Представление о норме как результате соглашения врачей соответствует учению

Обновлено: 02.07.2024

Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего и постоянного состояния людей. С понятием нормы довольно тесно связано состояние здоровья. Отклонение от нормы рассматривается как патология и болезнь.

В понятие нормы как правило вкладываются два основных содержания. В первом аспекте - статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, то есть наиболее встречающимся. В данном случае норма представляет собой некоторое объективно существующее явление.

Статистическая норма определяется с помощью вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических данных.

Во втором аспекте - это оценочное содержание нормы, где под нормой подразумевают некоторый идеальный образец состояния человека. Здесь у образца всегда имеется философское и мировоззренческое обоснование как состояния совершенства, к которому должны стремиться все люди. В данном случае норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, а другие находятся за гранью допустимого.

Таким образом, в понятие нормы включается оценочный, предписывающий компонент и все, что не соответствует идеалу, считается ненормальным.

Функциональные нормы - нормы, оценивающие состояние человека с точки зрения их последствий или возможности достижения определенной цели.

Социальные нормы - нормы, контролирующие поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписанному со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма - норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он пребывал ранее, и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Для того чтобы оценить соответствие нормы психологического состояния личности, в зависимости от цели могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния индивида довольно часто приобретает скрытый, подверженный идеологическому влиянию характер.

На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существуют два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривается как простое отсутствие патологии и соответствие норме. В данном случае норма рассматривается как синоним здоровья, а характеристика общего самочувствия - как центральное звено разграничения здоровья и болезни. Здоровым человеком является тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять свои повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования часто не является определяющим для отнесения человека к здоровым или больным.

Позитивное определение здоровья не сводит его к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, включает состояние человека, при котором:

-сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

-имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

-сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Под психическим здоровьем понимают меру способностей человека реализовать свою биологическую и социальную сущность, выступая активным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.

Психическое здоровье зависит от соматических заболеваний и дефектов физического развития, также включая сюда и влияние социальной среды. При этом социальное воздействие может выступать в данном случае в качестве основного психотравмирующего фактора.

Психологическое здоровье является более широким понятием, которое относится к личности в целом, охватывая психические процессы и механизмы, определяющие психическое здоровье и духовность человека, как высшее проявление человеческой реальности.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основой которого является психическое развитие человека на всех его этапах становления.

Существуют определенные критерии психического здоровья по определению Всемирной организации здравоохранения:

-чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

-критичность к себе и к результатам своей деятельности;

-соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

-способность управления своим поведением в соответствие с общепринятыми нормами;

-способность планировать всю жизнь и реализовывать свои планы;

-способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье, и психологическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей.

В определение болезни существуют две точки зрения: болезнь - это любое состояние, диагностированное профессионалом; и болезнь - это субъективное ощущение себя больным.

В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования, но при этом не существует объективных стандартов функционирования человека.

Во втором случае также имеются свои ограничения: сообщаемые пациентом состояния скорее отражают проблему пациента, а не само расстройство.

В современной медицине существуют две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

Биомедицинская модель болезни существует с XVII века, она сосредоточена на изучение природных факторов как внешних причин заболевания.

В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект в данном случае всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение полностью возлагается на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. ХХ века. Она основывается на системной теории, по которой любая болезнь это иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление полностью возлагается на больных людей.

В биопсихосоциальной модели болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, а только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существования в конкретных условиях среды.

Таким образом, болезнью в данном случае является не любое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении, в потребности лечения.

Из всего сказанного можно отметить, что, во-первых, психические и поведенческие отклонения можно интерпретировать как выражение нарушенных процессов в системе социального взаимодействия. Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать как крайнюю степень выраженности отдельных психических функций у конкретных индивидов. В-третьих, психические и поведенческие отклонения могут быть рассмотрены как следствие задержки естественного процесса личностного роста.

Все это акцентирует внимание на том, что граница между состояниями здоровья и болезни, нормы и патологии, а также видение причин отклонений от норм устанавливаются произвольно в соответствии в доминирующей в обществе и науке моделью болезни.

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного и ученых, работающих в сфере здравоохранения.персонала

Основная цель кодекса – упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

  • оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное инеобоснованное выполнение диагностических, лечебных,профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровьюпациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
  • информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц,непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;
  • обследование,лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
  • облегчение боли,связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;
  • отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья,применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;
  • на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;
  • на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;
  • запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;
  • представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • выполнять медицинские предписания;
  • сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);
  • соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;
  • сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

  • заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;
  • письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;
  • рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;
  • перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;
  • обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;
  • соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);
  • информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;
  • разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;
  • ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;
  • назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;
  • в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;
  • держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача

Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

  • если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и ;персонала
  • в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;
  • при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;
  • когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

  • оказание пациенту медицинской помощи не надлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);
  • нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);
  • нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство(либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кодекс создан для развития и поддержания лояльности медицинских работников к пациентам;

Кодекс является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Кодекс дает нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинского работника, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета профессии медицинского работника в обществе.

Нормы Кодекса содержат нормы этического (морально-нравственного) поведения медицинского работника. В случае совпадения норм этики с действующими нормами закона в Кодексе подразумевается этический аспект норм действующего законодательства. 15


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия и терминология


1) Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет высшее или среднее медицинское образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности;
2) Пациент - физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи, которое обратилось за оказанием медицинской помощи или которому оказывается медицинская помощь;

3) Здоровье – способность человека осуществлять нормальную (имеются в виду медицинские нормы) жизнедеятельность, то есть нормально действовать;


4) Лояльность к пациентам - доброжелательное, этичное и законное отношение к лицам, которые нуждаются в медицинской помощи, обратились за ней или получают ее.

Статья 2. Цель профессиональной деятельности и система ценностей

Основная цель профессиональной деятельности медицинского работника – это сохранение жизни человека, проведение мероприятий по улучшению его здоровья, когда это возможно, по охране здоровья, если имеются для него угрозы, и медицинской помощи в случае болезни, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях.

Системой ценностей медицинских работников, работающих в медицинских организациях, является:

1) Цель и смысл профессиональной деятельности медицинских работников и медицинских организаций, а также системы здравоохранения в целом - улучшение здоровья пациента, включая его охрану и медицинскую помощь;

2) Осознание п риоритета здоровья пациента – при исполнении профессиональных обязанностей медицинским работником здоровье пациента выше любых других проблем;

3) Забота о б езопасности пациента – принцип максимального уменьшение вреда для здоровья пациента в ходе лечения, недопустимость превышения риска вреда от вмешательства над риском вреда от болезни;

4) Чувство ответственности – способность извиниться за причиненный вред или готовность медицинского работника нести наказание - моральное, имущественное и/или правовое - в случае нарушения закона или этических норм;

5) Коллегиальность важных решений – постоянное сотрудничество с коллегами, привлечение их и разделение ответственности с коллегами за особенно важные решения для здоровья пациентов, отсутствие морального права отказаться от просьбы коллеги в выработке коллегиального решения;

6) Прозрачность – соблюдение принципов честности и порядочности в личных и коллективных действиях; коллегиальность не может быть выше прозрачности;

7) Профессионализм – направление лучших знаний, возможностей и опыта на благо пациента на основе постоянного развития и обучения.

Статья 3. Принципы деятельности

1) В своей деятельности медицинский работник руководствуется законодательством Российской Федерации, своими должностными обязанностями, приказами, иными нормативно-правовыми актами, клятвой врача, настоящим Кодексом.

3) Медицинский работник обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.

4) Медицинский работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.

5) Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение доступной, своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями и служебными обязанностями.

6) Медицинский работник должен участвовать в формировании принципа лояльности к пациенту при осуществлении деятельности медицинской организации, быть доброжелательным и терпеливым, не допускать возникновения и развития конфликтов.

7) Медицинский работник личным примером обязан демонстрировать здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, в том числе курения на территории медицинской организации, и призывать коллег и пациентов следовать его примеру, поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.

8) Поведение медицинского работника не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью.

9) Моральная обязанность медицинского работника соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как свои собственные ошибки, так и ошибки своих коллег . Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

10) Медицинский работник должен соблюдать алгоритм общения с пациентами, основанный на принципах доброжелательности, уважительного отношения и вежливости, милосердия, чувства сострадания к состоянию пациента, не навязывать информацию, если она не запрошена или пациент от нее отказывается.

11) Медицинский работник должен своим внешним видом соответствовать требованиям гигиены и санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации, соблюдая при этом принцип медицинского дресс-кода, принимаемого коллективом медицинской организации, включая форму и цвет одежды, требования к прическе, в случае отсутствия необходимости ношения медицинской шапочки, ношение обуви на низком каблуке (в целях предупреждения раздражающего шума для пациентов при осуществлении профессиональной деятельности), ношение таблички (бейджа), с указанием фамилии, имени, отчества медицинского работника и занимаемой должности в учреждении.

12) Медицинский работник должен участвовать в создании эстетического имиджа медицинской организации, соответствующей правилам гигиены.
Медицинский работник должен бережно относиться к медицинской документации, своевременно оформлять документацию в соответствии с установленными требованиями.

13) Медицинский работник должен соблюдать график работы медицинской организации.


Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника

1) Медицинский работник не вправе:

  • использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
  • без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
  • использовать методы медицинского воздействия на пациента в интересах третьих лиц;
  • навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
  • наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

2) Злоупотреблять знаниями и положением медицинского работника.

3) Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.

4) Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

5) Публикации и выступления медицинского характера, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.


Статья 5. Профессиональная независимость

Право и долг медицинского работника — хранить свою профессиональную независимость.

Оказывая медицинскую помощь новорожденным и старикам, военнослужащим и гражданским лицам, руководителям высшего ранга и лицам, содержащимся под стражей, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Медицинский работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, этическим принципам, профессиональному долгу.

Участвуя в экспертизах, консилиумах, комиссиях, консультациях и т. п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него — прибегать к юридической и общественной защите.


РАЗДЕЛ II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА

Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента

Медицинский работник должен быть лоялен к пациентам - уважать их честь и достоинство пациента, проявлять доброжелательное, внимательное и терпеливое отношение к нему и к его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны медицинского работника недопустимы.

Статья 7. Условия оказания медицинской помощи

Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента, при строгом соблюдении правил гигиены и санитарно-эпидемиологического режима, с применением современных средств гигиены (разовых салфеток, полотенец, жидкого мыла в диспансерах и т.д.).


Статья 8. Конфликт интересов

При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п. медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Медицинский работник должен использовать алгоритм действий по оказанию медицинской помощи во внештатных ситуациях, с обязательным информированием руководства учреждения о препятствиях его деятельности, в том числе невозможности обслуживания пациента в определенных случаях, связанных с непредвиденными аварийными ситуациями, бытовыми проблемами пациента и другими возникающими проблемами социального характера.

Статья 9. Врачебная тайна

Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию.
Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента, его доверенного лица или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью.
Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению врачебной тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить врачебную тайну. Разглашение врачебной тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Врачебная тайна – не может быть тайной от самого пациента, а также согласно позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. № 1275-О) тайной во всех случаях от родственников умершего пациента.

Статья 10. Поддержка пациента, находящегося при смерти


1) Медицинский работник обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами, включая применение наркотических обезболивающих препаратов по показаниям.

2) Медицинский работник обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.


Статья 11. Выбор медицинского работника

1) Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Однако каждый медицинский работник обязан оказать помощь в рамках действующего законодательства, нормативных актов, обычно предъявляемых требований и, если имеется, договора.

2) Медицинский работник может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:

  • если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
  • данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам специалиста;
  • если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 12. Взаимоотношения между коллегами

1) Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента и лояльностью к нему.

2) Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть принципиален, честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

3) Моральное право руководства другими медицинскими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.

4) Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег.

5) Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

6) В течение всей жизни медицинский работник обязан хранить уважение и чувство благодарности к тем, кто учил его искусству лечения.

7) Медицинский работник должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
Медицинский работник не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать.

8) В тяжелых клинических случаях врачи должны предоставлять советы и помощь своим коллегам в корректной форме. За процесс лечения всю ответственность несет только лечащий врач, который может учесть или отказаться от рекомендаций, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.

9) Врач не должен создавать условия для перехода к нему пациентов от других коллег.

РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ Кодекса, ПОРЯДОК ЕГО ПЕРЕСМОТРА

Статья 13. Ответственность за нарушение Кодекса

Статья 14. Изменения в Кодексе


Григорий Андреевич Макагонов 2 апреля 2021

Чем нас встречает новый 2021 год?

С 2021 года начнут действовать новые правила аккредитации медработников. Аккредитация медицинских выпускников 2020 и 2021 года — обязательное условие работы в учреждениях здравоохранения для новых специалистов. Зачисление в ординатуру или трудоустройство в медучреждение станет невозможно без соответствующего документа. При этом результаты вступительных экзаменов в ординатуру не учитываются во время сдачи аккредитации.

Выделены три вида аккредитации, обязательные для определенных групп медработников.

1. Первичная аккредитация­ - обязательная для выпускников медицинских вузов и колледжей.

2. Первичная специализированная аккредитация - обязательна для следующих уровней подготовки:

- программы профессиональной переподготовки

- при завершении немедицинского образования

- после получения образования на территории иностранного государства

3. Периодическая аккредитация - обязательна для всех медработников каждые 5 лет

Какие документы необходимы при подачи на аккредитацию?

1. Для первичной аккредитации необходимы следующие документы:

- заявление о допуске

- копия документов об образовании

2. Для первичной специализированной и периодической аккредитации необходимы следующие документы:

- портфолио за последние 5 лет

- копии документов, подтверждающих содержание портфолио

- копия свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста

- копия документов об образовании

- копия трудовой книжки

- копия документа о признании иностранного диплома на территории РФ

- заключение о соответствии уровня образования, полученном в иностранном государстве, требованиям к образованию в РФ.

Для успешной сдачи аккредитации медработник должен пройти следующие этапы:

1.Для первичной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора

- решение ситуационных задач

2.Для первичной специализированной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора и решение ситуационных задач

3. Для периодической аккредитации:

Минздрав в конце 2020г составил проект Положения об аккредитации медицинских работников и вынес его на рассмотрение. Документ разом отменяет 6 ранее изданных распоряжений и вводит новые правила проведения оценки специалистов с учётом действующих в стране ограничений. Результат прохождения каждого этапа аккредитации оценивается как "сдано" или "не сдано". Аккредитируемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста только после успешной сдачи предыдущего этапа.

При прохождении аккредитации специалиста в помещении аккредитационного средства аккредитируемым запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Оценка практических навыков в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционнго оборудования (тренажеров. манекенов) и привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитируемым практических заданий. На выполнение одного практического задания аккредитируемому, имеющему высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, должно отводиться не менее 10 мин; аккредитируемому, имеющему среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование - 30 мин.

На основании результата выполнения практических заданий оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

- "не сдано" - при результате 69% или менее по одному из выполненных практических заданий.

На основании результата решения ситуационных задач оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

Суммарное число практических заданий и ситуационных задач (практико-ориентированный этап) для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5. Независимо от количества практических заданий и ситуационных задач, включенных в практико-ориентированный этап, результаты выполнения практических заданий и решения ситуационных задач являются равнозначными при проведения оценивания результатов выполнения прктико-ориентированного этапа.

Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно в соответствии с приложением №2 к новому положению Минздрава. Для этого может быть использован личный кабинет на портале НМО. Изложенную в портфолио информацию (профессиональные достижения медработника) заверяет руководитель мед.организации по последнему месту работы аккредитуемого и включают:

- отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого, содержащий анализ профессиональной деятельности аккредитуемого за последние пять лет, в том числе описание выполненных работ, сведения о награждении за трудовые заслуги (государственными, ведомственными, региональными наградами) (при наличии), выводы о своей профессиональной деятельности и предложения по ее совершенствованию;

- протокол оценки индивидуальных профессиональных достижений (приложение № 3 к настоящему Положению)

-иные сведения о профессиональных достижениях аккредитуемого, диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук по медицинской или фармацевтической специальности, наличие опубликованных статей в профильном научном журнале.

Протокол оценки заполняется руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации по последнему месту работы аккредитуемого (при наличии) посредством начисления баллов за каждый из следующих показателей профессиональной деятельности аккредитуемого:

- выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта;

- стремление к профессиональному совершенствованию и овладению новыми профессиональными навыками;

- наличие государственных, ведомственных, региональных наград за трудовые заслуги

- оказание помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи;

- отсутствие дисциплинарных взысканий.

Протокол оценки заполняется и сведения об индивидуальных профессиональных достижениях заверяются руководителем профессиональной некоммерческой организации, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона № 323-ФЗ23 в случаях, если аккредитуемый является:

- временно не работающим;

- руководителем медицинской, фармацевтической или иной организации, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Максимально возможный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 1 и означает удовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

Минимальный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 0 и означает полную неудовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

По результатам начисления баллов за каждый из показателей протокола оценки руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации выставляется суммарная оценка, исходя из следующих критериев:

0-1 баллов неудовлетворительно

2 балла удовлетворительно

4-5 баллов отлично

Оценивание портфолио осуществляется путем начисления баллов за каждый показатель без непосредственного взаимодействия с аккредитуемым.

Сведения об индивидуальных профессиональных достижениях

а) суммарная оценка протокола оценки

неудовлетворительно 0 баллов

удовлетворительно 10 баллов

хорошо 20 баллов

отлично 30 баллов.

Часы обучения, которые зафиксированы на портале НМО, переведут в баллы. Например, за прослушанный курс длительностью от 6 до 14 часов начислят от 2 баллов, за прохождение программы свыше 71 часа — до 20 баллов. Дополнительные баллы поставят за количество рабочих лет, за которые внесена информация в портфолио:

два года 3 балла

три года 6 баллов

четыре года 9 баллов

пять лет 10 баллов

Учет критериев оценивания портфолио по каждому из показателей осуществляется один раз с однократным начислением соответствующего ему количества баллов.

Максимально возможное количество баллов за оценку портфолио составляет 100 баллов.

По результатам оценивания портфолио аккредитационная подкомиссия принимает одно из следующих решений:

Аккредитуемый признается не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста в следующих случаях:

- неявка для прохождения этапа аккредитации специалиста;

Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения указанного этапа представляет в аккредитационную подкомиссию заявление с указанием непройденного этапа аккредитации специалиста в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола заседания аккредитационной подкомиссии.

На основании представленного заявления аккредитационная подкомиссия принимает решение о повторном прохождении аккредитуемым этапа аккредитации специалиста.

Аккредитуемый, не подавший заявление о повторном прохождении этапа первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, либо признанный 3 раза не прошедшим соответствующий этап аккредитации специалиста, признается аккредитационной подкомиссией не прошедшим аккредитацию специалиста.

Аккредитуемый, повторно не прошедший первичную или первичную специализированную аккредитацию специалиста для последующего допуска к аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию документы, не ранее, чем через 11 месяцев со дня признания его таковым.

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 323-ФЗ24.

По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается выписка о наличии в ЕГИСЗ данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста, и (или) свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе.


Руководство содержит перечень станций ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена) для проверки освоения трудовых функций профессионального стандарта при первичной аккредитации врачей — терапевтов, врачей общей практики. Станции — Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых и Экстренная медицинская помощь включена в перечень станций для врачей всех специальностей.


Книга содержит тестовые вопросы для подготовки к аккредитации врачей по терапии. вопросы сгруппированы по разделам. Также в книгу включены тесты для присвоения высшей квалификационной категории по терапии. Книга будет полезна при прохождении первичной аккредитации врачей при подготовке для присвоения категории.

1. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.

2. Патопсихологическая диагностика/Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоровья, 1986—280 с.

3. ЗЕЙГАРНИК Б. В. Патопсихология Учебное пособие Для студентов вузов Москва 1999. -

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к пограничным областям знания.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету.

Патопсихология (греч pathos - страдание psyche - душа, logos - учение) - это раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.

Задачи патопсихологии:

- анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

- психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы.

Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Понятие о психической патологии и норме.

Норма— это термин, вкоторый может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально.

Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормыоценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормыконтролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная нормапредполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.

Для оценки нормальности (соответствия норме) психологического состояния личности, в зависимости от цели, психологом или психиатром могут применяться любые из перечисленных норм. Поэтому процесс оценки психологического состояния (статуса) индивида очень часто приобретает скрытый политический и подверженный идеологическому влиянию характер, поскольку в конечном итоге критерием оценки оказывается система ценностей, доминирующая в обществе или в сознании отдельно взятой группы людей.

В отношении биологической нормы можно установить более или менее четкие объективные границы допустимого разброса уровней функционирования человека, при котором организму не угрожает гибель от структурных и функциональных изменений. В отношении же определения психической нормы никаких четких объективных границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. Например, в классическом психоанализе гомосексуальность трактуется как патология, тогда как в современных психологических теориях, ориентированных на понятие индивидуальной нормы, — как норма.

Признаки психической патологии:

- отклонение от нормы (т.е. человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям; суждение о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств, а также от того, что считается нормой - писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе);

- душевные постоянные страдания (т.е. неприятные переживания; бывает, что люди, чье поведение можно считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой);

- психическая дисфункция, что мешает человеку должным образом выполнять свои повседневные обязанности (патологическое поведение может привести к психической дисфункции, т.е. до нервного расстройства, что мешает человеку в его повседневной жизни: что-то так сбивает его с толку, так волнует, что он не может в достаточной степени заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи эффективно работать);

- опасность, которую несет в себе человек (крайним случаем психической дисфункции является поведение, становится опасной для самого человека и для других, однако много людей, которые страдают от постоянной тревоги, депрессии и даже странно себя ведут, не несут непосредственной опасности ни для себя, ни для других).

Определение психического расстройства опирается на три базовых критерия:

1) отдельные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации в некоторый промежуток времени (например, если пять из девяти признаков депрессии наблюдаются у человека на протяжении двух недель и более, то только такое состояние признается расстройством);

3) типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдание и физический ущерб окружающим его людям.

На социальномуровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровьярассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы ипатологии более широкие, чем понятия здоровья иболезни. Норма и патология всегда континуальны: они охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, оказывающего влияние на выполнение нами повседневных функций вдеятельности, общении и поведении.

Позитивное определениездоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья,которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровьяпо определению ВОЗ:

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии собщепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения: 1) болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; 2) болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом,с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала люди определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее.

Конструкт болезни, существующий в европейской культуре, можно выразить следующим образом:

Таким образом, конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он является прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия на причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, мы, следуя конструкту болезни, начинаем предполагать, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, который, в свою очередь, вызван определенными для этого дефекта причинами.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Читайте также: