Президент рф рекомендовал осуществлять общественный контроль за воспрепятствование коррупции кому

Обновлено: 02.07.2024

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Федеральные законы

Указы Президента Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации

Иные нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты и иные акты Рособрнадзора

Распоряжение Рособрнадзора от 19.10.2017 № 1955-09 'О мерах по реализации федерального законодательства о противодействии коррупции в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки'

Приказ Рособрнадзора 30.06.2016 № 1072 'Об утверждении Порядка принятия руководителем организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, наград, почетных и специальных званий (за исключением научных званий) от иностранных государств, международных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями'

Приказ Рособрнадзора от 05.12.2014 №1859 'Об организации работы по размещению в информационно-телекоммуникационной сети 'Интернет' на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера'

Приказ Рособрнадзора от 28.11.2014 №1806 'Об организации работы 'телефона доверия' по вопросам противодействия коррупции'

Приказ Рособрнадзора от 24.06.2011 № 1550 'Об утверждении кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки'

Перечень коррупционно-опасных функций в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

Антикоррупционная экспертиза

Методические материалы

Методические материалы, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

Методические рекомендации, разработанные Генеральной прокуратурой Российской Федерации

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Формы и бланки, заполняемые федеральными государственными служащими, гражданами в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции

Бланки:
Справки:

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Сведения подаются в отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Управления правовой работы, государственной службы и кадров письменно по формам, размещенным в подразделе Формы, бланки.

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 301, 28 октября 2021 г., 14:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 301, 28 июля 2021 г., 10:30)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 17 марта 2021 года 10:30)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 13 октября 2020 года в 14:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 27 августа 2020 года 14:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 3 сентября 2019, 11:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 4 июня 2019, 11:00)

  1. Обращение гражданина, замещавшего в Рособрнадзоре должность, включенную в Перечень должностей, утвержденный приказом Рособрнадзора от 06.10.2017 № 1671, о даче согласия на замещение должности в организации.

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 12 марта 2019, 11:00)

  1. Обращение гражданина, замещавшего в Рособрнадзоре должность, включенную в Перечень должностей, утвержденный приказом Рособрнадзора от 06.10.2017 № 1671, о даче согласия на замещение должности в организации.

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 04 марта 2019, 11:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 14 февраля 2019, 11:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 305, 6 февраля 2019, 11:00)
Представление руководителем Рособрнадзора в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, материалов проверок.

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 5 июня 2018, 15:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д.16, каб. 306, 17 апреля 2018, 15:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д.16, каб. 306, 19 января 2018, 13:00)

  1. Уведомление директора организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Рособрнадзором, о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
  2. О соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе в части выполнения иной оплачиваемой работы.

(Садовая-Сухаревская ул., д.16, каб. 306, 11 января 2018, 13:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д.16, каб. 306, 18 декабря 2017, 13:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 12 июля 2017, 12:00)

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 17 марта 2017, 12:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 28 февраля 2017, 14:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 20 января 2017, 16:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 7 ноября 2016, 14:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 23 сентября 2016, 11:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 28 июня 2016, 11:00)
Повестка

(Садовая-Сухаревская ул., д. 16, каб. 306, 29 марта 2016, 11:00)
Повестка

Повестка О соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы.

Повестка
  1. О соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе
  • Рассмотрение вопроса о заключении трудового договора с бывшими федеральными государственными служащими Рособрнадзора в подведомственных и иных организациях.
  • Рассмотрение вопроса об иной оплачиваемой деятельности федеральных государственных служащих Рособрнадзора.
Повестка

О соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими
Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе
Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы.

28 октября 2021 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

На заседании Комиссией был рассмотрены вопросы:

1) О выполнении иной оплачиваемой работы федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора. Анализ информации показал, что федеральные государственные гражданские служащие Рособрнадзора выполняют иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением. Случаи возможности возникновения конфликта интересов при выполнении иной оплачиваемой работы Комиссией не выявлены.

28 июля 2021 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

На заседании Комиссией был рассмотрены вопросы:

1) Обращение гражданина, замещавшего в Рособрнадзоре должность (далее – гражданин), включенную в Перечень должностей, утвержденный приказом Рособрнадзора от 06.10.2017 № 1671, о даче согласия на замещение должности в организации.

17 марта 2021 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
На заседании Комиссией был рассмотрены вопросы:

1) Перечень коррупционно-опасных функций в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Решили одобрить Перечень коррупционно-опасных функций в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

3) Соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе в части выполнения иной оплачиваемой работы.

4) О заключении государственного контракта Рособрнадзором.

Решили обеспечить контроль за принятием мер гражданскими служащими, необходимых для предотвращения возможности возникновения конфликта интересов при реализации мероприятий, предусмотренных государственным контрактом. Отделу государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений обеспечить проведение консультаций о разъяснении обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

6 февраля 2019 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
На заседании Комиссией были рассмотрены материалы проверок, свидетельствующих о представлении 9 гражданскими служащими Рособрнадзора недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Рассмотрев все представленные материалы и заслушав пояснения присутствовавших на заседании Комиссии гражданских служащих о причинах, послуживших допущению выявленных нарушений, Комиссией приняты следующие решения:
1. 6 гражданским служащим Рособрнадзора строго указано на неукоснительное соблюдение требований законодательства о государственной гражданской службе и противодействия коррупции в части обеспечения полноты и достоверности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. 1 гражданскому служащему Рособрнадзора указано на соблюдение норм этики и служебного поведения.
3. В отношении 3 гражданских служащих руководителю Рособрнадзора рекомендовано привлечь их к ответственности и объявить им взыскание в виде замечания за представление недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

5 июня 2018 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

На заседании Комиссией были рассмотрены следующие вопросы.

19 января 2018 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
На заседании Комиссией были рассмотрены следующие вопросы.
1. Уведомление директора организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Рособрнадзором, о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В ходе заседания Комиссией были рассмотрены уведомление директора организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Рособрнадзором, о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мотивированное заключение и прилагаемые к нему материалы. Кроме анализа данных документов, комиссии представлены дополнительные пояснения по рассматриваемому вопросу.
Комиссией принято решение об отсутствии конфликта интересов.
2. О соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе в части выполнения иной оплачиваемой работы.
Комиссией рассмотрена информация о выполнении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора иной оплачиваемой работы. Анализ информации показал, что федеральные государственные гражданские служащие Рособрнадзора выполняют иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением и в рассматриваемых случаях конфликта интересов не выявлено.
Комиссией принято решение: принять информацию о соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора требований законодательства о государственной службе Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы к сведению.

20 января 2017 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

24 декабря 2014 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
На заседании Комиссией был рассмотрен вопрос о соблюдении федеральным государственным гражданским служащим Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы.
Комиссией принято решение об отсутствии конфликта интересов при выполнении федеральным государственным гражданским служащим Рособрнадзора иной оплачиваемой работы.

17 ноября 2014 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
На заседании Комиссией был рассмотрен вопрос о соблюдении федеральным государственным гражданским служащим Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы.
В целях предотвращения конфликта интересов Комиссия обратила внимание на необходимость соблюдения федеральным государственным гражданским служащим Рособрнадзора, осуществляющим иную оплачиваемую работу, запретов, обязанностей и ограничений, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции.

7 февраля 2014 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

На заседании Комиссией был рассмотрен вопрос о соблюдении федеральным государственным гражданским служащим Рособрнадзора требований законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации в части выполнения иной оплачиваемой работы.

Комиссией приняты следующие решения:
— отделу государственной службы и кадров ознакомить федерального государственного гражданского служащего Рособрнадзора с памяткой государственным гражданским служащим Рособрнадзора о возможных ситуациях конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования;
— начальнику структурного подразделения ежеквартально в отдел государственной службы и кадров представлять информацию об участии федерального государственного гражданского служащего, работающего непосредственно в данном структурном подразделении, в осуществлении государственных функций (услуг) в отношении организаций, в которых указанное лицо выполняет иную оплачиваемую работу.

Борьба с преступлениями чиновников и контроль за законностью деятельности госорганов всех уровней — приоритетная задача российского государства и одно из главных направлений деятельности прокуратуры нашей страны. Президент РФ и правительство уделяет первоочередное внимание совершенствованию антикоррупционных нормативно-правовых актов и проверке выполнения принятых законов.

Прокуратура РФ — основной правоохранительный орган, основной задачей которого является контроль за соблюдением Основного закона и других нормативных документов. Деятельность эта правоохранительная структура ведет во всех субъектах Федерации.


Эти функции закреплены в Конституции РФ, законе 2202-1 и 273-ФЗ. Все мероприятия ведутся согласно Плану, который утверждается лично главой государства.

В нашей стране действуют также межгосударственные соглашения, ратифицированные РФ. Согласно Конвенции ООН, принятой в 2007 г., в подразделениях прокуратуры созданы и успешно функционируют специализированные подразделения, которые контролируют исполнение нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией. Сокращенное название этих подразделений — СППК.

В Генпрокуратуре РФ эти функции выполняет отдельное управление. Также созданы региональные и местные отделы.

Принципы противодействия коррупции

Во избежание злоупотреблений со стороны должностных лиц и для предотвращения нарушения законности для назначения на должность сотрудников и руководителей этих подразделений, а также увольнения предусмотрена особая процедура.

Кроме того, введет в действие особый порядок привлечения к ответственности в случае нарушения действующего законодательства.

  • Занимать должность в подразделениях СППК могут кандидаты, которые одобрены Генеральной прокуратурой РФ после тщательного изучения личности. Работники должны иметь опыт работы на прокурорских должностях не менее 5 лет, иметь глубокие навыки в профессии и незапятнанную личную репутацию. Выбором кандидатов занимается отдельная комиссия.
  • Приказ о принятии на работу в СППК независимо от подчиненности подразделения подписывается главой Генпрокурором РФ. Привлекать работника дисциплинарной ответственности за совершенные проступки также можно только по согласованию з ГП РФ.
  • Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере борьбы с коррупцией при Генеральной прокуратуре осуществляет организационное и методическое руководство за работой подразделений. Руководит сотрудниками на местном уровне прокурор соответствующего подразделения или приравненный к нему работник специализированного отдела.
    Центральное управление, которое руководит деятельностью подразделений на местном уровне, состоит из следующих подразделений:
  • Контроль за выполнением законодательных и подзаконных НПА;
  • Надзор по контролю за ОРД и следователями;
  • Поддержание обвинения в судах;
  • Организация и анализ работы.

Помимо центрального аппарата контрольные полномочия реализуются прокурорами, которые контролируют исполнение законодательства государственными органами на местах.

Основные принципы противодействия коррупции

В Российской Федерации в подразделениях прокуратуры создана автономная и независимая контрольная структура, которая обеспечивает эффективный контроль за исполнением законов в сфере противодействия коррупции. Благодаря такой организации полностью исключается давление на сотрудников со стороны государственных органов независимо от их уровня. Штатные сотрудники получают возможность спокойно выполнять возложенные на них задачи и контролировать работу чиновников независимо от занимаемой ими должности.


Основная цель СППК — контроль законности, защита законных прав российских граждан, интересов юридических лиц.

Согласно закону 273-ФЗ меры по борьбе с коррупционными явлениями включают в себя:

  • Предупреждение коррупционных действий и устранение причин, которые могут повлечь нарушение законодательства чиновниками;
  • Выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений со стороны лиц, занимающих государственные должности;
  • Ликвидация последствий коррупционных действий.

Для выполнения поставленных законом целей органы прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией выполняют следующие задачи:

  • Используют инструменты прокурорского надзора, чтобы выявить коррупционные нарушения, обнаружить и устранить причины их появления в минимально возможные сроки;
  • Проверяют исполнение законов о противодействии коррупции другими правоохранительными органами и органами исполнительной власти;
  • Контролируют исполнение уголовно-процессуального законодательства следователями и законность оперативно-розыскной деятельности сотрудниками полиции, которые специализируются на выявлении фактов коррупции;
  • Привлекают к ответственности должностных лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений;
  • Защищают права граждан, государства и его органов, юридических лиц, пострадавших от коррупционных деяний, в судах и принимают меры к возмещению причиненного ущерба.

Функции противодействия коррупции

Для выполнения поставленных задач и достижения целей специализированные подразделения по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства выполняют следующие функции:

Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.

Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.

В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.

Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?

Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.

  • предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
  • расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
  • минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?

В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.


Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Сумма незаконного вознаграждения Санкция
Меньше или равна 1 млн руб. От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 20 млн руб. От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения


К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.

Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

  • либо исправительные работы до 1 года,
  • либо ограничение свободы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 1 года.
  • либо исправительные работы до 3 лет,
  • либо ограничение свободы до 4 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.

Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.

Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.


Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?

Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.

В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.

Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

  • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
  • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
  • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
  • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
  • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
  • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
  • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
  • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
  • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
  • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
  • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
  • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
  • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
  • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .

2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

  • Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
  • Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
  • Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
  • Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
  • Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
  • Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.

6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.

Читайте также: