Проблемы мусульманского права какие можно рассмотреть

Обновлено: 02.07.2024

Интервью с руководителем Лаборатории анализа и моделирования социальных процессов Восточного факультета СПбГУ, профессором Александром Кнышем.

На Ваш взгляд, если судить по докладам, есть ли расхождения между этими школами?

— Об острейших проблемах я спрашивала участников конференции из арабских стран. Каждый из них называл что-то свое, а Вы — какие проблемы считаете острейшими в современном исламском обществе?

— Я считаю, что главная проблема мусульманского мира – это все-таки деспотизм. Он создает и сохраняет государства, опирающиеся на органы безопасности и религиозный истеблишмент, которые всеми силами подавляют свежие идеи и свободомыслие в целом. Отсюда – деформация всей жизни мусульманских обществ, и в какой-то степени также общин мусульман за пределами мусульманского мира. Говоря о деспотизме и авторитаризме в мусульманском мире, чаще всего ссылаются на колониальное наследие, объясняя этим все неурядицы в мусульманском мире вчера и сегодня. Нежелание посмотреть в зеркало и увидеть в нем себя, отсутствие нелицеприятного освещения ситуации, о чем я говорил выше, в этом причина довольно плачевного состояния мусульманской общины в мировом масштабе сегодня. Начать с критического анализа, подобного тому, который предпринял Муса Бигиев в свое время, просто необходимо. Вот этого как раз я не услышал в выступлениях.

— А помимо деспотизма, какие еще проблемы Вы бы выделили?

— Деспотизм, авторитаризм и порождаемая ими деформация общества, когда нет сильной оппозиции, когда нет реальной свободы слова. Эта проблема влечет за собой вторую проблему – экономической неразвитости. Когда человеческий разум не освобожден и когда люди не имеют возможности реализовать себя, то они либо ударяются в экстремизм, либо становятся инертными, не заинтересованными в прогрессе общества в целом. Либо же наиболее талантливые, наиболее образованные представители мусульманской общины покидают страну в поисках лучших условий для реализации своих идей и чаяний. Происходит отток умов в более развитые страны. Отчасти этим объясняется более креативный подход к проблемам мусульманской жизни именно среди тех мусульман, которые живут за пределами мусульманского мира. Деспотизм, отсутствие свободы самовыражения и самореализации, отток лучших, наиболее креативных сил и застой в общественном развитии – главные болезни мусульманского мира сегодня. Сюда же следует добавить отсутствие современного и качественного образования, о чем в свое время столь живо писал Бигиев.

— Один из участников конференции на первое место в числе насущных проблем поставил отсутствие единства среди мусульман. Насколько эта проблема остра?

— Может быть, рассуждение о единстве мусульман – это нежелание или даже страх взяться за осмысление более насущных и серьезных проблем? Того же ДАИШ? Ведь есть люди, которые считают, что эта проблема вообще не имеет никакого отношения к исламу?

— Если мы признаем, что современная мусульманская мысль не только отстает от реальности, но и вообще не в силах дать ответы на насущные вопросы, то что делать простому мусульманину? Искать эти ответы в Коране, в Сунне Пророка (мир ему)?

— Российская исламская мысль – насколько она на данных чтениях проявила себя? Во многих докладах прозвучали имена выдающихся мыслителей прошлого – Бигиева, Камали, Фахретдина. Но что сегодня российские мусульмане могут предложить мусульманской умме? Возрождается ли сегодня мусульманская мысль в России?

— На мой взгляд, представители европейских государств выглядели на этой конференции достаточно бледно, а российская богословская мысль – как Вы ее оцениваете?

— Я огорчен, что не выступили два Дамира (Дамир Мухетдинов, ответственный секретарь ММФ, первый заместитель председателя ДУМ РФ, и Дамир Хайретниднов, ректор МИИ). У них явно есть, что сказать. Но они, как хозяева, видимо, не хотели обидеть гостей и предоставили больше возможностей выступить гостям. Я не раз слышал Тарика Рамадана, которого часто именуют властителем умов мусульман, проживающих в Европе и Северной Америке. Я считаю, что из наших исламских институтов и университетов тоже выйдет когда-нибудь свой Тарик Рамадан. Может, даже он уже есть. Но, опять же, этот лидер неизбежно столкнется с разделениями по этническому принципу, о которых я только что говорил. Его задача – выдвинуть идею, которая не возвеличивает и не принижает какую-либо этническую группу или нацию, а объединяет их под эгидой общей мусульманской идентичности. Возникает вопрос, насколько руководство нашего многонационального и многоконфессионального государства готово сотрудничать с таким лидером? Ведь панисламизм – это извечный страх империи. Поэтому если такой лидер возникнет, сможет ли он получить поддержку, необходимые каналы для реализации своих идей? Впрочем, это уже другой вопрос. Пусть сначала такой лидер выйдет на религиозную и общественную арену. Мне кажется, то, что происходит с исламским дискурсом на Западе и в России, в принципе это здоровые вещи, т.е. идут дебаты, столкновение мнений, переосмысление источников мусульманской веры и практики. И это в то время как наши ближневосточные гости демонстрируют по большей части конформизм и нежелание встретить вызовы времени с открытым забралом.

— А почему, как Вы считаете?

— Хочу оговориться. Процесс переосмысления места ислама в обществе и его будущего разнится в разных странах. О возможности исламской демократии говорил, в частности, тунисский гость д-р Абд аль-Маджид ан-Наджжар. Тунис пережил демократическую революцию, там прошли относительно свободные выборы. Более консервативны иранцы. Они последовательно выражают идеологическую линию руководства. Саудовская Аравия – то же самое. Страны Залива находятся под влиянием КСА на всех уровнях. Это огромная страна по сравнению с Катаром, Бахрейном, Оманом и даже Йеменом, обладающая большими ресурсами, военной мощью и т.д. Поэтому имеет место региональное единство, в котором Саудовская Аравия доминирует политически и идеологически. Стоит ли удивляться, что в ССАГПЗ преобладают в основном консервативно-салафитские или ваххабитские умонастроения. Катар в данном отношении стоит особняком, потому что он пытается проводить независимую информационную, политическую и идеологическую линию, опираясь в основном на поддержку США. Он может себе это позволить, пока США защищают его от стран, которые его непосредственно окружают, стран, с которыми Катар конкурирует и которые он раздражает. Короче говоря, я не могу ответить однозначно на Ваш вопрос относительно уровня новизны и прогрессивности выступлений на данной конференции. Выступление каждого участника во многом зависит от политики и идеологии той страны, которую он или она представляет. Но в целом мне кажется, что Ближний и Средний Восток, а также Юговосточная Азия находится в стадии стагнации, во всяком случае на официальном уровне. Мы видим там отсутствие движения, с одной стороны, а с другой — отток наиболее креативных и талантливых личностей.

— Вы имеете в виду стагнацию интеллектуальную?

— Вы согласны, что идеи создания исламского халифата в ближайшее время будут привлекать все больше сторонников среди молодежи?

— Александр Дмитриевич, конференция посвящена Мусе Бигиеву. Вы свой доклад закончили пессимистично, сказав, что идеи, которые проповедовал ученый, так и не были реализованы. Почему это произошло? Реформаторские идеи были и на Ближнем и Среднем Востоке, в чем причина, что они так и не получили своего воплощения?

— Сегодня в России предпринимаются огромные усилия для того, чтобы не просто восстановить, но и включить светскую составляющую в систему исламского образования. И два Дамира, которых вы упомянули, не результат ли этих усилий?

— Да, весьма. Ведь ученый не просто сам кого-то постоянно учит, но и сам неустанно учится. Поэтому я учусь, наблюдаю за людьми, пытаюсь соотносить их поступки и слова с тем, что я прочитал в их собственных трудах, а также в трудах российских и западных исламоведов. Я вижу свою задачу в том, чтобы перейти от пересказа конкретных фактов, которые в принципе доступны всем, к интересным теоретическим обобщениям и пониманию общих тенденций в современной мусульманской мысли. Так что для меня участие в конференции – это достаточно сложная интеллектуальная задача. Исламовед, который не участвует в исламских конференциях, теряет право называться исламоведом.

Мусульманское право — сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам — являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом.

1. Характеристика мусульманского права

1.1 Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы

1.2 Источники мусульманского права

2. Отличительные особенности мусульманского права

2.1 Отличие системы мусульманского права от других правовых систем

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2.2 Правовое регулирование имущественных и семейных отношений

2.3 Уголовное право и судебный процесс в мусульманском праве

3. Мусульманское право в мире и в России

3.1 Функционирование мусульманской правовой системы в странах ислама

3.2 Действие мусульманской правовой системы на территории Северного Кавказа

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Мусульманское право — сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам — являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.

Объект исследования — мусульманское право.

Предмет исследования: особенности и специфика мусульманского права.

мусульманское право ислам

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманское право. Раскрыть основные черты и выявить особенности мусульманской правовой системы.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

. Рассмотреть историю образования и развития мусульманского права;

. Проанализировать источники и выделить структуру мусульманского права;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

. Выявить отличительные особенности мусульманской правовой системы от других правовых систем;

. Исследовать функционирование данного права не только в России, но и в некоторых странах ислама;

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий, научной литературы, справочных и публицистических источников.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе определено понятие мусульманского права, рассмотрена эволюция развития мусульманского права как правовой системы, проанализированы источники мусульманского права. Во второй главе рассматриваются особенности мусульманского права, отличительные черты от других правовых систем, особенности отраслей мусульманского права. В третьей главе рассматривается, каким образом, функционирует мусульманское право в различных странах ислама и в Российской Федерации.

1. Характеристика мусульманского права

1.1 Понятие мусульманского права и эволюция мусульманской правовой системы

Мусульманское право — одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат — это совокупность обращенных к людям обязательных норм. Мусульманское право представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. В этих предписаниях, прежде всего, затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие убеждения и религиозную совесть мусульманина, обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным (бедным) .

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Предмет исламского правоведения включает в себя изучение 2 категорий норм:

) ибадат — нормы, определяющие отношение верующих с Аллахом (правила культа и исполнения религиозных обязанностей);

) муамалят — нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, государством и подданными. Отношения с другими конфессиями и государствами.

Эволюция мусульманского права в суннитской среде ознаменовалась рождением 4 школ суннитского законоведения — мазхабов.

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном характере мусульманского права и его нормативных предписаний, я пришел к выводу, что ислам — это одновременно вера в государство, а мусульманское право выступает как собственное право и как религия. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Исламу свойственна лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, мусульманское право — одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.

1.2 Источники мусульманского права

Мусульманское право имеет четыре основных источника права: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разнымимазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был Кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей Кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

2. Отличительные особенности мусульманского права

2.1 Отличие системы мусульманского права от других правовых систем

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отведено место и для понятия права. Это достигается, с одной стороны, признанием определенных границ обязанностей (бог возлагает на каждого человека то, что он может нести), а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за индивидами. Неуважение к этим правам влечет санкции, налагаемые мусульманским судьей. Основы мусульманского права не только божественного свойства (Коран и Сунна). Теологами-правоведами в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнорировать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитскиймазхаб (отАбуХанифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как Египет. Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности — религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

2.2 Правовое регулирование имущественных и семейных отношений

Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, ст


СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, которое всегда находилось в центре учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина.

Изучение системы религиозно-традиционного мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство.

Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в исследовании отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства, что позволяет выявить роль мусульманского права в современном обществе.

Как конфессиональное право, шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он не регулировал строго очерченные сферы общественной и религиозной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы. Со временем утверждения двух главных направлений в исламе произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане, Ираке и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц – имамов, считавшихся непогрешимыми.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (суннуиты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой, по существу, самостоятельные правовые школы, связанные с именами виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу Средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычайно правовым явлением.

Еще одной особенностью мусульманского права можно считать, то что главным источником мусульманского права признаются Коран и Священное предание, выраженное у суннитов в Сунне (хадисах-преданиях Пророка Мухаммеда, его суждения и поступки), у шиитов в хабарах (преданиях, переданных шиитскими имамами), однако следующим по значимости источником права является иджма. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Это согласие по религиозным и правовым вопросам сподвижников Мухаммеда, а позднее мусульманских теологов-правоведов. На сегодняшний день Коран и Священное предание – только исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и Сунну т.к. их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права. Помимо вышеизложенных есть и дополнительные источники мусульманского права. Такие как фирман (указы, распоряжения халифов); арф (правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе); адат (правовые особенности, сложившиеся у народов, подвергнутых влиянию мусульман).

Сверхсоциальная, религиозная природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Отношение исламских государств к международным документам, в том числе к Всеобщей декларации прав человека, неоднозначно, но для того чтобы влиться в мировое сообщество, исламские организации создали собственные правовые документы для мусульманского мира и отстаивают точку зрения о том, что понятие прав человека заложено в Коране.

Укрепление арабской семьи, сохранение исламских семейных ценностей, создание необходимых условий для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей (Ст. 10);

Препятствование любым действиям, вносящим в общество раскол, смуту и разобщенность (Ст. 12);

В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. В некоторых из них (Сирия, Ирак) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Нормы мусульманского права о наследовании, завещании, вакфах, опеке, попечительстве и ограничении дееспособности в большинстве из них распространяются на всех граждан, в том числе и не-мусульман. Брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается от ряда его основополагающих институтов например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс, хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях. В обеих странах ликвидированы мусульманские суды. Можно поэтому сделать вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.

Но в то же время ни в одной мусульманской стране не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после официальной отмены халифата мусульманское право во всех отраслях (в том числе и сфере регулирования брачно-семейных отношений) было заменено законодательством светского типа, составленным на основе заимствования западноевропейской модели. Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями.

Таким образом, к началу XX в., пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине XX в. отказались от фикха как основной правовой формы, и, например, правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан. За мусульманским правам здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и немусульман), что объяснялось глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве рассматриваемых стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие светских правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего здесь мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке данной группы стран, то в современных условиях до недавнего времени в большинстве из них можно было наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов или — в исключительных случаях — отраслей, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходилось иметь дело не столько с собственно мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в исламе господствует концепция теократического общества, в ко­тором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные прин­ципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исхо­дя из божественных откровений, целую систему очень детализированно­го права, права идеального общества, которое установится в один пре­красный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама (ни один исламист не может игнориро­вать мусульманское право). Ислам по своей сущности — это религия закона.

1  Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право) М., 1967. с. 386 – 387.

10  Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 112.

Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане основная часть населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств. В 1869-1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Во многих государствах мусульманское право конституционно считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие "личный статус. В качестве примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается "англо-американскому" праву.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов.1 Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране.

Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не уступало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее место только после свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики, курса на исламизацию всех сторон общественно-политической, экономической и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов граждан. В подтверждение этого можно указать на введение системы строгих, а порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только юридических, но и моральных норм, относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел, нередко допускают явные нарушения и творят произвол. В Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права, оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды. Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово - экономических отношений и даже институты государственного права.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него отказались.

Вывод: В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

Заключение

Итак, в данной работе мною рассмотрен процесс возникновения и формирования мусульманского права, дана общая характеристика шариата и основных его источников, представлено мусульманское право на примере права Арабского Халифата, проанализировано приспособление мусульманского права к современному миру.

Мусульманское право, в моем понимание это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от всевышнего Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда (с.а.с). Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов; Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уловно-правовых предписаний.

Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно

Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ).

В ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово - экономических отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

Список использованной литературы

1. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,2003 г.

2. Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран. - М., 2005 г.

3. Сюкиянен А.Р. "Мусульманское право". -М., 2004 г.

4. Власов В.И. и др. Основы правоведения. – Ростов н/Д:Феникс, 2007г. – 571 с.

5. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. – М.: Новый юрист, 2003г. – 206

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2003. – 771 с.

7. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов и фак. / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2008г. – 558 с.

8. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".2002г.

9. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола.

10. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.2004г.

11. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред.

12. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 2005г.

13. Ислам. Проблемы идеологии, права,политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким.

14. Москва. Наука. 2003г.

15. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.2005г.

16. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова, ч.1 Норма. Москва.2004г.

18. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в Арабских странах. Москва. Наука. 2007г.

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2006.

2.Муромцев Г.И. Конституции арабских государств. М., 2002.

3.Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттаманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ) / Пер. с тур. Ташкент, . Т. 1-3.

4.Саидов А.Х. Бурхануддин Маргинаний – великий правовед. Ташкент, 2007 (на узб. яз.).

5.Саидов А.Х. Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкент, 2005.

6.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 2003.

7.Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права // Ис точники права. М., 2006.

8.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманская государственно-правовая доктрина // Современное буржуазное государственное право. М., 2007. Кн. 1.

9.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 2006.

10.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2007.

11.Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. М., 2004.

12.Хидоя: Комментарии мусульманского права / Отв. ред. А.Х. Саидов. Ташкент, 2004.

13.Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2008. Т. 1.

Читайте также: