При каких значениях в баллах сила ветра не предоставляет особой опасности

Обновлено: 04.07.2024

Ветром называется перемещение воздушных масс относительно земной поверхности.

Земля окутана толстым слоем атмосферы (воздуха). Характерной особенностью воздуха является его постоянное движение, которое в первую очередь обусловлено разной температурой воздушных масс, что связано с неравномерным нагревом поверхности Земли Солнцем, а также с разным атмосферным давлением.

Основными характеристиками ветра являются: скорость, направление движения, сила. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) или километрах в час (км/ч) с помощью специального прибора анемометра. Для определения направления ветра используется флюгер. Сила ветра определяется в баллах по шкале Бофорта (английский гидрограф Ф. Бофорт, 1806 г.) (табл. 3.2). В зависимости от скорости движения воздуха, направления, температуры, места, продолжительности наблюдаются следующие основные ветры планеты (рис. 3.2).

Ураган (тайфун). Ветер огромной разрушительной силы, движущийся со скоростью 117 км/ч и более продолжительностью несколько суток. Ураганы сопровождаются выпадением большого количества осадков и понижением температуры воздуха. Ширина урагана составляет от 20 до 200 км. Чаще всего ураганы проносятся над США, Бангладеш, Кубой, Японией, Антильскими островами, Сахалином, Дальним Востоком. Каждому урагану синоптики присваивают имя или четырехзначный номер.

Ураганы несут в себе колоссальную энергию, ураганный ветер травмирует и убивает людей, срывает крыши домов, обрушивает строения, переворачивает транспортные средства, выбрасывает на берег и топит суда, обрывает провода и повреждает опоры ЛЭП, уничтожает посевы и урожай, способствует быстрому распространению огня, переносит огромное количества песка, снега, земли.

Таблица 3.2
Соотношение между баллами Бофорта и скоростью ветра

Балл Бофорта

Скорость ветра, м/с

Характеристика ветра

Действие ветра

Дым поднимается вертикально

Дым поднимается наклонно

Легкий, слабый, умеренный, свежий

От шелеста листьев до колыхания веток

Крепкий, очень крепкий

Ломаются ветви деревьев

Срываются трубы и черепица

Буря, сильный шторм

Вырываются деревья с корнем



Рис. 3.2.

Шквал. Кратковременное, резкое усиление ветра с изменением направления его движения. Продолжительность шквала составляет от нескольких секунд до десятков минут, скорость ветра - 72 - 108 км/ч. Шквал образуется в теплый период года как следствие активного внедрения холодного воздуха в теплые слои атмосферы. Опасность заключается в его внезапном возникновении, огромной силе ветра, резком снижении температуры воздуха.

Смерч (торнадо). Атмосферный вихрь в виде темного рукава с вертикальной изогнутой осью и воронкообразным расширением в верхней и нижней частях. Воздух вращается со скоростью 300 км/ч против часовой стрелки и поднимается вверх по спирали, втягивая в себя различные предметы. Давление воздуха в смерче понижено, высота рукава может достигать 1000 -1500 м, диаметр — от нескольких десятков метров над водой до сотен над сушей. Длина пути смерча составляет от нескольких сотен метров до десятков километров. Скорость перемещения смерча 50 - 60 км/ч.

Смерч зарождается в грозовом облаке и опускается на землю (воду). Чаще всего это происходит в теплом секторе циклона перед холодным фронтом. Смерч движется в том же направлении, что и циклон, и сопровождается грозой, дождем, градом, резким усилением ветра. На пути движения смерча разрушения неизбежны в результате удара стремительно несущегося воздуха, большой разности давления во внутренней и периферийной части смерча. Чрезвычайную опасность смерчи представляют для судов в открытом море. Смерч может поднять высоко в воздух здание, автомобиль, человека. Попадание в смерч всегда заканчивается травмами или гибелью людей.

Смерчи наблюдаются во всех районах земного шара. Чаще всего они возникают в США, Австралии, Северо-Восточной Африке.

Шторм. Продолжительный, сильный ветер, движущийся со скоростью 103 - 120 км/ч, вызывающий большие волнения на море и разрушения на суше. Шторм является причиной ежегодной гибели десятков морских судов, больших разрушений на побережье.

Буря. Ветер, движущийся со скоростью 62 — 100 км/ч. Такой ветер способен выдуть верхний слой почвы на десятках и сотнях квадратных километров, перенести по воздуху на большие расстояния миллионы тонн мелкозернистых частиц почвы, снега, а в пустыне - песка. Бури могут засыпать огромные территории пылью, песком, землей и снегом, при этом толщина нанесенного слоя составляет десятки сантиметров. Уничтожаются посевы, засыпаются дороги, загрязняются водоемы и атмосфера, ухудшается видимость. Известны случаи гибели во время бури людей.

Во время зимней бури в воздух поднимается огромное количество снега, что приводит к обильным снегопадам, метелям, снежным заносам. Снежные бури парализуют движение транспорта, нарушают энергоснабжение, приводят к трагическим последствиям, ветер способствует охлаждению организма, обморожению.

Многие задаются вопросом: при какой скорости ветра не летают самолеты? Действительно, есть определенные ограничения по скорости. По сравнению со скоростью движения воздушного судна, которая достигает 250 м/c, даже сильный ветер со скоростью 20 м/c не помешает самолету во время полета. Однако боковой ветер может помешать авиалайнеру, когда тот перемещается с меньшей скоростью, а именно в момент взлета или посадки. Поэтому при таких условиях не взлетают самолеты. Воздушные потоки влияют на скорость воздушного судна, направление движения, а также на длину пробега и разбега. В атмосфере эти потоки присутствуют на всех высотах. Такое движение воздуха по отношению к летящему авиалайнеру представляет собой переносное движение. Если дует сильный ветер, направление движения авиалайнера по отношению к земле не совпадает с продольной осью воздушного судна. Сильные воздушные потоки могут сносить самолет с курса.

Авиалайнеры всегда совершают посадку и взлет против направления ветра. В случае взлета или посадки при попутном ветре длина разбега и пробега значительно увеличивается. При взлете или посадке авиалайнер проникает в нижний слой атмосферы так быстро, что летчик не успевает отреагировать на изменение ветра. Если он не будет знать о резком усилении или, наоборот, ослаблении воздушных потоков в нижних слоях атмосферы, это чревато авиакатастрофой.

Во время взлета, когда авиалайнер набирает высоту, он попадает в зону сильного встречного ветра. С набором высоты увеличивается подъемная сила воздушного судна. Причем увеличение происходит быстрее, чем это может проконтролировать летчик. Траектория полета при этом может оказаться выше расчетной. Если наблюдается резкое усиление ветра, это может стать причиной того, что авиалайнер попадет на закритический угол атаки. Это может привести к срыву воздушного потока и столкновению с поверхностью земли.

Как правило, допустимая максимальная сила ветра определяется для каждого самолета индивидуально в зависимости от специфики его конкретных характеристик и технических возможностей. Устанавливает максимальную скорость ветра, при которой можно осуществлять взлет или посадку, производитель авиалайнера. Точнее, производитель устанавливает две максимальные скорости: попутную и боковую. Попутная скорость для большинства современных авиалайнеров одинакова. При взлете и посадке попутная скорость не должна превышать 5 м/с. Что касается боковой скорости, то для каждого авиалайнера она различна:

  • для самолетов ТУ-154 – 17 м/с;
  • для АН-24 – 12 м/с;
  • для ТУ-134 – 20 м/с.

В среднем для авиалайнеров устанавливается максимальная боковая скорость 17 м/с . При большей скорости подавляющее большинство самолетов не взлетают. Если в зоне прилета наблюдается резкое усиление ветра, скорость которого превышает допустимые показатели, самолеты не садятся в этом аэропорту, а совершают аварийную посадку на другой ВПП, где условия позволяют авиалайнеру безопасно приземлиться.

Отвечая на вопрос, при каком ветре не летают самолеты, можно с уверенностью сказать, что при скорости более 20 м/c, если ветер дует перпендикулярно ВПП, взлет не может быть осуществлен. Такой сильный ветер связан с прохождением мощных циклонов. Ниже вы можете посмотреть видео посадки самолета при сильном боковом ветре, чтобы увидеть, насколько это сложно сделать даже профессиональному опытному летчику с большим стажем. Особую опасность в данном случае представляет порывистый ветер в нижних слоях атмосферы. Он может начать дуть в самый неподходящий момент, образовав большой крен, который представляет огромную опасность для самолета.


Что касается проблемы сильного попутного ветра, она легко решается сменой рабочего порога взлетно-посадочной полосы. Однако такая возможность есть не у каждого аэровокзала. Например, Сочи и Геленджик лишены такой возможности. Если сильный ветер дует в сторону моря, посадка может быть осуществлена, а вот взлет при таких условиях небезопасный. То есть посадка самолета при сильном ветре возможна, но далеко не во всех случаях.

Состояние ВПП


Как принимают решение на взлет?

Такое решение должен принимать командир авиалайнера. Для этого прежде всего он должен ознакомиться с метеорологическими данными по аэроузлам вылета, посадки и запасным аэропортам. Для этого используются прогнозы METAR и TAF. Первый прогноз выпускается для всех аэропортов каждые полчаса. Второй предоставляется каждые 3-6 часов. В таких прогнозах отражается вся значимая информация, которая может оказать влияние на решение о взлете или отмене рейса. В частности, в таких прогнозах есть данные о скорости ветра и ее изменениях.

Для принятия решения все рейсы условно делятся на 2-часовые и более продолжительные. Если перелет длится менее двух часов, для взлета достаточно, чтобы фактическая погода была приемлемой (выше установленного минимума). Если полет более продолжительный, обязательно дополнительно учитывается прогноз TAF. Если в пункте назначения погодные условия не позволяют осуществить посадку, в некоторых случаях, решение о взлете может быть положительным. Например, если погодные условия в пункте назначения ниже минимума, однако, в непосредственной близости имеются два аэродрома с оптимальными погодными условиями. Но положительное решение и в этих случаях практически никогда не принимают, учитывая опасность такого полета.

Ветер - это горизонтальный поток воздуха, который отличается рядом определенных характеристик: силой, направлением и скоростью. Именно для определения скорости ветров ирландский адмирал еще в начале XIX века разработал специальную таблицу. Так называемая шкала Бофорта используется и в наши дни. Что представляет собой шкала? Как правильно нею пользоваться? И что шкала Бофорта не позволяет определить?

Что такое ветер?

Научное определение данного понятия следующее: ветер - это воздушный поток, который движется параллельно земной поверхности из области высокого в область низкого атмосферного давления. Это явление характерно не только для нашей планеты. Так, самые сильные в Солнечной системе ветра дуют на Нептуне и Сатурне. И земные ветра, по сравнению с ними, могут показаться легким и весьма приятным бризом.


В то же время, ветра способны не только созидать, но и разрушать. Их градиентные колебания способны спровоцировать потерю контроля над самолетом. Сильный ветер существенно расширяет масштабы лесных пожаров, а на крупных водоемах рождает огромные волны, которые разрушают дома и уносят жизни людей. Вот почему так важно изучать и измерять ветер.

Основные параметры ветра

Принято выделять четыре основных параметра ветра: сила, скорость, направление и продолжительность. Все они измеряются посредством специальных приспособлений. Силу и скорость ветра определяют при помощи так называемого анемометра, направление - с помощью флюгера.

Исходя из параметра продолжительности, метеорологи выделяют шквалы, бризы, штормы, ураганы, тайфуны и прочие типы ветров. Направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда он дует. Для удобства их сокращают следующими латинскими буквами:

  • N (северный).
  • S (южный).
  • W (западный).
  • E (восточный).
  • C (затишье).


Наконец, скорость ветра измеряется на высоте 10 метров при помощи анемометров или специальных радаров. Причем продолжительность таких измерений в разных странах мира неодинакова. Например, на американских метеорологических станциях учитывается усредненная скорость воздушных потоков за 1 минуту, в Индии - за 3 минуты, а во многих европейских странах - за 10 минут. Классический инструмент представления данных по скорости и силе ветра - это так называемая шкала Бофорта. Как и когда она появилась?

Кто такой Фрэнсис Бофорт?


Следует отметить, что Фрэнсис Бофорт рос довольно смелым и отважным парнем. Так, во время крушения судна в 1789 году юноша проявил огромную самоотверженность. Растеряв всю свою еду и личные вещи, он сумел спасти ценные инструменты команды. В 1794 году Бофорт участвовал в морском сражении против французов и героически буксировал подбитое вражеским огнем судно.

Разработка ветровой шкалы

Фрэнсис Бофорт был на редкость трудолюбив. Каждый день он просыпался в пять часов утра и сразу же принимался за работу. Бофорт был значимым авторитетом среди военных и моряков. Однако всемирную славу он приобрел благодаря своей уникальной разработке. Будучи еще мичманом, любознательный юноша вел ежедневный дневник наблюдений за погодой. Позже все эти наблюдения помогли ему составить специальную шкалу ветров. В 1838 году она была официально утверждена британским адмиралтейством.


В честь знаменитого ученого и картографа названо одно из морей, остров в Антарктике, река и мыс в северной Канаде. А еще Фрэнсис Бофорт прославился тем, что создал полиалфавитный военный шифр, также получивший его имя.

Шкала Бофорта и ее особенности

Шкала представляет собой наиболее раннюю классификацию ветров по их силе и скорости. Она была разработана на основе метеорологических наблюдений в условиях открытого моря. Изначально классическая шкала ветров Бофорта является двенадцатибалльной. Лишь в середине ХХ века она была расширена до 17-ти уровней, чтобы можно было различать ветра ураганной силы.

Сила ветра по шкале Бофорта определяется по двум критериям:

  1. По его воздействию на различные наземные предметы и объекты.
  2. По степени волнения открытого моря.


Важно отметить, что шкала Бофорта не позволяет определять продолжительность и направление воздушных потоков. В ней содержится подробная классификация ветров по их силе и скорости.

Шкала Бофорта: таблица для суши

Ниже представлена таблица с подробным описанием воздействия ветра на наземные предметы и объекты. Шкала, разработанная ирландским ученым Ф. Бофортом, состоит из двенадцати уровней (баллов).

Таблица Бофорта по состоянию моря

В океанографии существует такое понятие, как состояние моря. Оно включает в себя высоту, периодичность и силу морских волн. Ниже представлена шкала Бофорта (таблица), которая поможет определить силу и скорость ветра, исходя из этих признаков.

Таким образом, благодаря шкале Бофорта люди могут наблюдать за ветром и оценивать его силу. Это дает возможность составлять максимально точные прогнозы погоды.

Каждое природное явление, имеющее разные степени выраженности, принято оценивать в соответствии с определенными критериями. Особенно если информацию о нем надо передавать быстро и точно. Для силы ветра баллы в шкале Бофорта стали единым международным ориентиром.

Разработанная британским контр-адмиралом, уроженцем Ирландии Фрэнсисом Бофортом (ударение приходится на второй слог) в 1806 году система, усовершенствованная в 1926-м добавлением информации об эквивалентности силы ветра в баллах его определенной скорости, позволяет полно и точно характеризовать данный атмосферный процесс, оставаясь актуальной и по сей день.

Что такое ветер?

Ветром называется движение воздушных масс параллельно поверхности планеты (горизонтально над ней). Этот механизм вызван разницей давления. Направление движения всегда исходит из области более высокого.

Для описания ветра принято использовать следующие характеристики:

  • скорость (измеряется в метрах в секунду, километрах в час, узлах и баллах);
  • сила ветра (в баллах и м. с. - метрах в секунду, соотношение примерно равно 1:2);
  • направление (согласно сторонам света).

Первые два параметра тесно связаны. Они могут взаимно обозначаться единицами измерения друг друга.


Направление ветра определяют по той стороне света, откуда началось движение (с севера - северный ветер и т. п.). Скорость определяет барический градиент.

Бари́ческий градие́нт (иначе - барометрический градиент) - изменение атмосферного давления на единицу расстояния по нормали к поверхности равного давления (изобарической поверхности) в сторону убывания давления. В метеорологии обычно пользуются горизонтальным барометрическим градиентом, то есть его горизонтальной составляющей (Большая советская энциклопедия).

Скорость и силу ветра невозможно разделить. Большая разность показателей между зонами атмосферного давления порождает сильное и быстрое движение воздушных масс над поверхностью земли.

Особенности измерения ветров

Для того чтобы правильно соотнести данные метеорологических служб со своим реальным положением или корректно произвести измерение, нужно знать, какие стандартные условия используют профессионалы.

  • Замер силы и скорости ветра происходит на десятиметровой высоте на открытой ровной поверхности.
  • Название направлению ветра дает сторона света, откуда он дует.

Управляющие водным транспортом, а также любители проводить время на природе, часто приобретают приборы анемометры, которые определяют скорость, которую легко соотнести с силой ветра в баллах. Существуют водостойкие модели. Для удобства производятся приборы различной компактности.

В системе Бофорта описание высоты волн, соотносимых с определенной силой ветра в баллах, приводится для открытого морского пространства. Оно будет значительно меньше в мелких акваториях и прибрежных зонах.


От личного до всемирного пользования

Сэр Фрэнсис Бофорт не просто имел высокий военный чин на флоте, но и был успешным ученым-практиком, занимавшим важные посты, гидрографом и картографом, принесшим стране и миру огромную пользу. Его имя носит одно из морей в Северном Ледовитом океане, омывающее Канаду и Аляску. В честь Бофорта назван Антарктический остров.

Удобную систему оценки силы ветра в баллах, доступную для достаточно точного определения выраженности явления "на глаз", Фрэнсис Бофорт создал для собственного пользования в 1805 году. Шкала имела градацию от 0 до 12 баллов.


В 1838 году система визуальной оценки погоды и силы ветра в баллах стала официально применяться британским флотом. В 1874 году она была принята международным синоптическим сообществом.

В 20-м веке в шкалу Бофорта были внесены еще несколько усовершенствований - соотношение баллов и словесного описания проявления стихии со скоростью ветра (1926 год), а также добавлены еще пять делений - пунктов градации силы ураганов (США, 1955 год).


Критерии оценки силы ветра в баллах Бофорта

В современном виде шкала Бофорта имеет несколько характеристик, позволяющих в комплексе наиболее точно соотнести конкретное атмосферное явление с его показателями в баллах.

Шкала Бофорта

Скорость ветра принято измерять по 12-балльной шкале, разработанной ирландцем Фрэнсисом Бофортом. Она предназначена для приблизительной оценки скорости ветра с помощью наземных предметов или волн, на которые воздействует ветер.

0 баллов — Штиль (0 - 0,2 м/с)
На суше: Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны.
На море: Зеркально гладкое море.
Высота волн: 0 м

1 балл — Тихий (0,3 - 1,5 м/с)
На суше: Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру.
На море: Рябь. Пены на гребнях нет.
Высота волн: 0 - 0,1 м

2 балла — Лёгкий (1,6 - 3,3 м/с)
На суше: Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер.
На море: Короткие волны. Гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными.
Высота волн: 0,1 - 0,3 м

3 балла — Слабый (3,4 - 5,4 м/с)
На суше: Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает лёгкие флаги.
На море: Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки.
Высота волн: 0,3 - 0,9 м

4 балла — Умеренный (5,5 - 7,9 м/с)
На суше: Ветер поднимает пыль и мусор, приводит в движение тонкие ветви деревьев.
На море: Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах.
Высота волн: 0,9 - 1,5 м

5 баллов — Свежий (8,0 - 10,7 м/с)
На суше: Качаются тонкие стволы деревьев, движение ветра ощущается рукой.
На море: Не крупные хорошо развитые в длину волны. Белые барашки повсюду, в отдельных случаях образуются брызги.
Высота волн: 1,5 - 2,5 м

6 баллов — Сильный (10,8 - 13,8 м/с)
На суше: Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода.
На море: Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади, вероятны брызги.
Высота волн: 2,5 - 4,0 м

7 баллов — Крепкий (13,9 - 17,1 м/с)
На суше: Гнутся стволы деревьев, трудно идти против ветра.
На море: Волны громоздятся, гребни волн срываются, пена ложится полосами по ветру.
Высота волн: 4,0 - 5,5 м

8 баллов — Очень крепкий (17,2 - 20,7 м/с)
На суше: Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно.
На море: Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра.
Высота волн: 5,5 - 7,5 м

9 баллов — Шторм (20,8 - 24,4м/с)
На суше: Небольшие повреждения, ветер начинает разрушать крыши зданий.
На море: Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость.
Высота волн: 7,5 - 10,0 м

10 баллов — Сильный шторм (24,5 - 28,4 м/с)
На суше: Значительные разрушения строений, ветер вырывает деревья с корнем.
На море: Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн.
Высота волн: 10,0 - 12,5 м

11 баллов — Жестокий шторм (28,5 - 32,6 м/с)
На суше: Большие разрушения на значительном пространстве. Наблюдается очень редко.
На море: Видимость плохая. Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми слоями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену.
Высота волн: 12,5 - 16,0 м

12 баллов — Ураган (33 и более м/с)
На суше: Огромные разрушения, серьёзно повреждены здания, строения и дома, деревья вырваны с корнями, растительность уничтожена. Случай крайне редкий.
На море: Исключительно плохая видимость. Воздух наполнен пеной и брызгами. Всё море покрыто полосами пены.
Высота волн: 16,0 и более м

Дата введения 2003-07-01

1 РАЗРАБОТАН Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова

2 РАЗРАБОТЧИКИ В.И.Кондратюк (руководитель разработки), Е.А.Федорова (ГГО), Н.Н.Бобровицкая (ГГИ), В.Ф.Гридасов (ВНИИСХМ), Ю.В.Лупачев (ГОИН)

3 УТВЕРЖДЕН Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом) 23.08.2002

5 ВЗАМЕН РД 52.04.563-96

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

2.1 Настоящая инструкция учитывает основные положения Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 30).

2.2 В настоящей инструкции использованы ссылки на ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

3 Определения и сокращения

В настоящей инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями.

Опасное гидрометеорологическое явление (ОЯ) - метеорологическое, агрометеорологическое, гидрологическое и морское гидрометеорологическое явление и (или) комплекс гидрометеорологических величин, которые по своему значению, интенсивности или продолжительности представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный ущерб объектам экономики и населению.

Критерии опасных явлений - качественные характеристики ОЯ либо значения гидрометеорологических величин, при достижении которых гидрометеорологическое явление считается опасным.

Неблагоприятное гидрометеорологическое явление (НГЯ) - гидрометеорологическое явление, которое значительно затрудняет или препятствует деятельности отдельных предприятий и отраслей экономики и по своим значениям не достигает критериев ОЯ.

- межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

- центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

- зональная гидрометеорологическая обсерватория.

- центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями.

- метеорологическая дальность видимости.

- автоматизированная система передачи данных.

- авиаметеорологическая станция гражданская.

- группа автоматического опознавания.

4 Общие положения

4.1 В настоящей инструкции используется термин "опасные гидрометеорологические явления" взамен ранее применяемых терминов "стихийные гидрометеорологические явления" (СГЯ) и "особо опасные явления" (ООЯ).

4.2 Положения инструкции приведены в соответствии с требованиями Закона РФ "О гидрометеорологической службе", наставлений 1, кодов [7, 8] и "Порядка действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении ОЯ" [9] (приложение Б).

4.4 Гидрометеорологические явления и величины (наблюдаемые или измеряемые) относятся к ОЯ при достижении ими соответствующих критических значений (критериев). Критерии ОЯ устанавливаются либо по вероятности возникновения явлений, либо "директивно" с учетом результатов анализа данных гидрометеорологических наблюдений за многолетний период.

При этом критерии ОЯ либо принимаются едиными для всей территории страны, либо устанавливаются дифференцированно для различных физико-географических и природно-климатических районов.

4.5 В настоящей инструкции приведен перечень ОЯ с едиными для всей территории России критериями. В целях повышения эффективности гидрометеорологического обеспечения потребителей перечень ОЯ, приведенный в разделе 5, может быть сокращен или дополнен, а критерии ОЯ уточнены с учетом местных природно-климатических и экономических особенностей территории, обслуживаемой УГМС (ЦГМС).

Гидрометеорологические явления, включенные в перечень ОЯ дополнительно, и их критерии, а также уточненные критерии ОЯ, содержащиеся в разделе 5, УГМС (ЦГМС) сообщают в головные научно-исследовательские учреждения для сведения. Обобщение дополнительно включенных ОЯ УГМС (ЦГМС) производят по своему усмотрению.

В прогностические организации и подразделения Росгидромета сведения о НГЯ по указанию УГМС (ЦГМС) подаются в синоптической телеграмме в группе 9 по коду КН-01 [7].

4.8 К наблюдениям за ОЯ привлекаются все организации наблюдательной сети Росгидромета и их сетевые наблюдательные подразделения (ЦГМС, ГМО, ЗГМО, ГМБ, АМЦ, станции, посты, экспедиционные отряды, гидрографические и другие партии).

Читайте также: