Председатель правительства рф является ли главой законодательной власти

Обновлено: 02.07.2024

Глава правительства- это лицо, которое представляет интересы населения государства и является главным должностным правителем. Зависимо от вида власти в стране правитель может называться королём, царём, монархом, премьер- министром, президентом и иметь разные полномочия. Монарх как представитель исполнительной власти имеет неограниченные полномочия при форме правления абсолютной монархии. При конституционной монархии правитель имеет ограниченные возможности. Также существуют такие формы правления как парламентская республика или президентская республика, где Президент имеет возможность принимать больше решений.

Права и обязанности главы правительства в России

В России премьер-министр имеет право совершать исполнительную власть при существовании парламента, регулировать управленческие меры на местах и в отдельных федеративных регионах. Дом правительства Российской Федерации расположен в Москве- столице государства. Он имеет и свой сайт, куда обычные гражданы могут обращаться за помощью, писать жалобы или рекомендации.

Премьер-министр как отдельный правительственный орган управления страной должен действовать в рамках законов Конституции РФ, например, Законе "О правительственной власти в Российской Федерации".

Полномочия этого должностного лица регулируются в зависимости от вида правления. В России они установлены 4 статьёй Коституции РФ.

Как таковой должности премьер- министра в России нет, существует только Председатель Правительства Российской Федерации, но в народе эту должность называют на западный манер премьером, что выговаривается проще.

Полномочия главы правительства в России

Статья 114 Конституции обозначает права и обязанности премьер-министра страны и представляет их такими:

1. Определяет бюджет государства и выделяет суммы на развитие отдельных отраслей (медицина, спорт и культура, образование и другие)
2. Проводит единую в государстве политику кредитную, финансовую, денежную.
3. Обеспечивает и выступает гарантом полной безопасности населения, мирной жизни на территории РФ.
4. Управляет государственной собственностью.
5. Является представителем государства как внутри страны, так и за её пределами, совершая внутреннюю и внешнюю политику.
6. Проводит советы правительственного состава при нужде, на котором имеет право присутствовать и Президент РФ если на то есть причины.
7. Осуществляет другие функции, которые определяет Конституция.

Премьер-министр имеет законодательную власть, которая даёт ему право выдавать указы, акты, которые обязательны к исполнению всем жителям государства, то есть гражданам Российской Федерации, или поступают к рассмотрению парламенту.

Связь Президента РФ и главы правительства

Назначения премьер-министра как правительственного лица наступает после согласования с Государственной думой, которая и является парламентом. Президент РФ имеет право назначать на места в Государственной думе отдельные лица, назначать различные должностные лица как представителей власти РФ. Председатель правительства в стране назначается путём личного выбора президентом РФ, но после полного согласования вопроса с Государственной думой. Чаще всего председателем становится человек, который занял второе место по итогу выборов. В случае если Государственная дума три раза не принимает решения президента, он имеет право её распустить. По другой причине он не может распускать парламент.

Президент РФ выбирается путём тайного голосования длительностью занимания должностью в шесть лет с момента этого голосования. Получивший большинство голосов кандидат и становится президентом. После выбора положена присяга, в которой президент клятвенно на Библии обещает хранить верность своему народу, выступает гарантом безопасности для своих граждан и гарантирует выполнение всех прав и свобод. После присяги, то есть дня получения всех полномочий, Президент имеет право выбирать любое доверенное лицо как главу правительства и вносить предложения Думе.

Существует также широкое количество органов при правительстве, которые занимаются различными вопросами по управлению и развитию регионов и отдельных отраслей.

Представитель правительственной власти в России во всём контролируется главой государства- Президентом. На данный момент Президентом РФ является Владимир Владимирович Путин, а премьер- министром- Дмитрий Медведев, который был назначен на эту должность в 2012 году Путиным. Медведев определяет основные направления в развитии государства, является основным советчиком президента по любым вопросам управления. Особенности его деятельности, а также порядок принятия человека на эту должность рассматриваются статьями 100-107 Конституции РФ.

Стоит отметить, что впервые должность премьер-министра в России появилась 1992 году и занял её Борис Ельцин. Председатель правительства государства Российской Федерации выбирается президентом сроком на 6 лет и при окончании срока правления президента может продолжаться если новое правительственное лицо это одобрит.

alt=

Порядок назначения и увольнения

Кандидатом для выбора в Представители правительственной власти в Российской Федерации может быть только исконный гражданин государства, который не имеет ни одного гражданства другого государства. После того как новоизбранный президент РФ получает свои полномочия и проводится клятва, не позднее чем спустя две недели, должно поступить предложение в Государственную Думу о рассмотре предложения той или иной кандидатуры для выбора Представителя правительственной власти. Также не позднее двух недель с момента отставки прошлого президента и не более чем недели спустя отклонения прошлой предложенной кандидатуры президентом РФ.

Внесённое предложение обязано быть рассмотренным не позже чем через неделю данного срока. Государственная Дума должна ответить или согласием или отклонением с полным и точным указанием причин.

Если же предложенная кандидатура трижды отклоняется, он имеет право распустить её и назначить новые выборы. Увы, это правило не действует в последнее полугодие нахождения президента на своей должности или во время военных действий на территории страны. Также невозможно увольнение части правительства или отдельных человек в правительственном совете. Если Президент РФ сомневается в правильности оказанного недоверия, то он может уволить весь Совет при условии, что он функционирует не меньше года со два выборов.

Увольнение и отставка

Премьер-министр Российской Федерации может отказаться от выполнения своих должностных обязанностей и подать заявление об отставке в таких случаях:

1. Собственное желание
2. Невозможность выполнения должностных обязанностей в связи с различного рода заболеваниями и так далее. Точные причины не уточняются, Председатель во время отставки сам пишет объяснение своим действиям.

Отставка Представителя правительственной власти в Российской Федерации влечёт за собой и прекращение работы и полную отставку и самого парламента, то есть Правительства. Эти вопросы регулируются статьёй 7 Конституции РФ.

Также возможна и отставка премьер-министра не по собственному желанию, а путём увольнения Президентом РФ. Это случается в случае недоверия Государственной Думой деятельности премьер-министра РФ и его невозможность здраво выполнять свои полномочия. Отставка премьер- министра РФ рассматривается статьями 117 и 35 Конституции России. Если президент принял решение об отставке премьер- министра государства, от он обязан сообщить о своём решении Совету и Государственной Думе.

Не смотря на эти факты, Представитель правительственной власти Российской Федерации в соответствии со статьёй 4 Конституции РФ имеет право самостоятельно поднять вопрос о доверии, оказываемому ему самому. Если в доверии будет отказано, то поднимается ещё и вопрос об отставке, который, как известно, может принять только президент России- на данный момент Владимир Путин. Стоит отметить, что если президент не согласен с отказом в доверии он может уволить депутатов Государственной Думы и провести новые выборы. Новые независимые выборы должны быть проведены не позже чем через неделю после объявления о принятом решии.

Выполнение обязанностей президента

В любой ситуации, когда Президент РФ не может выполнять своих обязанностей по какому-то ряду причин, их принимается выполнять его доверенное лицо, кем и является Представитель правительственной власти Российской Федерации. Он имеет некие ограничения, ведь его работа является временной и он не получает полных полномочий, которые имеет настоящий принятый Президент государства. Председатель в роли Президента не имеет права собирать всенародные собрания, которые являются референдумами, не имеет права увольнять другие должностные лица, в том числе распускать Государственную Думу как основной орган при Президенте РФ.

Нынешнее правительство

В нынешнее время должность Председателя правительственной власти занимает Дмитрий Анатольевич Медведев. Согласие ещё в 2012 году было дано Государственной Думой президенту Владимиру Путину. Также эту кандидатуру поддержало несколько лидирующих партий государства. В мае 2012 года было создано Правительство Российской Федерации под его руководством. Его политика направлена на развитие сельского хозяйства, что продолжает и саму политику президента Владимира Путина в стране. Стоит отметить и то, что данная личность была ранее и президентом, до назначения Владимира Путина. Данные правители гармонично дополняли политику друг друга и продолжали развивать страну, выводя её на новый уровень. Во внешней политике они оба всегда пытались вести мирную и дипломатичную внешнюю политику, что приводило к удачным сделкам и договорам. К сожалению, не все действия известного политика приводили к успешному результату. Таким образом, конфликт в Грузии был осуждён европейской знатью и США.

Не так давно премьер- министр Дмитрий Медведев утвердил основной план развития страны до 2018 года включительно. Как заявляет сам политик, в связи с неустойчивыми событиями в социально- экономической сфере, а также невнятой ситуации с внешнеполитическими факторами, основная задача как на сегодняшний день, так и на ближайшие несколько лет- возродить экономику Российской Федерации и поставить перед собой новые цели, выбрать определённые приоритеты, к которым в будущем можно будет уверенно стремиться. Медведев как премьер- министр РФ отметил, что в разработке нового плана основных направлений государства были учтены все предложения, поступившие от депутатов Государственной Думы. Он лично рассмотрел все аспекты, которые могут повлиять на состояние экономики и способы её улучшения.

Дом правительства Российской Федерации Валерий Шарифулин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

- проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. - 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. - 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров. В структуре - 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы "Открытое правительство" и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр "Артек" и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Среди правительственных наград - медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.

Назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министров.

Председатель правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Полномочия председателя правительства Российской Федерации

Функции председателя правительства:

  • определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства;
  • представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • представляет правительство внутри государства и за его пределами;
  • организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;
  • систематически проводит совещания с членами правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности правительства, поручений Президента Российской Федерации правительству, принимает решения по оперативным вопросам;
  • подписывает нормативные акты правительства (постановления и распоряжения);
  • распределяет обязанности между членами правительства;
  • систематически информирует Президента Российской Федерации о работе правительства.

Помимо основных обязанностей и функций председатель Правительства РФ входит в российские и международные организации:

  • Совет Безопасности Российской Федерации;
  • Совет глав правительств Содружества Независимых Государств;
  • Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси;
  • Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);
  • Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

Порядок назначения и увольнения

Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Кандидатом на должность председателя правительства может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

Предложение о кандидатуре председателя правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Председателя Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру председателя правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

Права и полномочия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации при принятии Президентом решения об освобождении от должности председателя правительства, уходит в отставку всё правительство.

  • по собственному заявлению об отставке;
  • в случае невозможности исполнения председателем правительства своих полномочий.

Согласно п. 4 ст. 117 Конституции Российской Федерации, председатель правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, президент в течение семи дней должен принять решение об отставке правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Стоит отметить, что Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу на этом основании в течение года после её избрания.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности председателя правительства в день принятия решения.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно — орган государственной власти, осуществляет исполни­тельную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации Пра­вительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществ­ляет систематический контроль за их исполнением органами испол­нительной власти, принимает меры по устранению нарушений за­конодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Прави­тельства РФ принадлежит Президенту, который назначает Пред­седателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с пра­вом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:

- он возглавляет Правительство;

- определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, указами Президента РФ основные направле­ния деятельности Правительства и организует его работу;

- пред­ставляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;

- ве­дет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

- подписывает акты Правительства;

- представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры прини­мают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обес­печивают их исполнение. Раздел П. Субъекты административного права.

Заместители Председателя Правительства в порядке распре­деления обязанностей между ними координируют работу мини­стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и про­екты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотре­нии и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопро­ектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 Федерального консти­туционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативны­ми указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ "осуществляет иные пол­номочия, возложенные на него Конституцией Российской Федера­ции, федеральными законами, указами Президента Российской Фе­дерации". Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполни­тельной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается "иных" конституционных полномочий, то их конкрет­ные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по оп­ределенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в Федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его пол­номочия.




В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными орга­нами исполнительной власти. Так, Правительство руководит рабо­той данных органов и контролирует их деятельность, а также ко­ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территори­альные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнитель­ной власти.

Правительство утверждает положения о подчиненных ему ор­ганах исполнительной власти. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные орга­ны, а также органы при Правительстве РФ и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализа­цию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осу­ществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает един­ство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятель­ность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социаль­но-культурной, административно-политической, внешних отноше­ний. Они конкретизированы применительно к особенностям соответ­ствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществ­лять Правительство РФ, можно назвать следующие.

На него воз­ложены:

- разработка и обеспечение исполнения федерального бюд­жета;

- проведение в стране единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики, а также единой государственной политики в облас­ти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

- оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России;

- утверждает и обес­печивает выполнение важнейших федеральных программ.

- на него возложено обеспечение проведения единой государственной поли­тики в области экологии.

- оно координирует работу органов испол­нительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения;

- принимает меры по лик­видации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихий­ных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке реше­ния о создании и ликвидации федеральных унитарных государ­ственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федераль­ным органам государственной власти по управлению и распоряже­нию объектами федеральной собственности.

Некоторые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Рос­сийской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Феде­рации) — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционер­ных обществах и т. д.

Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятель­ности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно де­легировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предпри­ятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; на­значение на должность и освобождение от должности руководите­лей федеральных предприятий; заключение, изменение и растор­жение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руковод­ство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспе­чению обороны страны и государственной безопасности; по обеспе­чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внеш­ней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомствен­ных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязатель­ные к исполнению в РФ. Правительство же обеспечивает и испол­нение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом. Но предусматривается возможность и его досроч­ной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. 117). Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по это­му вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Ду­мой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформи­рования нового Правительства РФ.

Читайте также: