Проект пдв кто имеет право разрабатывать

Обновлено: 30.06.2024

Кому нужно разрабатывать проект ПДВ?

С 1 января 2021 года действует Положение о ПДВ, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Нормативный акт обязывает считать выбросы для действующих, строящихся и проектируемых объектов I, II, III категории НВОС. Повезло только IV категории — для нее ПДВ не нужны.

Смотрите в таблице, когда и в каком виде разрабатывают расчет предельно допустимых выбросов.

Какие выбросы считаем и на основании чего

Как оформляем расчет ПДВ

Проектируемые и строящиеся объекты

ПДВ по материалам оценки воздействия на окружающую среду

Раздел проектной документации

Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)

До утверждения КЭР — утвержденный проект ПДВ с санитарно-эпидемиологическим заключением

Загрязняющие вещества по перечню, в отношении которого применяют меры госрегулирования (распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р)

Декларация о воздействии на окружающую среду (проект ПДВ утверждает руководитель организации)

КЭР (при наличии)

Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)

Проект ПДВ утверждает руководитель организации

Расчет ПДВ утверждают после получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 10 Положения № 2055), например, в Центре гигиены и эпидемиологии.

Как считать и оформлять проект ПДВ по новой Методике?

Предельные выбросы считают для каждого стационарного источника загрязнения или их совокупности, по перечню в ред. распоряжения N 1316-р. При этом используют Методы расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе — смотрите приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

Расчет ПДВ должен учитывать гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, которые утверждает Роспотребнадзор. Напомним, что с 1 марта действует новый СанПиН 1.2.3685-21. Документ устанавливает гигиенические нормативы, а экологические нормы до сих пор не утверждены.

Этапы проектирования ПДВ:

Формируем первичные данные для расчета предельно допустимых выбросов.

Определяем стационарные источники и перечень загрязняющих веществ, для которых делаем проект.

Проводим расчеты в соответствии с приказом № 273.

Считаем выбросы для неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), чтобы они не превысили ПДВ.

Расчеты ПДВ делаем в электронном виде и на бумажном носителе, по требованиям п. 11 Методики. Будет это отдельный документ, или часть КЭР, либо Декларации, зависит от категории НВОС.

Формирование данных для расчета ПДВ

Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.

Данные включают:

Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.

Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.

Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.

Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.

Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.

Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.

Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.

Определение стационарных источников и перечня загрязняющих веществ

Перечень стационарных источников включает:

организованные — линейные и точечные

неорганизованные — площадные, объемные

с залповыми выбросами, если есть

планируемые к строительству, вводу в эксплуатацию

источники, где идут реконструкция или ликвидация по утвержденным проектам.

Обратите внимание, что Методика закрепляет расчет проекта ПДВ для линейных, проектируемых объектов, а также там, где есть проекты демонтажа. Ранее расчеты для них не делались.

Перечень загрязняющих веществ определяем по ПП № 2055: для II категории нормируем все, а для I и III выбираем высокотоксичные вещества, с канцерогенными и мутагенными свойствами.

Анализ расчетов рассеивания и расчеты ПДВ

Этот этап наиболее трудоемкий, т. к. ПДВ считаем на момент разработки, на последующие семь лет (с учетом перспектив развития), для каждого стационарного источника и их совокупности.

Результаты анализа включают:

максимальные разовые значения выбросов

усредненные значения выбросов за год

валовые (годовые) выбросы.

Пункты 37 и 38 Методики объясняют, как считать ПДВ для линейных объектов и временных площадок.

Расчет выбросов при наступлении НМУ

Методика закрепляет этот раздел как обязательный при подготовке проекта ПДВ. Здесь мы показываем, как изменяются выбросы при наступлении неблагоприятных климатических условий, в т. ч., при выполнении мероприятий по требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Что нового в расчете ПДВ?

Подведем итог, как оформить проект ПДВ по новым правилам.

Расчет делаем не только для действующих, но и проектируемых объектов. Проект ПДВ для IV категории не нужен. Учитываем, в т. ч., линейные сооружения, временные площадки, объекты под снос и демонтаж, если они попадают под критерии I, II, III категории НВОС.

В проект обязательно включаем раздел НМУ.

При оформлении расчета ПДВ учитываем требования ПП № 2055 к документации для разных категорий НВОС.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативных выбросов — обязательная процедура по п. 10 Положения № 2055. До этого момента утвердить ПДВ нельзя даже для III категории.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов предельно допустимого выброса (ПДВ) по всей России (г. Москва, Московской области, Тюменской области, Свердловской области). Умеренные цены. Короткие сроки. Ждем вашего звонка.

Проект нормативов предельно допустимого выброса (проект ПДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

ВНИМАНИЕ. 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 “О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух”.

Цель разработки проекта ПДВ:

1) Расчет нормативов допустимых выбросов для разработки декларации о воздействии на ОС для II категории и получения комплексного экологического разрешения.

2) Выполнения санитарно-эпидемиологических требований.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Стоимость: индивидуально

Срок действия: 5-7 лет*

Срок разработки и согласования: от 1 до 4 месяцев

* — Срок действия проекта зависит от срока, на который были утверждены нормативы ПДВ.

ВНИМАНИЕ. Напоминаем, что с 1 января 2019 года разрешения на выбросы не выдаются. На данный момент разрешается получение разрешения только для объектов I категории НВОС (на переходный момент).

Срок действия проекта ПДВ

Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5-7 лет (пункт 3.8.4 Методических рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия), и процесс этот длительный. Есть особые условия, при которых пересмотр предельно допустимых выбросов вредных веществ проводится раньше:

изменение количества источников выбросов — появление новых или устранение существующих;

Проект временно согласованного выброса. Если предельно допустимая концентрация не выполняется (происходит превышение ПДК хоть для одного вещества) на границе санитарной защитной зоны или на границе селитебной зоны (жилья, парков), то организация может получить разрешение на срок до 1 года при условии разработки и согласовании: а) плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ с ежегодным отчетом по выполнению этого плана; б) предложения по возможным срокам поэтапного достижения ПДВ. За невыполнение утвержденного плана с графиком предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на ОС (вплоть до 100). Основное отличие от обычного проекта ПДВ заключается в разработке и согласовании плана график снижения выбросов, в сроке действия разрешения на выбросы и наименовании самого проекта (проект временно согласованных выбросов). Стоит отметить, что выполнение плана активно контролируется сотрудниками Росприроднадзора.

Пункт 9(10). Разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

Сколько действуют старые разрешения на выбросы

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения и представления ДВОС установлены пунктами 1, 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Какие санкции при превышении фактических значений или отсутствия разрешительного документа

Увеличение платы за размещение отходов в 25 (двадцать пять) раз

Если у вас нет ДВОС (2 категория) или КЭР (1 категория), разрешения на выбросы или не сдана отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (3 категория), то до момента утверждения в установленном порядке указанных документов необходимо платить за негативное воздействие на окружающую среду (в части выбросов) в 25-кратном размере. Данное требование установлено пунктами 11, 12, 17 и 21 "Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (утв. Постановления Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.).

11.1. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

11.2. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

В пункт 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 г. (Постановления от 3 марта 2017 г. N 255)

21. Плата при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, а также в случаях, указанных в пункте 11.2 настоящих Правил , рассчитывается по формуле:

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, равный 25.

Напоминаю, что если у вас есть действующее разрешение на выбросы, то повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не будет применяться, но в случае отсутствия превышения установленного объема или массы выбросов.

Административный штраф

Также в случае выявления государственным инспектором отсутствие проекта ПДВ (КЭР или ДВОС) будет назначен административный штраф согласно статьи 8.21. КоАП РФ в размер :

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует отметить, что в случае отсутствия ДВОС или КЭР вас могут оштрафовать по иной статье (смотреть вкладку "Штрафы"). Уплата штрафа не освобождает от исполнения требований гос.органов.

Этапы разработки и согласования проекта нормативов предельно допустимых выбросов

Вот основные этапы разработки и согласования проекта ПДВ предприятия (Москва, МО и РТ):

1. Разработка ПДВ начинается с выезда специалиста на объект Заказчика, на месте проводится первичная инвентаризация всех источников выбросов загрязняющих веществ имеющихся на территории предприятия. Дальнейшая работа полностью связана с замерами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определением рассеивания веществ и их приземных концентраций, а так же, составлением тома проекта, основанного на характеристиках источников выбросов (диаметр устья труб, высота устья труб над землей и т.д.), номенклатуре загрязняющих веществ и объемах выбросов, особенности климата и атмосферы, расположение источников вредных выбросов, особенности ландшафта. Замеры производятся инструментальными методами, но также применяются расчетные методики.

2. Далее начинает длительный процесс согласования Проекта.

2.2. После этого проект ПДВ направляем на согласование в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (Управление Росприроднадхора по РТ) для получения утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

2.3.1. Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или в Министерстве экологии и природопользования Московской области, в зависимости от местонахождения предприятия (только для объектов I или II категории).

2.3.2. Оплата и получение справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС (УГМС по РТ) о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.

2.3.3. Согласование плана снижения выбросов в атмосферу (только при превышении ПДК).

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения, помимо непосредственной разработки проекта ПДВ, нужно получить необходимые справки и пройти достаточно много согласований в уполномоченных на то органах и организациях. Нужно понимать, что на каждом этапе может быть получен отказ, о котором будет известно только по истечении нормативного срока рассмотрения проекта. А также, что на наш взгляд, самое неприятное - корректировка проекта на последних этапах согласования, что неизменно влечет обязательность пересогласования предыдущих этапов. Весь цикл работ - начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением санитарно-эпидемиологического заключения длится не меньше 3 месяцев.

Содержание проекта ПДВ

  1. Краткое описание деятельности предприятия;
  2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:
    • Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;
    • Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
    • Параметры предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.
  3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ПДВ для источников выбросов:
    • Определение источников ПДВ и вредных веществ, подлежащих нормированию;
    • Предварительный анализ влияния ПДВ загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;
    • Детальные расчеты ПДВ при помощи сертифицированных программ по расчету ПДВ;
    • Мероприятия по снижению негативного влияния выбросов в атмосферу и оценка риска;
    • Предложения по нормативам ПДВ для атмосферного воздуха.
  4. Контроль за соблюдением утвержденных ПДВ на предприятии;
  5. Мероприятия по контролю ПДВ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);
  6. Приложения к проекту ПДВ.

По окончанию работ предприятие получает оригиналы следующих документов:

Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха (если все источники неорганизованные, то не требуется);

Приказ об утверждении нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с приложениями;

Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;

Нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (при наличии).

Перечень документов для разработки проекта ПДВ

В состав документации, которая необходима для разработки проекта, входит:

  1. Краткая характеристика предприятия, включая сведения о штате и структуре предприятия, подразделениях и цехах, участках, производственных процессах;
  2. Ситуационный план в М. 1:10000 с нанесенным на него границей территории промплощадки, границей санитарно-защитной зоны предприятия, ближайшей жилой застройки;
  3. Сведения о находящемся на балансе оборудовании, его мощностях и производительности;
  4. Сведения о пылегазочистном оборудовании (ПГУ), его производительности и эффективности очистки;
  5. Схемы систем вентиляции и кондиционирования, с указанием их мощности, производительности;
  6. Сведения о среднегодовом расходе сырья и материалов на предприятии;
  7. Сведения об автотранспортных средствах и спецтехники, находящихся на балансе предприятия, с указанием их марки, типа используемого топлива, среднегодовом пробеге и расходе топлива;
  8. Сведения об арендаторах, включая перечень возможных источников выбросов загрязняющих веществ;
  9. Технический отчет о проведенной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (если инвентаризация была проведена);;
  10. Справка по фоновым концентрациям загрязняющих веществ в атмосферу, выданная МосЦГМС-р (УГМС по РТ);
  11. Предыдущий проект ПДВ и разрешение на выброс (при наличии);
  12. Приказ о назначении ответственного лица за проведение производственного контроля на предприятии;
  13. Реквизиты предприятия.

В зависимости от вида деятельности, сложности технологических процессов, осуществляющихся на предприятии, перечень дополняется необходимыми документами.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов ПДВ. Ждем вашего звонка.

27 июля 2017 вступили достаточно серьезные изменения, которые затронули порядок утверждения нормативов ПДВ и получения разрешения. Изменения были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 14.07.2017 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183". Но следует учесть, что изменения в административные регламенты по утверждению нормативов и получению разрешений и санитарно-эпидемиологических заключений так и не были внесены. Поэтому исполнение ПП РФ от 02.03.2000 №182 на данный момент невозможно.

Объект расположен в Москве. Подлежит региональному контролю: Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Московской области. Подлежит региональному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Московской области. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Казани. Подлежит региональному контролю: Управление Росприроднадзора по РТ. Подлежит федеральному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа по статье 8.21 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года:

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей;

предельно допустимые выбросы нормативы

С 1 января 2021 года в силу вступил новый порядок разработки проекта ПДВ для стационарных источников выбросов. Рассказываем, что изменилось, как разработать и утвердить проект и что будет, если этого не сделать.

Что такое проект предельно допустимых выбросов?

Проект ПДВ — это документ, который нормирует выбросы загрязняющих веществ на предприятии, определяет их количество и перечень. Предусматривает мероприятия по уменьшению негативного воздействия на атмосферу в случае, если они превышают нормативные.

Проще говоря, это сродни курсовой работе, которая описывает негативное влияние предприятия на окружающую среду.

Кому нужно делать проект ПДВ для стационарных источников выбросов?

В первую очередь изменения с 1 января 2021 касаются предприятий 3 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Если раньше в законе существовала неоднозначность по этому вопросу, то теперь государство конкретно определило, что компании 3 категории тоже обязаны разрабатывать проект ПДВ.

Теперь закон обязывает разрабатывать проект ПДВ предприятиям 1, 2 и 3 категорий НВОС — мы рассказывали о категориях в статье о постановке на экологический учет . Это же касается и индивидуальных предпринимателей.

Иначе говоря, проект предельно допустимых выбросов должны разработать все предприятия, у которых имеются стационарные источники выбросов в атмосферу. В роли таких источников могут выступать цех металлообработки, сварочный участок и даже обычный газовый отопительный котел.

предельно допустимые выбросы

Как разработать проект ПДВ?

Вот что нужно сделать, чтобы разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

Собрать данные о предприятии

В первую очередь инженер, который занимается проектом ПДВ, собирает все данные о компании: направление деятельности, местоположение стационарных источников выбросов, описывает и характеризует предприятие как источник негативного воздействия и так далее.

Например, наши инженеры в первую очередь отправят вам опросник, чтобы собрать как можно больше информации до выезда на предприятие, а затем приедут на место, чтобы провести инвентаризацию источников выбросов.

Рассчитать выбросы

Следующий этап — расчет выбросов в атмосферу. Для этого инженеры пользуются специализированным программным обеспечением, которое позволяет с необходимой точностью установить, какое воздействие на окружающую среду оказывает компания.

Разработать проект

После расчета специалист записывает информацию о компании, источниках и объемах загрязнения, а также прилагает расчеты к проекту. Расчетные данные сравниваются с нормативными — в случае, если выбросы превышают допустимые значения, инженер разработает план мероприятий по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

Получить заключение экспертного центра

Готовый проект ПДВ оценивает уполномоченный экспертный центр — его специалисты проверяют, что документ составлен правильно, а информация о выбросах соответствует действительности.

Согласовать проект в Роспотребнадзоре

Последний шаг — согласование проекта в РПН. Для этого инженер отправляет в Роспотребнадзор проект вместе с заявлением и заключением экспертного центра.

Получить санитарно-эпидемическое заключение

Если Роспотребнадзор убедится в том, что проект разработан верно, а выбросы не превышают предельно допустимых, в течение 30 дней он выдаст санитарно-эпидемическое заключение.

? Почему это не делают штатные инженеры-экологи?

Нередко наши клиенты спрашивают, почему проект ПДВ не может разработать штатный инженер-эколог.

Дело в том, что для разработки такого проекта инженеру нужно специализированное ПО и большой опыт в этом вопросе — законодательство в сфере охраны природы меняется очень часто, и уследить за всеми нюансами может только человек, который занимается этим постоянно.

Поэтому фактически задача штатного инженера-эколога — найти подрядчика, который сделает это быстро и грамотно.

Что будет, если не разработать проект ПДВ?

Инспекция проверяет предприятия по плану раз в 3 года, а внепланово — в случае, если поступила информация о возможных нарушениях природоохранного законодательства.

Если ваше предприятие относится к 1, 2 или 3 категории НВОС, и вы не сможете предоставить инспектору проект ПДВ с экспертным и санитарно-эпидемическими заключениями, он применит штрафные санкции.

Для юридических лиц штраф составляет от 180 000 до 250 000 рублей. В качестве крайней мере инспекция вправе даже приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. Штраф угрожает и ответственным за экологию на предприятии — от 40 000 до 50 000 рублей.

Компания Centrika поможет вам разработать проект ПДВ и согласовать его с Роспотребнадзором максимально быстро и без лишних усилий. Наши инженеры опишут источники выбросов, помогут пронормировать их и обосновать безопасность перед контролирующими органами.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО
ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ (ПДВ) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рекомендации разработаны Главным управлением научно-технического прогресса и экологических нормативов и Главной государственной экологической экспертизой Госкомприроды СССР на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации разработаны на основании Закона СССР об охране атмосферного воздуха (1) во исполнение Постановления Совета Министров СССР "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" от 16.12.81 N 1180 (2) с целью унификации работ по разработке ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорению и упрощению.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств.

1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. Ими должны руководствоваться организации и учреждения министерств и ведомств, республиканские и территориальные органы Госкомприроды СССР, органы государственного и ведомственного контроля.

1.4. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатываются головными ведомственными организациями (в дальнейшем ГВО), функции которых могут выполнять: институт - генпроектировщик данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства или ведомства; организации, специализированные в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций.

Примечание: При необходимости для выполнения проекта нормативов ПДВ можно привлекать на договорных началах организации других министерств и ведомств, кооперативы, способные квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.

1.5. Ведомственный проект нормативов ПДВ подписывается руководителем предприятия, для которого он разработан, и утверждается руководителем местного органа Госкомприроды СССР.

1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.

1.7. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ подлежат включению в перспективные и годовые планы экономического и социального развития промышленного объединения, предприятия и других организаций.

1.8. Ведомственный проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. В ведомственном проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84 (16-17), сокращения слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77 (18). Ведомственный проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах в правом верхнем углу проставляется цифра "2" и т.д.

1.9. Утвержденные органом Госкомприроды СССР нормативы ПДВ в полном объеме должны находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Госкомприроды СССР.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ

2.1. ГВО совместно с предприятием (при наличии требований местных органов Госкомприроды СССР) разрабатывает план-график проведения работ по нормированию выбросов для данного предприятия с учетом срока разработки проекта нормативов ПДВ, установленного городской организацией по установлению нормативов ПДВ - местным органом Госкомприроды СССР (в дальнейшем - ГО).

2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ (характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, карту-схему предприятия, сведения о неорганизованных, залповых и аварийных выбросах, данные о численности населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ), сведения о перспективе развития предприятия, сведения о составе службы охраны окружающей среды на предприятии, ее задачах, оснащенности приборами и методами контроля и т.д.) и передает их ГВО.

2.3. По письменному запросу ГВО или предприятия ГО передает запрашиваемую информацию, необходимую для разработки проекта нормативов ПДВ (материалы по привязке заводской системы координат предприятия к городской системе координат; при возможности ситуационную карту-схему района города, в котором размещается предприятие; метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам расчета; фоновые концентрации загрязняющих веществ и т.д.).

2.4. ГВО разрабатывает и оформляет ведомственный проект нормативов ПДВ и после подписания его руководством предприятия, для которого он разработан, представляет его в установленные планом-графиком сроки в министерство (ведомство), местные органы Министерства здравоохранения СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР), местные органы Госкомприроды СССР.

Примечание: при наличии в городе двух или более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом. При отсутствии взаимного влияния промплощадок в ведомственном томе приводятся расчеты полей концентраций для каждой из них, в противном случае расчеты приводятся для предприятия (объединения) в целом.

2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованиям настоящих рекомендаций, то в адрес ГВО и предприятия направляется уведомление о его утверждении.

2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в местном органе Госкомприроды СССР разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ.

После проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города ГО уточняет величины нормативов ПДВ для предприятия, ГВО совместно с предприятием проводят дополнительные работы в соответствии с требованиями ГО по корректировке нормативов ПДВ.

2.7. Установленные нормативы ПДВ в соответствии с (3-6) пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть проведение данной работы с учетом рекомендаций ГО.

При необходимости, по совместному решению исполнительных комитетов местных советов народных депутатов трудящихся и местных органов Госкомприроды СССР и Минздрава СССР, нормативы ПДВ могут быть пересмотрены до истечения этого срока.

3. СТРУКТУРА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ
ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ведомственный проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает переписку по вопросам нормирования выбросов с Советскими и партийными органами, органами Госкомприроды СССР, Минздрава СССР и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ЭВМ и другие приложения по усмотрению ГВO.

Примечание. Объем и содержание проекта нормативов ПДВ определяется местными органами Госкомприроды СССР (Приложение 1), в зависимости от значимости выбросов предприятия на загрязнение атмосферного воздуха в данном городе (регионе).

3.1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с приложением 2.

Ограничительный гриф устанавливается ГВО.

3.2. Список исполнителей

В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).

Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций соисполнителей.

3.3. Аннотация

Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.

3.4. Содержание

Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.

3.5. Введение

Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.

3.6. Общие сведения о предприятии

В разделе приводятся:

3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис.1).

КАРТА-СХЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ

1, 2, 3 - номера источников выбросов;

- источники, задействованные в периоды НМУ;

- точки контроля качества атмосферного воздуха;

______ - граница территории предприятия

3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис.2).

СИТУАЦИОННАЯ КАРТА-СХЕМА РАЙОНА ГОРОДА, В КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНО ПРЕДПРИЯТИЕ

___ - граница территории предприятия;

- - - - санитарно-защитная зона;

-0,7- - изолинии концентраций загрязняющих веществ;

- точки контроля качества атмосферного воздуха.

3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы

В состав раздела входят:

3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

3.7.2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

3.7.3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

3.7.4. Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10-20 лет.

При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомприроды СССР.

3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.

Зачем и кому нужен проект ПДВ, что будет при его отсутствии, все это рассказано в соответствующем разделе, Проект ПДВ - что это? Здесь же сосредоточимся на его разработке.

Разработать Проект нормативов ПДВ для ИЗА (источников загрязнения атмосферного воздуха) самому своими силами с ноля – долго и трудно, но все же возможно . От вас потребуется внимательность, терпение, наличие расчетных методик, MS Excel или аналог и УПРЗА (унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы). Кроме того, необходимо читать и пользоваться нормативной и методической литературой, так как: объемы справочных данных огромны и нельзя написать инструкцию, которая полностью подойдет каждому конкретному предприятию.

Создавая инструкцию, мы подразумевали, что пользоваться ей будут, в основном, экологи предприятий, поэтому мы пропускаем вопросы по получению исходных данных (характеристик оборудования, высот труб, кол-во топлива и пр.), все это можно запросить, либо найти в документах.

Шаг 1. Инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

Для начала нужно определиться с перечнем источников выброса ЗВ (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Определиться с типом источников: организованные, неорганизованные и т.д. Важно помнить , что почти любой технологический процесс ведет к выделению вредных веществ в атмосферу! Перечень источников в Проекте должен быть исчерпывающим. Чтобы ничего не пропустить, можно пройтись по всей территории предприятия. В разделе Проект ПДВ - что это? приведен список возможных источников загрязнения атмосферного воздуха, если у вас они есть, то включите их в свои расчеты.

Для организованных источников также нужно будет узнать высоту ИЗА, диаметр выходного отверстия, скорость выхода, температура газо-воздушной смеси (ГВС) и производительность вытяжной системы (м3/сек).

Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001. Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации.

При появлении нового источника ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. При этом нужно учитывать, что Проект нормативов ПДВ для ИЗА разрабатывается на 7 лет (за некоторыми исключениями), поэтому в него следует включить даже те источники, которые в этом году у вас не функционируют, а в следующем, например, будут.

Для строительных площадок также требуется разработка проекта ПДВ, но разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается на период действия разрешения на строительство.

Если у вас запланировано введение нового производства или появится техника на балансе уже после согласования Проекта, то лучше всего их сразу учесть при разработке, иначе может потребовать перерасчет и новое согласование.

Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) может проводить само предприятие своими силами, либо привлекать сторонние организации-разработчики.

Шаг 2. Работа с источниками загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)

После проведения инвентаризации ИЗА, полученная информация о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, количестве сожженного топлива, используемого на тепловых источниках выброса и т.д, позволит провести расчеты выброса загрязняющих веществ по расчетным методикам.

В основном, расчетные методики можно скачать бесплатно на просторах интернета, использовать специальные программы для расчетов удобно, но это платное удовольствие.

У тех, кто только начинает делать первый проект на данном этапе может возникнуть много вопросов по расчетам выбросов и самим методикам. Если что-то не понятно или не можете что-то найти, пишите на эл. почту или Вконтекте, нам - Контакты, мы постараемся вам помочь.

Шаг 3. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант исходных данных

На основе полученных характеристик выброса ЗВ необходимо провести расчет рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых и климатических параметров. Вручную осуществить эту работу становится невероятно трудно, а неподготовленному человеку просто невозможно.

ОНД-86 - методика очень объемная и сложная, и она не содержит четкого алгоритма расчета рассеивания, а лишь дает рекомендации для его проведения. Именно поэтому создаются так называемые УПРЗА — унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы. На сегодняшний день, экологами-разработчиками используется целый ряд действующих УПРЗА, основанных на положениях ОНД-86 и рекомендованных (в обязательном порядке!) ГГО им. А.И. Воейкова и Минприроды России .

C чего начать работу в УПРЗА? Для начала следует убедиться, что в наличии есть все необходимые сведения. Помимо данных о предприятии, нужно заказать справочные данные в Росгидромете о климатических характеристиках района (сведения о преобладающих скоростях и направлениях ветров, средних температурах в летний и зимний периоды, информация о коэффициенте температурной стратификации атмосферы).

Данные о климате, можно найти самостоятельно в справочниках, однако не все надзорные органы согласны с этим.

Создание варианта исходных данных. Полученные в ходе инвентаризации источников выбросов данные о предприятии-природопользователе и об источниках необходимо внести в программу. Эти данные включают в себя наименование, район, город и место расположения предприятия. После ввода информации о предприятии переходим к добавлению источников выброса: вводим название источника и выбираем его тип (организованный, неорганизованный и т.д.), задаем высоту, температуру и диаметр выходного отверстия источника, если источник организованный, вводим параметры газовоздушной смеси, если неорганизованный – ширину источника.

Убедитесь, что все выбрасываемые предприятием вещества присутствуют в справочнике веществ и групп суммации программного пакета. Если в выбросах есть новые вещества, воспользуйтесь Перечнем и кодами загрязняющих веществ и внесите их в программу.

Введите информацию о радиусе нормативной СЗЗ (это необходимо в случае, если построение СЗЗ будет вестись не от границ промышленной площадки, а от источников выбросов). При введении веществ и их концентраций обратите внимание на занесение всех характеристик газоочистных установок, если они есть.

Карта-схема. При занесении координат источников вам потребуется карта-схема промышленной площадки с источниками в целочисленном масштабе, лучше всего уже оцифрованная и привязанная к нужной системе координат. Вы можете использовать для этого карты, созданные в AutoCAD, либо отчертить карту на основе растровой подложки непосредственно во встроенном графическом модуле. Вообще способов связки картографического материала с базой данных множество (но нужно учитывать, какие именно форматы поддерживает ваша программа), можно использовать наиболее удобный для вас.

Шаг 4. Расчет рассеивания ЗВ. Вариант расчета

Следующая операция - создание варианта. В новом варианте появляется несколько вкладок. Рассмотрим их подробнее.

Первая вкладка — Источники, вещества, фон. Проверив наличие всех внесенных нами ранее веществ в источниках выбросов, вводим информацию о постах наблюдения фоновых концентраций.

Когда нужно учитывать фон? В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб, 2012, если приземная концентрация ЗВ в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества данным хозяйствующим субъектом, не превышает 0,1 ПДК на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов данного субъекта, то учет фонового загрязнения атмосферы для данного вещества не выполняется.

В тоже время в некоторых регионах (в том числе в г. Пермь) при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы руководствуются п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01, в соответствии с которым учет фоновых концентраций требуется для тех веществ, приземная концентрация которых в атмосферном воздухе, превышает 0,1 ПДК на границе производственной площадки.

Внимательно отнеситесь к выданной справке по фону. Возможно, полученные концентрации фонового загрязнения уже включают выбросы вашего предприятия — тогда они будут учтены в расчете в двойном размере. Необходимо исключить вклад вашего предприятия в фоновое загрязнение перед внесением информации о посте наблюдения.

Вторая вкладка — Константы и метеопараметры. В метеопараметрах можно создать свой набор, но лучше всего воспользоваться предустановленным уточненным набором. Е1 и Е2 — константы, в соответствии с которыми источники делятся на определяющие и неопределяющие. По умолчанию их значения задаются равными 0,01, и менять эти значения не имеет смысла. А вот константа Е3, отвечающая за целесообразность расчета для каждого из веществ, довольно спорная величина.

  1. По умолчанию она задается в размере 0,01 согласно рекомендациям ГГО им. А.И. Воейкова
  2. Однако разработчики Методического пособия считают, что лучше использовать коэффициент 0,1.
  3. В то же время Росприроднадзор в своем Информационном письме по вопросу применения ряда разделов Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб., 2012 г. рекомендует принимать Е3 в размере 0,05.

Судя по всему, следует внять рекомендациям Росприроднадзора, однако указанное информационное письмо, как выясняется на практике, инспекторам не особенно известно, по крайней мере, на сегодняшний день.

Третья вкладка — Точки, площадки, вкладчики, сначала необходимо определиться с количеством и координатами расчетных точек. Обязательно создаются точки на границах жилой зоны и СЗЗ, а также на территориях зон с повышенными экологическими требованиями.

На территориях зон с повышенными экологическими требованиями верхняя граница максимальных приземных концентраций не должна превышать 0,8 ПДК (согласно СанПиН 2.1.6.575-96 Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест).

Расчетные точки правильнее всего задавать вручную, тщательно отбирая необходимые точки на карте-схеме. При задании параметров расчетной площадки рекомендуется выбрать не автоматическое, а полное описание площадки. Для этого придется потрудиться, зато карты рассеивания будут отличные.

Мы надеемся, что приземные концентрации веществ вашего предприятия не нарушили установленных норм!

Шаг 5. Пояснительная записка

После всех расчетов из программ выгружаете результаты и формируете пояснительную записку, в нее обязательно должны быть включены следующие разделы:

Аннотация. В аннотации к проекту нормативов ПДВ отражены основные результаты проведенной работы с указанием:

  1. Общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;
  2. Количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;
  3. Числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;
  4. Сравнительного анализа, при наличии предыдущего тома ПДВ;
  5. Величина валового выброса предприятия.

Введение. Во введении приводится перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводят:

  1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
  2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

Характеристика предприятия как источника атмосферы. В состав раздела входят:

  1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
  2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
  3. Перспективы развития или технического перевооружения предприятия.
  4. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, в виде таблицы.
  5. Характеристика аварийных выбросов (при наличии) в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
  6. Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ. Состав раздела включает:

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). Состав этого раздела должен содержать:

  1. План мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
  2. Общую характеристику выбросов вредных веществ в период НМУ.

Контроль над соблюдением нормативов на предприятии. Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля над соблюдением ПДВ (ВСВ). Контроль над соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

  1. Контроль непосредственно на источниках выбросов.
  2. Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле над соблюдением нормативов ПДВ на непосредственно источниках загрязнения входит перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться при контроле за соблюдением установленных нормативов выбросов. План-график контроля над соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль над соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

Шаг 6. Сдаем Проект на согласование

Формируете, распечатываете Проект нормативов ПДВ для ИЗА и сохраняете копию на электронный носитель.

В бумажном виде подготавливаем:

  1. Пояснительная записка (из Шага 5);
  2. Инвентаризация ИЗА;
  3. Обоснованием полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ;
  4. Результаты расчетов рассеивания вместе с полями рассеивания загрязняющих веществ, с нанесенными на них изолиниями расчетных концентраций;
  5. Протоколы инструментальных измерений на источниках (при наличии);
  6. Письмо о фоновых концентрациях от Росгидромета;
  7. Паспорта на топливо, паспорта на котлы котельных и пр.

В зависимости от того относится ли предприятие к объектам федерального экологического контроля или регионального, меняется государственный орган, выдающий разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Но в любом случае объект проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу, рассматривается в Роспотребнадзоре и получает утвержденные нормативы в органах Росприроднадзора.

Если предприятие относится к объектам федерального экологического надзора, то нужно отдельно согласовать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) в регионального органе экологического надзора.

Проект нормативов ПДВ для ИЗА и утвержденные нормативы выброса загрязняющих веществ в атмосферу действуют 7 лет.

По всем вопросам, в том числе, если вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта нормативов ПДВ или проведение расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере пишите в наш адрес, наши Контакты.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Читайте также: