Проблемы детей лишенных родительского попечения дети сироты как особая категория

Обновлено: 17.05.2024

Никто, как прежде, нас не ждет внизу,
Не переводит нас через дорогу.
Про злого муравья и стрекозу
Не говорит. Не учит верить Богу.

Теперь до нас нет дела никому,
У всех достанет собственного дела.
Но надо жить, как все - но самому…
(Беспомощно, нечестно, неумело).
(Анатолий Штейгер)

Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе, при собственной активности и чужого влияния.

Социализация детей, воспитывающихся в детских домах, происходит зачастую таким образом, что совершенно не укладывается в допустимые нормы.

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. Но в последнее время речь идет о детях-сиротах социальных или, как их часто называют в литературе, “брошенные дети”. Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или лишены родительских прав из-за невыполнения своих обязанностей. Такие дети составляют основной контингент детских домов.

Несмотря на значительную распространенность социального сиротства, до сих пор не найдены эффективные способы, позволяющие повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми. К сожалению, реальная помощь детям, находящимся в подобной ситуации фактически не оказывается.

Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни их в детстве, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить социальных сирот за время жизни в детском доме к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую - и родственников вообще. Социализация - это развитие личности, которое осуществляется в среде обитания человека, из которой он усваивает её структуру, её правила, культуру взаимоотношений, её ценности. Среда обитания таких детей, как в детском учреждении, так и предыдущая жизнь в асоциальной семье, не есть норма, она сильно отличается от стандартных общепринятых норм, скорее, это “параллельный мир”.

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Социализация - есть самый важный вопрос, очень серьезный и требующий тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

Вхождение подростков в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Основной причиной возникновения трудностей при вхождении уже не ребенка, а юноши, или девушки в систему социальных отношений связаны с неадекватным восприятием тех требований, которые предъявляет социум. Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция, это –позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни удерживает детей-сирот в иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог учреждения, настолько инфантильны, что только и умеют “быть сиротой”. Они надеются на покровительство, обладают “выученной беспомощностью”, не подозревая, что можно опереться на свои собственные возможности. Причина трудностей в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, что не актуально для Москвы, работы, семейного окружения, но и в неумении самого подростка организовать свой быт, позаботиться о себе, собственном здоровье, свободном времени.

Трудовая и бытовая адаптация выпускников школы-интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворенность заработком, трудности установления контактов с членами коллектива. Отмечаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, планировать накопления, рационально вести хозяйство. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с большим трудом.

Несмотря на заинтересованность общества в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, чтобы результаты их социализации были позитивны как для того же общества, так и для выпускника, но так и не разработана концепция их развития и воспитания.

  • уважение к труду, осознание ценности труда, необходимого для достижения целей;
  • чёткое осознание элементарной человеческой морали, кодекса чести, понимание порядочности;
  • коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации;
  • умение сделать осознанный и ответственный выбор;
  • универсальные навыки деятельности, умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач;
  • умение работать в группе, коллективе.

Для реального достижения поставленных целей необходима совместная работа воспитателей, социальных педагогов, психологов.

Каждый специалист, работающий в сиротских учреждениях, связан с рутиной составления всяческих планов (перспективных, календарных, годовых, полугодовых и т.д.) с правильной формулировкой целей и задач, но при этом, прекрасно осознаёт их не востребованность. Другими словами, какие бы правильные слова не содержали эти планы, в итоге общество не приобретает в своих рядах полноценных граждан.

Программа развития социальных сирот для их успешной адаптации в жизни должна предусматривать, в первую очередь, трудовое воспитание.

Современные подходы трудового воспитания формально признают его необходимость, но в виде какой-то “абстрактной форме”, в лучшем случае, в виде приобретения навыков самообслуживания. Давно не существует никаких мастерских, теплиц, ранее существовавших при школах-интернатах. Повсеместно игнорируется опыт предыдущих поколений, который реалистично учитывал социальный статус воспитанников, будущее которых и основывалось на их умении трудиться. Созданный в 1764 году Московской Воспитательный Дом ставил своей задачей создание совершенно “новой породы людей”, детей-граждан, способных “служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах”. Целью всех государственных и частных учреждений было воспитать достойных, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойную жизнь граждан. Трудовые мастерские в этих учреждениях были основной частью воспитательной работы. Не подвергается сомнению и опыт великого Макаренко, который сделал труд своих воспитанников высокотехнологичным и придал ему общественную значимость.

В силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Слабая, несформированная волевая сфера – это самая существенная первопричина не успешности и маленького, и взрослого человека. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом. Труд, привычка к труду формирует волевую сферу этих детей, важность трудового воспитания неоспорима.

Воспитательный эффект имеют результаты и содержание таких видов деятельности, которые имеют явные позитивные последствия как для самого ребенка, так и для других людей. При этом ребенок должен знать и понимать, для чего он выполняет то или иное действие.

Важно помнить, что дети, о которых идет речь- это дети из неблагополучных семей. Никто, кроме государства, фондов поддержки и сострадающих сограждан, не будет оказывать им поддержку, рассчитывать придётся только на себя, на свои возможности.

Характерной чертой детей-сирот является слабая мотивация при получении знаний и нежелание поиска работы после выпуска из колледжа. Это качество можно обосновать с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Стоит учитывать, что дети, находящиеся в учреждениях для сирот имеют заболевания центральной нервной системы, соответственно, они нуждаются в постоянной психологической помощи.

Освоение учеником стандартной образовательной программы во многом зависит от его здоровья, способностей, уровня мотивации, но образовательный уровень выпускников оставляет желать лучшего. Ограниченность кругозора, малая информированность, практически во всех областях знаний человеческого общества, делают выпускника сиротского учреждения “инопланетянином” среди окружающих его новых людей. В результате долговременного пребывания в достаточно замкнутой среде с определёнными правилами взаимодействия, дети “варятся в собственном соку”, формируется своеобразная субкультура, представители которой вполне понимают друг друга, но выйдя за границы этой субкультуры, выпускник не встречает понимания и сам многого не понимает. Его одинаковость, непохожесть, заметны, что может вызывать отторжение в обществе. Отсюда, как следствие, известное явление проживания бывших детдомовцев в одной квартире по месту жительства одного из них, а самый распространённый способ заработка – сдача своих квартир в аренду.

Для успешной будущей социализации детей важна работа по общему их развитию, расширению кругозора. Эта работа должна быть реальной, индивидуальной, каждодневной. Она предусматривает тесный контакт с ребёнком, беседы с ним, общение с разнообразными людьми из разных сфер деятельности общества, возможность увидеть что-то своими глазами, потрогать своими руками, прочитать об интересном в своей книге, своём журнале и т.д.

К этому пункту можно тесно привязать вопрос о личном пространстве ребёнка, который трудно решается в казённом учреждении. Постоянные перемещения детей из группы в группу, из одного учреждения в другое, в результате их закрытия, слияния, столь распространённых в последние годы, эмоционально лишают их почвы под ногами, лишают привязанностей.

Принятые решения вопроса детского сиротства с переходом детей в приёмные семьи призваны во многом сделать социализацию сирот менее болезненной, обеспечить детям счастливую семейную среду, приблизить их эмоциональный мир к реалиям жизни, расширить их знания о законах жизни, дать чувство надёжности бытия.

от 20 июля 2015 года

Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*

Общие вопросы

Вопрос 1. Какие гарантии предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Основу социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с данным нормативным актом установлены дополнительные гарантии таких прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение, право на труд.

В соответствии со ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст.123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1).

Вопрос 2. Как реализовать свое право на судебную защиту?

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Кроме того, в качестве одной из социальных гарантий указано на то, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Согласно п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд и третейский суд.

В соответствии со ст.37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) процессуальная дееспособность, т.е. способность самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в судебном порядке принадлежит гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет. Права и законные интересы несовершеннолетних детей, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, кому это право предоставлено законом.

В соответствии с п.2 ст.31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст.78 СК РФ).

По ряду категорий дел, в частности, в делах об усыновлении детей, лишении их родителей родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав или отмене ограничения в родительских правах, в соответствии с действующим законодательством является обязательным участие прокурора.

Защита имущественных прав

Вопрос 3. Какие действия необходимо предпринять приемному родителю для защиты имущественных прав детей?

Выбор действий, которые необходимо предпринять приемному родителю по защите прав переданных ему на воспитание детей, зависит от характера (вида) права:

1. Право на содержание

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью у него есть, в частности, право на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие выплаты (ст.148 СК РФ). Следовательно, если соответствующие выплаты ребенку еще не производятся, то приемный родитель должен предпринять меры, направленные на получение указанных выплат.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование детей (ст.60 СК РФ).

2. Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением

В случае наличия у ребенка права собственности на жилое помещение данное право сохраняется за ним при передаче его на воспитание в семью приемного родителя (ст.148 СК РФ). Также в указанном случае подлежит сохранению право на пользование жилым помещением, имеющимся у несовершеннолетнего ребенка.

При этом жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Следует иметь в виду, что в случае отсутствия у несовершеннолетнего права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением приемный родитель должен предпринять меры для постановки своего подопечного на учет с целью предоставления ему в последующем жилого помещения в порядке и на условиях, установленных ст.8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Право собственности на иное имущество

В соответствии с п.3 ст.60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Если перечисленные или иные имущественные права ребенка нарушаются, то их защита осуществляется в судебном порядке путем подачи соответствующего иска по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Вопрос 4. Обязательно ли подавать иск в суд на получение алиментов? Как это сделать?

В соответствии со ст.80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Таким образом, если у детей, оставшихся без попечения родителей, имеется в живых хотя бы один из родителей, то необходимо предпринять меры по взысканию с него алиментов в судебном порядке. Если родителей у несовершеннолетнего ребенка нет, но имеются другие родственники, совершеннолетние братья и сестры подопечного, его бабушки и дедушки, то в соответствии с главой 15 СК РФ необходимо предпринять меры по взысканию алиментов с них.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов между несовершеннолетним и лицом, обязанным к выплате алиментов, законный представитель подопечного обязан обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.

Алименты на несовершеннолетнего ребенка могут быть взысканы с его родителей как на основании искового заявления, так и на основании судебного приказа. Алименты в пользу несовершеннолетнего ребенка подлежат взысканию с иных членов семьи только в исковом порядке, т.к. размер алиментов в данном случае определяется в твердой денежной сумме. В каждом отдельном случае суд, исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимание интересов сторон, определяет данную твердую денежную сумму, подлежащую уплате ежемесячно (ст.98 СК РФ) и кратную величине (или доли от величины) прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст.117 СК РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту жительства плательщика. Вместе с тем для дел по взысканию алиментов установлена ст.29 ГПК РФ альтернативная подсудность, в соответствии с которой исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства получателя алиментов. При этом следует иметь в виду, что дела о взыскании алиментов, в том числе о выдаче судебного приказа, отнесены к подведомственности мировых судей (ст.23 ГПК РФ).

Вопрос 5. Имеет ли право подопечный ребенок вступать в наследство умерших родителей, лишенных родительских прав?

Согласно п.4 ст.71 СК РФ ребенок, родители которого (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Таким образом, если вступление в наследство не влечет неблагоприятных имущественных последствий для несовершеннолетнего (например, возложение на него дополнительной ответственности по долгам наследодателя и т.п.), то в случае смерти родителя, лишенного родительских прав, законный представитель подопечного должен обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя (ст.1153-1154 ГК РФ). Если же принятие наследства может привести к умалению имущества подопечного, то следует отказаться от принятия наследства, также обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу, получив предварительно разрешение органа опеки и попечительства на отказ от наследства (ст.37 ГК РФ).

Вопрос 6. Что должен делать приемный родитель при получении ребенком наследства?

В соответствии с п.3 ст.60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Вопрос 7. Какими жилищными льготами пользуются подопечные дети и воспитанники приемных детей?

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст.8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы граждан указанной категории, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

В качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут использоваться только индивидуальные жилые дома и квартиры. Включение в специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире законодательством не допускается.

Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям. Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Жилые помещения должны находиться в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, по возможности это должны быть новые жилые помещения, которые в полной мере будут отвечать требованиям благоустроенности.

Вопрос 8. Какие действия надо предпринять, чтобы ребенок был признан нуждающимся в получении жилья по достижении 18 лет?

В соответствии с п.3.1 письма Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договору найма специализированного жилого помещения жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются следующим категориям граждан:

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, или

2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:

- заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ), ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

- заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Документы, представляемые в орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, вместе с заявлением должны быть определены законом субъекта РФ в виде примерного перечня. В такой перечень рекомендуется включать документы, необходимые для определения нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении специализированного жилого помещения: выявления имеющегося жилого помещения и установления возможности или невозможности проживания в этом жилом помещении.

После интерната: как помогают детям-сиротам в самостоятельной жизни


- Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?

В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.

Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор. Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается. Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.

- Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.

- Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?

- Как вы работаете с ребятами?

- Наша общая задача – поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.

Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой два маленьких ребенка, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов. Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо. Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.

- В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.

Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.

- Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.

В настоящее время в городе их 54. Среди них – Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации. Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь. Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.

- Какие мероприятия проводите для выпускников?

- Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?

- Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие. Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната. После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.

Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.


АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Причины попадания детей в государственные учреждения изучались многими авторами (Л.Я.Олиференко, И.Ф.Дементьева, Т.И.Шульга, М.К. Бардышевская, В.И.Брутман и др.). По их мнению, дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, явление труднообъяснимое и неестественное для цивилизованного общества.

В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сиротами считаются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в категории детей-сирот.

В современной России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка Минздравмедпрома России; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства Образования РФ или Министерства социальной защиты населения РФ (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители - в спецшколах МО РФ.

Такими авторами, как Л.Л. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева отмечается, что сохраняющаяся межведомственная разобщенность негативно сказывается на создании единой системы предупреждения социального сиротства и создания единых критериев, которые позволяют отнести определенных детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи. А также это объясняется следующими причинами: резким увеличением количества детей, которые нуждаются в такой помощи; недостаточной профессиональной подготовкой специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству; отсутствием государственной семейной политики в России, что приводит не только к росту семейного неблагополучия, но и появлению все более разнообразных категорий детей, нуждающихся в помощи государства; отсутствием в муниципальных образованиях системы оказания помощи и поддержки детям и подросткам; отсутствием комплексного подхода к решению проблем детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи; необходимостью совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимостью власти на местном уровне привлекать к социальной работе существующие организации любого подчинения после их соответствующего перепрофилирования; необходимостью координации усилий всех заинтересованных ведомств по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Сложившаяся система диктует необходимость реформирования деятельности органов опеки и попечительства разной ведомственной подчиненности, внесения корректив в работу данных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности.

Главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений является деятельность по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости (каждый третий ребенок растет и воспитывается в неполноценной семье), снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т.д.

В современных условиях функции семьи разрушаются: во-первых, ребенок раньше уходит из семьи в ясли, сад, школу; во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи. Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен. Проблема заключается в том, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от возможности оказания им помощи. Существуют разработанные критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. К ним относят медицинский, психологический, педагогический, социально-педагогический, социальный, правовой. Оказывая разные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специалисты сталкиваются с трудностями социальной адаптации и реабилитации, которые наблюдаются как при помещении детей в государственные и частные учреждения, так и в замещающие семьи.

Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.

Необходимость активных действий по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложению усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, профилактике, выявлении, устройстве этой категории несовершеннолетних значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность нахождения таких детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры влекут за собой введение межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которая нуждается в помощи со стороны государства.

Научные исследования и практика показывают, что дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Наблюдаются серьезные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения.

Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу.

Слабое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.

Анализ условий жизни детей и подростков до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в детский дом. Специалисты детского дома чаще всего фиксируют достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывало негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям в их развитии.

Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.

Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно -контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы.

Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в детском доме, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остаются всегда два выбора: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернативы — быть открытым, активным, не безразличным к другим - детские дома практически своим воспитанникам не предлагают.

Таким образом, сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.

Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.,2008г.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.

Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.А.Реабилитация детей в приюте. М., 2008г.

Читайте также: