Профессиональные взыскатели кто это

Обновлено: 02.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Взыскание кредитной задолженности является профессиональной деятельностью, регулируемой несколькими федеральными законами. Специалистов, работающих в данной области, принято называть коллекторами, реже — юристами. Наряду с ними до сих пор действуют нелегальные компании, предлагающие услуги выбивания долгов с граждан.

  1. Деятельность по взысканию задолженности в России
  2. Как называются люди, которые выбивают долги
  3. В чем разница между легальными и нелегальными коллекторами
  4. Как распознать нелегальных коллекторов
  5. С каким коллекторами сотрудничают российские кредитные организации
  6. Как нелегальные коллекторы выбивают деньги с должников
  7. Стоит ли обращаться к услугам вышибал
  8. Что делать, если посторонние лица пытаются выбить долг

Деятельность по взысканию задолженности в России

Найти список компаний можно на сайте ФССП

С 2017 года ведется государственный реестр компаний (юридических лиц), для которых деятельность по возврату просроченной задолженности является основной. Реестр ведется Банком России. Контролирующий орган — Федеральная служба судебных приставов. Список находится в свободном доступе: если компания или агентство не представлены в нем, значит, они работают нелегально.

Как называются люди, которые выбивают долги

С правовой точки зрения таких людей принято называть коллекторами. Благодаря преступным действиям сотрудников отдельных компаний репутация коллекторской деятельности сильно испортилась. Особенное недоверие к таким структурам наблюдается со стороны рядовых граждан.

Помимо коллекторов, деятельностью по взысканию задолженности занимаются профессиональные юристы. Эти компании в обязательном порядке включаются в государственный реестр, если данная деятельность является для них основной.

В чем разница между легальными и нелегальными коллекторами

  • Деятельность на законных основаниях возможна только после включения юридического лица в государственный реестр.
  • Для включения в реестр организация обязана соответствовать ряду требований.
  • Компании, не соответствующие требованиям законодательства, не включаются в реестр, и, как следствие, лишаются права заниматься подобной деятельностью.

Благодаря данному механизму российский сегмент взыскания задолженности покинули многочисленные компании, которые не смогли перестроить свою работу в соответствии с требованиями нового закона. По этой причине противоправных действий в отношении граждан-должников стало меньше, но искоренить проблему полностью не удалось.

Как распознать нелегальных коллекторов

Все агентства из реестра НАПКА являются законными

Реестр размещается в свободном доступе на официальных сайтах Центрального Банка и ФССП России. По наименованию юридического лица можно сделать вывод о его легитимности. Помимо этого, информацию об агентстве можно получить на официальном ресурсе НАПКА — Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств.

В ассоциации состоят крупнейшие компании, работающие в данной сфере. Если агентство числится в списках НАПКА, значит, оно включено в государственный реестр и действует на законных основаниях.

С каким коллекторами сотрудничают российские кредитные организации

Процесс взыскания просроченной задолженности начинается с работы внутренней службы взыскания банка. Такие службы есть практически в каждой крупной кредитной организации. В их задачу входит информирование клиентов о выходе на просрочку. На практике случается, что заемщик попросту забывает внести очередной платеж по кредиту, поэтому сотрудники банка напоминают ему о данной обязанности.

Если клиент не исполняет свои обязательства в течение определенного срока (1-30 дней), дело передается в коллекторское агентство. В рамках агентского договора коллекторы начинают работу с должником. Эта стадия взыскания просроченной задолженности получила наименование Soft-collection.

При этом данная процедура может повторяться несколько раз. Если работа коллекторского агентства не дает никакого результата, дело должника возвращается кредитору. В этом случае банк может поступить следующим образом:

  • Передать дело должника другой компании.
  • Подать на заемщика в суд.
  • Переуступить права требования по кредиту — продать долг третьему лицу.

Банки сотрудничают только с официальными коллекторскими агентствами, работающими полностью легально. У некоторых кредитных организаций, как, к примеру, у Сбербанка, есть собственные компании, занимающиеся взысканием просроченной задолженности на профессиональном уровне. Первый банк страны является 100% владельцем компании АктивБизнесКонсалт, состоящей в государственном реестре под регистрационным номером 2/16/77000-КЛ.

Как нелегальные коллекторы выбивают деньги с должников

Нелегальные коллекторы зачастую прибегают к угрозам и физическому насилию

В отличие от официальных компаний такие взыскатели используют следующие методы:

  • Звонки на телефоны должника — без внимания на законодательное ограничение по количеству и длительности телефонных звонков в течение одного дня.
  • Личные встречи с должником, сопровождающиеся угрозами применения физического насилия — в некоторых случаях взыскатели применяют физическое насилие по отношению к гражданину-должнику.
  • Порча имущества.
  • Разглашение информации о наличии у гражданина долговых обязательств.

К примеру, условная МФО продает долг физического лица третьим лицам. Далее задолженность еще несколько раз может быть перепродана в рамках цессии. Конечными владельцами прав на взыскание долга могут оказаться лица, методы работы которых не соотносятся с действующим законодательством. Именно в таких случаях у физического лица возникают проблемы.

Стоит ли обращаться к услугам вышибал

В данном вопросе важно понимать, что любые разногласия на территории России должны решаться строго в правовом поле. Сталкиваясь с трудностями возврата долга, граждане часто не рассматривают подачу судебного иска в виде действенного способа разрешения вопроса.

Услуги легальных коллекторских агентств многим покажутся не до конца эффективными или попросту недоступными. Как итог: остается вариант с обращением к частным лицам, которые окажут на должника сильное психологическое, а иногда и физическое воздействие.

Насколько такой способ решения вопроса действенный — точно сказать невозможно. Подобный подход является незаконным, так как никто не имеет права принуждать гражданина к исполнению обязательств без наличия на это соответствующих полномочий.

Если взыскатель обращается к вышибалам долгов, то он автоматически становится инициатором и соучастником преступных действий, которые могут быть допущены в отношении должника. Следовательно, проблемы с возвратом долга целесообразнее всего решать в рамках правового поля.

Что делать, если посторонние лица пытаются выбить долг

Если на одной стороне находятся физические лица или организации, являющиеся заказчиками услуг вышибал, то с другой стороны стоят простые граждане, испытывающие финансовые затруднения. Долг по кредиту или банковской карте может перерасти в неразрешимую проблему, в процессе чего конечный кредитор обращается к нелегальным взыскателям просроченной задолженности.

Не бойтесь сообщать полиции о незаконных действиях со стороны коллекторов

Подобные случаи не имеют какого-либо общего решения, так как здесь многое зависит от фактических обстоятельств и от того, как ведут себя взыскатели. В такой ситуации следует помнить о следующем:

  • Гражданско-правовые разногласия решаются в суде.
  • Требования погасить долг, поступившие со стороны неуполномоченных на это лиц, незаконны.
  • Взаимодействие с должником осуществляется в соответствии с нормами N 230-ФЗ.

При возникновении подобного рода проблем рекомендуется обращаться в правоохранительные органы. Если третьи лица, требующие погасить задолженность, действуют от имени какой-либо организации, необходимо собрать о ней данные и передать их в органы полиции. Чем раньше правоохранители вмешаются в процесс, тем лучше, так как должник и члены его семьи бывают подвержены большому риску.


О долгах и их видах

По данным Банка России, около 40 миллионов человек в нашей стране имеют кредит. На начало ноября 2020 года сумма всех кредитов составила 19,7 триллиона рублей — безусловно, впечатляющая цифра. Около семи миллионов граждан (население целого мегаполиса!) имеют просроченные кредиты, то есть такие, по которым выплаты банкам не производились больше трех месяцев. Один человек может взять несколько кредитов, поэтому количество просроченных кредитов превышает число должников — их около 12 миллионов. С начала года сумма просроченных кредитов выросла на 25 процентов и продолжает расти высокими темпами, к 1 ноября суммарно составив 1,9 триллиона рублей. Именно просроченные долги являются долгами в прямом смысле этого слова: из-за них обращаются в суд, а также либо прибегают к помощи коллекторских агентств, либо продают этим агентствам долги заемщиков.


О коллекторских агентствах


Требования к работникам коллекторских агентств, установленные государством, зачастую выше, чем к отдельным категориям государственных служащих. Работник коллекторского агентства не только не может иметь судимостей в прошлом — даже вовремя неоплаченный штраф ГИБДД, попавший к судебным приставам, будет поводом для его увольнения.

Что делать, если ваш долг приобрели коллекторы

Банк уступил долг коллекторам? Главное — не паникуйте. Помните, что из этой ситуации находят выход миллионы людей и в России, и во всем мире — и находят успешно! Это рядовая проблема, и ее можно решить.

Найдите полную информацию о коллекторском агентстве, которому банк продал задолженность, и проверьте, состоит ли оно в государственном реестре. Для этого нужно зайти на сайт ФССП России, где реестр выложен в свободном доступе. Найти агентство по названию или по ИНН не составит труда.

Помните: деятельность профессиональных коллекторских агентств регулируется положениями специального федерального закона №230 (№230-ФЗ), в котором определены права и обязанности должников и взыскателей, а также частота и порядок их взаимодействия. То есть буквально: сколько раз в день, неделю, месяц и по каким дням (выходные, праздники, будни) должнику могут звонить и наносить визиты. Внимательно прочитайте текст №230-ФЗ — он доступен в интернете.


Позвоните в коллекторское агентство (телефонный номер — 8 800 533 78 15). Будьте максимально откровенны, не бойтесь и не стыдитесь рассказать о своих финансовых возможностях, даже если они близки к нулю. Вас выслушают, поймут и учтут все обстоятельства. Если звонить и разговаривать неудобно, напишите электронное письмо, пообщайтесь в чат-боте, используйте мессенджер (Vider, Telegram, WhatsАpp).

Спросите представителей коллекторского агентства, каким образом и на каких условиях оно может пойти вам навстречу: реструктурировать долг во времени, снизить сумму платежа и, возможно, списать часть долга. Выясните, на какие скидки (дисконты) можно рассчитывать, следите за программами коллекторского агентства по прощению долга. Если избегать контакта с коллекторами и не вести с ними диалог, об этих программах можно и не узнать. Банки такие программы предоставлять не могут из-за учетной политики ЦБ РФ.

Определяясь с суммой ежемесячного платежа, будьте максимально честны и не переоценивайте свои возможности — сумма должна быть посильной. После ее уплаты обязательно должно хватать денег на повседневные расходы, нужды детей, необходимые покупки и даже подарки. Если у вас есть достаточно крупная сумма (от 50 процентов долга и выше), то агентство в ряде случаев может принять ее в уплату, а оставшуюся часть простить, оформив соответствующую справку и проинформировав Бюро кредитных историй.

Кто такой коллектор и кто контролирует деятельность коллекторских агентств

Кто такой коллектор и кто контролирует деятельность коллекторских агентств

Кто такие коллекторы и что они могут?

Для заемщика, просрочившего несколько платежей по кредиту, встреча с коллекторами неизбежна.

Как правило, к помощи коллекторов обращаются компании, не имеющие возможности в силу определенных обстоятельств взыскать проблемные задолженности самостоятельно.

Правила работы коллекторов и их обязанности

Еще до недавнего времени деятельность коллекторов была практически ничем не ограничена, однако с 1 января текущего года вступил в силу закон, определяющий правила поведения взыскателей.

На данный момент коллекторам доступны следующие способы общения с заемщиками:

Важно: Коллекторы не могут беспокоить заемщика с 22:00 до 8:00 в будние дни и с 20:00 до 09:00 в выходные дни.

Для воздействия на должника коллектор может использовать только словесное убеждение. Насилие, угрозы и любого другого рода давление расцениваются как вымогательство и влекут за собой административное, а иногда и уголовное наказание.

Коллектор в банке — кто это?

После того, как появилась просрочка по кредиту, договор попадает сначала в отдел взыскания банка. На этом этапе с заемщиком начинают работать специалисты по работе с просроченной задолженностью. В большинстве случаев сотрудники отделов взыскания являются бывшими силовиками.

В обязанности отдела входит:

  1. отправка досудебной претензии по адресу регистрации заемщика;
  2. обзвон всех указанных в анкете заемщика телефонов с целью выявления рычагов давления на должника;
  3. приглашение заемщика в организацию для обсуждения вариантов погашения долга.

Если заемщик идет на встречу, то отдел взыскания предлагает ему:

  • внести половину суммы долга, а оставшуюся часть разделить на равные платежи, приостановив начисление неустойки;
  • выплатить всю сумму долга, списав неустойку;
  • рефинансировать кредит в другой организации.

Если данные меры не привели к желаемому результату, сотрудники отдела взыскания передают дело в суд или независимому коллекторскому агентству. Как показывает практика, способов взаимодействия банков и коллекторов два:

В первом случае банк временно передает право требования долга коллекторам, во втором – полностью продает долг за символическую стоимость.

Сотрудниками коллекторских агентств, как и отделов взыскания в банках, чаще всего являются бывшие:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • офицеры вооруженных сил;
  • приставы-исполнители;
  • юристы;
  • работники тождественных отделов взыскания в банках.

Кто контролирует деятельность коллекторских агентств?

В прошлом году президент нашей страны поручил Федеральной службе судебных приставов контролировать коллекторов. С этой целью штат ФССП был увеличен на 375 человек. Теперь к обязанностям судебных приставов прибавилось ведение реестра фирм, занимающихся взысканием задолженностей и общий контроль их работы.

Нормативно-правовое регулирование деятельности по возврату просроченных долгов физлиц и индивидуальных предпринимателей, в свою очередь, осуществляет Министерство Юстиции. Данному министерству подведомственна Федеральная служба судебных приставов.

Кто выдает лицензию

Согласно федеральному закону о коллекторской деятельности №230-ФЗ, с первого января текущего года проводить меры по взысканию задолженностей имеют право только коллекторские учреждения, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

В рамках данного законопроекта Федеральная служба судебных приставов опубликовала перечень коллекторских агентств, имеющих получивших лицензию на осуществление деятельности в 2021 году. На данный момент в данном списке находится 87 коллекторских агентств.

Реестр коллекторов

Федеральная служба судебных приставов является уполномоченным органом на ведение государственного реестра коллекторских компаний.

ФССП получила статус уполномоченного органа на основании Указа Президента РФ от 15.12.2016 №670. Согласно федеральному законопроекту №230-ФЗ компании, осуществляющие коллекторскую деятельность, обязаны быть включены в специальный реестр. Неисполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере до 2 миллионов рублей для юрлиц, до 1 миллиона — для граждан, а также дисквалификацию на срок до одного года — для должностных лиц.

Сведения об организации должны быть внесены в реестр в течение 20 рабочих дней с момента предоставления компанией следующих документов:

  • заявления;
  • копий учредительной документации;
  • сведений о размере чистых активов;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • копий договоров обязательного страхования гражданской ответственности;
  • копий документов, подтверждающих наличие и соответствие требованиям оборудования и программного обеспечения;
  • копий документов, подтверждающих наличие сайта;
  • выписки из реестра операторов, занимающихся обработкой персональных данных;
  • квитанции, подтверждающая оплату госпошлины.

Как определить настоящее ли это коллекторское агентство или мошенники?

В последнее время участились случаи мошенничества: гражданам звонят люди, представляющиеся коллекторами, и требуют возврата долга. Даже если у человека действительно есть задолженность по кредиту, и он переведет платеж после звонка на счет, указанный мошенниками, то деньги он потеряет, а банку или коллекторскому агентству останется, по-прежнему, должен. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предельно внимательно взаимодействовать с людьми, представляющимися коллекторами.

Прежде всего, необходимо насторожиться, если звонящий просить погасить долг, внеся деньги на новый для вас счет.

Даже если документы будут предоставлены – необходимо перенести встречу на другой день и посетить отделение банка для уточнения информации.

Не исключено, что в банке о продаже вашего долга ничего не слышали. В таком случае сразу станет понятно, что до этого вы говорили с мошенниками.

Важно: При установлении контакта коллектор обязан представиться. Это означает, что он должен назвать свои фамилию, имя, отчество, должность и наименование компании, в которой он работает.

Проверить наличие лицензии у названного коллекторского агентства можно, посетив сайт Федеральной службы судебных приставов и ознакомившись с государственным реестром коллекторов, в котором на данный момент официальных учреждений меньше ста.

Как бороться с неправомерными действиями

К сожалению, нередки ситуации, когда коллекторы превышают свои полномочия, что вынуждает заемщиков обращаться в правоохранительные органы.

Основанием для подачи заявлений в подобного рода инстанции являются:

  • угрозы;
  • оскорбления;
  • требования о продаже имущества;
  • требования передачи денег непосредственно агенту учреждения.

Необходимо помнить, что посягательство на имущество должника правомерно только со стороны приставов и только после решения суда. Коллекторы не имеют права ни реализовывать имущество, ни описывать его.

В случае, если коллектор ведет себя особенно агрессивно, необходимо подать обращение в прокуратуру и в НАПКА (Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств). НАПКА занимается урегулированием споров, возникающих во время осуществления деятельности по взысканию.

Отзывы тех, кто сталкивался с коллекторами: как себя вести и что делать

По отзывам наших соотечественников, столкнувшихся с коллекторами, общаться с ними необходимо вежливо, но уверенно. Как показывает практика, взыскатели пользуются юридической неграмотностью населения, и за счет этого добиваются фантастических результатов по возврату безнадежных долгов. Поэтому знание закона может существенно охладить пыл коллекторов. Однако необходимо контролировать свою речь – ведь если сорваться на оскорбления и угрозы, взыскатели могут впоследствии использовать это все против вас.

Заемщики, столкнувшиеся с коллекторским произволом, отмечают, что наиболее эффективным способом пресечь неправомерные действия агентов является подача заявлений в прокуратуру, НАПКА и Роскомнадзор. Как правило, до момента подачи жалоб от заемщика коллекторы чувствуют себя очень уверенно и позволяют себе больше, чем им разрешено законом. Поэтому при обнаружении хотя бы малейшего правонарушения необходимо незамедлительно обращаться за помощью в вышестоящие инстанции.

Прочитайте также нашу подробную инструкцию о том, как бороться с угрозами от коллекторов — куда жаловаться и что вообще нужно делать.

В чем заключается работа коллектора?

В связи с недавно внесенными в законодательство о коллекторской деятельности поправками, в российских банковских учреждениях была проведена минимизация рабочих мест, вследствие чего по банкам прокатилась волна сокращений. Таким образом, работа по взысканию просроченной задолженности теперь существенно ограничена новым законом, поэтому руководящие составы банков передают материалы по неплательщикам профессиональным взыскателям.

Работа коллекторских агентств состоит в обзвоне должников и убеждении их в необходимости погасить задолженность по кредиту. В некоторых ситуациях коллекторы выезжают на место и проводят личные встречи с неплательщиками.

Заработная плата

По среднестатистическим российским показателям заработная плата взыскателей колеблется в пределах от 30 до 35 тысяч рублей. В большинстве случаев работодатели называют потенциальным сотрудникам сумму в 50 тысяч рублей ежемесячно, однако, как отмечают работники некоторых агентств, достичь такого уровня зарплаты практически не возможно.

Что нужно, чтобы устроиться на работу коллектором?

Как правило, в связи с особенностями работы, к коллекторам предъявляются следующие требования:

  • стрессоустойчивость;
  • высшее образование;
  • предпочтителен опыт работы в силовых структурах.

Вакансии и отзывы сотрудников

  • работа на дому;
  • свободный график;
  • обучение;
  • выплата 2 раза в месяц на банковскую карту;
  • трудоустройство по договору ГПХ.

Вакансии коллектора в Москве без опыта работы

Для того чтобы устроиться на должность коллектора в Москве, не имея при этом опыта работы, необходимо обладать высокой стрессоустойчивостью.

Работодатели нередко закрывают глаза на отсутствие опыта работы коллектором, если кандидат имеет высшее юридическое, психологическое или экономическое образование. Лучше всего, если присутствует опыт работы в силовых структурах – именно таким людям коллекторские агентства отдают свои предпочтения, ведь именно жесткие, дисциплинированные и уверенные в себе люди смогут выбивать долги наиболее эффективно.

Деловой журнал Банковское обозрение №12 Декабрь (274)/2021

Безусловно, без внимания такая ситуация долгое время находиться не могла. Необходимы были решительные действия со стороны государства. В итоге был разработан и принят Федеральный закон № 230, который стал основополагающим документом для профессионального рынка взыскания в России

В итоге задачей ФЗ-230 было создание правового поля, в котором профессиональные взыскатели имеют возможность спокойно выполнять свою работу, возвращая кредитные средства в экономику страны, а должники могут погашать задолженность, не волнуясь о возможных противоправных действиях со стороны взыскателей.

Несовершенства принятого Закона профессиональное сообщество неоднократно обсуждало на своих конференциях, а мы изнутри знаем, как взыскатели день за днем выполняют свои обязанности в режиме нелогичных местами ограничений. Как работают взыскатели в рамках этих ограничений и как эти ограничения влияют на их эффективность?

Предлагаем рассмотреть ключевые проб­лемные пункты Федерального закона № 230 и возможности его совершенствования.

Первый пункт не требует обсуждения, так как Закон призван защищать права и законные интересы физических лиц. Второй пункт направлен на сокращение негативных воздействий на личную жизнь и достоинство заемщиков: если вопрос количества прямых коммуникаций данный Закон прописал, то детали в части оказания психологического давления, использования иных выражений и совершения действий, унижающих честь и достоинство должника (ст. 6, ч. 2), не разъяснены, а вернее сказать, не определены.

Что же подразумевается под психологическим давлением?

Определение степени психологического давления, угроз требует индивидуального рассмотрения в каждом конкретном случае. Данный пункт предоставляет право должнику злоупотреблять размытой формулировкой и субъективным толкованием. При этом фразы, отражающие объективно возможные с процессуальной точки зрения последствия непогашения долга, часто толкуются как психологическое давление, что в корне неверно!

Правильнее будет внести формулировку, что взыскатель обязан следовать общепринятым нормам этики и общеустановленной морали.

Критерии психологического давления и насилия относительны, даже судом они применяются экспертно, как и использование выражений и совершение действий, которые могут унижать честь и достоинство человека.

Не имея законного определения на практике, взыскатели на свой страх и риск используют аргументацию, сталкиваясь местами с недопониманием и злоупотреблением должниками неопределенного понятия в Законе, хотя взыскатель лишь работал над аргументацией по последствиям непогашения имеющейся задолженности. К сожалению, эта ситуация дала возможность недобросовестным должникам в ряде случаев дискредитировать работу организации, подавая жалобы и впутывая кредитора в объяснения и ненужные разъяснения с контрольными органами.

Некоторые компании более или менее работают над методологической частью эффективных речевых модулей или учатся у внешних учебных центров, например, техникам избегания утверждений, но с сохранением точек давления на сознание должника. Придраться невозможно, но этому надо учиться.

Частота взаимодействия

Для сокращения негативного воздействия на личную жизнь заемщика законодатель уменьшил количество контактов кредитора с ним:

1) личные встречи — не более одного раза в неделю;

2) телефонные переговоры:

а) не более одного раза в сутки;

б) не более двух раз в неделю;

в) не более восьми раз в месяц.

Практика показала два сценария действий при соблюдении данных ограничений.

Первый. Если в компании контактный процесс соединения грамотно автоматизирован, а стратегия не позволяет заниматься самодеятельностью с отдельным пулом должников, то в этом случае нарушения по частоте взаимодействия сводятся к нулю.

Непонятен сам принцип, в соответствии с которым определяется количество допустимых взаимодействий в установленный период.

Данное ограничение не вызывает сложностей в случае профессионально подготовленных переговорщиков. На выработку понимания у должника целесообразности погашения долга и осознания им ответственности как стороны договора частота взаимодействия не влияет, на это влияет уровень компетенций взыскателя. В связи с этим мы не настаиваем на увеличении частоты взаимодействия, а рекомендуем обратить внимание на качество такого взаимодействия.

Законодателем не учтены ситуации, когда разъединение произошло в результате технического сбоя, или когда взаимодействие не состоялось по причине отказа должника обеспечить такое взаимодействие, или когда должник умышленно прервал взаимодействие с взыскателем, или ответивший на звонок отказывается пройти верификацию, а также многократные попытки дозвона или просто не состоявшийся диалог. Является ли это нарушением? Также не учитываются случаи, когда должник просит перезвонить ему, при этом неясно, как взыскатель может доказать, что такая просьба исходила от должника и звонок не был совершен по инициативе взыскателя.

На практике 100%-ное взаимодействие посредством личной встречи каждая компания трактует по-своему, и каждая компания устанавливает свои критерии успешности (если устанавливает). А в реальной работе рядовые взыскатели действуют кто во что горазд.

  • назвал свои фамилию, имя и отчество;
  • назвал дату рождения (представил иную идентифицирующую информацию),

а также была озвучена итоговая договоренность о дальнейших действиях в отношении долга.

А вот отказ должника от общения, отсутствие визуального контакта не должны считаться непосредственным взаимодействием.

Итогом переговоров становятся:

  • согласие на оплату;
  • договоренность созвониться;
  • договоренность встретиться;
  • отказ от возврата долга;
  • уточнение деталей долга, не позволяющих закрыть его сейчас;
  • любая другая договоренность.

Есть итог телефонных переговоров, есть подписанные бумаги (если это встреча) — все довольны! Должник знает, что частота взаимодействий будет соблюдена согласно Закону, а о какой законной защите интересов должника идет речь тогда, когда он, должник, уклоняется от любого контакта по всем фронтам?!

  • у него другие приоритеты при распределении денежных средств;
  • нет желания искать пути решения;
  • он свыкся с мыслью, что ничего нельзя сделать;
  • он убежден в несостоятельности принудительного взыскания;
  • он принципиально не желает сейчас соглашаться с условиями взыскателя.

По факту, после подобных заявлений должник часто закрывает долг.

При нежелании должника идти на контакт у взыскателя практически нет шансов на реализацию его коммуникативного потенциала. Возникает вопрос: почему ранее настолько непрофессионально проводилась работа с должником, что он не желает вообще больше контактировать? Опять все упирается в качество процесса взыскания.

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

К сожалению, не учтены особенности сети и возможности телефона заемщика.

Здесь Закон ставит взыскателя в тупик: вступать в СМС-диалог с должником или соблюдать ограничения согласно ФЗ № 230?!

На практике взыскатели вступают в СМС-диалог, тем самым нарушая Закон, так как ни для кого не секрет, что, во-первых, их заработок зависит от эффективности сборов, а во-вторых, просто даже некорректно не отвечать на вопрос должника.

Альтернативные способы уведомления должника

Актуализация данных

Отсутствие возможности у нового цессионария или агента проверки данных также предполагает возможность наложения штрафных санкций в случае, когда взаимодействие с должником осуществляется на основании полученной от первичного кредитора информации (телефон — адрес — стадия взыскания), которая является недействительной, ложной или недостоверной. А лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не несет ответственности за нарушения, которые могут быть допущены в связи с использованием такой информации.

Необходимо внести в Закон дополнения касательно взыскания по реестрам кредиторов.

Получение актуальных данных от ФССП и государственных органов, взаимодействие с операторами связи будет отличным инструментом по обогащению и актуализации данных в работе коллекторских агентств.

Обращаем внимание и регулирующих органов, и законо­творческого аппарата на перечисленные выше прорехи в Законе. Принимая законы, необходимо прорабатывать их реализацию в глубоких слоях применения. Задумайтесь: нам надо возвращать долги в сотни миллиардов, а мы по рукам и ногам связываем взыскателей. Посмотрите на Закон их глазами, ознакомьтесь с обратной связью от взыскателей и откорректируйте Закон с учетом имеющейся практики и логики. Внесение поправок в отдельные пункты ФЗ № 230 поможет быть более результативным тем, кто в реальности их исполняет и анализирует процесс изнутри.

Федеральный закон № 230 был давно необходим, и профессиональное сообщество его приняло. Но для его предметного трактования, для разъяснения спорных нюансов или внесения отсутствующих определений необходимы дополнения, уточнения, поправки.Б.О

Читайте также: