Презентация ксенофобия как проявление молодежного экстремизма

Обновлено: 16.05.2024

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Учитель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Основные нормативные правовые акты:

Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

1. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”.

3. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму”.

6. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации”.

7. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) “Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”.

Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:

а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

  • Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
  • Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
  • Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
  • Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (беседа).

- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?

- Из-за чего вы огорчались?

- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?

- Что такое терпение?

- Что такое толерантность?

- В чем их схожесть?

- Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?

- Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.

Учитель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

II. Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит. ” (все ответы записываются на доске).

Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Эмпа?тия (греч. — “в” + греч. — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

III. Работа по группам. Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).

IV. Защита своей эмблемы.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

V. Итоговый тест. Проверь насколько ты толерантный.

Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир. (Просмотр фотографий класса – мы разные, но нам хорошо вместе)

Оценить 26 0

Проект по организации профилактики ксенофобии

и молодежного экстремизма в образовательной среде.

по воспитательной работе

МОУ СОШ № 1 г.Благодарный

Костюк Анна Алексеевна

Паспорт проекта ___________________________2– 4

Пояснительная записка______________________4 – 7

Направления деятельности школы

по реализации проекта:

План мероприятий по профилактике экстремизма

на 2020 – 2021 учебный год____________________7–11

Ресурсное обеспечение проекта_______________14

Список использованной литературы___________15

Паспорт проекта

Название проекта

проект по организации профилактики ксенофобии и молодежног экстремизма в образовательной среде.

Основания для разработки проекта

Разработка комплексных эффективных мер по профилактике и противодействию проявлениям ксенофобии и экстремизма в подростковой среде.

Заказчик проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

Разработчики и реализаторы проекта

Костюк Анна Алексеевна – заместитель директора по воспитательной работе;

Реализаторы: - педагогический коллектив школы, родительская общественность

Сроки реализации

С сентября 2021 года по август 2022года

Участники проекта

Учащиеся школы в возрасте от 7 до 18 лет; их родители (законные представители)

Цель проекта

Разработать средства и методы предупреждения преступлений, сопряженных с молодежным экстремизмом и ксенофобией путем создания постоянно действующего и благоприятного пространства для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков. Формировать у подростков толерантное отношение к окружающему миру.

Задачи проекта

- формировать интерес у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей.

- проводить воспитательную, пропагандистскую работу со школьниками и их родителями, направленную на предотвращение экстремистской деятельности, воспитанию толерантности и межнационального согласия в образовательной среде;

- систематизировать работу психолого-педагогической службы с подростками по предотвращению экстремизма;

- совершенствовать механизм обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений _активизировать использование интернета в профилактических целях;

- на сайте школы разместить информацию, направленную на формирование у школьников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к этнокультурному наследию; толерантного поведения и навыков критического осмысления молодыми людьми происходящих общественных процессов;

- ввести систему мониторинга по развитию межнациональных отношений в школе;

- сформировать постоянно действующее пространство для проведения работы по информационной безопасности, осуществлению мониторинга сети интернет в школе для выявления информации экстремистской направленности;

- участвовать в организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму;

- определить основные направления профилактики для предотвращения экстремистских настроений среди школьников;

- проводить родительские собрания, заседания Общешкольного Совета по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии;

- активизировать формы и методы работы по занятости школьников во внеурочное время;

- воссоздать систему социальной профилактики проявлений экстремизма, направленную на активизацию борьбы с безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних;

-формировать систему приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению :

- сформировать социально – педагогическое пространство для воспитания гражданской ответственности, сохранения духовно-нравственного здоровья , уважения к своей истории и культуре страны, приобщение к нравственным и духовным ценностям;

- содействовать созданию атмосферы семейного благополучия.

Внесение коррективов

В процессе реализации проекта могут быть внесены коррективы в содержание программы проекта

Пояснительная записка

Проявление национализма в нашей стране не ушло в прошлое. До сих пор в межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Национальное насилие всегда вызывает тяжелые последствия. Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии – актуальные проблемы современной России. В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций, которые спекулируют на идеях национального возрождения, и, как следствие, ведет к провоцирующему росту преступных акций; к нарушению общественного порядка на этнической, религиозной и политической почве. Это нередко усиливает экстремистские проявления. И, более того, молодые люди могут быть вовлечены в деятельность экстремистских организаций через интернет.

К основными причинам молодежного экстремизма можно отнести рост экономического неравенства, социальные и национальные противоречия, несовершенство законодательной базы, непродуктивность прежних идеалов и нереализованность новых. В таких условиях нужна серьезная профилактическая работа, так как нарушения экстремистской направленности, как свидетельствует статистика, совершают 70% лиц в возрасте до 25 лет.

Актуальность проекта состоит в том, что разработкаего должна помочь не только педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков, но и раскрыть, привить умения делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Комплекс мероприятий научит детей доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей, получить консультативную помощь родителям и педагогам по формированию конструктивного межличностного общения в среде школьников.

Проект направлен на укрепление в школе «толерантной среды на основе принципов мультикультур, ценностей многонационального гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального, толерантного межличностного отношения.

Цель проекта:

Разработать средства и методы предупреждения преступлений, сопряженных с молодежным экстремизмом и ксенофобией путем создания постоянно действующего и благоприятного пространства для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей и подростков.

Задачи:

1.Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у учащихся толерантного поведения по противодействию экстремизму;

2. систематизировать работу психолого-педагогической службы с подростками по предотвращению экстремизма;

3. участвовать в организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму;

4. сформировать социально – педагогическое пространство для воспитания гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

5. Организовать просветительскую работу с родителями, направленную на воспитание в семье толерантного отношения к людям другой национальности.

Ожидаемые результаты:

- способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;

- предотвратить участие школьников в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность;

- формирование у школьников навыков цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах;

-формирование навыков информационной безопасности.

Основные принципы реализации проекта

При реализации проекта используются следующие подходы: личностно-ориентированный, дифференцированный, комплексный.

Формы реализации проекта: коллективная, групповая и индивидуальная формы работ.

Основными направлениями реализации Проекта являются:

- разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в образовательной среде;

- включение дополнительных программ формирования толерантных установок обучающихся во внеурочную деятельность;

- использование различных мероприятий на уровне обучающихся и родителей по профилактике экстремизма: тематические часы общения, тренинги толерантности, Дни здоровья, круглые столы, тематические встречи, акции;

- издание материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной среди учеников школы ,издание памяток, буклетов и стендов для подростков и родителей, советы на каждый день и в случайно сложившейся ситуации;

- использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его формах,

- пропаганда сайтов для молодёжи по профилактике экстремизма;

- развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия многонациональной России.

План мероприятий по профилактике экстремизма

в муниципальном общеобразовательном

г.Благодарный

на 2021-2022 учебный год.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма и ксенофобии в молодежной среде на 2021-2022 учебный год.

Изучение администрацией, педагогами школы нормативных документов по противодействию экстремизму среди несовершеннолетних учащихся.

Заместитель директора по ВР

Детальное рассмотрение вопросов, связанных с экстремизмом на педагогических совещаниях, заседаниях методических объединений и других общественных собраниях.

Формирование методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди учащихся

Заместитель директора по ВР

Информационное и документационное обеспечение(приказы, распоряжения, планы, графики и т.п.) безопасности массовых школьных мероприятий.

Заместитель директора по воспитательной работе

Осуществление мониторинга национального состава школьников

Изучение педагогами нормативных документов и накопление методического материала по противодействию экстремизма.

Проведение социологических исследований по гармонизации межэтнических отношений в школе

диагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности

Экстремизм в молодежной среде, слайд №1
Экстремизм в молодежной среде, слайд №2
Экстремизм в молодежной среде, слайд №3
Экстремизм в молодежной среде, слайд №4
Экстремизм в молодежной среде, слайд №5
Экстремизм в молодежной среде, слайд №6
Экстремизм в молодежной среде, слайд №7
Экстремизм в молодежной среде, слайд №8
Экстремизм в молодежной среде, слайд №9
Экстремизм в молодежной среде, слайд №10

 ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Слайд 1

Экстремизм в молодежной среде, слайд №2

Слайд 2

 ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. (Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М., 1999)

Слайд 3

ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. (Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М., 1999)

 Экстремистская деятельность (экстремизм) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Слайд 4

Экстремистская деятельность (экстремизм) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм в молодежной среде, слайд №6

Слайд 6

Экстремизм в молодежной среде, слайд №7

Слайд 7

КОРКМАЗОВ Алим Викторович

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

Ксенофобия и молодежный экстремизм. Профилактика проблемы

Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир. Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений ненависти. Именно с молодежью и должна вестись усиленная работа по профилактике экстремизма.

Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм - это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.

Среди факторов возникновения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий: социально-экономические, групповые и личностные. Эти факторы могут взаимодействовать и влиять друг на друга.

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

• особенности экономического развития общества;

• стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции;

На социально-экономическом уровне рост экстремистских проявлений среди молодежи объясняется следствием трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, а также с явлениями экономического кризиса. Подобные процессы могут вызывать снижение образовательного и культурного потенциала, разрыв преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижение показателей гражданственности и патриотизма, криминализацию сознания в условиях социально-экономического кризиса и неопределенности.

Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

• установки, предубеждения родителей;

• взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников) (это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций);

• влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

Указанные выше причины действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

• представления, установки подростков;

• индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии , индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

• эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т.п.).

C оциально-экономический подход, объясняющий ксенофобию и молодежный экстремизм, пока достаточно узок и не раскрывает истинных причин подобного поведения. Склонность к насилию среди молодежи возникает под влиянием не только внешних факторов, таких как отсутствие места работы или дома, но и внутренних характеристик – моральных принципов и типических особенностей индивида.

Если подчеркивать только социальные причины ксенофобии, то ключевую информацию дает детальный анализ биографии молодых людей, совершающих ксенофобские и насильственные действия. Особое внимание следует обращать на эмоциональное развитие таких подростков.

Различные типы агрессивности можно проследить еще на ранних этапах жизни человека. Одну из групп составляют самоуверенные, доминантные дети, которые позже в подростковом возрасте используют агрессию в насильственных актах.

Ко второй группе относятся гиперактивные дети, склонные к совершению яростных атак. Их поведение во многом было обусловлено биохимическими особенностями нервных процессов, определяемыми уровнем гормонов и нейротрансмиттеров . Однако многие родители и учителя не справляются с такими детьми и реагируют на их поведение довольно жестко, что впоследствии увеличивает агрессивность детей. Таким образом, генетические и средовые влияния, взаимодействуя, усиливают негативные реакции детей.

Третья группа включает в себя детей, проявлявших преимущественно тревогу, застенчивость и подозрительность по отношению к незнакомым людям. Позже в своей жизни они демонстрируют импульсивно-реактивную и защитную агрессию. Иногда в эту группу попадают дети, пережившие горе (например, утрату матери ), и, если окружающими это не принималось во внимание, дети проявляют свое горе, как крик о помощи, в агрессивных действиях.

Третий путь развития демонстрируют лица, совершившие преступления на почве ненависти, которые в подростковом возрасте проявляли провокационное, антисоциальное и девиантное поведение. Возникновение этого пути связано, как правило с тем, что молодые люди прогуливают школу, гуляют без дела, пьют алкогольные напитки. Для того чтобы проявить себя они часто дразнят взрослых – например, выкрикивают нацистские лозунги, которых часто не понимают. Позже такие подростки могут совершать преступления, начиная от воровства до нанесения физического вреда в отношении лиц другой национальности, расы или религии.

Для многих преступников, совершивших преступления на почве ненависти, характерен четвертый путь развития, связанный с возникновением правоэкстремистской идеологии. Иногда детей привлекают рассказы о войне, окрашенные сочувствием к нацистской идеологии. Как правило, вначале нацистские лозунги повторяются детьми без понимания их содержания. Подростки могут поддерживать идеи некоторых взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Позже в их жизни такие не вполне сформировавшиеся мнения могут связаться с неонацистской идеологией в основном благодаря группам сверстников. Эти установки, однако, рационализируют общие агрессивные тенденции, личные проблемы, тревожность или проблемы с самооценкой. Такие преступники обычно не способны последовательно аргументировать свои политические взгляды.

Исследования подтверждают, что большая часть преступников имела длинную историю возникновения ксенофобских установок и поведения, уходящую в детство. Многих правонарушителей исключали из школ, даже иногда из детских садов, за их агрессивное поведение, что указывает на длительное развитие агрессивных тенденций. Часто эти общие агрессивные тенденции находят выражение в ксенофобских проявлениях уже в юношеском возрасте. Кроме того, нередко преступники имели делинквентную историю (кражи в магазине, грабежи, вождение без прав, шантаж других подростков, нападения с нанесением травм и т.д.) и совершали преступления на почве ненависти (нападение на беженцев, избиение панков, вовлечение в пропаганду фашизма и т.д.).

Сложные взаимосвязи между агрессией, девиантным поведением, ксенофобией и правоэкстремистской идеологией, с одной стороны, затрудняют понимание возникновения данных явлений, но с другой – позволяют шире взглянуть на причины их возникновения и их взаимосвязи.

Исследования ксенофобии и молодежного экстремизма необходимы для разработки эффективных мер по профилактике девиантного поведения среди молодежи. Профилактика должна быть ориентирована на систему причин, факторов, вызывающих подобные явления и действующих на различных уровнях: социально-экономическом, групповом, личностном.

Очень важен социально-экономический уровень профилактики проблем подобного рода, велика его значимость для становления социальных установок и правосознания молодых людей, их жизненных планов, ощущения перспективы и безопасности либо для протестных настроений. Решение задач на этом уровне лежит в сфере социальной и экономической политики государства.

На уровне практической психологии одним из шагов в формировании такой системы может стать изучение и диагностика на ранних этапах тех индивидуальных эмоциональных и поведенческих особенностей молодых людей, которые могут служить предикторами проблем социального взаимодействия в будущем. Психологическая помощь в создании такой социальной ситуации развития ребенка, которая позволила бы минимизировать возможные риски в семье, детском саду, школе, могла бы стать еще одним этапом в формирования профилактической системы. В дальнейшем, на стадии школьного обучения, необходима разработка психологических критериев оценки риска в отношении развития ксенофобских установок и их поведенческих проявлений у детей и подростков, а также программ, направленных на их профилактику и коррекцию. Эти задачи необходимо решать психологическим службам учреждений образования во взаимодействии с социальными работниками, социальными педагогами, которые выстраивают социальную деятельность детей и подростков и осуществляют профилактическую работу на уровне группового взаимодействия.

Эффективность системы профилактики будет зависеть от согласованности, координированности действий на всех уровнях.

Примерный перечень основных мероприятий профилактического характера, направленных на устранение причин экстремисткой преступности:

• снижение социальной напряженности в регионе, улучшение психологического микроклимата;

• поддержка незащищенных и малообеспеченных групп населения;

• осуществление мер по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств и норм толерантности;

• проведение мероприятий по обоснованному и рациональному распределению квот на использование труда мигрантов.

• повышение инвестиционной привлекательности региона;

• повышение уровня жизни населения.

• проведение последовательного политического курса на улучшение отношений между представителями различных национальностей и религий;

• последовательная политика улучшения социально-экономической обстановки;

• проведение органами власти постоянного мониторинга ситуации в области межнациональных отношений, открытость данной информации для населения, недопустимость замалчивания тех или иных конфликтов.

• разработка и реализация образовательных программ формирования у граждан норм поведения, характерных для гражданского общества;

• введение в педагогических образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования курсов по подготовке будущих специалистов-педагогов к воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, патриотизма и толерантности;

• внедрение в методические программы образовательных учреждений дошкольного образования и воспитания большего объема мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважения к представителям других национальностей и религиозных воззрений;

• введение в образовательных учреждениях среднего общего образования курсов, воспитывающих у подрастающего поколения понимание, что многокультурность при наличии толерантности – фактор стабильного развития общества.

• регулярное проведение круглых столов, конференций, конкурсов и олимпиад, воспитывающих терпимость и уважительное отношение к представителям других национальностей и конфессий ;

• регулярное проведение выставок, демонстрирующих достижения совместного труда и творческой деятельности представителей различных национальностей;

• регулярное проведение дней культуры различных народов, способствующих разрушению тех или иных негативных стереотипов;

• проведение национальных праздников.

• активная пропаганда в СМИ ценностей гражданского общества, идеалов гуманизма, добра и справедливости;

• активная информационная деятельность по разрушению негативных стереотипов о той или иной национальности;

• противодействие распространению экстремистских печатных изданий, листовок, блокирование сайтов, пропагандирующих национальную, расовую, религиозную или социальную вражду;

• постоянное освещение в СМИ позитивного опыта межнациональной дружбы.

Внедрение экстремизма в молодежную среду в настоящее время приобрело очень большие масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение - это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодежь в силу природных и социальных особенностей молодежного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение.

Анализ проявления экстремизма в молодежной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создает угрозу общественной безопасности. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодежных объединений (футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево – и праворадикальных элементов), вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение обстановки в стране.

Наиболее известные проявления ксенофобии и экстремизма – случаи насилия и агрессии, направленные против лиц иной этнической принадлежности. Особенностью подобных действий является то, что чаще всего в их совершении участвует молодежь и это вызывает беспокойство.

Характерная черта современного молодежного экстремизма - рост масштабности, жестокости, навязывание своих принципов оппонентам, стремление к общественному резонансу путем устрашения населения.

Работа по профилактике ксенофобии и преступлений ненависти должна вестись и рассматриваться как часть профилактики экстремизма, как один из элементов деятельности по патриотическому воспитанию молодежи - одним из ключевых методов профилактики ксенофобии.

Общие рекомендации по профилактике могут быть следующие:

• следует относить профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;

• следует стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;

• рекомендуется проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;

• необходимо предусматривать меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;

• стараться содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Читайте также: