Проблемы информационной культуры как условие формирования информационного права

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. В статье анализируется проблема изменения роли информационной грамотности в развитии современной молодежи. Рассматривается теория поколений как иллюстрация к трансформации особенностей восприятия информационного пространства представителями разных поколений. На основе результатов мониторинга выделены проблемы, возникающие у современных школьников при работе с информацией.

Ключевые слова: Информационная культура, теория поколений, компьютерная грамотность, информационная грамотность, образование, школа.

Современное общество невозможно себе представить без использования информационных технологий. Доля индивидов, имеющих в своем распоряжении компьютерные и мобильные технологии, возрастает в геометрической прогрессии, а нижняя граница возраста пользователей заметно понизилась.

В связи с этим возрастает роль формирования информационной культуры молодого поколения, которое и является наиболее активными пользователями современных информационных технологий. Проблема заключается в том, что современное поколение представляет собой совершенно новый формат. Говоря о разнице в восприятии информации и умении с ней работать, следует обратиться к теории поколений, которая приобрела широкую известность в начале 90-х годов. Главная идея теории заключается в выделении общих характеристик молодежи разных периодов. Впервые данную теорию выдвинули Хоув и Штраус, предположив, что поведение индивида во многом определено тем, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Исследователи, опираясь на теорию социализации личности, отмечают, что именно в этом возрасте происходит формирование системы ценностей, которую люди сохраняют на протяжении всей жизни. На сегодняшний момент в научной литературе встречается следующая градация поколений:

Таким образом, новое поколение школьников – дети социальных сетей и интернета, поглощающие информацию в огромных количествах, но не умеющие их обрабатывать. Основной проблемой современных школьников является низкий уровень информационной культуры. Современное общество предполагает, что развитие информационной культуры является необходимым компонентом общей культуры индивида. Без умения обрабатывать, анализировать и использовать информацию невозможно представить общественное развитие. Несмотря на то, на данный момент информационную культуру можно считать скорее показателем профессиональной культуры, нельзя отрицать, что со временем она станет фактором развития каждой личности. Поэтому, говоря о развитии современных школьников, именно развитие информационной культуры является одной из актуальных задач педагогов и системы школьного образования [2,3].

Под информационной культурой понимается информационная компонента человеческой культур, которая характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Рассматривая критерии информационной культуры современного человека, принято выделять следующие ее компоненты:

— умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
— эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
— перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
— вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
— адекватно отбирать и оценивать информацию;
— способность к информационному общению и компьютерную грамотность [1].

Анализируя состояние этих критериев у современных школьников можно выделить следующие проблемы:

— школьники не умеют составлять запрос на необходимую информацию. Это проявляется, в том числе, в неумении найти правильный текст для выполнения реферативного задания, найти нужные данные путем самостоятельного поиска в интернете;
— современные школьники не умеют работать с книгой и информацией текстовых источников. Об этом говорят низкие показатели эффективности составления конспектов и таблиц. Подростки не могут воспроизвести по образцу таблицу, самостоятельно распределить информацию по пунктам, построить план рассказа и т.д.
— уровень составления самостоятельных текстов очень невысокий, многие современные подростки не могут обработать или переработать готовый текст, составить свой по образцу.
— возникают проблемы с отсеиванием и обработкой собранной информации, ученики часто не могут выделить общую информацию, отсеять лишнее.
— анализ особенностей поведения подростков при общении и сети, а так же анализ общей компьютерной грамотности показал, что хотя подростки разбираются в технической стороне вопроса, но не обладают навыками грамотного и безопасного общения в сети.

Таким образом, можно отметить, что у современных школьников крайне низко развит уровень компьютерной и информационной грамотности. В связи с этим встает острая необходимость дополнить программу школьных уроков по информатике факультативом по основам компьютерной и информационной грамотности. Необходимо составлять задания для школьников с учетом требований современного общества, они должны быть направлены на развитие компетенций в рамках развития компьютерной культуры современной личности.

Список использованных источников


В современном мире Интернет превратился в глобальную среду. Связи его легко проходят все границы, соединяя рынки потребления, граждан из разных стран, разрушая при этом понятие национальных границ. Благодаря Интернету мы легко получаем любую информацию и мгновенно связываемся с ее поставщиками.

Бурное развитие информационной среды сформировало концепцию информационного общества. Вместе с прогрессом пришли и определенные негативные последствия. Проблемы информационного общества идут в одном ряду с развитием новых взаимоотношений, формируются негативные условия и новые конфликты как для человека, так и для общества.

проблемы информационного общества

Понятие информационного общества

Концепция постиндустриального времени является новейшей исторической фазой в развитии человеческой цивилизации, где важнейшими продуктами можно назвать знания и осведомленность – это есть главные черты информационного общества.

В свою очередь, постиндустриальное общество в приоритете имеет сферы услуг, они главенствуют над объемами производства. В них число работающих людей возрастает с каждым годом. Все это несмотря на определенные проблемы информационного общества, которые, несомненно, возникают в процессе жизнедеятельности.

проблемы формирования информационного общества

Черты постиндустриального общества

Постиндустриальное общество очень быстро развивается. Если еще в конце прошлого столетия главной являлась индустрия, то уже 21 век занял свои информационные позиции почти во всех уголках планеты. На лидирующие места выходят сферы услуг.

Главными чертами информационного общества считаются:

  • роль знаний и обладание информацией стоят во главе жизни общества;
  • доля продуктов, услуг, связанных с познавательными коммуникациями значительно возрастает;
  • создается глобальное информационное пространство, которое обеспечивает взаимодействие между людьми, доступность, открытость сетевых ресурсов, удовлетворение потребностей каждого в информационных услугах и продуктах.

Под сферой услуг подразумевается обширное обслуживание населения. Именно здесь зародилась глобальная инфраструктура, которая играет огромную роль в информационном обществе.

Познавательные технологии используются практически повсюду, они коренным образом изменили социальную реальность.

Цифровые неравенства, проблемы формирования информационного общества

Использование информационного пространства в целом в мире является совершенно непропорциональным. В то же время происходит разделение людей на тех, кто владеет навыками понимания компьютера, интернета, а также тех, кто ими не обладает. Таким образом, образуются проблемы формирования информационного общества. Например, в развитых европейских странах, США, Азии число людей, пользующихся компьютером, значительно превышает всех остальных. В странах Африки эта цифра минимальна. В целом доступ к информационным технологиям напрямую связан с экономическим развитием государства.

информационные войны

Правовые урегулирования

Перечисляя проблемы современного информационного общества, в первую очередь, нужно сказать о правовом урегулировании. Современные технологии открывают доступ к различным услугам: дистанционному обучению, электронной торговле, поиску информации и так далее. Все это может вызвать ряд правовых проблем. К ним относится распространение запрещенных, непристойных материалов, мошеннические действия, нарушения авторских прав. В решении этих проблем непременно должно участвовать государство. Оно должно отслеживать, какие информационные услуги предоставляются населению, и направлять их в правильное русло. Проблемы Интернета глобальны, и решить их возможно, только опираясь на международное сотрудничество.

В подержании порядка в информационном обществе правовое регулирование играет важнейшую роль.

Проблемы личности в информационном обществе

Влияние информационного общества на личность все более углубленно изучается исследователями. Связанные с ним проблемы подразделяются на социальные, психологические, ценностные, этические.

Виртуальная реальность, трудно различимая иллюзия создают психические или психологические проблемы у неокрепших личностей, чаще это относится к молодому поколению. Создавая свое пространство в виртуальном мире, человек может потерять адекватность восприятия реального. При массовых нарастаниях объемов разной информации, из-за ее переизбытка людям все труднее становится отсеивать ненужное. Навязанная информация способна манипулировать умами общества. Таким образом, информационное общество теряет свою устойчивость.

опасности информационного общества

Свобода в рамках

Говоря об опасности информационного общества, стоит упомянуть попытки со стороны государства контролировать некоторые виды деятельности, что ставит под угрозу личностную свободу. В то же время существуют проблемы ограничения информации в условиях легкодоступных, открытых, легко наполняемых сетей.

Меняется система образования. Дистанционные и мультимедийные технологии для обучения позволяют раскрыть индивидуальные наклонности ребенка. Но если посмотреть на это с другой стороны, с морально-этической точки зрения – роль учителя-наставника в таком образовательном процессе полностью выпадает.

Проблемой остается защита безопасности персональных данных, соблюдение прав автора и производителей информации в электронном виде.

Наконец, рассуждая о воздействии на личность, можно уделить внимание и физическому аспекту. Малоподвижный, неактивный образ жизни никак не способствует духовному и физическому развитию, а это в итоге сказывается не только на здоровье, но и на умственных способностях.

Информационные войны

Информационным оружием называют совокупность несанкционированного доступа к электронной информации и выведения из строя различных систем управления. Сюда могут включаться системы, управляющие вооруженными силами, страной в целом, государственными инфраструктурами и другое. Есть вероятность разрушения энергетических, транспортных, атомных систем. При этом армия, флот могут оказаться в беспомощном положении, не способными отразить атаку врага, противостоять агрессии. Информационные войны могут привести к тому, что руководители останутся отрезанными от необходимых донесений. Они будут неспособны принимать важнейшие решения.

черты информационного общества

Информационное противоборство

Данный фактор является одним из самых опасных и носит экономико-политический характер. Правовыми средствами нейтрализовать его практически невозможно.

Противоборство на захват информационной монополии проявляется, к примеру, при установлении и преобладании на рынке операционных систем компании Microsoft, их продукты на протяжении десятков лет заполняют мировой рынок операционных систем.

Киберпреступность

Проникновение в личное пространство

проблемы современного информационного общества

Значительны такие проблемы информационного общества, как защита частной жизни от проникновения посторонних. Событийное бытие любого человека, особенно известного, всегда являлось повышенным объектом внимания всего общества, да и государства. Человеческая жизнь во все времена объявлялась великой ценностью. В информационном обществе защита личного пространства значительно усложнилась. Технологии и средства дают возможность превратить закрытую систему в прозрачную.

Любой из нас, используя мобильный телефон, редко задумывается над тем, что информация может стать доступна посторонним лицам. Это давно не является технической проблемой для любопытных ушей и глаз. Однако это не единственная проблема. В массивных источниках формируются базы данных, содержащие персональную информацию. Это обстоятельство также представляет угрозу нарушения частой жизни.

проблемы развития информационного общества

Заключение

Мы перечислили основные проблемы информационного общества, все они имеют глобальный характер. На международном уровне многие страны действуют сообща, чтобы совместными активизированными усилиями принять меры, с помощью которых удастся снизить негативные последствия проблем информационного общества. Вместе с предметными общественными отношениями государства должны усилить правовую политику, изменить методологию правового понимания проблем и угроз информационного общества, найти совместные пути по их нейтрализации.

Следует отметить, что актуальность изучения проблемы информационной культуры обусловлена следующими факторами.

Во-первых, эта проблема концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменения информационных процессов и, таким образом, прогнозировать её дальнейшее развитие.

Во-вторых, исследование особенностей формирования и развития информационной культуры определяется практическими потребностями, так как способствует осмыслению качественных изменений общества, глубоких социальных перемен, особенно характерных для современного этапа развития цивилизации, показывая тем самым противоречивый характер исследуемого феномена.

В-третьих, важность философского осмысления проблемы информационной культуры определяется недостаточностью её исследования в рамках отдельных наук (педагогика, информатика и др.). Это обусловливает необходимость глубокого анализа мировоззренческих, социальных и методологических аспектов проблемы информационной культуры.

Внимание исследователей к проблеме информационной культуры обусловлено также тем, что современный мир вступил в фазу активного информационного развития, которая характеризуется глобальностью информационных процессов. Информационные угрозы всё больше оказывают негативное влияние на развитие, воспитание, образование, психику личности, здоровье, личностные характеристики, политические ориентации, идеологические установки, жизненные запросы разных слоёв общества, а также влияют на процессы реализации общегосударственных программ, оказывают то или иное воздействие на национальные интересы и социокультурные потребности людей. Информационные угрозы общественному сознанию выражаются в снижении общего уровня культуры населения, в утрате национальных, духовных ценностей, в распространении антигуманных идей и, как следствие, в неадекватном поведении отдельных лиц, групп и масс в целом.

Во-первых, культуру можно рассматривать как целостный исторический феномен, возникший на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающейся во времени. В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой и внутренним миром личности. В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры. В этом плане информационная культура может быть рассмотрена как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе.

В-третьих, если культуру рассматривать как деятельность человека, направленную на преобразование действительности, то в том плане информационная культура выступает как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды.

Некоторые исследователи рассматривают информационную культуру в узком смысле, ограничивая проблематику методами, способами овладения знаниями, умениями, навыками в области традиционных и электронных информационных технологий.

Рассмотрение различных подходов к определению интересующего нас феномена позволяет утвердить фундаментальность и многоаспектность понятия информационной культуры. Оно пронизывает все исторические эпохи, все сферы человеческой деятельности и все стадии развития индивида как социального существа и личности.

По мнению автора, информационную культуру следует рассматривать как процесс, эволюционирующий в обществе в поиске наиболее оптимальных форм взаимодействия, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование её индивидом. Её важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми социальной информацией; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации.

В настоящее время изучение информации в социокультурных науках осуществляется по двум направлениям: 1) изучение информационных процессов различных культурных общностей (государств, этносов, цивилизаций и так далее); 2) исследование локальных информационных процессов в различных видах деятельности (политическая деятельность, социальное участие, реклама и так далее). Исследования такого рода, как правило, имеют прикладную направленность и наиболее широко привлекают достижения информатики и кибернетики. Такие исследования посвящены прежде всего современным проблемам информационного обмена. Глобализация информационных процессов на протяжении всего ХХ века определила признание исключительной важности информационных процессов для развития современного общества и сделала информацию предметом не только научного, но и философского рассмотрения.

Информационную культуру следует рассматривать в двух аспектах: индивидуальная информационная культура, важными компонентами которой являются информационные потребности, навыки работы с информацией, а также информационная культура общества, или массовая информационная культура (её политический, духовный, экономический, социальный аспекты), то есть как фактор взаимодействия общественного и индивидуального.

Основой информационной культуры следует считать знания об информационной среде, законах её функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, навыки увеличивать свой информационный потенциал. Не организовав надлежащим образом информационные потоки, невозможно обеспечить постоянное и бесперебойное получение необходимых данных о тех или иных объектах, эффективно ими управлять, планировать и прогнозировать дальнейшее развитие.

Итак, с помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Информационная культура выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия. В современных условиях резко расширяется её коммуникативная функция, что обусловлено необходимостью интеграции общечеловеческого духовного опыта. Накопленные в ходе развития общества знания приобретают характер самостоятельного вида ресурсов - информационных ресурсов, призванных обеспечивать экономию и повышать эффективность использования практически всех других общественных ресурсов.

Индивидуальная информационная культура является неотъемлемой составной частью общей культуры человека. Если человек владеет методами и средствами оперирования информацией, то это закладывает фундамент успешной жизнеспособности, реализации личностью своей индивидуальности, самовыражения и интеллектуального развития.

В силу важности этой проблемы в современных условиях необходим комплексный подход к её решению, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в её реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать с учётом возрастных, социальных и профессиональных сторон гармонично развитую в информационном плане личность.

Современное общество нуждается в ещё более совершенных средствах коммуникации, но изменение форм общения и техники коммуникации должно сопровождаться переосмыслением самих целей общения, ростом информационной культуры личности, что в дальнейшем должно привести к формированию нового типа информационного мировоззрения.

В настоящее время нарастают стрессовые и конфликтные ситуации. В вязи с этим стремительно возрастает значение индивидуальной информационной культуры как фактора нейтрализации и устранения многих негативных факторов в развитии цивилизации.

Она входит в реальную ткань общественной жизни, придавая её новое качество, приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Информационная культура в ХХ веке проявляет себя как противоречивое единство массовой и индивидуальной информационной культуры, показывая на ряду с положительными сторонами и отрицательные.

От эффективного сотрудничества учёных различных отраслей научного знания будет зависеть определение основных политических, экономических, социальных, духовно-культурных ориентиров общественного развития, решение вопросов, связанных с обеспечением глобальной, региональной, национальной, индивидуальной информационно - психологической безопасности, что является одним из главных направлений защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Читайте также: