Презентация муниципальное право как отрасль права наука и учебная дисциплина

Обновлено: 04.07.2024

Говоря о муниципальном праве как о комплексном муниципальном образовании, следует иметь в виду то, что это не только отрасль права, но и наука, проблемы которой всегда вызывали интерес, особенно в настоящий период времени.

Наука муниципального права – это система научных идей и знаний о наиболее общих закономерностях развития органов местного самоуправления, связанная с организацией и функционированием этих органов по решению вопросов местного значения.

Муниципальное право Российской Федерации как научная дисциплина является составной частью российской юридической науки. При этом наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований.

Методы научных исследований, используемых наукой муниципального права

1. Системный анализ, позволяющий рассматривать местное самоуправление как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества, с государством, общественными объединениями и другими образованьями.

2. Сравнительно-правовой анализ, направлен на изучение не только развития муниципального права в РФ, но и изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах.

3. Исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского и др.) и научных исследований о местных органах советской власти.

Однако научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения 1 . Осуществляемое в настоящее время в РФ реформирование органов власти на местах опирается во многом на отечественный опыт дореволюционного земского и городского самоуправления.

Кроме перечисленных методов, наука муниципального права использует также статистический, конкретно-социологический и другие методы исследований.

Задачи науки муниципального права:

решать проблемы повышения эффективности деятельности местного самоуправления и его органов по решению вопросов местного значения;

собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения передовых, наиболее эффективных форм и методов работы органов местного самоуправления;

прогнозировать развитие организации и деятельности местного самоуправления по мере дальнейшего развития демократических процессов в обществе;

изучать условия и средства, обеспечивающие самостоятельность муниципальных образований, их органов, и, прежде всего от органов государственной власти в решении вопросов местного значения 2 .

Источниками науки муниципального права России являются помимо нормативно-правовых актов национального законодательства, перечисленных ранее, и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в соответствии со ст. 15, п. 4 Конституции РФ составляют часть правовой системы нашего государства. В качестве примера можно привести Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую Советом Европы 15 октября 1985 г., в которой закреплены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления.

Теоретические источники науки муниципального права – фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России.

К числу источников науки муниципального права относятся немногочисленные работы отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется современная практика местного самоуправления зарубежных стран.

Источниками для формирования науки муниципального права России могут являться научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления в советский период развития нашей государственности.

Учебная дисциплина муниципального права имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов.

Муниципальное право представляет собой и учебную дисциплину, преподаваемую в высших юридических учебных заведениях страны.

Задачи муниципального права как учебной дисциплины состоят в помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его реализации, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Особое внимание при изучении муниципального права студентами юридических факультетов и вузов следует уделять организации взаимоотношений органов местного самоуправления с иными органами управления.

Система учебной дисциплины муниципального права состоит из следующих составных частей:

общей. Здесь рассматриваются предмет муниципального права как отрасли; методы правового регулирования, особенности, источники, система данной отрасли права; субъекты общественных отношений, возникающих в ходе реализации населением местного самоуправления; источники, задачи науки муниципального права, основные методы научных исследований; задачи муниципального права как учебной дисциплины; основы местного самоуправления; социальные и правовые гарантии; ответственность;

особенной. Рассматриваются полномочия и предметы ведения местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности на территории местного самоуправления.

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №2
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №3
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №4
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №5
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №6
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №7
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №8
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №9
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №10
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №11
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №12
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №13
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №14
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №15
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №16
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №17
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №18
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №19
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, слайд №20

 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Слайд 1

 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА Муниципальное право, подобно любой другой отрасли права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются, прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА Муниципальное право, подобно любой другой отрасли права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются, прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

 Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования. Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества в сфере местного самоуправления. Местное самоуправление является объективной основой формирования муниципального права

Слайд 3

Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования. Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества в сфере местного самоуправления. Местное самоуправление является объективной основой формирования муниципального права

 В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Слайд 4

В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления.

Слайд 5

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления.

 Деятельность населения муниципальных образований, формируемых им органов местного самоуправления, по самостоятельному решению вопросов местного значения носит публично-властный характер, ибо местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти.

Слайд 6

Деятельность населения муниципальных образований, формируемых им органов местного самоуправления, по самостоятельному решению вопросов местного значения носит публично-властный характер, ибо местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти.

 В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления — муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Слайд 7

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления — муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

 Своеобразие местного самоуправления как формы осуществления власти народа (публичной власти) обусловлено также тем, что органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако они могут согласно ст. 132 Конституции РФ наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Слайд 8

Своеобразие местного самоуправления как формы осуществления власти народа (публичной власти) обусловлено также тем, что органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако они могут согласно ст. 132 Конституции РФ наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

 Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть — формы единой публичной власти (власти народа) в государстве. Подобная трактовка понятия местного самоуправления нашла подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

Слайд 9

Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть — формы единой публичной власти (власти народа) в государстве. Подобная трактовка понятия местного самоуправления нашла подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

 При этом следует иметь в виду, что местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенной к населению. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской хартии местного самоуправления 2 обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

Слайд 11

При этом следует иметь в виду, что местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенной к населению. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно. Поэтому одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской хартии местного самоуправления 2 обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

 В советский период местные органы власти (местные Советы и их исполнительные комитеты) являлись по своей природе государственными органами, входящими в единую систему государственной власти. Они функционировали на основе единых для всех государственных органов власти принципах. Поэтому не было необходимости в формировании специальной отрасли права, которая имела бы своим предметом исключительно местные органы государственной власти: отношения, связанные с организацией и деятельностью местных органов государственной власти, в тот период регулировали такие отрасли права, как государственное (конституционное) право, административное право, а также другие отрасли права.

Слайд 14

В советский период местные органы власти (местные Советы и их исполнительные комитеты) являлись по своей природе государственными органами, входящими в единую систему государственной власти. Они функционировали на основе единых для всех государственных органов власти принципах. Поэтому не было необходимости в формировании специальной отрасли права, которая имела бы своим предметом исключительно местные органы государственной власти: отношения, связанные с организацией и деятельностью местных органов государственной власти, в тот период регулировали такие отрасли права, как государственное (конституционное) право, административное право, а также другие отрасли права.

 И лишь становление и развитие местного самоуправления, занимающего особое место в общей системе управления государственными и общественными делами, обусловило потребность в специальной отрасли права, регулирующей отношения в сфере местного самоуправления.

Слайд 15

И лишь становление и развитие местного самоуправления, занимающего особое место в общей системе управления государственными и общественными делами, обусловило потребность в специальной отрасли права, регулирующей отношения в сфере местного самоуправления.

 Они применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Поэтому имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

Слайд 18

Они применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Поэтому имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

 Таким образом, муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно,

Слайд 19

Таким образом, муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно,

 через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Слайд 20

через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальное право Организационные основы местного самоуправления

№ слайда 1

Муниципальное право Организационные основы местного самоуправления

Структура органов МСУ совокупность организационных единиц и должностных лиц в си

№ слайда 2

Структура органов МСУ совокупность организационных единиц и должностных лиц в системе МСУ, имеющих правовой статус органа местного самоуправленияНо № 131- ФЗ не определяет четко, что такое структура органов МСУ

Структура органов МСУ определена, если установлены: перечень действующих в этом

№ слайда 3

Структура органов МСУ определена, если установлены: перечень действующих в этом поселении органов (как коллегиальных, так и единоличных)способ их формирования (избрание или иной способ наделения полномочиями)компетенция каждого из этих органовсистема взаимоотношений и взаимодействия между ними, включая подотчетность, подконтрольность и другие вопросы

Модель 1. Допустима только для сельских поселений

№ слайда 4

Модель 1. Допустима только для сельских поселений

Модель 2. Традиционный вариант (для всех типов МО)

№ слайда 5

Модель 2. Традиционный вариант (для всех типов МО)

Модель 3. Глава МО = председатель представительного органа МО (для всех типов МО

№ слайда 6

Модель 3. Глава МО = председатель представительного органа МО (для всех типов МО)

Модель 4. Избрание жителями только представительного органа МО (для всех типов М

№ слайда 7

Модель 4. Избрание жителями только представительного органа МО (для всех типов МО)

Модель 5. Допустима только для МР

№ слайда 8

Модель 5. Допустима только для МР

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираем

№ слайда 9

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, иногда включает глав поселений, входящих в состав муниципального района

Представительный орган поселения не формируется, его полномочия осуществляются с

№ слайда 10

Представительный орган поселения не формируется, его полномочия осуществляются сходом граждан если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек

Закрепление порядка формирования представительного органа закрепляется в уставе

№ слайда 11

Закрепление порядка формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа

Численность депутатов Определяется уставом м/о, в зависимости от численности нас

№ слайда 12

Численность депутатов Определяется уставом м/о, в зависимости от численности населения согласно диаграмме.При этом минимальное количество депутатов должно быть:В муниципальном районе не менее 15 чел.В городском округе не менее 10 чел.


№ слайда 13

При досрочном прекращении полномочий представительного органа Выборы проводятся:

№ слайда 14

При досрочном прекращении полномочий представительного органа Выборы проводятся:В течении 3 месяцев непосредственно населением (муниципальное образование)В течении 1 месяца через представительство (в муниципальный район из поселений)

Местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образо

№ слайда 15

Местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образования


№ слайда 16

Состав местной администрации МО

№ слайда 17

Состав местной администрации МО

Формирование структуры местной администрации это образование комитетов, отделов,

№ слайда 18

Формирование структуры местной администрации это образование комитетов, отделов, служб и других структурных подразделений и наделение их соответствующими полномочиями для реализации тех или иных функций При формировании структуры необходимо учитывать:особенности конкретного муниципального образования плотность населенияособенности организации предоставления услугперечень вопросов местного значения, установленный для соответствующего типа МО, иных закрепленных в уставе вопросов наличие переданных государственных полномочий степень развитости различных форм самоорганизации населения, способных участвовать в решении вопросов местного значения

Принципы формирования структуры администрации: Целесообразность и логика, четкое

№ слайда 19

Примерная структура местной администрации для поселений

№ слайда 20

Примерная структура местной администрации для поселений

Статус Главы местной администрации (назначенного)работающего по контракту Услови

№ слайда 21

Статус Главы местной администрации (назначенного)работающего по контракту Условия контракта утверждаются: представительным органом моГлава местной администрации руководит на принципах единоначалия Является муниципальным служащим (категория Б)На него распространяются все ограничения связанные со статусом служащего

Контрольный орган МО создается с целью контроля за исполнением местного бюджета,

№ слайда 22

Контрольный орган МО создается с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, включая контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Избирательная комиссия МО муниципальный орган, который не входит в структуру орг

№ слайда 23

Избирательная комиссия МО муниципальный орган, который не входит в структуру органов МСУорганизует подготовку и проведение муниципальных выборовместного референдумаголосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправленияголосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Муниципальная служба в Российской Федерации Профессионализм и компетентностьОтве

№ слайда 24

Муниципальная служба в Российской Федерации Профессионализм и компетентностьОтветственность и самостоятельностьЗаконность и приоритет прав и свобод человекаРавный доступ и единство требованийВнепартийностьПравовая и социальная защищенность

Муниципальные должности Выборныедолжности Категория А Невыборные должности Катег

№ слайда 25

Муниципальные должности Выборныедолжности Категория А Невыборные должности Категория Б и ВДолжности муниципальной службы

Муниципальные должности

№ слайда 26

Должности категории В Высшая должность Главная должность Ведущая должность Старш

№ слайда 28

Должности категории В Высшая должность Главная должность Ведущая должность Старшая должность Младшая должность

Высшие должности Первый заместитель главы администрации м/оЗаместитель главы адм

№ слайда 29

Высшие должности Первый заместитель главы администрации м/оЗаместитель главы администрации м/оГлава администрации м/о (назначенный).

Главные должности Начальник управления, департаментаПредседатель комитетаНачальн

№ слайда 30

Главные должности Начальник управления, департаментаПредседатель комитетаНачальник (заведующий) отдела, службыРуководитель территориального структурного подразделенияУправляющий делами администрации м/оГлавный бухгалтер администрации м/о

Ведущие должности Заместитель начальника управления Заместитель начальника (заве

№ слайда 31

Ведущие должности Заместитель начальника управления Заместитель начальника (заведующего) отдела, службыЗаместитель председателя комитетаНачальник (заведующий) отдела в составе управления, комитетаНачальник (заведующий) сектора в составе управления, комитета, отдела Консультант (управления, отдела, службы) Главный бухгалтер управления, отдела, службы, территориального подразделения

Старшая должностьГлавный специалист Ведущий специалист Младшая должность Специал

№ слайда 32

Старшая должностьГлавный специалист Ведущий специалист Младшая должность Специалист 1-й категорииСпециалист 2-й категорииСпециалист

В квалификационные требования к муниципальным служащим включаются требования к:

№ слайда 33

В квалификационные требования к муниципальным служащим включаются требования к: уровню профессионального образования с учетом группы должностей муниципальной службыстажу и опыту работы по специальностиуровню знания Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъекта РФ, устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей

Гражданам, претендующим на должность муниципальной службы, необходимо высшее про

№ слайда 34

Поощрения муниципального служащего денежное поощрениеобъявление благодарностинаг

№ слайда 35

Поощрения муниципального служащего денежное поощрениеобъявление благодарностинаграждение ценным подаркомнаграждение Почетной грамотойвнеочередное присвоение квалификационного разрядаприсвоение почетного званияпредставление к правительственным наградам

Дисциплинарные взыскания Замечание Выговор Увольнение

№ слайда 36


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15

Презентацию на тему "Понятие и предмет муниципального права" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Право. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Понятие и предмет муниципального права. Муниципальное право представляет собой систему конституционных и обычных норм, творимых или санкционируемых государством, направленных на регулирование отношений в сфере местного самоуправления.

Понятие и предмет муниципального права.

Муниципальное право представляет собой систему конституционных и обычных норм, творимых или санкционируемых государством, направленных на регулирование отношений в сфере местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм пря

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. 2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в трех основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации Во-вторых, так именуется научная дисц

Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в трех основных значениях.

Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации Во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. В-третьих, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов.

Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименов

Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление.

Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования: Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования:

Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджет-но-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объедин

Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджет-но-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправлен

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

Более полное представление о структуре предмета муниципального права дает его подразделение на следующие группы общественных отношений: 1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли. 2. Отношения, связанные с деятельно

Более полное представление о структуре предмета муниципального права дает его подразделение на следующие группы общественных отношений:

1. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли. 2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы. 3. Отношения, возникающие я процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредствен

Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальное право, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Муниципальное право, как и другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление — это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавл

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права.

Местное самоуправление — это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципально

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном самоуправлении. Вместе с тем Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. предст

В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном самоуправлении. Вместе с тем Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Читайте также: