Претендует ли кутузов на роль героя в истории а наполеон

Обновлено: 28.06.2024

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Место героев в романе

Наполеон Бонапарт

Великий французский император Наполеон Бонапарт в романе представлен нам глазами его солдат, русского светского общества, русских и австрийских генералов, русской армии и самого Л.Н.Толстого. Его видение мелких черт характера Наполеона помогает нам понять этот сложный образ.

Мы видим его в момент славы, когда Наполеон с высоко поднятой головой и презрительной усмешкой оглядывает поле Аустерлица после сражения. Ему выстраивают раненых для осмотра, для него это очередной трофей. Он то ли с уважением, то ли с насмешкой благодарит русского генерала Репнина за честный бой.

Отношение к французским солдатам Толстой показывает, не скрывая. Для Наполеона это всего лишь орудие, которое всегда должно быть готово к бою. Он не задумывается о людях вообще. Его цинизм, жестокость, полное равнодушие к жизни человеческой, холодный расчетливый ум, хитрость – вот качества, о которых говорит Толстой. У него одна лишь цель – завоевать Европу, захватить, именно захватить, Россию и покорить весь мир. Но не рассчитал свои силы Наполеон, не понимал он и того, что русская армия сильна не только гаубицами и пушками, а прежде всего верой. Верой в Бога, верой в русского человека, верой в народ единый, верой в победу России за русского царя. Исход Бородинского сражения стал для Наполеона постыдным поражением, разгромом всех его великих планов.

Популярные сочинения

Михаил Иларионович Кутузов

Сочинение Характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир

Толстой описывает не только вымышленных героев, он раскрывает такие образы, как образ Наполеона и Кутузова, для того, чтобы показать их отношение к народу и государству.

Если бегло просмотреть текст романа, то неосмотрительно можно сказать, что Наполеону отведено больше места. Но это совершенно не так.

Такая иллюзия возникает у читателя по причине, что о Наполеоне говорят на светских раутах, в частных домах, в полку. Его ругают и восхищаются им.

Кутузов же, напротив, может не появляться в тексте довольно продолжительное время, но читатель ощущает его незримое присутствие. Он надежный человек, готовый всегда помочь, и об этом вслух не говорят.

Рассмотрим образ Наполеона Бонапарта. Толстой представляет его читателю чужими глазами: солдат, светских людей, генералов. Такое многогранное восприятие этого образа позволяет автору подметить самые малейшие черты такого сложнейшего человека.

Например, момент гнева, показан глазами генерала Мюрата. Момент славы на Аустерлицком поле. Момент олимпийского спокойствия перед началом битвы. Глазами Александра при заключении Тильзитского мира.

Отношение Наполеона к армии попустительское. Армия для него – это средство покорить мир. Ему неважно, что гибнут люди.

Его поражение рисует Толстой в момент исхода Бородинской битвы.

Образ русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова выглядит неярко рядом с фигурой Бонапарта.

Толстой показывает Михаила Илларионовича в разные моменты: при разговоре с солдатами, спящим на военном совете, не навязывающим никому своих решений.

В этом изюминка Кутузова. Он незаметный, но надежный. В него верят. Его солдаты называют отцом. Он заботится о каждом своем бойце. В военных сражениях он бьется рядом с солдатами, ему это запросто.

Например, при смотре войск под Браунау он смотрит на солдат и ласково улыбается. Тут же решает проблему с сапогами для бойцов.

Эти моменты говорят о Кутузове, как об истинном человеке.

Толстой намеренно применяет противопоставление при описании французского и русского полководцев. Чтобы читатель увидел, насколько родным и привлекательным выступает Михаил Илларионович Кутузов для солдат и всех русских людей в целом. Именно поэтому русская армия в своем поражении на поле Бородина обретает победу над всей французской армией.

Если сравнить Кутузова и Наполеона, то нетрудно заметить, что для каждого из них Лев Николаевич использует свои способы. Цель у двух этих людей одна – победить неприятеля. Только средства для достижения названной цели у них разные. Это еще раз напоминает читателю, что важнее для него, чьи идеалы и приоритеты.

Почему же Лев Николаевич сравнивает Наполеона и Кутузова? Делает он это для того, чтобы подчеркнуть, что в противовес Наполеону может быть лишь приведен Михаил Илларионович Кутузов.

Сравнение Кутузова и Наполеона

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, сыгравших важную роль в истории. У каждого была своя цель – победить врага, только шли они к ней разными путями. Л.Н.Толстой использовал разные средства для описания Кутузова и Наполеона. Он дает нам и внешнюю характеристику, и характер души, действие мысли. Все это помогает сложить полный образ героев и понять, чьи приоритеты для нас важнее.

Тест по произведению

Обобщение таблицы

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица представлена выше) построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе. Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона — все это следствие его стремления сверхчеловеком.

Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений — он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю — он подчиняется ей. В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.

Вложенные файлы: 1 файл

Кутузов и Наполеон_Мильченко.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №48

Выполнила: Мильченко Евгения

Руководитель: Гвоздева А.Н

У Толстого был свой взгляд на роль личности в истории. У каждого человека две жизни: личная и стихийная. Толстой говорил, что человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения общечеловеческих целей. Роль личности в истории ничтожно мала. Даже самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная личность, возвысившаяся над народом. Но Лев Николаевич и не отрицает роли человека в истории, он признает обязанность действовать в границах возможного за каждым. По его мнению, имени гения заслуживает тот из людей, кто одарен способностью проникать в ход исторических событий, постигать их смысл. Таких единицы. К ним и относится М.И. Кутузов. Он является выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии. Это талантливый полководец. Толстой подчеркивает, что Кутузов — народный герой. В романе он предстает как истинно русский человек, чуждый притворства, мудрый исторический деятель. Главное для Льва Толстого в положительных героях — связь с народом. Наполеон, который противопоставляется Кутузову, подвергается уничтожающему разоблачению, потому что он избрал для себя роль “палача народов”; Кутузов же возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все свои мысли и действия народному чувству. “Мысль народная” выступает против захватнических войн Наполеона и благословляет освободительную борьбу. Народ и армия оказали в 1812 году Кутузову доверие, которое он оправдал. Русский полководец не покидал свою армию, появлялся в войсках во все важнейшие моменты войны. И тут мы можем говорить о единстве духа Кутузова и армии, о глубокой их связи. . Он разговаривает с солдатами на простом русском языке. Даже возвышенные слова в его устах звучат буднично и противостоят лживой мишуре фраз Наполеона. Кутузов такой же, как и солдаты. Можно сравнить его, когда он в походной обстановке называет обычного солдата голубчиком, обращается к армии с простыми словами благодарности, и его же, потухшего и безучастного, при парадной встрече с царем. Он верил в победу над врагом, и эта вера передавалась армии, что способствовало подъему настроения солдат и офицеров. Рисуя единство Кутузова и армии, Толстой приводит читателя к мысли о том, что победоносный исход войны определился прежде всего высоким боевым духом войска и народа, чего у французской армии не было.
Наполеон же не поддерживал свои войска в трудную минуту. Во время Бородинского сражения он находился так далеко, что (как это и оказалось впоследствии) ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено. Наполеон — завоеватель, действия которого нельзя оправдать ни логикой истории, ни потребностями французского народа. Если Кутузов воплощает народную мудрость, то Наполеон — выразитель ложной мудрости. По словам Толстого, он верил в себя, а весь мир верил в него. Это человек, для которого интересно только то, что происходило в его душе, а остальное не имело значения. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон жалок в своем эгоизме. Он противопоставляет свое “я” истории и тем обрекает себя на неминуемое крушение.
Отличительной чертой характера Наполеона было позерство. Он упоен успехом. Кутузов же, наоборот, очень скромен: он никогда не кичился своими подвигами. Русский полководец лишен какой бы то ни было рисовки, хвастовства, что является одной из черт русского национального характера. Наполеон начал войну, жестокую и кровопролитную, не заботясь о людях, которые погибают в результате этой борьбы. Его армия — армия разбойников и мародеров. Кутузов и Наполеон — антиподы, но в то же время оба являются великими людьми. Однако, если следовать теории Толстого, подлинным гением из этих двух известных исторических личностей можно назвать лишь Кутузова. Это подтверждают слова писателя: “Нет величия там, где нет простоты”.

Кутузов и Наполеон.

Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени. В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей. Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю "провидению", прозревал "высшие законы", управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны. То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную свободу, появившуюся в прозрении "высших законов". Это прозрение Кутузова было результатом духовного слияния с народом: "Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его". Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии, которые хотели "отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления". Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны. По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости — "движения народов с запада на восток ", в результате которого произошла гибель наполеоновской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был "провидением на печальную, несвободную роль палача народов", исполнял "ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена". Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений выполняют задачу сверхличную. При этом один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству прозревает волю "провидения", является классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Заслуга Толстого в том, что он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом.

Он крепко связан с массой "обыкновенных людей" общенародными совместными целями и действиями, любовью к России. Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. "И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история". Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение. "Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа". Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск. Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Он "никогда, до конца жизни своей, не мог понимать. ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого". Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.

Кутузов и Наполеон в

Портрет героев

Прежде всего, Кутузов и Наполеон сравниваются внешне. Русский фельдмаршал – человек старый, грузный, больной. Ему тяжело передвигаться и вести активный образ жизни, которого требует обстановка военного времени. Утомленный жизнью полуслепой старик не может, по мнению представителей светского общества, стоять во главе армии. Таково первое впечатление о Кутузове.

То ли дело бодрый молодой французский император. Здоров, активен, полон сил и энергии. Только читатель странным образом чувствует симпатию к пожилому человеку, а не к блистательному герою. Такого эффекта писатель добивается с помощью незначительных деталей в портрете своих персонажей. Описание Кутузова бесхитростно и правдиво. Описание Наполеона проникнуто иронией.

Главная цель

Фельдмаршал Кутузов ставит перед собой совершенно другие цели. Он не стремится к власти и почестям, равнодушен к людской молве. Старый человек оказался во главе армии по желанию русского народа и по велению долга. Его цель – защитить свою Родину от ненавистных захватчиков. Путь его честен, поступки справедливы и осмотрительны. Любовь к Отчизне, мудрость и честность руководят действиями этого человека.

Отношение к солдатам

У самовлюблённого императора Наполеона иное отношение к своему бравому войску. Для него имеет ценность только собственная персона. Судьба окружающих его людей ему безразлична. Наполеону доставляет наслаждение разглядывать поле битвы, усеянное мёртвыми и ранеными телами. Он не обращает внимания на переплывающих бурную реку улан, готовых погибнуть на глазах у своего обожаемого императора. Не чувствуя ответственности за жизни слепо верящих в него людей, Наполеон заботится о своём комфорте, благополучии и славе победителя.

Сила и слабость полководцев

История всё расставила по своим местам. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на великие планы Наполеона. В решающей битве под Бородино император растерян и подавлен. Его гениальный ум неспособен понять, какая сила заставляет противника вновь и вновь подниматься в атаку.

Пример сочинения 2

Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца. Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны. Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату — вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове. Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией.

Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.

Наполеон — кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”. Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям. “Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: “Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”. Даже перед портретом сына он играет роль.

Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: “Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив ”. Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира. Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: “Маленький человек в сером сертучке… Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног”.

Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение. С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты. Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении.

Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. С помощью этих образов писатель хотел показать свое отношение к великим личностям и их роли в истории.

Пример сочинения 3

Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Роль личности в истории: Кутузов и Наполеон

Толстой, всегда превозносивший величие и мощь русского народа, показал в своем романе, что именно он победил в войне. Более того, чувство народности легло в основу главной оценки поступков персонажей в романе. Поэтому Кутузов — полководец и выдающийся военный — предстает одним из русских людей, он не столько личность, сколько часть страны. Именно в единстве с народом залог победы Кутузова.

Противоположностью ему является Наполеон, который отделил себя от мира, возомнил практически богом. Более подробно различия этих персонажей иллюстрирует Кутузова и Наполеона (таблица размещена ниже). Однако уже сейчас можно сказать о том, что, по мнению Толстого, человек, решивший в одиночку изменить мир, обречен на поражение.

Добродушный и внимательный полководец Кутузов

Образ Кутузова
Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.

Понимание духа войска

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт — полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.


На этом уроке мы поговорим о роли личности в истории, узнаем, каким должен быть идеальный полководец с точки зрения Льва Николаевича Толстого, разберёмся, почему Михаилу Илларионовичу Кутузову удалось победить Наполеона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о роли личности в истории.

– Узнаем, каким должен быть идеальный полководец с точки зрения Льва Николаевича Толстого.

– Разберемся, почему Михаилу Илларионовичу Кутузову удалось победить Наполеона.


Но разве Наполеона не считают до сих пор великим полководцем и величайшей исторической личностью? Считают. Получается, что речь идёт о толстовском понимании величия.

Что такое величие? В словаре Татьяны Фёдоровны Ефремовой величием называется выдающееся значение, мощь, красота кого-либо, чего-либо, вызывающие глубокое уважение, восхищение. Ещё одно значение этого слова ‒ достоинство, благородство, важность во внешнем облике и поведении человека.

Что из этого присуще Кутузову и Наполеону? Кто из этих полководцев по-настоящему велик? В чём заключается их величие?

А Лев Николаевич Толстой в своей эпопее спорит с историками. Он иначе оценивает исторические события. У писателя свой взгляд на роль личности в истории и истоки тех или иных событий. И даже созданные им образы исторических личностей далеко не всегда соответствуют действительности. Об этом всегда следует помнить, рассуждая об исторических образах в произведениях Льва Николаевича Толстого.

Обратимся к образу Бонапарта.


И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Каким мы видим Наполеона глазами князя Андрея? Мелочный и тщеславный Бонапарт упивается своей победой. В нём нет жалости и сочувствия к побеждённым. Погибших солдат он разглядывает, как сломанные игрушки. Смерть он считает красивой. Истинные ценности, такие, как человеческая жизнь, для Наполеона не имеют значения.

Красивые жесты и пафосные речи фактически составляют суть французского императора.

На самом деле, пишет Толстой, Наполеон беспредельно эгоцентричен. В нём нет ни простоты, ни доброты.

Война, которая несёт смерть, разрушение и горе, для Наполеона привычное и любимое дело. Бонапарт называет её своим ремеслом.

Ради чего Наполеон посылает людей на смерть? В Отечественную войну 1812 года русские солдаты жертвуют собой защищая Отечество. Наполеоном движет только тщеславие.

Подлость проявляет Наполеон, когда спасается бегством, бросая на погибель свою армию. И этот поступок вызывает у Толстого крайнее возмущение, потому что он преподносился историками как проявление величия.

Понятия правды, доброты и простоты с образом французского полководца попросту несовместимы.


В Кутузове нет себялюбия и тщеславия. Нет жажды власти. Война для него не способ прославиться или выторговать для себя наград и привилегий. Все силы полководца направлены на спасение Отечества.

Как опытный и дальновидный стратег Кутузов стремится сохранить армию. Удержать её от бесполезных манёвров и столкновений, которые могут её ослабить. Это объясняется не только стратегическими планами главнокомандующего.

Лев Николаевич Толстой пишет, что Кутузов не понимал политики. Не понимал, зачем нужно снова воевать за границей и добиваться окончательного разгрома Наполеона. Его миссией было спасение Родины и только. А если Родина спасена, проливать кровь бессмысленно.

Князь Андрей утверждает, что победа не зависит о количества пушек и солдат. И не зависит она от мастерства полководцев. Главное на поле боя единый настрой сражающихся, их вера в победу и правое дело. Этим он объясняет и смену главнокомандующего русской армией.

Напомним, что до Кутузова армию возглавлял Барклай де Толли. Военный министр, опытный, искусный, закалённый в боях полководец и дальновидный стратег. Почему же Толстой считает, что такой человек не способен привести к победе русские войска?

Сила Кутузова как полководца, по мнению Льва Толстого, именно в том, что он способен угадать народную мысль. Дождаться верного момента, когда в армии появится та самое степень единодушия, самоотверженности, готовности драться до смерти и святой веры в правое дело, которые приведут к победе на поле боя.

Читайте также: