иным трендам, определяемым временными периодами. Соответственно, на сегодняшний день конкретное изделие должно быть поистине уникальным и не имеющим близких аналогов в модной истории для того, чтобы стать патентоспособным; особенно жёсткие требования на этот счёт предъявляет законодательство Японии. Более того, учитывая скорость, с которой модные тренды сменяют друг друга от сезона к сезону, получение патента на модное изделие не всегда может быть целесообразным мероприятием, так как через сравнительно небольшой период времени патентообладателю уже не придётся беспокоиться о нарушении своих патентных прав ввиду того, что конкуренты попросту не будут выпускать подобные изделия как вышедшие из моды, к тому же, срок правовой охраны промышленного образца по российскому законодательству составляет всего лишь 5 лет, правда, как известно, у обладателей патентов есть право продлевать данный срок максимум до 25 лет. В связи с этим, как правило, в качестве промышленного образца охраняются такие изделия, как оригинальные флаконы для парфюма, ювелирные изделия, прочие аксессуары[7]. Роман Бузько, адвокат Адвокатского бюро Buzko & Partners, в связи с этим приводит в качестве иллюстраций к одной из своих статей, непосредственно затрагивающей рассматриваемую тему, следующие промышленные образцы изделий в индустрии моды.


Авторское право


Секреты производства и ноу-хау

Наконец, последняя мера, используемая участниками мира моды для охраны и защиты своих интеллектуальных прав, применяется лишь в отношении определенных коммерчески ценных сведений, необходимых для того, чтобы процесс создания и производства модных изделий был максимально эффективным. Законодательством об интеллектуальной собственности множества стран на этот счет предусмотрено предоставление правовой охраны такому объекту интеллектуальной собственности, как секрет производства или ноу-хау (гл. 75 ГК). Согласно российскому законодательству условиями ее предоставления служат: 1) действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений в силу их неизвестности третьим лицам; 2) отсутствие у третьих свободного доступа к данным сведениям на законном основании; 3) принятие обладателем сведений разумных мер для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны (п. 1 ст. 1465 ГК). Наиболее распространенным видом таких сведений являются специальные технологии обработки ткани, перечни ключевых клиентов, методы оптимизации производства.

Одним из самых показательных практических примеров защиты прав на ноу-хау в мире моды может служить дело 2014 г., в соответствии с которым компания Louis Vuitton потребовала взыскать со своего бывшего сотрудника неустойку в размере около 500 тыс. долларов за то, что последний по прекращении работы в компании разгласил новому работодателю – компании Coach – сведения, составлявшие секрет производства Louis Vuitton[10].

Итак, можно заключить, что на настоящий момент существует достаточно много способов охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в индустрии моды. Каждый из них должен применяться индивидуально, в зависимости и с учетом конкретных обстоятельств, для того, чтобы впоследствии показать свою эффективность. Видится, что их использованием не следует пренебрегать и начинающим, а также малопопулярным дизайнерам и фирмам, поскольку мировая практика показывает, что при должной осмотрительности и настойчивости каждый актор индустрии моды может отстоять свои права перед лицом Фемиды.

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Неизменность данных на сайте n’RIS гарантируется технологией блокчейн. Объекту интеллектуальной собственности присваивается уникальный идентификатор

Читайте также: