Привилегии дексланд анархия и что они дают

Обновлено: 25.06.2024

Александр Вендт – это довольно известный в узких кругах современный немецкий политолог (рисунок 1).

Рисунок 1. Александр Вендт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Александр Вендт считается одним из главных исследователей социального конструктивизма в сфере международных отношений. В настоящее время он ведет работу над двумя крупными проектами:

  • исследования возможных последствий квантовой механики для социальной науки;
  • аргументы в пользу неизбежности мирового государства.

Одной из наиболее известных и широко цитируемые работ Александра Вендта на сегодняшний день считается социальная теория международной политики. В основе своей она не только опирается, но и выходит за рамки его статьи об анархии. Рассмотрим взгляды Александра Вендта на международную анархию более подробно.

Конструктивизм как основа учения Вендта об анархии

Александр Вендт является ярым приверженцем конструктивизма. На сегодняшний день конструктивизм выступает в роли доминирующего в теории международных отношений. Многие его сторонники практикуют позитивные исследования и в значительной степени разграничивают идеологические ориентации, характерные для либерализма и реализма.

Изначально для конструктивистского движения было характерно доминирование критического заряда в отношении либерализма и реализма. С конца 1970-х гг. благодаря усилиям теоретиков постструктурализма и постмодернизма казавшееся ранее уже устоявшимся понятие международной анархии подверглось острой критике. Центральная роль в этой критике отводилась утверждению о том, что международная анархия отнюдь не является объективной реальностью. Напротив, она конструируется реалистами для удобства защиты национальной безопасности и близких им ценностей власти.

Готовые работы на аналогичную тему

  • либералы связывали интересы участников международных отношений с либеральной модернизацией политических и экономических институтов;
  • реалисты определяли интересы участников международных отношений как борьбу за власть;
  • конструктивисты не настаивали на твердом знании интересов участников международных отношений и считали, что интересы и сама реальность международных отношений обусловлена, прежде всего, постоянно меняющимся социально-культурным контекстом.

Сторонники конструктивизма защищали идеалистическую картину мира, а потому в международной системе они видели систему идей, норм и институтов, а не анархию и вызванную ею борьбу за материальные ресурсы.

Александр Вендт в своих трудах выделил два ключевых принципа, лежащих в основе конструктивизма:

  • интересы и идентичность целенаправленных субъектов не даются природой, а строятся на основе общности идей;
  • структура человеческих ассоциаций определяется не материальными силами, а общими идеями.

Статья Александра Вендта о международной анархии

В отличии от представителей других школ Александр Вендт придерживался позиции, что анархия есть неотъемлемая часть международной системы, без которой та попросту не может существовать. В то же время он предлагал рассматривать ее как своего рода конструкцию национальных государств в мировой системе. Центральная роль при этом отводилась конструктивизму.

В основе конструктивистской мысли лежала идея о том, что многие ключевые аспекты международных отношений по природе своей являются не внутренними, а социально сконструированными. Это значит, что благодаря текущим процессам социальной практики и взаимодействия им придается определенная форма, предопределяющая их специфику и особенности.

Александр Вендт в своей статье говорил о том, что ни причинно, ни логически политика самопомощи не вытекает из анархии. Современное мировое сообщество оказывается запертым в мире самопомощи. Все это связано не со структурой международных отношений, а с самим процессом их построения и реализации. Как таковая логика анархии отсутствует. Существуют лишь практики, создающие и воплощающие одну структуру интересов и идентичностей, а не другую. У структуры нет никаких причинных сил за исключением процесса, а политика власти и самопомощь не являются основными чертами анархии, а служат лишь ее институтами. В итоге международная анархия является лишь тем, что из нее делают государства.

В целом можно говорить о том, что Александр Вендт признавал, что международная анархия представляет собой ту среду, в которой, так или иначе, находятся все государства. Однако он смещал акцент в сторону подчеркивания социального характера международных отношений.

Анархия - мать порядка. Пьер Жозеф Прудон.


Изречение о том, что анархия – мать порядка, приписывают теоретику революции и анархизма Пьеру Жозефу Прудону. Хотя анархия уже давно считается идеологической системой, которую невозможно реализовать, на протяжении всей истории люди постоянно пытаются построить анархическое сообщество. Ведь постулаты анархизма так заманчивы: человек может нормально жить и развиваться только в системе, которая не основана на государственной власти. В нашем обзоре речь пойдёт о попытках людей построить анархическое общество.

1. Революционная Каталония

Революционная Каталония: анархия длиной в 2 года.

В результате испанского переворота в июле 1936 года, когда фашисты пытались получить контроль над Испанией, анархистская партия в Каталонии под названием CNT-FAI или Федерация анархистов Иберии (ультраправое крыло Национальной конфедерации труда) возглавила народное восстание путем организации ополченцев против Националистических сил.

В целом, силы этих ополченцев состояли из 18 000 работников (в том числе Джорджа Оруэлла, который воевал за каталонцев). Они сумели победить националистические силы и добиться независимости Каталонии. Хотя организацию подвергли впоследствии критике за присоединение к национальному правительству, она сделала многое, чтобы увеличить шансы на победу в войне против диктатуры в Испании.

CNT-FAI также сумела добиться ряда реформ, а именно коллективизации земли и ресурсов. Правительство также смогло поощрить добровольную коллективизацию. Заводы были "конфискованы и контролировались комитетами выборных работников". В конце концов, анархическое правительство пало в 1938 году.

2. Парижская коммуна

Парижская коммуна - первый в истории пример власти рабочих.

Парижская Коммуна возникла в 1871 году в качестве реакции на франко-прусскую войну и часто считается первым примером захвата власти рабочим классом. Национальную гвардию Парижа, которая была отрезана от армии, поддержали горожане, а также были проведены свободные выборы , чтобы определить , кто будет управлять городом. Коммуна реализовала некоторые анархистские политики, такие как превращение предприятий в рабочие кооперативы. 8 мая правительство Франции, наконец, победило коммуну и восстановило свою власть над городом.

3. Вольная территория

Вольная территория - анархия Нестора Махно.

С 1918 по 1921 год Вольная территория была анархистским государством, созданным в Украине Нестором Махно. Вольная территория считается одним из немногих государств, основанных исключительно на анархистской идеологии, чему явно соответствует его флаг, на котором было написано "Смерть всем, кто стоит на пути обретения свободы трудящимися".

С армией в 100 000 человек Махно захватил юго-восточную часть Украины, где проживало 7 миллионов человек. Его анархистское общество было структурировано путем создания рабочих и крестьянских Советов, члены которых голосовали по важным вопросам. Махно также выступал против централизованного правительства любого рода. В конце концов, Красная Армия вторглась на Вольную территорию и смогла победить армию Махно в 1921 г.

4. Свободный город Христиания

Свободный город Христиания - современная анархическая община.

Созданный в 1971 году свободный город Христиания является одним из немногих анархистских сообществ, которое активно по сей день. Также примечательно то, что оно сумело остаться автономным на протяжении более 40 лет. Город был основан поселенцами-хиппи в датском Копенгагене в заброшенных военных казармах. Вскоре хиппи объявили Христианию свободным городом, жители которого не обязаны платить налоги и могут открыто продавать-покупать марихуану.

В общине запрещена частная собственность (к примеру, жители автономии не могут владеть личными автомобилями). В то же время в анархическом сообществе есть ряд законов, призванных исключить насилие и преступления. В 2012 году правительство согласилось продать общине занимаемую ей землю.

5. Коммуна Твин Оукс

Коммуна Твин Оукс.

В 1967 году небольшая группа коммунитаристов решила построить общество, основанное на ценностях эгалитаризма и устойчивости окружающей среды. Основанное на 160 гектарах акров земли в штате Вирджиния сообщество живет за счет садоводства и сельского хозяйства, а также производства гамаков, которые затем идут на продажу. Все велосипеды, автомобили, компьютеры и рекреационные объекты, приобретенные общиной, принадлежат не кому-то определенному, а всей общине и доступны для общего пользования.

6. Коммуна Странджа

Болгарская коммуна Странджа.

Коммуна Странджа в Болгарии была анархистским обществом, которое было провозглашено 18 августа 1903 года Михаилом Герджиковым, командиром Внутренней Македонско-Одринской Революционной Организации. Армии Герджикова, которая насчитывала всего 2 000 человек, удалось установить временное правительство в горах Странджа после противостояния с турецкой оппозицией, насчитывающей 10 500 солдат.

В коммуне, была создана коммунитарная система, где ресурсы распределялись равномерно в соответствии с необходимостью. Недолговечная коммуна была побеждена османскими войсками всего один месяц спустя, 8 сентября 1903 года.

7. Автономная область Шинмин

Автономная область Шинмин.

В 1924 году корейская коммунистическая федерация анархистов (KACF) начала способствовать активному созданию анархистских профсоюзов и развитию антиимпериалистических настроений в Китае. Пять лет спустя, KACF объявила провинцию Шинмин независимой от Китая и сразу же попыталась создать децентрализованную форму контроля в пределах этого района. Как и в других анархистских обществах, KACF создала свободную ассоциацию местных советов в областях, районах и селах. Хотя эти советы принимали независимые решения относительно своих территорий, они сотрудничали друг с другом по важным вопросам, таким как сельское хозяйство, финансы и образование. Однако из - за попыток императорской Японии завоевать регион, автономия области была отменена в 1931 году.

8. Сирийский Курдистан

Автономная область Сирийский Курдистан.

Хотя технически это не анархистское общество, Сирийский Курдистан (ака Федерации Северной Сирии) является де-факто автономной зоной, которая имеет право на самоуправление, независимо от официального сирийского правительства. Хотя официальная политическая система Сирийского Курдистана, который объявил автономию в ноябре 2013 г., описывается как либертарианский социализм, государство также находится под влиянием анархистских принципов.

Сирийский Курдистан перенял свои идеалы от вермонтского философа Мюррея Букчина, который утверждал, что в идеале национальное государство должно принимать форму "либертарного муниципализма". По сути, это обозначает собрания людей, которые голосуют при необходимости решения каких-либо проблем на местном уровне.

9. Зомия

Зомия - государство, придуманное Виллемом ван Шенделем.

Простирающаяся от вьетнамской горной местности до Тибетского плато в Афганистане, Зомия представляет собой географический регион с населением в 100 миллионов человек, чье название было придумано нидерландским исследователем Виллемом ван Шенделем в 2002 году. Зомия рассматривается некоторыми политологами, как пример отказа от современного государства и действующего анархистского общества. В данном регионе мира такие государства, как Китай и Вьетнам, не имеют контроля над этими "труднодоступными" районами, вследствие чего, они в значительной степени находятся на самоуправлении.

10. Бир Тавиль

Спорная территория Бир Тавиль.

Хотя технически это не государство и не общество, Бир Тавиль является одним из немногих районов мира, на который не претендует ни одно государство. Следовательно, это непринадлежащая никому территория, без законов и без правительства. Эта аномалия случилась, когда англичане подписали соглашение с египтянами о том, что новая британская колония Судан будет иметь границу с Египтом вдоль 22-й параллели. При этом, в 1902 году Британия провела новую "административную границу", согласно которой Бир-Тавиль (площадь которого составляет 2060 км²), остался спорной территорией. Возможно , это место было бы идеальным для анархистов, которые могли бы попытаться реализовать свои идеи без необходимости провоцировать законное правительство.

Социалистическая идея оказалась более жизнеспособной, чем идеи анархистов. Во всяком случае самое большое в мире социалистическое государство занимало 1\6 часть суши и просуществовало 70 лет. В одном из наших обзоров мы 34 агитационных плаката, по которым можно узнать историю СССР .



Анархия бессмертна. Это становится понятно, как только в мире происходят большие потрясения. Ещё Нестор Махно сказал, что можно расстрелять всех анархистов, но уничтожить анархию невозможно. Идеология отрицания власти, идущей сверху, и борьбы за освобождение человека от любых форм угнетения всегда найдёт отклик в сердцах и умах.

Призрак бродит…

И уже не удивляет, что именно на самых низких уровнях дела никогда не расходились со словами, там люди находили реальную помощь и поддержку. А чем выше был властный уровень, вне зависимости от того, в какой стране, тем, как правило, бездарнее и прямолинейнее были и решения, и конкретные действия. Оставим тут за скобками Китай с его уникальной законопослушностью масс и пока сомнительными результатами схватки с COVID-19.


А заодно с этим и для понимания того, что даже в самом упрощённом представлении анархизм вовсе не предполагает полного отрицания всякой власти. Речь идёт прежде всего о приоритете власти низшего уровня перед властью высшей, которой делегируются только наиболее важные функции, те, которые не делегировать наверх просто невозможно.

Из энциклопедического определения идеологии анархизма, в основу которого легли идеи П. А. Кропоткина, следует:

Большинство кризисов начала третьего тысячелетия почти неизменно вело к скачку популярности левых идей, в первую очередь марксистских. Однако массовые волнения, которые сегодня охватили как старый континент, так и его заморские филиалы, не носят явных признаков классовой борьбы. И это несмотря на то, что бедные вроде бы в очередной раз готовы противостоять богатым.

Мало власти много не бывает

На фоне самой настоящей трагедии на севере Италии страшных потерь сумели избежать и в крохотном Сан-Марино, который находился почти в эпицентре коронавирусного кризиса. Негативное исключение в виде княжества Монако связано в первую очередь с тем, что там не было, да и по-прежнему нет, никакой реальной возможности закрыть границы.

Впрочем, с пеной после карантина на поверхность всплыло и всё не самое лучшее тоже. Чего стоят хотя бы все эти пляски вокруг гроба отпетого уголовника с поджиганием пары дюжин американских штатов. Или же массовая скупка оружия в тихой, лояльной и толерантной до помутнения мозгов Калифорнии. А ведь это тоже призрак анархизма, доведённого до абсолюта, когда уже ничего нет превыше отдельной личности. Даже не семьи — личности!


У истоков анархизма

Кстати, последний от идей анархизма вообще-то открещивался, склоняясь скорее к победившему в Поднебесной маоизму, но на практике реализовал как раз идеи глобальной анархии вплоть до пресловутого экспорта революции. Зато многих сейчас весьма привлекает незамысловатое разъяснение основ анархии, где, простите за повтор, чем ниже уровень власти, тем выше уровень её компетенции.

Повторим: практическая анархия — это когда наверх передаётся только то, что невозможно туда не передать. Неслучайно листовки с кратким курсом анархиста, а не бомбиста-террориста, на нынешних демонстрациях и массовых акциях востребованы как никогда. Вынуждены снова повторяться, но в России до сих пор не забыт привычный образ анархиста.


Образ разнузданного городского морфиниста или же спившегося матроса не то с линкора, не то с тихоходной баржи, созданный советским кинематографом и разошедшийся по миру. Агитируя за безвластие, а точнее, за приоритет власти низов, настоящие анархисты по части дисциплины и организованности могли дать сто очков вперёд любому политическому сопернику.

Напомним в завершение два характерных эпизода. Когда в феврале 1921 года в подмосковном Дмитрове умер князь Кропоткин, признанный лидер не только русского, но и мирового анархизма, большевики решили сделать широкий жест. Они выпустили из тюрем на похороны всех известных анархистов, которые были готовы нести на руках гроб с телом Петра Алексеевича до самой Москвы.


С Кропоткиным прощались в течение двух дней: прибыли сотни делегаций от заводов, фабрик и учреждений Москвы, пришли тысячи простых людей. Около гроба в почётном карауле стояли и анархисты, в том числе и арестанты, которые после похорон на Новодевичьем кладбище все до единого организованно вернулись в камеры.

Этого уроженца арагонского Леона, каталонского металлиста, западные историки называют просто бандитом, но именно он вместе со своими соратниками бок о бок с интербригадовцами геройски сражался за Мадрид. Дурутти пал от пули предателя в 1936 году, когда до поражения республики было ещё очень далеко.


А собственно, хорошая кухарка – это, по сути, тот самый эффективный менеджер, наверняка получше тех, которых нам в России вот уже многие годы усиленно насаждают в управление. И государством, и всем, чем только можно и нельзя. Как лучшие идеи анархизма сработали в наши дни, судить пока трудно: пропаганда эту тему явно игнорирует. Но то, что они снова востребованы, — факт, кажется, уже бесспорный.

image

Прежде чем мы начнём, я хочу прояснить одну вещь: эта статья вовсе не является исчерпывающей. Здесь не сказано о привилегиях всё, что только можно. Но она даст вам надёжную информационную базу. Концепцию привилегий не понять за один урок — это целое поле для изучения. Чтобы по-настоящему вникнуть в неё, мы должны продолжать читать, учиться и мыслить критически.

Определение термина

В целом мы можем определить привилегию как набор незаслуженных благ и преимуществ, присваиваемых людям, которые отвечают требованиям определённой социальной группы. Общество наделяет привилегиями людей в зависимости от определённых аспектов их идентичности, к которым можно отнести расу, класс, пол, сексуальную ориентацию, язык, географическое положение, физические возможности, религию и прочие.

Но такие обширные концепции есть нечто гораздо большее, нежели просто базовые определения. Многих подобное объяснение термина может лишь ещё больше озадачить вопросами, нежели ответить на них. Так что вот несколько важных моментов о привилегиях, которые следует знать каждой и каждому.

1. Привилегия — оборотная сторона угнетения

Часто угнетение заметить легче, чем привилегию. Определённо, куда сильней в глаза бросается притеснение, с которым вы лично сталкиваетесь, чем привилегии, которыми вы наделены, поскольку мы скорее обратим внимание на несправедливое обращение, чем на должное.

Так подумайте, в чём вас притесняют: чем вы обделены из-за того, как общество относится к аспектам вашей идентичности? Вы женщина? У вас ограничены возможности здоровья? Ваша сексуальная идентичность находится в квир-спектре? Возможно, вы бедны? Страдаете психическими заболеваниями или нетрудоспособны? Ваш цвет кожи не белый? Вы гендерно-неконформны? Всё вышеперечисленное может усложнять жизнь, потому что общество ущемляет в правах людей, которые относятся к этим социальным группам. Это и есть угнетение.

Но как насчёт людей, права которых общество охотно признаёт? Что насчёт людей, которых общество превозносит за наш счёт? Мы называем это привилегиями.

Привилегии есть не что иное, как противоположность угнетению.

2. Привилегии необходимо понимать в контексте общей системы власти

Общество подвержено влиянию самых разных систем власти: патриархата, превосходства белых, гетеросексизма, циссексизма, классовости и многих других. Все они взаимодействуют в одной гигантской системе, называемой кириархией.

Привилегированные группы обладают властью над угнетёнными. Привилегированные люди чаще занимают властные позиции — например, у них гораздо больше шансов доминировать на политической арене, они часто экономически обеспечены, имеют влияние на СМИ и занимают руководящие должности в компаниях. Привилегированные люди могут использовать свои позиции в интересах других — таких же привилегированных — людей, как они.

image

В патриархальном обществе женщины не имеют институциональной власти (по крайней мере, не на основе своего пола). В обществе превосходства белых люди с кожей другого цвета лишены власти из-за своей расы. И так далее. Это важно помнить, потому что привилегия не работает в обе стороны. Не существует женской привилегии, потому что у женщин нет институциональной власти. Как не существует привилегий чёрных, транспривилегий или привилегии бедных — потому что эти группы не имеют власти.

Это важный момент, о котором не следует забывать, так как люди часто рассматривают вопрос о привилегиях, обращая своё внимание на частные случаи, а не на систему в целом. Хотя индивидуальный опыт важен, мы должны попытаться понять привилегию с точки зрения систем и социальных моделей. Мы рассматриваем правило, а не исключения из правила.

3. Привилегии и притеснения могут взаимодействовать, но не отменять друг друга

Я воспринимаю мою квир-идентичность по отношению к своей женственности. Эти аспекты своей личности я понимаю относительно своего опыта как психически нездорового человека, как белой, как южноафриканки, как трудоспособной и цисгендерной личности.

Все аспекты нашей идентичности — независимо от того, притесняются они обществом или превозносятся, — взаимодействуют друг с другом. Мы живём в совокупной единовременной идентичности, а не проживаем каждую её сторону по отдельности. Взаимодействие между различными аспектами нашей идентичности часто называют пересечением (интерсекциональностью).

image

Источник иллюстрации

Аспекты наших личностей, которые являются привилегированными, также влияют на те, которые подвергаются угнетению. Да, привилегия и угнетение пересекаются — но они не отрицают друг друга.

Часто люди считают, что у них нет никаких привилегий, потому что они подвергаются угнетению. Распространена идея о том, что бедные белые люди лишены привилегий белых, потому что они бедны. Но это не так. К примеру, бедность никак не отменяет того, что, будучи белым, вы с меньшей вероятностью станете жертвой полицейского беспредела в большинстве стран мира. Бедность — угнетённое положение, да, но это не отменяет того факта, что вы по-прежнему пользуетесь привилегиями белых.

Как говорит Феникс Кэлида:

Возьмём для примера людей бедных и белых. Поскольку вы белый, вам доступны ресурсы, которые могут помочь вам выжить. Вы, скорее всего, пользуетесь поддержкой сравнительно обеспеченных людей. Вы можете использовать свои связи, чтобы найти работу. И на собеседование вы наверняка попадёте к такому же белому, так как белые люди чаще занимают руководящие должности. А люди одной с вами расы, имеющие власть, если и будут предвзяты, то скорее всего в вашу пользу. В то же время темнокожий бедный человек не будет иметь такого преимущества, во власти вряд ли окажутся люди одной с ним расы, и он, скорее всего, пострадает от предрассудков.

Итак, ещё раз: быть белым и бедным тяжело, но быть чернокожим бедным сложнее.

4. Привилегия — это то, что должно быть у всех

5. Привилегия не значит, что вы не прилагали усилий

Люди часто уходят в оборону, когда кто-то указывает им на их привилегии. И я прекрасно понимаю почему. Прежде чем я полностью поняла эту концепцию, я поступала так же.

Многие люди думают, что имей они привилегии, у них была бы не жизнь, а сахар. Именно поэтому они чувствуют себя лично оскорблёнными, когда им говорят об их привилегиях. Им кажется, будто им заявляют, что они недостаточно усердно работали и вообще жили припеваючи безо всяких забот. Но привилегии заключаются не в этом. Вы можете быть привилегированным и жить при этом очень непросто. Привилегия не означает, что ваша жизнь легка, — это значит только то, что она легче, чем у других.

Я наткнулась на вот эту блестящую аналогию, где сравнивается привилегия белых людей и поездка на велосипеде по городу, полному автомобилей, и это подтолкнуло меня продолжить аналогию привилегий.

image

Источник иллюстрации

Скажем, вы с подругой решили поехать кататься на велосипеде. Вы уговорились проехать одинаковое расстояние, но по разным маршрутам. Ваш маршрут оказался немного ухабистым. Чаще всего вам попадаются спуски. Очень жарко, но ветер всё время дует в спину. В конце концов, вы добрались до нужного места, но при этом сгорели, у вас болят ноги, вы запыхались и словили судорогу.

Когда вы, в конце концов, встречаетесь с подругой, она рассказывает, что её поездка была ужасной. Дорога тоже была ухабистой и всё время шла под уклон. Она обгорела ещё больше, чем вы, потому что у неё не было никакого солнцезащитного средства. В какой-то момент её сбил сильный порыв ветра, и она повредила ногу. Вода у неё закончилась на полпути. Услышав о вашей поездке, она отмечает, что вам пришлось намного легче.

Значит ли это, что вы не выложились на полную? Значит ли это, что вы не столкнулись с препятствиями? Значит ли это, что вы не приложили все усилия? Нет. Это просто значит, что вы не столкнулись с теми трудностями, с которыми пришлось столкнуться ей.

Привилегия не означает, что ваша жизнь проста или что вы недостаточно усердно работаете. Это просто означает, что вам несколько легче, чем другим. Это означает, что тем, у кого нет ваших привилегий, жить намного труднее.

И что теперь?

Часто люди думают, что феминистки и борцы за социальную справедливость указывают людям на их привилегии, чтобы заставить их чувствовать себя виноватыми. Это совсем не так! Мы не хотим заставить вас чувствовать себя виноватыми. Мы хотим, чтобы вы присоединились к нам в борьбе с системой, которая превозносит одних людей и угнетает других.

Так что же вы можете сделать как человек, обладающий привилегиями? Осознание привилегий — это начало, и вы уже сделали первый шаг! Отлично! В Интернете ещё много информации, поэтому я рекомендую вам сперва побольше узнать о понятиях угнетения и привилегий, чтобы расширить своё представление о них. Начать можно со ссылок, приведённых в этой статье.

Читайте также: