Процессуальная психология что это

Обновлено: 27.05.2024

Ещё организаторы 63

Андрей Анатольевич Дегтярев (Санкт-Петербург), Вадим Дмитриевич Домков (Санкт-Петербург), Дмитрий Солан (Санкт-Петербург), Евгений Николаевич Волков (Санкт-Петербург), Елена Арье (Санкт-Петербург), Елена Николаевна Иванова (Санкт-Петербург), Игорь Аркадьевич Поляков (Санкт-Петербург), Инга Викторовна Румянцева (Санкт-Петербург), Марина Стрекалова (Санкт-Петербург), Наталья Борисовна Шрамук (Санкт-Петербург), Наталья Владимировна Баркова (Чащина) (Санкт-Петербург), Ольга Жунина (Санкт-Петербург), Румянцева Полина (Санкт-Петербург), Сергей Ларионов (Санкт-Петербург), Юлия Рада (Санкт-Петербург), Анна Конева (Санкт-Петербург), Анна Соловьева (Санкт-Петербург), Виктория Денежкина (Санкт-Петербург), Ирина Владимировна Могилёвкина (Санкт-Петербург), Ирина Создана (Санкт-Петербург).

Ещё тренеры 323

Андрей Анатольевич Дегтярев (Санкт-Петербург), Анна Бегунская (Санкт-Петербург), Вадим Дмитриевич Домков (Санкт-Петербург), Дмитрий Солан (Санкт-Петербург), Евгений Николаевич Волков (Санкт-Петербург), Елена Арье (Санкт-Петербург), Игорь Аркадьевич Поляков (Санкт-Петербург), Инга Викторовна Румянцева (Санкт-Петербург), Людмила Халыкайнен (Санкт-Петербург), Марина Стрекалова (Санкт-Петербург), Наталья Борисовна Шрамук (Санкт-Петербург), Наталья Владимировна Баркова (Чащина) (Санкт-Петербург), Оксана Даценко (Санкт-Петербург), Ольга Жунина (Санкт-Петербург), Румянцева Полина (Санкт-Петербург), Юлия Рада (Санкт-Петербург), Анна Соловьева (Санкт-Петербург), Виктория Денежкина (Санкт-Петербург), Ирина Владимировна Могилёвкина (Санкт-Петербург), Ирина Создана (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 277

Кандидатское членство

Михаил Диченко

Участник международной сертификационной программы по процессуально-ориентированной психологии

Гульнара Дробинина

Психолог-консультантУчастник сертификационной программы по процессуально-ориентированной психологии

Зульфия Исхакова

Психолог, сертифицированный травмотерапевт, трансперсональный психолог.- Участник международной сертификационной программы по процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.- Участник международной сертификационной программы по холотропному дыханию Grof Transpersonal Tr…

Василиса Кудоярова

Кирилл Игоревич Николаев

Я окончил Московский Институт Психоанализа по специальности психолог, работаю в направлении Процессуально-ориентированной психологии по методике А. Минделла.Предлагаю Вам свои услуги в качестве психолога.

Ассоциированное членство

Специалисты различных направлений, интересующиеся процесс-ориентированным подходом, регулярно участвующие в различных семинарах и тренингах, проводимых российскими и зарубежными дипломированными специалистами.

Практический психолог,
психолог-консультант

— Частные консультации в рамках процесс-ориентированной психологии;
— ТриЙога инструктор.

Конор МакКенна

Conor McKenna
— британский психотерапевт
— один из основателей и член сообщества по процессуально-ориентированной психологии в Великобритании (RSPOPUK)
— специалист в области мистицизма и трансперсональных состояний

Арнольд Минделл

Американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально ориентированной психологии. С 1990 года проживает в Портленде, штат Орегон, США. Автор 19 книг, изданных на 20 языках.

Александр Пейкришвили

Аleksandr Peikrishvili
Дипломированный процессуальный терапевт, преподаватель Института процессуальной работы (PWI) в Портленде, в Москве, в Словакии и Мумбае (Индия).
Бакалавр психологии (BA in Psychology) и магистр клинической социальной работы (Masters in Clinical Social W…

Райни Хаузер

Reini Hauser
— доктор философии
— дипломированный процессуальный терапевт
— дипломированный тренер Центра Процессуальной Работы в Портланде, США

Клэр Хилл

Clare Hill
— британский психотерапевт
— логопед
— со-президент Международной Ассоциации Процессуально ориентированной психологии

Макс Шупбах

Max Schupbach
— доктор философии,
— специалист по мировым проблемам и фасилитатор.
— является основателем Института Глубинной Демократии.

Ellen Schupbach
— доктор философии
— сертифицированный специалист Процессуальной работы

Расписание тренингов и семинаров3

10 апреля
Пятница,
18:00

Свердловская обл., село Арамашево

Доброго дня. Меня зовут Сергей Ананьев. Я буду проводить для вас этот выездной Холотропный weekend.

Я — трансперсональный психолог…

3 июня
Среда,
19:00

Курс о чувствах, который сделает вас свободными от запретов и страхов, научит, как строить отношения без конфликтов и ценить себя…

Процессуально-ориентированная психотерапия (процессуальная психология)

Скачай бесплатную книгу

Прошедшие мероприятия

20 марта
Пятница,
15:30

Если вам надоело…

11 марта
Среда,
18:30

Если вам надоело…

4 марта
Среда,
18:30

Если вам надоело…

19 февраля
Среда,
18:30

Если вам надоело…

5 февраля
Среда,
18:30

Если вам надоело…

28 января
Вторник,
18:30

Если вам надоело…

15 января
Среда,
18:30

Если вам надоело…

6 января
Понедельник,
12:00

Приглашаем вас на, ставший уже популярным в Екатеринбурге, Рождественский тренинг Сергея Коржавина по интуитивному правополушарному…

21 декабря
Суббота,
9:00

Челябинская область, озеро Аллаки

Йоль. Солнцеворот. Встреча зимнего Солнцестояния на древнем святилище озера Аллаки.

Эта поездка — прекрасная возможность совместить…

Прошедшие мероприятия

30 января
Четверг,
17:00

Дорога жизни убегает вдаль, маня небывалыми приключениями, обещая встречи с открытиями и свершениями… А судьба иногда подаёт знак —…

21 декабря
Суббота,
10:00

Дыхание! Что может быть проще?
Однако, думая так, мы упускаем все его безграничные возможности. А их, уж поверьте, очень много!

24 октября
Четверг,
10:00

Школа Криндачей (Москва) представляет новый авторский метод в психотерапии, консультировании и обучении «Психотерапия Взросления…

Процессуально ориентированная психология

Процессуально ориентированная психология – направление психологии, решающее проблемы глобального, внутриличностного, межличностного и группового характера посредством достижения глубокого осознавания надуманных и реальных психологических процессов. Процессуально ориентированная психология сочетает в себе групповые процессы, психотерапию, нейролингвистическое программирование и личностный рост. Данное направление психологии характеризуется широкой сферой практического применения – от индивидуальной работы, помощи в улучшении взаимопонимания в семьях, достижения личностного роста человека, до работы с большими коллективами и организациями для повышения эффективности работы и совершенствования знаний.

Эффективность применения процессуально ориентированной психологии в лечении психических и физических заболеваний доказана многочисленными исследованиями. Она была создана американским писателем и психотерапевтом Арнольдом Минделлом (Arnold Mindell) в конце 1970-х годов на основе аналитической психологии Карла Юнга. Труды К. Юнга создатель процессуально ориентированной психологии начал изучать в Швейцарии, куда направился после получения диплома в Массачусетском технологическом институте.
Основной интересующей Минделла теорией, проанализированной в трудах Юнга, являлась взаимосвязь телесных переживаний человека и их выражение в снах. Он был абсолютно убежден в том, что когда человек осознавал собственное сновидение, его тело бессознательно производило сигналы, которые впоследствии проявлялись в процессе коммуникации человека с другими индивидами. Осознание человеком подобных сигналов могло в корне изменить весь процесс общения. В процессе изучения сновидений и их влияния на человека А. Минделлом было предложено понятие “сновидящее тело”, которое трактовалось как абсолютная копия тела сновидящего. Несмотря на многочисленные мнения относительно невидимости для человека своего дублирующего тела, Минделл уверен в том, что сновидящее тело не менее реально чем все то, с чем сталкивается человек в своей жизни.

Сновидящее тело является переживанием, случающимся с первичным телом человека. Например, если человек ощущает боль в желудке, он начинает ее переживать. Боль и является ничем иным, как переживаниями сновидящего тела. По мнению Минделла, во время сновидения человек может найти отражение любого симптома, ощущаемого реальным телом. Когда человек концентрирует свое внимание на переживаниях, они со значительной вероятностью отразятся в сновидениях, и это произойдет до появления соответствующих переживанию симптомов.

Сновидящее тело является неким расстройством реального тела человека. В основе сновидений человека представление тела человека в определенной ситуации либо в качестве определенного персонажа, посредством которых человек бросает вызов своим собственным самоотождествлениям. После ощущения переживаний в сновидениях, человек может ощутить их в реальной жизни при общении с другими людьми. Именно благодаря сновидениям человек способен найти решения в самых сложных и, на первый взгляд, неразрешимых ситуациях, а также избавиться от физической боли посредством отождествления себя со своим дублирующим телом.

По своей сущности процессуальная работа является одной из практик осознания, подход, имеющий своей целью оказание помощи и поддержке людям и организациям поддерживать взаимоотношения и организовывать работу, а также разрешать внутриличностные конфликты, открывать скрытые внутри себя способности, разрешать личные телесные проблемы. Одним из основных преимуществ процессуальной работы является ее общедоступность для каждого человека.

Процессуальная работа происходит на трех уровнях (см. рис. 1):

Рис. 1 – Уровни процессуальной работы

1. Уровень существующей реальности. На данном уровне работа проводится с реально существующими (доступными земному осознаванию) проблемами и событиями, затрагивающими развитие отдельных индивидуумов, групп людей и коллективов корпораций. Чувства на данном уровне используются людьми с целью описания собственных проблем и неразрешенных вопросов.

2. Уровень Страны грез. Имеет место процессуальная работа с невысказанными чувствами, сновидениями, надуманными ролями в рассказах людей. Как правило, работа затрагивает истории и мифы, проходящие через многие поколения, человек ощущает влияние будущего на жизнь в настоящем времени.

3. Уровень “ДАО”. Является глубочайшим уровнем сущности человека, процессуальная работа проводится с ощущением тенденций, с тем, что человек способен почувствовать, но не может выразить словами. Этот уровень человеческой сущности представляется как атмосфера, царящая в людях и событиях, являющаяся основной движущей силой. Дао является общий и естественным для всех живущих людей путем появления, развития и исчезновения всех существующих предметов, и вместе с тем является физической основой их существования. Путь – это постоянный, бесконечный и обеспечивающий свободу и независимость, стирающий чувственное и обыденное, всемирный Закон, основной источник мудрости, любви и добра.

Главным фактором прихода в Духовный Мир считается способность опираться на Дао. Вставший на путь Дао человек свободен от привязанностей, не зависит от вещей, но владеет ими, и при этом он не стремится отвергнуть все чуждое ему, а учитывает это как имеющее право на существование. Уровень Дао является недвойственным, на нем не происходит конфликтов. Данный уровень позволяет человеку взглянуть на ситуацию со стороны стороннего наблюдателя, отстраненно от физической реальности.

Принцип применения процессуальной работы состоит в том, что ни одно из ее приложений нельзя изучать обособленно от других связанных с ним приложений. Так, по мнению создателя процессуально ориентированной психологии, политику нельзя изучать без работы со сновидениями, а эффективная работа с миром проводится совместно с телесной работой. Для лучшего понимания совместного изучения приложений процессуальной работы Минделл предложил рассматривать их в виде “солнца”, каждый “луч” которого представляет соответствующее приложение процессуальной работы (см. рис. 2). В центре “солнца” показывают использование разнообразных форм осознания. “Процесс” означает сосредоточение внимания на сигналах, а “Дао” – сосредоточение на взаимосвязи между индивидами, группами индивидуумов и даже целыми мирами.

Рис. 2. – Приложения и аспекты процессуальной работы

Основным понятием процессуально ориентированной психологии является “процесс”, под которым подразумевают любое событие, происходящее в данный момент времени. Минделл все процессы подразделяет на первичные и вторичные. Под первичными процессами подразумеваются события, которые человек неразрывно связывает с собственной личностью. Вторичные процессы подразумевают события, чуждые человеку, данные события либо не пускаются человеком в его жизнь, либо сознательно из нее вытесняются. По этой причине человек зачастую сталкивается с вторичными процессами в снах, телесных симптомах и поступках окружающих его людей. Типичным примером может быть ощущение человека как слабым и неуверенным в себе, хотя внутри себя этот человек – сильная личность, однако с данной личностью человек не знаком.

Алгоритм работы при применении процессуального подхода:

1. Обнаружить сигнал. Терапевт вместе с клиентом внимательно наблюдают за происходящим процессом, выясняя, в каком из каналов процесс может произойти. Самым важным на данном этапе является пристальное наблюдение за позой, движениями, внутренними и внешними образами, ощущениями, эмоциями и звуками, которые образовываются при контакте, а также событиями, привлекающими особое внимание пациента.

3. Переключить существующий канал. Данный этап может начаться спонтанно вне зависимости от желания терапевта или пациента. Это происходит тогда, когда пациент доходит до предельно возможной стадии переживания ощущения, и тогда канал автоматически переключается на другой. Так, если человек ощущает сильную боль, он начинает двигаться, или видеть что-либо. Также во время движения у клиента возможно возникновение образа сказочного персонажа либо животного. Данный новый сигнал будет представлен в новом канале в виду невозможности воспроизведения сигнала в канале, в котором изначально зарождался процесс.

4. Завершение работы. Когда пациент получит ясное осознание причин своих телесных либо эмоциональных проблем и будет в состоянии связать внешние и внутренние конфликты с данными проблемами, его состояние (физическое и духовное) значительно улучшится. Тогда процесс процессуального подхода можно считать завершенным. Смена канала дает мощный толчок к пониманию человеком переживания и процесса сновидящего тела. Задача терапевта в процессе терапии – выбрать канал, соответствующий описанию пациентом проблемы. Так, если большую часть времени пациент уделяет внимание зрительным образам, терапевт задействует зрительный канал и метод активного воображения. При наибольшем упоре в процессе терапии на диалоги, происходящие во сне, терапевт задействует слуховой канал, а также гештальт-методы работы со сновидениями.

Ведущие : Притчина Юлия, Сербина Людмила, Штефан Мюллер и Марианна Зиннер (Швейцария), Павленко Юрий

Процессуально-ориентированная психология (называемая также processwork (англ.) – процессуальная работа) представляет собой развивающийся с 70-х годов прошлого века интегративный, объединяющий многие научные и духовные дисциплины, подход к психотерапии, работе с конфликтами, медиации, работе с организациями, бизнес консультированию, а также работе в области социальных противоречий.

Процессуально-ориентированный подход гармонично соединяет в себе как на уровне теории, так и на уровне практических приёмов работы, западную психологию, восточную философию, общую теорию систем и современную квантовую физику.

Процессуальная работа расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик.

Методы Процессуальной психологии применяются при психологической работе с заболеваниями любой сложности: онкологические заболевания, зависимости, восстановление после черепно-мозговых травм. Процессуальная работа — пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология действует системно и глубинно — воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой — внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Если вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в своей жизни, направлять внимание и действия в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от психосоматических заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в величайшем приключении своей жизни – самой Жизни.

Processwork основывается на представлении о том, что решение проблемы кроется в сути происходящего процесса.

Это представление было развито в полную терапевтическую систему, разработанную для работы с широким спектром человеческого опыта и обеспечивающую практическую основу, через которую отдельные люди, пары, семьи и группы могут приходить к большей осознанности и творчеству.

Наша цель заключается в повышении нашей осознанности через раскрытие человеческого потенциала, оценки важности и поддержки всех ролей, чувств, позиций во внутреннем мире человека, а также в общественном, культурном и природном окружении.

Модель процессуальной работы имеет тройное основание – научное (теоретическое), эмпирическое и трансперсональное.

Процессуальная работа представляет собой феноменологический подход, который делает основной акцент на восприятии потока событий и на уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

Поэтому терапевт выступает как фасилитатор (процесс-ориентированный психолог) – посредник. Он замечает, что происходит, помогает осознанию клиента, и, по мере сил, старается следовать природе процесса.

Будучи очень практичным методом терапии, процессуальная работа – это путь к самости.

1. 5, 6 февраля 2022.

Теоритические основы процесс-ориентированной психологии. Юлия Притчина

  • Основы Processwork: квантовая физика, юнгианский анализ, трансперсональные практики.
  • Интегративность процессуальной работы; связь с другими направления психотерапии и методами личного развития.
  • Основные понятия и принципы процессуального подхода :
  • Три уровня реальности.
  • Принцип глубинной демократии.
  • Первичный и вторичный процессы.
  • Концепция “сновидящего тела”.
  • Понятие края, краевой фигуры, признаки краевого поведения, способы работы

2. 5, 6 марта 2022.

Методы процессуальной работы. Людмила Сербина.

  • Методы разворачивая процессов. Понятие каналов в процессуальной работе.
  • Психофизиологические основы работы с каналами.
  • Основные каналы восприятия и работа с ними.
  • Занятые и незанятые каналы.
  • Переключение каналов, методы интервенции.
  • Уровни осознавания.
  • Работа с целостным опытом, способы интеграции нового опыта в повседневную жизнь.
  • Техники вербальной и невербальной амплификации в работе с движением.
  • Особенность и этика работы с применением телесного контакта.

Супервизионный день.

  • Мы учимся распознавать процесс и его содержание. Разбор структуры процесса (запрос клиента, первичный и вторичный процесс, работа с краями, с каналами)
  • Сформулировать супервизорские гипотезы, инсайты. Анализировать в условиях группы материал, представленный на супервизию.
  • Получать и представлять обратную связь по поводу трудностей в процессе работы с клиентом. Найти личные края терапевта, которые мешают продвигаться в процессе работы с клиентом.
  • Поработать друг с другом в роли клиента и терапевта. Оказывать необходимую поддержку супервизируемому.

3. 9, 10 апреля 2022.

Работа с телом и телесными симптомами Юлия Притчина

4. 14, 15 мая 2022.

Работа со сновидениями. Людмила Сербина

  • Основные направлениями и методами работы со сновидениями
  • Определение различных уровней работы со сновидением
  • Мифы в сновидениях
  • Детские сны
  • Хронические симптомы и сновидения
  • Исследование снов и едва заметных мимолетных сигналов, которые похожи на вспышки, будем следовать и распутывать эти минимальные вербальные и невербальные сигналы

5. 18, 19 июня 2022.

Работа с отношениями, парами и семейными системами. Штефан Мюллер и Марианна Зиннер (Швейцария)

  • Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений.
  • Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Работа с семейными системами.
  • Процессуальный подход к отношениям. Уровни работы с отношениями.
  • Роли в отношениях: комплиментарные и симметричные.
  • Работа с двойными сигналами.
  • Стиль и антистиль отношений. Работа со сплетнями.
  • Работа с раздражителями и влюблённостью.
  • Миф отношений. Высокая и низкая мечта взаимоотношений.

6. 10, 11 сентября 2022.

Конфликты, работа с обвинениями и публичными атаками. Теория рангов. Юрий Павленко

  • Конфликт, как источник важных изменений.
  • Три уровня конфликтов: внутриличностный, межличностный (в паре), система (группа, семья, корпорация и т.д.).
  • Работа с невыносимыми людьми.
  • Работа с внутренним конфликтом
  • Работа с обвинением
  • Работа с групповыми конфликтами и с групповой атакой на тренера.
  • Понятие Ранга. Психологический, социальный, духовный и как он в значительной степени организует наше поведение, Роль ранга в различных конфликтах.

7. 15, 16 октября 2022

Внутренняя работа, личный миф. Юлия Притчина

  • Процесс-ориентированная внутренняя работа с собственными процессами.
  • Способы внутренней работы, разворачивание процессов по каналам от сигналов к фигуре и от фигуры к её глубинной сущности.
  • Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.
  • Внутренняя работа для саморазвития и глубинного понимания, принятия себя.
  • Внутренняя работа во время работы с клиентами
  • Профилактика профессионального выгорания, регулирование собственного состояние. Поиск внутренних ресурсов.
  • Личный миф, как основной процесс вашей жизни. Предназначение.
  • Хронические симптомы и жизненные сценарии.
  • Детские и повторяющиеся сновидения послания личного мифа.
  • Ранние воспоминания и личный миф.

8. 19, 20 ноября 2022.

Мировая работа. Людмила Сербина

Супервизионный день.

9. 17, 18 декабря 2022.

Работа с травмой. Юлия Притчина

  • Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений.
  • Первичный и вторичный процессы при ПТСР.
  • Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур.
  • Особенности работы в каналах при работе с травмами.
  • Роли. Взгляд на роли в работе с травмой.
  • Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы, травмированного внутреннего ребенка).
  • Вторичная идентичность и роли ( агрессор, демон (внутренний угнетатель), свидетель, защитник).
  • Формирование ролей, работа с ними . Особенности работы с ролями при ПТСР.
  • Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном).

10. 21, 22 января 2023.

Работа с депрессиями и изменёнными состояниями сознания. Елена Антонова

  • Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии.
  • Связь с культуральными и социальными мифами и краями.
  • Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами.
  • Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС.
  • Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

11. 25, 26 февраля 2023.

Работа с зависимостями. Елена Антонова

  • Процессуальная работа (терапия) с зависимостями.
  • Виды и механизмы формирования зависимостей.
  • Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости.
  • Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость.
  • Особенности работы с химическими зависимостями.
  • Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края.
  • Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

27 февраля 2023

Супервизионный день

12. 25,26,27 марта 2023г.

Индивидуальный стиль фасилитатора (терапевта) и выпуская супервизия. Людмила Сербина, Юлия Притчина (ассистент).

  • Изучение собственного стиля работы с клиентами.
  • Способы расширения собственных возможностей: первичный, вторичный, глубинный стили.
  • Индивидуальный стиль и ритм работы псхолога с учётом собственных ограничений и ресурсов.
  • Терапевтическая осознанность.
  • Работа с собирательным образом клиента: возвращение проекций.
  • Внутренний учитель (старейшина).

Выпуская работа: реферат.

Документы: диплом о профессиональной переподготовки.

Стоимость участия:

Стоимость одного модуля 11 000 рублей

При ранней предоплате 9 000 рублей (сроки предоплаты будут объявлены отдельно).

Стоимость супервизионного дня 4500 рублей.

Для бронирования места необходимо внести аванс 4000 руб.

Пропущенный модуль необходимо оплатить. Пройти пропущенный модуль вы сможете со следующей группой.

Process-oriented psychology — так звучит на английском оригинальное название этого подхода. В русском языке мы используем названия процессуальная психология, процессуально- или процесс-ориентированная психология, процессуальная работа. Это направление с конца 1970-х годов разрабатывает Арнольд Минделл (род. 1940 году), а в Россию метод попал благодаря Владимиру Майкову, который во время визита в Эсален в Калифорнии в 90-х годах был так впечатлён работой Арнольда и его жены и партнёра Эми, что решил привезти их в Россию. Кстати, в апреле 2019 года они в очередной раз посетят Россию с двухдневным семинаром, что большая удача — дедушке Минделлу уже 78 лет.

Эми Минделл в своей статье об эволюции процессуального подхода выделяет три больших волны в развитии метода:

— с конца 1970-х до 2000-х, когда появились представления о сновидящем теле, о связи снов и телесных симптомов, о двух уровнях реальности (общепринятой и сновидческой), первичном и вторичном процессах;
— с начала 1990-х до 2008, тогда родились представления о сущностном (недуальном) уровне сознания, флиртах, нелокальности, появилась концепция глубинной демократии для работы с группами;
— с 2008 года: вектора, большое U, чувство Земли, процессуальный ум, метакоммуникатор, энергии X и u, пространственно-временное сновидение, первый и второй тренинг.

Арнольд и Эми Минделл

Арнольд и Эми Минделл после работы в ООН в Токио

Как видите, здесь очень много интересного, что можно исследовать. Больше вы можете найти в книгах, видео, с теорией и практикой процессуальной работы можно познакомиться на сертификационных и дипломных обучающих программах.

Здесь же я хочу дать самые основы, которые помогут вам понимать, что происходит, когда вы работаете со мной или другим процессуальным терапевтом, хотя эти идеи текучи и могут не выдерживаться в отдельных случаях.

Две основные концепции, которые вам помогут лучше понимать процессуальную работу, это представления о трёх уровнях сознания и о структуре процесса.

Начнём с трёх уровней сознания

Первый уровень — общепринятая, или консенсусная, реальность (англ. consensus reality). Это весь опыт, который мы определяем как реальный, общепринятый в этом обществе или культуре. Например, когда вы приходите ко мне с трудностями в отношениях, аэрофобией или телесным симптомом, вы описываете их с точки зрения консенсусной западной реальности — есть вы и есть проблема, плюс и минус. Проблема так-то на вас влияет, приносит вот такой дискомфорт, врач, если это телесный симптом, ставит такой-то диагноз и предлагает такое-то лечение.

На этом уровне явления обычно строго дуальны — мы точно определяем одно как положительное, другое как отрицательное, стремимся к первому и избегаем второго.

Уровень сновидения (англ. dreamland) — уровень субъективного переживания, который лежит за гранью общепринятой реальности. Это более тонкий опыт, с которым мы встречаемся не только ночью, когда видим сны, но и днём.

Например, у вас болит желудок. На уровне общепринятой реальности доктор скажет, что это функциональная диспепсия или гастроэзофагит или поставит ещё какой-то диагноз. А на уровне сновидения вы можете обнаружить, что этот дискомфорт переживается как извергающийся вулкан, который собирается сжечь все препятствия на своём пути (и даже покажете движение руками, как вулкан это сделает).

Уровень сновидения также содержит дуальные полярности, но в более стёртой и текучей форме. И мы можем получать к полярностям доступ. В примере с больным желудком на уровне сновидения вы можете обнаружить что вулкану противостоит какая-то ваша более привычная мягкая и стеснительная часть, больше похожая на поляну с цветами, которая не привыкла так горячо и яростно проявлять себя. Эта склонность быть мягкой приводит к подавлению горячей силы, которая тоже является вашей. И если вы не замечаете её чувственно, не замечаете её в своих снах, то она поднимается на уровень выше и проявляется как телесный симптом, который вы уже не можете игнорировать.

Три уровня реальности, А. Минделл

Три уровня сознания, А. Минделл

Итак, если вы обращаетесь ко мне с запросом, то обычно мы пробуем исследовать, какой конфликт на сновидческом уровне создаёт вашу проблему. Мы рисуем полярности, которые участвуют в конфликте, даём им пространство и возможность выразить себя.

Но иногда это не так просто. Иногда решение на сновидческом уровне не находится или не существует. И тогда мы пробуем последовать за этой невозможностью и погрузиться глубже, на третий уровень сознания, который Минделл называет уровнем основы. Основа, или сущность, это то пространство, из которого возникают и в котором разворачиваются сновидческие тенденции, проявляясь впоследствии на уровне реальности. Это земля, из которой растёт сновидение. Это Дао, которое нельзя описать. Также Минделл говорит об этом уровне как нашем глубочайшем процессуальном уме, как о создателе сновидений. Переживание уровня основы трудно описать словами, чаще его можно выразить движением или звучанием.

В отличие от первых двух уровней это пространство недуально. Из контакта с уровнем основы может возникнуть спонтанное естественное решение для тех дуальностей, которые трудно разрешить на уровнях сновидения и консенсусной реальности. Можно пофантазировать, что в примере с болью в желудке движение на уровень основы позволило бы вам осознать себя как обширное пространство, для которого проявлять силу — это нормально, как и быть поляной с цветами. Послание уровня основы — про текучесть и изменчивость, про доступ к разным энергиям и способам проявляться.

Структура процесса

Теперь схема трёх уровней сознания поможет нам более чётко понять то, что происходит на консультации у процессуального терапевта — структуру процесса. Структура включает первичный процесс, вторичный процесс и край.


Структура процесса: первичный процесс, вторичный процесс, край

Чем глубже вторичный процесс, тем лучше? Не всегда. Например, может быть, что самое лучшее на сегодня для клиента — две минуты побыть вулканом, а потом месяц с этим состоянием осваиваться. Для него большим открытием станет вообще возможность быть таким. А может быть иначе — у клиента есть доступ и к состоянию вулкану, и к поляне с цветами, но он никак не может соединить их в дневной жизни, получая доступ к одному из них только с помощью алкоголя. И, возможно, процесс развернётся в уровень основы, туда, где эти две полярности интегрированы (или, вернее, ещё не разделились).

Край — это то, что разделяет первичный и вторичный процесс. Края делят нас на более привычных и менее. Как это получается? Например, мы можем узнать, что у клиента с болью в желудке папа по своей энергии был похож на тот вулкан. Клиент видел, как страдала от этого мама, и иногда ему было действительно страшно. С тех пор у него появился край на то, чтобы горячо проявляться, ведь так можно сделать кому-то больно.

Общая идея процессуального подхода заключается в том, что мы не тянем клиента через край. Когда клиент готов, он сам через него переходит, это происходит естественно и на энергии клиента, а не терапевта. Минделл шутя объясняет это тем, что он слишком ленив, чтобы тащить клиента через край, но, скорее, так мы избегаем ситуации причинения добра. Никто не знает лучше клиента, нужно ли ему переходить через край или нет. Вернее, никто не знает лучше процессуального ума — глубинной мудрой части клиента, в пространстве которой разворачивается процесс.

Собственно, поэтому это направление и называется процессуальной психологией, так как мы следуем за процессом, каким бы он ни был и как бы ни разворачивался, несмотря на все наши идеи, концепции и психологическую мудрость. Иногда говорят, что задача терапевта — не мешать клиенту, и это самое сложное.

Итак, вот что происходит на консультации: вместе с клиентом мы осознаём его первичный и вторичный процессы и пробуем двигаться из первого во второй. На этом пути мы можем встретиться с краем и пройти или не пройти через него. Мы можем двигаться от одной полярности к другой, исследуя их, предлагая им пообщаться. Мы даём место краевым фигурам и пробуем услышать их послание.

Это движение можно схематично представить в виде шагов начиная от прояснения полярностей на уровне общепринятой реальности (шаг 1) и заканчивая привнесением опыта основы в жизнь (шаг 9).

В итоге ваша осознанность расширяется от ограниченной части в консенсусной реальности до контакта со всем спектром сознания.

Расширение осознанности

Рост осознанности

Наконец, вот некоторые направления процессуальной работы:

3-годовое базовое обучение Процессуальной Работе – это программа повышения квалификации, созданная для социальных психологов, психологов-консультантов, психотерапевтов, общественных деятелей, учителей, социальных работников, работников здравоохранения, коучей, бизнес-консультантов, а также для всех заинтересованных в получении профессионального базового образования в процессуально-ориентированной психологии.

Формат обучения позволяет сочетать практическую работу и личностный рост с изучением теоретических основ Процессуальной Работы. Программа предлагает студентам широкий выбор возможностей обучения, как теоретического, так и практического, в разнообразных сферах приложения Процессуальной Работы.

Завершение базового обучение знаменуется получением Сертификата Процессуального Работника.

Студенты, завершившие сертификационный курс, получают возможность (с согласия их учебного факультета) допуска к Дипломной Программе по Процессуальной Работе в России, или при желании, они могут продолжить дипломное обучение в Институте Процессуальной Работы в Цюрихе, Швейцария.

Основные требования Сертификационной Программы

  • 12 4-х-дневных семинаров (должны быть пройдены в одной из обучающих программ Москвы, Санкт-Петербурга или Казани)
  • Минимум 12 индивидуальных терапевтических сессий (личных, телефонных или Скайп-сессий)
  • Обучение в пир-группах (минимум 12 встреч, 4 встречи в год)
  • Положительная оценка факультета по окончании обучения и сессия обратной связи от преподавателей

Темы семинаров, соответствующие четырем основным областям Процессуальной Работы

Учебный план нацелен на освоение теоретических знаний и совершенствование практических навыков путем изучения следующих областей (4 семинара на каждый раздел):

  • Сны + Работа с телом: Восприятие и Процесс;
  • Самовосприятие; личностное и межличностное видение;
  • Коммуникация и взаимодействие;
  • Мировая Работа с Системой: Командная и групповая динамика.

Год 1

1 Введение в Концепцию Сновидящего Тела: философия, теория и практика

2 Телесная работа. Ресурсы симптомов

Год 2

Год 3

9 Измененные состояния сознания в отношениях (Травма, Транс, Нападение и Защита)

Темы семинаров могут меняться, так как учебный план – это со-творческий процесс между учителями и студентами, и обе стороны вправе влиять на него в соответствии со своими образовательными потребностями.

Зачетная книжка

Каждому студенту выдается зачетная книжка(logbook), куда она/он вносит записи о всех выполняемых требованиях программы: посещенных семинарах, индивидуальных терапевтических сессиях, супервизиях и супервизиях клиентского случая до получения Сертификата и после, в случае, если он/она продолжает обучение в Дипломной Программе.

Индивидуальные терапевтические сессии

Индивидуальная терапия – это один из основных принципов и форматов обучения. Каждый студент обязан пройти индивидуальную терапию с преподавателем в количестве 12 сессий (минимум).

Пир-группы

Пир-группы из 2-4 студентов встречаются 4 раза в год (12 встреч) и совместно работают над снами, симптомами, жизненными вопросами, отношениями и динамикой малой группы.

Супервизия

Прохождение живой супервизии является одним из аспектов обучения. Учителя ответственны за создание возможности для студентов работать в присутствии группы (работа в центре) и за получение обратной связи от группы и преподавателей.

Чтение

Встречи и Общение

Постоянное общение студентов с преподавателями является существенным фактором успешного обучения. Студентам настоятельно рекомендуется организовать доступ к интернету и учить английский язык.

Студенты, которые пожелают продолжить обучение в Дипломной Программе должны обсудить это с преподавательским составом факультета как можно раньше, не позднее второго года обучения. Они должны быть одобрены факультетом для вступления в Дипломную фазу обучения. Преподавательские состав помогает студентам в подготовке к Дипломной Программе, консультирует по предписанной к чтению литературе, дает сессии и супервизии.

Швейцарская Сертификационная Программа по Процессуальной Работе

Представленная в настоящее время в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Организатор семинаров по Мировой Работе в рамках Сертификайионной программы в Москве:

Основной Факультет

Стоимость обучения

Внутренняя работа и творческий процесс

Обнимать и целовать внутренних монстров – способ поймать вашу творческую энергию…

Дао перемен: личный миф, процесс перемен и Ваше видение мира

Zoom-семинар Швейцарской школы процессуальной работы в России Штефан Мюллер и Бриджит Мекли

Читайте также: