Презентация на тему смертная казнь как вид уголовного наказания

Обновлено: 17.05.2024

Смертная казнь в мире

Смертная казнь: "за" и "против"

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству

Собственно говоря, смертная казнь применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В средневековой Англии вешали за самые мелкие кражи, причем в больших количествах. Только в лондонском районе Тайберн ежегодно в среднем казнили 560 человек. За фальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до 17 века). Кроме того, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом по приговору суда смертью карались 123 состава преступления. Повешение за воровство было отменено в начале царствования Виктории, однако, эта смертная казнь по-прежнему применялась к совершившим убийство, если только убийце не удавалось доказать свою невменяемость. Такой порядок сохранялся на протяжении ещё 130 лет.

Во Франции:

В Германии:

В государствах Германии традиционно отсекали голову орудием обезглавливания служил не топор, а меч. За супружескую измену четвертовали, при этом для женщин, совершивших супружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера: утопление. Существовали и другие виды смертной казни (колесование, погребение заживо, посажение на кол и т. д.). При Гитлере, была введена смертная казнь через повешение и гильотина.

Участники неудачного заговора против Гитлера 20 июля 1944 года были

повешены не на обычных верёвках, а на тугих струнах, что усиливало мучения. В армии применялся расстрел. Газовая камера, самое знаменитое средство массового уничтожения, применялась в основном в концентрационных лагерях (имеются в виду не только лагеря для других народов, но и лагеря для немцев — противников существующего режима), но многие ревизионисты отрицают её существование, притом и как средство именно казни по суду она никогда не применялась.

В сша:

В Соединённых Штатах культура вообще и культура казни в частности заимствованы из метрополии. В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии. 26 декабря 1862 года, во время гражданской войны, в штате Миннесота, принадлежавшем северянам, были на одной виселице повешены тридцать восемь индейцев.

В конце 19 века был изобретён электрический стул, впервые применённый

в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснил повешение. Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения. В настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни: -Повешение -Расстрел -Электрический стул -Газовая камера -Смертельная инъекция. Однако в последнее время (с начала 21 века) подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется также электрический стул. Три прочих метода не применялись с конца 20 века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многих случаях ограничено различными условиями (например, право выбрать их использование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившие смертный приговор до определённой даты).

До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом,

История смертной казни в россии

Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. В Древней Руси смертная казнь впервые упоминается в Уставной грамоте, данной в 1397 году Великим князем Василием Дмитриевичем жителям Двинской земли: за кражу в третий раз. В Псковской судной грамоте 1497 г. смертная казнь устанавливалась за 5 видов деяний, в Судебнике 1497 г. - за 10, Судебнике 1550 г. - за 13, в Соборном Уложении 1649 г. - за более 60.

В Уложении регламентировались и способы казни, которые делились на

простые (отсечение головы, повешение и утопление), которые только вызывали смерть, и квалифицированные (сожжение, залитие горла металлом, посажение на кол, четвертование, колесование, закапывание в землю по шею и др.), которые продлевали мучения казнимого. Периодом наибольшего применения смертной казни считается эпоха Петра I, но, в отличие от Уложения 1649 г. Число способов смертной казни было сокращено до трех: расстрел, обезглавливание, повешение. Елизавета приостановила исполнение смертной казни, хотя и не отменила его полностью. Смертная казнь заменялась на битье кнутом, клеймение и ссылку.

В апреле 1997 года Россия подписала шестой протокол к европейской

конвенции о правах человека. Согласно ему, в мирное время никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. Однако этот документ до сих пор не ратифицирован Госдумой. Мораторий на смертную казнь в России был введен в 1999 году - ни один преступник не может быть приговорён к смертной казни, пока на всей территории страны не начнут действовать суды присяжных. Сейчас их нет лишь в Чеченской республике, однако после нового года они заработают и там. Таким образом, формально препятствий для введения исключительной меры наказания больше не должно было быть. Однако 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ продлил мораторий на смертную казнь и запретил применять смертную казнь в стране и после 1 января 2010 года, когда истекает введенный в России на нее мораторий.

За и против смертной казни

На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения. Религия всегда одобряла применение смертной казни: "мне отмщение, и аз воздам" (Ветхий Завет) , подкрепляя это принципом талиона: "око за око, зуб за зуб", хотя главная заповедь Христа: "Не убий". В России теоретические исследования юристов и политиков, в которых высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни, появились уже в XVIII веке. Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления стала в 1846 г. Венесуэла. Интерес к институту смертной казни возрос после II Мировой войны. С одной стороны смерть миллионов людей обесценила человеческую жизнь, с другой - фашизм, с его ужасными казнями, вызвал новый взгляд на жизнь человека, ее ценность и значимость. В системе уголовного наказания смертная казнь занимает особенное место. Помимо того, что эта мера - исключительна, у нее нет цели исправления, как у любого наказания. Цель же смертной казни - возмездие. Социологические исследования показали, что страх наказания удерживает от совершения преступления 14-24% совершеннолетних граждан . Смертная казнь не порождает особого правового последствия - судимости, но имеет при этом стопроцентную частную превенцию.

Смертная казнь - сдерживающий фактор, правовое ограничение. Поэтому она служит средством защиты общества от тяжких преступлений. Ни теоретически, ни практически пока не доказано, какое наказание является более строгим, то есть смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Осуждённый к пожизненному лишению свободы, если даже он будет через двадцать пять лет освобождён условно досрочно, то ни физиологически, ни психологически не будет полноценным человеком.

Против:

Смертная казнь-это полное отрицание прав человека. Специалисты-криминологи уже давно настаивают на том, что для предотвращения преступности необходимо повышать вероятность разоблачения, а не увеличивать жестокость. Никогда и никто ещё не доказал, что её применение более эффективно предотвращает преступность, чем другие виды наказания. Смертная казнь ожесточает всех её участников. Казнь-это акт насилия, а насилие склонно порождать другое насилие. Люди, планирующие серьёзные преступления, несмотря на риск смертной казни, всё равно могут решиться на задуманное преступление, рассчитывая, что их не поймают. Исходя из теории естественного права, жизнь даётся Богом (или природой) и только Бог может её отнять.

Распространение смертной казни в мире 1) Отменена (94 страны) 2) В

обычном судопроизводстве отменена, но сохранена для особого судопроизводства (например в праве военного времени)(10 стран) 3) Не запрещена, но не применяется как минимум уже 10 лет (35 стран) 4) Применяется (58 стран)

Для наглядности приведем статистику на 1908 год

Немного статистики по США

В 2000 году казнено 85 человек, из них 6 добровольцев

5 человек казнены на электрическом стуле, остальным сделана инъекция. В 2001 казнено 66 человек (все посредством инъекции). За период с 1976-2001г. казнено 147 человек на электрическом стуле, двоих подвергли расстрелу, 11 поместили в газовую камеру, троих повесили и 586 человек казнено посредством инъекции. Всего – 749 казненных.

Вывод

Отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. Пока существует хотя бы малейшая возможность ошибки, отдавать преступника в руки палача нельзя. Что же касается утверждения, что страх быть казненным может сдержать потенциального преступника, то оно весьма спорно.

Смертная казнь практиковалась человечеством с незапамятных времен, однако люди продолжали воровать, грабить и убивать. Причем многие способы умерщвления отличались поразительной жестокостью, не чета существующим ныне. Кроме того, мы строим правовое государство, в котором главная ценность - человеческая жизнь. Может быть, кого-нибудь это заставит пересмотреть свое отношение к институту узаконенного убийства.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных часах, предметных исторических и правовых неделях как в среднем звене, так и в старших классах. Проблема смертной казни риторическая, рассматривается на разных ступенях образования и ,следовательно, такие занятия могут носить интегративный характер. Ниже я привожу лишь примерный перечень таких тем.

Ступень общего образования

Основное общее, среднее общее

Основное общее, среднее общее

Базовый и профильный

Данная тема вызывает достаточно большой интерес у учащихся, но ее нет ни в одном школьном учебнике! Поэтому учитель, работающий творчески, всегда может предусмотреть время в учебном плане и включить эту тему в свою рабочую программу. Актуальность вопроса отмены или возобновления смертной казни в России и в мире для отечественной юриспруденции не утратил своей актуальности . Но что показательно - он не стал таковым сам по себе, а привлекает внимание лишь постольку, поскольку Россией веден мораторий на нее. Тем самым Конституционный Суд РФ юридически на определенное время заблокировал возможность назначения судами смертной казни, которая по-прежнему согласно ст. 20 Конституции РФ рассматривается как допустимая мера уголовного наказания.

Казалось бы, в преддверии этого дискуссия о перспективе исключительной меры уголовного наказания по инициативе сторонников или противников смертной казни должна была разгореться вновь.

Цель занятия : подвести учащихся к пониманию сложности проблемы сохранения смертной казни в России и мире.

  1. Воспитательная: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, правовой культуры, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; воспитание активной жизненной позиции;
  2. Образовательная: освоение знаний о смертной казни, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; раскрыть многообразие взглядов на проблему смертной казни как в мире, так и в России, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно искать необходимую информацию в тексте; формирование понятий : гуманизм, гуманное отношение к людям, смертная казнь, мораторий, Фемида;
  3. Развивающая : анализировать информацию, выявляя общие черты и различия;

прослеживать причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма, таблица, аудиовизуальный ряд); систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия людей с точки зрения социальных норм;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблеме смертной казни;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

На доске и стенах изречения:

(Леонид С. Сухоруков)

Дело в том, что по преданию в городе Гордии Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. Предсказание оракула гласило, что развязавший этот узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 году до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.

(Записывая тему урока в тетрадь, учащиеся отмечают, что проблема отмены или применения смертной казни очень сложная, многогранная; так же можно отметить, что в нашей стране еще пока не решен вопрос об окончательном отказе от смертной казни).

Работа учащихся с энциклопедией Кирилла и Мефодия:

А) Что такое смертная казнь?

Б) Что такое мораторий?

( МОРАТОРИЙ - замедляющий, отсрочивающий),

1) в гражданском праве — отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая правительством на определенный срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий (напр., войны, стихийного бедствия).

2) В международном праве — договоренность государств об отсрочке или воздержании от каких-либо действий на определенный или неопределенный срок.

(ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности).

Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел . Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - обезглавливание . В этом случае биологическая смерть наступает быстро. Этот вид наказания применяется в Саудовской Аравии и Ираке. Во Франции до 1977 года применялось обезглавливание через гильотину, введенное еще в 1792 году. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе 10 сентября 1977 года. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда ( смертельная инъекция ) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера , как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

УЧИТЕЛЬ: свое мнение о смертной казни было у известного российского писателя Александра Исаевича Солженицына. А его мнение было важным для русской интеллигенции по многим вопросам российской жизни, в том числе и по этому. Узнаем о нем побольше, тем более, что он был нашим земляком, ставропольцем и родился в городе Кисловодске.

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (родился 11 декабря 1918, Кисловодск, умер в 2008), русский писатель, действительный член РАН (с 1997).

Прочитайте внимательно текст и ответьте устно на поставленные вопросы к нему.

«Справимся ли мы с террором? И тут я скажу немодную вещь. Когда происходит террористический акт, нас заверяют: мол, открыто уголовное дело, где разбираются разные версии. Потонуло дело, потонули версии, и мы ничего не узнаем. Наконец, иногда этих террористов берут. Они смеются над нашим судом. Потому, что они знают: смертной казни не будет — мы никак не можем перед Страсбургом быть виноватыми. Сперва будет пожизненное заключение, потом какая-нибудь скидка, какая-нибудь амнистия или побег.

Я расскажу неизвестный совершенно эпизод. Отец писателя Набокова, Владимир Дмитриевич Набоков, крупный российский государственник, общественный деятель, поставил своей целью отменить в России смертную казнь (отчасти под влиянием Толстого). Он посвятил двадцать лет свой жизни этой главной цели — с конца ХIХ в. и до сентября 1917 г.

И мы имеем исторический опыт, как Столыпин за полгода моментально прекратил такую же слякоть, такую же мерзость 1905 г. смертной казнью. За это его полосовали, презирали, а в России наступил расцвет.

На атрибуцию источника:

1 . Кто автор этих слов? Что вы о нем знаете?

2. Сторонником какой точки зрения на проблему смертной казни является А.И.Солженицын?

На логический анализ его информации:

  1. Какие примеры из истории, касающиеся смертной казни, он приводит?
  2. Как изменилось отношение к смертной казни у В.Д.Набокова?
  3. Каково отношение самого А.И.Солженицына к террору?

На локализацию содержащихся в нем сведений во времени и пространстве:

  1. Когда и в какой газете была опубликована эта статья?
  2. Какие важные исторические вехи России упоминает в своей статье А.И.Солженицын?

Критический анализ источника:

  1. Предположите, каких взглядов на мораторий на смертную казнь придерживался автор статьи?
  2. Как вы это определили? Свое мнение аргументируйте.

Аксиологический анализ текста:

  1. Подумайте, за что А.И.Солженицын уважал В.Д.Набокова?
  2. К кому он еще испытывал такие чувства? Почему?
  3. В тексте статьи найдите и зачитайте слова, передающие отношение автора к этим людям.
  4. Как вы думаете, с какой целью автор статьи включил воспоминания о дореволюционной России?
  5. Какие идеи он хотел донести до потомков?

Праксеологический анализ источника:

  1. Что вы узнали об А.И.Солженицыне, о его отношении к Родине, власти на основе данного отрывка?
  2. Почему его можно назвать патриотом?

Группа учащихся получила 2 познавательных задания:

А1 .Смертная казнь на Руси существовала с :

А)11века, Б)12 века, В)13 века.

А2 . Каким видом наказания можно было заменить смертную казнь согласно древним законам:

А)пожизненным заключением, Б)штрафом, В)принудительными работами.

А3 . За какое преступление можно было убивать ночного преступника прямо на месте:

А4 .При каком правителе смертная казнь применялась в 12 случаях:

А5 .Как влияла публичная казнь на преступность:

А)Преступлений становилось меньше

Б)Преступления совершались как и прежде

В)Преступлений становилось больше

А6 . Кто из российских монархов не подписал ни одного смертного приговора:

А7 .Какой государственный преступник был публично казнен во времена Екатерины II:

А8. Кто из императоров подписал смертный приговор декабристам:

А9 . Мораторий на смертную казнь в России введен в:

А10 . Мораторий на смертную казнь в России был введен при:

1)Булгаков С.Н., а)правовед, ученый –физик,

2)Солженицын А.И., б)философ,

3)Сахаров А.Д. в)писатель.

Б4 . Найдите лишнее слово и объясните принцип, по которому объединены все остальные: расстрел, повешение, помилование, четвертование, колесование.

Б5 . Вставьте пропущенное слово.

Фемида - в греческой мифологии богиня…. . Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках.

УЧИТЕЛЬ : Сегодня мы стали свидетелями того, как часто в России сначала вводили, затем отменяли смертную казнь. Посмотрите на картины художников, эта тема привлекала и их.

УЧИТЕЛЬ: Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провёл в тюрьме 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки. Здесь достаточно напомнить нашумевшее в своё время дело Чикатило.

УЧИТЕЛЬ : ребята, перед вами весы богини правосудия Фемиды. Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами (учитель показывает изображение на слайде). Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?

Учащиеся кладут в кувшин, который проносит мимо каждого из них учитель либо символ СМЕРТИ, либо символ ЖИЗНИ ( а об итогах голосования чуть позже…)

УЧИТЕЛЬ: вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов.


Смертная казнь – древнейшее наказание, которое человечество когда-либо знало. Собственно, смертная казнь применялась прежде чем право оформилось в современном смысле этого слова.

Право - это система установленных государством общеобязательных норм и правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

изучение смертной казни в историческом развитии, правомерность ее применения

узнать, почему на протяжении столетий смертная казнь была столь эффективной мерой наказания;

выяснить, может ли пожизненное лишение свободы заменить смертную казнь;

определить, насколько смертная казнь эффективна как высшая мера наказания;

выяснить, как общество относится к данной проблеме.

2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

2.1. Принцип талиона

Талион известен прежде всего первобытным народам, у которых казнь применяется в самых различных формах, которые сохраняют единственное и главное стремление – уравновесить наказание и причинённый вред.

Со временем, талион, разделяя участь членовредительных наказаний и форм смертной экзекуции, прекращает применяться. В принципе, возможность его воплощения равномерно пропадает при усложнении форм криминальной деятельности и изменении карательных систем, которые ставят в основание кары лишение свободы.

Сама мысль о талионе и в наше время служит исходным началом, к которому приводят лишь остальные задачи и цели наказания.

2.2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США.

В Средние века в Англии вешали за кражи; за дисциплинарные проступки на флоте и в войсках вешали на рее; за фальшивомонетничество варили в кипятке. Также применялись урезания носа, ушей, языка. По приговору суда смертью карались 123 состава преступления.

В начале царствования Виктории повешение за воровство было отменено, однако, казнь по-прежнему применялась к убийцам, если только ему не удавалось доказать суду свою невменяемость. Так продолжалось на протяжении ещё 130 лет.

Последним человеком, казнённым публично был Майкл Баррет, ирландский террорист. Повешение состоялось 26 мая 1868 года перед Ньюгейтом. Но это не означает что смертная казнь была отменена, непубличные казни в Англии существовали даже после Второй мировой войны.

Последней женщиной, казнённой в Великобритании, была Рут Эллис. Она застрелила мужчину по имени Дэвид Блейкли 10 апреля 1955 года. Её казнили 13 июля того же года в тюрьме Холлоуэй. Позднее, через пять лет, 10 ноября 1960 года, был повешен Флосси Форсайт, которому на тот момент было 18 лет. В 1964 году одновременно в Ливерпуле и Манчестере казнили подельников: Питера Аллена и Джона Уолби, которые убили некоего Уэста. Эти двое подельников стали последними казненными преступниками в Англии. После этого, 18 декабря 1969 года, казнь в Англии была отменена.

Во Франции, в отличии от Великобритании, казнили через четвертование. Кроме этого было распространено колесование, повешение за ребро и другие мучительные наказания. Такие виды казни рьяно использовались против бунтарей и гугенотов. В 1792 году была введена гильотина, и в последующие годы большинство смертных казней проводились через отсечение головы. Год спустя на гильотине был казнён Людовик XVI.

Кроме гильотины использовался расстрел. Так были расстреляны Пьер Лаваль, маршал Мишель Ней и другие подсудимые процессов 1945-1946 годов.

Последней казнью во Франции является казнь Хамида Джандуби, похитившего и убившего свою бывшую сожительницу, которую перед смертью долго пытал.

20 февраля 2007 год — конституционный запрет на смертную казнь во Франции. Таким образом, французское общество стало последним в Западной Европе обществом, которое отказалось от применения смертной казни людей.

В Германии обычно отсекали голову мечом. Но кроме этого в средневековье существовали и другие виды казни: сожжение на костре (за подозрение женщины в колдовстве; за фальшивомонетчество; за поджог), четвертование (за супружескую измену), утопление (за убийство ребёнка) и иногда применялись колесования, погребения заживо, посажения на кол и так далее. Также перед казнью людей пытали и наносили телесные увечья.

В XX веке в Германии при Гитлере были введены повешение и гильотина. На последней были казнены Юлиус Фучик и Маринус ван дер Люббе (за откровенные действия против Третьего рейха). Участники провалившегося заговора против Адольфа Гитлера 20 июля 1944 года были повешены не на обычных верёвках, а на тугих струнах, усиливающих мучения. В армии Германии применялся расстрел и газовая камера — знаменитые средства массового уничтожения в концентрационных лагерях. Причем эти способы казни применялись в том числе для немцев, противников существующего режима. Но люди, настаивающие на пересмотре дел, отрицают существование газовых камер, потому что этот вид умерщвления никогда не применялся по суду. Всех осужденных фашистов повесили в Нюрнберге, причём Йодлю, Герингу и Кейтелю было отказано в замене повешения расстрелом, чего они добивались по праву военнослужащих. Последующие процессы, проходившие в Нюрнберге, вынесли ещё несколько приговоров, часть из которых были исполнены.

В конце концов смертная казнь в ФРГ и Западном Берлине была отменена (1949 год). Но некоторые из нюрнбергских казней были приведены в исполнение на территории Германии по поручению США. Позднее всего смертная казнь была отменена в ГДР в 1987 году. До 1966 года людей казнили с помощью гильотины, а в том году заменили на расстрел.

В конце XIX века изобрели электрический стул, который был впервые использован в 1890 году и в дальнейшем вошедший во всеобщее употребление. С этого года электрический стул вытеснял повешение во многих штатах Америки. Анархист Леон Чолгош, убивший Мак-Кинли в Буффало, был казнён в возрасте 50 лет 29 октября 1901 года в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.

В 1913 году на весь мир прошумело дело Лео Франка, которого осудили на основе сомнительных доводов, затем помиловали. Но вскоре он был похищен группой граждан и казнён.

Как и в Германии, в США существовала так называемая газовая камера, но такого широкого распространения как в Третьем рейхе она не получила.

В Соединённых Штатах Америки у осуждённого есть право на последний ужин (еду, которую готовили за несколько часов до исполнения приговора в соответствии с просьбой осуждённого) и право на последнее слово перед казнью. При исполнении приговора присутствуют свидетели: родственники осуждённого и его жертв, священник и адвокат.

2.3. ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ.

Одним из древнейших наказаний известных уголовному праву России является смертная казнь. Впервые в Древней Руси она упоминается в Уставной грамоте (1397 год), которую Великий князь Василий Дмитриевич дал жителям Двинской земли (за кражу в 3-й раз). Но на самом деле это наказание применялось намного раньше по указанию князей, а также в виде кровной мести. Все эти случаи применения казни не имели юридического характера наказания, вследствие этого, смертная казнь — мера государственного принуждения. Впоследствии, высшая мера наказания получает большое распространение в источниках права. Смертная казнь применяется в Псковской судной грамоте за пять преступлений, в Судебнике 1497 года за десять, в Судебнике 1550 года за тринадцать, в Соборном Уложении 1649 года за более чем шестьдесят преступлений. По Уложению в России существовали такие виды смертной казни: простые: отсечение головы, утопление, повешение; квалифицированные: сожжение, залитие горла металлом, колесование, посажение на кол, четвертование, закапывание в землю по шею и другие. Эпоха правления Петра I считается временем наибольшего применения смертной казни в России. Но по сравнению с Уложением 1649 года, Пётр I сократил количество видов казни до 3-х: повешение, отсечение головы, расстрел. Новый период в истории смертной казни пришёлся на время царствования Анны Иоановны. При ней жестокость методов смертной казни снова возросла. К уже существующим видам казни добавилось подвешивание за ребро на крюк. Вскоре, с восхождение Елизаветы Петровны на российский престол (25 ноября 1741 года) смертная казнь была приостановлена. Высшая мера наказания замещалась клеймением, ссылкой и битьём кнутом. Но на практике казнь применялась очень широко, в частности после пугачёвского восстания (1773—1775). Два документа — Свод законов (1832) и Уголовное Уложение (1903) предусматривали смертную казнь за тяжкие виды государственных преступлений, причём лица до 21 года и старше 70 лет и женщины, не привлекались к казни. Несмотря на все законы того времени смертная казнь всё ещё применялась до Февральской революции. 12 марта 1917 года — отмена смертной казни Временным правительством. Но спустя несколько месяцев 12 июля правительство издало распоряжение о возврате смертной казни в армии. Отсюда следует, что экзотические виды казни в России полностью отменены, хотя обычные методы казни (расстрел, повешение) все ещё продолжают применяться. Несмотря на то, что СССР всегда относился к смертной казни как к исключительной мере наказания, в его уголовном законодательстве закреплён единственный метод казни — расстрел, который продолжает использоваться.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1949 году Советский Союз внёс предложение о ликвидации высшей меры наказания во всех странах планеты, но не получил поддержки. В этот период уголовное законодательство смягчило наказания, но расширило перечень преступлений, за совершение которых применялась смертная казнь. Последний Уголовные кодекс СССР назначал высшую меру наказания за более чем тридцать деяний.

А как обстоит дело смертной казни в современной России?

Россия подписала 6-ой протокол к европейской конвенции о правах человека в апреле 1997 года. В соответствии с ним, в мирное время ни один человек не может быть казнён или приговорён к смерти. Но, к сожалению, этот документ до сих пор не утверждён Государственной думой Российской Федерации. В России в 1999 году был введён мораторий на смертную казнь — пока по всей стране не начнут работу суды присяжных, ни один преступник не может быть казнён или приговорён к смерти. При таких обстоятельствах, препятствий для введения смертной казни не должно было быть. Но мораторий был продлён Конституционным судом РФ 19 ноября 2009 года, который запрещал применять высшую меру наказания в стране и после, истечения введённого на неё моратория.

3. ЗА И ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

В XVIII веке в России появлялись теоретические исследования политических деятелей и юристов, в которых они излагали свои взгляды о полной отмене смертной казни и ее ограничении. Венесуэла стала первым государством в мире, которое полностью отменило смертную казнь за все виды преступлений (1846). Наивысший интерес к проблеме смертной казни появился после окончания Второй Мировой войны, которая унесла огромное количество жизней. Человеческая жизнь обесценилась смертью миллионов людей. Появился новый взгляд на жизнь человека, ее значимость и ценность. Смертная казнь занимает важное место в системе уголовного наказания. Эта мера наказания не является исправительной, как например ссылка, её целью становится отмщение. По результатам социологических опросов, страх быть наказанным воздерживает 14-24% совершеннолетних людей от совершения преступления. Смертный приговор не порождает судимости, но имеет при всём этом стопроцентную специальную превенцию.

3.1. ЗА СМЕРТНУЮ КАЗНЬ.

Сторонники применения высшей меры наказания приводят аргументы в защиту своих точек зрения, многие из которых уже служили доводами много лет назад. Если смертная казнь исключает повторное совершение преступления, то она является оборонительной системой для общества, которое имеет право отнять жизнь у того, кто отнял ее у другого, в противном случае может начать работу суд Линча, который широко применялся в США.

В. Реклесс — американский криминолог, который выделил 4 основных аргумента в защиту применения смертной казни:

1. Наказание должно быть таким же каким было совершённое преступление;

2. Преступник обязан страдать, чтобы искупить свою вину;

3. Наказание — напоминание другим, что с ними произойдёт то же самое, если они переступят закон;

4. Смертная казнь — способ защиты интересов общества.

Другой известный деятель — Э. Сазерленд, американский криминалист, сформулировал пять доводов:

1. Смертная казнь — более эффективный способ предупреждение преступлений, чем другие типы наказаний;

2. Смертная казнь экономичнее, чем содержание преступника в тюрьме;

3. Смертная казнь необходима, чтобы не позволить прийти в действие суду Линча;

4. Смертная казнь — средство очищения общества от ненормальных, нездоровых, сумасшедших личностей;

5. Казнь надёжнее, чем пожизненное заключение для людей, осуждённых за преднамеренное убийство, поскольку они могут попасть под действие амнистии.

3.2. ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.

Противники применения смертной казни приводят различные аргументы в защиту своей позиции. Первый и наиболее важный довод: всегда есть возможность ошибок в суде. Так судебная ошибка привела к смерти невинного человека — Александра Кравченко.

Всем известен знаменитый ростовский маньяк Андрей Романович Чикатило. 22 декабря 1978 года он убил девятилетнюю Елену Закотнову. Это дело об убийстве ребёнка с особой жестокостью и сексуальным насилием требовало быстрого раскрытия. Вёл дело один из опытнейших местных сыщиков — старший следователь Ижогин. Он изучал каждого местного жителя и в итоге 24 декабря нашёл тело ребёнка и подозреваемого в убийстве. Им стал Александр Кравченко, ранее отбывший наказание сроком 10 лет за убийство и изнасилование своей ровесницы. Жена Кравченко подтвердила алиби мужа на время преступления, и 27 декабря его отпустили. Тем не менее, Александр был задержан за кражу у своего соседа и 23 января 1979 года был задержан сотрудниками милиции. К нему в камеру посадили наркомана и убийцу, который силой вынуждал его признать ответственность за убийство Закотновой. В то же время милиция сообщила жене Кравченко, что её муж уже отбывал наказание по такому же делу. Она была обвинена в соучастии в убийстве. Запуганная женщина признала все обвинения и 16 февраля 1979 года Кравченко был приговорён к 15 годам заключения в тюремной камере, но родственники убитого ребёнка подали требование о переквалифицировании дела: замена тюремного заключения смертной казнью. 5 июля 1983 года Александр Кравченко был расстрелян за убийство, которое совершил Андрей Романович Чикатило. Это лишь пример одной ошибки суда из множества, по вине которой был приговорён к смерти невинный человек.

Я составил перечень наиболее используемых аргументов против смертной казни:

- казнь в какой-то степени способствует возрастанию уровня преступности, потому что некоторые люди могут подумать: если государство имеет право убить меня, то почему я не могу убить другого? Важнейшим признаком демократического правового государства является гуманность. Это понятие означает в первую очередь осознание ценности жизни человека;

- в ряде цивилизованных стран закреплено положение о запрете применения позорящих, мучащих, жестоких наказаний. Но разве смерть не вызывает страданий у осуждённого? Длительность сроков принятия решений суда — вот главная причина страданий преступников. Все осуждённые переносят ожидание различно. Одни совершают самоубийства, вторые спокойно ожидают вынесения решения, третье впадают в депрессию или проявляют агрессию, четвёртые обращаются к вере;

В заключение хотелось бы отметить, что проблема смертной казни является актуальной в жизни всего общества. Тема смертной казни берёт своё начало из нашей далёкой истории и пишется по сей день. На протяжении долгих лет многочисленные личности истории высказывали свои позиции и раскрывали доводы за отмену или сохранение смертной казни. Обе стороны приводят очень осознанные и проверенные временем аргументы в защиту своих взглядов. Но несмотря на то, что проблема смертной казни имеет длительную историю, компромисса в её решении не удаётся найти и в настоящее время. Казнь не самый лучший способ борьбы с преступностью, ведь она не всесильна. Это обусловливается ещё тем, что преступность имеет глубокий и разносторонний характер, который вызван множеством причин, поэтому и способы борьбы с ней должны быть также системными. Но мы ведём разговор о правомерности применения высшей меры наказания, о её необходимости обществу. Во всяком случае, изучение этой области довольно ограничено, из-за этого обе стороны дискуссии не могут высказать убедительные факты в подтверждение своих позиций, они приводят только догадки, которые основаны лишь на эмоциях. Никто не сможет в полной мере осветить проблему смертной казни пока не будут приведены доводы, основанные на фактах.

1. Анашкин Г.З. Смертная казнь в капиталистических государствах. М.,1971.

2. Келина С.Г. Смертная казнь: за и против. М., 1989.

3. Конституция РФ. М., 2019.

4. Уголовный Кодекс РФ. М., 2019.

5. Исаев И.А. Теория государства и права России. М., 2011.

6. Пономарев П., Михлин А.С. Применение смертной казни в истории Российского государства. М., 2005.

7. Пожизненное лишение свободы: реальность и перспектива // Преступление и наказание, 2008,

8. Амиров К.Ф., Амиров Р.Г. Основы правоведения. Казань, Магариф, 2010 г.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смертная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания, узаконенного государством и осуществляемого по вступившему в силу приговору суда или (исторически) по решению иных государственных или военных органов. Особо тяжкий вид наказания. Со времен Древней Руси, а затем и на протяжении истории Российской империи карательные меры характеризовались жестокостью, основой их и была смертная казнь.

На протяжении долгого времени, после принятия моратория, власть, многих юристов, да и общество в целом волнует вопрос смертной казни. На эту тему открывали множество споров, дискуссий, состоялись дебаты, но к однозначному мнению так и не пришли.

Смертная казнь, как вид наказания в уголовном праве, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку преступность растет и каждый гражданин начинает опасаться за свою жизнь, а также родных и близких людей. Ведь зло не должно оставаться безнаказанным. В настоящее время многие государства идут на смягчение законодательства. В связи с этим и возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости в современном мире.

Какими же вопросами чаще всего задаются люди, когда речь заходит о смертной казни?

1.Влияет ли отмена смертной казни на повышение правонарушений?

2. Нужна ли смертная казнь в современном мире? И будет ли она эффективна?

3. Око за око, зуб за зуб?

4. Имеет ли смертная казнь место быть, если говорить о том, что в нашем государстве суд гуманный?

1. Изучить систему наказания в России.

2. Узнать как обстоят дела со смертной казнью на данный момент в мире.

3. Выяснить какого мнения граждан Железногорска по этому вопросу сегодня.

4. Проанализировать результаты опроса.

Объект исследования:

Общественное отношение, связанное с применением смертной казни, смертных приговоров и отменой применения практики данного вида наказания в современном мире.

Предмет исследования:

Смертная казнь, как вид наказания, ее практика применения и последствия применения.

Цель работы:

Изучение смертной казни в ходе ее исторического развития, анализ правомерности ее применения, необходимости и эффективности смертной казни, сопоставление доводов сторонников и противников этой меры наказания.

В данном исследовании будут использованы следующие методы достижения поставленной цели:

1. Теоретические: история смертной казни в России, юридическая и философская литература по проблеме исследования, Интернет-ресурсы с мировой статистикой развития смертной казни. как вида наказания в других странах, теоретический и сопоставительный анализ материалов.

2. Экспериментальные: изучение статических данных опроса жителей города Железногорска, Интернет-ресурсы.

Практическая значимость:

Собранный и обобщенный исследовательский материал может быть использован в учебном процессе как на уроках обществознания, так и на различных внеклассных мероприятиях.

II . Теоретическая часть

1. История смертной казни в России

Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной, или простой, относились отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной казни – сожжение, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи и др. При Иване Грозном стали применять кипячение в масле, вине или воде за государственную измену, четвертование – за оскорбление государя.

На устранение этой неопределенности 29 октября 2009 года в Конституционный суд РФ было направлено ходатайство Верховного Суда об официальном разъяснении постановления КС от 1999 года. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года, когда истек введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания. Основанием для рассмотрения вопроса стало ходатайство Верховного суда РФ.

2. Страны, в которых смертная казнь применяется и на сегодняшний день:

В зависимости от законодательства каждой из стран их можно поделить на четыре группы:

58 стран сохраняют смертную казнь в рамках закона.

98 отменили этот вид наказания.

7 отменили только за общеуголовные преступления.

35 не применяют ее на практике.

Так, единственной страной в Европе, где применяют смертную казнь на практике, остается Беларусь. В странах Америки - США. Остальные страны расположены в Африке и Азии - Афганистан, Вьетнам, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, КНДР, Китай, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Япония, Палестина, Тайвань, Египет, Сомали, Судан, Экваториальная Гвинея.

3. Сравнительный анализ правонарушений в России и других странах:

На примере рассмотрим Россию, в которой данный вид наказания не применяется и США, в которой применяется.

Первая диаграмма показывает преступность в России с 2002 по 2018 гг. (приложение 1)

Следующая диаграмма показывает процентное соотношение преступлений в мире (приложение 2)

Если говорить в целом и опираться на статистику, то сегодня уровень преступности в США достаточно низкий. Особенно ярко это демонстрирует такой показатель, как количество убийств на 100 тысяч человек: в США он равен 5,35.

Но если сравнить процентное соотношение преступлений в России и в США, то можно увидеть что в России он намного меньше.

На Россию приходится 2%

III . Практическая часть:

Проанализировав мировую статистику уже можно сделать определенные выводы, но какое мнение у граждан Железногорска на этот счет?

В своей практической работе я опросила граждан разных возрастов. Каждому их них предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какова ваша позиция в вопросе за или против смертной казни?

Для начала я опросила людей в возрасте от 15 до 25 лет (приложение 3)

Результаты представила также в диаграмме (приложение 4)

Большая часть опрошенных оказалась за смертную казнь и большинство из них объясняли это тем, что преступники, которые совершают жестокие деяния должны быть наказаны по полной мере. Они делают людям больно и у некоторых просто забирают жизни, но при этом сами продолжают жить.

Затем была опрошена возрастная категория от 35 до 50 и выше (приложение 5)

Результаты которой вы также можете наблюдать (приложение 6)

Большее количество людей выбрало вариант "против"

Одни объясняли это тем, что у нас в стране гуманный суд. Другие говорили, что жестокость только лишь порождает жестокость. Если жизни людей начнем отнимать и мы, то почему же нас нельзя называть самыми настоящими преступниками?

Чтобы сделать определенные выводы и придти к заключению, необходимо сравнить результаты двух возрастных категорий.

Почему же результаты так значительно отличаются?

Люди, возрастной категории от 35 до 50 и выше, более здраво могут расценивать какие-либо ситуации, на основании богатого жизненного опыта. Эти люди действительно прожили определенный период своей жизни и могут подойти к ситуации с холодной головой.

Люди, в возрасте от 15 до 25, скорее всего рассматривают данный вопрос только с одной стороны. "Око за око, зуб за зуб" как выражались некоторые из них. У них не до конца сложилось представление о каких-то этических нормах.

IV . Заключение:

Дихотомия, которая происходила и происходит до сих пор по этому вопросу, не сможет решиться. Как оказалось однозначного мнения у людей нет, но можно с уверенностью говорить, что смертная казнь не сдерживает преступников. Как я и говорила ранее, что процентное соотношение преступности в России, в которой введен мораторий на смертную казнь, то есть не практикуется, меньше, чем в США, в которой данный вид наказания практикуется.

Также одним из основных аргументов "против" является тот, факт, что в этом может оказаться и окажется невиновный человек. Если на государственном уровне принимается решения, то есть берется риск казнить невиновного человека, то это не то государство, в котором можно говорить о каких-то этических нормах.

Наличие смертной казни нравственно развращало бы наше общество, показывая, что на жестокость надо отвечать жестокостью, что можно просто взять и нарушить границы компетенции человека.

Если говорить про аргументы "за" спорный момент возникает, когда речь заходит о родственниках жертвы. То есть если какой-то человек отнял жизнь у его близкого, значит надо отнять ее и у него. Но ведь исход все равно не изменится. Многие считают, что тюремное заключение это мягкое наказание, однако, если рассматривать все с самого начала, то стоит отметить, что жизнь ценна прежде всего ее содержанием. Человека морально начинает убивать обстановка, в которой он находится, где ничего не происходит.

В заключении хотела бы напомнить, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Казнить кого-либо считается аморальным и варварским поступком. В противном случае, исполнителя казни можно считать таким же убийцей.

Читайте также: