Принцип равенства гражданства независимо от оснований его приобретения означает что

Обновлено: 30.06.2024

Заметим, что отказ федерального законодателя от сохранения республиканского гражданства не противоречит Конституции. Это способствует более полному обеспечению равенства прав и свобод граждан и равноправия субъектов Федерации, упрочению государственной целостности Российской Федерации. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающим из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой – равного гражданства.

Принциправногогражданства означает, во-первых, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям; во-вторых, что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-либо группы или разряды, порождающие различные права или обязанности. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Также гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу. В то же время Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, и определяет случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается. Предусмотренные законом ограничения права изменить гражданство соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая такое ограничение допускает только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.




Принцип недопустимости выдачи граждан РФ другому государству или высылки за пределы России. Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации и выдачи другому государству(ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Запрещение высылки граждан РФ не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Российская Конституция никаких исключений по вопросу выдачи своих граждан не предусматривает. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.

Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии, Литовской республике, Латвийской республике, Республике Молдова, Республике Кыргызстан и др.

Принцип защиты и покровительства граждан РФ за границей. На проблему соотечественников в России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов ХХ века. Российская диаспора в различных странах мира формировалась в основном в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю. В 90-х годах численность российских соотечественников за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих странах они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в го­сударствах – бывших республиках СССР, имеет ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время – в командировки, по контрактам, по частным делам и т. п.

Защита прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется, прежде всего, дипло­матическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международ­ными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. Для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федерации приняты следующие акты:

– Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г., № 5904.

При Государственной Думе Федерального Собрания РФ образован Совет соотечественников5, который является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях:

– если такую возможность предусматривает федеральный закон;

– если это предусмотрено международным договором Российской Феде­рации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих госу­дарств. Двойное гражданство – продукт взаимодействия двух государств. Оно возможно, если, во-первых, оба они в принципе допускают его уста­новление и если, во-вторых, договариваются о конкретном содержании прав бипатридов (лиц с двойным гражданством). Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.)1 и Договор с республикой Таджикистан об урегулирова­нии двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)2.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

К принципам гражданства РФ также относятся:

– сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака;

– сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей;

– приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

Принцип равенства: богатые и бедные, русскоязычные и нет — все равны в глазах закона


Данный принцип гражданства РФ заключается в том, что россияне не могут быть ограничены в правах в связи с социальным положением, расой, национальностью, языком или религиозной принадлежностью.

Это означает, что у всех граждан РФ — равные права и не может быть издано никаких законов или иных нормативных актов, которые бы ущемляли эти права по указанным выше признакам.

Принцип единого гражданства РФ: способ приобретения паспорта не играет роли

Во-первых, независимо от того, получил человек гражданство по рождению или же приобрел его, пройдя процедуру оформления российского паспорта — в глазах закона такие граждане должны быть равны. Во-вторых, гражданство России едино на всей территории страны — во всех городах, регионах, республиках.

О гарантии сохранения гражданства при смене места жительства: даже долго проживая за границей россиянин остается россиянином

Принцип гражданства РФ о невозможности лишения гражданства: паспорт против воли аннулировать не могут (или все-таки могут?)

И здесь вы, возможно, будете в недоумении, ведь, в новостях постоянно мелькают заголовки, что кого-то лишили гражданства РФ. Почему тогда принципы гражданства РФ говорят о невозможности таких действий? Мы уже разбирались в вопросах лишения гражданства в другой статье. Суть в следующем: если человек — россиянин по рождению, то, действительно, никто не имеет права забрать у него гражданство.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что принцип о невозможности лишения гражданства для бывших иностранцев не очень-то и работает.

Принцип права на защиту в другой стране: власти должны позаботиться о россиянах и за границей

Сейчас, когда многие россияне регулярно ездят в туристические поездки, командировки за границу, переезжают на ПМЖ в другие страны, такие принципы гражданства РФ очень актуальны. За гражданами России, находящимися заграницей, сохраняются все права. Представители правительства РФ, консульских учреждений должны защищать своих граждан за пределами родного государства от дискриминации, притеснений, нарушения прав и других несправедливостей.

Принцип о поощрении приобретения гражданства РФ лицами без гражданства

Но по факту, стать обладателем паспорта РФ ЛБГ в нашей стране сложно — в России даже удостоверение лица без гражданства не предусмотрено, из-за чего десятки тысяч ЛБГ находятся на нелегальном положении. Впрочем, в законодательстве прописаны несколько путей получения гражданства по упрощенной схеме лицами без гражданства, при соблюдении ряда условий.

Принцип определения гражданства: какие документы говорят о наличии подданства?

Суть этого принципа заключается в том, что наличие у человека гражданства РФ подтверждается соответствующими законодательными актами, которые действовали в стране на момент принятия решения о наделении его гражданством. То же касается бывших подданных РСФСР или СССР.

Право на двойное гражданство: иметь второй паспорт разрешено, но есть нюанс

Этот принцип закреплен в статье 62 Конституции РФ. Гражданин России может иметь гражданство другого государства. Если человек получил второе подданство, то российское гражданство не может быть прекращено по этой причине.

Поэтому, если человек имеет паспорта РФ и Таджикистана, то российское законодательство признает его как обладателя двойного гражданства. Если же у россиянина имеется второе гражданство любой другой страны кроме Таджикистана, то в глазах закона РФ он буде считаться только гражданином РФ.

Принцип сохранения гражданства РФ при заключении брака: свадьба на гражданство не повлияет

Принципы гражданства РФ гласят, что брак с иностранным гражданином никак не может повлиять на российское гражданство. Если гражданин РФ заключил брак с иностранцем, то россиянина автоматически не станут лишать паспорта.

Если один из супругов изменил свое гражданство, то второй сохраняет исходное. Развод с иностранным гражданином также никак не сказывается на российском гражданстве второго супруга.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Содержанием гражданства РФ является сово­купность взаимных прав и обязанностей РФ и граж­данина РФ.

Принципы гражданства РФ – основополагаю­щие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопро­сы порядка приобретения и прекращения граждан­ства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ:

1) единство и равноправность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения;

2) недопустимость лишения граждан­ства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ;

3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;

4) недопустимость высылки гражданина РФ за пре­делы российского государства или передачи его иностранному государству;

5) государственное по­ощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

6) допустимость одновременного наличия у гражда­нина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или между­народным договором РФ;

7) недопустимость огра­ничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от испол­нения гражданских обязанностей, в том числе обя­занности по защите Отечества;

8) принцип равен­ства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специаль­ных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Принцип двойного гражданства означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного гос-ва. Россия признает двойное гражданство в ситуациях, предусмотренных действующим Законом о гражданстве или международн. договорами РФ. Во всех других случаях граждане иностран. государств, желающие приобрести российское гражданство, должны отказаться от своего гражданства.

Лица без гражданства (апатриды) – лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства иностранного гос-ва. На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах. В случае, если будет установлено, что иностранец или апатрид получил гражданство РФ незаконным путем, например, представив фальшивые документы, его гражданство может быть прекращено.

Основания приобретения гражданства РФ:

2) в результате приема в граждан­ство РФ;

3) в результате восстановления в граждан­стве РФ;

1. По рождению гражданство приобретается, если надень рождения ребенка:

1) оба его родите­ля или единственный его родитель являются граж­данами РФ;

2) один из его родителей имеет граж­данство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствую­щим, или место его нахождения неизвестно;

3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иност­ранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на террито­рии РФ, а государство, гражданами которого явля­ются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;




5) ро­дители ребенка неизвестны, асам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнару­жения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке .

В общем порядке гражданство РФ принимают же­лающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также:

1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обраще­ния с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок про­живания на территории РФ считается непрерыв­ным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года;

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

3) имеют законный источник средств к существо­ванию;

4) обратились в полномочный орган иност­ранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком.

3. Восстановление в гражданстве РФ - возник­новение у лица гражданства РФ в упрощенном по­рядке в случае его утраты по каким-либо невинов­ным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностран­ные граждане и лица без гражданства, ранее имев­шие гражданство РФ и проживающие на террито­рии РФ в течение не менее 3 лет.

Оптация – При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства

Основания прекращения гражданства РФ:

1) выход из гражданства РФ;

Выход из гражданства РФ - свободное воле­изъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на ос­новании заявления гражданина РФ, если он постоян­но проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица).

Упрощенный порядок выхода из граждан­ства РФ установлен для ребенка, один из родите­лей которого имеет гражданство РФ, а другой - гражданство иностранного государства, либо един­ственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родите­лей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило граждан­ство РФ, то за ним сохраняется право восстановле­ния в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть от­казано гражданину, если:

1) лицо в установлен­ном порядке не выполнило перед РФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность);

2) лицо при­влечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполне­нию обвинительный приговор суда;

3) у лица отсут­ствует иное гражданство либо и гарантии его при­обретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной гра­ницы РФ в соответствии с международным догово­ром РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобра­зованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного междуна­родного договора.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекраща­ется, но это возможно только в отношении натура­лизованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведе­ний и документов. Однако эти обстоятельства долж­ны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к по­добным санкциям, но не может прекращаться граж­данство по этому основанию у членов семьи ви­новного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

v принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единиц (в унитарном государстве), являются гражданами этого государства;

v принцип равного гражданства, в соответствии с которым гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом;

v принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не может лишить его этого права;

v принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;

v принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства.

Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого - иностранного - государства в соответствии с законами и международными договорами (так называемое двойное гражданство). Наличие у гражданина двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.

  1. СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА.

Основными критериями как приобретения, так и прекращения гражданства в Российской Федерации являются:

  • В результате признания гражданства
  • По рождению
  • В порядке регистрации
  • В результате приема в гражданство
  • В результате восстановления в гражданстве
  • Путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности той или иной территории
  • Иные основания
  • В результате выхода из гражданства
  • В результате отмены решения о приеме в гражданство
  • В результате оптации
  • Иные основания

Вообще способы приобретения гражданства в науке теории государства и права можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая - исключительном порядке.

Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств.

К ним относится приобретение гражданства:

а) в результате рождения;

б) в результате натурализации (приема в гражданство).

К эти способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Натурализация (укоренение) - индивидуальный прием в гражданство заинтересованного лица по его просьбе. В российском законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация - это всегда добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит нормам международного права. Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия натурализации - это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (пять, семь, иногда 10 лет). Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах и т. п.

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем усыновления или в результате вступления в брак. Эти способы называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Пожалование гражданства в отличие от натурализации осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:

а) оптация, или выбор гражданства;

б) реинтеграция, или восстановление в гражданстве;

Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок, как правило, предусматривается в международных договорах. Он устанавливается на определенный срок и касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, связанными с массовым переселением людей, а также с территориальными изменениями.

Подобные события обычно сопровождаются трансфертом - переходом населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны части населения передаваемой территории, поэтому он, как правило, корректируется правом оптации (выбора гражданства), т.е. фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Наконец, еще одним способом приобретения гражданства в исключительном порядке является реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствам государства могут принимать специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве.

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы:

  • автоматическую утрату гражданства;
  • выход из гражданства;
  • лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в российской практике встречается лишь в международных соглашениях и специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации: если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимых но просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

В отличие от выхода из гражданства, лишение гражданства осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

2. Самостоятельно ознакомиться с текстом основных документов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах и гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г

А) Являются ли гражданами Российской Федерации узбеки, проживавшие в Саратовской области и в декабре 1992 г. въехавшие в Ташкент на постоянное жительство, не заявив при этом о выходе из российского гражданства?

В) Куда и с какими документами должен обратиться проживающий в Кишиневе гражданин Молдавии Петр Симоненко, желающий получить российское гражданство

1. Понятие правового статуса личности и его структура.

2. Права человека: сущность и понятие.

3. Классификации прав человека.

4. Основные международные документы о правах человек и их содержание.

Читайте также: