Привилегия противоположность чему либо

Обновлено: 05.07.2024

привилегия ж. 1) Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. 2) Преимущественное право на разработку, эксплуатацию. 3) Преимущество, льгота.

привилегия
ж.
privilege

привилегия См. исключение, право. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. привилегия преимущество, льгота, прерогатива; исключение, право; предпочтение, преимущественное право; вольность, проксения, экскуссия, бенефиций, октруа Словарь русских синонимов. привилегия преимущество, преимущественное право / государственного органа, должностного лица: прерогатива (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. привилегия сущ. • льгота Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. привилегия сущ., кол-во синонимов: 11 • бенефиций (5) • вольность (21) • льгота (13) • октруа (2) • право (57) • преимущественное право (3) • преимущество (25) • прерогатива (6) • проксения (1) • регалия (2) • экскуссия (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бенефиций, вольность, льгота, октруа, право, преимущественное право, преимущество, прерогатива, проксения, экскуссия

Привилегия — см. Патенты.

(лат., от privus - частный, и lex - закон, постановление). Исключительное право на что-либо, напр. право исключительного пользования каким-либо изобретением.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) официально признанное за кем-либо исключит. право на пользование сделанным им изобретением; 2) вообще всяк. рода преимущество.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

1) преимущество вообще; право, которого не имеют другие; 2) исключительное право изобретателя на пользование своим изобретением; установлено для поощрения изобретений.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

лат. privilegium , от privus , частный, и lex , закон.Право, данное изобретателю на изобретенный им способ производства, не допускающее ничьего совместничества в продолжении известного времени.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

привилегии, ж. [ лат. privilegium ] (книжн.). 1. Преимущество, исключительное право, предоставляемое кому-н. в отличие от других. Дворянские привилегии. 2. Преимущественное право на разработку, эксплуатацию чего-н. (экон.). 3. Вообще преимущество, льгота.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

бенефиций, вольность, льгота, октруа, право, преимущественное право, преимущество, прерогатива, проксения, экскуссия

злоупотреблять привилегиями — to abuse (misuse) privileges

иметь право на привилегии и иммунитеты — to be entitled to privileges and immunities

ограничивать привилегию — to abridge a privilege

отказываться от привилегии — to renounce (waive) a privilege

отменять привилегию — to waive a privilege

получать привилегии и иммунитеты — to be accorded (granted) privileges and immunities

пользоваться привилегиями — to enjoy the privileges

предоставлять привилегии и иммунитеты — to accord (extend, grant) privileges and immunities (to) ; confer privileges and immunities (on / upon)

закон о дипломатических привилегиях — law on diplomatic privileges

злоупотребление привилегиями — abuse of privileges

право на привилегии — franchising rights; (на привилегии и иммунитеты) right to privileges and immunitites

предоставление привилегий и иммунитетов — conferring of privileges and immunities (on / upon) ; granting of privileges and immunities (to)

дипломатические привилегии и иммунитеты — diplomatic privileges and immunities

- привилегия исполнительной власти
- привилегия обращения в суд
- конституционная привилегия
- личная привилегия
- наследственная привилегия
- парламентская привилегия
- судебная привилегия
Синонимы:

бенефиций, вольность, льгота, октруа, право, преимущественное право, преимущество, прерогатива, проксения, экскуссия

установленное (дарованное) главой государства (монархом, президентом) либо иным органом государственной власти, исключительное персонифицированное преимущественное право. П. предоставляются не отдельной социальной группе, а конкретному лицу (физическому или юридическому) либо нескольким лицам, не исчерпывающим данную социальную группу. Исторически П. возникли достаточно давно и предоставлялись в награду за персональные заслуги. Широко известны примеры, когда подданный получал право не снимать шляпу перед монархом либо мог сидеть в его присутствии. Каждая П. носила уникальный характер, предоставлялась конкретному лицу и могла переходить по наследству. В Российской Федерации П. применяются в финансовой, налоговой и таможенной сферах. Так, принят целый ряд федеральных законов, каждый и з которых представляет собой индивидуальный правовой акт, устанавливающий особый порядок материального пожизненного обеспечения членов семьи конкретного депутата Государственной Думы в связи с его кончиной. Примером налоговых и таможенных П. являются решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других государственных органов, направленные на освобождение отдельных юридических лиц, например, от уплаты акцизного сбора на ввозимую ими в Российскую Федерацию алкогольную и табачную продукцию. П. отличаются от льгот тем, что последние не носят персонифицированный характер, распространяются на отдельную социальную группу (в России, например, Жалованная грамота дворянству 1785, в современный период освобождение военнослужащих от уплаты подоходного налога и т.п.). Данные льготы являются неотъемлемым элементом правового статуса тех или иных социальных групп, компенсируют, например, обременения, вытекающие из статуса военнослужащего, либо могут быть оценены как форма особых взаимоотношений государства с данной социальной группой, обеспечивающая ее лояльность. Нельзя отнести к П. льготы, компенсирующие фактическое неравенство наименее защищенных социальных групп, вызванное отсутствием у них необходимых социальных, физических либо интеллектуальных качеств (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, беременные женщины и т.д.). П. отличаются также от иммунитета, который тоже не носит персонифицированный характер, а распространяется целиком на отдельные социальные группы. Так, например, в международном праве этот термин активно используется (дипломатические П.), однако речь в данном случае идет об иммунитете, т.е. о дополнительных гарантиях дипломатической деятельности (неприкосновенность личности, помещений, почты и т.п.). Г.В. Минх

бенефиций, вольность, льгота, октруа, право, преимущественное право, преимущество, прерогатива, проксения, экскуссия

Оборудование: компьютер, проектор, технологическая карта, словари.

I Организационный момент

Мы отлично учимся!

Все у нас получиться!

II Создание проблемной ситуауции.

Смотрим видео(понятие фразеологизма, значение трех фразеологизмов). Ребята, какой можно сделать вывод по поводу увиденного? (не все знают, что такое фразеологизм, их значение). А как вы думаете, почему некоторые ребята не ответили на вопросы (мало читают и т.д.) Вот сегодня мы с вами немного поиграем, чтобы не попадать в такие ситуации, как данные ребята.

Совместная постановка цели урока

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на данном уроке? (будем играть, обобщать, вспоминать и т. д.)

-А каким способом удачнее это сделать? (посоревноваться друг с другом)

Представление команд капитанами (название, девиз)

Итак, не будем бить баклуши,

Вы засучите рукава.

Задание приготовьтесь слушать,

Чтоб не шла кругом голова.

III Актуализация опорных знаний

Слайд 3 Лексика с точки зрения сферы употребления (давайте вспомним все эти понятия). Жаргоны, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова.

Ребята, вы заметили, что задание, которое вы выполняли я напечатала на компьютере. Без компьютера в наше время жизнь невозможна. А слышали ли вы понятие компьютерная жаргонная лексика? (да) Что вы можете сказать по этому поводу? (активно развивается) Вы видите перед собой слова книжной лексики жаргонизмов.( Слайд 6), укажите их соответствия:

Диск без информации-болванка

Помимо компьютерного сленга, жаргоны делятся на различные тематические группы:

-наименование людей по профессии. Назовите эти фразеологизмы(мент, училка, водила);

-наименование людей по родству(маманя, браток, предки, пахан, сеструха);

-состояния, оценка (клево, супер, классно, ништяк)

Вот сейчас внучок и бабуля покажут нам сценку. Итак, какие слова нам встретились в данной сценке (диалектизмы)Сейчас деалектные слова употребляются редко. Я думаю вы знаете куда заглянуть если нужно будет. (словарь).А какой пометой обозначаются диалектизмы( областное)

Давайте пофантазируем и определим профессии, которые скрыты в словах- профессионализмах:

Если употребляются слова:
а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, то это — . ;
б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, то это — . ;
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, то это — . ;
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, то это — . .

д) судья, кодекс, адвокат, обжалование, прокурор, свидетель, то это -…

е) крестьяне, воевода, реформа, феодализм, помещик, рабовладелец, то это –

ж) кларнет, романс, скрипка, нота, опера, то это-…

з) снаряд, десант, патрон, штаб, батальон, то это-…

Д л я с п р а в о к: шофер, машинист, моряк, строитель, юрист, историк,музыкант,военный.

Динамическая пауза (Слайд 7)

Ребята, в ногах правды нет, занимайте свои места. Скажите, что необычного было в нашей паузе? (зачитывала фразеологизмы)

-А что мы называем фразеологизмом? (Слайд 8)

-А вот вам лингвистическя задачка. Попробуйте ее решить.

Мальчик услышал, что пришедшая в гости пожилая женщина собаку съела в каком-то деле. Он испугался и спрятал от нее свою собачку.

Ребята, а я ведь не зря вспомнила собаку. Собака друг человека.

- Ребята, вы получили картинки животных и птиц, назовите фразеологизмы, в которых встречаются эти животные и птицы.

Бык: сказка про белого бычка, как красный цвет на быка, взять быка за рога

Белка: крутится, как белка в колесе

Воробей: стреляный воробей

Волк: волк в овечьей шкуре, и волки сыты, и овцы целы

Ворона: белая ворона

Гусь: гусь лапчатый, как с гуся вода, гусиные лапки

Гоголь: ходить гоголем

Белуга: реветь белугой

Заяц: ехать зайцем, за двумя зайцами погнаться

Змея: змея подколодная

Кот: купить кота в мешке, чёрная кошка пробежала, а Васька слушает да ест

Конь: конь не валялся, дарёному коню в зубы не смотрят, троянский конь

Крокодил: крокодильи слёзы

Курица: курам на смех, куры денег не клюют, мокрая курица, писать, как курица лапой

Медведь: медвежья услуга, медведь на ухо наступил

Лиса: лиса Патрикеевна

Мартышка: мартышкин труд, мартышка и очки

Собака: собачий холод, вот где собака зарыта, собаку съел

Петух: кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку

Свинья: подложить свинью, не метать бисер перед свиньями

Рыба: биться, как рыба об лёд, чувствовать себя, как рыба в воде

Червяк: заморить червячка

Слон: раздуть из мухи слона

Муха: какая муха укусила

- Найдите подходящие слова и впишите в таблицу (по вертикали)

  1. Человек, который тише воды, ниже травы.
  2. Чувствовать себя как рыба в воде.
  3. Повесить нос.
  4. Выходить из себя.
  5. Надуть губы.
  6. Задирать нос.
  7. Кривить душой.
  8. Падать духом.
  9. Спустя рукава.

Ответы: (1- скромный, 2- хорошо, 3 – грустить, 4-сердиться, 5 – обидеться,

6 – гордиться, 7 – обманывать, 8 – отчаяться, 9 – плохо).

Справились с заданием. Молодцы!

-А где еще встречаются фразеологизмы?( в тексте). Каждой команде раздается текст. (слайд с текстом на экране, слайд 14)

Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Коллективная работа.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что

ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют.

( По Э.А. Вартаньяну)

-А еще фразеологизмы бывают в загадках

Задание: отгадайте фразеологические загадки

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)
  2. Не цветы, вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают. (уши)
  3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле. (ветер)
  4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; она в голове у путаника, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. (каша)
  5. Его проглатывают, не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться. (язык)
  6. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Ее набирают в рот, когда молчат. Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.(вода)

Все ли наши цели выполнили мы?

Все ли у нас получилось?

Какой совет мы дадим ребятам, которые не ответили на вопросы в нашем видео?

На технологическую карту приклейте стикеры красные -понравился урок, синие не понравился урок.

image

Прежде чем мы начнём, я хочу прояснить одну вещь: эта статья вовсе не является исчерпывающей. Здесь не сказано о привилегиях всё, что только можно. Но она даст вам надёжную информационную базу. Концепцию привилегий не понять за один урок — это целое поле для изучения. Чтобы по-настоящему вникнуть в неё, мы должны продолжать читать, учиться и мыслить критически.

Определение термина

В целом мы можем определить привилегию как набор незаслуженных благ и преимуществ, присваиваемых людям, которые отвечают требованиям определённой социальной группы. Общество наделяет привилегиями людей в зависимости от определённых аспектов их идентичности, к которым можно отнести расу, класс, пол, сексуальную ориентацию, язык, географическое положение, физические возможности, религию и прочие.

Но такие обширные концепции есть нечто гораздо большее, нежели просто базовые определения. Многих подобное объяснение термина может лишь ещё больше озадачить вопросами, нежели ответить на них. Так что вот несколько важных моментов о привилегиях, которые следует знать каждой и каждому.

1. Привилегия — оборотная сторона угнетения

Часто угнетение заметить легче, чем привилегию. Определённо, куда сильней в глаза бросается притеснение, с которым вы лично сталкиваетесь, чем привилегии, которыми вы наделены, поскольку мы скорее обратим внимание на несправедливое обращение, чем на должное.

Так подумайте, в чём вас притесняют: чем вы обделены из-за того, как общество относится к аспектам вашей идентичности? Вы женщина? У вас ограничены возможности здоровья? Ваша сексуальная идентичность находится в квир-спектре? Возможно, вы бедны? Страдаете психическими заболеваниями или нетрудоспособны? Ваш цвет кожи не белый? Вы гендерно-неконформны? Всё вышеперечисленное может усложнять жизнь, потому что общество ущемляет в правах людей, которые относятся к этим социальным группам. Это и есть угнетение.

Но как насчёт людей, права которых общество охотно признаёт? Что насчёт людей, которых общество превозносит за наш счёт? Мы называем это привилегиями.

Привилегии есть не что иное, как противоположность угнетению.

2. Привилегии необходимо понимать в контексте общей системы власти

Общество подвержено влиянию самых разных систем власти: патриархата, превосходства белых, гетеросексизма, циссексизма, классовости и многих других. Все они взаимодействуют в одной гигантской системе, называемой кириархией.

Привилегированные группы обладают властью над угнетёнными. Привилегированные люди чаще занимают властные позиции — например, у них гораздо больше шансов доминировать на политической арене, они часто экономически обеспечены, имеют влияние на СМИ и занимают руководящие должности в компаниях. Привилегированные люди могут использовать свои позиции в интересах других — таких же привилегированных — людей, как они.

image

В патриархальном обществе женщины не имеют институциональной власти (по крайней мере, не на основе своего пола). В обществе превосходства белых люди с кожей другого цвета лишены власти из-за своей расы. И так далее. Это важно помнить, потому что привилегия не работает в обе стороны. Не существует женской привилегии, потому что у женщин нет институциональной власти. Как не существует привилегий чёрных, транспривилегий или привилегии бедных — потому что эти группы не имеют власти.

Это важный момент, о котором не следует забывать, так как люди часто рассматривают вопрос о привилегиях, обращая своё внимание на частные случаи, а не на систему в целом. Хотя индивидуальный опыт важен, мы должны попытаться понять привилегию с точки зрения систем и социальных моделей. Мы рассматриваем правило, а не исключения из правила.

3. Привилегии и притеснения могут взаимодействовать, но не отменять друг друга

Я воспринимаю мою квир-идентичность по отношению к своей женственности. Эти аспекты своей личности я понимаю относительно своего опыта как психически нездорового человека, как белой, как южноафриканки, как трудоспособной и цисгендерной личности.

Все аспекты нашей идентичности — независимо от того, притесняются они обществом или превозносятся, — взаимодействуют друг с другом. Мы живём в совокупной единовременной идентичности, а не проживаем каждую её сторону по отдельности. Взаимодействие между различными аспектами нашей идентичности часто называют пересечением (интерсекциональностью).

image

Источник иллюстрации

Аспекты наших личностей, которые являются привилегированными, также влияют на те, которые подвергаются угнетению. Да, привилегия и угнетение пересекаются — но они не отрицают друг друга.

Часто люди считают, что у них нет никаких привилегий, потому что они подвергаются угнетению. Распространена идея о том, что бедные белые люди лишены привилегий белых, потому что они бедны. Но это не так. К примеру, бедность никак не отменяет того, что, будучи белым, вы с меньшей вероятностью станете жертвой полицейского беспредела в большинстве стран мира. Бедность — угнетённое положение, да, но это не отменяет того факта, что вы по-прежнему пользуетесь привилегиями белых.

Как говорит Феникс Кэлида:

Возьмём для примера людей бедных и белых. Поскольку вы белый, вам доступны ресурсы, которые могут помочь вам выжить. Вы, скорее всего, пользуетесь поддержкой сравнительно обеспеченных людей. Вы можете использовать свои связи, чтобы найти работу. И на собеседование вы наверняка попадёте к такому же белому, так как белые люди чаще занимают руководящие должности. А люди одной с вами расы, имеющие власть, если и будут предвзяты, то скорее всего в вашу пользу. В то же время темнокожий бедный человек не будет иметь такого преимущества, во власти вряд ли окажутся люди одной с ним расы, и он, скорее всего, пострадает от предрассудков.

Итак, ещё раз: быть белым и бедным тяжело, но быть чернокожим бедным сложнее.

4. Привилегия — это то, что должно быть у всех

5. Привилегия не значит, что вы не прилагали усилий

Люди часто уходят в оборону, когда кто-то указывает им на их привилегии. И я прекрасно понимаю почему. Прежде чем я полностью поняла эту концепцию, я поступала так же.

Многие люди думают, что имей они привилегии, у них была бы не жизнь, а сахар. Именно поэтому они чувствуют себя лично оскорблёнными, когда им говорят об их привилегиях. Им кажется, будто им заявляют, что они недостаточно усердно работали и вообще жили припеваючи безо всяких забот. Но привилегии заключаются не в этом. Вы можете быть привилегированным и жить при этом очень непросто. Привилегия не означает, что ваша жизнь легка, — это значит только то, что она легче, чем у других.

Я наткнулась на вот эту блестящую аналогию, где сравнивается привилегия белых людей и поездка на велосипеде по городу, полному автомобилей, и это подтолкнуло меня продолжить аналогию привилегий.

image

Источник иллюстрации

Скажем, вы с подругой решили поехать кататься на велосипеде. Вы уговорились проехать одинаковое расстояние, но по разным маршрутам. Ваш маршрут оказался немного ухабистым. Чаще всего вам попадаются спуски. Очень жарко, но ветер всё время дует в спину. В конце концов, вы добрались до нужного места, но при этом сгорели, у вас болят ноги, вы запыхались и словили судорогу.

Когда вы, в конце концов, встречаетесь с подругой, она рассказывает, что её поездка была ужасной. Дорога тоже была ухабистой и всё время шла под уклон. Она обгорела ещё больше, чем вы, потому что у неё не было никакого солнцезащитного средства. В какой-то момент её сбил сильный порыв ветра, и она повредила ногу. Вода у неё закончилась на полпути. Услышав о вашей поездке, она отмечает, что вам пришлось намного легче.

Значит ли это, что вы не выложились на полную? Значит ли это, что вы не столкнулись с препятствиями? Значит ли это, что вы не приложили все усилия? Нет. Это просто значит, что вы не столкнулись с теми трудностями, с которыми пришлось столкнуться ей.

Привилегия не означает, что ваша жизнь проста или что вы недостаточно усердно работаете. Это просто означает, что вам несколько легче, чем другим. Это означает, что тем, у кого нет ваших привилегий, жить намного труднее.

И что теперь?

Часто люди думают, что феминистки и борцы за социальную справедливость указывают людям на их привилегии, чтобы заставить их чувствовать себя виноватыми. Это совсем не так! Мы не хотим заставить вас чувствовать себя виноватыми. Мы хотим, чтобы вы присоединились к нам в борьбе с системой, которая превозносит одних людей и угнетает других.

Так что же вы можете сделать как человек, обладающий привилегиями? Осознание привилегий — это начало, и вы уже сделали первый шаг! Отлично! В Интернете ещё много информации, поэтому я рекомендую вам сперва побольше узнать о понятиях угнетения и привилегий, чтобы расширить своё представление о них. Начать можно со ссылок, приведённых в этой статье.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

3. В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого,

но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.

5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение

б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность

изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие

временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.

6. В каждом представленном предложении допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

4. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф.

3. Планктон – армада загадок.

4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков.

5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?


а) аутентичный - действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.

г) привилегия - первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?


а) деликатный — тактичный
б) синхронный - пропорциональный
в) работать - корпеть
г) утверждать-ратифицировать

3. В каком предложении не используется фразеологизм?


а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.

5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

6. В каждом из представленных предложениях допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.

2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.

3 . В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.

7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

2. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина.

2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума.

3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд.

4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.

5. Планктон – армада загадок.

1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в ) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею

5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.

б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.

6. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.

2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.

3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

Приняли – принять решение

Принесли – принести славу

3. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.

Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо,

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф/память о себе/.

3. Планктон – армада загадок ./множество/

4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков./ проблема/

5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь ./набором/

7. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный - действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.

г) привилегия - первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.

8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б ) синхронный - пропорциональный
в) работать - корпеть
г) утверждать-ратифицировать

9. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

10. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.

11. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

12. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.

1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.

2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.

3. В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.

Взгляд – бросить взгляд

2. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.

Совершать – совершать поступки

Косяк – косяк рыб, стая птиц.

8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина ./колонна/

2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума/чемпионата/.

3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд ./четвёрка/

4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо./свою точку зрения/

5. Планктон – армада загадок. /множество/

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: