Препятствует ли неявка лиц участвующих в деле рассмотрению дела в порядке надзора

Обновлено: 25.06.2024

Надзорные жалоба или представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ГПК изучаются судьей ВС РФ. Судья изучает надзорную жалобу или представление по материалам, приложенным к жалобе или представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судьей может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, но эта просьба должна содержаться в самой жалобе или отдельном ходатайстве.

По результатам изучения надзорной жалобы или представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба или представление рассматриваются в срок не более чем два месяца, если дело не было истребовано, или в срок не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд. Председатель или заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Определение об отказе в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу или представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании;

7) предложения судьи, вынесшего определение.

Судья вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум ВС РФ..

Также как и в кассации, закон устанавливает основания для отмены судебных постановлений в надзорной инстанции, однако здесь они совершенно иные. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

После того, как на основании определения судьи Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению в судебном заседании лицам, участвующим в деле, направляются копии определения о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.




Председатель или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Жалоба или представление прокурора на имя Председателя ВС РФ или его заместителя могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Председатель или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорной жалобы или представления с делом для рассмотрения в судебном заседании, не может участвовать в рассмотрении этой надзорной жалобы или представления с делом.

Жалоба или представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в срок не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба или представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора, докладываются судьей ВС РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы жалобы или представления, послужившие основаниями для их передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Лица, вызванные и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

Все вопросы в судебном заседании решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.

По результатам рассмотрения жалобы или представления с делом Президиум ВС РФ. принимает постановление. Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании. Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. О принятом постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

ГПК устанавливает полномочия надзорного суда. Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии формальных оснований предусмотренных ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Комментарий к Статье 391.10 ГПК РФ

1. Следующим этапом надзорного производства является рассмотрение дела в судебном заседании Президиума ВС РФ. Основанием для рассмотрения надзорной жалобы (представления) является определение судьи ВС РФ о передаче последних с делом для рассмотрения. Процессуальной формой рассмотрения соответствующих жалоб (представлений), прошедших предварительную проверку на их соответствие требованиям процессуального закона, является проведение судебного заседания. Правила проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции идентичны тем, которые существуют для рассмотрения гражданского дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций (см. подробнее, например, ст. 155, 156, 158, 159 ГПК РФ). Кроме того, проведение судебного заседания невозможно без общей и правовой культуры .
--------------------------------
См. подробнее: Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.

При проведении судебного заседания следует также учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 07.02.1967 N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения" (в ред. от 06.02.2007). Как указано в ч. 7 этого Постановления, судам апелляционной, кассационной и надзорной инстанций при рассмотрении дел следует не оставлять без реагирования ни один факт нарушения закона, процессуального упрощенчества, неэтичного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем.

2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ посредством: заказного письма с уведомлением о вручении; телефонограммой; телеграммой; по факсимильной связи; с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения.

Заинтересованные лица должны быть уведомлены о предстоящем судебном заседании Президиума ВС РФ с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Однако в силу действия принципов диспозитивности и состязательности фактическое участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, не является обязательным ни для них самих, ни для суда, рассматривающего надзорную жалобу (представление).

Вместе с извещением о времени и месте предстоящего судебного заседания по рассмотрению надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, получают копии определения о передаче соответствующей надзорной жалобы (представления) и копии надзорной жалобы (представления).

3. С частью 3 ст. 391.10 корреспондирует ст. 17 ГПК РФ, устанавливающая недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела. Так, Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Срок рассмотрения надзорной жалобы (представления) начинает свой отсчет с вынесения судьей ВС РФ определения о передаче надзорной жалобы (представления) в Президиум ВС РФ для рассмотрения. Часть 4 ст. 391.10 ГПК РФ устанавливает правило, которое не позволяет рассматривать надзорную жалобу (представление) более чем два месяца со дня вынесения судьей определения, что соответствует задачам гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ) и положению ст. 6.1 ГПК РФ о разумном сроке судопроизводства и разумном сроке исполнения судебного постановления.

5. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора возможен только в случае обращения в ВС РФ посредством подачи надзорной жалобы, если права и законные интересы заявителя непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае если прокурор обращается в ВС РФ, то формой такого обращения будет подача надзорного представления. Однако ГПК РФ существенно сократил круг должностных лиц органов прокуратуры, полномочных обращаться в ВС РФ, оставив такое право исключительно за Генеральным прокурором РФ или его заместителем. В противном случае подача надзорной жалобы (представления) лицом, не имеющим полномочий, должна влечь возвращение такой жалобы (представления) без рассмотрения.

6. Рассмотрение надзорной жалобы (представления) в Президиуме ВС РФ начинается с доклада судьей ВС РФ.

7. В своем докладе судья обязательно должен:

- изложить обстоятельства дела;

- указать на содержание судебных постановлений, принятых по делу;

- представить доводы надзорной жалобы (представления), послужившие основаниями для их рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

8. Лица, участвующие в деле, выступают в судебном заседании суда надзорной инстанции посредством дачи объяснений по делу. Объяснения по обстоятельствам дела, как правило, даются в устной форме. Объяснения лиц, участвующих в деле, в письменной форме оглашаются председательствующим, его заместителем либо судьей, выполняющим его полномочия. Последовательность объяснений установлена ст. 391.10 ГПК. Так, первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу (представление). Далее выступают остальные лица, участвующие в деле, аналогично рассмотрению дела в суде первой инстанции.

9. Надзорное постановление выносится в специальном помещении - совещательной комнате. После объяснений лиц, участвующих в деле, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения соответствующего процессуального акта. По результатам рассмотрения надзорной жалобы (представления) Президиум ВС РФ принимает постановление. Последнее должно содержать реквизиты, указанные в ст. 391.13 ГПК.

10. Традиционным является правило относительно принятия судебных актов. Так, при рассмотрении надзорной жалобы (представления) все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. Независимо от того, участвовали ли фактически в судебном заседании при рассмотрении надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, им сообщается о результатах такого рассмотрения и о принятом Президиумом ВС РФ постановлении.

Согласно ГПК РФ надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу (ст. 391.2 ГПК РФ).

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Рассмотрение надзорных жалобы, представления регламентируется ст. 391.5 ГПК РФ.

1) Судья ВС РФ по мате риалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела изучает жалобу, представление (поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 ГПК РФ) . В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение :

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора (при этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции);
  • о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Вместе с вынесенным определением в Президиум ВС РФ передается надзорные жалоба, представление и дело.

2) Президиум ВС РФ:

  • принимает дело к рассмотрению и направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления;
  • извещает лиц , участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по правилам, предусмотренным главой 10 Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора;
  • рассматривает дело в судебном заседании не более чем 2 месяца со дня вынесения судьей определения.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВВС РФ.

Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления с делом.

В судебном заседании могут принимать участие

  1. лица, участвующие в деле, их представители;
  2. иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением;
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель (если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела).

Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 Кодекса.

Надзорные жалоба, представление с делом докладываются судьей ВС РФ, который излагает

  • обстоятельства дела,
  • содержание судебных постановлений, принятых по делу,
  • доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в судебном заседании, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения Президиумом ВС РФ большинством голосов принимает постановление.

При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными .

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ

  • не более чем 2 месяца , если дело не было истребовано, и
  • не более чем 3 месяца , если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ;
  • не более чем 5 месяцев , при продлении по решению Председателя ВС РФ, его заместителя, если дело было истребовано и с учетом его сложности.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

Часть 4 ст.137 АПК РФ предусматривает возможность суда на стадии предварительного судебного заседания перейти в основное судебное заседание в том случае, если присутствуют лица, участвующие в деле, либо участвующие в деле лица отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие.

На практике чаще всего эта норма используется в том случае, если дело бесспорное, но ответчик не явился в предварительное судебное заседание, или если стороны заявили обоюдное ходатайство о переходе из предварительного судебного заседания в основное для принятия судебного акта. В последнее время, как следует из практики судов, довольно часто встречаются случаи, когда суды переходят из предварительного судебного заседания в основное при наличии возражений стороны спора.

При толковании указанной нормы на практике возникает обоснованный вопрос: возражения стороны против перехода из предварительного заседания в основное должны быть мотивированными или нет?

В ч.4 ст.137 АПК РФ нет указания на необходимость представления мотивированных возражений относительно перехода в основное судебное заседание, т.е. сам факт заблаговременного направления таких возражений исключает возможность перехода в основное судебное заседание.

В действительности же в применении ч.4 ст.137 АПК РФ имеются сложности.

Если сравнить ч.4 ст.137 АПК РФ с чч. 3 и 4 ст.158 АПК РФ, то из ст.158 АПК РФ, например, прямо следует, что суд вправе отложить судебное заседание, если признает причины неявки уважительными, т.е. ходатайство об отложении должно быть мотивированным. В ст.158 АПК РФ это прямо указано, а в ст.137 – нет.

Также в п.27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 не указано, что возражения должны быть мотивированными. Напротив, из абз.3 следует, что при наличии возражений суд назначает иную дату рассмотрения дела по существу, о чем указывает в определении о назначении дела к судебному разбирательству.

Президиум ВАС также отмечал, что перейти в основное судебное заседание суд вправе только если: (1) присутствуют представители всех лиц, участвующих в деле, либо (2) лица, участвующие в деле, отсутствуют, но извещены надлежащим образом и от них не поступили возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие[i].

Таким образом, сам факт направления стороной возражений против перехода в основное судебное заседание должно исключать для суда возможность открыть основное судебное заседание и принять решение.

Эту статью я бы хотел разделить на 2 раздела: (1) до определения ВС РФ 305-ЭС20-14939 и (2) после него.

Применение ч.4 ст.137 АПК РФ до определения Верховного суда от 01.12.2020 № 305-ЭС20-14939.

Тем не менее в 2015 году Верховный суд отметил, что отказ в удовлетворении ходатайства (возражений о переходе в основное судебное заседание) не относится к процессуальным нарушениям, влекущим безусловную отмену судебного акта[ii]. И тут начался мрак.

Со ссылкой на указанное постановление Верховного суда нижестоящие суды утверждали, что буквальное толкование ч.4 ст.137 АПК РФ указывает на то, что возражения присутствующих в предварительном заседании сторон о переходе к рассмотрению дела в суде первой инстанции для суда не являются обязательными[iii].

В другом деле кассационный суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно не принял возражения во внимание, поскольку при отсутствии возражений по существу спора подобное ходатайство могло быть направлено только на затягивание дела[iv].

АС Московского округа толкует эту норму таким образом, что в соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ возражения не могут носить формальный характер и должны быть обоснованы конкретными обстоятельствами, с которыми заявитель связывает невозможность рассмотрения дела по существу в его отсутствие[v].

В другом деле этот же суд отмечает, что помимо мотивированных возражений относительно невозможности перехода в основное судебное заседание заявитель должен также привести доводы совершения еще каких-либо действий/представления доказательств, без которых невозможно было бы завершить предварительное заседание и перейти к основному[vi].

В одном из дел АС Московского округа по аналогии со ст.158 АПК РФ указал на необходимость обоснования уважительности причин неявки в предварительное судебное заседание. Суд также отмечает необходимость указания конкретных обстоятельств невозможности рассмотрения дела в его отсутствие[vii].

Даже мотивирование ходатайства необходимостью привлечения к участию в деле третьего лица не считается достаточно мотивированным[viii].

АС Уральского округа в одном из дел четко разграничил ч.4 ст.137 и ч.3 ст.158 АПК РФ. Суд указал, что ответчик направил ходатайство об отложении, но в нем не содержалось несогласия о переходе в основное судебное заседание. Суд первой инстанции рассмотрел ходатайство, но не усмотрел оснований для отложения с/з[ix].

Таким образом, суды единогласно утверждали, что возражения на основании ч.4 ст.137 АПК РФ должны быть исключительно мотивированными, в противном случае суд вправе при надлежащем уведомлении участника судебного процесса перейти из предварительного судебного заседания в основное и принять решение по существу спора.

Определение Верховного суда от 01.12.2020 № 305-ЭС20-14939

За несколько недель до предварительного судебного заседания ответчик направил ходатайство о невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание и на основании ч.4 ст.137 АПК РФ заявил возражения против перехода в основное судебное заседание.

Суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство ответчика и сразу же, перейдя в основное заседание, вынес решение. Отдельно суд отметил, что заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании не заявлено.

Суды апелляционной и кассационной инстанций признали необоснованными доводы Ответчика о нарушении судом первой инстанции ч.4 ст.137 АПК РФ, выразившемся в завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции при наличии возражений Ответчика, изложенных в ходатайстве.

Отдельно суд кассационной инстанции отметил, что Ответчик никак не мотивировал невозможность явки представителя в заседание, а также не направил никаких доказательств несмотря на то, что именно к предварительному судебному заседанию он должен представить свои доказательства и возражения. Фактически суд кассационный инстанции счел, что раз Ответчик ничего не представил, значит представить ему нечего.

Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и указал, что закон и постановление Пленума № 65 не предусматривают при подаче таких возражений необходимости мотивированного обоснования лицами, участвующими в деле, невозможности перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание.

В силу прямого указания в законе и постановлении Пленума № 65 на действия судьи в случае подачи возражения о переходе из предварительного судебного заседания в судебное заседание его несоблюдение влечет нарушение процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

Таким образом, Верховный суд изменил сложившуюся практику применения ч.4 ст.137 АПК РФ в части обязательного мотивирования возражений сторон против перехода из предварительного судебного заседания в основное, что безусловно исключит дальнейшее ущемление прав участников судебного процесса, которые по тем или иным причинам на смогли обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.

Фактически суды, в отсутствие прямого на то указания в ч.4 ст.137 АПК РФ и вразрез с разъяснения ВАС РФ, начали толковать указанную норму расширительно. Указанное разъяснение Верховного суда заполняет возникший пробел в регулировании.

Применение ч.4 ст.137 АПК РФ после определения Верховного суда от 01.12.2020 № 305-ЭС20-14939.

Закономерно, что после толкования ч.4 ст.137 АПК РФ Верховным судом практика должна измениться. Давайте посмотрим, что в действительности произошло.

АС Дальневосточного округа со ссылкой на указанное определение ВС отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, указав, что возражение против перехода из предварительного судебного заседания в основное не должно быть мотивированным, а потому суды, требовавшие мотивировать ходатайство, ошиблись[x].

Суд первой инстанции рассмотрел ходатайство по правилам ст.158 АПК РФ и отклонил его. Указав на отсутствие возражений сторон против завершения предварительного судебного заседания и продолжения рассмотрения дела в судебном заседании первой инстанции, суд разрешил спор по существу.

АС Уральского округа указал, что такой формальный подход суда к рассмотрению заявленного ответчиком ходатайства, по сути свидетельствующего о наличии возражений на переход из предварительного судебного заседания к судебному разбирательству, несмотря на отсутствие в ходатайстве ссылок на положения ч.4 ст.137 АПК РФ, не может быть признан правильным.

Суд установил нарушение при применении ч.4 ст.137 АПК РФ, но отметил, что указанное процессуальное нарушение не относится к влекущим безусловную отмену судебного акта[xi].

13 ААС, напротив, указал, что неверное применение ч.4 ст.137 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта.

Суд указал, что несоблюдение ч.4 ст.137 АПК РФ при рассмотрении дела, иск по которому был принят судом 03.08.2020, и был рассмотрен с принятием завершающего судебного акта 18.09.2020 при наличии возражения ответчика на переход из предварительного судебного заседания к судебному заседанию, создало условия, при которых ответчик был лишен возможности представить доказательства и возражения по иску, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам, то есть участвовать не только в подготовке дела к судебному заседанию, но и в самом разбирательстве по делу.

13 ААС перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции[xii]. Аналогичным образом 13 ААС поступил и в другом деле[xiii].

Со ссылкой на определение ВС 15 ААС отметил, что суд первой инстанции не назначил заседание на иную дату для рассмотрения дела по существу и не уведомил об этом стороны, в связи с чем суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции[xiv].

Безусловно, суды продолжают клепать судебные акты, принимая во внимание ошибочное толкование ч.4 ст.137 АПК РФ, но практика с правильным толкованием начинает формироваться, что очень хорошо.

[i] Постановление Президиума ВАС от 25.03.2014 № 18692/13;

[ii] Постановление Верховного Суда РФ от 06.11.2015 по делу № А40-35519/2015;

[iii] Постановление АС Московского округа от 22.02.2018 по делу № А41-22909/2017;

[iv] Постановление АС Московского округа от 10.09.2019 по делу № А41-102609/2018;

[v] Постановление АС Московского округа от 12.10.2020 по делу № А41-777/2020;

[vi] Постановление АС Московского округа от 24.09.2020 по делу № А40-263653/2019;

[vii] Постановление АС Московского округа от 23.09.2020 по делу № А40-301561/2019;

[viii] Постановление АС Московского округа от 08.08.2019 по делу № А40-231250/2018;

[ix] Постановление АС Уральского округа от 12.02.2019 по делу № А47-6258/2018;

[x] Постановление АС Дальневосточного округа от 24.12.2020 по делу № А24-89/2020;

[xi] Постановление АС Уральского округа от 05.02.2021 по делу № А60-20337/2020;

[xii] Постановление 13 ААС от 05.02.2021 по делу № А56-62477/2020;

[xiii] Постановление 13 ААС от 25.01.2021 по делу № А56-48533/2020

[xiv] Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021по делу № А53-29232/2020;

Настоящее согласие может быть отозвано путём направления субъектом персональных данных (пользователем) или его представителем письменного заявления по адресу: ООО «Правовед, ул.

Срок рассмотрения надзорной жалобы, требующей дополнительного изучения и проверки, разрешается продлить не более чем на два месяца.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

В заседании Президиума дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — до­кладчиком по данному делу. Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с за­явлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

При наличии таких оснований суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспа­риваемого судебного акта в порядке надзора и в пятиднев­ный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации вместе с заявлением или представлением и истребо­ванным из арбитражного суда делом.
Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально. В состав Президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда (Москвы и Санкт-Петербурга), суда автономной области и суда автономного округа входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Процессуальный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принци­пам непосредственности, устности, диспозитивности, состязатель­ности.

Ближайшим по отношению к районным (городским) судам являются президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономных округов.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  • 300 руб. – для граждан;
  • 6 000 руб. – для юридических лиц.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

Рассмотрение дел в порядке судебного надзора

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

В соответствии с п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

С 1 марта 2020 г. утратила силу Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Речь идет о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 УК) и против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК).

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

На этой стадии судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции. Обязательным условием такого рода приостановления является просьба об этом заинтересованных лиц.

Производство в суде надзорной инстанции

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на осно­вании определения суда о передаче дела в Президиум и рассматривает его в порядке очередности поступления в Прези­диум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех ме­сяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Пре­зидиум.

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федера­ции.

Обжалование решений по административным делам

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судеб­ного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Основное нововведение — институт апелляционного обжалования судебных постановлений, который заменил кассацию. Однако существенные изменения затронули также процедуру пересмотра гражданских дел в порядке надзора. Рассмотрим новации подробнее.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки её уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

4. Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Следующий судебно-надзорный орган – Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Кто может обратиться с жалобой

Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Аргунов В.Н., Борисова Е.А., Иванова С.А.. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР от 11 июня 1964 г.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления проку­рора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Читайте также: